Основоположник русской скрипичной школы

Обновлено: 06.07.2024

Скрипичное искусство появилось несколько веков назад. Я предлагаю ознакомиться с основными скрипичными школами, композиторами и великими скрипачами-исполнителями.

Особенности венской скрипичной культуры XIX века. Связь ее с народно-бытовой и танцевальной музыкой (И. Штраус). Скрипичные классы Венской консерватории; ее виднейшие воспитанники – Г.Эрнст, Й.Иоахим.

Французская скрипичная культура эпохи французской буржуазной революции 1789 года. Отражение героических идей в музыке скрипичных концертов Джованни Баттиста Виотти (1755 – 1824), его роль в развитии классического скрипичного концерта.

Школа Парижской консерватории в первой половине XIX века. Скрипичные классы П.Байо, П.Роде, Р.Крейцера. Продолжение развития скрипичного концерта в их творчестве. Педагогические сочинения Роде и Крейцера (школы, этюды, каприсы).

Н.Паганини – виднейший представитель виртуозно-романтического стиля. Жизненный и артистический путь Паганини. Новаторство Паганини. Преодоление ограничений, связанных с классицизмом. Новые принципы исполнительства Паганини. Значительное расширение круга выразительных средств скрипача.

Композиторское творчество Паганини. Фантазии и вариации на оперные и другие темы. Использование народного тематизма и народно-импровизационных приемов варьирования. Концерты Паганини, особенности их стиля и виртуозной техники. 24 каприса Паганини и их роль в развитии скрипичной виртуозности. Особенности аппликатурных принципов Паганини (растяжения, скачки). Богатство штриховой палитры. Двойные ноты, хроматизмы, пиццикато, двойные флажолеты. Использование элементов гитарной техники. Камерные, гитарные и другие инструментальные произведения Паганини. Соната для альта.

Роль Паганини в обогащении круга художественных образов, выразительных средств и технических приемов композиторов-романтиков. Паганини и Шопен, Шуман, Лист, Берлиоз. Произведения Листа, Брамса, Рахманинова на темы Паганини.

Исполнение произведений Паганини выдающимися скрипачами – Л.Коганом, Р.Риччи, Н.Мильштейном, В.Пикайзеном, И.Перльманом и другими.

Скрипичное искусство в России. Формирование первых выдающихся русских музыкантов из крепостной среды. Плодотворное влияние русской народной песни на развитие скрипичного искусства. Импровизационные черты в русском скрипичном исполнительстве и скрипичных произведениях XVIII века.

Скрипка и альт в операх и камерных произведениях русских композиторов конца XVIII столетия (Е.Фомин, Д.Бортнянский и др.) Вариации на русские песни – основной жанр сольной скрипичной литературы в России XVIII и первой половины XIX веков.

Иван Хандошкин (1747-1804) – выдающийся русский скрипач и композитор, родоначальник русской скрипичной культуры. Жизненный и творческий путь И.Е.Хандошкина – от оркестранта до прославленного концертанта. Хандошкин как виртуоз-исполнитель, композитор, дирижер, педагог. Самобытная национальная сущность исполнительского и композиторского творчества Хандошкина. Использование приемов, связанных с народным музыкальным искусством: импровизационность, подражание гудку, балалайке, прием перестройки инструмента (скордатура).

Выдвижение русских исполнительских школ и их видная роль в развитии мировой исполнительской культуры. Творческие взаимосвязи русского и зарубежного смычкового искусства.

Яркое развитие русской скрипичной школы, связанное с расширением деятельности Русского музыкального общества и созданием консерваторий (Петербург – 1862, Москва – 1866) и музыкальных училищ (например, создание в Москве музыкального училища сестрами Гнесиными в 1895 году). Петербургская скрипичная школа. Педагогическая деятельность в консерватории Г.Венявского.

Основание Московской консерватории в 1866 году. Профессор Фердинанд Лауб (1832-1875), выдающийся чешский скрипач, преподаватель московской консерватории (1866-1874). Его творческие связи с основоположниками чешской музыкальной классики Сметаной и Дворжаком. Исполнительская и педагогическая деятельность Лауба. Творческое общение Лауба с русскими музыкантами. Лауб – выдающийся квартетный исполнитель. Посвящение Чайковским Третьего квартета памяти Лауба.

Основные черты исполнительского стиля русской скрипичной школы – художественная выразительность, певучесть и техническое совершенство.

Русская скрипичная литература. Художественное значение скрипичного творчества русских композиторов – классиков. Расцвет русского скрипичного концерта. Концерты Чайковского, Глазунова, Аренского, Конюса и других.

Концерты П.И.Чайковского и А.К.Глазунова – выдающиеся произведения этого жанра в мировой скрипичной литературе.

Скрипка и альт в оперно-балетном, симфоническом и камерном творчестве Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, Балакирева, Мусоргского, Глазунова, Танеева, Рахманинова, Скрябина и других русских композиторов. Мастерское использование солирующей скрипки.

Русская квартетная культура конца XIX – начала XX веков. Расцвет русского квартетного искусства. Художественное значение квартетного творчества Чайковского, Бородина, Глазунова, Танеева и других русских композиторов. Драматизация и симфонизация жанра. Мелодическое богатство и полифоническое мастерство. Значение квартетного творчества русских композиторов в развитии русской смычковой, в частности скрипичной, культуры.

Исполнительское искусство.Йозеф Иоахим (1831 – 1907) – крупный венгерский скрипач, композитор и педагог. Сочетание классических и романтических черт в его искусстве. Каденции Иоахима к скрипичным концертам. Педагогическая деятельность Иоахима, профессора Высшей музыкальной школы в Берлине. Его ученики (Хубай, Ауэр и другие).

Генрик Венявский (1835 – 1880) – выдающийся польский скрипач, ярчайший представитель виртуозно – романтического направления в скрипичном искусстве XIX века.

Венявский – первый профессор скрипки в Петербургской консерватории (1862 -1868). Сольная , оркестровая и камерная деятельность в России (1860 – 1872)

Венявский – композитор. Его концерты и фантазии. Польские народные влияния в полонезах, мазурках и других сочинениях Венявского. Этюды и каприсы.

Пабло Сарасате (1844-1908) – испанский скрипач и композитор, один из виднейших представителей виртуозного направления в зарубежном скрипичном искусстве. Характеристика исполнительского стиля Сарасате. Красота и кристальная чистота тона. Точность, легкость и грациозность техники. Связь с испанской народной музыкой.

Скрипичные произведения Изаи (сонаты для скрипки соло и др.). Новые скрипичные средства выразительности, влияние музыкального импрессионизма.

Крупнейший румынский скрипач, композитор, дирижер и пианист Джордже Энеску (1881-1955). Преломление особенностей румынской народной музыки в творчестве Энеску. Расширение выразительно-технических возможностей скрипки, использование приемов народного исполнительства. Энеску – интерпретатор сонат и партит Баха, произведений Моцарта, Бетховена, Брамса.

Выдающийся венгерский скрипач Йозеф Сигети (1892-1973). Сигети – реформатор скрипичного репертуара; усиление внимания к добетховенской классике, особенно к Баху - первый из скрипачей осуществил исполнение программ, целиком состоящих из произведений Баха. С другой стороны - стремление к обновлению репертуара за счет включения произведений современных Сигети композиторов. Сигети - страстный пропагандист музыки С.Прокофьева, А.Берга, Б.Бартока. Эстетические и методические взгляды Сигети, отразившиеся в его книгах.

Воспитанники пете6рургской консерватории, ученики Л.Ауэра - американские скрипачи Яша Хейфец, Ефрем Цимбалист, Миша Эльман, Натан Мильштейн. Общее и индивидуальное в их исполнительском искусстве. Их сочинения и транскрипции.

Американские скрипачи Иегуди Менухин, Исаак Стерн, Руджиеро Риччи.

Французский скрипач Зино Франческатти, мексиканский скрипач польского происхождения Генрик Шеринг. Шеринг как интерпретатор скрипичного творчества Баха.

Зарубежные альтисты Анри Казадезюс, Пауль Хиндемит, Леонель Тертис, Уильям Примроуз.

М.Г.Эрденко (1886-1940) – крупный скрипач, воспитанник Московской консерватории. Просветительская направленность концертной и музыкально- общественной деятельности Эрденко. Педагогическая деятельность Эрденко в Киевской, а затем в Московской консерваториях. Пропаганда русской скрипичной музыки. Сочинения и обработки Эрденко.

М.Б.Полякин (1895-1941) – один из виднейших представителей петербургской школы. Высокая оценка его исполнительского мастерства А.К.Глазуновым. Трактовки Полякина классических скрипичных произведений (Бах, Бетховен, Брамс, Мендельсон и др.) и особенно произведений русских композиторов (Чайковский, Глазунов). Педагогическая деятельность Полякина в Ленинградской и Московской консерваториях.

Л.М.Цейтлин (1881 – 1952) – выдающийся исполнитель скрипичной классики (Бах, Бетховен). Глубина, благородство и чувство стиля в его исполнении, превосходное качество звука. Его многолетняя сольная, камерная, концертмейстерская и педагогическая деятельность на родине и за границей.

Леонид Борисович Коган (1924 – 1982). Его выдающееся скрипичное мастерство. Яркий артистизм и блестящая виртуозность. Широкая концертная деятельность на родине и за рубежом. Коган – первый исполнитель многих посвященных ему произведений Хренникова, Бабаджаняна, Хачатуряна и других композиторов. Концертные циклы Когана. Записи Когана. Его педагогическая деятельность.

Представители следующих поколений отечественных музыкантов-скрипачей: И.Безродный, М.Вайман, И.Ойстрах, В.Климов, Б.Гутников, В.Третьяков, В.Спиваков, Г.Кремер, В.Муллова, С.Стадлер, В.Репин, М.Венгеров и другие. Выдающийся альтист Юрий Башмет.

Скрипичная литература.Скрипичное творчество Р.Шумана и И.Брамса. Концерт, фантазия и сонаты Шумана. Пьесы для альта Шумана. Выдающееся художественное значение скрипичного концерта и скрипичных сонат Брамса. Скрипичные произведения М.Бруха и К.Гольдмарка. Сонаты Э.Грига для скрипки и фортепиано. Квартеты Грига.

Смычковые (скрипичные, альтовые, квартетные) произведения немецких композиторов М.Регера и П.Хиндемита. Скрипичные и альтовые концерты и сонаты Хиндемита; их место в современном репертуаре.

Скрипичные и альтовые произведения виднейшего венгерского композитора Б.Бартока. Его скрипичные концерты и сонаты, концерт для альта. Квартеты Бартока. Влияние венгерской народной музыки на его творчество.

Скрипичный концерт Я.Сибелиуса – главы финской музыкальной школы.

Скрипичные концерты австрийских композиторов ново-венской школы – А.Шенберга и его ученика А.Берга.

Скрипичный концерт И.Стравинского (написан во Франции в 1931 г).

Скрипичные концерты Прокофьева (1915/17 и 1935) – новое слово в развитии жанра; новаторское развитие классических традиций. Виртуозно-концертые качества этих произведений (особенности кантилены, штрихов, колористических приемов). Другие скрипичные произведения Прокофьева – две сонаты с фортепиано, сонаты для двух скрипок и для скрипки соло, пьесы.

Скрипичный концерт Хачатуряна (1940). Его народная основа. Связь с импровизационным стилем ашугов. Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (1962). Скрипичные концерты Шостаковича (1948, 1967). Их симфонизм и своеобразие формы. Его сонаты для скрипки. Альтовая соната Шостаковича. Сонаты Бабаджаняна, Вайнберга, Эшпая. Скрипичные и альтовые произведения Шнитке, Денисова. Альтовые произведения Фрида, Леденева, Слонимского, Цинцадзе. Квартетное творчество Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Шнитке, Вайнберга и других композиторов.

ГЛАВА II. Методические рекомендации, упражнения для формирования исполнительских умений

Скрипичную школу мирового значения создал в России Л. С. Ауэр.

До окончания занятий с Иоахимом Ауэр некоторое время работает концертмейстером оркестра в Дюссельдорфе и Гамбурге, где, кроме того, много играет в квартете. Последнее послужило причиной приглашения его на место первого скрипача в знаменитый квартет братьев Мюллер, вследствие того, что один из братьев заболел в пути. В мае 1868 года на концертах в Лондоне Ауэр познакомился с А. Г. Рубинштейном и несколько месяцев спустя получил приглашение занять место профессора по классу скрипки в Петербургской консерватории, вместо только что сложившего с себя эти обязанности Г. Венявского. Ауэр принял это предложение и в сентябре 1868 года приехал в Петербург. Он постепенно заменяет Венявского и на других постах: в квартете и как солист РМО (с 1868 г.), как солист императорских театров и придворный солист (с 1872 г.).

С первых же дней по приезде в Россию Ауэр развивает бурную деятельность. Через 2 года он уже вводится в совет профессоров консерватории; помимо руководства сольным и квартетным классами, заменяет К. Ю. Давыдова в качестве дирижера ученического оркестра; заведует классом фортепианного ансамбля. Популярность Ауэра как педагога подкрепляется все усиливающейся с годами популярностью в качестве исполнителя. С 1868 по 1906 годы Ауэр возглавляет квартет Петербургского отделения РМО, дает десятки сольных концертов, выступая с такими выдающимися пианистами, как А. Рубинштейн, Е. д'Альбер, Л. Брассен, Р. Пюньо, А. Есипова, Ф. Лешетицкий, С. Танеев. В дополнение к сольной и ансамблевой скрипичной деятельности, проявляет себя как первоклассный дирижер. В сезон 1883/1884 года и с 1887 по 1892 годы Ауэр выполнял обязанности главного дирижера симфонических собраний РМО. Дирижерская деятельность Ауэра протекала и за границей — в Германии, Голландии, Франции и других странах, и повсюду как дирижер он оценивался очень высоко.

Популярность Ауэра особенно возрастает к 90—900-м годам. В эти годы его посылают официальным представителем России на различные международные конкурсы и конгрессы. Так, в 1895 году он был послан в Берлин для организации Второго конкурса имени А. Г. Рубинштейна, в 1905 году направляется в качестве члена жюри на Четвертый международный конкурс имени А. Г. Рубинштейна в Париж, в 1911 году —на интернациональный музыкальный конгресс в Лондон.

Россия быстро втянула Ауэра в орбиту своей музыкальной жизни. Страна, жившая в ту пору напряженной созидательной деятельностью в области искусства, не могла не пленить его энергичную натуру. Великолепно понимая, какие перспективы открываются здесь перед ним, Ауэр отдает все свои способности, все силы делу развития русской музыкальной культуры, одним из активных строителей которой он становится.

Ауэр считался выдающимся интерпретатором концерта Бетховена. Согласно рецензиям 900-х годов, он исполнял концерт с большой строгостью, но не как произведение героического характера. Возвышенной лирикой была проникнута I часть, патетической декламацией и проникновенностью в среднем эпизоде — II часть; непринужденно-грациозно исполнялось Рондо. Вслед за Бетховеном шли концерты Шпора, Гольдмарка, Бруха, Молика. Иоахим воспитал в Ауэре любовь к этим произведениям немецкой скрипичной музыки. Однако, в России ни Шпор, ни Гольдмарк, ни Брух, ни Молик успехом у публики не пользовались и сохранились у Ауэра только в учебном репертуаре.

Из сонат и партит И. С. Баха Ауэр публично играл отдельные части, преимущественно Чакону и Арию. Концерты Баха до 900-х годов им не исполнялись. Ни разу не встречаются в программах Ауэра концерты Моцарта.

Исполнял Ауэр отдельные части Сонаты Ц. Кюи; ему посвятил свой Концерт А. К- Глазунов, и Ауэр впервые исполнил это произведение 15 февраля 1905 года.

Л. Ауэр — педагог. Всеобщее признание получила педагогическая деятельность Ауэра. Как педагога его можно поставить в один ряд с самыми блистательными фигурами в области музыкальной педагогики — Ф. Листом, А. Г. Рубинштейном, И. Иоахимом, Л. Массаром (учителем Г. Венявского и Ф. Крейслера), Д. Аларом (учителем П. Сарасате), М. Марсиком (учителем Ж- Тибо и Дж. Энеску), но по грандиозным педагогическим результатам с ним не может сравниться почти ни один из музыкальных педагогов XIX—XX веков. Даже Иоахим, обучивший громадное количество первоклассных ансамблистов и оркестровых скрипачей, такого количества концертантов-солистов, как Ауэр, не воспитал. Необычайно высоким был уровень школы, блиставшей именами М. Полякина, Е. Цимбалиста, М. Эльмана, Яши Хейфеца и многих других.

При этом Ауэр всячески подчеркивал значение личности музыканта, его индивидуальности, считая, что она проявляется в самом характере интонирования, произнесения текста, в фразировке. Тем самым Ауэр приводил ученика к мысли, что свобода интерпретации ограничена объективным содержанием музыки. Направляя интеллект ученика на постижение идеи произведения, он ставил субъективную сторону исполнения в зависимость от объективной правды искусства. Объективность для Ауэра, вскормленного эстетикой реализма, оставалась высшим критерием и обязательным законом, а сам исполнительский акт превращался в акт художника-творца, пытливого исследователя музыкального явления.

1. Раабен Л. История русского и скрипичного искусства. Л.: 1978.

2. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке.

3. Гинзбург Л.С. История скрипичного искусства. В 3-х выпусках. – М.: Музыка, 1990.

Иван Евстафьевич Хандошкин не был исключением в этом отношении. Прожив жизнь яркую, блистательную, он не оставил после себя ни архива, ни автобиографических записок..


Вариации на тему русской народной песни - "То теряю, что люблю

"Вниз по матушке, по Волге".

Так из рядов российских музыкантов ушел великий виртуоз, основатель русской скрипичной школы. Сколько еще десятилетий в России не будет столь громкого имени и столь популярного мастера игры на сем инструменте!
Поэт Д.И. Хвостов, со свойственной ему некоторой неуклюжестью, но проникновенно и с любовью написал в своей эпитафии:
Прохожий! Здесь лежит Хандошкин — наш Орфей;
Дивиться нечему — у смерти нет ушей.



Талант И.Е.Хандошкина более всего раскрылся в сонатах для скрипки соло. По своей выразительности и драматической силе высказывания заметно выделяется среди произведений современников Хандошкина соль-минорная соната.
"Такой напряженности развития, такой впечатляющей эмоциональной насыщенности еще не знала русская инструментальная музыка XVIII века" (Г.Фесечко "И.Е.Хандошкин").

Соната для Скрипки Соль Минор



Соната для Скрипки Ми-Бемоль Мажор



Цикл программ Михаила Казиника на радио "ОРФЕЙ"о великом русском виртуозе, родоначальнике российской скрипичной школы – композиторе и педагоге Иване Евстафьевиче Хандошкине.


Использовались материалы из книг:
К. Ковалева-Случевского,
Л.Гинзбург, В.Григорьев. История скрипичного искусства,
И. Ямпольский. Русское скрипичное искусство.

России предстоит заново открыть Хандошкина. Чудо-композитор! Как современно он звучит!

ХАНДОШКИН Иван Евстафьевич [1747-16 или 17 (28 или 29). 3. 1804, Петербург], русский скрипач, композитор, дирижёр, педагог, собиратель нар. песен. С нач. 60-х гг. камер-музыкант при дворе в Петербурге. Основоположник рус. скрипичной школы, крупнейший виртуоз 2-й пол. 18 в., X. славился как импровизатор и исполнитель рус. нар. песен. Играл также на 7-струнной гитаре, балалайке. Автор многочисл. сочинений для скрипки, фп., альта, гитары, оркестра. Скрипичные произведения (часть их утеряна) способствовали становлению рус. концертного инструм. стиля. Создал жанр скрипичной музыки -"Русские песни с вариациями" (первый сборник издан в 1783).

Лит.: Ямпольский И. М., Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы, ч. 1, М. - Л., 1951. гл. 4; Ф е с е ч к о Г., И. Е. Хандошкин, "Советская музыка", 1950, № 12; е г о ж е, И. Е. Хандошкин, Л., 1972; Вольман Б., И. Хандошкин и русская песня, "Советская музыка", 1954, № 3.

Смотреть что такое ХАНДОШКИН в других словарях:

ХАНДОШКИН

(Иван) — первый в России замечательный виртуоз на скрипке и плодовитый композитор (1765—1804). Сын бедного портного, X. благодаря содействию мецената Л. смотреть

ХАНДОШКИН

Хандошкин (Иван) — первый в России замечательный виртуоз на скрипке и плодовитый композитор (1765—1804). Сын бедного портного, X. благодаря содействию мецената Л. А. Нарышкина ездил в Италию, где занимался у известного Тартини. Достиг в игре такого совершенства, что мог соперничать со знаменитыми в то время скрипачами Виотти, Местрино и Дицем. Вернувшись в Россию, X. был сделан придворным камерным музыкантом. Написал более 100 сочинений для скрипки, преимущественно вариаций на русские песни, приводивших в восторг высшее общество времен Екатерины II. Кроме того, написал три сонаты. Сочинения его издавались в XVIII в. И. Д. Герстенбергом и даже позднее Ф. Стелловским. Несколько лет состоял на службе в Дирекции императорских театров, от которой, по ходатайству Г. А. Потемкина, уволен в 1785 г. и назначен в Екатеринославскую музыкальную академию, которая должна была состоять при Екатеринославском унив., оставшемся, однако, только в проекте. Музыкальная же академия существовала независимо от Университета в течение нескольких лет и содержалась на счет сумм, отпускавшихся на нее из кабинета ее Величества, но после смерти кн. Потемкина (1791) дела Академии пошатнулись и самое существование ее сделалось сомнительным. X. был в этой Академии преподавателем и некоторое время даже начальником, замещая профессора Сарти, который нередко отлучался, получая от Потемкина различные командировки по музыкальным делам. Ср. "Архив Дирекции императорск. театров" (вып. I, СПб., 1892); M. M. Владимиров, "Первое столетие г. Екатеринославля" (Екатеринослав, 1887); А. фон Доммер, "Руководство к изучению истории музыки" (с приложением очерка истории музыки в России 3. Дурова, М., 1884); Вл. Михневич, "Очерк истории музыки в России" (СПб., 1 879).

ХАНДОШКИН

ХАНДОШКИНФамилия знаменитого русского скрипача-виртуоза. (1747-1804). Полагали, что произошла она от имени Антошка, с добавлением к началу х и зам. смотреть

ХАНДОШКИН

Иван Евстафьевич (1747–1804) — русский скрипач-виртуоз, композитор, дирижер, педагог, собиратель народных песен. Творчески освоив такие жанры зарубежной музыки, как сольная скрипичная со-ната и концерт, создав образцы виртуозных вариаций на темы народных песен, Хандошкин вошел в историю му-зыки как основоположник русской скрипичной школы. Общее число сочинений композитора превышало 100, однако сохранилось и найдено лишь несколько произведений, среди которых 3 сонаты для скрипки, 18 русских песен с вариациями, 12 песен для 2-х скрипок и др. смотреть

ХАНДОШКИН

ХАНДОШКИН Иван Евстафьевич (1747-1804), скрипач, композитор. С 1762 придворный музыкант в Санкт-Петербурге. Один из основоположников русской скрипично. смотреть

ХАНДОШКИН

ХАНДОШКИН Иван Евстафьевич (1747-1804), российский скрипач и композитор. Один из основоположников русской скрипичной школы. Автор многочисленных произведений для скрипки, в т. ч. вариаций на русские песни, сонат.

ХАНДОШКИН

ХАНДОШКИН Иван Евстафьевич (1747 - 1804), скрипач и композитор, один из основоположников русской скрипичной школы. Многочисленные произведения для скрипки, в том числе вариации на русские народные песни, сонаты.
. смотреть

ХАНДОШКИН

- Иван Евстафьевич (1747-1804) - российский скрипач и композитор.Один из основоположников русской скрипичной школы. Автор многочисленныхпроизведений для скрипки, в т. ч. вариаций на русские песни, сонат. смотреть

ХАНДОШКИН ИВАН

первый в России замечательный виртуоз на скрипке и плодовитый композитор (1765 - 1804). Сын бедного портного, Х., благодаря содействию мецената Л.А. Нарышкина, ездил в Италию, где занимался у известного Тартини. Достиг в игре такого совершенства, что мог соперничать со знаменитыми в то время скрипачами Виотти, Местрино и Дицом. Вернувшись в Россию, Х. был сделан придворным камерным музыкантом. Написал более 100 сочинений для скрипки преимущественно вариаций на русские песни, приводившие в восторг высшее общество времен Екатерины II . Кроме того, написал три сонаты. Сочинения его издавались в XVIII веке И.Д. Герстенбергом и даже позже Ф. Стелловским. Несколько лет состоял на службе в дирекции императорских театров, от которой, по ходатайству Г.А. Потемкина , уволен в 1785 г. и назначен в Екатеринославскую музыкальную академию, которая должна была состоять при Екатеринославском университете, оставшемся, однако, только в проекте. Музыкальная же академия существовала независимо от университета в течение нескольких лет и содержалась на счет сумм, отпускавшихся на нее из кабинета Ее Величества, но после смерти князя Потемкина (1791) дела академии пошатнулись, самое существование ее сделалось сомнительным. Х. был в этой академии преподавателем и некоторое время даже начальником, замещая профессора Сарти, который нередко отлучался, получая от Потемкина различные командировки по музыкальным делам. Ср. *Архив дирекции императорских театров* (выпуск I, Санкт-Петербург, 1892); М.М. Владимиров *Первое столетие города Екатеринославля* (Екатеринославль, 1887); А. фон Доммер *Руководство к изучению истории музыки* (с приложением очерка истории музыки в России З. Дурова , Москва, 1884); Владимир Михневич *Очерк истории музыки в России* (Санкт-Петербург, 1879). См. также статьи: Россия, разд. Светская музыка (XVIII век) . смотреть

ХАНДОШКИН ИВАН

Хандошкин (Иван) - первый в России замечательный виртуоз на скрипке и плодовитый композитор (1765 - 1804). Сын бедного портного, Х., благодаря содействию мецената Л.А. Нарышкина, ездил в Италию, где занимался у известного Тартини. Достиг в игре такого совершенства, что мог соперничать со знаменитыми в то время скрипачами Виотти, Местрино и Дицом. Вернувшись в Россию, Х. был сделан придворным камерным музыкантом. Написал более 100 сочинений для скрипки преимущественно вариаций на русские песни, приводившие в восторг высшее общество времен Екатерины II . Кроме того, написал три сонаты. Сочинения его издавались в XVIII веке И.Д. Герстенбергом и даже позже Ф. Стелловским. Несколько лет состоял на службе в дирекции императорских театров, от которой, по ходатайству Г.А. Потемкина , уволен в 1785 г. и назначен в Екатеринославскую музыкальную академию, которая должна была состоять при Екатеринославском университете, оставшемся, однако, только в проекте. Музыкальная же академия существовала независимо от университета в течение нескольких лет и содержалась на счет сумм, отпускавшихся на нее из кабинета Ее Величества, но после смерти князя Потемкина (1791) дела академии пошатнулись, самое существование ее сделалось сомнительным. Х. был в этой академии преподавателем и некоторое время даже начальником, замещая профессора Сарти, который нередко отлучался, получая от Потемкина различные командировки по музыкальным делам. Ср. "Архив дирекции императорских театров" (выпуск I, Санкт-Петербург, 1892); М.М. Владимиров "Первое столетие города Екатеринославля" (Екатеринославль, 1887); А. фон Доммер "Руководство к изучению истории музыки" (с приложением очерка истории музыки в России З. Дурова , Москва, 1884); Владимир Михневич "Очерк истории музыки в России" (Санкт-Петербург, 1879).
. смотреть

ХАНДОШКИН ИВАН ЕВСТАФЬЕВИЧ

( 1747, Петербург - 30 III 1804, там же) Основоположник русского скрипичного искусства, виртуоз, для которого не существовало никаких трудностей в игр. смотреть

ХАНДОШКИН ИВАН ЕВСТАФЬЕВИЧ

ХАНДОШКИН Иван Евстафьевич (1747-1804) - российский скрипач и композитор. Один из основоположников русской скрипичной школы. Автор многочисленных произведений для скрипки, в т. ч. вариаций на русские песни, сонат.
. смотреть

ХАНДОШКИН ИВАН ЕВСТАФЬЕВИЧ

Хандошкин Иван Евстафьевич [1747 ‒ 16 или 17 (28 или 29).3.1804, Петербург], русский скрипач, композитор, дирижёр, педагог, собиратель народных песен. . смотреть

ХАНДОШКИН ИВАН ЕВСТАФЬЕВИЧ (17471804)

ХАНДОШКИН Иван Евстафьевич (1747-1804), российский скрипач и композитор. Один из основоположников русской скрипичной школы. Автор многочисленных произведений для скрипки, в т. ч. вариаций на русские песни, сонат. смотреть

ХАНДОШКИН ИВАН ЕВСТАФЬЕВИЧ (17471804)

ХАНДОШКИН Иван Евстафьевич (1747-1804) , российский скрипач и композитор. Один из основоположников русской скрипичной школы. Автор многочисленных произведений для скрипки, в т. ч. вариаций на русские песни, сонат. смотреть

ХАНДОШКИН ИВ. ЕВСТАФ.

(1747-1804) - скрипач, дирижер, педагог. Муз. образование получил в худ. школе вел. кн. Петра Федоровича, в к-рую был принят "музыкантским учеником" в окт. 1760. В дальнейшем совершенствовался у итал. скрипача Тито Порта. В 1762 был зачислен скрипачом в придв. оркестр и вскоре назначен капельмейстером. В 1764 принят учителем музыки в Воспитат. уч-ще Академии художеств (среди его учеников по скрипке - И. Мартос, Ф. Щедрин). В 1777 Х. числится в реестре театр. служителей при Дворе. В 1784 репетитор балетной группы Большого кам. т-ра. Участвовал в концертах в домах Г. Потемкина, С. Яковлева, П. Зубова. В февр. 1785 по ходатайству Потемкина уволен от службы в Театр. дирекции и назначен "начальником Екатеринославского университета, с награждением чином придворного мундшенка". Вернулся в СПб. после смерти Потемкина (1791), но больше не служил.

Х. был первым выдающимся рус. скрипачом. Владел также балалайкой, альтом и 7-струнной гитарой. Обладал даром импровизации.

Считается, что Х. сочинил более 100 произв., в осн. для скрипки, предпочитая вариации на рус. нар. темы. В 1790-х гг. ряд сочинений Х. издал И. Герстенберг ("Шесть русских песен на 2 скрипки с вариациями", "Семь русских песен для 2-х скрипок", 1794, 1796) и др. Наиб. ярко талант и мастерство Х. проявилось в сонатах для скрипки соло.

ХАНДОШКИН И. Е.

Иван Евстафьевич (1747, вероятно, Петербург - по уточнённым данным, 18 (30) III 1804, там же) - рус. скрипач, композитор, дирижёр, педагог и со. смотреть

Читайте также: