Опыты с насекомыми в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Хрулева Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Црр детский сад №45 "Мечта"
Населённый пункт: г. Серпухов Московской области
Наименование материала: конспект
Тема: конспект НОД "Насекомые"
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Конспект занятия по непосредственной образовательной деятельности в

дошкольном учреждении.

Хрулева Наталья Владимировна
1

общеобразовательной

дошкольного

образования

Старший дошкольный возраст

Про всех
Все - все - все на Свете На свете нужны. И мошки Не меньше нужны Чем слоны. Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мёд И кто делает яд. Нельзя обойтись Без чудищ нелепых, И даже без хищников - Злых и свирепых. У мышки без кошки Не лучше делишки. Да если мы с кем-то Не очень дружны, Мы всё-таки ОЧЕНЬ Друг другу нужны, А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется… Все - все - все на Свете 6
На свете нужны, И это все люди Запомнить должны. Воспитатель: - И послушайте еще одно стихотворение.
Ребёнок читает стихотворение

Терентия Травника

Цель:Продолжать приобщать к навыкам экспериментальной деятельности.

1. Расширить представление детей о жизни насекомых;

2. Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида;

3. Активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики);

4. Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;

5. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

6. Формировать знание детей о появление бабочки.

7. формировать представление о том, какие цвета любят насекомые.

Ход деятельности:

В:Ребята, сегодня мы с вами превратимся в исследователей насекомых. Для этого ска-жем заклинание "морикилорикикрапсыкурапсы".

Звучит музыка с элементами звуков насекомых.

В. - Давайте отгадаем загадки.

1. У нас четыре крыла.

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза,

Называют её (Стрекоза)

(воспитатель выкладывает на стол макеты угаданных насекомых)

2. Этот маленький скрипач,

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (Кузнечик)

3. Всех жуков она милей,

Спинка алая у ней,

На спине кружочки,

Черненькие точки. (Божья коровка)

4. Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)

5. Она ярка, красива,

Сама похожа на цветок,

И любит пить цветочный сок. (Бабочка)

В. - Вот, сколько загадок вы отгадали.

- Какие вы молодцы!

- А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)

- Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения)

- Давайте сядем на стульчики

- Ребята, посмотрите, к нам залетела в гости божья коровка. Давайте рассмотрим её повнимательней.

- Посмотрите, какие у божьей коровки крылышки – красные с черными точками. А еще у неё есть усики, голова, брюшко, лапки.

- Это общие признаки насекомых.

У всех насекомых есть голова, брюшко, крылья, усики и 6 лапок.

(один из детей берет насекомого и рассказывает, показывая части тела)

В. - А теперь отдохнем.

Поднимайте плечики раз, два, раз, два

Сели, травушку покушали

Тише, тише высоко

Прыгай на носках легко.

(первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)

-А теперь, ребята, обратите внимание на таблицу.

- Давайте, расскажем по этой таблице про бабочку.

В:Как вы думаете, дети, насекомые плохо различают цвета? (ответы).У некоторых на-секомых даже есть любимый цвет. Этот любимый цвет обычно соответствует цветкам, в ко-торых можно найти самый вкусный нектар. Сегодня мы с вами проведем опыт, в котором сможем узнать любимые цвета разных насекомых.

1. Вырезаем из картона разного цвета круги. ( Воспитатель делает схему на белом листе: строки-названия цветов: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый; Столбцы- названия насекомых : : мухи,пчелы,мотыльки,мошки,бабочки.

2. Выйдем на площадку и разложим круги цветной бумаги на гладкой травяной по-верхности. Положим по краям камешки, чтобы листы не унесло ветром.

3. В: Сядем подальше от наших "цветочков" и наберемся терпения, сидим очень тихо, что бы не напугать наших "гостей". Скоро на наши листочки бумаги начнут садиться насе-комые.

4. Пальчиковая гимнастика.

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)

А за нею шмель - шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняют ладони на колени.)

5. Через 20 минут подсчитываем сколько насекомых на какие цветочки садились. Вос-питатель отмечает на схеме данные плюсом, и каким насекомым какой цвет больше нравит-ся.

В: А теперь, ребята, давайте поставим блюдце с медом на тот цветок, на который насе-комые не хотели садиться и посмотрим, что произойдет.

В:Красный и фиолетовый цвета привлекают крупных насекомых -бабочек, мотыльков, пчел. Синий больше нравится мухам. Обратите внимание, что осы любят желтый цвет. Меньше всего насекомых привлекает зеленый цвет,потому что зеленые цветы (напри-мер,сережки у березы) обычно бывают без нектара. Но если поставить или налить мед на зе-леную бумагу,насекомые полетят туда забыв про свои любимые цвета.

-О каких насекомых мы сегодня говорили?

А вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а нужно их охранять и любить.

Вот и подошло наше занятие к концу.


Конкурсные работы

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Вид проекта: групповой.

Актуальность

Лето! Это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить увлекательные моменты, а показать их детям. Детей очень увлекает все, что происходит вокруг. Особенную реакцию у детей вызывают насекомые. Одни пугаются насекомых, другие задают вопросы: про жучков, бабочек, пчел, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.

Таким образом, возникла проблема:

1. У детей недостаточный объем информации о насекомых, обитающих на учебно-опытном участке детского сада.

2. Отсутствуют представления о том какую пользу или вред насекомые приносят природе

Цель проекта: Сформировать у детей представления о насекомых, обитающих на учебно-опытном участке детского сада, положительное и гуманное отношение к окружающей природе.

Задачи:

  • Расширить и обобщить представления детей о насекомых, о внешнем виде, о способах передвижения, о некоторых особенностях сезонной жизни, местах обитания, о вреде и пользе насекомых.
  • Стимулировать интерес у детей и родителей к поисково-исследовательской деятельности.
  • Развивать у детей речевую активность в составлении рассказов о насекомых
  • Совершенствовать художественно-творческие способности в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.
  • Формировать понимание необходимости бережного отношения к окружающей природе и насекомым.

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием насекомых, образом жизни, о значении на учебно-опытном участке и поможет дошкольникам окунуться в мир насекомых. Реализуется в рамках совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Этапы реализации проекта:

Первый этап (подготовительный): Выбор проблемы. Определение темы проекта. Составление плана работы с детьми и родителями. Подбор методической и дидактической литературы по теме проекта.

Второй этап (основной): Проведение организованной деятельности по развитию речи, художественному творчеству, социализации, познанию. Организация и проведение наблюдений и опытно-поисковой деятельности на участке детского сада. Участие родителей в сборе познавательной информации о насекомых Мурманской области.

Третий этап (заключительный): Оценка и самооценка проекта. Результат проекта дидактическое пособие, игровой макет, паспорт проекта.

Формы работы с детьми:

Взаимодействие с родителями:

Результат проекта:

По результатам проекта выявлено:

  • У детей сформировался устойчивый интерес к насекомым.
  • Дети пополнили свои знания о насекомых, обитающих на учебно-опытном участке детского сада, о том, какую пользу и вред приносят растениям и людям;
  • Научились самостоятельно анализировать полученные результаты, находить сходства и различия.
  • У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т.д.;
  • Повысился уровень экологической грамотности.

Список литературы:

1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. Пособие для воспитателей./ З.Ф. Аксенова. – М.: Сфера, 2008. – 128 с.

2. Алябьева, Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Часть 1: Пособие для воспитателей./ Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

3. Алябьева, Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Часть 2: Пособие для воспитателей./ Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

4. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателей ДОУ./ С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.

5. Чусовская, А.Н. Лето красное – прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей дет.сада./ А.Н. Чусовская – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 130 с.

Авторы:
Саргина Лариса Сергеевна, воспитатель МБДОУ д/с № 17, г. Североморск, Мурманская область, Россия;
Вечирко Виктория Геннадьевна, воспитатель МБДОУ д/с № 17, г. Североморск, Мурманская область, Россия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

для детей старшей группы.

Когда в душистом сквозняке, присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг - ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей, спешит куда – то меж корней

Большой сосны. На толстый сук уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылёк, пьёт хоботком душистый сок

И собирает мёд пчела. Все заняты у всех дела.

Мой друг внимательно вглядись, волшебную увидишь жизнь.

Содержание
1. Актуальность и практическая значимость проекта, проблема проекта,
причины выбора.

5. Сроки и этапы проведения

6.Участники
7. Методы и формы работы.

8.Возможные риски при реализации проекта и мероприятия по их минимизации:

9. План реализации

10. Ожидаемый (предполагаемый) результат по проекту
11. Работа с родителям.

12. Информационные ресурсы

hello_html_7bdab27a.jpg

Актуальность проекта:

Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Стрекозы и бабочки, мухи и жуки, кузнечики и пчелы – все это насекомые.

Многие из них совершенно разные, но все они имеют три одинаковых признака, отличающих их от всех остальных видов животных.

1).наличие шести ног.

2).присутствие на теле насекомого насечек (внешне это выглядит так, будто тело насекомого поделено на отдельные членики).

3). тело насекомого состоит из трех частей: головы, груди и брюшка.

Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к ним.

Для чего нам нужны насекомые?

В нашей жизни, они просто незаменимы. Около тридцати процентов культур, которые мы используем в производстве продуктов питания, опыляются пчёлами. Но опыление — лишь малая толика тех полезных дел, которые совершают насекомые. Они участвуют в круговороте веществ в природе, очищая нашу землю от останков умерших растений и животных, благодаря их неустанной работе почва обогащается. Насекомые являются неотъемлемой часть мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. Защита насекомых, необходимых для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.

Проект поможет расширить знания и представления детей о насекомых, об особенностях внешнего вида, строения. Детям хочется узнать, чем питаются насекомые, зачем живут, как защищаются от врагов. Проект сформирует у детей бережное отношение к насекомым и даст представление о значимости насекомых в растительном и животном мире.
Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые и изучить их в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе работы дети овладевают элементарными приемами наблюдения, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения.
Дети по природе своей исследователи. Объектом исследования моего проекта являются насекомые. Насекомые являются неотъемлемой часть мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. Защита насекомых, необходимых для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.
Практическая значимость проекта:
Изучив педагогические технологии и методы, я пришла к выводу, что одними из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются: метод детского экспериментирования, метод проектов, метод моделирования проблемных ситуаций. Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин.
Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления.
В-третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как: уметь видеть проблему и ставить вопросы, уметь доказывать, делать выводы, высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Проблема проекта: Вопрос: Нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Знают ли дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они пользу или

вред? Где можно взять информацию по теме?

Тип проекта: поисково – исследовательский .

Цель проекта: Познакомить детей с миром насекомых , воспитывать гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

1.Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях.

2.Развивать интерес к жизни насекомых, умение обобщать насекомых по существенным признакам; делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.

3.Способствовать приобретению детьми навыков самостоятельной поисковой деятельности.

4.Расширять словарный запас слов (названия насекомых, растений, природных и погодных явлений и т. д.).

Сроки и этапы проведения: краткосрочный: (с 17 апреля по 05 мая)
1 этап: организационный
2 этап: практический
3 этап: результативный

Участники: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Методы и формы работы:

Рассматривание иллюстраций, презентаций

Чтение художественной литературы

Игры (дидактические, настольные, подвижные)

Пальчиковая гимнастика, физминутки

Заучивание стихотворений, отгадывание загадок

Организационный:

Диагностика экологических знаний о насекомых детей

Создание карты-схемы экологической тропы на участке детского сада с обозначением мест, где были найдены насекомые

Подбор литературных произведений о насекомых.

Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.

Подбор музыкальных произведений по теме.

Целевая экскурсия по экологической тропе на территории детского сада

Отгадывание загадок о насекомых

Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых в лупу.

Чтение художественной литературы

Дидактические, развивающие, подвижные игры:

Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

Заключительный:

Возможные риски при реализации проекта и мероприятия по их минимизации:
Недостаточная информационная компетентность педагога, родителей.
Нежелание родителей принять участие в проекте.
Мероприятия для их минимизации
Создание условий для педагогов в сфере самообразования, участие в обучающих семинарах.

Консультации для родителей по теме проекта.

План реализации.

Раскраски про насекомых, штриховка, обводка насекомых по контуру.

hello_html_5f2ef7c0.jpg

Предполагаемый результат:

Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.

Умение наблюдать, рассуждать, составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.

Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.

Работа с родителями.

1.Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

2. Возможность участвовать в совместных экологических проектах.

Информационные ресурсы:

Читайте также: