Орхан памук снег краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Снег ( Кар ) - роман турецкого писателя Орхана Памука , написанный в 1999-2001 годах и первоначально опубликованный в 2002 году .

Французский перевод появился в изданиях Gallimard editions в 2005 году . В том же году этот роман получил иностранную премию Медичи . Это довольно длинный роман, в котором через персонажа прозападного турецкого поэта Ка рассказывается о четырех драматических днях в приграничном городе Карс в Турции , изолированном снегом, где происходит антиисламистский военный переворот.

Резюме

резюме

Ка - это имя, которое он выбрал для себя - маленький турецкий поэт, который после очень долгих, довольно бесплодных лет, проведенных в Германии , едет в Карс в периферийном регионе Турции, недалеко от границы. Армянин , чтобы исследовать " эпидемия самоубийств девушек в чадре, которые не приемлют светские ограничения, запрещающие чадру в школах и университетах. Он обнаруживает в городе, постепенно блокируемом обильными снегопадами, напряженность, создаваемую приближающимися муниципальными выборами, в которых должны победить религиозные партии. Там он также находит молодую женщину, которую когда-то любили, Ипек, которая только что развелась, и с которой он хочет восстановить отношения.

Он встречает различных личностей, таких как Мухтар, бывший муж Ипек, робкий кандидат от религиозной партии, или Саадеттин Эфенди, харизматичный мусульманский лидер, с которым он обсуждает религию и секуляризм, прежде чем стать свидетелем убийства директора Нормальной школы, враждебно относящегося к ношению чадры. в его учреждении, и его показания собирает полиция. Ка делает заметки обо всем этом и сочиняет стихи, вдохновленные ситуацией и своим настроением, которые приближаются к определенному мистицизму, выраженному медитацией на снежных кристаллах, которые одновременно уникальны, но имеют схожую структуру: он планирует перегруппировать свои стихи под символическим названием Neige .

Линии связи наконец освобождены, и Ка, которому угрожают из-за отсутствия религиозных убеждений - что в глазах некоторых сходит за атеизм - и за свое косвенное участие в событиях, покидает город под военной защитой, потерпев неудачу, несмотря на начало интимные отношения, чтобы убедить Ипек пойти с ним, потому что она считает, что он выдал исламистского чиновника.

Рассказчик сообщает, что несколько лет спустя Ка, который продолжал мечтать о примирении с Ипеком, будет застрелен на улице во Франкфурте-на-Майне , Германия, неизвестно, кем и почему.

Анализ и комментарии


Повествование

Театральность

Единство времени (четыре дня) и единство места (городок Карс) способствуют драматизации рассказа, но также и его театральности, что еще больше подчеркивается важной ролью, которую играет спектакль в театре и его театральность. ретрансляция в прямом эфире на телевидении. Сцены диалога также очень многочисленны и очень часто связаны с центральным персонажем, поскольку рассказчик делает его уникальным центром книги. Кроме того, вездесущий главный герой, второстепенные персонажи присутствуют последовательно, а не совместно, и коллективный характер жителей города (зрителей, активистов или полицейских), составляющих своего рода хор: это не обойдется без некоторых обновленных театральных форм театра. древность . Орхан Памук также подтверждает эту точку зрения, расширяя ее, когда актер-режиссер Саин повторяет известную фразу Гегеля :

«Как и в театре, История распределяет роли. И, как и в театре, на сцену Истории выходят отважные. "

Центральный персонаж

Остальные персонажи

«Женщины, составляющие 60% читательской аудитории в Турции, посчитали, что я уделял слишком много внимания, понимая мотивы своих исламистских персонажей, и усмотрели в этом своего рода предательство. "

Контекст

Сегодняшнее погружение в суть повседневной жизни Турции также является богатым и подробным документом о силах, борющихся вокруг проблемы исламизма и секуляризма. Впечатление подлинности сильное, и роль, отведенная философским и религиозным размышлениям, очень важна: обмен мнениями многочислен и основан, например, на законах Бога и законах государства, на молчании Бога, на самоубийстве, на положение женщин и ношение чадры, о западничестве. Однако автор, кажется, осознает сложность подхода к этой аутентичности через роман, когда персонаж говорит в конце романа:

Поэзия

Поэтический аспект также часто появляется в романе, возможно, больше в первой части, и тема снега в значительной степени способствует созданию этого измерения в резонансе с творчеством Ка, который хочет быть прежде всего поэтом.

Прием и отличия

«Вся книга - смесь трагедии и фарса, иронии и драмы, улыбки и слез. "

  • Neige широко цитируется экономист Пикетти в своей книге Le Capital а.е. XXI E siècle .

Адаптация к театру

  • 2017 : Neige адаптирована, с дружественной помощью Орхана Памука, по Ваддам Saab и Blandine Savetier, в производстве последнего, за Театр национального Страсбурга (TNS). Деталь выполнена с 1 - го по 16 февраля 2017 г. .

Кавычки

«Когда они были детьми в Стамбуле, они с Ипек всегда хотели, чтобы снега было намного больше: снег пробудил в ней чувство красоты и краткости жизни и заставил ее понять, что, несмотря на всю ненависть, на самом деле мужчины похожи друг на друга и что в такой огромной вселенной и времени мир людей очень узок. Вот почему, когда идет снег, мужчины сбиваются в кучу. Словно снег, падающий на ненависть, амбиции и ярость, сближал мужчин. "

«По правде говоря, к этому часу весь Карс понял, что это восстание или что в любом случае странные вещи происходили в городе, пересеченном двумя тяжелыми танками и темном, как призраки, но поскольку это произошло и в комнату показывали по телевизору и на улице под абсолютно сплошным снегом, как в старых сказках, не было чувства страха. Немного волновались только те, кто занимался политикой. "

«Боже, это не вопрос разума или веры, это ясность, напоминающая, что вся жизнь - загадка. "

Для кого

Что хорошо

Очень трогательна сцена с манифестом, который диктуют главному герою - турецкому поэту-эмигранту из немецкого Гамбурга - неравнодушные жители Карса - видно, что им очень хочется оставаться самобытными людьми и правоверными мусульманами, но одновременно они не могут не видеть того, что традиционные ценности тянут их в сторону от натоптанной тропы прогресса, и эта двойственность очень угнетает их, не давая примириться с судьбой и подкидывая вечную дилемму: остаться и прозябать на до боли привычной Родине или попытать счастья на чужбине, где тоже, в общем-то, никто с распростертыми объятиями не ждёт.

Еще одна трогательная история - про актера, которому все прочили роль Ататюрка в кино, но фильм так и не состоялся, и актер остался на всю жизнь заложником роли, которую даже не исполнял.

Что плохо

В сухом остатке

Что читать вместо

Орхан Памук - Снег

Орхан Памук - Снег краткое содержание

Снег - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

© А. Аврутина, перевод, 2007, 2015

© Издание на русском языке, оформление.

Переводчик выражает благодарность доценту кафедры тюркской филологии восточного факультета СПбГУ А. И. Пылеву, а также научному сотруднику Государственного Эрмитажа Т. М. Гудковой за консультации в процессе работы

Все наше внимание направлено на опасные
крайности всего сущего,
На честного вора, на милостивого убийцу,
На западного суеверного атеиста.

Политика в литературном произведении груба, как пистолет, который стреляет посреди концерта, но это то, чем мы не можем пренебречь. А теперь мы будем говорить об отвратительных вещах…

Стендаль. Пармская обитель

Уничтожьте народ, истребите, заставьте его молчать. Потому что просвещение Европы гораздо важнее народа.

Европеец во мне утратил покой.

Джозеф Конрад. Глазами Запада

На автобус, который должен был отвезти его из Эрзурума в Карс, он успел в последнюю минуту. Он добрался до автовокзала в Эрзуруме после двухдневного пути из Стамбула сквозь снег и ураган, и, когда, бродя с сумкой в руках по грязным и холодным коридорам, попытался узнать, откуда отправляется автобус, который отвезет его в Карс, какой-то человек сказал, что автобус отходит с минуты на минуту.

Автобус отправился в дорогу, и, в то время как сидевший у окна путешественник, словно надеясь увидеть что-то новое, во все глаза рассматривал окраинные кварталы Эрзурума, крошечные нищие бакалейные лавки, пекарни и помещения ветхих кофеен, пошел снег. Этот снег был гуще и крупнее того, что сыпал по пути из Стамбула до Эрзурума. Если бы путешественник, сидевший у окна, не устал так в дороге и внимательнее посмотрел бы на огромные снежинки, планирующие с неба, как птичьи перья, он смог бы почувствовать, что приближается сильный буран, и, возможно, вернулся бы назад, поняв, что отправляется в путешествие, которое изменит всю его жизнь.

Но ему и в голову не пришло вернуться. Он смотрел на небо, которое, когда начало вечереть, стало светлее земли, и видел кружащиеся на ветру снежинки, становившиеся все крупнее, – но они казались ему не предвестниками приближающейся беды, а возвратившимися наконец знаками счастья и чистоты из далекого детства. Неделю назад путешественник, сидевший у окна, впервые за двенадцать лет вернулся в город, где провел годы детства и где был счастлив. Он вернулся в Стамбул из-за смерти матери, пробыл там четыре дня, а потом отправился в эту совершенно случайную поездку в Карс. Он чувствовал, что этот сверхъестественно красивый снег делает его счастливым даже больше, чем Стамбул, который удалось увидеть впервые за долгие годы. Он был поэтом и много лет назад в одном стихотворении, малознакомом турецкому читателю, написал, что даже и во сне однажды в жизни можно увидеть, как идет снег.

Снег шел – медленно и безмолвно, как во сне, – и путешественника, сидевшего у окна, наполнило чувство чистоты и безгрешности, которое он годами страстно искал, и он радостно поверил в то, что сможет не чувствовать себя в этом мире чужим. Спустя какое-то время он сделал то, чего не делал давно и что ему даже не приходило в голову, – просто заснул в кресле.

После Хорасана автобус повернул на север, к Карсу. Когда на одном из спусков дороги, которая петляла, то поднимаясь, то спускаясь, шофер резко затормозил перед внезапно показавшейся телегой, Ка сразу проснулся. Много времени не понадобилось, чтобы влиться в атмосферу братства и единства, сложившуюся в автобусе. Всякий раз, когда автобус сбрасывал скорость на повороте или на краю обрыва, Ка, как и пассажиры, сидевшие сзади, тоже вставал, чтобы лучше рассмотреть дорогу, хотя и сидел сразу за водителем: показывал пропущенные, непротертые места пассажиру, который из огромного желания помочь шоферу протирал запотевшее лобовое стекло, хотя помощь Ка не замечали; а когда снежная буря усиливалась и вытирать моментально белеющее лобовое стекло не успевали, Ка пытался понять, в какую сторону тянется шоссе, которого теперь совсем не было видно.

Экзистенция аватар

Жизнь на пульсе безнадежности, или турецкий "журналист" и суровые реалии жизни.

До романа в моей голове было достаточно любви к Турции. Я ее воспринимаю в двух параллелях - стереотипная туристическая и уставшая, реальная - та, в которой живет ее население из года в год.

Сразу скажу: "Снег" - достаточно сложное и для восприятия, и для чтения произведение. И если кто хочет узнать Турцию такой, какой она есть, нужно начинать читать Орхана Памука.

Словом, вытряхивайте из головы пляжный песок и трубочки для коктейлей - пора увидеть реальность.


Едва начав читать, я попала в холодный зимний междугородный автобус. Наездилась сама в таких достаточно, ассоциация весьма сильная. Шуршание курток, пар изо рта, иней на стеклах. В такой обстановке едет наш с вами герой Керим (лучше - просто Ка) в город Карс. Ему 42 года, и его прошлое весьма туманно.

Сразу начинается тема снега - ключевая в этом романе. Даже размер снежинок отражает суть происходящего - интересная игра погоды и людей.


Из холода в холод. Из морозного автобуса - в город, полный безнадежности. Особенно впечатлило описание чайных, в которых сидели безработные люди.


И добавить к этому описания самоубийств молодых девушек.


Словом, роман начинает окутывать читателя ощущением беспросветности, которую может ощутить лишь взрослый человек без своего места в жизни, погрязший в полной нищете, и не имеющий ни возможности выбраться, ни желания ее отыскать.

Но это все атмосфера. Суть романа же заключается, как и было сказано в аннотации, о национальной сущности Турции и ее народа, сохранении качеств турецкого народа, который испытывает неслабое влияние Запада. Много говорят о религии, о политике. Это не "сладкий романчик, в котором основная линия - любовная".

Впрочем, и про любовь здесь говорится тоже. Но она фигурирует здесь как одна из частей жизни, и акцента на ней автор не делает.


Фактически, "Снег" - сложный для понимания роман. Чтобы его осилить, нужно очень захотеть разобраться в политическом, религиозном и социальном строе Турции как отдельно взятой страны. Много фактов из истории, много рассуждений.

Читать было довольно тяжело, потому что "по диагонали" не хотелось, а на углубление требовалось время.

И знаете. Оно того стоило.

Не скажу, что это самый интересный роман в моей жизни, но один из самых ёмких и монументальных - точно.

Читайте также: