Особенности учебного материала и учебно методических пособий в школах коррекционной направленности

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОРРЕКЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В Казахстане по различным образовательным программам обучаются почти 4,5 млн. человек. Работают в системе образования и науки около 500 тыс. педагогов и ученых.

Таким образом, почти 30% населения республики охвачены системой образования и науки, 85% населения в возрасте от 5 до 24 лет – образовательными программами, 99,5 % населения республики – грамотные люди. В Казахстане достигнут полный охват детей начальным образованием и проводится значительная работа по повышению качества образования в целом по всем его уровням. По последним результатам исследования "Образование и профессиональные навыки: стратегии для ускоренного развития в Азии и Тихоокеанском регионе", проведенного Азиатским банком развития, Казахстан занимает 1 место в Азии по индексу развитости образования (EDI). Ежегодно растут государственные расходы на образование Финансирование системы образования за 9 лет выросло в 7 раз и составило 3,7% к ВВП. Доступность образования Проводимая в последние годы модернизация системы образования страны положительно сказалась на расширении масштаба системы и повышении доступности образования.

Увеличивается количество учебных заведений, особенно дошкольных организаций, идут процессы оптимизации сети организаций образования, создаются новые их виды и типы, улучшаются показатели доступности. Масштаб системы образования характеризуется сетью учебных заведений, оптимальностью их расположения по территории страны и контингентом обучающихся на всех уровнях образования

Система образования в республике на основе принципа непрерывности и преемственности образовательных учебных программ включает следующие уровни образования:

1) дошкольное обучение и воспитание;

2) начальное образование;

3) основное среднее образование;

4) среднее образование (общее среднее образование, техническое и профессиональное образование);

5) послесреднее образование;

6) высшее образование;

7) послевузовское образование.

Дадим примерную содержательную расшифровку образовательного коррекционного процесса по Б.К.Тупоногову:

1.Коррекционное обучение - это усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психофизического развития и усвоение способов применения полученных знаний;

2.Коррекционное воспитание - это воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и т.д.), позволяющих адаптироваться в социальной среде;

3.Коррекционное развитие - это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

В основе функционирования коррекционной педагогической системы находятся следующие положения, сформулированные Л.С.Выготским в рамках, разработанной им теории культурно-исторического развития психики: сложность структуры (специфические особенности) дефекта, общие закономерности развития нормального и аномального ребенка. Целью коррекционной работы по Л.С.Выготскому должна выступать ориентация на всестороннее развитие аномального ребенка как обычного, попутно осуществляя исправление и сглаживание его недостатков:

"Надо воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого - значит воспитывать глухоту и слепоту. " . Коррекция и компенсация нетипичного развития эффективно могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зоны актуального и ближайшего развития. Процесс образования в целом опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Отсюда, важнейшей задачей коррекционного обучения является - постепенный и последовательный перевод зоны ближайшего развития в зону актуального развития ребенка. Реализация коррекционно-компенсаторных процессов нетипичного развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего развития, которая должна выступать ориентиром деятельности учителя, воспитателя, социального педагога и социального работника. Необходимо систематическое, повседневное качественное совершенствование и приращение уровня ближайшего развития.

Коррекция и компенсация развития нетипичного ребенка не могут происходить стихийно. Необходимо создание определенных условий для этого: педагогизация окружающей среды, а также продуктивное сотрудничество различных социальных институтов. Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика психомоторного развития, выступают адекватные условия воспитания в семье и раннее начало комплексных лечебно - реабилитационных и коррекционных психолого - педагогических, социокультурных мероприятий, которые подразумевают создание трудотерапевтической среды, ориентированной на формирование адекватных отношений к окружающим, обучение детей простейшим трудовым навыкам, развитие и совершенствование интегративных механизмов с целью включения, по-возможности на равных, детей с проблемами в обычные, общепринятые социокультурные отношения. Л.С.Выготский в связи с этим писал : "Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать таких детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми" . Обязательным условием реализации интегрированного обучения выступает ориентация не на особенности имеющегося нарушения, а прежде всего на способности и возможности их развития у нетипичного ребенка. Существует, как отмечает Л.М.Шипицына, несколько моделей интегрированного образования детей с проблемами:

Обучение в условиях массовой школы (обычный класс);

Обучение в условиях специального класса коррекции (выравнивания, компенсирующего обучения) при массовой школе;

Обучение по разным образовательным программам в рамках одного класса;

Обучение в специальной образовательной коррекционной школе или школе-интернате, где имеются классы для здоровых детей.

Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий. С учетом онтогенетических особенностей детей со специальными образовательными потребностями выделяют ряд принципов коррекционной учебно - воспитательной работы:

1.Принцип единства диагностики и коррекции развития;

2.Принцип коррекционно - развивающей направленности обучения и воспитания;

3.Принцип комплексного (клинико - генетического, нейрофизиологического, психологического, педагогического) подхода к диагностике и реализации возможностей детей в процессе образования;

4.Принцип ранней интервенции, подразумевающий медико-психолого-педагогическое корригирование пораженных систем и функций организма, по-возможности - с младенческого возраста;

5.Принцип опоры на сохранные и компенсаторные механизмы организма с целью повышения результативности проводимой системы психолого-педагогических мер;

6.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в рамках коррекционного образования;

7.Принцип непрерывности, преемственности дошкольного, школьного и профессионально-технического специального коррекционного образования.

Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Она является основой процесса социализации аномальных детей. Коррекционной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у детей общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков. Система коррекционной учебно-воспитательной работы строится на активном использовании сохранных возможностей нетипичного ребенка, "пудов здоровья" , а не " золотников болезни ", по образному выражению Л.С.Выготского. В истории развития взглядов на содержание и формы коррекционной учебно-воспитательной работы существовали различные направления :

1.Сенсуалистическое (лат. sensus-ощущение). Его представители полагали, что наиболее нарушенным процессом у аномального ребенка является восприятие, которое считалось основным источником познания мира (Монтессори М., 1870-1952, Италия). Поэтому в практику специальных учреждений были введены особые занятия по воспитанию сенсорной культуры, обогащению чувственного опыта детей. Недостатком данного направления было представление о том, что улучшение в развитии мышления происходит автоматически в результате совершенствования сенсорной сферы психической деятельности.

2.Биологизаторское (физиологическое). Основатель - О.Декроли (1871-1933гг., Бельгия). Представители считали, что весь учебный материал необходимо группировать вокруг элементарных физиологических процессов и инстинктов детей. О.Декроли выделял три этапа коррекционно-воспитательной работы: наблюдение (во многом этап созвучен теории Монтессори М.), ассоциация (этап развития мышления посредством изучения грамматики родного языка, общеобразовательных предметов), выражение (этап подразумевает работу над культурой непосредственных действий ребенка: речи, пения, рисования, ручного труда, движений).

3.Социально - деятельностное. А.Н.Граборов (1885-1949гг.) разработал систему воспитания сенсорной культуры с опорой на социально значимое содержание: игра, ручной труд, предметные уроки, экскурсии в природу. Реализация системы осуществлялась с целью воспитания у детей с умственной отсталостью культуры поведения, развития психических и физических функций, произвольных движений.

4.Концепция комплексного воздействия на личность аномального ребенка в процессе образования. Направление оформилось в олигофренопедагогике в 30 - 40гг. XXв. под влиянием исследований о развивающем значении процесса обучения в целом (Выготский Л.С., Гнездилов М.Ф., Дульнев Г.М., Занков Л.В., Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф., Соловьев И.М.). Данное направление связано с концепцией динамического подхода к пониманию структуры дефекта и перспектив развития умственно отсталых детей. Основным положением данного направления было и остается в настоящее время то, что исправление дефектов познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии не выделяется в обособленные занятия, как это имело место.

ПРЕДИСЛОВИЕ


Характеристика раздела
и основных направлений работы

Основные методы и приемы работы

Характеристика раздела
и основных направлений работы

В основу разработки программного содержания по данному разделу заложено воспитание у детей определенного возраста интереса к основным видам детской деятельности и формирование у них способов действий в рамках ведущего и типичных видов деятельности, опираясь на представления о ее структурных компонентах, среди которых важно учитывать следующие:


Изобразительная деятельность и конструирование.

Изобразительная деятельность относится к типичным видам детской деятельности, занимает ведущее место наряду с игровой деятельностью. Изобразительная деятельность имеет синтетический характер и выражает особенности зрительного восприятия, моторной координации, речи, мышления, памяти.
Первичным звеном становления изобразительной деятельности является двигательно-осязательный опыт ребенка, накапливаемый в процессе предметно-практической деятельности. Манипулирование с предметами развивает восприятие малыша. Развитие восприятия трактуется как совершенствование перцептивных действий — ориентировочных, исследовательских реакций, направленных на получение информации и построение зрительных образов. Изначально у детей формируются внешние ориентировочные действия под влиянием обучения развернутым способам обследования объектов — сличению, совмещению, сближению, моделированию. Затем происходит интериоризация — перенос внешних ориентировочных действий в наглядно-образный план.
Таким образом, изобразительная деятельность помогает ребенку упорядочивать бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющихся представлений о мире. С другой стороны, в этой деятельности используется опыт, приобретенный в других видах детской деятельности. Поэтому изобразительная деятельность рассматривается в литературе как форма усвоения ребенком человеческой культуры и как способ присвоения социального опыта.
Одно из значений изобразительной деятельности заключается также в том, что она мобилизует познавательные возможности ребенка, развивает, учит ориентироваться в окружающем мире, а также преобразовывать его. Создание творческих изображений, основанных на развивающемся у ребенка воображении и творческой переработке воспринимаемой информации из окружающего мира, позволяет дошкольникам выйти на новый уровень отношений с окружающей действительностью. Создавая собственный рисунок, аппликацию, ребенок начинает ощущать себя творцом, изменяющим материалы и средства. Именно творческая деятельность позволяет ребенку испытать ситуацию успеха, значимую для его познавательного и личностного развития.


Ручной труд.

Трудовое воспитание включает в себя становление практических действий детей, которые осуществляются в процессе формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Занятия ручным трудом направлены на развитие умственных и практических действий детей. Дети знакомятся с разнообразными свойствами и качествами предметов, которые их окружают, овладевают способами обработки различных материалов, познают их области применения в повседневной и эстетическо-художественной деятельности. На занятиях происходит формирование представлений детей о труде взрослых, а также воспитывается уважение к труду взрослых и к результатам собственного труда.
Хозяйственно-бытовой труд охватывает области взаимодействия детей с живой и неживой природой в их тесной взаимосвязи. Дети учатся заботиться о своем ближайшем окружении, следить за чистотой, за своим внешним видом. Наблюдая за растениями и животными, дети овладевают навыками ухода за ними, охраны и сохранения живой природы. У детей формируются основы чувства долга — покормить животное, полить растение; развиваются отзывчивость, наблюдательность, аккуратность. Закрепляются навыки поддержания своей одежды, обуви, жилища в красивом, ухоженном состоянии.
В соответствии с этими направлениями работы выделяются следующие виды занятий : обучение игре, формирование изобразительной деятельности и конструирования, формирование элементарной трудовой деятельности (культурно-гигиенические навыки, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд).

Основные методы и приемы работы по изобразительной
деятельности (лепка, аппликация, рисование)

Основные методы и приемы работы
по конструированию

Основные методы и приемы работы
по трудовому воспитанию

Выполнила: Пронина Людмила Валентиновна

Методические требования к уроку в специальном (коррекционном)

1. Введение.

Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях, повышения эффективности учебного процесса. Образовательное коррекционное учреждение должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т. е. – социально адаптироваться. Поэтому образовательное учреждение при организации учебного процесса должно руководствоваться следующими принципами:

1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств;

2) использование проблемных ситуаций является наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала;

3) методы обучения и виды учебной деятельности на уроке должны быть разнообразны;

4) на уроке должно присутствовать рациональное сочетание слова, наглядности и действия;

5) трудовое воспитание и обучение не должно ограничиваться общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей ручной умелости, оно должно иметь профессиональную направленность;

6) вся система коррекционной работы должна осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.

Урок – одна из форм организации учебного процесса.

При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Кроме дидактических требований урок в специальной школе предполагает воспитательную и коррекционную цели.

Коррекционно–развивающая цель преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие:

- зрительного восприятия и узнавания;

- зрительной памяти и внимания;

- слухового внимания и памяти;

- основных мыслительных операций;

- наглядно-образного, словесно-логического мышления и т. п.

2. Основные дидактические требования к уроку.

Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

Урок в коррекционной школе должен быть воспитывающим и развивающим. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

На уроке должны осуществляться межпредметные связи.

На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

1. проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);

2. соответствие мебели возрасту детей;

3. соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

4. соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

5. соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

1. оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;

2. способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.

4. Специальные требования к уроку в коррекционной школе:

1. Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;

2. Упрощение структуры ЗУН (знаний, умений, навыков) в соответствии с психофизическими возможностями ученика;

3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

4. Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;

5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;

6. Опора на более развитые способности ребенка;

7. Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся делением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.

5. Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке в коррекционной школе заключаются в следующем:

1. рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;

2. выбор цели и средств ее достижения;

3. регулирование действий учеников;

4. побуждение учащихся к деятельности на уроке;

5. развитие интереса к уроку;

6. чередование труда и отдыха.

6. Типы урока в коррекционной школе

В практике специальных школ различают пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.

Пропедевтический урок

Пропедевтический урок используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности (в первом классе, для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика.

Урок изучения нового материала -

Это процесс длительный. Овладение чтением, письмом осуществляется месяцами. Из-за инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются уроки - совершенствования знаний. На них осуществляется углубление и расширение знаний в границах поданного ранее объема. На этих уроках используются упражнения в практическом применении знаний и тренинг для формирования навыков.

Урок закрепления знаний в коррекционной школе

Урок обобщения и систематизации знаний в коррекционной школе

В целях предупреждения забывания проводятся уроки обобщения и систематизации знаний. На этом уроке объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами. В программе учебного материала такие типы уроков используются для повторения.

Урок проверки и оценки знаний в коррекционной школе

применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся на решение познавательной задачи практическими действиями. Реализуется этот тип урока практической работой в классе.

Коррекционный урок

применяют для практической реализации коррекции речи, понятий, координации, действий, письма и т. д. При этом широко используются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов.

Комбинированный урок в коррекционной школе

В практике работы специальной школы чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков.

Этапы комбинированного урока:

- организация начала урока;

- проверка усвоения ранее изученного и домашнего задания;

-объяснение нового материала, который рационально сочетается с действиями и наглядностью;

- подведение итогов урока;

В зависимости от задач в одних уроках этого типа главное место занимает усвоение нового, в других - воспроизведение изученного, в-третьих - повторение и систематизация усвоенного.

7. Этапы урока

С учетом динамики работоспособности умственно отсталых учащихся рекомендуется применять следующие этапы организации деятельности на уроке:

Организационно-подготовительный:

Первый этап обеспечивает быстрое включение детей в урок и предпосылки к продуктивной работе. Слово учителя может и не влиять на установку для работы, поэтому словесное обращение следует дополнять двигательными и сенсорными упражнениями, направленными на активизацию внимания, восприятия мышления. Эти упражнения длятся до семи минут, в первую очередь в начальных классах, и должны быть связаны с предстоящей работой.

По содержанию эти упражнения могут быть арифметической игрой, игрой на узнавание, цепочкой слов, программированными играми, работой с картинками, конструированием, составлением мозаики, грамматическим разбором, просмотром диафильмов, физическими упражнениями, игрой в лото.

Главный принцип педагогической организации урочной работы заключается в постоянном управлении действиями умственно отсталых детей, вплоть до полной их самостоятельности.

Основной этап.

Заключительный этап состоит в организационном завершении урока.

Основной этап должен осуществляться до двадцать пятой минуты и заключительный - с тридцатой минуты урока. В периоды спада работоспособности (двадцать пятая минута, желательно проводить физкультурные минутки. При самостоятельной работе учащихся наиболее продуктивными являются первые пятнадцать-двадцать минут. Наличие того или иного этапа урока зависит от его типа.

8. Образовательные задачи:

• формировать (формирование) у учащихся представления о …;

• знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;

• учить применять на практике…;

9. Коррекционно-развивающие задачи:

• корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;

• коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;

• коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом…;

• коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);

• коррекция и развитие зрительных восприятий;

• развитие слухового восприятий;

• коррекция и развитие тактильного восприятия;

• коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);

• коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);

• коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;

10. Воспитательные задачи:

• воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к, трудолюбие, умение сопереживать и т. п.)

Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока. Например, на уроке изучения нового материала – дать понятия, познакомить, на уроке закрепления знаний – закрепить, повторить и т. п.

11. Методы обучения.

Классификация и выбор методов обучения умственно отсталых школьников зависит от принципов решения вопроса обучения. Классификация методов обучения многообразна, их насчитывается до 10. В отечественной практике олигофренопедагогики используются две традиционные классификации методов обучения:

- Санкт-Петербургская, рассматривающая использование методов в зависимости от этапов обучения. Эта классификация выглядит следующим образом:

а/ методы изложения нового материала;

б/ методы закрепления и повторения.

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.

Требования к рассказу: это должно быть небольшое по объему и эмоционально насыщенно изложение учебного материала. Для лучшей доступности рекомендуется применять прием образности в рассказе. Композиция рассказа состоит из завязки, нарастания и развязки.

Ответ для умственно отсталого ученика всегда большой труд и дети пытаются его избежать. Из-за этого часто отвечают невпопад. Замедленный темп беседы соответствует замедленному темпу мышления аномального ученика. Эффективность беседы также зависит от качества речи учителя. Речь учителя должна быть выразительной, ясной в произношении, эмоциональной.

В специальной школе словесные методы обучения являются наиболее распространенными (по данным Луценко В. С. - 49,4% из всех применяемых методов). Из них чаще всего применяются изложение и несколько меньше - беседа. В выборе методов обучения учитывается предмет изучения, содержание темы и цель урока, а также возможности школы и состав учащихся. Беседа побуждает воспроизведению усвоенных знаний.

Наглядные методы - это такие способы обучения, когда прием информации и осознание учебного материала происходит на чувственном восприятии предмета. Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно отсталых детей.

Показ - это предъявление образа действия разных способов работы. Условие: обеспечить умственно отсталым детям способность видеть все, что им показывают. Для этого нужно указать, на что именно детям нужно смотреть.

Иллюстрация - это наглядное объяснение путем предъявления предметов, их изображений, примеров. Иллюстрация обеспечивает понимание малодоступных абстракций речи на основе их предметного соотношения. После показа объект убирается.

Демонстрация - показ предметов в движении. В процессе применения наглядности многими олигофренопедагогами рекомендуется вовлекать все органы чувств, чаще пользоваться вопросами, стимулирующими сравнение предметов по вкусу, цвету, размерам. В процессе познания должны участвовать руки. Все возможное должно зарисовываться и лепиться.

Особенности практического использования наглядных средств.

Картины дополняют вербальное описание, дают зрительный образ демонстрируемого объекта. Синев В. Н. установил, что картина способствует установлению причинных связей, вызывает стимул к высказываниям.

Приемы использования картины: ее не следует рано показывать для осмысления содержания, дети сами при помощи вопросов учителя должны делать раскрытие содержания картины. Перед рассматриванием проводят предварительную беседу. При восприятии картины необходимо внимание учеников направлять на характерное, существенное в ее содержании. Описание картины должно осуществляться по плану. После просмотра картины необходимо побеседовать на эту тему. Можно составить рассказ по картине.

Практические методы.

Основной источник познания – деятельность учащихся. Практические методы как вид деятельности умственно отсталых детей используется на всех этапах обучения. Это заключается и в выполнении рисунков, схем, диаграмм, обведение контуров материков и т. д.

12. Средства обучения.

Это содержание обучения, наглядность, технические средства и т. д. Методы состоят из приемов. Ценность метода реализуется в том случае, если он обеспечивает общее развитие умственно отсталого школьника, делает обучение доступным и посильным, обеспечивает прочность знаний, учитывает индивидуальные особенности ребенка, способствует активизации учебной деятельности аномального ученика.

Какие типы средств обучения существуют?

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, рабочие тетради, раздаточный материал)

Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)

Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях.

Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные

Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т. д.)

Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.)

Учебная техника (автомобили, тракторы, и т. д.)

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Заключение

Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока умственно отсталого ученика.

Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. - М. : Учпедгиз, 1961

Еременко И. Г. Материалы исследования процесса обучения во вспомогательной школе, ч. 1.- Киев. ,1968.

Егорова Т. Д. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М. :Педагогика,1973

Жук Т. В. Понимание оценки умственно отсталыми учащимися, // Дефектология. 1983 .№1. -с. 23

Золотнякова А. С., Комарова Э. С., Любимова Е. Д. Курсовые работы по детской психологии, -М. : Просвещение,1986.

Зимина Н. Н. Словарная работа на уроках природоведения и географии в речевой школе //Дефектология: 1977. №5. с. 49

Зорина О. Г. Использование сюжетной картины в процессе формирования исторических понятий в старших классах вспомогательной школы// Дефектология: 1992.№1.- с. 98

Кириллова А. Г. Некоторые вопросы профориентационной работы во вспомогательной школе//Дефектология: 1985.№6.- с. 38

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 - в системе духовно-нравственного воспитания. Как и ранее.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

Специфика организации образовательного процесса в коррекционной школе

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Специфика организации образовательного процесса в коррекционной школе

[1] Тихомирова Л., Макеева Т. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №3. – С. 82

[3] Гаджимагомедова Т. Проблемы познавательной деятельности детей с ЗПР // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – С. 302

[4] Аксенова Л., Архипов Б., Белякова Л. и др. Специальная педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н. Назаровой. – М. : Академия, 2002. – С.122

[5] Аксенова Л., Архипов Б., Белякова Л. и др. Специальная педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н. Назаровой. – М. : Академия, 2002. – С.125

[6] Аксенова Л., Архипов Б., Белякова Л. и др. Специальная педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н. Назаровой. – М. : Академия, 2002. – С.208

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа создана для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития с целью создания оптимальных психолого-педагогических условий для максимально эффективного развития, высших психических функций и социальной реабилитации, адаптации воспитанников к современным социально - экономическим условиям общества

Требования к организации учебного процесса

в коррекционных классах общеобразовательной школы.

Разработала : учитель математики

Петухова Лидия Васильевна

Г. Новокузнецка,2018

Требования к организации учебного процесса

в коррекционных классах общеобразовательной школы.

Школа создана для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития с целью создания оптимальных психолого-педагогических условий для максимально эффективного развития, высших психических функций и социальной реабилитации, адаптации воспитанников к современным социально - экономическим условиям общества.

Для реализации этой цели необходимо решение основных задач:

осуществление коррекционно-развивающее обучения с применением современных технологий, оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия;

осуществление коррекционно-развивающего воспитания и обучения, обеспечивающих выполнение требований государственного стандарта общего образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

обеспечение непрерывности реабилитационного процесса на основе вариативности учебных планов, образовательных и коррекционных программ;

разработка и внедрение программ обучения с учетом психофизических особенностей воспитанников и их социального статуса;

исправление дефекта развития в процессе общеобразовательной и трудовой подготовки воспитательного воздействия специальных коррекционных занятий;

создание благоприятных условий способствующих умственному, эмоциональному и физическому, развитию личности воспитанников.

Программы составлены с учетом образовательных условий: организованных форм, методов, учебно-материальной базы, медицинского обслуживания, специальной подготовки кадров и реальных возможностей воспитанников с проблемами в развитии.

Основной формой организации учебной деятельности является урок.

Основные требования к организации учебного процесса в школе

Весь учебно-воспитательный процесс имеет коррекционную направленность.

Вся система коррекционной работы осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребёнка, индивидуального и дифференцированного подхода.

Особенности содержания обучения

Система КРО строится на принципах развивающего обучения, единства диагностики и коррекции, индивидуализации обучения.

Принципы построения учебного материала и организации урока

Принцип динамичности восприятия:

задания по степени возрастающей трудности

вовлечение в работу большего числа анализаторов

использование разных типов структур уроков, предполагающих смену видов деятельности

включение в урок специальных упражнений для развития произвольности восприятия и внимания

предъявление законченных инструкций

2. Принцип продуктивной обработки информации:

усиление практической направленности изучаемого материала

перенос способа действия на аналогичное задание

работа по алгоритму

дозированная поэтапная помощь педагога

поэтапное предъявление информации для обработки

3. Принцип необходимости и достаточности:

в определении объёма получаемой информации

в зависимости от психосоматического здоровья и состояния ребёнка

4. Принципы лечебной педагогики и формирования мотивации к учению:

максимум поощрений, минимум наказания,

постепенное увеличение нагрузки

тесный контакт с психоневрологом

организация физкультминуток и смену видов деятельности на уроке

5. Принцип практической направленности обучения:

опора на жизненный опыт ребёнка

максимальное использование на уроке практических методов обучения

ориентация на межпредметные и внутрипредметные связи

включение в урок материалов сегодняшней жизни

6. Принцип введения в содержание учебных программ коррекционных разделов:

для активизации познавательной деятельности

закрепление усвоенных ранее знаний и умений

формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.

Решение коррекционных и развивающих задач осуществляется учителем на каждом уроке. Реализация этих задач должна обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Учитель на уроке реализует основные задачи коррекционно-развивающего обучения:

активизация познавательной деятельности и речи

повышение уровня умственного развития учащихся

нормализация учебной деятельности, повышение работоспособности

коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития

Эти задачи должны быть включены в пояснительную записку календарно-тематического планирования по предмету, а затем конкретизированы в плане в зависимости от темы, содержания и формы организации урока.

Требования к планированию и проведению урока

в коррекционном классе

Психолого –педагогические требования к уроку:

Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся

Психологический климат (поддержание атмосферы добродушия, делового контакта)

Организация познавательной деятельности.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей при планировании.

Учет слабых и сильных учеников при проведении урока

Урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях.

Применять максимум поощрений, минимум наказания, постепенное увеличение нагрузки, создание ситуации успеха

Тесный контакт с психоневрологом

Лечебная медикаментозная поддержк

Гигиенические требования :

Температурный режим (не жарко и не холодно) – проветривание, оклеивание, обогрев.

Физико-химические свойства воздуха (проветривание)

Предупреждение утомления и переутомления (на уроке должно быть 2 физкульминуки – 1-ая через 15 минут от начала урока, 2-ая еще через 10-15 минут, одна музыкальная, другая стихотворная, также офтальмопаузы, тренинги, релаксация)

Чередование видов деятельности

Соблюдение правильной позы (осанки) учащегося.

Коррекционно-развивающий урок – урок, в ходе которого происходит отработка учебной информации с позиции максимальной работы всех анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный) каждого конкретного ученика

Цели урока: (триединая цель)

Коррекционно-образовательные(дидактические) – чему учить на данном уроке (программные требования к ЗУН)

Коррекционно-развивающие – какие психические функции будут максимально задействованы в ходе данного урока (ощущения, внимание, память, моторика)

Коррекционно-воспитательные как в ходе урока будет воспитываться мотивация к учению, развиваться потребность к знаниям.

В зависимости от дидактической задачи урока учитель может использовать разнообразные типы, формы урока:

урок закрепления и обобщения знаний

практическая лабораторная работа

урок изучения нового

урок контроля и оценки знаний учащихся

урок с использованием ТСО

урок обобщения и систематизации знаний

урок с использованием ИКТ

Решение коррекционно-развивающих задач может происходить в любой структурной части урока, но важно, чтобы коррекционные цели решались на материале данного урока.

Например, организационный момент урока преследует цель: создать положительный настрой на учебную деятельность, сконцентрировать внимание учащихся. Физкультминутка и офтальмопауза даёт разгрузку учащимся во время урока и решает задачи повышения работоспособности, предупреждение утомляемости, нормализации учебной деятельности. Физкультминутка и офтальмопаузы, логопедические разминки - по выбору учителя - что походит по содержанию к теме урока. Коллективные виды работ или выступления перед классом способствуют коррекции недостатков эмоционально-личностного и социального развития. Эта же цель реализуется и на классных часах. При выполнении заданий, упражнений, на любом уроке, задействованы восприятие, внимание, память и мышление учащихся. А это значит, решаются задачи активизации познавательной деятельности, повышение уровня умственного развития учащихся.

Примерные формулировки задач в календарно-тематическое планирование

Задачи развития речи:

Совершенствование фонетической стороны речи в работе с пословицами, поговорками, в речевых разминках;

Расширение семантических полей слов при подборе синонимов, омонимов, при изучении многозначности слов;

Формирование языкового анализа и синтеза при анализе состава предложения и места слов в нём; при слоговом анализе слова;

Развитие фонематического восприятия при работе с согласными;

Развитие фонематических представлений при подборе слов картинок на заданный звук, при определении звука в слове;

Расширение импрессивного словаря при чтении описательного рассказа; при подборе наречий, построении сравнительных конструкций;

Развитие импрессивного словаря через восприятие и понимание сложных инструкций, комментирование своих действий;

Расширение номинативного (адъективного, предикативного) словаря при составлении, редактировании предложений, текста;

Расширение, уточнение словаря по теме (ИЗО, ОЗОМ, развитие речи, литература и русский язык);

Правильное использование терминов (любой предмет);

Воспитание интонационной выразительности речи при составлении связного высказывания; при чтении, пересказе;

Развивать умение составлять устный план при написании изложений, сочинений;

Развитие лексико-грамматического строя при составлении словосочетаний, предложений (согласование, управление);

Развитие точности и разнообразия лексики при составлении рассказов (пересказов) по плану (картине, опорным словам);

Развитие речезрительных функций при узнавании букв в усложнённых условиях (зашумленные, пунктирные, недописанные, стилизованные, правильно и зеркально написанные, наложенные друг на друга);

Формирование навыков осознанного письма при списывании, выполнении самостоятельной работы, диктанта;

Развивать умение работать по алгоритму при составлении рассказа (пересказа) по плану (из данных предложений, по серии сюжетных картинок);

Развивать коммуникативные умения при ответах на вопросы, при ведении дискуссий, в драматизации;

Развитие диалогической речи при чтении по ролям, в сюжетно-ролевой игре, в беседе на тему (по предмету);

Развитие речевого дыхания, силы и длительности выдоха, голоса в пении, а разминке;

Развитие темпа и ритма, координации слова и движения в драматизации, в танце;

Закрепление правил дыхания, правил речи при речевой разминке;

Воспитание самоконтроля за речью при составлении рассказа;

Систематизация словаря по основным лексическим темам, формирование обобщающих понятий;

Обогащение словаря фразеологическими и сравнительными оборотами, закрепление способов словообразования.

Формирование, коррекция психических функций (в начальных классах)

Развитие, совершенствование психических функций (в среднем звене).

Развитие и коррекция ВПФ осуществляется на материал урока.

Повышение скорости и точности восприятия при работе с таблицами, графиками;

Коррекция и развитие целостного восприятия, увеличение поля зрения при рассматривании картин, схем, карт, их фрагментов;

Развитие восприятия формы предмета (сколько треугольников в ёлочке), составление, черчение геометрических фигур, определение формы предметов;

Развитие восприятия величины предмета, развитие глазомера (делим отрезки на части, лист сгибаем пополам, определяем расстояние на глаз, сравниваем величину фигур, предметов);

Развитие слухового восприятия через словесные инструкции, диктанты;

Коррекция зрительного восприятия через работу по образцу, по алгоритму, через игры на восприятие цвета, формы, размера, через практические работы;

Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов при работе с деформированными (недорисованными) изображениями;

Развивать умение переключать внимание с одного объекта на другой ( сделай наоборот, найди отличия, найди сходства);

Коррекция и развитие устойчивости внимания при рассматривании объекта, при работе с разными объектами;

Увеличение объёма внимания (назови числа кроме тех, что содержат 3);

Развивать умение сосредотачивать внимание на объекте (найди отличия, найди орфограмму в слове, работа по редактированию предложения, текста);

Коррекция и развитие распределения внимания (составление словосочетаний из слов двух групп, к примерам первого столбика подобрать ответы из второго столбика);

Развивать слуховое внимание при словесных инструкциях, рассказе;

Коррекция и развитие зрительного внимания при работе с наглядными и дидактическими материалами;

Чаще всего в коррекционные задачи ставятся вместе зрительного внимания и памяти, слухового восприятия и памяти.

Коррекция и развитие зрительной памяти (вспомни, что видел, найди отличия в схеме, картинке, сравни с образцом);

Развивать и тренировать зрительную память на материале упражнения (название);

Коррекция и развитие слуховой памяти (пересказ по сигналу, по частям, лицам, заучивание стихов, изложения);

Развитие и тренировка двигательной памяти в процессе физкультминутки, серии движений;

Увеличение объёма памяти (при работе со словарём по теме, подбор смысловых пар);

Развитие опосредованного запоминания, тренировка ассоциативной памяти (по картинке вспомнить рассказ, карточки-напоминания, алгоритмы, схемы).

Коррекция и развитие аналитического мышления или развивать способности к анализу и синтезу (целое и части – времена года и его признаки; квадрат и его стороны; вставь недостающее число (знак), чтобы ответ совпал; вставь пропущенную букву в слово; из каких цифр состоит число 27);

Развивать умение сравнивать объекты по сходству и различиям (чем похожи осень и весна, антонимы, синонимы);

Формировать способность выделять существенные признаки предметов, развивать умение выделять общие свойства предметов, понятий (найди главное и второстепенное), уметь выделять свойства и признаки;

Развивать умение классифицировать объекты по заданному свойству, признаку (подпиши столбик слов, вставь слово в предложение, разложи по цвету, форме, найди проверочное слово);

Развивать умение устанавливать родовые и видовые признаки, связи между ними (уметь дать определение понятиям, проследить последовательность событий, явлений в исторической жизни и природе);

Формировать (развивать, тренировать) умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости событий, явлений;

Формирование (развитие) творческого мышления и воображения (составь предложение из слов; найди способы применения предмета; скажи другими словами; составь рассказ по алгоритму; анализ пословиц, поговорок, отгадывание загадок, кроссвордов);

Развитие комбинаторных способностей;

Развитие обобщения как операции мышления (назови одним словом, распредели по группам);

Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (форма, величина, цвет);

Коррекция и развитие воссоздающего воображения (определи выражение лица по схеме, закончи рисунок, придумай название рассказу, закончи рассказ);

Развитие творческого воображения при составлении рассказов по картине, по серии картин, о неизвестном животном, стране, событии.

5. Коррекция и развитие отдельных сторон психической деятельности:

Развитие пространственных представлений и ориентации (ориентировка в схеме своего тела, на плоскости и в пространстве расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу);

Развитие временных представлений (протяжённость во времени, порядок следования событий – времена года, дни недели);

Социально-бытовая ориентировка при функциональной тренировке речи, на экскурсиях, на уроках технологии, при ознакомлении с окружающим.

6. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

Развитие артикуляционной моторики при проведении речевых разминок, произношении отдельных звуков родного и иностранного языка;

Развитие графомоторных (каллиграфии) навыков (минутки чистописания, самостоятельные письменные работы);

Развитие мелкой моторики (ручной труд, пальчиковые игры, рисование, моделирование, конструирование, упражнения на координацию движений);

Совершенствование координации движений общей моторики (выполнение основных движений, физкультминутки, драматизации, релаксационные упражнения);

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:

развитие инициативы, уверенности в своих силах;

умение преодолевать трудности для достижения цели;

развитие умения владеть собой (выдержка, самообладание);

развитие умений действовать самостоятельно;

формирование адекватной самооценки;

развитие навыков совместной деятельности;

преодоление замкнутости, пассивности;

формирование умений владеть выразительностью речи, жестов, движений;

развитие самоконтроля, взаимоконтроля;

развитие произвольности поведения и психических процессов;

развитие умения действовать по правилам;

формирование, развития функции планирования.

воспитание волевых усилий, ответственности

Рекомендуемая литература:

Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. С.Г.Шевченко. - М..1999.

Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушениями развития. Б.К. Тупоногов. Дефектология, 2001 №3.

Н.П. Локалова. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М. 1997

Сборник упражнений для учащихся 3-5 классов. Коррекционно-развивающие упражнения. М.К.Акимова, В.Т.Козлова.

Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Пособие для учителя, логопеда, психолога, дефектолога. М. Школьная пресса.2005.

Читайте также: