Особенности итальянской школы живописи

Обновлено: 06.07.2024

Застой в экономической и культурной жизни Италии был преодолен только в середине XVIII столетия, но еще долго страна оставалась отсталой и нищей. Даже пышное великолепие Венеции с ее роскошными дворцами и яркими карнавалами не могло скрыть бедности, в которой жил итальянский народ. Значительную роль в итальянской живописи XVIII в. играет венецианская школа, оттеснившая на задний план римскую и болонскую школы.

Работал Тьеполо и в портретном жанре. Кисти художника принадлежат выразительные образы его современников (портреты А. Риккобоно, ок. 1745; Дж. Кверини, 1749). Тонкой наблюдательностью и реалистичностью отмечены рисунки Тьеполо, выполненные сангиной и тушью. Замечательны его карикатуры на духовенство и венецианских вельмож. Большой интерес представляют офорты с загадочными мифологическими и аллегорическими образами. Эти работы оказали большое влияние на графику такого известного художника, как Франсиско Гойя.

Портреты писали Джузеппе Гисланди. В технике пастели работала венецианка Розальба Каррьера. Художница изображала портрет лучше, чем они были на самом деле, поэтому ее искусство пользовалось необыкновенной популярностью в аристократических кругах. Ведущим среди других жанров венецианской живописи был городской пейзаж (ведута), объединивший черты архитектурного ландшафта и собственно пейзажа. Первые ведуты появились еще в XV в. в работах Джентиле Беллини, брата Джованни Беллини, и Витторе Карпаччо, хотя в эту эпоху городской пейзаж служил лишь фоном для композиций, повествующих о праздниках и важных событиях венецианской жизни. В XVIII в. к жанру городского пейзажа обратился Лука Карлеварис, хотя его творчество не стало таким ярким явлением, как искусство последующих мастеров ведуты, крупнейшим из которых был Каналетто.

В истории итальянской живописи множество потрясающих страниц. От Античности до современности десятки и сотни имен, достойных нашего внимания, и иногда во всем этом многообразии бывает легко запутаться.

Сориентироваться во множестве имен и разложить по полочкам поможет знание общих закономерностей, которые проявлялись творчестве художников, живших в схожих исторических условиях.

Сегодня мы расскажем об основных характеристиках двух важных школ итальянского искусства времен Ренессанса.

Флорентийская живописная школа

Для сложившийся к XV веку живописной школы Флоренции чрезвычайно важным оказался расцвет гуманистической мысли. Ценность античного наследия, восхваление человека, умение видеть красоту жизни – все это нашло отражение в картинах художников Флорентийской школы.

Ее родоначальником считается Джотто , творчество которого относят к эпохе Проторенессанса . Композиция его картин носит пластическую убедительность и достоверность. А выверенность линий, которая видна в его работах, станет основополагающий чертой Флорентийской Школы.

К XV веку одним из основных интересов флорентийских художников станет проблема перспективы . Именно открытие ими линейной перспективы, которая до сих пор почти всегда используется в изображениях, позволит сделать картины более реалистичными.

Кроме того, флорентийцы много занимаются в опросами композиции и пластического построения человеческой фигуры . Они тщательно изучают анатомию, законы соединения форм, построение линий.

Кульминацию этих поисков можно увидеть в работах величайших мастеров Флоренции эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Сандро Боттичелли.

Венецианская живописная школа

Другая не менее важная итальянская школа живописи – Венецианская. Она сложилась несколько позже, чем Флорентийская, а ее расцвет пришелся на XVI век. Главным достижением этой школы стала подробная разработка колористических принципов живописи.

Для венецианцев цвет становится основой изобразительного языка. У них форма появляется не из линии, но из сопоставлений цветных мазков и светотеневой лепки.

Например, Джорджоне достигает удивительной лиричности в своих пейзажах благодаря светоносной палитре, которая наполнена разнообразными переходами тонов. А картины позднего Беллини характеризуются совершенной цветовой гаммой, базирующейся на тончайших градациях цвета.

Но наиболее ярко стиль Венецианской Школы выразились в творчестве Тициана . В его сочной чувственности, эмоционально насыщенной цветовой гамме, ярких образах и теплых золотых тоннах.

Таком образом, Венецианская Школа – это в первую очередь радость для нашего взгляда, для нашего чувственного восприятия . Богатство и роскошь купеческой Венеции отразилось в ее полной красок живописи, которая, кажется, воспевает всю радость и полноту жизни. Флорентийская же Школа, скорее, про удовольствие интеллектуальное, про удовольствие, которое можно получить оценив всю выверенность композиции и точность линии.

А что ближе вашему сердцу? Красочные картины венецианцев или выверенная живопись флорентийцев?

@ Анастасия Шилова

Ваше мнение по теме важно и интересно для нас, поделитесь им пожалуйста в комментариях.


Постоянная жажда праздника, процветающий торговый порт и влияние идеалов красоты и величия высокого Ренессанса – все это способствовало появлению художников в Венеции XV и XVI веков для того, чтобы внести в мир искусства элементы роскоши. Венецианская школа, возникшая в этот момент процветания культуры, вдохнула новую жизнь в мир живописи и архитектуры, объединив вдохновение предшественников, ориентированных на классику и новое стремление к насыщенному цвету, с особым венецианским обожанием приукрашивания. Большая часть работ художников этого времени, независимо от предмета или содержания, была пронизана идеей о том, что жизнь следует воспринимать сквозь призму удовольствия и наслаждения.

Краткое описание

Витторе Карпаччо. Женская фигура

Ключевые идеи

Новаторский акцент и особенности венецианской школы живописи, связанные с использованием цвета для создания форм, сделали ее отличной от флорентийского Ренессанса, где рисовали формы, заполненные цветом. Это привело к появлению в работах революционного динамизма, беспрецедентного богатства цвета и особого психологического выражения.

Художники в Венеции рисовали преимущественно маслом, сначала на деревянных панелях, а затем начали использовать холст, который лучше всего соответствовал влажному климату города и подчеркивал игру натуралистического света и атмосферы, а также драматическое, иногда театральное, движение людей.

В это время происходило возрождение портретной живописи. Художники фокусировались не на идеализированной роли человека, а на его психологической сложности. В этот период на портретах начали изображать большую часть фигуры, а не только голову и бюст.

Именно тогда появились новые жанры, в том числе грандиозные изображения мифических сюжетов и женская обнаженная натура, при этом они выступали не как отражение религиозных или исторических мотивов. Эротизм начал появляться в этих новых формах предмета, не подверженный моралистическим нападкам.

Новое архитектурное направление, в котором сочетались классические влияния наряду с резными барельефами и характерными венецианскими украшениями, стало настолько популярным, что в Венеции возникла целая индустрия проектирования частных резиденций.

Культура Венеции

Несмотря на то что венецианская школа знала об инновациях мастеров эпохи Возрождения, таких как Андреа Мантенья, Леонардо да Винчи, Донателло и Микеланджело, ее стиль отражал особую культуру и обществе города Венеции.

В отличие от Флоренции и Рима, которые находились под влиянием католической церкви, Венеция была в первую очередь связана с Византийской империей с центром в Константинополе, которая управляла Венецией в VI и VII веках. В результате венецианское искусство оказалось под влиянием искусства Византии, для которого характерно было использование ярких цветов и золота в церковных мозаиках, а венецианская архитектура отличалась использованием характерных для Византии куполов, арок и разноцветного камня, что было, в свою очередь, связано с влиянием исламской архитектуры Средней Азии.

К середине 1400-х годов город обретал в Италии вес и большее влияние, а художники эпохи Возрождения, такие как Андреа Мантенья, Донателло, Андреа дель Кастаньо и Антонелло да Мессина, посещали его или жили здесь на протяжении длительного времени. Стиль венецианской школы синтезировал византийский цвет и золотой свет с новшествами этих художников эпохи Возрождения.

Тициан. Портрет Павла III

Андреа Мантенья

Антонелло да Мессина

Его считают первым итальянским художником, для которого индивидуальный портрет стал самостоятельной формой искусства.

Антонелло да Мессина работал в Венеции с 1475 по 1476 год и оказал заметное влияние на картины Джованни Беллини, его живопись маслом. Именно де Мессина акцентировал внимание на портретной живописи. Антонелло впервые столкнулся с искусством североевропейского Возрождения, когда он был студентом в Неаполе. В результате его работы представляли собой синтез итальянского Возрождения и принципов североевропейского искусства, оказав влияние на развитие особенного стиля венецианской школы.

Уже в ранних работах художник использовал насыщенный и яркий свет не только при изображении фигур, но и в пейзажах.

Джованни Беллини. Портрет дожа

Концепции и тенденции портретной живописи

Джованни Беллини был первым великим портретистом среди венецианских художников, так как его портрет дожа Леонардо Лоредана (1501) представил удивительный образ, который, будучи натуралистическим и передавая игру света и цвета, идеализировал самого человека, изображенного на нем, и вместе с этим акцентировал его социальную роль главы Венеции. Знаменитая работа подпитывала спрос на портреты со стороны аристократов и богатых торговцев, которых вполне удовлетворял натуралистический подход, одновременно передающий их социальную значимость.

Также своими привлекательными портретами был известен и Якопо Тинторетто.

Паоло Веронезе. Свадьба в Кане

Отображение мифологии в картинах

Джамбаттиста Питтони. Марс и Венера

Влияние венецианского искусства

Спад Венецианской школы живописи 16 века начался примерно в 1580 году, отчасти из-за того воздействия, которое чума оказала на город, поскольку он потерял треть своего населения к 1581 году, а отчасти из-за смерти последних мастеров Веронезе и Тинторетто. Более поздние работы обоих венецианских художников эпохи Возрождения, подчеркивающие экспрессивное движение, а не классические пропорции и образный натурализм, оказали некоторое влияние на развитие маньеристов, которые впоследствии доминировали в Италии и распространились по всей Европе.

Тем не менее акцент венецианской школы на цвет, свет и наслаждение чувственной жизнью, как видно из работ Тициана, также создавал контраст с подходом, свойственным маньеризму, и барочными произведениями Караваджо и Аннибале Карраччи. Эта школа оказала еще большее влияние за пределами Венеции, так как короли и аристократы со всей Европы жадно собирали произведения. Художники в Антверпене, Мадриде, Амстердаме, Париже и Лондоне, в том числе Рубенс, Энтони ван Дейк, Рембрандт, Пуссен и Веласкес, находились под сильным влиянием искусства венецианской школы живописи эпохи Возрождения. История гласит, что Рембрандт, будучи еще молодым художником, во время посещения Италии сказал, что в Амстердаме легче увидеть итальянское искусство эпохи Возрождения, чем путешествуя из города в город по самой Италии.

Франческо Фонтебассо. Воскресение

За пределами эпохи Возрождения

Работы художников Венецианской школы живописи и дальше оставались особенными. В результате этот термин продолжал использоваться в XVIII веке. Представители венецианской школы живописи, такие, как Джованни Баттиста Тьеполо, расширили свой особый стиль, как в рококо, так и в стиле барокко. Известны также и другие художники XVIII века, такие, как Антонио Каналетто, писавший венецианские городские пейзажи, и Франческо Гварди. Его работы позже в значительной степени повлияли на французских импрессионистов.

Витторе Карпаччо (родился в 1460 году, в Венеции – умер в 1525/26, Венеция) – один из величайших представителей венецианских художников. Возможно, он был учеником Лаззаро Бастиани, но основное влияние на его раннее творчество оказали ученики Джентиле Беллини и Антонелло да Мессины. Стиль его работ предполагает, что он мог также в молодости побывать в Риме. Практически ничего не известно о ранних работах Витторе Карпаччо, поскольку он их не подписывал, и слишком мало существует доказательств, что именно он их писал. Около 1490 года он начал создавать цикл сцен из легенды о Святой Урсуле для Скуола ди Санта Орсола, которые теперь находятся в галереях Венецианской академии. В этот период он стал уже зрелым художником. Жанровая сцена мечты Св. Урсулы особенно ценилась за богатство натуралистических деталей.

Панорамные изображения картин Карпаччо, шествий и других публичных собраний отличаются богатством реалистичных деталей, солнечной окраски и драматических повествований. Его включение реалистических фигур в упорядоченное и последовательное пространство перспективы сделало его предшественником венецианских живописцев, писавших городские пейзажи.

Франческо Гварди. Мост Риалто

Франческо Гварди (1712-1793, родился и умер в Венеции), один из выдающихся пейзажистов эпохи рококо.

Сам художник вместе с братом Николо (1715-86) обучались у Джованни Антонио Гварди. Их сестра Сесилия вышла замуж за Джованни Баттиста Тьеполо. Долгое время братья работали вместе. Франческо является одним из видных представителей такого живописного направления, как ведута, характерной чертой которого являлось детальное отображение городского пейзажа. Он писал эти картины примерно до середины 1750-х годов.

В 1782 году он изобразил официальные торжества в честь визита великого князя Павла в Венецию. Позже, в том же году, он был уполномочен республикой сделать аналогичные изображения о визите Пия VI. Он пользовался значительной поддержкой со стороны англичан и других иностранцев и был избран в Венецианскую академию в 1784 году. Он был чрезвычайно плодовитым художником, чьи блестящие и романтические изображения заметно контрастируют с прозрачными отображениями архитектуры у Каналетто, главы школы ведуты.

Франческо Фонтебассо (Венеция, 1707-1769) является одним из главных представителей в некотором роде необычного для венецианской живописи восемнадцатого века. Очень активный и хороший художник, опытный декоратор, изображавший на своих полотнах практически все, от сцен повседневной жизни и исторических изображений до портретов, он также демонстрировал хорошие навыки и мастерство самых разнообразных техник в графике. Он начал работать над религиозными темами для Манинов, сначала в часовне виллы Пассариано (1732), а затем в Венеции в иезуитской церкви, где он сделал две фрески на потолке с Илией, захваченным в небе, и ангелами, представшими перед Авраамом.

Собрание живописи эпохи Возрождения в Эрмитаже не равноценно: если коллекция работ дуеченто и треченто достаточно полная, то, к сожалению, в кватроченто много лакун: нет произведений таких основополагающих мастеров, как Мазаччо, Учелло, Пьеро делла Франческа, и других. Зато Высокое Возрождение и маньеризм представлены картинами наиболее знаменитых художников — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Андреа дель Сарто, Понтормо, Россо, Бронзино, Алессандро Аллори и т. д. Эрмитажное собрание итальянской живописи XVII столетия — одно из наиболее значительных вне Италии, сравнимое с коллекциями Лувра, Прадо, Художественно-исторического музея в Вене. В нем представлены все художественные школы, зачастую первоклассными произведениями выдающихся мастеров. Однако следует отметить, что в галерее Эрмитажа главное место занимают болонская, римская и венецианская школы, что отражает как состав тех коллекций, что приобретались для Эрмитажа в Европе, так и вкусы того времени, когда формировалась картинная галерея Эрмитажа, с его приверженностью к болонско-римскому классицизму. Значительными произведениями представлены неаполитанская и генуэзская школы, только в XVII веке приобретшие значение важных художественных центров. Художественные центры Северной Италии характеризуют произведения Доменико Фетти, работавшего в Мантуе и Венеции, веронца Алессандро Турки и посетивших разные итальянские города Джованни Агостино Кассана, Пьетро Темпесты.

Читайте также: