Особенности детей с тнр в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывают у детей с ТНР затруднения в общении с окружающими людьми. Ребенок с ТНР, редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно. Практика показывает, что целенаправленное воздействие на речь детей с ТНР приводит к ее совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания. Нарушение интеллектуальной деятельности детей с ТНР приводит к неполноценности их речевой практики. В свою очередь, недоразвитие речи задерживает формирование логического мышления, затрудняет устранение недостатков наглядно-образной и наглядно-действенной его форм.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Петрозаводская средняя общеобразовательная школа № 34

с углубленным изучением финского языка,

Общие рекомендациидля учителей по работе с детьми ОВЗ ТНР в условиях общеобразовательного класса


учитель-логопед
первой квалификационной категории
Васькова М.В.

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Общая характеристика.

Речь – очень сложная психическая деятельность, одна из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. С помощью речи осуществляется контакт, происходит общение между людьми. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут повлиять на умственное развитие ребенка.

У детей с тяжелыми речевыми нарушениями часто возникает вторичная задержка психического развития, которая выражается в следующем:

бедный запас сведений об окружающем;

замедленное формирование понятий о форме и величине предметов;

замедленное формирование счетных операций;

неспособность к пересказу прочитанного.

У детей преобладает конкретно-образный тип мышления, слабо выражена способность к речевым абстракциям. Т. о., они часто не успевают и по русскому языку, и по математике.

Для психических процессов (память, внимание и т.п.) характерны инертность, трудность переключения, выраженная истощаемость, нарушение активности.

Поведение характеризуется незрелостью, недостаточным пониманием социальных требований, повышенной тормозимостью при предъявлении речевых заданий.

Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывают у детей с ТНР затруднения в общении с окружающими людьми. Ребенок с ТНР, редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно.
Практика показывает, что целенаправленное воздействие на речь детей с ТНР приводит к ее совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания.

Нарушение интеллектуальной деятельности детей с ТНР приводит к неполноценности их речевой практики. В свою очередь, недоразвитие речи задерживает формирование логического мышления, затрудняет устранение недостатков наглядно-образной и наглядно-действенной его форм.

Разорвать этот замкнутый круг можно прежде всего в области речи. Как справедливо отмечал Н.И. Жинкин, “речь — это канал развития интеллекта” и, что особенно важно, канал, доступный для внешнего воздействия.
Формируя речь, мы работаем над обогащением, точностью, выразительностью на любом уровне — будь то слово, предложе­ние или текст. Развитие названных качеств речи положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности учащихся.

Во-первых, речь ребенка с ТНР формируется на основе наблюдений за предметами и явлениями окружающего мира и осмысления характерных для них связей.

В свое время К.Д. Ушинский предупреждал, что “развивать язык отдельно от мысли невозможно; но даже развивать его преимущественно пред мыслью положительно вредно”. Это предупреждение особенно важно помнить при обучении школьников данной категории в свете данных о разрыве между словом и мыслью.

Вот почему необходимо, чтобы на уроках темой беседы с детьми были предметы и явления, которые они или наблюдают в данный момент, или рассматривали ранее. Полученная таким образом информация и будет являться тем материалом, которым оперирует мышление и который одновременно используется как база для развития речи.

Таким образом, сочетание материализованного и речевого действий, овладение различными умственными операциями вследствие использования продуктивных методов обучения языку создают условия, при которых достигается единство формирования речи и развития мышления.

Рекомендации учителю.

Дети с речевыми нарушениями обязательно должны получать систематическую помощь логопеда.

Всем таким детям необходим более благоприятный (облегченный) режим обучения. Он характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Прежде всего, они нуждаются в особой психологической поддержке со стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т.д. Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться, инструкции – носить дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения.

В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. При оценке письменных работ нужно отдельно учитывать специфические речевые ошибки и не снижать за них оценку.

При общении с учащимися, имеющими речевые нарушения, педагог должен обращать внимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала ребенком. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. А главное, отношение учителя к ученику должно быть благожелательным; своими мимикой, жестами, интонацией он должен вызывать у ребенка желание сотрудничать.

При наличии в классе заикающихся детей рекомендуется не заменять устные ответы этих детей письменными; устные опросы следует проводить на месте, не вызывая к доске, а также не начиная опроса с заикающегося ребенка. В случае если у ребенка резко выражен страх речи, рекомендуется опрашивать его после урока. При этом мягкое, доброжелательное отношение учителя к ребенку будет способствовать улучшению качества его речи.

Проблема эффективного обучения русскому языку особенно остро встает при работе с учащимися с тяжелыми нарушениями речи. Такие ученики, как правило, не имеют достаточной базы знаний, не умеют применять уже имеющиеся знания на практике, не владеют необходимыми для учебной деятельности приемами анализа, отбора, сравнения, сопоставления. Данных учеников обычно отличает низкий темп усвоения знаний и формирования практических навыков их использования. Возникает необходимость индивидуальной коррекционной работы, использования таких форм деятельности, которые активизируют познавательную активность учащихся, помогают детям овладеть навыками правописания.

Русский язык.

Предлагается несколько видов словарных диктантов, с помощью которых учитель сможет организовать коррекционную работу с учащимися с тяжелыми нарушениями речи. Один из таких видов работы – это словарный диктант с подсказкой. Учащийся с тяжелыми нарушениями речи, даже зная правило, не может применить его на практике, так как не в состоянии установить последовательность мыслительных операций, выстроить алгоритм применения правила. Чтобы правило работало, действия учеников необходимо направлять. Такую функцию и выполняет подсказка при словарном диктанте. Проводя такой диктант, учитель сам объясняет учащимся условия действия орфографического правила, а ученики уже самостоятельно, руководствуясь инструкцией, выбирают нужную орфограмму и применяют правило. Учитель, называя слово, указывает на то, в какой значимой части слова находится орфограмма и разъясняет ученику условия орфографической задачи. Учащиеся записывают слово с пропущенной орфограммой, а затем, руководствуясь инструкцией учителя, вставляют в слово нужную букву. Такой вид деятельности возможен при изучении любого орфографического правила: правописание безударных чередующихся гласных в корне слова, правописание “не” с различными частями речи и т. д. Объем подсказки зависит от уровня подготовки учащихся.

Следующий вид словарного диктанта – словарный диктант с грамматическими заданиями. В связи с тем, что основным принципом русской орфографии является морфологический принцип, орфографическая грамотность учащихся зависит от их знаний в области грамматики. Поэтому формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков. Словарные диктанты с грамматическими заданиями содействуют формированию орфографических навыков на грамматической основе. Грамматическое задание, которое учащимся предлагается выполнить в процессе словарного диктанта, является для них основной направляющей силой, помогающей выбрать правильное написание. В качестве примера можно привести следующие правила: мягкий знак после шипящих у существительных (грамматическое задание – определить род и склонение существительного); правописание гласных в окончаниях существительных (грамматическое задание – определить падеж и склонение существительного); правописание “не” с глаголами (грамматическое задание – определить часть речи).

У учащихся с тяжелыми нарушениями речи очень плохо развиты внимание, память, мышление. Для развития внимания у учащихся с ТНР можно проводить словарный диктант, когда школьники из каждых трех диктуемых слов записывают только второе. Для развития внимания и мышления можно предложить следующий вид словарного диктанта. Учащийся из диктуемых слов выбирает и записывает в тетрадь только те слова, которые, например, относятся к теме “Спорт” (темы могут быть любые).

Интересен словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение такого диктанта – формирование у детей с ТНР навыков самоконтроля. В процессе самоконтроля школьники соотносят правила с конкретным написанием, учатся пользоваться своими знаниями, находить ошибки, обосновывать правильное написание. Работа над диктантом включает в себя следующие этапы. Сначала учащиеся пишут словарный диктант. Затем учитель дает ключи к проверке такого диктанта, то есть называет параграфы, к которым учащиеся могут обратиться для самопроверки в случае затруднения. Дети с помощью указанных параграфов проверяют диктант и обозначают орфограммы.

Существует многообразие форм словарных диктантов, которые способствуют перерастанию знаний в области орфографии в прочные практические навыки применения этих знаний. Такие виды словарных диктантов помогают эффективно организовать индивидуальную коррекционную работу с учащимися с ТНР, при этом предотвратить снижение интереса к русскому языку, внести в уроки элементы новизны.

Применительно ко всем разделам обучения русскому языку можно выделить следующие принципы:

1.Коммуникативная направленность обучения;

2.Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления;

3.Обязательная мотивация языковой и речевой деятельности учащихся;

4.Формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности детей;

5.Взаимосвязь устной и письменной форм речи в процессе их развития.

Работа с текстом.

Отбор содержания материала по чтению в значительной степени влияет на повышение речевой активности школьников: эмоциональная напряженность произведений, созвучие опыту детей, психологические жизненно проблемные ситуации — все это вызывает интерес к теме, желание в той или иной степени участвовать в оценке поступков героя, рассказывать о своих личных переживаниях в связи с возникающими ассоциациями. Вот почему содержание книги для чтения, материала для вне­классного чтения должно соответствовать интересам детей.

Положительное влияние на речевую активность учащихся может иметь и структура урока.
Так, на уроке чтения важно устанавливать дозировку времени, по каждой его структурной еди­нице, чередовать устную речь (говорение) с письменной (чтение), четко соблюдать логику перехода от одного этапа урока к другому.

Выбор методов, приемов обучения, видов заданий тесно связан со структурой урока. Вместе с тем он имеет и самостоятельное значение для стимулирования речевой активности школьников. Организуя процесс деятельности учащихся над выполнением учебного задания, не следует допускать его однообразия, надо по возмож­ности разнообразить приемы рассмотрения и анализа изучаемого материала. Это способствует мотивации деятельности учащихся, возбуждает у них активные мыслительные процессы.

1.Чтение предложений, записанных на доске, с соответствующей интонацией, выбор среди них простых и сложных предложений, сравнение каждой группы по основным грамматическим признакам.

2.Работа с учебником. Составление из простых предложений сложных. Расстановка знаков препинания, выделение главных членов предложения.

3.Работа с карточками. Чтение предложений парами (простое и сложное) по смыслу. Установление порядка их следования, обоснование этой очередности с точки зрения содержания и языковой связи одного предложения с другим (наличие связующих местоимений, наречий, видо-временных форм глагола, порядок слов). Записывание в тетради, например: Вчера ученики нашей школы ходили на стадион. Там старшеклассники участовали в спортивной эстафете, а младшие школьники показывали вольные упражнения.

5. Составление предложений по схеме с заданным содержани­ем, например, оценка поступков людей в различных ситуациях: один из одноклассников показывает высокие результаты в работе на заводе. Задание: скажите об этом и оцените его деятельность.

6. Составление текста по аналогии с данными и запись. Выде­ление сложных и простых предложений. Например: дано описание поведения Костылина в первой встрече с врагом. Задание: записать рассказ о Жилине, употребив те же конструкции, но с противоположным по смыслу содержанием. Провести анализ структуры предложений и дать его обоснование.

Большое значение для стимулирования речевой активности школьников имеет поведение учителя на уроке. Педагог вызывает и направляет интерес учеников, поддерживает его путем поощрения, с помощью отметки, посредством установления в классе доброжелательных отношений. Играя активную роль в организации урока, учитель не ограничивает при этом речевую активность детей.

Письменная речь формируется на базе устной и фактически кодирует ее. Однако, являясь достаточно сложным образованием, письменная речь обладает рядом таких особенностей, которые делают эту форму общения отличной от устной формы.

У учащихся с ТНР неполноценны обе формы речи. Но, как показали исследования Л.В. Занкова, М.Ф. Гнездилова, В.Г. Петровой, Р.К. Луцкиной, письменная форма речи у школьников с ТНР на определенном этапе ее развития оказывается более совершенной по сравнению с устной речью. Объясняя этот феномен, авторы указывают на такое качество реализации письменной речи, как продолжительность во времени, создающая условия для обдумывания мысли и более четкого ее оформления.

Предварительная устная подготовка к построению письмен­ных высказываний — одно из условий методически правильной организации работы над письменной формой речи. Школьники анализируют слова, отрабатывают содержание, грамматическое и стилистическое оформление предложений и частей текста пе­ред их фиксацией в тетрадях. Внимание детей должно быть также сосредоточено на отработке правильной мелодики речи, синтаксических пауз (пока это направление реализуется несистематически). Упражнение в точном интонировании устной речи способствует формированию умений делить речевой поток на предложения, определять их специфику на основе интонации. Приобретенные таким образом умения предупреждают появление в письменной речи ошибок типа нанизывания предложений друг на друга, неадекватного разрыва предложений, неправильного использования знаков препинания.

Не менее важно как можно чаще на уроках грамматики и правописания использовать творческие письменные задания в форме микросочинений, микроизложений, свободных диктантов. В этом случае более регламентированный и фиксированный грамматический строй письменной речи частично устраняет недостатки устной речи, позволяет целенаправленнее работать над исправлением стилистических и грамматических ошибок.

ВложениеРазмер
Особенности обучения детей с ТНР 16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения в начальной школе детей с ТНР.

Для успешного обучения детей в школе на первом месте стоит ранняя диагностика и выявление различных патологий. В последнее время количество детей с речевыми нарушениями увеличилось. По результатам обследования детей, еще в 2013 году 63% составили дети с ТНР. Во многих детских садах существует логопедическая служба. Специалисты, работающие с детьми, решают стоящую перед ними задачу не всегда. Это связано с тем, что тяжелые нарушения речи – диагноз, который требует длительного и комплексного подхода.

Дети с тяжелыми нарушениями речи- это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения,, влияющие на становление психики.

В логопедии выделяются три уровня общего недоразвития речи:

1 уровень- когда наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение речевых средств общения в возрасте 4-5 лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами.

2 уровень- у ребенка появляются некоторые искаженные слова. Намечается различение некоторых грамматических форм. Но на ряду с этим произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы.

3 уровень- характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико- грамматического и фонетико- фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено. К ТНР относятся алалия ( сенсорная, моторная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии, заикания, детская афазия и др.

Исходя из выше сказанного детям с ТНР характерно:

- Снижение активного и пассивного словаря

- Искажение слоговой структуры слова

- Недоразвитие лексико- грамматического строя речи

- Несформированность фонематических процессов

- Недоразвитие связанной речи.

Тяжелые речевые дефекты отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности и поведении детей. Общение ребенка с окружающими людьми затрудняется, поэтому и процесс обучения становится для ребенка сложным. Это ведет за собой отрицательные переживания. Они , в свою очередь, так же негативно влияют на познавательную деятельность ребенка.

В работе с детьми с ТНР нужно обратить внимание на общую организацию процесса обучения.

1.1.Начинать урок русского языка с пальчиковой гимнастики. Детям очень нравится игровая форма введения в работу. Позитивные эмоции играют большую роль в успешном усвоении знаний.

1.2. Большое значение уделяется обучению грамоте. Работа проводится совместно с логопедом. Ребенка нужно научить слышать звук и произносить его.

Процесс обучения грамоте делится на три периода- подготовительный период, букварный и послебукварный. Однако развитие фонематического слуха, правильного произношения и мелкую моторику( подготовительный период) необходимо тренировать на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Это могут быть пятиминутки, проводимые после пальчиковой гимнастики.

1.4. Постоянная смена деятельности поможет детям быть включенными в урок. А физкульт- минутки- просто необходимы.

2. Литературное чтение:

2.1. Слуховая память требует тренировки. В этом помогут заучивания скороговорок, которые следует проговаривать перед началом чтения. Сопровождая речь жестами, мы помогаем запоминать текст. Для заучивания наизусть следует выбирать не сложные тексты. Не смотря на то, что логическое, смысловое запоминание у детей остается относительно сохранно, дети могут испытывать трудности в запоминании стихотворений.

Не стоит забывать о том, что дети могут испытывать трудности в коммуникативном общении. Поэтому они стесняются выходить к доске, тушуются. Учитель может помочь преодолеть эмоциональный барьер доброжелательным отношением и подбадриванием.

2.2. Дети с ТНР быстро утомляются. В классе можно поставить конторку и массажный коврик. Это нужно для того, чтобы у ребенка была возможность сменить положение, помассировать стопы. При этом он не прерывает урок.

3. Математика в речевом развитии школьников с ТНР помогает преодолевать речевой дефекта. Наряду с развитием словесно- логического мышления, происходит обогащении словарного запаса, развитие грамматического строя речи на ряду с усвоением основного материала.

4.1 У детей с ТНР более низкий уровень пространственного оперирования образами, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения . На уроках технологии следует давать досконально подробные инструкции. Объяснять простыми словами.

Часто бывает так: проговариваешь в начале урока, а в середине- уже дети отвлеклись и забыли. Поэтому каждый раз нужно напоминать детям особенности работы ( например с цветной бумагой ) перед непосредственным ее использованием.

Кроме всего вышеперечисленного, не стоит забывать о внеклассой работе с учащимися. Детям нужен помощник в построении отношений в классе. Когда дети не могут выразить своих чувств словами, им на помощь приходит взрослый. В формировании коммуникативных навыков важную роль отводится внеурочным мероприятиям. Посещение мастер-классов по изготовлению не сложных поделок, мини- лекции в библиотеке дают толчок в развитии детей с ТНР.

1. Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте.

Таким образом, дети с ТНР – это дети, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты.

В логопедии выделяют следующие виды ТНР:

АЛАЛИЯ - отсутствие или недоразвитие речи детей при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте

АФАЗИЯ – это полная или частичная утрата уже сформировавшейся речи, возникающая при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных инсультов, травм, опухолей, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях.

ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи вследствие повреждения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы

РИНОЛАЛИЯ - нарушение тембра голоса и звукопроизношения

ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

2. Дети с ТНР имеют следующие психолого-педагогические особенности :

- недоразвитие всей познавательной деятельности (речь, восприятие, память, мышление)

- недоразвитие мыслительных операций, сниженная наблюдательность, снижение способности к абстрагированию, обобщению

- внимание характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения; дети быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность

- быстрое забывание материала, особенно речевого, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста

- нарушения эмоционально-волевой сферы: нестойкость интересов, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживании контактов со сверстниками

- двигательные расстройства: дети с ТНР моторно неловки, неуклюжи (это касается и общей, и мелкой моторики, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений.

3. В речи детей с ТНР наблюдаются следующие особенности :

- тяжелые нарушения общей разборчивости речи

- медленный темп оречевления

- ограниченный лексический запас

- несформированность процессов словообразования и словоизменения

- несформированность навыков связного высказывания

- стойкие расстройства письменной речи (и их предпосылок)

4. Основным условием реализации адаптированной рабочей программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (программы 5.1.) является необходимость постоянного сопровождения учителя-логопеда. С 1 класса до окончания начальной школы. Необходимость дальнейшего сопровождения определяет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи включает в себя :

-развитие фонематического восприятия

-развитие звуко-слоговой структуры слова

-развитие лексико-грамматического строя речи

-развитие связной речи

-помощь в овладении письмом и чтением.

5. Какие перспективы в обучении ждут детей с ТНР?

Более благополучно будут обстоять у них дела с точными науками. Страдать будут языковые предметы. Огромную сложность для детей с ТНР будут представлять запись под диктовку, написание изложений, а впоследствии, сочинений, т. к. нарушение их речи комплексное, то есть затрагивает все стороны речи – от звука, слога и слова до фразы и текста.

Но, как было сказано ранее, если в этом будет острая необходимость, то по решению психолого-медико-педагогической комиссии сопровождение этих детей учителем -логопедом будет продлено.

Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте

Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте Зима - очень красивое время года. Сколько всего интересного зимой – и снеговики, и деревья в инее, и снегопад и т. д. Как же это все запечатлеть?.

Использование мнемотехники для разучивания стихов и потешек в младшем возрасте (2–4 года)

Использование мнемотехники для разучивания стихов и потешек в младшем возрасте (2–4 года) У детей дошкольного возраста преобладает наглядно - образная память. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, способствует развитию.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте

Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Познавательная.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Особенности организации учебного процесса в классах для детей с ТНР.

С 1 сентября 2016 года в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

ФГОС НОО для детей с ОВЗ представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

с тяжелыми нарушениями речи,

с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

с задержкой психического развития,

с расстройствами аутистического спектра,

со сложными дефектами.

Для обучения детей с ОВЗ в школе разрабатывается АООП НОО (адаптированная основная образовательная программа). АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования.

Ребёнок с ОВЗ может прийти учиться в любой общеобразовательный класс. Для этого ребёнка разрабатывается АООП, в которой предусматривается создание индивидуального учебного плана с учетом его особых образовательных потребностей.

Классы для детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначены для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями или в условиях общего образовательного потока (в отдельных классах).

Тяжёлое нарушение речи (общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется сложными речевыми расстройствами, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Помимо недостатков в звукопроизношении, которые легко определяются и чаще всего принимаются за определяющий показатель диагноза, у детей с ТНР нарушается целый комплекс речевых функций. Это:

фонематическое недоразвитие речи – несформированность процесса различения звуков, что приводит к нарушению функций фонематического анализа, синтеза и представлений;

нарушение произношения слов сложной слоговой структуры, перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове;

недостаточное развитие словаря, который у детей с ТНР значительно беднее словаря с их сверстников с нормальной речью. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Неумение пользоваться способами словообразования создаёт трудности в образовании новых слов при помощи суффиксов и приставок. Не зная названий многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета, заменяют слова, близкими по ситуации и внешним признакам. В словаре детей мало обобщающих понятий, почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия – большой и маленький, которыми заменяют остальные;

в речи детей встречаются аграмматизмы, которые проявляются в изменении существительных по числам и родам, согласовании числительных и прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Часто допускаются ошибки в употреблении предлогов, особенно сложных, их пропуски в предложении или замена на другие предлоги.

Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменной речи учащихся с речевой патологией тесно связана с общим развитием речи учащихся, опирается на ознакомление с окружающим миром, на овладение грамотой (в начальной школе), а также уроки русского языка и развития речи. Ориентируясь на содержание программы по русскому языку в общеобразовательной школе, т. е. на тот уровень развития речи, которого по речевым умениям и навыкам достигают школьнике в норме, и учитывая своеобразие и индивидуальные особенности речевого развития учащихся, можно в общем виде сформулировать задачи коррекционно-педагогического воздействия:

формирование, уточнение и коррекция звукопроизношения;

уточнение и коррекция фонематического восприятия;

уточнение и коррекция навыков звукобуквенного анализа и синтеза;

формирование, уточнение, обогащение и коррекция словарного запаса;

уточнение и коррекция грамматических категорий;

коррекция специфических ошибок письменной речи;

формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи требуются специальные методы обучения, предполагающие дробное и алгоритмизированное предъявление материала, и его закрепление; большую предварительную работу по созданию понятийно-смысловой основы терминологической и учебной лексики; специальную организацию языкового материала, позволяющую активизировать и формировать речемыслительную деятельность ребенка; поэтапную автоматизацию полученных навыков в коммуникативных ситуациях.

В ходе обучения детей с тяжелыми нарушениями речи выделяются три основных направления помощи детям в усвоении программного материала:

1) проведение всех уроков с использованием специальных методов и приемов, направленных на восполнение пробелов в формировании полноценной речевой деятельности;

2) проведение специальных логопедических занятий;

3) организация и соблюдение речевого режима.

Одним условий успешной образовательно-коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, является создание благоприятной речевой среды. Это предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком независимо от его возможностей и уровня речевого развития. Организация и постоянное соблюдение единого речевого режима позволяет обеспечить эффективные условия для такого общения.

Речевой режим – это организация текущей коррекционной работы, строго индивидуализированной, в процессе любой деятельности обучающихся в стенах образовательного учреждения и вне его.

Обязательными компонентами речевого режима являются:

создание условий для речевого общения обучающихся с педагогами, сотрудниками образовательного учреждения, с другими учащимися, а также вне стен образовательного учреждения;

правильная речь окружающих (педагогов, сотрудников школы, и др.);

целенаправленное создание ситуаций необходимости речевого общения, обеспечение постоянного речевого тренинга, стимуляция потребности в правильной речи;

активизация вновь изученной лексики, закрепление ее и расширение;

активизация грамматических форм и конструкций, их закрепление в ходе учебного и бытового общения;

постоянный, подчиненный единым требованиям, тактичный контроль за качеством устной и письменной речи и речевым поведением детей;

индивидуализация заданий, требующих оречевления, в соответствии с уровнем развития речи, коммуникативных навыков, недостатков чтения и письма, а также пройденным программным материалом.

Для обеспечения речевого режима необходимо тесное взаимодействие логопеда, учителей и других педагогов, работающих с ребёнком, которые должны быть осведомлены об индивидуальных речевых возможностях обучающегося, подготовлены к оказанию логопедической поддержки (дать необходимый речевой образец, подсказать, что необходимо сделать вдох и говорить на выдохе, взять паузу, и т.д.).

В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи наглядные методы являются крайне востребованными.

Средства наглядности призваны обеспечить активизацию всех анализаторных систем и связей между ними, что создает основу для компенсации нарушенной (речевой) функции за счет сохранных. Опора на внешние вспомогательные средства помогает создать условия для обеспечения высокой активности и самостоятельности ребенка в преодолении собственных речевых трудностей.

Наглядные средства, наряду с использованием их в иллюстративной роли, в значительно большей мере привлекаются для обеспечения реальной основы при семантизации лексики, предложений, текста и подведении детей к наглядно-действенным, образным, а затем и словесно-понятийным обобщениям.

Большую роль в познании материала предметных уроков играют наблюдения, экскурсии, практические работы.

Практические методы обучения (метод упражнений, лабораторные и практические работы, игра и др.) широко используются в процессе обучения детей с нарушениями речи для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций.

Развитие речи учащихся осуществляется в процессе наблюдений, трудовой, игровой и предметно-практической деятельности.

Словесные методы обучения (рассказ, беседа, чтение материалов учебника и др.) имеют специфику в процессе обучения детей с тяжелыми нарушениями речи и обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами.

Недостаточная сформированность вербальной сферы учащихся с речевой патологией не позволяет учителю использовать словесные методы обучения, когда в основе формирования навыка лежит объяснение и слово учителя без достаточной опоры на предметно-практическую деятельность ученика.

Коррекционные курсы

Коррекционный лингвистический курс позволяет восполнить пробелы речевого развития обучающихся, развить и обогатить представления об окружающем мире, повысить уровень их общего развития, учить осмысленно читать, грамотно писать, связно излагать свои мысли, как в устной, так и в письменной форме, дает ряд сведений о грамматике и правописании, а так же элементарные представления о литературе.

Основная цель данного предмета – овладение полноценной устной речью и создание условий для успешного усвоения письма и чтения.

- устранение нарушений речевого развития;

- организация активной речевой практики;

- обогащение представлений об окружающем мире.

В рамках этой учебной дисциплины тесно переплетаются формирование речи и познавательной культуры, а расширенная тематика служит предметной базой для развития лексико-грамматического строя речи, связного устного и письменного высказывания, обогащения представлений об окружающем мире, на основе чувств, восприятий. Обучающиеся учатся видеть, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, что способствует коррекции аналитико-синтетической деятельности и коррекции речи. Отбор языкового материала осуществляется с учётом его частотности, продуктивности и доступности усвоения. Сначала отрабатывается обиходная лексика и простейшей конструкции. Этим обеспечиваются элементарные формы общения. Постепенно вводится словарный материал, необходимый для выражения понятий более отвлечённого характера, и усложняются грамматические формы. На этой основе осуществляется переход от диалогической речи к описательно-повествовательной, а затем к составлению устных и письменных связных текстов.

Коррекционно-педагогическое сопровождение.

У всех детей с ТНР нарушена мелкая моторика, а также просодическая сторона речи (темп, ритм, выразительность речи, дикция, дыхание), поэтому на каждом уроке проводятся разнообразные логопедические минутки (1-3 мин).

Развитие мелкой моторики, в виде пальчиковой гимнастики.

У большинства детей младшего школьного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Работа над голосом.

- высота голоса: называть этажи, по которым мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

- подвижность голоса: произносить слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением.

Упражнения на дыхание.

Сейчас мы попробуем выполнить некоторые дыхательные упражнения:

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Рекомендации по обучению детей с тяжелыми нарушениями речи

Раннее начало комплексной коррекционно-развивающей работы.

Непрерывность коррекционно-развивающего процесса.

Использование специальных методов, приемов и средств обучения.

Индивидуализация и дифференциация обучения.

Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.

Введение, при необходимости, в содержание обучения ребенка специальных разделов.

Организация работы по социализации детей.

Создание условий для развития инициативы, познавательной и речевой активности за счѐт привлечения к участию в различных видах деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация составлена к выступлению на семинаре " Особенности инклюзивного образования детей в образовательных организациях".В школе имеются дети с ОВЗ, в конце учебного года делимся особенностями работы с такими детьми.

Психолого – педагогический консилиум Преодоление трудностей в обучении чтению и письму детей с ТНР Учитель начальных классов: Самойлова Ольга Владимировна 12.04.2018 ЗАТО Видяево

Психолого – педагогический консилиум

Преодоление трудностей в обучении чтению и письму детей с ТНР

Учитель начальных классов:

ЗАТО Видяево

Характеристика особых образовательных потребностей детей с ТНР

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия и др.

Устная речь у детей с тяжелыми формами речевой патологии характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи. Отмечаются затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи, а также коммуникативной деятельности. Все вместе это создает неблагоприятные условия для образовательной интеграции и социализации личности ребенка в обществе.

У детей с ТНР снижается потребность в общении, оказываются несформированными формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь) и могут наблюдаться особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Сочетание нарушений речевого и некоторых особенностей познавательного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и сверстниками.

Особенности психического развития

  • Отставание в развитии зрительного восприятия и зрительных предметных образов у детей с ТНР проявляется в основном в бедности и слабой дифференцированности зрительных образов, инертности и непрочности зрительных следов, а также в недостаточно прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета.
  • Внимание детей с ТНР характеризуется более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий, в анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. Им труднее сосредоточить внимание на заданиях, со словесной инструкцией, нежели с комбинированной словесной и зрительной; еще сложнее распределить внимание между речью и практическим действием. У детей с ТНР ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими.
  • Все виды самоконтроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) могут быть не достаточно сформированными и иметь замедленный темп формирования.
  • Заметно снижена слуховая память, продуктивность запоминания, которые находятся в прямой зависимости от уровня речевого развития. Обучающиеся часто забывают трех-, четырехступенчатые инструкции, упускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий, не прибегают к речевому общению для уточнения инструкции. Однако у детей с ТНР остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.
  • Воображение детей с ТНР отстает от нормально развивающихся сверстников. Отмечается более низкий уровень пространственного оперирования образами, недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения.

Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР

  • Потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным), особенно у детей с низким уровнем речевого развития (моторной алалией); потребность в формировании социальной компетентности.
  • Потребность в развитии всех компонентов речи, языковой компетентности. Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий детьми с ТНР создают потребности в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи; дети с ТНР нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодической организации звукового потока.
  • Потребность в формировании навыков чтения и письма.
  • Потребность в развитии навыков пространственной ориентировки.
  • Обучающиеся с ТНР требуют особого индивидуально-дифференцированного подхода к формированию образовательных умений и навыков.

Учебная деятельность детей с ТНР

  • отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти.

Специальными психолого-педагогическими исследованиями доказано наличие у детей с ТНР отклонений в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, а также нарушений мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации.

Несформированность языковых и коммуникативных навыков у обучающихся с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к социальной дезадаптации.

Причины сложностей при обучении грамоте недоразвитие фонематических процессов, трудности в связной речи, в звуковом анализе и синтезе, нарушения в звукопроизношении, бедный словарь, многочисленные ошибки при употреблении лексико-грамматических категорий

Причины сложностей при обучении грамоте

Выделение гласного звука в начале слова

78% с ТНР- 46%

Выделение согласного в начале слова

53 % с ТНР - 18%

Выделение гласного звука в конце слова

Подготовка к письму 11.04.18 Директор школы В.О.Иванов

Подготовка к письму

Директор школы В.О.Иванов

  • Выделение из речи звуков ( звукоподражание ).
  • Выделение слов из предложений, деление слов на слоги.
  • Выделение гласных звуков из слов ( ау, уа, ура, Оля, Уля и др.).
  • Выделение согласных ( ах, ус, на, мама ).
  • Показ букв картинного алфавита.
  • Выделение предложений.
  • Отгадывание детьми загадок.
  • Рисование предметов, названия которых начинаются с выделенных звуков

Директор школы В.О.Иванов

Игры в период обучения грамоте

Игры в период обучения грамоте

Расставь буквы

Упражнение для тренировки гласных звуков Тренируйте правильное звучание каждой гласной в сочетании с другими гласными звуками: АИ ЭИ ОИ УИ ЫИ АЭ ЭА ОЭ УЭ ЫЭ АУ ЭО ОА УА ЫА Каждое звукосочетание повторите три раза: АИ – АИ – АИ ЭИ – ЭИ – ЭИ ОИ – ОИ - ОИ АЭ – АЭ – АЭ ЭА – ЭА – ЭА ОЭ – ОЭ - ОЭ АО – АО – АО ЭО – ЭО – ЭО ОА – ОА - ОА АУ – АУ – АУ ЭУ – ЭУ – ЭУ ОУ – ОУ - ОУ 11.04.18 Директор школы В.О.Иванов

Упражнение для тренировки гласных звуков

Тренируйте правильное звучание каждой гласной в сочетании с другими гласными звуками:

Читайте также: