Особенности оценивания метапредметных результатов в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Особенности оценки метапредметных результатов

Особенности оценки предметных результатов

Компоненты итоговой оценки

1. Результаты промежуточной аттестации (или накопленной оценки) обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений. Осуществляется в ходе совместной деятельности педагогов и обучающихся и является внутренней оценкой.
2. Результаты итоговой аттестации выпускников, отражающие уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП ООО, необходимых для продолжения образования. Осуществляется внешними по отношению к общеобразовательному учреждению органами и является внешней оценкой.
В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
-результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО должна обеспечивать:
- комплексность (оценка предметных, метапредметных, личностных результатов);
- системность (оценка достижений обучающихся, эффективности деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом);
- оценку динамики учебных достижений обучающихся;
- разнообразие методов и форм оценивания (персонифицированные, не персонифицированные, стандартизированные и не стандартизированные, творческие работы, проекты, самоанализ и т.д.).

Результаты, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ

Способность к решению учебно-практических задач на основании: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений; умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций.

Подлежат итоговой оценке
- научные знания и представления о природе, обществе, человеке,
- умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности,
- коммуникационные и информационные умения,
- умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций,
- способность к контролю и самоконтролю,
- способность к творческому решению учебных и практических задач.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы общего образования, необходимых для продолжения образования.

Оценка личностных результатов осуществляется:
1. В ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований школьным психологом, обладающим необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.
2. Оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Личностные результаты выпускников на ступени начально¬го общего образования в полном соответствии с требовани¬ями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
• способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
• умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
• умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
• способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
• умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как:
1. решение задач творческого и поискового характера
2. учебное проектирование
3. итоговые проверочные работы
4. комплексные работы на межпредметной основе
5. мониторинг сформированности основных учебных умений.

Оценка предметных результатов
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов. Разработка системы оценки планируемых результатов освоения общеобразовательных программ опирается на представление о структуре и составе результатов общего образования, а также на конкретизацию понятия образовательных результатов, отраженную в Фундаментальном ядре содержания общего образования и Программе развития универсальных учебных действий.

ВложениеРазмер
osobennosti_otsenki_metapredmetnykh_rezultatov.docx 28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов.

Разработка системы оценки планируемых результатов освоения общеобразовательных программ опирается на представление о структуре и составе результатов общего образования, а также на конкретизацию понятия образовательных результатов, отраженную в Фундаментальном ядре содержания общего образования и Программе развития универсальных учебных действий.

Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, регулятивные.

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:

- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развитие коммуникативной компетенции

- умение четко определять области знаемого и незнаемого;

- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);

- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

-осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Что такое метапредметы и принцип метапредметности? Целью разработки метапредметного подхода в образовании и соответственно метапредметных образовательных технологий заключается в том, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов.

Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления. Ученик на данных уроках учится учиться. Здесь создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как двигался, к каким результатам пришел.

Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателя. Ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов представленных в разделах:

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование. Контроль и коррекцию.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, базисного плана и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

К ним относятся:

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умене контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

-умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

-логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым -признакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

-умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий.

В силу своей природы, являясь по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен.

Во-первых, достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.

Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру и другим предметам с учётом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.

И наконец, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.

В этом случае в ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов наблюдения учителя или школьного психолога может быть оценено и достижение таких действий. Поскольку формирование УУД будет осуществляться через внедрение междисциплинарных программ, то по мере внедрения стандартов и уточнения состава и планируемых результатов будут уточняться и процедуры оценки метапредметных результатов.

Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

— преодоление импульсивности, непроизвольности;

— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

— умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

— умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

— умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

— готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);

— формирование основ оптимистического восприятия

Формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (далее - УУД).

Методы контроля : наблюдение, проектирование, тестирование

Формы контроля : индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный.

Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок

Приобретения навыка саморегуляции

Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи

Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем

Умение слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстникамии взрослыми;

владение монологической и диалогической формами речи;

Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.

Оценка метопредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур ( в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.)

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана, а также средствами внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты 1-2 класс

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.

6.Корректировать выполнение задания.

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках.

3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках.

4. Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план.

5. Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием.

6. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям.

1.Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Участвовать в диалоге.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОЦЕНИВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В соответствии с ФГОС НОО одним из объектов системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают метапредметные результаты освоения обучающимися ООП НОО: регуля тивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. К ним относятся:

способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценивания: насколько она информативна, насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает.

Важно правильно оценить уровень метапредметных образовательных результатов и по возможности скорректировать работу для улучшения всех направлений: познавательных, коммуникативных, регулятивных.

Метапредметные образовательные результаты являются предметом оценки в составе итоговых работ для 4 класса. Но отслеживать процесс их формирования необходимо в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.

Уровень сформированности универсальных учебных дей ствий, представляющих содержание и объект оценки мета предметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах.

Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструи рованных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.

Во-вторых, достижение метапредметных результатов мо жет рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебнопрактических задач средствами учебных предметов.

Наконец, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур . Например, в итоговых проверочных работах по предметам или в комплексных работах на межпредметной основе целесоо б разно осуществлять оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой провероч ной работы. Например, именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как взаимодействие с партнером: ориентация на парт нера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в др. отношении объекта, действия, события и

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг. Разработанные способы оценки данных мониторинга помогают мне сделать выводы как относительно отдельного учащегося (о его продвижении к метапредметным образовательным результатам начальной школы), так и относительно групп учащихся, имеющих сходные особенности и проблемы. Данные мониторинга позволяют проводить целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, регулированию темпа прохождения учебной программы, методов и форм организации учебной деятельности учащихся на уровне групп и класса в целом.

Итоговые комплексные работы позволяют мне проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения. Комплексные работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

Итоговые проверочные работы по предметам в зави симости от успешности выполнения заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учетом характера ошибок, допущенных учениками, позволяют сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся.

Преимуществом этих двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения обучающимся универсального учебного действия, обнаруживающий себя в том, что действие занимает в структуре учеб ной деятельности обучающегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребенка.

Выбор данной методики был обусловлен рядом причин:

во-вторых, данный УМК удобен в применении и обработке полученных результатов.

Стартовая диагностика – первая мониторинговая процедура, которая проводится в начале обучения. Чтобы вовлечь каждого первоклассника в процесс обучения , помочь ему включиться в учебную ситуацию, общение и деятельность с максимальным положительным для него результатом, необходимо выявить уровень стартовой готовности. Именно диагностика стартовой готовности к систематическому обучению является для учителя одним из инструментов эффективной организации образовательного процесса. Ведь ребенок, которому были созданы оптимальные условия в начале обучения, быстрее адаптируется к школьной жизни.

Комплексная письменная работа - одна из форм итогового оценивания. Она позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребёнка в решении разнообразных учебных задач. Проведение комплексной письменной контрольной работы полезно потому, что именно в такой форме предполагается осуществлять оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования.

В своей работе я использую итоговые комплексные работы для начальной школы, разработанные авторами С.Г. Яковлевой, О.Б. Логиновой. Все они имели схожую структуру и строились на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому давался ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексных работ заключались в установлении уровня овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции) на каждом этапе обучения в начальной школе, позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имели более

Одним из ключевых требований к метапредметным результатам освоения обучающимися ООП НОО является умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Для достижения обучающимися этого результата, в своем классе я использую в учебном процессе формирующий подход к оценке учебных достижений. Важнейшим вектором формирующего оценивания является движение в двух направлениях: первое – к осознанию учеником разрыва между тем, чего он хочет достичь (в знаниях, понимании, умениях), и тем, где он находится в данный момент. Второе – к планированию того, что ученик сделает, чтобы этот разрыв сократить. Только точная и конкретная обратная связь помогает ученику понять, как он может добиться улучшений. Учащиеся нуждаются в информации и руководстве, для того чтобы планировать следующие шаги в обучении. Ученику нужно точно показать на его сильные стороны и посоветовать, как их развить; быть конструктивным в отношении слабостей; обеспечить ученику возможность улучшить свою работу. Для реализации данного подхода я применяю алгоритм оценивания, предложенный М.А. Пинской, который легко применяется на любом предмете школьного курса.

Кроме техник формирующего оценивания в своей практике я использую критериальное оценивание, позволяющее оценить ученику не только результат деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату. Особенностью такого оценивания является то, что учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться их работа.

В работе с младшими школьниками я использую методику цветовых дорожек и светофора, разработанную Г.А. Цукерман.

Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трех цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет – это сигнал того, что ученику трудно выполнить задание; желтый – неуверенности; зеленый – уверенности в своих силах, имеющихся знаниях.

Особый интерес у моих учеников вызывает работа, связанная с составлением тестов по изученному материалу. Ее суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Самые удачные из них впоследствии используются в проверочной работе по данной теме. Эта методика позволяет мне выявить уровень понимания учащимися изученного материала, повысить активную роль детей в процессе обучения.

С целью организации полученных учащимися знаний по теме, представления их логичным и содержательным способом, я использую в работе с младшими школьниками кластерные карты. Они помогают ученикам создать образы причинно-следственных отношений. Использование кластерных карт облегчает понимание учащимися изучаемых явлений, помогает анализировать сложные системы.

Использование в своей работе методик формирующего и критериального оценивания позволило мне:

- повысить интерес у младших школьников к изучаемому материалу;

- сделать процесс обучения более осознанным;

- получать информацию о том, в какой степени реализованы образовательные цели и задачи, поставленные на уроке, и что целесообразно сделать или изменить, чтобы ученики достигли следующих уровней овладения материалом.

Учащимся данные методики позволили получать вовремя и во всей полноте соответствующую обратную связь, а также научиться самостоятельно оценивать то, как они овладели изученным материалом.

Для достижения метапредметных результатов необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Она началась после анализа результатов стартовой диагностики, проведенной в 1-м классе в начале учебного года.

Данные проведенной стартовой диагностики потребовали от меня, как от педагога, организовать коррекционно-развивающую работу с учащимися, имеющими низкий уровень инструментальной готовности направленную на формирование ключевых умений, позволяющих в дальнейшем достичь положительных образовательных результатов.

Эта работа шла по следующим направлениям:

1) внесение корректив в планирование и содержание учебных занятий с учетом полученных результатов;

2) анализ УМК образовательной системы Л.В. Занкова с целью выделения заданий и упражнений, направленных на отработку умений;

2) отбор типичных заданий и упражнений, при выполнении которых большинство детей испытывали трудности, включение их в содержание учебного материала;

3) организация уроков, в основе которых лежит деятельностный подход;

4) организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников.

УМК образовательной системы Л.В.Занкова направлены на формирование у младших школьников предметных, метапредметных и личностных умений. Учитывают возрастные особенности младших школьников, содержат задания, близкие и понятные детям этого возраста. Учитывая слабые способности младших школьников к абстрактному мышлению, задачи имеют практическую направленность. Частое использование проблемных ситуаций способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и более прочному запоминанию учебного материала. Содержание учебных предметов разработано на основе межпредметной и широкой внутрипредметной интеграции.

Учебный материал и структура его представления, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию обучения, то есть создают условия для индивидуального развития каждого ребенка.

Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности. В учебниках существует возможность к организации собственной учебной деятельности учащихся.

В приложении представлены показатели стартовой готовности и приведены примеры учебных заданий из УМК по системе Л.В. Занкова, способствующих формированию данных умений.

Для достижения положительных результатов в формировании универсальных умений у младших школьников мною были подобраны из дополнительной литературы задания и упражнения, помогающие мне организовать на уроке и во внеурочной деятельности коррекционно-развивающую работу с учащимися, показавшими низкий уровень инструментальной готовности к систематическому обучению (п римеры таких заданий и упражнений представлены в приложении).

На уроках и во внеурочной деятельности при выполнении с учащимися специально подобранных заданий я придерживалась следующих правил:

1) на выполнение таких заданий выделяла больше времени, не применяла эти задания в условиях его дефицита;

2) не использовала такие задания и упражнения для проверки степени усвоения предметных знаний;

3) каждый раз ребенку (группе детей) сначала оказывала помощь в выполнении действий, которые положены в основу задания (сложить образ в целое, выделить необходимые детали образа, установить логические или иные отношения между объектами и др.), а затем уже предлагала учащимся выполнить само учебное задание.

В приложении представлены примеры отдельных заданий и упражнений для учащихся начальной школы, направленных на формирование и развитие метапредметных универсальных учебных действий.

Автор: Лобанова Светлана Юрьевна

Организация: Средняя школа № 8 с углубленным изучением иностранных языков

Населенный пункт: Смоленская область, г. Смоленск

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов [7].

Раздробленность учебных дисциплин, востребованность метапредметного подхода при решении проблемных ситуаций делают актуальным метапредметный подход в обучении.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию [1].

Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, базисного плана и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Основным объектом оценки служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью [2].

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. В силу своей природы, являясь по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен.

Достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД; может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов и внеурочной деятельности. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру, другим предметам и занятиям по внеурочной деятельности с учётом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся; может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе [3]. Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Ряд коммуникативных и регулятивных действий, таких как: умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д., трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. В этом случае в ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио, в виде оценочных листов наблюдения учителя и школьного психолога, может быть оценено и достижение таких действий, поскольку формирование УУД будет осуществляться через внедрение междисциплинарных программ. Для конкретизации процедуры оценивания метапредметных результатов необходимо уточнить методы, формы и инструментарий контроля [3].

Методы контроля сформированности метапредметных результатов:

Формы контроля:

-устный и письменный опрос;

-персонифицированный и неперсонифицированный опрос.

Инструментарий контроля:

- лист или дневник самооценки.

Структура листа оценки индивидуальных достижений ученика

Важно, что при работе с листом оценки достижений самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Несовпадение оценок является предметом рефлексии.

Данный лист заполняется на каждого ученика класса. Данные таких листов вносятся в таблицы образовательных результатов.

Я считаю, что лист оценки необходим для обучения школьников самооценке достижений, рефлексии и прогнозированию результатов своей работы. В течение учебного года важно использовать листы оценки достижений на этапах целеполагания и рефлексии. Работу с листом оценки достижений можно включать и в ход каждого урока, тогда учащиеся получают возможность осмыслить и понять конечный результат обучения за определенный период.
Листы оценки достижений должны быть включены в портфолио учащегося, т. к. они позволяют отслеживать динамику его достижений.

Материалы учителя содержат три группы таблиц:

- таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов: литературное чтение (1-4 классы), русский язык (1-4 классы), математика (1-4 классы), окружающий мир (1-4 классы), технология (1-4 классы), изобразительное искусство (1-4 классы);

- таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: регулятивные универсальные учебные действия (1, 2, 3-4 классы), познавательные универсальные учебные действия (1, 2, 3-4 классы), коммуникативные универсальные учебные действия (1-2, 3-4 классы);

- таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов (1-2, 3-4 классов).

Отметки заносятся учителем в таблицы результатов: за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы - один раз в год; за предметные контрольные работы - один раз в четверть.

Таблицы метапредметных образовательных результатов были разработаны мною с 1 по 4 класс на основании содержания указанных выше листов оценки.

Для мониторинга сформированности метапредметных результатов на выделяются следующие уровни:

-низкий (менее 50 %);

-повышенный (90 – 100%).

Показатели рассчитываются от количества выполненных заданий по овладению группой УУД (регулятивных, коммуникативных или познавательных) к максимальному количеству баллов. Соответственно можно судить о степени сформированности УУД обучающихся, а соответственно и о метапредметных результатах.

Таким образом, предложенная мною система мониторинга сформированности метапредметных результатов позволяет увидеть личный прогресс каждого ученика. Даёт возможность ученику сравнивать предыдущие результаты с достигнутыми, помогает ему скорректировать собственную учебную деятельность, а педагогу - содержание образовательного процесса. Это снижает уровень трудностей, связанных с умением учиться при переходе на следующую ступень обучения. Универсальные учебные действия, лежащие в основе формирования метапредметных результатов обучения, открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик. Повышает эффективность освоения предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З и др. Планируемые результаты начального общего образования./Л.Л. Алексеева// - М.: Просвещение, 2009. - 120 с.

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов// - М.: Просвещение, 2008 -151 с.

3. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч./ М.Ю. Демидова//- М.: Просвещение, 2009.

4. Кокарева З.А. Использование в работе с младшими школьниками листов оценки достижения метапредметных результатов обучения./ З.А. Кокарева// Управление начальной школой. -2013. -№11. –С. 21-26.

Особенности оценивания метапредметных результатов в начальной школе
Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов.

Разработка системы оценки планируемых результатов освоения общеобразовательных программ опирается на представление о структуре и составе результатов общего образования, а также на конкретизацию понятия образовательных результатов, отраженную в Фундаментальном ядре содержания общего образования и Программе развития универсальных учебных действий.

Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, регулятивные.

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:

- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развитие коммуникативной компетенции

- умение четко определять области знаемого и незнаемого;

- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);

- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

-осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающ

Читайте также: