Особенности практики в школе
Обновлено: 05.07.2024
Основные требования к организации практики в школе основаны на следующих принципах:
- единство обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;
- личностно-ориентированный подход в воспитании (признание уникальности и своеобразия личности каждого ребенка, ее высшей социальной ценности);
- природосообразность воспитания (изучение и формирование индивидуально-личностных качеств ребенка, учет возрастных особенностей; соответствие воспитания природе ребенка и закономерностям развития окружающей природы);
- культуросообразность и этническое своеобразие воспитания в единстве с общечеловеческими ценностями (опора на национальные ценности, принципы, обычаи, традиции, культуру);
- гуманизации межличностных отношений (уважительное отношение между педагогами и учениками, терпимость к мнению других, доброта и внимание);
- принципы сотрудничества (создание психологического комфорта, ситуаций успеха, доверия, соревновательности, диалогичность общения);
- дифференциация и индивидуализация образовательного процесса (отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом особенностей учеников, их склонностей, интересов, способностей, личностных и профессиональных качеств педагогов, условий семьи, социума; создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ученика в процессе социализации);
- рациональность и оптимальность организации педагогического воздействия, основанные на преемственности содержания, форм, методов воспитания и требований к ученику и способствующие сохранению и укреплению его здоровья, физическому, духовному и умственному развитию, обеспечивающее его психологическую комфортность и защищенность, развитие его индивидуальности и неповторимости, расширение степени свободы).
Для успешного прохождения психолого-педагогической практики в учреждениях общего образования необходимо, чтобы студент имел следующую подготовку: 1) понятие о предмете психологии и педагогики (психолого-педагогической действительности); 2) знания о психологических и педагогических теориях, составляющих основу практики обучения и воспитания детей и подростков; 3) понятие о психолого-педагогическом взаимодействии как сущностном признаке процессов обучения и воспитания; 4) знания о возрастных особенностях детей и подростков; 5) представление об образовательных программах в учреждениях среднего общего образования; 6) знания о специфике деятельности психолога в школе.
В ходе прохождения практики в школе студент-практикант совмещает следующие виды деятельности: участие в работе учителя биологии (экологии) школы и выполнение специальных заданий по запросу школы; психолого-педагогическая работа студента-практиканта с детьми (реализация диагностической, консультационной, профилактической, просветительной, профориентационной деятельности) и научно-исследовательской деятельности (проведение психолого-педагогического исследования по конкретной теме).
Психолого-педагогическая практика в школе состоит из следующих этапов, каждый из которых имеет конкретное содержание.
На подготовительном этапестудент проходит инструктаж по технике безопасности на рабочем месте; знакомится с общеобразовательным учреждением, правилами внутреннего трудового распорядка и изучает особенности профессиональной деятельности учителя биологии (экологии) школы (должностные обязанности, договор о сотрудничестве, годовой и календарный планы работы, диагностическая документация и т.п.).Знакомится с оснащением кабинета учителя биологии (экологии) школы (оснащенность необходимым инвентарем, методической литературой и материалами для проведения разных видов работы, оформление кабинета, соответствие его требованиям).Осуществляется разработка индивидуального плана прохождения практики.
Основной этап направлен на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций учителя школы. Проводятся педагогические беседы с представителями администрации школы по проблемам организации педагогического процесса.
Студент осуществляет знакомство с индивидуальным планом учителя-предметника; изучение методической литературы, учебников и учебных программ; анализ структуры рабочих учебных планов, учебно-методических комплексов.
На данном этапе предусмотрено ознакомление с методикой работы учителя; наблюдение за организацией дисциплины и поддерживанием внимания учащихся, исследование методов и приемов объяснения нового материала, организации самостоятельной работы учащихся; посещение и анализ уроков учителей-предметников, внеклассных мероприятий; наблюдение и анализ различных форм урочной и внеурочной деятельности по биологии (Приложение 7).
Студенты помогают учителю-предметнику в подготовке пособий к урокам; участвуют в методической работе, проводят обзор научно-методической литературы по биологии. Участвуют в разработке плана занятий, составлении задач, тестовых заданий; осваивают инновационные методы ведения занятия и других форм работы.
Как проходит практика у будущих педагогов и какие документы нужно предоставить после ее прохождения?
Педагогическая практика: описание
Образовательный процесс будущих педагогов включает в себя три основных элемента:
- изучение нескольких предметов, которым специалист будет обучать в дальнейшем;
- изучение общепедагогических наук (педагогика, философия, психология, социология, преподавание);
- практика.
Педагогическая практика — это часть обучения студентов, цель которой заключается в овладении практическими навыками, а также в применении полученных теоретических знаний. Проще говоря, на практике студенты делают то, чем им придется заниматься в дальнейшем на работе.
Задачи
Задачами педагогической практики являются:
- привлечение студентов к практической деятельности;
- ознакомление учащихся с современным состоянием учебно-воспитательной сферы, особенностями и спецификой данной работы, а также конкретной школы;
- передача педагогического опыта;
- освоение различных методик обучения, выработка необходимых навыков и умений;
- установление и укрепление связи между теоретическими знаниями и непосредственной практической деятельностью;
- организация взаимодействия студентов с их подопечными, изучение их возрастных и индивидуальных особенностей;
- выработка творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности;
- развитие умений анализировать результаты своей работы.
Функции
Педагогическая практика выполняет ряд функций:
- адаптационную;
- обучающую;
- воспитывающую;
- развивающую;
- диагностическую.
Через адаптационную функцию практикант знакомится с разными видами учебно-воспитательных организаций и особенностями работы в них, привыкает к педагогическому процессу, общению с детьми и их семьями, внутришкольной организации.
Обучающая функция заключается в закреплении на практике теоретических знаний, выработке основных умений и навыков, формировании педагогического сознания.
Воспитывающая функция тесно связана с руководителем практики от организации. Важно, чтобы руководителем был человек с опытом и достижениями, а также обладал необходимыми личностными характеристиками. Это должен быть человек, на которого студент хотел бы равняться.
Развивающая функция проявляется в повышении уровня навыков, которые слабо представлены у студента. Студент развивается не только в профессиональном, но и в личностном плане. Он учится применять не только здравый смысл и жизненный опыт, но и педагогические умения.
Диагностическая функция заключается в самоанализе практиканта. Он должен сам оценить свое эмоциональное состояние, свои навыки, умения и знания, чтобы в дальнейшем корректировать их при необходимости.
Актуальность для студентов
Некоторые студенты относятся к практике, будто это отдых от учебы, а потому не уделяют ей достаточно внимания. Чаще всего это происходит из-за того, что учащийся не видит в практике реальной ценности и значимости для себя. Но все не так пессимистично, как может показаться на первый взгляд.
Во-первых, практика дает понять, насколько студент на самом деле заинтересован в выбранной специальности. Да, может не совсем повезти с местом практики. Да, может быть трудно. Да, никто не поручит практиканту сложных и ответственных задач. Но чтобы в общих чертах понять свои мысли насчет профессии, времени будет достаточно.
Во-вторых, это реальная среда, которая позволит практиканту выявить свои сильные и слабые стороны. Они могут быть связаны с недостаточно прочными теоретическими знаниями, с отсутствием необходимых черт характера, с неуверенностью, страхами и сотней других причин. Но чем раньше пробелы будут обнаружены и устранены, тем проще будет в будущем.
В-третьих, после окончания учебы придется искать работу. И, как всем известно, студенты — не самая популярная категория потенциальных сотрудников. Основной аргумент работодателей — недостаток опыта, основной контраргумент выпускников — активность. Почему бы не добавить еще один? О желании работать и развиваться, а также продемонстрировать свое рвение на реальных примерах. В конце концов, место практики может стать местом работы, и шансов на это больше, если студент хорошо себя проявит.
Виды педагогической практики
- Ознакомительная практика — начальный уровень, на котором студенты знакомятся со спецификой профессии.
- Посещение уроков других педагогов — следующий уровень, на котором студенты анализируют преимущества и недостатки в преподавании других учителей для дальнейшего применения.
- Самостоятельное проведение уроков — заключительный этап, на котором студент использует все полученные знания и умения.
Отчет по итогам практики
После прохождения практики студент должен подготовить о ней необходимую документацию. Список документов, которые нужно предоставить в свой вуз:
Руководителю от факультета:
- отчет по итогам практики;
- характеристику студента.
- конспекты уроков;
- конспекты внеклассных занятий.
Преподавателю по педагогике:
- дневник педагогической практики;
- конспект одного урока с анализом себя как педагога;
- педагогический анализ одного урока однокурсника;
- микроисследование по педагогике;
- конспект и анализ воспитательного мероприятия.
Преподавателю по психологии:
- психологический анализ урока;
- психологическую характеристику учащегося/класса.
Преподавателю по школьной гигиене:
- анализ соответствия расписания уроков вверенного класса гигиеническим требованиям;
- отчет по выполнению поставленного задания.
Точный список необходимых документов уточняйте на кафедре. А если совсем не успеваете подготовить отчеты, то ФениксХелп с радостью придет на помощь.
ГОСТ
Сущность и значение педагогической практики в школе
Педагогическая практика – это форма практической подготовки студентов педагогических специальностей, ориентированная на погружение будущего педагога в реальную профессиональную деятельность.
Педагогическая практика в школе организуется на завершающем этапе обучения студентов высших учебных заведений педагогического факультета. Она ориентирована на:
- Совершенствование теоретической базы студента.
- Совершенствование педагогического и методологического мастерства.
- Освоение основ классного руководства.
- Ознакомление с воспитательным процессом школы.
- Формирование навыков реальной профессиональной деятельности на разных этапах школьного обучения.
- Профессиональный рост и развитие будущего педагога.
- Изучение логики профессиональной деятельности педагога школы.
Таким образом, практика в школе является важным звеном профессиональной подготовки педагогов. Благодаря ей они получают представление о сущности работы педагога, его профессиональной роли и профессиональной ответственности.
Кроме того, практика в школе является способом переподготовки педагогических кадров, повышения их квалификации и профессионального мастерства.
Целевое назначение педагогической практики в школе
Педагогическая практика в школе нацелена на систематизацию знаний студентов, полученных при изучении педагогики, психологии и иных дисциплин, необходимых для реализации реальной педагогической работы в разных направлениях педагогической деятельности.
В ходе практики происходит формирование профессиональных умений будущего педагога и формируются основы его методических разработок.
Задачами практики студента в школе являются:
- Формирование полноценных представлений о работе учителя и роли классного руководителя;
- Ознакомление с основами школьного планирования работы педагога;
- Закрепление теоретических знаний, полученных в ходе познания основных дисциплин по конкретной специальности;
- Изучение основ общеобразовательной деятельности, организационных аспектов работы в школе и условиями реализации педагогического процесса;
- Освоение основ построения взаимоотношений с учащимися в учебное и внеурочное время;
- Получение навыков выполнения практической преподавательской деятельности учителя школы: методы и приемы организации учебного занятия, работа с документацией, проведение анализа учебно-воспитательной работы, организация внеурочной деятельности;
- Развитие интереса к профессиональной деятельности учителя школы;
- Формирование мотивации к педагогической деятельности, повышению своего профессионального мастерства;
- Развитие основ профессиональной ответственности педагога.
Готовые работы на аналогичную тему
Педагогическая практика в школе помогает студенту понять сущность работы педагога школы и изучить формы и методы педагогической деятельности в среднем общеобразовательном учебном заведении. У студентов формируются навыки ведения занятий по разным учебным дисциплинам, а у профильных педагогов происходит совершенствование профессионального мастерства, через изучение новых форм и методов организации учебно-воспитательной работы, изучение методических инновационных разработок.
Содержание практики в школе
Педагогическая практика в школе предполагает участие практиканта в работе учителя-предметника, выполнение функций классного руководителя, организацию внеурочной работы, ведение дополнительных занятий, реализацию кружковой деятельности, а также проведение работы с родителями, установление взаимодействия с педагогическим коллективом и сторонними организациями, связанными с работой школы и деятельностью учителя. В этих направлениях деятельности и состоит содержание практики в школе.
Суть практической деятельности студента состоит в том, что он должен попробовать свои силы в разных направлениях деятельности учителями, попробовать реализовать свои теоретические знания не только в преподавании, но и в воспитании, проведении методической работы и организации различных школьных мероприятий. Это повышает уровень профессионального мастерства будущего педагога и формирует из него полноценного специалиста образовательной деятельности.
В ходе практики в школе происходит проявление студентом своих знаний в области психологии, педагогики, методических аспектов деятельности и возможностей использования творческого подхода в работе.
На практики в школе происходит:
- Наблюдение студентом за ведением учебно-воспитательной работы педагогами-предметниками и работой классного руководителя.
- Освоение основ подготовки и организации учебного занятия: планирование, прогнозирование, реализация различных уроков.
- Изучение особенностей использования методов и форм организации образовательной деятельности на конкретном этапе обучения, в преподавании конкретного предмета и во внеурочной деятельности.
- Исследование организации коллективной деятельности учащихся на разных этапах обучения, разных уроках и разных этапах учебного занятия.
- Изучение воспитательных целей и задач деятельности педагога школы.
- Контроль за работой учащихся на уроке, учебной нагрузкой.
- Самостоятельная разработка планов проведения отдельных учебных занятий.
- Самостоятельное проведение отдельных учебных занятий.
- Проведение анализа своей педагогической работы и оценка деятельности учащихся в ее ходе.
- Освоение методических приемов, применяемых в работе учителя школы, ориентированных на повышение познавательной активности учащихся, развитие основ коллективного и индивидуального творчества.
- Освоение основ организации деятельности учащихся на уроке.
Педагогическая практика в школе помогает углубить знания студентов в конкретной области педагогики и формирует основы их практического использовании в организации обучения и воспитания учащихся.
Студентам педагогических колледжей и вузов – будущим воспитателям и учителям, если они, конечно, собираются трудиться по специальности, предстоит работать с детьми. Это очень ответственно! Поэтому практика в садиках, школах и детских летних лагерях, начиная уже со второго курса, является обязательной частью обучения. Рассказываем, к чему нужно быть готовыми. А главное – что о ней думают все участники процесса.
Как все устроено
У студентов чаще всего есть выбор – идти на практику, что называется, вслепую – куда направят или попроситься в знакомую школу, например, в свою бывшую альма-матер или место, где работают родственники. Педагогические династии в образовательной сфере приветствуются.
По желанию сверх обязательных минимальных часов можно брать дополнительные. Причин несколько:
- любовь к детям у педагогов по призванию;
- возможность провести качественные исследования для диплома;
- заработать денег, например, при трудоустройстве вожатым в летний лагерь.
У каждого студента что-то свое.
Один на один с ребятами даже самых ответственных студентов-отличников, конечно, сразу никто не оставит. Практика проходит под контролем куратора из своего учебного заведения и коллектива школы, лагеря или сада.
Волнуются все
Практика – не только для студентов внове. Дети, к которым приходят будущие педагоги, по сути, потренироваться, могут:
- Волноваться перед новым человеком и – как следствие – учиться и вести себя хуже, чем обычно.
- Нарочно начинают испытывать нового человека на прочность, хулиганить.
Тревожатся и постоянные учителя. Как период практики отразится на отлаженном учебном процессе?
Мы решили узнать, что думают о практике педагоги со стажем, студенты и, конечно, дети и пообщались с участниками образовательного процесса, почитали профессиональные форумы. Оказывается, к практике в том виде, в котором она существует сейчас, настороженно относятся все.
Мария К., 23 года. Окончила педагогический вуз, но по специальности не работает:
После педагогической практики я пришла к выводу, что была совершенно не готова к работе в школе с психологической точки зрения. В обычной (не элитной) школе учатся дети из самых разных социальных слоев, они отличаются по уровню подготовки и к каждому нужно было найти свой подход. В вузе об этом нам говорили мало, казалось, нас готовили к работе с образцовыми учениками – послушными отличниками. А таких не бывает. Когда я пришла на практику, увидела: подобных ребят там процентов 20. Учителя, конечно, помогали, пытались усмирить непосед на моих уроках, чтобы я могла работать, подсказывали какие-то профессиональные хитрости… Но практика показала лично мне, как сложно, оказывается, трудиться педагогом. Поэтому я окончила вуз и приняла решение искать другую работу. Думаю, отечественная педагогика ничего не потеряла. В школе должен работать тот, кто горит своим делом, любит детей, может их чему-то научить не для галочки, а по-настоящему.
Иван Г., 30 лет. Преподаватель физики, алгебры и геометрии в подмосковной школе:
Татьяна, 56 лет. Преподаватель английского и французского, классный руководитель:
Мария, 36 лет. Методист:
Петр Ф., 16 лет:
Прикольно, когда начинается практика. Новый человек никого в классе не знает, пока привыкнет, пока втянется, можно меньше учить. Если совсем честно, немного жалко студентов, они так волнуются, ну просто как отличники у нас в классе, что урок не ответят. Ну что ж – они сами выбрали профессию, никто их не гнал. Поэтому иногда хочется подшутить над практикантом. Не знаю, как другие, наш класс всегда вел себя по-доброму. Просто пусть не расслабляются.
Анна С., 15 лет:
У меня о последней нашей практикантке не очень приятные воспоминания. Она мне несправедливо снизила оценку и довела до слез. К счастью, наша родная учительница заступилась и в итоге оценку снизили самой практикантке. Если такие люди приходят в класс учить детей, как к ним по-хорошему относиться? Может быть, эта девушка задумается и либо изменит свой стиль преподавания, либо после вуза устроится куда-нибудь еще, только не в школу.
Вывод – практика нужна. Она помогает понять особенности работы педагога, хоть и не отражает ее полностью. Многим студентам именно практика помогает понять, стоит ли трудиться по специальности. Если бы она была интенсивнее, как считают многие учителя, с более полным погружением в профессию, в школах оставалось бы меньше людей, не приспособленных работать педагогами. С последним утверждением согласны и дети.
Читайте также: