Особенности практики в школе

Обновлено: 05.07.2024

Основные требования к организации практики в школе основаны на следующих принципах:

- единство обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

- личностно-ориентированный подход в воспитании (признание уникальности и своеобразия личности каждого ребенка, ее высшей социальной ценности);

- природосообразность воспитания (изучение и формирование индивидуально-личностных качеств ребенка, учет возрастных особенностей; соответствие воспитания природе ребенка и закономерностям развития окружающей природы);

- культуросообразность и этническое своеобразие воспитания в единстве с общечеловеческими ценностями (опора на национальные ценности, принципы, обычаи, традиции, культуру);

- гуманизации межличностных отношений (уважительное отношение между педагогами и учениками, терпимость к мнению других, доброта и внимание);

- принципы сотрудничества (создание психологического комфорта, ситуаций успеха, доверия, соревновательности, диалогичность общения);

- дифференциация и индивидуализация образовательного процесса (отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом особенностей учеников, их склонностей, интересов, способностей, личностных и профессиональных качеств педагогов, условий семьи, социума; создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ученика в процессе социализации);

- рациональность и оптимальность организации педагогического воздействия, основанные на преемственности содержания, форм, методов воспитания и требований к ученику и способствующие сохранению и укреплению его здоровья, физическому, духовному и умственному развитию, обеспечивающее его психологическую комфортность и защищенность, развитие его индивидуальности и неповторимости, расширение степени свободы).

Для успешного прохождения психолого-педагогической практики в учреждениях общего образования необходимо, чтобы студент имел следующую подготовку: 1) понятие о предмете психологии и педагогики (психолого-педагогической действительности); 2) знания о психологических и педагогических теориях, составляющих основу практики обучения и воспитания детей и подростков; 3) понятие о психолого-педагогическом взаимодействии как сущностном признаке процессов обучения и воспитания; 4) знания о возрастных особенностях детей и подростков; 5) представление об образовательных программах в учреждениях среднего общего образования; 6) знания о специфике деятельности психолога в школе.

В ходе прохождения практики в школе студент-практикант совмещает следующие виды деятельности: участие в работе учителя биологии (экологии) школы и выполнение специальных заданий по запросу школы; психолого-педагогическая работа студента-практиканта с детьми (реализация диагностической, консультационной, профилактической, просветительной, профориентационной деятельности) и научно-исследовательской деятельности (проведение психолого-педагогического исследования по конкретной теме).

Психолого-педагогическая практика в школе состоит из следующих этапов, каждый из которых имеет конкретное содержание.

На подготовительном этапестудент проходит инструктаж по технике безопасности на рабочем месте; знакомится с общеобразовательным учреждением, правилами внутреннего трудового распорядка и изучает особенности профессиональной деятельности учителя биологии (экологии) школы (должностные обязанности, договор о сотрудничестве, годовой и календарный планы работы, диагностическая документация и т.п.).Знакомится с оснащением кабинета учителя биологии (экологии) школы (оснащенность необходимым инвентарем, методической литературой и материалами для проведения разных видов работы, оформление кабинета, соответствие его требованиям).Осуществляется разработка индивидуального плана прохождения практики.

Основной этап направлен на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций учителя школы. Проводятся педагогические беседы с представителями администрации школы по проблемам организации педагогического процесса.

Студент осуществляет знакомство с индивидуальным планом учителя-предметника; изучение методической литературы, учебников и учебных программ; анализ структуры рабочих учебных планов, учебно-методических комплексов.

На данном этапе предусмотрено ознакомление с методикой работы учителя; наблюдение за организацией дисциплины и поддерживанием внимания учащихся, исследование методов и приемов объяснения нового материала, организации самостоятельной работы учащихся; посещение и анализ уроков учителей-предметников, внеклассных мероприятий; наблюдение и анализ различных форм урочной и внеурочной деятельности по биологии (Приложение 7).

Студенты помогают учителю-предметнику в подготовке пособий к урокам; участвуют в методической работе, проводят обзор научно-методической литературы по биологии. Участвуют в разработке плана занятий, составлении задач, тестовых заданий; осваивают инновационные методы ведения занятия и других форм работы.


Как проходит практика у будущих педагогов и какие документы нужно предоставить после ее прохождения?

Педагогическая практика: описание

Образовательный процесс будущих педагогов включает в себя три основных элемента:

  • изучение нескольких предметов, которым специалист будет обучать в дальнейшем;
  • изучение общепедагогических наук (педагогика, философия, психология, социология, преподавание);
  • практика.

Педагогическая практика — это часть обучения студентов, цель которой заключается в овладении практическими навыками, а также в применении полученных теоретических знаний. Проще говоря, на практике студенты делают то, чем им придется заниматься в дальнейшем на работе.

Задачи

Задачами педагогической практики являются:

  • привлечение студентов к практической деятельности;
  • ознакомление учащихся с современным состоянием учебно-воспитательной сферы, особенностями и спецификой данной работы, а также конкретной школы;
  • передача педагогического опыта;
  • освоение различных методик обучения, выработка необходимых навыков и умений;
  • установление и укрепление связи между теоретическими знаниями и непосредственной практической деятельностью;
  • организация взаимодействия студентов с их подопечными, изучение их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • выработка творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности;
  • развитие умений анализировать результаты своей работы.

Функции

Педагогическая практика выполняет ряд функций:

  • адаптационную;
  • обучающую;
  • воспитывающую;
  • развивающую;
  • диагностическую.

Через адаптационную функцию практикант знакомится с разными видами учебно-воспитательных организаций и особенностями работы в них, привыкает к педагогическому процессу, общению с детьми и их семьями, внутришкольной организации.

Обучающая функция заключается в закреплении на практике теоретических знаний, выработке основных умений и навыков, формировании педагогического сознания.

Воспитывающая функция тесно связана с руководителем практики от организации. Важно, чтобы руководителем был человек с опытом и достижениями, а также обладал необходимыми личностными характеристиками. Это должен быть человек, на которого студент хотел бы равняться.

Развивающая функция проявляется в повышении уровня навыков, которые слабо представлены у студента. Студент развивается не только в профессиональном, но и в личностном плане. Он учится применять не только здравый смысл и жизненный опыт, но и педагогические умения.

Диагностическая функция заключается в самоанализе практиканта. Он должен сам оценить свое эмоциональное состояние, свои навыки, умения и знания, чтобы в дальнейшем корректировать их при необходимости.

Актуальность для студентов

Некоторые студенты относятся к практике, будто это отдых от учебы, а потому не уделяют ей достаточно внимания. Чаще всего это происходит из-за того, что учащийся не видит в практике реальной ценности и значимости для себя. Но все не так пессимистично, как может показаться на первый взгляд.

Во-первых, практика дает понять, насколько студент на самом деле заинтересован в выбранной специальности. Да, может не совсем повезти с местом практики. Да, может быть трудно. Да, никто не поручит практиканту сложных и ответственных задач. Но чтобы в общих чертах понять свои мысли насчет профессии, времени будет достаточно.

Во-вторых, это реальная среда, которая позволит практиканту выявить свои сильные и слабые стороны. Они могут быть связаны с недостаточно прочными теоретическими знаниями, с отсутствием необходимых черт характера, с неуверенностью, страхами и сотней других причин. Но чем раньше пробелы будут обнаружены и устранены, тем проще будет в будущем.

В-третьих, после окончания учебы придется искать работу. И, как всем известно, студенты — не самая популярная категория потенциальных сотрудников. Основной аргумент работодателей — недостаток опыта, основной контраргумент выпускников — активность. Почему бы не добавить еще один? О желании работать и развиваться, а также продемонстрировать свое рвение на реальных примерах. В конце концов, место практики может стать местом работы, и шансов на это больше, если студент хорошо себя проявит.

Виды педагогической практики

  • Ознакомительная практика — начальный уровень, на котором студенты знакомятся со спецификой профессии.
  • Посещение уроков других педагогов — следующий уровень, на котором студенты анализируют преимущества и недостатки в преподавании других учителей для дальнейшего применения.
  • Самостоятельное проведение уроков — заключительный этап, на котором студент использует все полученные знания и умения.

Отчет по итогам практики

После прохождения практики студент должен подготовить о ней необходимую документацию. Список документов, которые нужно предоставить в свой вуз:

Руководителю от факультета:

  • отчет по итогам практики;
  • характеристику студента.
  • конспекты уроков;
  • конспекты внеклассных занятий.

Преподавателю по педагогике:

  • дневник педагогической практики;
  • конспект одного урока с анализом себя как педагога;
  • педагогический анализ одного урока однокурсника;
  • микроисследование по педагогике;
  • конспект и анализ воспитательного мероприятия.

Преподавателю по психологии:

  • психологический анализ урока;
  • психологическую характеристику учащегося/класса.

Преподавателю по школьной гигиене:

  • анализ соответствия расписания уроков вверенного класса гигиеническим требованиям;
  • отчет по выполнению поставленного задания.

Точный список необходимых документов уточняйте на кафедре. А если совсем не успеваете подготовить отчеты, то ФениксХелп с радостью придет на помощь.

Гост

ГОСТ

Сущность и значение педагогической практики в школе

Педагогическая практика – это форма практической подготовки студентов педагогических специальностей, ориентированная на погружение будущего педагога в реальную профессиональную деятельность.

Педагогическая практика в школе организуется на завершающем этапе обучения студентов высших учебных заведений педагогического факультета. Она ориентирована на:

  1. Совершенствование теоретической базы студента.
  2. Совершенствование педагогического и методологического мастерства.
  3. Освоение основ классного руководства.
  4. Ознакомление с воспитательным процессом школы.
  5. Формирование навыков реальной профессиональной деятельности на разных этапах школьного обучения.
  6. Профессиональный рост и развитие будущего педагога.
  7. Изучение логики профессиональной деятельности педагога школы.

Таким образом, практика в школе является важным звеном профессиональной подготовки педагогов. Благодаря ей они получают представление о сущности работы педагога, его профессиональной роли и профессиональной ответственности.

Кроме того, практика в школе является способом переподготовки педагогических кадров, повышения их квалификации и профессионального мастерства.

Целевое назначение педагогической практики в школе

Педагогическая практика в школе нацелена на систематизацию знаний студентов, полученных при изучении педагогики, психологии и иных дисциплин, необходимых для реализации реальной педагогической работы в разных направлениях педагогической деятельности.

В ходе практики происходит формирование профессиональных умений будущего педагога и формируются основы его методических разработок.

Задачами практики студента в школе являются:

  • Формирование полноценных представлений о работе учителя и роли классного руководителя;
  • Ознакомление с основами школьного планирования работы педагога;
  • Закрепление теоретических знаний, полученных в ходе познания основных дисциплин по конкретной специальности;
  • Изучение основ общеобразовательной деятельности, организационных аспектов работы в школе и условиями реализации педагогического процесса;
  • Освоение основ построения взаимоотношений с учащимися в учебное и внеурочное время;
  • Получение навыков выполнения практической преподавательской деятельности учителя школы: методы и приемы организации учебного занятия, работа с документацией, проведение анализа учебно-воспитательной работы, организация внеурочной деятельности;
  • Развитие интереса к профессиональной деятельности учителя школы;
  • Формирование мотивации к педагогической деятельности, повышению своего профессионального мастерства;
  • Развитие основ профессиональной ответственности педагога.

Готовые работы на аналогичную тему

Педагогическая практика в школе помогает студенту понять сущность работы педагога школы и изучить формы и методы педагогической деятельности в среднем общеобразовательном учебном заведении. У студентов формируются навыки ведения занятий по разным учебным дисциплинам, а у профильных педагогов происходит совершенствование профессионального мастерства, через изучение новых форм и методов организации учебно-воспитательной работы, изучение методических инновационных разработок.

Содержание практики в школе

Педагогическая практика в школе предполагает участие практиканта в работе учителя-предметника, выполнение функций классного руководителя, организацию внеурочной работы, ведение дополнительных занятий, реализацию кружковой деятельности, а также проведение работы с родителями, установление взаимодействия с педагогическим коллективом и сторонними организациями, связанными с работой школы и деятельностью учителя. В этих направлениях деятельности и состоит содержание практики в школе.

Суть практической деятельности студента состоит в том, что он должен попробовать свои силы в разных направлениях деятельности учителями, попробовать реализовать свои теоретические знания не только в преподавании, но и в воспитании, проведении методической работы и организации различных школьных мероприятий. Это повышает уровень профессионального мастерства будущего педагога и формирует из него полноценного специалиста образовательной деятельности.

В ходе практики в школе происходит проявление студентом своих знаний в области психологии, педагогики, методических аспектов деятельности и возможностей использования творческого подхода в работе.

На практики в школе происходит:

  1. Наблюдение студентом за ведением учебно-воспитательной работы педагогами-предметниками и работой классного руководителя.
  2. Освоение основ подготовки и организации учебного занятия: планирование, прогнозирование, реализация различных уроков.
  3. Изучение особенностей использования методов и форм организации образовательной деятельности на конкретном этапе обучения, в преподавании конкретного предмета и во внеурочной деятельности.
  4. Исследование организации коллективной деятельности учащихся на разных этапах обучения, разных уроках и разных этапах учебного занятия.
  5. Изучение воспитательных целей и задач деятельности педагога школы.
  6. Контроль за работой учащихся на уроке, учебной нагрузкой.
  7. Самостоятельная разработка планов проведения отдельных учебных занятий.
  8. Самостоятельное проведение отдельных учебных занятий.
  9. Проведение анализа своей педагогической работы и оценка деятельности учащихся в ее ходе.
  10. Освоение методических приемов, применяемых в работе учителя школы, ориентированных на повышение познавательной активности учащихся, развитие основ коллективного и индивидуального творчества.
  11. Освоение основ организации деятельности учащихся на уроке.

Педагогическая практика в школе помогает углубить знания студентов в конкретной области педагогики и формирует основы их практического использовании в организации обучения и воспитания учащихся.

Студентам педагогических колледжей и вузов – будущим воспитателям и учителям, если они, конечно, собираются трудиться по специальности, предстоит работать с детьми. Это очень ответственно! Поэтому практика в садиках, школах и детских летних лагерях, начиная уже со второго курса, является обязательной частью обучения. Рассказываем, к чему нужно быть готовыми. А главное – что о ней думают все участники процесса.

Как все устроено

У студентов чаще всего есть выбор – идти на практику, что называется, вслепую – куда направят или попроситься в знакомую школу, например, в свою бывшую альма-матер или место, где работают родственники. Педагогические династии в образовательной сфере приветствуются.

По желанию сверх обязательных минимальных часов можно брать дополнительные. Причин несколько:

  • любовь к детям у педагогов по призванию;
  • возможность провести качественные исследования для диплома;
  • заработать денег, например, при трудоустройстве вожатым в летний лагерь.

У каждого студента что-то свое.

Один на один с ребятами даже самых ответственных студентов-отличников, конечно, сразу никто не оставит. Практика проходит под контролем куратора из своего учебного заведения и коллектива школы, лагеря или сада.

Волнуются все

Практика – не только для студентов внове. Дети, к которым приходят будущие педагоги, по сути, потренироваться, могут:

  • Волноваться перед новым человеком и – как следствие – учиться и вести себя хуже, чем обычно.
  • Нарочно начинают испытывать нового человека на прочность, хулиганить.

Тревожатся и постоянные учителя. Как период практики отразится на отлаженном учебном процессе?

Мы решили узнать, что думают о практике педагоги со стажем, студенты и, конечно, дети и пообщались с участниками образовательного процесса, почитали профессиональные форумы. Оказывается, к практике в том виде, в котором она существует сейчас, настороженно относятся все.

Мария К., 23 года. Окончила педагогический вуз, но по специальности не работает:

После педагогической практики я пришла к выводу, что была совершенно не готова к работе в школе с психологической точки зрения. В обычной (не элитной) школе учатся дети из самых разных социальных слоев, они отличаются по уровню подготовки и к каждому нужно было найти свой подход. В вузе об этом нам говорили мало, казалось, нас готовили к работе с образцовыми учениками – послушными отличниками. А таких не бывает. Когда я пришла на практику, увидела: подобных ребят там процентов 20. Учителя, конечно, помогали, пытались усмирить непосед на моих уроках, чтобы я могла работать, подсказывали какие-то профессиональные хитрости… Но практика показала лично мне, как сложно, оказывается, трудиться педагогом. Поэтому я окончила вуз и приняла решение искать другую работу. Думаю, отечественная педагогика ничего не потеряла. В школе должен работать тот, кто горит своим делом, любит детей, может их чему-то научить не для галочки, а по-настоящему.

Иван Г., 30 лет. Преподаватель физики, алгебры и геометрии в подмосковной школе:

Татьяна, 56 лет. Преподаватель английского и французского, классный руководитель:

Мария, 36 лет. Методист:

Петр Ф., 16 лет:

Прикольно, когда начинается практика. Новый человек никого в классе не знает, пока привыкнет, пока втянется, можно меньше учить. Если совсем честно, немного жалко студентов, они так волнуются, ну просто как отличники у нас в классе, что урок не ответят. Ну что ж – они сами выбрали профессию, никто их не гнал. Поэтому иногда хочется подшутить над практикантом. Не знаю, как другие, наш класс всегда вел себя по-доброму. Просто пусть не расслабляются.

Анна С., 15 лет:

У меня о последней нашей практикантке не очень приятные воспоминания. Она мне несправедливо снизила оценку и довела до слез. К счастью, наша родная учительница заступилась и в итоге оценку снизили самой практикантке. Если такие люди приходят в класс учить детей, как к ним по-хорошему относиться? Может быть, эта девушка задумается и либо изменит свой стиль преподавания, либо после вуза устроится куда-нибудь еще, только не в школу.

Вывод – практика нужна. Она помогает понять особенности работы педагога, хоть и не отражает ее полностью. Многим студентам именно практика помогает понять, стоит ли трудиться по специальности. Если бы она была интенсивнее, как считают многие учителя, с более полным погружением в профессию, в школах оставалось бы меньше людей, не приспособленных работать педагогами. С последним утверждением согласны и дети.

Читайте также: