Опыты с пластилином в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Сухова Светлана Евгеньевна

Населенный пункт: Нижегородская область, г.о.г. Кулебаки

Ребята и педагоги серьёзно готовятся к этому конкурсу. Дети здесь защищают свои проекты, а жюри оценивает и поощряет наиболее яркие и значимые работы.

Тип проекта: Исследовательский;

Цель проекта:

Задачи проекта:

  • формировать у детей познавательный интерес к изучению состава, свойств пластилина и интересных фактов о нём;
  • развить творческую инициативу и поисковую деятельности воспитанников;
  • создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

Предполагаемый результат:

План работы:

6. Найти ответ на вопрос возможно ли изготовить пластилин самому.

  • провести эксперимент изготовления пластилина в домашних условиях.

Форма представления исследований: Мультимедийная презентация, творческие работы из пластилина, глины, солёного теста.

Содержание детского исследовательского проекта

Введение

1. Теоретическая часть

1.1. Из чего сделан пластилин?

С этим вопросом мы обратились к взрослым. Вот что мы узнали.

- Из чего делают пластилин?


1.2. Творческое использование пластилина.

Много можно из пластилина вылепить, но чтобы целый сад? Художник Джейм Мэй сделал это. В 2010 Джеймс Мэй при помощи более чем 2000 участников создал настоящий сад с цветами, деревом, спелой клубникой и цветной капустой в натуральную величину, состоящий исключительно из пластилина, и назвал его “Пластилиновый Рай”. На создание такого сада ушло 6 недель и 2,6 тонны пластилина 24 цветов.

Помимо удивительно красивых мультфильмов сейчас создают живые комиксы, небольшие киноленты и модели для рекламы.

2. Практическая работа (Экспериментирование)

Потом мы решили выяснить, чем можно заменить пластилин. Вначале решили заменить пластилин глиной.

Мы решили слепить вазу с цветами сначала из пластилина, апотом из глины.
Поделку из глины пришлось неделю сушить при комнатной температуре, и только потом раскрасить.
А вот вазу с цветами из разноцветного пластилина мы слепили за 2 часа. Её не нужно было не сушить, не раскрашивать.

2.3. Изготовление пластилина в домашних условиях.

На вопрос можно ли сделать пластилин в домашних условиях нам помогали наши родители. Мы вместе нашли рецепт в интернете и попробовали сделать:

Рецепт:

1 стакан муки
1/2 стакана соли (некоторые кладут меньше)
2 чайные ложки винного камня (продается в магазинах для кондитеров)
Смешать в кастрюле деревянной ложкой, добавить:
1 стакан воды
1 столовую ложку масла
Пищевая краска (или гуашь).

Засыпав все компоненты, залили крутым кипятком и тщательно перемешали лопаткой (осторожно горячо!). При желании можно разделить эту массу на куски и добавить в них пищевую краску (или гуашевую краску) и он получится разноцветным.

Вывод: пластилин можно сделать в домашних условиях, но такой пластилин, как и солёное тесто, нужно хранить в полиэтиленовом пакете и в закрытом виде. Разноцветный домашний пластилин при сушки теряет яркость цвета.

3. Заключение.

Мы узнали секреты пластилина и как его делают.

  • пластилина остаётся мягким,
  • практически не твердеет,
  • не сохнет,
  • имеет большое количество цветов,
  • не прилипает к рукам.

Пластилин приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры.
Каким должен быть хороший пластилин?

  • легко разрезаться пластмассовым ножичком;
  • быстро согреваться в руках и становиться мягким;
  • не крошиться, но и не размазываться;
  • не таять;
  • легко отмываться с рук теплой водой с мылом .

Результатом нашей работы стало создание разных работ из пластилина, глины и солёного теста.

Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек,
Разведу цветов повсюду, разбужу и василёк…
Тут ромашки, незабудки и тюльпанчики-малютки
Будут жизни улыбаться, чистым небом наслаждаться.

Я добавлю птиц красивых, бабочек неповторимых,
Лося, зайца, может мышку, вылеплю из пластилина.
И любимых, сердцу милых - будет радовать картина,
Потому что Миром этим мы поистине любимы!
А. Павлова

Творческие работы которые были созданы в ходе работы над проектом:

Выводы (от руководителя проекта ):

Совместная исследовательская деятельность дала свои плоды. Все участники проекта активно включились в поисках ответа на интересующие вопросы, были проведены серии экспериментов, для сравнения свойств пластилина с другими материалами для лепки (глина, соленое тесто, домашний пластилин).

Формирование предпосылок поисковой деятельности. Развитие практических действий в процессе эксперементирования. Развивать способность к преобразованию.

ВложениеРазмер
plastilinovye_sekrety.docx 667.47 КБ
plastilinovye_sekrety.docx 667.47 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Формирование предпосылок поисковой деятельности. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а потом и самостоятельно.

  • Воспитывать культуру общения.
  • Воспитывать у детей навык сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
  • Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента, делать выводы.
  • Способствовать обогащению и закреплению знаний о пластилине.
  • Развивать познавательную активность, наблюдательность. мыслительную деятельность в процессе экспериментирования.
  • Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
  • Активизировать речевую деятельность детей.

Методы и приёмы:

1 .Практические (эксперименты, опыты)

2. Наглядные (рассматривание картин)

3. Словесные (вопросы, пояснения, выводы)

Оборудование: Интерактивная доска, магнитофон, иллюстрации лаборатории, столы, колокольчики на каждого ребёнка, контейнеры с водой, газированная вода, пластилин, салфетки, фартуки, карточки с алгоритмом проведения опытов, игровое поле, фишки по количеству детей, глина для лепки, солёное тесто, крахмал, кондиционер для волос, гуашь.

- Ребята. Внимательно послушайте и отгадайте загадку

Я весь мир слепить готов-

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин-

Воспитатель. А вы хотите побольше узнать о пластилине, его свойствах, сделать пластилин самостоятельно?

А что такое лаборатории, кто знает? А кто такие учёные? Чем они занимаются?

Правильно, учёные это люди, которые наблюдают, изучают предметы и явления, записывают всё, что происходит. А потом проводят опыты, если опыт получился, то делают новые интересные открытия (дети рассматривают иллюстрации). Ребята, как одеты учёные, для чего им нужны халаты?

Прежде чем мы приступим к работе, ответьте на вопрос: Что вы знаете о пластилине? Что такое пластилин? Из чего он сделан? Кто его изобрёл?

Служит для выполнения фигур и различных изображений.

Пластилин был изобретён в конце 19 века. Точная формула того пластилина до сих пор секрет. Поблагодарить за пластилин нужно Джо Маквикера из Цинциннати. Работая на химической фабрике, он запатентовал нетоксичное чистящее средство для обоев. Образец этого вещества он послал своей родственнице, которая работала воспитателем в детском саду. Женщина заменила на занятиях обычную глину по лепке на новый материал, который был более пластичным и не пачкал руки.

Давайте вспомним какие свойства пластилина нам известны:

(ответы детей ) может быть твердым, мягким. Его можно разминать, разрезать, отрывать, мягок, долго не засыхает, всегда готов к лепке.

Ребята, предлагаю вам познакомиться с некоторыми интересными фактами из истории пластилина.

Дети рассматривают слайды.

Вы сегодня ученые. Надевайте фартуки и пройдем в лабораторию, занимайте рабочие места.

(на каждое рабочее место, каждому ученому, положено сердечко разного цвета).

Программное содержание : Познакомить детей со свойствами пластилина : мягкий, из него можно лепить, в воде не растворяется, при смешивание меняет цвет, при нагревании расплавляется. Расширить и уточнить знания детей о свойствах пластилина. Воспитывать любовь к занятиям по лепке. Материалы: пластилин, кувшин с водой, свечка, спички. Ход занятия : -Дети что это такое? Опыт№1 -Пластилин -Сегодня я познакомлю вас со свойствами пластилина.


Опыт№2 Предлагаю взять красный и белый пластилин, черный и белый, красный и синий. Предлагаю его смешать. Что произошло? Красный и белый превратился в розовый, черный и белый стал серым, а красный и синий стал фиолетовым.


Отсюда можно сделать вывод: пластилин при смешивании меняет цвет

Опыт№3 Предлагаю опустить пластилин в кувшин с водой Что произошло? Опыт№4 Предлагаю подержать пластилин над горячей свечой Что произошло? Пластилин остался целый, не растворился. Кусочек пластилина опустился на дно Вывод: пластилин тяжелее воды, не растворяется Опыт№4 Предлагаю подержать пластилин над горячей свечой Что произошло?

Предлагаю детям раскатать пластилин а затем за концы -Что произошло с пластилином? -Он тянется -Правильно, пластилин очень пластичен, из него можно лепить все что угодно

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект опытно-экспериментальной деятельности

Для детей старшей группы

Воспитатель: Утемова О. Г .

Цель: Ознакомление со свойствами пластилина. Привлечение внимания детей к экспериментированию.

Сформировать представление о свойствах пластилина и его изменении от формы и размера;

Способствовать развитию познавательной активности, учить размышлять;

Учить взаимодействовать друг с другом;

Обогащать словарь детей;

Оборудование: картинки с изображением ученых и лаборатории, столы, контейнеры с водой, пластилин, салфетки, фартуки, карандаши, бумага, бусинки.

Методы и приемы: игровой; наглядный (картинки); практический (опытно-экспериментальная деятельность); словесный (рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, речевая.

Беседуя с детьми о ранее проводимых опытах, пришла к выводу что дети, практически не имеют представления о свойствах пластилина. Исходя из потребностей и интересов детей, решила привлечь их к экспериментированию. Опытно-экспериментальная деятельность оказывает влияния на развитие творческих способностей детей, логического мышления. Полученные знания дети применяют в повседневной жизни.

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально-исследовательской деятельности с природным материалом.

Ход мастер-класса

- Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)



Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – и я пойму.
Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.

(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)

“В природе нет ничего бесполезного” – писал философ Мишель Монтень. Нельзя не согласиться с утверждением этого новатора своего времени. Воспитание детей, по его мнению, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, а обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Современная педагогическая мысль основывается на тех же принципах отношения к детям, развивая и воплощая в жизнь идею всестороннего развития ребенка с момента его рождения.

Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так, Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К.Д. Ушинский призывал “ввести детей в природу”, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать, поэкспериментировать. Природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, широко используют и большинство современных педагогов и детских психологов.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности, а проведение опытов и экспериментов с природным материалом способствует общему развитию и познанию дошкольников.

Эксперимент 1 “ШИШКА”

Запасаемся обычной шишкой — зрелой, с раскрытыми чешуйками (если такой нет под рукой, возьмите любую шишку, положите на солнце или в тепло — раскроется). Готовим посудину, в которой заливаем шишку горячей водой (в горячей воде реакция быстрее проходит, но помните о безопасности, чтобы без ожогов). Итак, шишка с открытыми чешуйками, теплая вода, заливаем шишку в посудине — и ждем! Через 10-15 минут: чешуйки закрылись. Можно и подольше подержать шишку в воде, она тогда плотно закроется. И еще один секрет: если после опыта закрытую шишку положить на солнышко и подождать подольше (пока высохнет), она опять откроется!

3.jpg (95773 bytes)

Эксперимент 2 “ЧУДЕСНЫЕ СПИЧКИ (ЗУБОЧИСТКИ)”

Материал: 5 спичек, блюдце, вода.

Надломите спички посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна “толстеют”, и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.



Эксперимент 3 “ПОЧЕМУ КАМНИ БЫВАЮТ РАЗНОЦВЕТНЫМИ”

Материал: несколько кусочков цветного пластилина.

Скатайте каждый кусочек пластилина в шарик и поставить шарики друг на друга в виде снеговика. Затем надавить ладошкой на верхний шарик. Движения сопровождаются комментарием: “ Проходило время. Миллионы лет. Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один. ” Далее стекой разрезают пластилин и любуются полосатыми срезами. Далее педагоги на столе находят камни образовавшиеся подобным способом.

Через такой опыт мы подводим детей к выводу, как в природе образовываются разноцветные камни.


7.jpg (86568 bytes)

Материал: несколько кусочков цветного пластилина.

Предложить побывать в роли самой матушки природы, создающей удивительный мир камней - самоцветов. Каждый берёт 2 - 3 кусочка пластилина разного цвета и смешивает их (можно скатывать в колбаску, а затем снова в шарик, сворачивать по спирали, а затем снова комочком). Главное не перестараться, иначе можно сделать пластилин однородным. Далее разрезают комочки стекой и могут полюбоваться удивительными узорами. Узоры получаются разные, но это не значит, что кто - то не справился с заданием. Так, по- разному, бывает и в природе. Где - то подземные процессы идут сильнее, а где - то - слабее.

Материал: 1-2 кусочка пластилина и рисовые зёрна.

В природе есть камни более твёрдые, а есть - более мягкие. Представьте , что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней и . "заварилась" вот такая "каша": смешать кусочки пластилина с крупой. Что получилось? Найдите камни с отчётливо видными вкраплениями.

Эксперимент 4 “ЧТО ТЯЖЕЛЕЕ?”

Материал: Камень, песок, баночка с водой.

Педагоги в банку с водой опускает одновременно камень и песок, и наблюдают за оседанием природных объектов на дно. Вывод: камни осели на дно раньше — они тяжелее. Песок осел на дно позже камня — он легче.

Со зрителями – Игра “Гора и камешки”

Стоит гора - старушка Поднимают руки вверх
До небес макушка Тянутся на цыпочках
Её ветер обдувает Обмахивают себя кистями рук
Её дождик поливает Встряхиваю кистями рук
Стоит гора, страдает Прикладывают ладошки к щекам и качают головой
И камешки теряет Встряхивают в воздухе руками
Раскатились камешки
И с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы
Развести руки в стороны


9.jpg (71122 bytes)

  • Как вы думаете, что есть, на морском дне? Что еще кроме камней? (Ракушки)
  • Как вы думаете, из чего они состоят? Известняк и песок.

Эксперимент 5. СЛУШАЕМ “ШУМ МОРЯ” или “РАКУШКИ”

Материал: Разные ракушки, стакан.

Рассмотреть, тонкие толстые, плотные и т.д.

А вы знаете, что большие раковины называют поющими?

Возьмите любую ракушку (лучше, если их будет несколько разных) и стакан. Предложите послушать их все по очереди и сравнить услышанный шум.

Окажется, что звук в них почти идентичный. Самый красивый звук слышен в закрученной большой раковине. Слабее в более ровной раковине и стакане.

А теперь сложите ладошки "горсточкой" и приложить к ним ухо. Услышит все тот же "шум моря"! А если распрямит ладошки, то звук сразу прекратится.

Вывод: звук, слышимый нами во всех этих случаях, не имеет отношения к "морскому" или "не морскому" происхождению предмета, а относится только к его выпуклой форме.

А откуда тогда берется этот звук в выпуклых полых емкостях? Оказывается, мы слышим в ракушке тихие звуки, которые постоянно окружают нас, даже если мы находимся в помещении одни. Только эти звуки усиленны во много раз. Так, что они уже кажутся заметным шумом. Раньше считали, что основной причиной этих звуков был ток крови самого человека. Но теперь это ставится под сомнение, потому что после физических нагрузок, когда ток крови усиливается, слышимый в ракушке шум остается прежним. Предлагаю вам самим это проверить:



Изменяется ли звук в ракушке от физических нагрузок

Попросите малыша поприседать с приложенной к уху ракушкой или стаканом. Чувствует ли он, как у него участился пульс? Ток крови стал сильнее. А вот как изменился шум? Практически никак.

Вывод: Шум от тока крови не является основным среди шумов, слышимых в ракушке.

Другое распространенное мнение, что мы в ракушке слышим завихрения воздуха, тоже опровергается опытным путем. К сожалению, этот опыт очень трудно повторить в детском саду. Ведь для этого нужна звукоизолированная комната. Если в такой комнате поднести к уху ракушку, то шума в ней не услышишь. Хотя воздух в комнате, естественно, точно такой же, как и в обычной комнате. Значит, все дело именно в окружающих нас звуках. Они такие привычные и незаметные, что мы просто перестаем слышать их, а вот с помощью раковины или стакана мы делаем их громче.

В науке физике это явление называется резонансом. А наши ракушка или стакан в таком случае будут резонаторами. Заключается это явление в том, что частота колебаний самой емкости совпадает с частотой колебаний звука и из-за этого усиливается. Это определение приблизительное, но даже его трудно понять детям. Для этого ребенок должен уже знать, что звук - это волны и должен понимать что такое "частота колебаний". Но совсем не обязательно ребенку все это объяснять. Явление резонанса до того, как было описано и объяснено, давно уже использовалось людьми.

Еще первобытные племена заметили, что полая колода звучит звонче, чем сплошная - и так изобрели барабан. Что ветер гудит в трубках тростника - и изобрели флейту. Заметили, что струна, натянутая над отверстием небольшого ящика звучит громче, чем без него - так изобрели и гитару, и балалайку и множество других инструментов.

Так же из ракушек можно сделать песок путем измельчения ракушек в ступе.

Эксперимент 6 . “МОЖНО ЛИ ИЗ РАКУШЕК СДЕЛАТЬ МОЗАИКУ?”

Материал: плоский камень, тонкие ракушки, основа с пластилином.

Камнем надавливаете на ракушку, и она трескается на несколько кусочков.

На основе вдавливаете кусочки ракушек и составляете орнамент, рисунок, фантазируем.



“Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел” К.Е. Тимирязев.

Рефлексия по результатам совместной деятельности

Читайте также: