Основании 1 школы на территории марийского края где еще обучались марийские дети

Обновлено: 05.07.2024

На территории Марийского края первые сельские начальные школы стали появляться в начале XIX в. В 1920 г. (но другим исто чникам в 1921 г.) была открыта Моркинская школа Царевококшайского уезда. Первой сельской начальной школой в Козьмодемьянском уезде стала Мало-Сундырское церковно-приходское училище. Оно было открыто в селе Малый Сундырь Виловато-Вражской волости Козьмодемьянского уезда Казанской губернии 28 января 1822 г. выпускником Казанской духовной академии, священником Троицкой церкви, Иваном Васильевичем Померанцевым. (Журнал «Марийский археологический вестник № 12.2002 г. Алметьева И. В. Первая марийская сельская школа. Стр. 128).

Первые школы с обучением на родном языке возникли в Козьмодемьянском уезде. Организаторами и учителями этих школ были грамотные марийцы, ученики русских священников.

«Иван Захаров, крестьянин из деревни Юль – Кокшаги, самостоятельно научился грамоте, хорошо овладел русским языком.

6 ноября 1867 года Захаров открыл в деревне Шелаболки, Козьмодемьянского уезда, марийскую школу. Местный крестьянин Петр Никифоров безвозмездно предоставил под школу свой дом. В большой комнате учились 37 мальчиков, а в меньшей – 8 девочек. Чтению Иван Захаров обучал по упрощенному звуковому методу – по инструкции, составленной на русском языке инспектором Золотницким, и достигал хороших результатов.

Не менее успешно обучал марийских детей и Андрей Григорьев – крестьянин, токарь, портной и регент Владимирской церкви. 3 ноября 1868 года Григорьев открыл в собственном доме Кулаковскую школу, в которой обучал детей чтению, письму, счислению и пению.

Григорьев сделал для первоначального обучения письму специальную классную доску, смастерил для учеников удобные столы, скамьи, дощечки с подставкой для книг и указки для пользования при чтении. Для счисления на счетах он изготовил больших размеров счеты и повесил их рядом с классной доской.

Уроки пения он проводил под аккомпанемент скрипки – на вид совсем не блестящей, но очень нежной и красивой по звучанию.

«Где ты достал такую певунью? – спросил Григорьева священник Раковский.

- Сам сделал, – ответил Григорьев.

- Ну и народец! – воскликнул Раковский.

Кулаковское сельское училище в 1879 году было переведено в д. Алешкино, которое находилось в ведении братства святителя Гурия. В 1898 г. в д. Кулаково было переведено из д. Алешкино начальное земское училище.

Земские одноклассные училища были открыты: Владимирское в 1877 г., Кулаковское -1881 г., Четнаевское- 1903 г., Сарамбаевское – 1911 г.

Школьное здание в деревне Сарамбаево построил на свои средства богатый крестьянин деревни Румянцев Иван Семенович.

До 1910 года земское училище находилось в частном доме крестьянина Белянина Ильи Игнатьевича. Школу посещали дети из села Кулаково, из деревень Цатнуры, Когаркино, Ванюково, Алешкино, Лапкино, Кадышево и В-Шелаболки. Прием учащихся в данную школу был через год, а поэтому количество учащихся было небольшое.

Первыми учителями этой школы были Колиброва Евдокия Яковлевна из деревни Чаломкино, дочь крестьянина, и Осипкина Александра Николаевна из города Козь-модемьянска, дочь горожанина-мещанина.

В 1910 году в селе Кулаково построили двухкомплектную земскую школу. С 1 сентября 1910 года обучение детей началось в здании новой школы. (Оно сохранилось и сейчас, в нем -столовая).

Заведующей школой была Колиброва Евдокия Яковлевна и учительницей Осипкина Александра Николаевна.

На 1 сентября 1912 года в школе было 52 ученика, из них: в 1 классе -19 человек, во 2 классе – 16 человек, в 3 классе – 10 человек и в 4 классе – 7 человек. Из 52 учащихся было 19 девочек.

Бывшая ученица этой школы Тораева Екатерина, которая проживала в с. Кулаково, вспоминает, что основным предметом в этой школе был закон божий. Учитель закона божьего очень жестоко относился к ученикам, изби­вал, ставил на колени и в угол. Учиться было очень трудно.

В 1915 году учительницу Осип-кину А.Н. перевели в город Козь-модемьянск, а Колиброву Е. Я. – заведующей Чаломкинской начальной школы.

В 1905 году в селе Пертнуры учительствовал Александр Михайлович Баронов, уроженец д. Потереево Больше-Юнгинской волости, проводил тайное собрание среди местных педагогов и крестьян близлежащих населенных пунктов: Чаломкино, Микряково, Пайгусово, Емешево, Виловатово, Еласы. А. М. Баронов в доме учительницы Евдокии Яковлевны Колибровой в Чаломкино размножил на самодельном гектографе листовки на марийском и русском языках.

В 1919 году заведующим Кулаковской земской школой назначили Семенова Семена Кузьмича, а его жену Марию Никитичну – учительницей. Супруги Семеновы в данной школе работали до 1921 года.

В 1921 году по инициативе и ходатайству Семенова С. К. был открыт 5 класс. Семенов С. К. преподавал географию, Семенова М. Н. – русский язык, Черновский С. А. – арифметику, Аксайкин П. И. – биологию, Степанов Иван Степанович – марийский язык.

В 5 классе обучалось 12 человек. Это были самые тяжелые годы: шла гражданская война, учителей Семенова С. К., Черновского С. А. и Степанова И. С. взяли на гражданскую войну, а Аксайкина П. И. около Владимирского кладбища убили неизвестные люди. Работать в школе стало некому, и 5 класс в феврале месяце 1921 года был закрыт.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кармазикова Марина Леонидовна,

учитель ИКН и марийского (государственного) языка

высшей квалификационной категории

Урок ИКН (9 класс)

Тема: Первые школы в Марийском крае ( XVIII – начало XX вв.)

Эпиграф к уроку:

Воспитатель есть художник, школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества.

Технологическая карта

Предпосылки возникновения школ в Марийском крае.

Малое народное училище в Козьмодемьянске.

Учебные заведения в I половине XIX века.

Профессиональные учебные заведения.

Обосновать предпосылки возникновения школ в Марийском крае; проследить, как развивалось народное образование в дальнейшем; обратить внимание на учебные заведения Козьмодемьянского уезда.

Обучающиеся должны уметь использовать ранее изученный материал для выполнения исследовательских и познавательных заданий, осмыслить теоретический материал, прочувствовать связь времен.

Осознать значимость школ в жизни человека, необходимость приобретения знаний, подчеркнуть, что знания – бесценное достояние; воспитывать уважение к истории своего края.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Форма занятия – комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя и обучающихся: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, использование межпредметных связей.

Новые понятия и термины

Миссионер, миссионерские школы, Катехизис, резонансное дерево.

Источники информации, оборудование к уроку

Портрет академика В.П. Мосолова

Организационный момент.

— Ребята, пожалуйста, объясните значение этих слов: миссионер, миссионерские школы, катехизис, резонансное дерево. К какой теме мы можем отнести эти слова? (на доске записаны новые слова: миссионер, миссионерские школы, катехизис, резонансное дерево).

— Правильно, эти слова связаны с православием. Давайте, прочитаем определение этих слов:

Миссионер – человек, господствующий церковью для религиозной пропаганды среди людей другой веры (иноверцев).

Миссионерские школы – специальные учебные заведения, которые ставили цель обратить в православную веру и учащихся, и их родителей. Здесь довались основы православного учения: Закон Божий, церковное песнопение, учили по Катехизису.

Резонансное дерево – дерево, обладающее особой звучностью, пригодное для изготовления музыкальных инструментов.

Вводная беседа:

Когда, при каком правителе Русь приняла христианство?

Когда и почему стала проводиться христианизация в Марийском крае?

Каким было отношение местного населения к православной вере?

Что дала христианизация Марийскому народу?

Эта школа при Зилантовом монастыре в Казани просуществовала 2 года (1707-1709 гг.). В Марийском крае первая школа была открыта в 1749 году в Царевококшайске при Троицкой церкви.

В конце XVIII века в России стала создаваться система начального образования народных масс. Вышел царский указ о создании в стране народных училищ, главных и малых. Главные открывались в губернских центрах со сроком обучения 5 лет, малые – в уездных центрах, где учились 2 года.

Учитель: А теперь подумайте, как можно назвать тему нашего урока? (учащиеся называют тему урока).

Изучение новой темы:

Первое в Царевококшайском уезде училище было открыто в Морках в январе 1821 года, где обучение было организовано на родном языке учащихся. Инициатором его создания был священник местной церкви Я.А. Смирнов, дед будущего народного просветителя, профессора И.Н. Смирнова. Немалую помощь оказал профессор Казанского университета П.С. Кондырев, который на собственные средства приобрёл учебники, учебные пособия и передал их Моркинскому училищу.

В дальнейшем открывались приходские училища: в 1821 г. в селе Малый Сундырь, в 1825 г. – в Царевококшайске, в 30-е годы – в Ронге, Сотнуре, Козьмодемьянске, Отарах, Юледуре (показать на карте). Обучение в них велось на русском языке.

В 60-е годы Х I Х в. большое внимание стало уделяться обучению нерусских народов Поволжья. Широко обсуждался вопрос об использовании родного языка в учебном процессе школы. Марийский просветитель С.А. Нурминский предлагал вести обучение на первых порах на родном языке. Для этого нужно было помочь национальной школе в подготовке необходимых учебников, пособий.

Беседа по содержанию прочитанной статьи:

Как была поставлена учебно-воспитательная работа?

Как оценил инспектор Заболотский педагогическую деятельность М Герасимова?

В конце XIX века стали действовать профессиональные учебные заведения. В 1893 году в селе Нартас Уржумского уезда (показать на карте) открылась сельскохозяйственная школа, преобразованная в 1923 году в сельскохозяйственный техникум.

Беседа по вопросам:

Какие специальности можно было получить в данной школе?

В каких условиях жили и учились в Нартасской школе?

Какие известные ученые здесь получили образование?

Показать портрет В.П. Мосолова и подчеркнуть, что в нашем районе есть сельхозпредприятие им. академика В.П. Мосолова.

Единственная в России

Наш город Козьмодемьянск – тихий, будничный, словом, провинциальный, не очень-то приметный на первый взгляд. Но его можно сравнить с айсбергом, в котором скрывается нечто громадное и таинственное. Чтобы это понять, нужно изучить историю города, которая на редкость богата удивительными событиями, фактами, биографиями людей. Как известно, Козьмодемьянск был первым в Марийском крае во многих отношениях. Уникальным явлением стало и появление Всероссийской школы инструкторов по производству музыкальных инструментов. (показывается фотография здания школы)

Уникальность резонансной ели

Секреты скрипичного мастера Рудакова И.И.

В историческом отделе музея им. А.В. Григорьева узнали, что инструкторами школы были высококвалифицированные специалисты. Многие выпускники в своих воспоминаниях подчеркивали мастерство и душевность Ильи Ивановича Рудакова (1890-1939 г.г.) (Показать фотографию). Он был одним из первых выпускников школы. За хорошие успехи его оставили здесь же, в 1916 году он был помощником инструктора. Скрипки Рудакова выставлялись на ВДНХ, он был награжден дипломом признательности. Есть также в музее им. А.В. Григорьева сведения о том, что в Московской консерватории им. Гнесина в музее хранится скрипка Рудакова, удостоенная серебряной медали на международной выставке в Париже. Но судьбу И.И. Рудакова в 1937 году коснулось кровавое крыло репрессий: в 1937 году он был по доносу заключен в тюрьму, а в 1939 году скончался от туберкулеза.

Победитель всесоюзных конкурсов Г.К. Изиков. (Показать фотографию)

Григорий Кириллович Изиков (1899-1942 г.г.) – уроженец села Паратмары Козьмодемьянского уезда. Учился в этой школе, в 1922-1926 г.г. работал здесь же инструктором. В апреле 1939 г. был участником I -го Всесоюзного конкурса музыкальных мастеров, где был отмечен Похвальной грамотой Комитета по делам искусств при СНК СССР. Эти интересные сведения узнали в архиве музея им. А.В. Григорьева, материал собран научным сотрудником Шерстневым В.Л.

Закрепление изученного материала.

Обобщающая беседа по вопросам:

Какие типы школ существовали в Марийском крае в XVIII -начале XX веков?

Сравните начальную школу того времени со своей. Что общего? Каковы различия?

Обобщение учителя:

На этом уроке мы проследили, как появились первые школы в нашем крае, как в них был поставлен учебно-воспитательный процесс, что знание – сила на всех этапах истории, хотя путь к знаниям тернист.

Основные мысли в тезисном плане записать в тетради обучающихся.

Заключительный этап урока:

Подводятся итоги, оцениваются ответы учащихся.

Запрашиваемая Вами страница не найдена. Возможно, вы пришли по неверной ссылке или неправильно указали путь в адресной строке.
Чтобы найти интересующую Вас информацию, пожалуйста, воспользуйтесь поиском на нашем сайте или выберите нужный раздел ниже с помощью карты сайта.

Карта сайта

Поволжский государственный
технологический университет

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-75758 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 8 мая 2019 года

Найти

Библиотечные страницы

Мы в соцсетях

Заметки о марийском образовании


Есть такая группа народов, которую называют финно-угорская. Когда-то они занимали огромную территорию от Балтики до Западной Сибири", от Севера до большей части Центральной России, охватывая также Поволжье и Предуралье. Угро-финнов в мире 25 млн., среди них марийцы занимают шестое место - около 750 тысяч, из них около 25-27 тыс. в нашей области.

В непросвещенных кругах принято считать, что марийцы до 1917 года были темным и невежественным народом. В этом есть доля правды: до Советской власти элементарную грамоту из 100 марийцев знало 18 мужчин и 2 женщины, но это была не вина народа, а ее беда, источником которой была политика московской власти, которая довела угро-финнов Поволжья до позорного состояния - в лаптях и с трахомой.

Марийцы как угнетаемая нация и в этих условиях сберегли свою культуру, традиции, свою грамоту: они имели свои тамги, которые сохранились с незапамятных времен, знали счет и цену деньгам, обладали неповторимой символикой, особенно в вышивке (марийская вышивка - это древнее пиктографическое письмо!), в резьбе по дереву, многие знали язык соседствующего народа, были по тем меркам грамотные люди из числа сельских старост, волостных писарей.

Нельзя не сказать, что в деле просвещения марийского народа и до 1917 года было многое сделано, и все это благодаря реформам после 1861 года в царствование Александра И. В те годы вышли важные основополагающие и содержательные документы: Положение "О начальных народных училищах", по которому предусматривалось открытие одноклассных училищ с 3-годичным сроком обучения, ас 1910-го года стали открываться 4-летние; Положение "О начальных народных училищах" от 1874 года, разрешающее открытие 2-классных школ с 3-летним сроком обучения, т.е. в 1-м и 2-м классах в общей сложности обучались 6 лет; кроме того, с 1867 года было разрешено учить детей на родном языке.

В 1913 году прошел Всероссийский съезд работников народного образования; там была и марийская делегация, которая поддержала идею создания национальных школ.

Наряду со светскими школами в делах просвещения активно участвовала православная церковь: так, в Красноуфимском уезде с 1884 года стали открываться церковноприходские школы (при этом режиме мы наблюдаем, вопреки ельцинской Конституции, слияние государственной власти и церковной иерархии - братание первых лиц, активное строительство новых приходов при дефиците мест в дошкольных учреждениях и сокращении школ и кадров учителей, введение религиозного предмета в школьную программу, вездесущность церкви - она в воинских частях и тюрьмах, Академии наук и космическом агентстве, в школах и даже. в Антарктиде).

Что касается первых марийских школ на русском языке, то для набора в штат таковых был использован азиатский опыт Османской империи: если там набирали подростков из нетурецких семей, то здесь от родителей насильно отбирали малолеток, крестили, давали новые имена и фамилии, давали религиозное образование.

В 1730 году была учреждена специальная семинария при монастыре Свияжской епархии, а через 20 лет, после "успешного" эксперимента по русификации покоренного народа, таковые были открыты в 1750 году в Казани и Царевококшайске. В XVIII в. в них каждый год выпускалось до 180 дьяков (до чина священника - попа - надо было еще дослужиться), от 5 до 10 учеников получали светское образование, и готовилось от 20 до 30 волостных писарей.

Первые же национальные кадры появились при земских реформах. Они, как правило, были выпускниками учительских семинарий из числа крещеных марийцев. Такие семинарии были открыты в Казани (1876 г.), Уньже (1894 г. - Вятская губерния), Бирске (1882 г.). Для исследователей надо подчеркнуть, что большинство учителей в марийских школах Красноуфимского уезда были из Бирской учительской семинарии. Из стен указанных учебных заведений с 1891 по 1917 год вышло 1239 выпускников.

Уже в 1873 и 1874 годах были открыты церковно-приходские миссионерские школы в Большой Тавре и Больших Карзях. История Ювинской школы имеет такие упоминания периода 1862-1863 годов, там в 1892 году была открыта миссионерская школа для подготовки учителей: она была 2-классная (т.е. с 6-летним курсом обучения), в первом наборе было 12 учащихся. Наконец, близ Сарсов - Вторых был открыт Боголюбовский женский монастырь, паства которого активно вмешалась в жизнь "инородцев", хотя местное население видело невысокий уровень ее послушниц. Нужны были не только семинарии и школы, не только кадры, но и литература. Еще в эпоху Екатерины II появляются: первое марийское стихотворение, 1769 г.; первое пособие - "Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка", в количестве 300 экземпляров: 2-я грамматика, 1827 г., Казань; первый горномарийский букварь, 1867 г.: "Словарь марийских слов", 1894 г. Первым марийцем, получившим высшее образование, был Яков Андреевич Смирнов, 1778 г.р., окончивший Казанскую духовную академию. Появляются свои авторы из числа крещеных марийцев: А.Смирнов - "Словарь черемисского языка" - 3336 слов, "Русско-черемисский словарь" - 3000 слов: Г.Я. Яковлев - "Словарь для луговых марийцев"; П.П. Ерусалимский - "Букварь восточных черемис", 1892 г. (Он на велосипеде объехал Прикамье, Предуралье, был в Юве, после этой успешной поездки открыл 52 имени марийских богов нашего края, записал 415 мужских имен, 96 женских, местные моления. Петр Павлович был инспектором Бирской учительской семинарии). После 1905 г. стал выходить ежегодный марийский календарь.

Повторно надо подчеркнуть, что первые кадры марийских школ были не местные, но они вошли в историю нашего края. Приведу перечень известных и забытых учителей наших отцов и дедов. Так, династия Лисовых имеет огромные заслуги в деле просвещения малограмотного марийского народа - учителя первого и второго поколений работали в Курках и Селянино (Дружинине - Бардым), Поползухе и Мараканово, Уфимке и Ачите, Симипчах и Манчаже. Первым учителем в Куркинской школе (1911 г.) был Тимофей Петрович Тадасеев. Семен Степанович Цветков был среди первых учителей земской школы в д. Андрейково, выдвигался в 4-ю Государственную Думу, жена его, Серафима Степановна, тоже была учительницей, в 1921-1922 годах они работали в Пантелейково. Александр Павлович Раянов, выпускник Бирской учительской семинарии, с 1910 года работал в Малой Тавре. В первые годы Советской власти был уездным комиссаром народного просвещения, был учителем в Больших Карзях, удостоен орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Его сын Владимир с 1919 года был директором Могильниковского народного училища. Емельян Михайлович Токмурзин с 1902 года работал в селе Могильниково, а его брат, Филимон Михайлович, в 1910-1912 годах учительствовал в Нижнем Бардыме. Встречаются фамилии: Удюрминский Никодим Трофимович - в Большой Оке, 1865 г.р. окончил Казанское духовное училище; Татьяна Яковлевна Чиркова - в Малой Тавре, с 1903 г.; в Большетавринской школе, открытой 05.12.1873 г., работал Михаил Хозин, выходец из Казанской губернии; с 1904 по 1917 год в земской Андрейковской школе работал Николай Семенович Семенов, в семье которого в 1912 году родился известный писатель А.Н. Эрыкан. Хочу подчеркнуть, что это были неординарные люди; высокий уровень профессиональной подготовки, примерные моральные качества, честное и самоотверженное служение своему делу отличали этих подвижников первых представителей народного просвещения. К тому же они быстро завоевали авторитет у местных жителей. К сожалению, из поколения их учеников остались единицы. Могу уверить, что их воспитанники с восторгом и глубоким уважением вспоминали о своих первых учителях. Среди них был и Алексей Николаевич Сажин, который учил и моего отца.

До появления земств юридическими правами на открытие школ в сельской местности обладали; духовенство - по указу Священного Синода от 29.10.1836 г., Министерство государственных имуществ - на основании постановления от 23.11.1842 г. об учреждении сельских приходских училищ и сельское общество - по указу от 15.02.1861 г. До отмены крепостного права помещичьи крестьяне не учились, а для государственных крестьян учение было повинностью.

С середины 1890-х годов в земских школах в качестве дополнительных предметов появились столярно-токарное дело, сапожное ремесло, рукоделие, а также садоводство, огородничество и пчеловодство.

В Пермской губернии росло число школ для инородческого населения: в 1905 г. таковых было 65, а к 1913 г. - 156, а число церковно-приходских школ к общему их числу составляло всего 9%. Уже в 1894-1897 годах в земских кругах стал обсуждаться вопрос о всеобщем начальном образовании. Пермское земство в первом десятилетии 20-го столетия имело большой потенциал для развития: так, с 1908 г. ежегодно открывалось 27 новых земских школ, но для реализации всеобщего начального образования требовалось построить по всей империи 112 тыс. учебных зданий.

Несмотря на несомненные успехи земства в деле народного просвещения, социальное положение учителей оставалось на низком уровне: учитель зачастую был обособлен от сельского общества, к тому же материально не обеспечен, изнемогал в борьбе за существование, находился в зависимости от всевозможных начальств, начиная от мирового посредника и заканчивая волостным старшиной. Не обошли эту тему русские классики и забытые авторы того времени. В произведениях Глеба Успенского учитель из-за нищеты спит на голых досках под рваным полушубком, а учительница ведет занятия на полу холодного хлева, где нет ни столов, ни лавок. У учительницы из рассказа М. Е. Салтыкова-Щедрина набралось 40 учеников, с отстающими ей приходилось заниматься дополнительно, так как весь день у нее был занят. По словам классика, она "билась из-за куска хлеба, влача жизнь. которую нельзя было сравнить ни с чем иным, кроме хронического остолбенения". В рассказе А. И. Куприна учитель зимой на уроках "сидит в пальто, а ребятишки в тулупах, и у всех изо рта вылетают клубы пара". А. П. Чехов, А. И. Эртель, А. В. Круглое описывали схожую ситуацию, когда учитель вынужден по нескольку раз в месяц за десяток верст ездить в земскую управу в уездном городе, чтобы получить свое мизерное жалованье, которое земство зачастую задерживало. Чеховская учительница Мария Васильевна, одна из немногих литературных героинь, выживших в тяжелых условиях, проработала в школе 13 лет. Однако жизнь ее "проходила скучно, без семьи, без друзей, без интересных знакомых. Она рано постарела, огрубела, стала некрасивой". Вот как оценивал состояние народного образования В. И. Ленин 100 лет назад: "Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знаний, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России. Четыре пятых молодого поколения осуждены на безграмотность. Грамотных в России всего 21 %, смета МНП определена на 1913 г. в 136,7 млн. рублей. Это составляет на одного жителя (70 млн на 1913 г.) всего по 80 копеек. Россия бедна, когда речь идет о жалованьях учителей. Им платят жалкие гроши". (По тогдашним данным, годовое жалованье в Санкт-Петербурге составляло 430 рублей, учителю - 376, а в провинции от 347 до 367 рублей.)

При установлении Советской власти к 1923 г. по Кунгурскому округу, куда входили Артинский, Ачитский, Красноуфимский и Манчажский районы, грамотность населения составляла 39,3%, а среди нерусского населения - 31%. В решении Х-го съезда партии было записано: "Задача партии - помочь трудовым массам нерусских народов догнать ушедшую вперед Центральную Россию". Исходя из этого, вышли следующие решения: от 31.10.1918 г. - Постановление НКП РСФСР "О школах национальных меньшинств"; от августа 1919 г. - "Об организации дела просвещения народов нерусского языка"; от 26.12.1919 г. - "О ликвидации неграмотности населения" (возникли месячные курсы "Долой неграмотность!"; "тройки" на местах; ячейки по улицам, околоткам и микрорайонам; избы-читальни); в 1925 г. - "О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построения школьной сети"; от 11.08.1930 г. - "О всеобщем обязательном начальном обучении".

Читайте также: