Островский семейная картина краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

История создания

Островский начал переделку комедии 26 января, а закончил 14 февраля 1847 года. Это была первая законченная пьеса драматурга. В тот же день, по совету своих друзей, он прочел её в присутствия ряда литераторов, в публичном собрании (у профессора Шевырёва). Пьеса произвела на слушателей большое впечатление.

Цензор дал отрицательный отзыв о пьесе. На основании этого отзыва пьеса 28 августа 1847 года была запрещена к постановке.

Действующие лица

  • Антип Антипыч Пузатов, купец, 35 лет.
  • Матрёна Савишна, жена его, 25 лет.
  • Марья Антиповна, сестра Пузатова, девица, 19 лет.
  • Степанида Трофимовна, мать Пузатова, 60 лет.
  • Парамон Ферапонтыч Ширялов, купец, 60 лет.
  • Дарья, горничная Пузатовых.

Ссылки

  • Литературные произведения по алфавиту
  • Пьесы Александра Островского
  • Пьесы 1847 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Семейная картина" в других словарях:

Семейная хроника Аксакова — Первые отрывки ее начаты А. в половине 40 х годов, но работа двигалась медленно. Сем. хр. пишется как то вяло , говорит С. Т. в письме к Гоголю от 21 июня 1848 г., и, действительно, А. были закончены первые три очерка только в 1854 г. От… … Словарь литературных типов

Фатальная семейная бессонница — МКБ 10 A81.981.9 МКБ 9 046.8046.8 OMIM … Википедия

Хроническая семейная бессонница — Фатальная семейная бессонница МКБ 10 A81.9 МКБ 9 046.8 OMIM … Википедия

МИОПЛЕГИЯ СЕМЕЙНАЯ — (отгреч. mys мышца и plege удар) (син. myoplegia ре riodica, s. familialis, myoplegia paroxys malis congenita, пароксизм ал ьный паралич, периодический паралич конечности, dystrophia myoplegica), редкое семейное заболевание нервной системы,… … Большая медицинская энциклопедия

Атаксия пароксизмальная семейная — Син.: Атаксия периодическая. Дебютирует чаще в детском возрасте, но может проявляться и позже – до 60 лет. Клиническая картина сводится к приступообразным проявлениям нистагма, дизартрии и атаксии, к снижению мышечного тонуса, головокружению,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Островский, Александр Николаевич — драматический писатель, начальник репертуара Императорского Московского театра и директор Московского театрального училища. А. Н. Островский родился в Москве 31 го января 1823 г. Отец его, Николай Федорович, происходил из духовного звания, и по… … Большая биографическая энциклопедия

Репертуар Московского Малого театра XX века — Основная статья: Репертуар Московского Малого театра Здесь представлен список постановок Московского академического Малого театра России за XX век. Содержание 1 1900 е 2 1910 е 3 1920 е 4 … Википедия

НОГОТЬ — НОГОТЬ, ungnis, придаточное образование кожи, являющееся подобно копытам и когтям животных производным эпидермиса. Ногти представляют собой состоящие из особого рода ороговевших элементов плотные четырехугольные пластинки, расположенные на… … Большая медицинская энциклопедия

Островский, Александр Николаевич — Александр Островский … Википедия

А. Н. Островский — Александр Николаевич Островский В.Г. Перов. Портрет А.Н. Островского (1877) Дата рождения: 31 марта (12 апреля) 1823(18230412) Место рождения … Википедия

Пока купец ищет своей сестре богатого жениха и гуляет в трактире, сестра встречается со своим "милым", который слишком беден, чтобы жениться.

Дом купца Антипа Антиповича Пузатова. Его сестра, Мария Антиповна, девушка девятнадцати лет, скучает. Она выглядывает в окно милого ей Василия Гавриловича. С женой брата, Матреной Савишной, они планируют тайком пойти погулять. Горничная Пузатовых, Дарья, возвращается от Василия Гавриловича, который со своим другом, Иваном Петровичем, планируют встретиться с барышнями. Василий Гаврилович женился бы на Марии Антиповне, но он человек бедный.

Мать Пузатова, Степанида Трофимовна выговаривает сыну, что он всё время проводит в трактире, жена хозяйством не занимается, только наряжается, и может поменять его на красавца какого-то. Сын отмахивается.

Степанида Трофимовна беспокоится за дочь — ей замуж пора. Антип Антипович подыскивает сестре жениха среди своих знакомых. Они с матерью останавливаются на купце Парамоне Ферапонтовиче Ширялове. Хоть он стар да плутоват, зато денег куры не клюют. А то, что Ширялов плутует, так у Антипа Антиповича самого рыльце в пушку.

Неожиданно появляется сам Ширялов. Он жалуется на здоровье и на своего непутёвого сына, который учится не хочет, а только тратит деньги отца. Пузатов предлагает его женить и тем самым образумить. Купец удивляется: кто же за него пойдет? Но Пузатов успокаивает приятеля - он тоже был такой, а ведь отдали за него Матрену Савишну. Чтоб сохранить капитал, Пузатов предлагает Ширялову самому жениться на Марии Антиповне. Тот соглашается и уходит. Пузатов отправляется в трактир.

Появляются разодетые Матрена Савишна и Мария Антиповна и, хохоча, уходят, ведь Антип Антипович пропадёт дня на три.

Сестра купца – Мария влюблена в бедного Василия. Купец находит для нее старого и богатого жениха. В то время как брат пропадает в трактире, девушка идет на встречу с возлюбленным.

За минуту

Мать Пузатова отчитывает сына за то, что тот постоянно пропадает в трактире. Она опасается, что его супруга может найти себе какого-нибудь красавца.

Купец находит сестре жениха – старого, богатого Ширялова. Он приходит в дом Пузатова, где рассказывает о плохом здоровье и непутевом сыне. Пузатов предлагает женить молодого человека, чтобы его образумить. Когда гость спрашивает, кто же за такого пойдет, хозяин дома заявляет, что когда-то сам был таким.

Пузатов говорит, чтобы Ширялов женился на его сестре и тот соглашается. После ухода гостя купец направляется в трактир. Довольные Матрена и Мария уходят, радуясь, что Пузатов снова пропадет на 3 дня.

libking

Александр Островский - Семейная картина краткое содержание

Семейная картина - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Матрена Савишна. Сейчас! Ах, батюшки, авось, не умрешь!

Антип Антипыч. Да что ж так-то сидеть! скука возьмет.

Степанида Трофимовна. Вот пострел! Прости господи! Эка угорелая девка! Ну, что ты бежишь-то сломя голову! Ведь над нами не каплет. Да уж и ты-то, отец мой, никак с ума спятил: который ты раз чай-то пить принимаешься! Дома два раза пил да, чай, в городе-то нахлебался! (Наливает чай.)

Антип Антипыч. Что ж! Ничего! Что за важность! Не хмельное! Пили-с. Вот с Брюховым ходили, ходил с Саввой Саввичем. Что ж! Отчего с хорошим человеком чайку не попить? А я нынче, матушка, Брюхова-то рублев на тысячу оплел. (Берет чашку.)

Степанида Трофимовна. Уж где тебе, дитятко! Самого-то, чай, кругом обманывают. За приказчиками ты не смотришь, торговлей не занимаешься. Уж какая это, Антипушка, торговля! С утра до вечера в трактире сидите, брюхо наливаете. Ох! никакого-то, как посмотрю я, у вас порядку нету. Уж вы и меня-то с пути сбили. Поутру самовар со стола не сходит до одиннадцати часов: сначала молодцов[1] напоишь, в город[2] отпустишь; потом ты, родимый, подымаешься: тебя-то скоро ли ублаготворишь; потом барыня-то твоя. Не то что к обедне сходить, вы и лба-то перекрестить не дадите, прости господи! Как бы жил ты, Антипушка, по старине-то, как порядочные люди-то живут: встал бы ты в четыре часа, за порядком бы посмотрел, на дворе поглядел бы, и все такое, и все как следственно, к обедне бы сходил, голубчик, да и хозяюшку-то свою поднял бы: “вставай, мол, полно нежиться-то! пора за хозяйство приниматься”. Да-таки и хорошенько бы. Что смотришь-то на меня? правду говорю, Матрена Савишна, правду.

Матрена Савишна. Уж вы теперь начнете!

Степанида Трофимовна. Ах, мать моя; да ведь мной только дом-то и держится. Уж не тебе ли хозяйкой быть, сударыня! Нет, погоди, матушка, молода еще, мелко плаваешь! Ну, сама ты посуди: встаешь ты — стыдно сказать, а грех утаить — в одиннадцатом часу; а я-то тебя за самоваром изволь дожидаться… а я, сударыня, постарше тебя — так-то-с. Больно барственно, Матрена Савишна, больно барственно! Уж как ни финти, а барыней не бывать, голубушка ты моя — все-таки купчиха. Это, сударь ты мой, разрядится, мантилий да билиндрясы разные навешает на себя, растопырится, прости господи, распустит хвост-то, как павлин… фу ты, прочь поди… так и шумит! А уж ты, Матрена Савишна, как ни крахмалься, а все-таки не барыня… тех же щей, да пожиже влей!

Матрена Савишна. Что ж, не в платочке же мне ходить, и то сказать!

Степанида Трофимовна. А ты, сударыня, своим званием не гнушайся.

Антип Антипыч. Отчего ж не нарядиться, коли есть во что? Ничего. Можно. Что за важность? Да она у меня как разрядится-то, так лучше всякой барыни, вальяжнее, ей-богу! Ведь те всё мелочь; с позволения сказать, взглянуть не на что нашему брату. А она-то у меня таки тово… То есть я… насчет телесного сложения. Ну, и все такое!

Матрена Савишна. Уж ты, Антип Антипыч, заврался, кажется.

Марья Антиповна. Как вам, братец, не стыдно? всегда конфузите.

Антип Антипыч. Что ж такое? Нешто я что дурное сказал? Что за важность! Иногда и не то скажешь, да с рук сходит. Я как-то вот при генерале такое словечко ухнул, что самому страшно стало: да что ж делать-то! не схватишь, да опять не спрячешь. А это я супротив той точки речь веду, что понаряднее все-таки лучше; то есть хоть и не барыня, а все-таки… то есть, на линии… Что за важность!

Степанида Трофимовна. Знаю, голубчик, знаю. Да вот как с тобой вместе-то выедет она куда-нибудь, разоденется-то, знаешь ли, да перо-то на сажень распустит, то-то, чай, она, бедная, думает: “эко, дескать, горе мое: муж-то у меня пузастый да бородастый какой, а не фертик, дескать, какой-нибудь раздушенный да распомаженный!”

Антип Антипыч. Чтоб она меня, молодца такого, да променяла на кого-нибудь, красавца-то этакого! (Разглаживает усы.) Ну-ка, Матрена Савишна, поцелуйте-с!

Матрена Савишна целует его с притворною нежностью.

Степанида Трофимовна. Эх, дитятко, враг-то силен! Мы с покойником жили не вам чета: гораздо-таки полюбовнее, да все-таки он меня в страхе держал, царство ему небесное! Как ни любил, как ни голубил, а в спальне, на гвоздике, плетка висела про всякий случай.

Матрена Савишна. Уж вы меня всегда с мужем расстраиваете: что я вам за злодейка такая!

Степанида Трофимовна. А ты, матушка, молчи лучше!

Матрена Савишна. Как же! стану я молчать! дожидайтесь. Я, слава богу, купчиха первой гильдии: никому не уступлю!

Степанида Трофимовна. Великая важность! купчиха ты! Видали и почище вас. Я и сама от семи собак отгрызусь…

Матрена Савишна. А все-таки молчать не заставите! Не родился тот человек на свет, чтобы меня молчать заставил.

Степанида Трофимовна. А ты думаешь, мне очень нужно! А бог с вами; живите, как знаете: свой разум есть. А уж к слову придется, так не утерплю: такой характер. Не переделаться мне для тебя…

Молчание. Все сидят надувшись.

Да вы у меня и Машутку-то вот избаловали совсем.

Антип Антипыч. А что, Маша, хочешь, я тебе жениха найду?

Степанида Трофимовна. Давно бы тебе пора хватиться-то: ты, кажется, и забыл, что у тебя сестра девка на возрасте.

Марья Антиповна. Что вы, маменька! всё “на возрасте да на возрасте!” Мне ведь не бог знает сколько.

Степанида Трофимовна. Полно модничать-то, сударыня! Я по четырнадцатому году замуж шла; а тебе ведь — стыдно при людях сказать — двадцать лет.

Антип Антипыч. Хочешь, Маша, Косолапова посватаю?

Марья Антиповна. Ах, братец, да от него и в мясоед всегда луком пахнет, а в пост-то так просто ужасть.

Антип Антипыч. Ну, Перепяткина: чем не жених? (Смеется.)

Марья Антиповна. Да вы, братец, это нарочно мне все уродов навязываете.

Антип Антипыч. Что ж. Ничего. Хорошие женихи, Маша, хорошие! (Смеется.) Важные женихи!

Марья Антиповна. Да вы это все насмех! (Чуть не плачет.)

Степанида Трофимовна. Да ты полно зубы-то скалить! Я дело говорю, Антип Антипыч! Что балясничать-то! А ты, сударыня, не бойся; женихи найдутся, любова выбирай: ты у нас ведь не голь саратовская, невеста с приданым. Только за благородного не отдам… ты и не думай, и не воображай себе.

Читайте также: