Опыты со снегом и льдом в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Картотека опытов со снегом и льдом
Почему тает снег?
Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона.
Материал: Емкости для снега.
Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с
разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т.д.).
Через некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет, что
произошло с ними и почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду).
Изготовление цветных льдинок
Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды -
жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).
Материал: Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки,
Дети рассматривают цветную льдинку, обсуждают свойства льда (холодный,
гладкий, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как
получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится
веревочка (она примерзла к льдинке). Дети рассматривают обычную воду и
окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. Дети изготавливают
льдинки: заливают две формочки горячей и холодной водой, запоминают
свою форму, ставят на два подноса и выносят на улицу. Наблюдают, какая
вода (холодная или горячая) быстрее застыла, украшают участок льдинками.
Как согреть руки?
Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение,
движение; сохранение тепла).
Материал: Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.
Взрослый предлагает детям надеть на прогулке разные варежки — толстые и
тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой - прохладно).
Далее предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (в толстых и в тонких варежках рукам стало жарко). Взрослый предлагает детям потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали (щекестало сначала тепло, потом горячо). Взрослый подводит детей к пониманию того, что предметы могут согреваться при трении, движении.
Нужен ли зимой растениям снег?
Цель: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.
Материал: Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм
Взрослый предлагает детям выяснить, как чувствуют себя растения под
снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а
другую -под снег на время прогулки. Взрослый проверяет состояние воды в
емкостях и спрашивает, почему под снегом вода не замерзла (под снегом
тепло); что случится с растениями, если зимой не будет снега (снег сохраняет
тепло растениям, они не вымерзнут. Не будет снега - могут замерзнуть и
погибнуть корешки). Дети высказывают предположения, зарисовывают их.
Взрослый вместе с детьми находит место, где снег выдувается, обозначает
растительности на разных участках с привлечением зарисовок. Делают вывод
о необходимости снега растениям зимой.
Где быстрее наступит весна?
Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона.
Материал: Емкости со снегом, льдом.
Взрослый вместе с детьми выносит на улицу форму, наполненную водой.
Другую форму наполняет на прогулке снегом. По окончании прогулки
заносит в помещение обе формы, оставляет в теплом месте и наблюдает в
течение 1-2 часов за происходящими изменениями. Лед тает дольше.
Выясняют, где быстрее наступит весна: на реке или на полянке ( на полянке
солнце быстрее растопит снег).
Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от
Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.
Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при
помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на
снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.
Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за
Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в
процессах их замерзания.
Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды,
молока, сока, растительного масла.
Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют
различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать
форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на
холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости
замёрзли, а какие – нет.
Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают
вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и
порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли,
это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.
Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?
Цель: Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
Дети рассматривают открытки, иллюстрации, обращая внимание на то, что
Дед Мороз и Снегурочка всегда одеты в шубы. Выясняют, какими они
Мороз и. Снегурочка (там, где холодно, на Севере; им хорошо, когда
холодно). Взрослый предлагает детям вылепить Деда Мороза и Снегурку из
Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда.
1. Расширить представление детей о снеге и его свойствах, о зимних явлениях.
2. Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый)
3. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
1. Развивать исследовательские навыки.
2. Приучать детей отвечать развернутыми ответами.
3. Развивать восприятие, мышление, внимание детей.
1. Воспитывать у детей желание помочь.
2. Воспитывать любовь к природе.
Опыт 1.
Знакомство со строением снежинки.
Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег, поймать их на варежку темного цвета и рассмотреть через лупу. Обратить внимание на то, что все они имеют разное строение.
Дать детям задание подышать на снежинку и рассказать, что с ней случилось.
Опыт 2.
Познакомить детей со свойствами снега, рассмотреть хлопья снега через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и легкий. Дети дают описание снега (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле,блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится).
Опыт 3.
Возьмите две одинаковые формочки. В одну насыть рыхлого снега. В другую формочку, снег постепенно насыпай и утрамбовывай, чтобы как можно больше вошло. Взвесь эти формочки на ладонях вытянутых рук. Какая тяжелее? Конечно, та, в которой больше снега. Внеси формочки со снегом в тепло. Продолжай наблюдать. Что произошло со снегом? Где скорее растаял снег? Где оказалось больше воды?
Вывод: Снег тает в тепле и превращается в воду. Снег можно взвесить. Чем больше снега, тем больше воды.
Опыт 4.
Возьми чистое блюдце белого цвета и зачерпни им немного свежевыпавшего снега. (Сфокусировать внимание детей на том, что снег кажется действительно чистым). Накрой блюдце крышечкой. Занесите блюдце в детский сад. Снег растает. Что же мы видим? На дне блюдца лужица мутной воды, в ней есть ворсинки, частички копоти, грязи.
Опыт 5.
Оборудование: Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, уксуса.
Дети,под строгим присмотром взрослого (т. к. уксус для детей опасен, рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания. Также обратить внимание на то, что вода в твердом состоянии увеличивается в размере.
Опыт 6.
Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.
Опыт 7.
Изготовление цветных льдинок.
• Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору и на подносе ставят на холод.
Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед? Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.)
Опыты с водой, снегом и льдом Опытно-экспериментальная деятельность в логопедической подготовительной к школе группе. Введение: Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам,.
Опыты. Исследовательская деятельность по валеологии Определить реакцию зрачков на различное освещение. Ход: Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а потом.
Опыты, эксперименты с водой и льдом в средней группе С помощью занимательных экспериментов мы с детьми знакомимся со свойствами воды, земли, воздуха. Опыты и эксперименты дарят детям массу.
В ноябре мы понимаем, что зимы снова не миновать, а значит, нужно постараться получить от нее максимум удовольствия (даже несмотря на ветер и холод).
Предлагаем вам разнообразить досуг с ребенком и провести несколько интересных зимних опытов, основным реквизитом которых будет снег или лед. Если в ваших широтах снега все еще нет, то в этой статье вы найдете несколько рецептов искусственного снега, который мало то, что нехолодный, так еще и не тает при комнатной температуре, зато отлично лепится в снежки.
Простые эксперименты на прогулке
Эти элементарные опыты помогут продемонстрировать ребенку различные свойства снега, который, как мы знаем, состоит из кристалликов льда и воздуха.
Изучаем снежинки
Чтобы зафиксировать ускользающую, то есть тающую красоту, можно запечатлеть ее в режиме макросъемки на камеру, а потом обсудить с ребенком дома в темпе, какие разные снежинки вы видели. Может быть, вы попытаетесь повторить эти узоры, готовя бумажные гирлянды к Новому году?
Спорим о том, сколько воды получится из снега
Завершая прогулку, заберите с собой в ведерко снега, чтобы провести другой эксперимент, демонстрирующий, что главная составляющая снега — это воздух. Поместите снег в стакан и спросите ребенка, как он думает, сколько воды будет в стакане, после того как снег растает. Отметьте ваши предположения маркером на стенке стакана. Подождите несколько минут и проверьте, кто из вас был ближе к истине. Цель этого эксперимента показать, что после того, как снег превращается в воду, он занимает в стакане намного меньше места, так как из него испаряется весь воздух, за счет которого снег получается таким объемным.
Превращаем снег в воду за секунду
Ребенку кажется, что снег тает слишком медленно? Что ж, можно ускорить процесс. Для этого нужно взять миску с горячей водой и ложкой добавлять в нее снег. Рыхлые снежные комки будут мгновенно превращаться в воду.
Поджигаем снежок
Думаете, что дело в тепле? Тогда давайте усложним задачу. Слепите из снега плотный снежок и постарайтесь нагреть его пламенем из зажигалки. Вот же оно, тепло, но снег не тает. Весь секрет не в температуре воздействия на снег, а в плотности самого снега! Плотный снежок будет таять намного медленнее, чем рыхлый снег.
Уже в дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир и задают родителям много разных вопросов. Зима — отличный период для проведения опытов со снегом и льдом. Благодаря им дети научатся понимать, как и почему происходят многие природные явления.
Цели проведения экспериментов
Задания с использованием снега и льда помогут детям:
- узнать о свойствах воздуха и воды;
- развить логическое мышление и внимательность;
- научиться формулировать выводы, отстаивать свою точку зрения;
- изучить окружающий мир и животных, бережно относиться к природе.
Эксперименты со снегом
Рассмотрим интересные задания для детей с применением снега и воды.
Возьмите трехлитровую банку и наберите 4 см горячей воды. На банку положите тарелку со снегом. Покажите детям, что вода, поднимаясь наверх в виде пара, охлаждается, превращается в облако. То же самое происходит в природе. Капли, попадая на землю, нагреваются, поднимаются в воздух, где температура значительно ниже. Сливаясь друг с другом, они становятся тяжелыми, поэтому падают в виде дождя. Обратите внимание малышей на капли, которые стекают по стенкам банки.
Положите снег в емкость, дождитесь, пока он растает. Затем сравните его объем с объемом жидкости. Снег поменял агрегатное состояние, поэтому занимаемый им объем уменьшился. Количество молекул при этом осталось то же. Чтобы объяснить малышам это явление, сложите кубики в ящик по-разному – аккуратно, чтобы они прилегали друг к другу, и как попало. Кубики, сложенные плотно, заняли гораздо меньше места.
Этот эксперимент поможет детям понять, почему медведь зимой спит под снегом и не мерзнет. Возьмите две емкости с горячей водой, которые герметично закрываются крышкой. Одну оставьте на воздухе, другую закопайте в снег. Позже вытащите их, замерьте температуру. Вода, оставшаяся на воздухе, остыла. Та, что была в сугробе, сохранила тепло. Объясните малышам, что между снежинками есть воздух. Он не пропускает тепло наружу, поэтому температура в сугробе выше, чем на улице, и вода остывает медленнее. Точно так же медведю, укрывшемуся в берлоге, тепло под плотным слоем снега.
Возьмите мыльные пузыри с собой на прогулку в морозный день и вооружитесь соломинкой. Пусть малыши выдуют из соломинки мыльные пузыри. Снежные цветы будут образовываться под тонким слоем мыльной пленки и увеличиваться в размерах. Так же из воды под воздействием холодного воздуха возникают маленькие ледяные кристаллы, то есть снежинки.
Опыты со льдом для дошкольников
Вот несколько опытов, которые помогут детям понять свойства льда:
Если за окном мороз, возьмите пакет из-под сока, сделайте отверстие в донышке при помощи иглы, протяните в него нитку. Затем иголку выведите через боковую стенку, а нитку завяжите на узелок. Вечером подвесьте пакет на ветке дерева и налейте в него подкрашенную воду. Вода начнет вытекать из пакета по нитке и падать на землю, а потом замерзнет. Получится сосулька. Оставьте ее на улице до утра, когда начнет пригревать солнце. Этот эксперимент наглядно объясняет детям, как образуется сосулька.
Возьмите пробирку и наполните ее водой. Положите туда кусочек льда, придавите грузиком. Начните нагревать пробирку, чтобы пламя касалось верхней ее части. Вскоре вода закипит. Объясните, что от тепла вода становится легче и остается наверху пробирки. Внизу она холодная, поэтому кусочек льда на дне не тает.
Возьмите сладкую и соленую воду, заморозьте. Кубики льда тоже должны быть сладкими и солеными? Расколите ледышки и дайте попробовать детям, чтобы они поняли, что и те, и другие пресные по вкусу. Объясните, что вода, превращаясь в лед, изгоняет из кристаллов любые инородные примеси. Именно поэтому в Северном Ледовитом океане вода соленая, а лед пресный.
Возьмите глобус и покажите детям Арктику и Антарктиду. Они выделены белым цветом. Это самая южная и самая северная части нашей планеты, где круглый год холодно, идет снег. Перечислите животных, живущих там: пингвины, моржи, тюлени, белые медведи, синие киты. Покажите их фотографии. Объясните, что обитатели Арктики и Антарктиды отлично выживают в условиях холода. Они умеют плавать, нырять, питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира.
Подробнее расскажите о пингвинах. Это удивительные птицы. У них есть крылья, но они пользуются ими только под водой, а летать не умеют. Пингвины передвигаются на лапах, неуклюже переваливаясь.
Расскажите, что перья пингвинов не пропускают воду. Чтобы показать наглядно их уникальные свойства, проведите следующий опыт:
- Вырежьте из картона пингвинов, раскрасьте восковыми мелками с обеих сторон.
- Принесите с улицы снег. Пусть дети положат в него пингвинов.
- Когда снег начнет таять, покажите, что птицы остались сухими.
- Объясните, что животные смазывают шерсть маслом, содержащимся в железах у хвоста.
Мы рассмотрели несколько опытов со снегом и льдом для дошкольников. Они помогут детям интересно провести время, получить новые знания, развить навыки и черты характера, необходимые для всестороннего развития в будущем.
Читайте также: