Опыты со снегом и льдом в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Картотека опытов со снегом и льдом

Почему тает снег?

Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал: Емкости для снега.

Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с

разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т.д.).

Через некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет, что

произошло с ними и почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду).

Изготовление цветных льдинок

Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды -

жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Материал: Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки,

Дети рассматривают цветную льдинку, обсуждают свойства льда (холодный,

гладкий, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как

получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится

веревочка (она примерзла к льдинке). Дети рассматривают обычную воду и

окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. Дети изготавливают

льдинки: заливают две формочки горячей и холодной водой, запоминают

свою форму, ставят на два подноса и выносят на улицу. Наблюдают, какая

вода (холодная или горячая) быстрее застыла, украшают участок льдинками.

Как согреть руки?

Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение,

движение; сохранение тепла).

Материал: Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.

Взрослый предлагает детям надеть на прогулке разные варежки — толстые и

тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой - прохладно).

Далее предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (в толстых и в тонких варежках рукам стало жарко). Взрослый предлагает детям потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали (щекестало сначала тепло, потом горячо). Взрослый подводит детей к пониманию того, что предметы могут согреваться при трении, движении.

Нужен ли зимой растениям снег?

Цель: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Материал: Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм

Взрослый предлагает детям выяснить, как чувствуют себя растения под

снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а

другую -под снег на время прогулки. Взрослый проверяет состояние воды в

емкостях и спрашивает, почему под снегом вода не замерзла (под снегом

тепло); что случится с растениями, если зимой не будет снега (снег сохраняет

тепло растениям, они не вымерзнут. Не будет снега - могут замерзнуть и

погибнуть корешки). Дети высказывают предположения, зарисовывают их.

Взрослый вместе с детьми находит место, где снег выдувается, обозначает

растительности на разных участках с привлечением зарисовок. Делают вывод

о необходимости снега растениям зимой.

Где быстрее наступит весна?

Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал: Емкости со снегом, льдом.

Взрослый вместе с детьми выносит на улицу форму, наполненную водой.

Другую форму наполняет на прогулке снегом. По окончании прогулки

заносит в помещение обе формы, оставляет в теплом месте и наблюдает в

течение 1-2 часов за происходящими изменениями. Лед тает дольше.

Выясняют, где быстрее наступит весна: на реке или на полянке ( на полянке

солнце быстрее растопит снег).

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от

Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при

помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на

снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в

процессах их замерзания.

Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды,

молока, сока, растительного масла.

Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют

различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать

форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на

холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости

замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают

вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и

порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли,

это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.

Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Цель: Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Дети рассматривают открытки, иллюстрации, обращая внимание на то, что

Дед Мороз и Снегурочка всегда одеты в шубы. Выясняют, какими они

Мороз и. Снегурочка (там, где холодно, на Севере; им хорошо, когда

холодно). Взрослый предлагает детям вылепить Деда Мороза и Снегурку из

Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда.

1. Расширить представление детей о снеге и его свойствах, о зимних явлениях.

2. Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый)

3. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

1. Развивать исследовательские навыки.

2. Приучать детей отвечать развернутыми ответами.

3. Развивать восприятие, мышление, внимание детей.

1. Воспитывать у детей желание помочь.

2. Воспитывать любовь к природе.

Опыт 1.

Знакомство со строением снежинки.

Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег, поймать их на варежку темного цвета и рассмотреть через лупу. Обратить внимание на то, что все они имеют разное строение.

Дать детям задание подышать на снежинку и рассказать, что с ней случилось.

Опыт 2.

Познакомить детей со свойствами снега, рассмотреть хлопья снега через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и легкий. Дети дают описание снега (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле,блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится).



Опыт 3.

Возьмите две одинаковые формочки. В одну насыть рыхлого снега. В другую формочку, снег постепенно насыпай и утрамбовывай, чтобы как можно больше вошло. Взвесь эти формочки на ладонях вытянутых рук. Какая тяжелее? Конечно, та, в которой больше снега. Внеси формочки со снегом в тепло. Продолжай наблюдать. Что произошло со снегом? Где скорее растаял снег? Где оказалось больше воды?

Вывод: Снег тает в тепле и превращается в воду. Снег можно взвесить. Чем больше снега, тем больше воды.




Опыт 4.

Возьми чистое блюдце белого цвета и зачерпни им немного свежевыпавшего снега. (Сфокусировать внимание детей на том, что снег кажется действительно чистым). Накрой блюдце крышечкой. Занесите блюдце в детский сад. Снег растает. Что же мы видим? На дне блюдца лужица мутной воды, в ней есть ворсинки, частички копоти, грязи.




Опыт 5.

Оборудование: Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, уксуса.

Дети,под строгим присмотром взрослого (т. к. уксус для детей опасен, рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания. Также обратить внимание на то, что вода в твердом состоянии увеличивается в размере.




Опыт 6.

Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.




Опыт 7.

Изготовление цветных льдинок.

• Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору и на подносе ставят на холод.

Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед? Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.)





Опыты с водой, снегом и льдом

Опыты с водой, снегом и льдом Опытно-экспериментальная деятельность в логопедической подготовительной к школе группе. Введение: Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам,.

Опыты. Исследовательская деятельность по валеологии Определить реакцию зрачков на различное освещение. Ход: Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а потом.

Опыты, эксперименты с водой и льдом в средней группе

Опыты, эксперименты с водой и льдом в средней группе С помощью занимательных экспериментов мы с детьми знакомимся со свойствами воды, земли, воздуха. Опыты и эксперименты дарят детям массу.

15 опытов со снегом и льдом (подойдут даже для бесснежной зимы!) - слайд

В ноябре мы понимаем, что зимы снова не миновать, а значит, нужно постараться получить от нее максимум удовольствия (даже несмотря на ветер и холод).

Предлагаем вам разнообразить досуг с ребенком и провести несколько интересных зимних опытов, основным реквизитом которых будет снег или лед. Если в ваших широтах снега все еще нет, то в этой статье вы найдете несколько рецептов искусственного снега, который мало то, что нехолодный, так еще и не тает при комнатной температуре, зато отлично лепится в снежки.


Простые эксперименты на прогулке

Эти элементарные опыты помогут продемонстрировать ребенку различные свойства снега, который, как мы знаем, состоит из кристалликов льда и воздуха.

Изучаем снежинки

Чтобы зафиксировать ускользающую, то есть тающую красоту, можно запечатлеть ее в режиме макросъемки на камеру, а потом обсудить с ребенком дома в темпе, какие разные снежинки вы видели. Может быть, вы попытаетесь повторить эти узоры, готовя бумажные гирлянды к Новому году?

Спорим о том, сколько воды получится из снега

Завершая прогулку, заберите с собой в ведерко снега, чтобы провести другой эксперимент, демонстрирующий, что главная составляющая снега — это воздух. Поместите снег в стакан и спросите ребенка, как он думает, сколько воды будет в стакане, после того как снег растает. Отметьте ваши предположения маркером на стенке стакана. Подождите несколько минут и проверьте, кто из вас был ближе к истине. Цель этого эксперимента показать, что после того, как снег превращается в воду, он занимает в стакане намного меньше места, так как из него испаряется весь воздух, за счет которого снег получается таким объемным.

Превращаем снег в воду за секунду

Ребенку кажется, что снег тает слишком медленно? Что ж, можно ускорить процесс. Для этого нужно взять миску с горячей водой и ложкой добавлять в нее снег. Рыхлые снежные комки будут мгновенно превращаться в воду.

Поджигаем снежок

Думаете, что дело в тепле? Тогда давайте усложним задачу. Слепите из снега плотный снежок и постарайтесь нагреть его пламенем из зажигалки. Вот же оно, тепло, но снег не тает. Весь секрет не в температуре воздействия на снег, а в плотности самого снега! Плотный снежок будет таять намного медленнее, чем рыхлый снег.

Уже в дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир и задают родителям много разных вопросов. Зима — отличный период для проведения опытов со снегом и льдом. Благодаря им дети научатся понимать, как и почему происходят многие природные явления.

Девочка играет со снегом

Цели проведения экспериментов

Задания с использованием снега и льда помогут детям:

  • узнать о свойствах воздуха и воды;
  • развить логическое мышление и внимательность;
  • научиться формулировать выводы, отстаивать свою точку зрения;
  • изучить окружающий мир и животных, бережно относиться к природе.

Эксперименты со снегом

Рассмотрим интересные задания для детей с применением снега и воды.

Возьмите трехлитровую банку и наберите 4 см горячей воды. На банку положите тарелку со снегом. Покажите детям, что вода, поднимаясь наверх в виде пара, охлаждается, превращается в облако. То же самое происходит в природе. Капли, попадая на землю, нагреваются, поднимаются в воздух, где температура значительно ниже. Сливаясь друг с другом, они становятся тяжелыми, поэтому падают в виде дождя. Обратите внимание малышей на капли, которые стекают по стенкам банки.

Тающий снег на тарелках

Положите снег в емкость, дождитесь, пока он растает. Затем сравните его объем с объемом жидкости. Снег поменял агрегатное состояние, поэтому занимаемый им объем уменьшился. Количество молекул при этом осталось то же. Чтобы объяснить малышам это явление, сложите кубики в ящик по-разному – аккуратно, чтобы они прилегали друг к другу, и как попало. Кубики, сложенные плотно, заняли гораздо меньше места.

Этот эксперимент поможет детям понять, почему медведь зимой спит под снегом и не мерзнет. Возьмите две емкости с горячей водой, которые герметично закрываются крышкой. Одну оставьте на воздухе, другую закопайте в снег. Позже вытащите их, замерьте температуру. Вода, оставшаяся на воздухе, остыла. Та, что была в сугробе, сохранила тепло. Объясните малышам, что между снежинками есть воздух. Он не пропускает тепло наружу, поэтому температура в сугробе выше, чем на улице, и вода остывает медленнее. Точно так же медведю, укрывшемуся в берлоге, тепло под плотным слоем снега.

Замерзший мыльный пузырь

Возьмите мыльные пузыри с собой на прогулку в морозный день и вооружитесь соломинкой. Пусть малыши выдуют из соломинки мыльные пузыри. Снежные цветы будут образовываться под тонким слоем мыльной пленки и увеличиваться в размерах. Так же из воды под воздействием холодного воздуха возникают маленькие ледяные кристаллы, то есть снежинки.

Опыты со льдом для дошкольников

Вот несколько опытов, которые помогут детям понять свойства льда:

Если за окном мороз, возьмите пакет из-под сока, сделайте отверстие в донышке при помощи иглы, протяните в него нитку. Затем иголку выведите через боковую стенку, а нитку завяжите на узелок. Вечером подвесьте пакет на ветке дерева и налейте в него подкрашенную воду. Вода начнет вытекать из пакета по нитке и падать на землю, а потом замерзнет. Получится сосулька. Оставьте ее на улице до утра, когда начнет пригревать солнце. Этот эксперимент наглядно объясняет детям, как образуется сосулька.

Возьмите пробирку и наполните ее водой. Положите туда кусочек льда, придавите грузиком. Начните нагревать пробирку, чтобы пламя касалось верхней ее части. Вскоре вода закипит. Объясните, что от тепла вода становится легче и остается наверху пробирки. Внизу она холодная, поэтому кусочек льда на дне не тает.

Возьмите сладкую и соленую воду, заморозьте. Кубики льда тоже должны быть сладкими и солеными? Расколите ледышки и дайте попробовать детям, чтобы они поняли, что и те, и другие пресные по вкусу. Объясните, что вода, превращаясь в лед, изгоняет из кристаллов любые инородные примеси. Именно поэтому в Северном Ледовитом океане вода соленая, а лед пресный.

Пингвины

Возьмите глобус и покажите детям Арктику и Антарктиду. Они выделены белым цветом. Это самая южная и самая северная части нашей планеты, где круглый год холодно, идет снег. Перечислите животных, живущих там: пингвины, моржи, тюлени, белые медведи, синие киты. Покажите их фотографии. Объясните, что обитатели Арктики и Антарктиды отлично выживают в условиях холода. Они умеют плавать, нырять, питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира.

Подробнее расскажите о пингвинах. Это удивительные птицы. У них есть крылья, но они пользуются ими только под водой, а летать не умеют. Пингвины передвигаются на лапах, неуклюже переваливаясь.

Расскажите, что перья пингвинов не пропускают воду. Чтобы показать наглядно их уникальные свойства, проведите следующий опыт:

  1. Вырежьте из картона пингвинов, раскрасьте восковыми мелками с обеих сторон.
  2. Принесите с улицы снег. Пусть дети положат в него пингвинов.
  3. Когда снег начнет таять, покажите, что птицы остались сухими.
  4. Объясните, что животные смазывают шерсть маслом, содержащимся в железах у хвоста.

Мы рассмотрели несколько опытов со снегом и льдом для дошкольников. Они помогут детям интересно провести время, получить новые знания, развить навыки и черты характера, необходимые для всестороннего развития в будущем.

Читайте также: