Опыты с углем в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Содействовать расширению знаний детей о полезном ископаемом – угле. Включать детей в поисково – познавательную деятельность через опытно – экспериментальную работу. Задачи: 1. Образовательные – способствовать систематизации знаний об угле: его свойствах, значимости для людей; содействовать закреплению умений исследовать предмет с помощью разных органов чувств; 2. Развивающие – содействовать развитию познавательного интереса к окружающему миру; обогащению словарного запаса детей; формированию связной речи, памяти, внимания; способности наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать; 3. Воспитательные – содействовать воспитанию интереса и любви к родному краю; бережному и ответственному отношению к миру неживой природы.

Опытно — экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Содействовать расширению знаний детей о полезном ископаемом – угле. Включать детей в поисково – познавательную деятельность через опытно – экспериментальную работу.

Образовательные – способствовать систематизации знаний об угле: его свойствах, значимости для людей; содействовать закреплению умений исследовать предмет с помощью разных органов чувств;

Развивающие – содействовать развитию познавательного интереса к окружающему миру; обогащению словарного запаса детей; формированию связной речи, памяти, внимания; способности наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать;

Воспитательные – содействовать воспитанию интереса и любви к родному краю; бережному и ответственному отношению к миру неживой природы.

- посылка; иллюстрации с изображением карьера и шахты, шахтёра, каменный уголь, древесный уголь, молоток, салфетка, лупа, прозрачная ёмкость с водой; влажные салфетки.

Вос-ль: Ребята, мне пришла посылка, но я не могу её открыть. Она откроется, если отгадаешь загадку, а я никак не могу её отгадать.

- Вы мне поможете? Слушайте внимательно:

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

Дети отгадывают загадку и посылка открывается.( вос-ль достает уголь)

Вос-ль: Ребята, это каменный уголь. Он как золото и блестит и цениться. Люди называют его чёрным золотом. Давайте посмотрим и узнаем, где и кто добывает каменный уголь. Дети рассматривают иллюстрации о способах добычи угля: открытый – в карьерах и подземный – в шахтах, о профессии шахтера. … Добыча каменного угля производится как на поверхности земли, так и глубоко под землей. Для его добычи под землей строят шахты - глубокие, темные колодцы. (картинка). Этот камень когда –то был растением… .вот послушайте про него сказку…

Вот так образовался уголь!

Вос-ль: Ребята, а как вы думаете, зачем людям нужен уголь?

(уголь самый ценный источник тепла)

- У нас в детском саду есть батареи с горячей водой, а почему в батареях вода горячая? (Ответы детей: она нагревается на котельной и по трубам под землёй идёт в наш детский сад и в дома, а топят котельную с помощью угля)

- Да, да, да – вода кипит, бурлит по тубам бежит и от пара ещё турбины работают – электричество нам вырабатывают! Дома тепло и светло!

Вос-ль: А сейчас я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию, занять свои рабочие места, чтобы исследовать свойства угля. Вот мы с вами уже не просто дети, а лаборанты! Если вы не против, то я буду вашим научным руководителем.

Итак, приступим к исследованию угля.

1. Давайте определим его внешние качества, то есть то, что нам могут рассказать наши глазки. Какой уголь? Дети: - Уголь чёрный и блестящий. Возьмите лупу и рассмотрите его. Что вы видите? (ответы детей). Уголь - бугристый как дерево… давайте скажем это слово…

2. А теперь выясним, что же нам расскажет об угле наш носик? Давайте понюхаем его. Чем он пахнет? (у него нет запаха)

3. Ребята, как вы думаете, почему уголь называют каменным? Что общего у него с камнем? Давайте крепко сожмём его в руке. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? Он твёрдый как камень. Долгое время считалось, что он сродни камню.

4. Уголь очень твёрдый, но прочный ли он? Сейчас мы исследуем его на прочность. Этот эксперимент лучше проводить стоя. Встаньте, пожалуйста, задвиньте стульчики под столы. Положите кусочек угля в салфеточку, возьмите молоток в правую руку, а левую спрячьте за спину. Зачем мы это делаем? Правильно это техника безопасности, её всегда соблюдают в лабораториях. А теперь осторожно ударьте по кусочку угля. Что произошло? (Уголь рассыпался на маленькие кусочки) Что это значит? (уголь не прочный).

- Каменный уголь твёрдый, но не такой прочный, как камень. Можно сказать по- другому – хрупкий.

5. Садитесь за столы, познакомимся еще с одним свойством угля. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит (появляются пузырьки). Во всех камнях есть воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею - появляются пузырьки. Уголь утонул. Почем (Он тяжёлый).

6. Помешайте его палочкой, что мы видим. Растворился уголь. Это ещё одно свойство угля – в воде он не растворяется.

7. А еще мы уже знаем, что уголь источник тепла, значит он горит.

Горение – самое главное свойство угля!

8. Что можно ещё сказать про уголь? Посмотрите на свои руки. Невелик кусок угля, а пачкает. Вот так выглядит шахтёр после работы. (показ фотографии). Это ещё одно его свойство – уголь пачкает.

Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов? Дети называют свойства угля: каменный уголь чёрный, блестящий, бугристый, не пахнет, он твёрдый, но хрупкий, тяжёлый, в воде не растворяется, хорошо и ярко горит, пачкается.

А посылку нам прислали наши друзья, которые работают в Туапсинском порту, где разгружают этот уголь.

Рефлексия: Вот наша работа в лаборатории и закончилась… Ребята, вам понравилось быть лаборантами? А что вам понравилось больше всего? Что нового вы узнали об угле? Будем в дальнейшем ещё экспериментировать?

Воспитатель: Мне передали посылку. Как проверить, действительно ли она предназначена нам? (Высказывания детей).
– Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада? Кто помнит номер нашего детского сада?
– Значит посылка для нас. Хотите узнать, что в посылке? (Открывает посылку, показывает детям, в посылке достаёт кассету, включает запись)


– Что ж, слушайте загадку:

С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки –
Это в шахте горняки.
Отбивают молотками
Этот очень нужный камень.
Он имеет чёрный цвет,
Всем даёт тепло и свет.


Воспитатель: Мы говорим об угле. А что же это такое? Уголь – полезное ископаемое неживой природы. Он образуется, в основном, в болотистых местах. Каменный уголь образовался из торфа, только произошло это очень давно, задолго до того, как появились первые динозавры. (Показать книгу про динозавров с растительностью той эпохи). На земле тогда, было очень тепло и влажно. Деревья старели, умирали нередко оказывались в болоте. Со временем их накапливались все больше и больше, они постепенно изменялись и, в конце концов, превращались в каменный уголь. Сейчас я покажу вам свойства торфа.

Торф: Если его сжать в руке, он мягкий, рыхлый, рассыпается, если опустить в воду он плавает, значит, он легкий, если на него полить водой, сухой торф впитывает воду.


Мы поговорили с вами о торфе, это тот материал, из которого образуется каменный уголь. Наша земля имеет много неровностей: горы, склоны, овраги, равнины. Если посмотреть на плакат, то видно, что деревья, травы, растения растут по склонам, возвышенностям и когда они погибают, то падают вниз к подножью, где перегнивают, превращаются в торф, а потом в каменный уголь. Но для этого должно пройти не одно тысячелетие.




– А сейчас, чтобы нам дружно работалось, поиграем. Вставайте все в круг:

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками
Киваем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем.
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами, топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками, хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем и побежим кругом.
А теперь все отправляемся за свои рабочие места.


Воспитатель: Посмотрите, что у вас на столе, это то, что нам нужно для проведения опытов. В тарелочках каменный уголь, который прислала нам хозяйка Медной горы.

Воспитатель: Какого цвета уголь? (Он чёрный). В работе нам будут помогать модели, вот первая модель. (Черный)


Воспитатель: Уголь твёрдый или мягкий? Он твердый. Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?

– Пробовали надавить на него или сжать в руке (модель выставить). (Твердый)


Воспитатель: Как думаете, что произойдёт, если ударить молотком по камню? (Предположения детей).
– Давайте проверим (ударяю по камню, с ним ничего не происходит, показываю детям результат, они делают вывод).

Дети: Камень прочнее, чем уголь (выставить модель). (Камень без изменений)

Дети: Каменный уголь твёрдый, но не такой прочный, как камень. Я для сравнения ударю молотком по камню, что с ним произошло. (Ничего)

Воспитатель: Как вы думаете, каменный уголь прочный? (Ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт (ударяю по куску каменного угля молотком – он рассыпался на несколько мелких кусочков).

– Какой вывод можно сделать? (Хрупкий, легко ломается, много мелких кусочков)

Воспитатель: Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь? Он пачкается (выставить модель). Положите уголь и вытрите руки салфеткой. (Пачкает руки)


Воспитатель: Возьмите лупу и рассмотрите его. Что вы видите? (Ответы детей)

Дети: Он бугристый, как дерево. (Модель)



Воспитатель: Итак, каменный уголь – это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь.

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду? (Предположения).

– Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит? (Появляются пузырьки).

Дети: Во всех камнях есть воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею – появляются пузырьки. Уголь утонул.

Воспитатель: Почему?

Дети: Он тяжёлый (выставить модель).


Воспитатель: Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить? (Помешать воду палочкой).

– Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?

Дети: Не растворяется. (Поместить модель).


Воспитатель: Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов? (В этом нам поможет модель)

Дети: Уголь чёрный, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски, он пачкается, он бугристый как дерево, уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других жидкостях.

Воспитатель: Какое настроение у вас от проделанной работы?

– Что вас больше всего порадовало во время работы?
– Какие слова вы бы хотели сказать угольку?

Воспитатель: Как по-вашему, люди используют уголь?

Дети: Уголь используют в качестве топлива. Шахтёры добывают его из земли. Большую часть угля добывают близко от поверхности, но некоторые угольные шахты расположены очень глубоко. Земные ресурсы не бесконечны, люди должны бережно относиться к тому, что им даёт природа.

Воспитатель: Ребята, наша работа в лаборатории закончена, я предлагаю вернуться в группу. Но сначала надо навести порядок на ваших рабочих местах. (Дети наводят порядок на столах).

Воспитатель: Людей, которые добывают уголь, называют шахтерами. Уголь добывают в шахтах, глубоко под землей. Для этого используют отбойные молотки. Уголь загружают в вагонетки и вывозят из шахты. Вот на плакате показано, а можно отвальным способом, как у нас на Ирша-Бородинском разрезе. Для этого снимают большой слой земли, потом пускают вот такой шагающий экскаватор, который огромным ковшом берет породу и грузит вот в такие огромные машины.


Воспитатель: Как, по вашему мнению, используют уголь и для чего он нужен?

Дети: Для того чтобы его сжигать в печах и в домах было тепло.

Воспитатель: Правильно каменный уголь используется в качестве топлива, как в быту, так и в промышленности. Каменный уголь был первым ископаемым материалом, который люди стали использовать как топливо. В прошлые века много угля использовалось для транспорта. А еще из каменного угля производят краски, пластмассу, линолеум и в резиновой промышленности. Уголь используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из него делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и разноцветные краски, и самое лучшее стекло.

Воспитатель: Мне показалось, что в посылке ещё что-то было. Смотрите, здесь уголь, давайте нарисуем угольком картинки, потом сделаем выставку, лучшие картины отправим в подарок для Хозяйки Медной горы.

Цель: Содействовать расширению знаний детей о полезном ископаемом – угле. Включать детей в поисково – познавательную деятельность через опытно – экспериментальную работу.

Образовательные – способствовать систематизации знаний об угле: его свойствах, значимости для людей; содействовать закреплению умений исследовать предмет с помощью разных органов чувств;

Развивающие – содействовать развитию познавательного интереса к окружающему миру; обогащению словарного запаса детей; формированию связной речи, памяти, внимания; способности наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать;

Воспитательные – содействовать воспитанию интереса и любви к родному краю; бережному и ответственному отношению к миру неживой природы.

- кукла Незнайка, посылка;

- иллюстрации с изображением карьера и шахты, шахтёра, мартеновского цеха, хлебобулочных изделий;

- уголь, молоток, салфетка, лупа, прозрачная ёмкость с водой, спиртовка, щипцы, металлическая ёмкость;

- кусочки угля, лупа, прозрачные ёмкости с водой;

- Ребята, сегодня к нам за помощью пришёл Незнайка. Давайте послушаем его.

Незнайка – Мне пришла посылка, но я не могу её открыть. Она откроется, если отгадаешь загадку, а я никак не могу её отгадать.

- Ну, что, ребята, попробуем помочь Незнайке? Слушайте внимательно:

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

Дети отгадывают загадку и посылка открывается.

Н. – Камень! Это кто-то пошутил! У нас и так много камней на дороге. Зачем мне он?

- Незнайка, этот камень не простой…

Н. – Он, что золотой?

- Можно сказать и так. Уголёк, как золото и блестит и цениться. Люди называют его чёрным золотом. Это каменный уголь и на дороге, Незнайка, он не валяется.

Ребята, давайте объясним Незнайке, где и кто добывает уголь. Дети с помощью иллюстраций рассказывают Незнайке о способах добычи угля: открытый – в карьерах и подземный – в шахтах, о профессии шахтера. … Добыча каменного угля производится как на поверхности земли, так и глубоко под землей. Для его добычи под землей строят шахты - глубокие, темные колодцы. (картинка). Этот камень когда –то был растением… .вот послушайте про него сказку…

Вот так образовался уголь!

Н. – Вот это да! А я этого не знал! Но зачем мне нужен уголь? Что я буду с ним делать?

Воспитатель достаёт из посылки иллюстрацию с изображением хлебобулочных изделий.

- А будешь ты, Незнайка, пирожки да булочки печь!

Н. – Он, что съедобный? (пытается укусить). Ой-ой-ой! Чуть зуб не сломал!

- Что, ты, что ты, Незнаюшка, осторожно! Уголь не едят, но он поможет тебе испечь пышные пирожки!

Ребята, а вы знаете, как нам уголь поможет пирожки испечь? ( ответы детей: печку растопим и испечём пирожки)

Н. – А около печки холодно, наверно? (Ответы детей)

- Незнайка уголь самый ценный источник тепла

Н. – а у меня нет печки….

- Знаешь, Незнайка, а у нас в детском саду тоже печки нет, но есть батареи с горячей водой, ребята, а почему в батареях вода горячая? ( Ответы детей: она нагревается на котельной и по трубам под землёй идёт в наш детский сад и в дома, а топят котельную с помощью угля)

- Да, да, да – вода кипит, бурлит по тубам бежит и от пара ещё турбины работают – электричество нам вырабатывают! Дома тепло и светло! А знаешь, Незнайка, если бы не было угля, посылка могла бы к тебе не прийти.

Н. - Как это не прийти, её же не уголь привёз!

- Ребята, а вы догадались, как уголь помог посылке до Незнайки добраться? (её на машине привезли, или на самолёте, или корабле) А из чего делают транспорт? Из металла. (Показ иллюстрации с изображением мартеновской печи.) Металл делают на металлургическом заводе, расплавляют железную руду, заливают в нужные формы, а потом мастера делают из неё и машины, и рельсы для поездов и многое другое, даже игрушки для вас!

Н. – Как интересно!

Итак, приступим к исследованию угля.

1. Давайте определим его внешние качества, то есть то, что нам могут рассказать наши глазки. Какой уголь? Дети: - Уголь чёрный и блестящий. Возьмите лупу и рассмотрите его. Что вы видите? (ответы детей). Уголь - бугристый как дерево… давайте скажем это слово…

Ставим на доску знаки– символы.

2. А теперь выясним, что же нам расскажет об угле наш носик? Давайте понюхаем его. Чем он пахнет? (у него нет запаха) Ставим на доску знак – символ.

3. Ребята, как вы думаете, почему уголь называют каменным? Что общего у него с камнем? Давайте крепко сожмём его в руке. Изменил он форму? Верно, нет. Почему?. Он вёрдый как камень. Долгое время считалось, что он сродни камню. Ставим на доску знак – символ.

4. Уголь очень твёрдый, но прочный ли он? Сейчас мы исследуем его на прочность. Этот эксперимент лучше проводить стоя. Встаньте, пожалуйста, задвиньте стульчики под столы. Положите кусочек угля в салфеточку, возьмите молоток в правую руку, а левую спрячьте за спину. Зачем мы это делаем? Правильно это техника безопасности, её всегда соблюдают в лабораториях. А теперь осторожно ударьте по кусочку угля. Что произошло? (Уголь рассыпался на маленькие кусочки) Что это значит? (уголь не прочный).

- Каменный уголь твёрдый, но не такой прочный, как камень. Можно сказать по- другому – хрупкий. Ставим на доску знак – символ.

5. Садитесь за столы, познакомимся еще с одним свойством угля. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит (появляются пузырьки). Во всех камнях есть воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею - появляются пузырьки. Уголь утонул. Почем (Он тяжёлый). Ставим на доску знак – символ.

6. Помешайте его палочкой, что мы видим. Растворился уголь. Это ещё одно свойство угля – в воде он не растворяется. Ставим на доску знак – символ.

7. А что будет, если мы подожжём уголь? Давайте попробуем. Для этого в лаборатории используют спиртовку.

Н. - Дайте мне, я подожгу уголь.

- Что ты, Незнайка, я тебе это не доверю. Здесь надо соблюдать правила безопасности: работать с огнём надо очень осторожно. Ребята, а чем же мне взять кусочек угля, чтобы не обжечься? (Щипцами)

Что происходит с каменным углем? Но ведь камни не горят. Почему же горит уголь (предположения детей). А дерево горит? Это ещё раз доказывает, что угль образовался под землёй из деревьев, которые росли на Земле в доисторические времена, миллиарды лет назад. Если посмотреть на уголь в микроскоп, можно увидеть остатки коры, семян и других частей растений, а иногда даже и насекомых.

Горение – самое главное свойство угля! Ставим на доску знак – символ.

8. Что можно ещё сказать про уголь? Посмотрите на свои руки. Невелик кусок угля, а пачкает. Вот так выглядит шахтёр после работы. (показ фотографии). Это ещё одно его свойство – уголь пачкает. Ставим на доску знак – символ.

Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов? Дети называют свойства угля с опорой на знаки – символы: каменный уголь чёрный, блестящий, бугристый, не пахнет, он твёрдый, но хрупкий, тяжёлый, в воде не растворяется, хорошо и ярко горит, пачкается.

- Ну, что Незнайка, убедился, что это не просто камушек.

Н. –Я и подумать не мог, что он такой ценный. И кто же мог мне его прислать?

- Я думаю, что о тебе позаботился настоящий друг!

Н. – Я расскажу всем своим коротышкам, пусть они тоже знают какой он полезный, может им пригодиться!

Вот наша работа в лаборатории и закончилась… Ребята, вам понравилось быть лаборантами? Маша, что тебе понравилось? Ты хорошим была лаборантом? А ты, Коля, что нового узнал об угле? Будем в дальнейшем ещё экспериментировать? Договорились.

Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе

Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе IMG]/upload/blogs/detsad-338643-1429435110.jpg[/IMG] Файл "/upload/blogs/detsad-338643-1429435371. Ни что так не развивает познавательные.

Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе

Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: Опыты с бумагой Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: Опыты с бумагой Цель работы: формирование у детей знаний и представлений о.

Цель: Содействовать расширению знаний детей о полезном ископаемом – угле. Включать детей в поисково – познавательную деятельность через опытно – экспериментальную работу.

Задачи:

Образовательные – способствовать систематизации знаний об угле: его свойствах, значимости для людей; содействовать закреплению умений исследовать предмет с помощью разных органов чувств;

Развивающие – содействовать развитию познавательного интереса к окружающему миру; обогащению словарного запаса детей; формированию связной речи, памяти, внимания; способности наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать;

Воспитательные – содействовать бережному и ответственному отношению к миру неживой природы.

Интеграция образовательных областей:

Демонстрационный материал:

- уголь, молоток, лупа, прозрачная ёмкость с водой, свечка, щипцы;

Раздаточный материал:

- кусочки угля, лупы, прозрачные ёмкости с водой, сухие и влажные салфетки, молотки, деревянные палочки;

Сюрпризный момент:

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Меня зовут Мария Николаевна. Я пришла к вам в гости. Но у входа в детский сад я нашла посылку. Давайте проверим, действительно ли она предназначена нам? Кто знает, как называется ваш детский сад? А ваша группа?

Воспитатель: Значит посылка для нас. Хотите узнать, что в посылке?

(Воспитатель, вместе с детьми открывает посылку, достает флэшку, включает запись).

С виду неприглядный камень,

Он в земле лежит пластами.

Чтоб наверх его поднять,

Надо в шахте побывать.

Под землёю огоньки –

Это в шахте горняки.

Этот очень нужный камень.

Он имеет чёрный цвет,

Всем даёт тепло и свет.

Догадались, о каком камне идёт речь? (пауза) Вот он какой, каменный уголь.

Воспитатель: Хозяйка Медной горы прислала нам каменный уголь, чтобы мы исследовали его свойства. Посмотрите, я приготовила всё необходимое для нашей работы, и предлагаю вам сесть за столы (дети садятся за столы).

Итак, приступим к исследованию угля.

1.Давайте начнём с самого простого, то есть посмотрим на уголь глазами. А чтобы лучше его рассмотреть, возьмём лупу. Что мы видим? Какой уголь?

Дети: - Уголь чёрный и блестящий.

Воспитатель: Правильно. Ребята, я предлагаю записывать свойства угля, которые мы определяем. Для того чтобы лучше их запомнить. Но так как вы ещё не научились писать, я предлагаю записывать свойства угля с помощью знаков-символов, которые изображены на картинках. Кто попробует найти знаки-символы свойства угля, которое мы сейчас определили. ( Двое детей находят и ставят на доску знаки – символы, обозначающие эти свойства угля).

Напомните нам, пожалуйста, с каким же свойством угля мы познакомились?

2. А теперь выясним, что же нам расскажет об угле наш носик? Давайте понюхаем его. Чем он пахнет? Есть у угля запах?

Правильно, уголь не имеет запаха.

(Ребёнок находит соответствующий знак-символ и ставит его на доску.)

Напомни нам, пожалуйста, какое свойство угля обозначает этот символ?

3. Посмотрите на свои руки. Невелик кусок угля, а пачкает. Какое ещё одно свойство угля мы определили?

Правильно, уголь пачкает.

(Ребёнок находит соответствующий знак-символ и ставит его на доску.)

Какое свойство угля показывает этот символ?

4. Ребята, как вы думаете, почему уголь называют каменным? Что общего у него с камнем?

А давайте проверим, крепко сожмём его в руке. Изменил он форму? Верно, нет. Уголь твёрдый как камень.

(Ребёнок находит соответствующий знак-символ и ставит его на доску.)

Что же обозначает символ, который ты прикрепил?

5. Уголь очень твёрдый, но прочный ли он? Сейчас мы исследуем его на прочность. Этот эксперимент лучше проводить стоя. Я предлагаю вам встать и задвинуть стулья. Положите кусочек угля в салфетку, возьмите молоток в правую руку, а левую спрячьте за спину, чтобы нечаянно не ударить по ней молотком. Это техника безопасности. А теперь осторожно ударьте по кусочку угля. Что произошло?

Дети: Уголь рассыпался на маленькие кусочки.

Воспитатель: Что это значит?

(Ребёнок находит соответствующий знак-символ и ставит его на доску.)

С каким свойством угля мы познакомились, благодаря этому опыту?

6. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду? (Предположения детей)

Давайте присядем и попробуем опустить уголь в стакан с водой. Что происходит?

Правильно, уголь утонул. Почему?

Дети: Он тяжёлый.

Воспитатель: Правильно, уголь тяжёлый.

(Ребёнок находит соответствующий знак-символ и ставит его на доску.)

О каком свойстве угля нам говорит этот символ?

7.А теперь давайте помешаем уголь палочкой, что мы видим. Растворился уголь? Это ещё одно свойство угля – в воде он не растворяется.

(Ребёнок находит соответствующий знак-символ и ставит его на доску.)

Напомни нам, пожалуйста, какое свойство угля мы сейчас определили?

8. А что будет, если мы подожжём уголь? Давайте попробуем. Только, при этом эксперименте надо соблюдать правила безопасности: работать с огнём надо очень осторожно. Поэтому я сама попробую поджечь уголь, а вы внимательно следите. Что происходит с каменным углем?

Правильно уголь горит. Это главное свойство угля.

(Ребёнок находит соответствующий знак-символ и ставит его на доску.)

О каком свойстве угля нам говорит этот символ?

А теперь я предлагаю вам прочитать все свойства угля, которые мы записали.

(Дети читают свойства угля по знакам-символам).

Ребята, а мне показалось, что в посылке ещё что-то есть. Давайте посмотрим.

(Дети открывают посылку и достают из неё диск).

Ребята, что же на этом диске? Вы хотите узнать?

Ребята, про какой камень мы посмотрели сказку? Чем же он полезен для людей?

Мы с вами убедились, что уголь – это не просто камень, он очень ценный!

А Хозяйка Медной горы приготовила вам небольшие подарки! Посмотрите, что это.

Читайте также: