Опыты с микробами в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Формы организации: фронтальная, подгрупповая.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация иллюстраций, наблюдение, моделирование, исследование.
Цель: формирование у детей простейших представлений о микроорганизмах и способах защиты от них.
- познакомить детей с микроорганизмами и их свойствами (растут, размножаются, питаются, дышат);
- сформировать представление о том, что микроорганизмы могут быть полезными и вредными;
- познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями и способами защиты от них;
- развивать интерес к познанию мира и к процессам, происходящим в организме человека;
- развивать познавательные и поисково-исследовательские способности детей;
- развивать коммуникативные навыки, умение принимать участие в групповой беседе, отстаивать свою точку зрения;
- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье;
- воспитывать бережное и внимательное отношение к своему организму.
- имеет чёткие, осознанные начальные представления о показателях здоровья и факторах риска;
- знает правила ЗОЖ, любит экспериментировать, в процессе экспериментирования проявляет яркие познавательные чувства;
- проявляет разнообразные познавательные интересы, при восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи;
- самостоятельно получает информацию из наблюдений, рассказов, развёрнуто отражает в речи впечатления, выводы;
- активно и доброжелательно взаимодействует с педагогами и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
1. Организационный этап (в кругу, дети сидят на полу на подушке-подружке)
- Ребята, сегодня наш умный помощник - уникуб приготовил для нас интересные опыты, но прежде давайте посмотрим на рисунки, расположенные на уникубе.
2. Основной этап.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, расположенные на уникубе. Картинки с моделированными ситуациями: ребёнок пьёт грязную воду, ребёнок ест мороженое вместе с собакой, один человек чихает на другого.
Воспитатель на примере первого случая моделирует ситуацию, спрашивает у детей последствия ситуации и просит смоделировать правильное действие (подкрепляется картинкой).
- Давайте порассуждаем, как это может произойти. Например, один мальчик так хотел пить, что выпил воду из-под крана. Что может произойти? Чем опасна некипячёная вода? Что произойдёт с мальчиком? Какую воду нужно употреблять?
- Ребята, а что же это за существа-микробы? А можно ли их увидеть? И как?
- Да, чтобы как можно больше узнать о микробах, их надо рассмотреть, а с помощью чего их можно рассмотреть? (Воспитатель достает из уникуба микроскоп и показывает детям).
- Бактерии — очень маленькие живые существа. Увидеть обычным глазом их нельзя, но можно рассмотреть в микроскоп. Бактерии бывают разной формы. И по форме их разделяют на шаровидные, палочковидные и извитые (воспитатель показывает картинки). Как вы думаете, все бактерии вредны для человека?
- А где же живут бактерии, как вы думаете? Оказывается, бактерии повсюду: в воздухе, которым мы дышим- особенно много бактерий скапливается там, где плохо проветривается; в земле; в грязной воде; в пище, которую мы едим. Очень много бактерий на грязных овощах и фруктах. Бактерии даже находятся на одежде, особенно грязной! На любых предметах, до которых мы дотрагиваемся, можно найти бактерии. Очень много бактерий скапливается в местах общественного пользования: в транспорте, на ручках дверей, на поручнях. Много бактерий на грязной коже. Что может с нами произойти, если бактерии проникнут в организм? Да, мы можем заболеть. Такие бактерии называются болезнетворными микробами (картинки).
- Микробы, ребята, не просто живут и питаются, они еще могут и размножаться, то есть один микроб производит множество таких же микробов. Как вы думаете, где активнее всего будут размножаться микробы?
В организме человека. Мы с вами, оказывается, идеальный дом для микробов. Для микробов там много еды, влаги, тепла. Они очень хорошо чувствуют себя в организме человека.
- Ребята, а как в наш организм попадают микробы? (Ответы детей.)
Наибольшее скопление микробов у нас на руках, так как они грязнятся у нас больше всего. С рук микробы попадают на лицо, глаза, губы, затем в рот, таким образом вызывая различные заболевания.
- Ребята, чтобы быть здоровыми, сильными, ловкими, что нужно делать? (Гимнастику.)
Физкультминутка с элементами точечного массажа.
(ходьба на месте)
(гладят)
(растирают крылья носа)
(рука ладошкой вниз приставляется ко лбу)
(растирают пальцами мочки ушей)
(хлопают в ладоши)
- Ребята, давайте, исследуем, как микробы попадают в наши организмы и что с ними происходит? Приглашаю Вас заглянуть в уникуб и посмотреть, что он нам приготовил.
- Работу выполнять будете в подгруппах, каждая из которых выполняет своё исследование по экспериментальной карте. Итоги исследования фиксируйте в дневниках отчёта и затем поделитесь результатами с другими ребятами. Не забывайте про технику безопасности.
Практическая экспериментальная деятельность детей.
Цель: увидеть микробы с помощью микроскопа.
Ход эксперимента: Капельку талой снеговой воды, с помощью пипетки, поместить на стёклышко под микроскоп. Зарисовать в дневник отчета увиденное в микроскоп и сделать вывод.
- Чтобы увидеть наглядно, как растут и размножаются микробы, можно провести опыт с кусочком хлеба. Наблюдаем, как плесень может расти.
Цель: с помощью кусочка хлеба получить плесень.
Зарисовать в дневник отчета увиденное в микроскоп и сделать вывод.
Как же микробы попадают в наш организм? Один из самых лёгких способов попадания микробов в наш организм – наши грязные руки.
Цель: увидеть, как микробы передаются от человека к человеку.
Ход эксперимента: Чтобы представить на руках человека микробы, которые мы не можем увидеть, посыпаем руки мукой и пожать руку ребенку. После этого попросить детей посмотреть на свои ладошки и обнаружить на них микробы. Подвести к выводу, что таким образом и передаются невидимые глазу микробы. И передаются они не только от человека к человеку, но и при соприкосновении с загрязненными предметами.
- Ребята, как вы думаете, чего больше всего боятся микробы?
Цель: наглядно показать, как мыло справляется с микробами.
Ход эксперимента: Предложить детям вымыть руки с мылом и проверить, осталась ли мука на ладонях. Если остались, то меньше ли их стало?
Цель: наглядно увидеть распространение микробов.
- Но от вредных микробов можно защититься. Как? Для этого проведем опыт.
Цель: наглядно увидеть распространение микробов и как от них защититься.
3. Заключительная часть (рефлексия).
Воспитатель предлагает ребятам поделиться результатами эксперимента по плану:
Что я хотел узнать …
Какой я провёл опыт …
Что у меня получилось …
- Ребята, я надеюсь, что полученные знания вам пригодятся. И теперь я предлагаю вам вымыть руки и сделать вывод, что соблюдение правил гигиены защитит наше здоровье.
В свободное время уникуб предлагает ребятам выполнить дидактические игры, которые меняются в зависимости темы:
Уз нать, что такое микробы , как они распространяются и так ли уж они опасны для человека.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno_issled_rab_kto_takie_mikroby.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Кулундинского района Алтайского края
Выполнил: Белоконь Дмитрий
воспитанник старшей группы
Руководители: Зайковская Е.А.
2. Основная часть
2.1. Что такое микробы?
2. 2. Полезные и вредные микробы.
3. Исследовательская часть
Я решил узнать об этом поподробнее.
Цель исследования: узнать, что такое микробы , как они распространяются и так ли уж они опасны для человека.
Гипотеза: предположим, если я узнаю, кто такие микробы и как они передаются, то смогу сохранить своё здоровье.
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Провести экспериментальную работу.
3. Сделать соответствующие выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
- спросить у взрослых, кто такие микробы
- найти информацию о микробах в интернете, в энциклопедиях, в книгах.
Объект исследования: микробы.
Предмет исследования: как можно защититься от микробов.
1. Беседы со взрослыми.
2. Чтение книг, журналов, поиск материала по теме в интернете.
3. Проведение экспериментов.
Я решил узнать о микробах поподробнее.
Мы с мамой читали книги, энциклопедии, смотрели мультфильмы. С Еленой Анатольевной провели очень много экспериментов, исследований и вот , что мне стало известно о микробах.
Микробы- это крошечные живые существа, которые находятся повсюду. Их невозможно увидеть глазами, так как они очень маленькие. Увидеть их можно только через микроскоп.
Микробы бывают друзьями и врагами. От друзей микробов молоко превращается в кефир и йогурт. Такие микробы живут в желудке и кишечнике и помогают переваривать пищу.
А микробы-враги попадая внутрь организма, начинают очень быстро размножаться и вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу .
2. Практическая часть.
В детском саду Елена Анатольевна показала нам, что на наших руках очень много различных микробов. И если они попадут к нам в организм , то могут заразить нас опасными болезнями. (фото с УФ фонариком)
И эти микробы передаются от человека к человеку, оседают на предметы, игрушки.
У микробов есть интересное свойство. Они очень быстро размножаются. Это можно проследить в процессе следующего опыта.
Цель: проследить динамику размножения микроорганизмов.
Материалы: пластилин, доски для лепки.
Вывод: из одного микроба очень скоро получится много новых, таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Потому что там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. В зависимости от того, в каком органе поселились микробы, возникает та или иная болезнь. Например, если микроб поселился в горле, бывает ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – кариес.
Из беседы с мамой и с другими взрослыми я узнал, что микробы очень маленькие и их можно увидеть только с помощью микроскопа.
Цель: увидеть микробы с помощью микроскопа.
Материал: микроскоп, пипетка и талая вода (снег).
Ход эксперимента: Рассматривание капельки воды под микроскопом.
Я взял талую снеговую воду и с помощью пипетки поместил капельку воды на стёклышко под микроскоп. С помощью микроскопа я увидел, что у
микробов нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа. Это просто шарики или
палочки. Но они так же, как мы: едят, дышат, передвигаются.
Вывод: я увидел, что даже в маленькой капельке воды, живет много микробов, поэтому неочищенную воду пить нельзя.
Еще один опыт мы провели с мамой дома, где мы увидели, что микробы могут быть вредны для человека.
Цель: с помощью кусочка хлеба получить плесень.
Материалы: кусочек хлеба, полиэтиленовый пакет, тарелка.
Вывод: микроорганизмы очень быстро размножаются и вызывают порчу продуктов. Плесень очень страшна. Она заразила весь хлеб. Есть такой продукт нельзя – он испорчен.
Как же микробы попадают в наш организм?
Один из самых лёгких способов попадания микробов в наш организм – наши грязные руки.
Цель: увидеть, как микробы передаются от человека к человеку.
Вывод : микробы передаются очень легко. Необходимо тщательно мыть руки с мылом.
Я предлагаю посмотреть, как микробы спасаются бегством.
Цель: увидеть для чего нужно мыть руки с мылом
Материалы: тарелка с водой, черный молотый перец, жидкое мыло, салфетки
Ход экперимента: представим, что перец-это микробы. Посыпем перцем поверхность воды..
Теперь на палец левой руки мы капнем жидкое мыло.
Опускаем в воду. Что мы с вами видим? (Что микробы испугались мыла и расступились, а палец остался чистым.)
Вытираем руки салфеткой.
Если мы будем мыть руки простой водой, то микробы останутся, а если мы будем мыть руки с мылом, то они смоются и наши ручки останутся чистыми!
Вредные микробы попадают в организм здорового человека ,когда мы чихаем и кашляем.Человеку становится плохо, он заболевает. Чтобы этого не происходило, нужно прикрывать рот рукой или пользоваться носовым платком (фото опыта чих)
Цель: наглядно увидеть распространение микробов и как от них защититься.
Материалы: зеркало, маска.
Ход эксперимента: Но от вредных микробов можно защититься. Как?
Вывод: маска защищает от микробов. Поэтому сейчас, во время пандемии, все люди носят маски, чтобы защитить себя от опасного короновируса.
–ОЙ, Дим Димыч, это такой страшный микроб!
Дима .-Не беспокойтесь, друзья! Мы сможем защитить себя от него.
В процессе исследований выяснил, что микробы находятся везде. Они опасны, но человек научился с ними бороться. Нужно соблюдать правила личной гигиены, не есть немытые фрукты и овощи и мыть руки с мылом Самое главное – быть крепким, здоровым, закаленным, заниматься спортом. Тогда никакие микробы не страшны, даже если вокруг их будет очень много.
необходимо сделать сотрудникам детских садов. Поэтому наша главная задача – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения через всевозможные виды детской деятельности.
1. Сформировать знания ребёнка о свойствах микробов, какой вред и пользу они приносят для человека.
2. Доказать в процессе экспериментов опасность для здоровья - наличие микробов в организме человека.
3. Развивать наблюдательность, умение заключать выводы и умозаключения.
4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Задачи для ребёнка:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Провести экспериментальную работу.
3. Сделать соответствующие выводы.
4. Познакомить детей группы с проделанными опытами.
Согласно целям и задачам нами была выдвинута гипотеза: используя метод исследования и специальную литературу, ребёнок – дошкольник, может научиться бережно относиться к своему здоровью, так как нас окружает множество различных микроорганизмов.
Когда я спросил об этом у Светланы Николаевны,она предложила провести исследование.
Для того чтобы расти микробам нужно питание. Есть они могут все: хлеб, фрукты, овощи, землю, опавшие с деревьев листья и т. п.
Цель: проследить динамику размножения микроорганизмов.
Материалы: пластилин, доски для лепки.
Вывод: из одного микроба очень скоро получится много новых, таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Потому что там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество
быстро увеличивается. В зависимости от того, в каком органе поселились микробы, возникает та или иная болезнь. Например, если микроб поселился в горле, бывает ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – кариес.
Цель: учить ребенка пользоваться микроскопом.
Материал: микроскоп, пипетка и вода из водоема.
Ход эксперимента: Рассматривание капельки воды под микроскопом.
Вывод: даже в маленькой капельке воды, живет много микробов, поэтому воду из водоема пить нельзя.
Можно микробы увидеть и без микроскопа. Для этого мы провели опыт с хлебом.
Цель: с помощью кусочка хлеба получить плесень.
Материалы: два кусочка хлеба, полиэтиленовый пакет, тарелка.
Ход эксперимента: кусок хлеба поместили в полиэтиленовый пакет. Через пять дней он покрылся плесенью. Плесень – это один из видов микробов. Есть такой продукт нельзя – он испорчен.
Вывод. Микроорганизмы вызывают порчу продуктов. Плесень очень страшна. Она заразила весь хлеб.
Цель: увидеть, как микробы передаются от человека к человеку.
Материалы: мука, мыло.
Вывод: для профилактики различных заболеванийнеобходимо соблюдать чистоту рук, тщательно мыть руки мылом.
Цель: наглядно увидеть распространение микробов.
Материалы: пульверизатор, вода.
Стоит микробам попасть в организм человека, они начинают размножаться внутри. Человеку становится плохо, он заболевает. Микробы от больного человека через кашель или чихание могут попасть к здоровому. Но от вредных микробов можно защититься.
Мы провели опыт
Цель: наглядно увидеть распространение микробов и как от них защититься.
Материалы: зеркало, ватно – марлевая повязка.
Вывод: повязка защищает от микробов. В помещении, где находятся люди, скапливается много микробов, поэтому нужно проветривать помещение, как можно больше времени проводить на свежем воздухе.
Заключение:
В процессе исследований выяснили, что микробы опасны, но человек научился с ними бороться. Самое главное – быть крепким, здоровым, закаленным, приучать себя к жаре и к холоду, заниматься спортом. Тогда никакие микробы не страшны, даже если вокруг их будет очень много. Организм всегда справится с ними, если его научить, как это делать.
Я поделился своими знаниями о микробах с ребятами из группы.
Список литературы
В конспекте представлены опыты, которые можно провести с детьми формируя у ни знания о правилах личной гигиены и навыков заботы о собственном здоровье.
Цель: Формирование основ здорового образа жизни, знаний о правилах гигиены.
Задачи:
- Создавать условия для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности.
- Формировать знания о том, что все многие заболевание носят инфекционный характер и передаются воздушно-капельным и бытовым путем.
- Способствовать формированию представления о том, окружающий мир населен микроорганизмами – микробами.
- Ввести в активный словарь слова: гигиена, микроорганизмы, чистота, гигиенические процедуры, размножение, микроскоп, микробиология, зоология
- Воспитывать у детей дошкольного возраста потребность пользоваться правилами личной гигиены.
- Создать условия для перевода полученных данных о том, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, в личностно необходимые привычки
Предварительная работа:
Содержание:
Сюрпризный момент: Незнайка
Ход мероприятия
Организационный момент
Сюрпризный момент
Воспитатель: Незнайка, ты не прав. Кто такие микробы?
Пусть нам расскажут об этом дети
Стихи о микробах
Незнайка: Какой такой микроб? Ничего не знаю. Как так заболеть? Не хочу
Избыточная информация: Мельчайшие микроорганизмы, которых на нашей планете миллиарды миллиардов. Даже в нашей комнате, на ваших руках и одежде. Они живу кругом. На одном отрезке кожи размером один квадратный сантиметр их миллион. А каких микробов вы знаете (вредных и полезных). Не будь он таким шустрым и маленьким, мы бы обязательно увидели микроба. Микробов изучают разные науки микробиология, зоология. И как они выглядят, я предлагаю вам посмотреть.
Вредные микробы находятся везде, больше всего их во влажной среде. А где у нас влажная среда? (во рту). И поэтому когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы разлетаются. Хотите проверить?
1 Опыт
Оборудование: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки индивидуально, пульверизатор с теплой водой.
Ход: Рассматриваем зеркало. Какое оно?
Далее один ребенок на зеркало дышит, один кашляет, один чихает, близко приставив зеркало ко рту.
Проверьте чистое ли ваше зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А мы с вами знаем, что в капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг).
Вывод: Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались (варианты детей: прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой)
2 Опыт
Оборудование: Чаша мелконарезанной новогодней мишурой.
Ход: Вы сказали воспользоваться ладошкой.
Я предлагаю опустить руки в чашу, (один или два ребенка) перемешайте мишуру. Классно. Покажите свои руки детям. А теперь пожмите руку соседу? А сосед следующему (и так далее). Посмотрите, теперь у каждого руки в мишуре. Красивые, такие блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда вы кашляли и закрывали рот рукой.
Вывод: Мишура с ваших рук как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас заденем предметы в группе, наши микробы перейдут и на них. И человек, который не болел, но набрал этих микробов, становится зараженный ими.
Так как же нам, все таки, спастись от микробов? Правильно, надо закрывать рот платочком и платочек как можно чаще стирать. Проверим, сбегут ли наши микробы через платочек? (проводится повторно первый опыт с зеркалами и платком)
3 Опыт
Микробы у нас разные и Саши свои, у Оксаны свои. Но они постоянно перемешиваются. И если организм со своими микробами справляется, то когда они переходят к другим, очень сильно могут нам навредить. Как перемешиваются, спросите вы. А давайте проверим.
Оборудование: прозрачные стаканчики, наполненные наполовину разноцветной водой синего, желтого, зеленого, красного цвета.
Ход: Каждый ребенок держит свой стаканчик. По очереди один ребенок переливает в стакан к соседу свою воду, второй потом отдает ее обратно. В результате этих действий вода становится грязного цвета.
Вывод: Таким образом, ваши микробы, перемешиваясь, дают печальный результат. Очень много чужих микробов постоянно попадает к вам. И из красивых и хороших, превращаются во вредных и опасных.
4 Опыт
Хотите проверить, ребята, что на ваших руках имеются микробы.
Оборудование: стаканчики с водой, в которую добавлен сок лимона, лист белой бумаги, утюг.
Ход: Проводим опасный эксперимент. Сейчас мы с вами увидим микробов, будем их ловить. Кто не боится. Что у меня в руках? (белая бумага) На ней есть какие-нибудь следы? Нет. 2 ребенка опускают руки в стаканчик с водой, встряхивают, а потом прижимают к листу бумаги. Видите ли вы теперь микробов. Нет. А теперь в дело вступаю я, самый ловкий искатель микробов, знаменитый профессор Знайкин. Я включила утюг, он уже очень сильно нагрелся. Нужно ли вам его трогать (Нет) Почему? А что может случится, если я не выключу утюг. Я обязательно выключу его после нашего опасного эксперимента. А пока я начинаю гладить наши чистые, белые листочки, чтобы поймать микробов.
Вывод: Под воздействием горячего утюга, следы кислого лимона проступают на листе бумаги коричневым цветом. Вот они наши микробы. Посмотрите, они сидели по всей ладошке. Но мы поймали их.
5 Опыт
И как же от них спастись?
Оборудование: Чаша с подкрашенной черным мукой, таз с водой, мыло, у детей лупы.
Ход: Кто самый смелый? Опускай руки в чашу. Фу, какие грязные руки. Отряхивай, отряхивай. Все встряхнул? Ну-ка проверим, ребята. Может еще потрясешь или, все таки, попытаешься смыть. Пополощи руки слегка. Теперь они у тебя чистые? Нет. Сильнее полощи. А может, помоешь тщательно с мылом. После каждого действия дети рассматривают мучные руки через лупу. До тех пора руки не будут чистые.
Вывод: Руки теперь чистые. Ребята, а вода в тазу стала какая? Но зато, руки теперь действительно чистые и никакие болезни из-за грязных рук нам не страшны. Надо обязательно мыть руки с мылом.
Оборудование: магнитофон, запись с мелодиями двух видов: тревожная грозная, легкая и приятная.
Ход: Под одну мелодию дети изображают страшных микробов, под легкую – приветливых и дружелюбных.
6 Опыт (опыт – хитрость, небольшой обман)
Я знаю, что микробы есть везде. На одежде, игрушках в воде. Кстати о воде. Наши некоторые девчонки и мальчишки очень любят кушать снег. Посмотрите, я принесла для вас с улицы снег и поставила его оттаивать. Какая вода теперь в моем стакане? (грязная) А как вы думаете, есть ли в ней микробы? Проверим?
Оборудование: стакан с крахмальной водой (мутной и отстоянной, чтобы не было видно крахмала), стакан, кипяченая вода, йод.
Ход: Для чистоты эксперимента надо налить в этот стакан кипяченой воды. Ребенок наливает воду в стакан из чайника с кипяченой водой. А что это такое у меня? (йод). Надо его бояться. А для чего он нужен. Правильно. Все вредные микробы очень боятся йода, они от него погибают. Какого цвета йог? Если я его налью в чистую воду. Какого цвета будет вода? Проверяем. Это чистая кипяченая вода, она без микробов. А эта уличная. Будут ли отличаться наши стаканчики с водой. Мы наливаем йод.
Вывод: в стакане с чистой водой вода становится под цвет йода. В другом стакане (крахмальная вода) вода становится синей. Дети видят разницу. В этом опыте хитрость главное не показатель химической реакции йодо-крахмальное соединение. Главное, что йод нужен для обеззараживания, полезен и грязную воду, снег есть нельзя. Попались наши микробы голубчики. Больше никогда вредить нам не будете. Мы будем пользоваться йодом. И снег на улице, и некипяченую воду из под крана пить не будем. Правда?
7 Опыт
Оборудование: кефир, сыр, сметана как продукт жизнедеятельности молочных микроорганизмов, дрожжевая закваска, сдобные булочки, хлебные кусочки на тарелочке, завернутые в пищевую пленку, прокисшее молоко.
Вывод: Плесневые микробы ни трогать, ни пробовать нельзя. Они вредны, и могут принести вред. Хотя есть такое лекарство, оно называется пенициллин, его получают как раз из плесневых микробов. Оно помогает от очень многих инфекционных заболеваний. Но мы с вами знаем, что без разрешения лекарство трогать нельзя, в неправильных дозах лекарство превращается в яд и человек может погибнуть.
- Ребята, посмотрите, белок в молоке от встречи с полезными микробами свернулся. Но тем не мене, он все еще полезен. Он нужен нашему организму для роста.
- Как поднялось наше тесто. Это выросли микробы. Сначала их было мало. Но теплая, сырая среда, сахар, мука и вода, помогают им расти точно так же как нам с вами все полезные продукты. Мы употребляя полезные продукты становимся сильнее, выше, здоровее, так же и микробы. В хорошей для них среде быстро растут.
8 Опыт
Оборудование: 2 яйца, 2 зуба из пенопласта, высокая чаша, уксус, зубная щетка, зубная паста с кальцием.
О том, что молочные продукты любые очень полезны, говорит мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель, продавец в магазине, диктор по телевидению, врач в больнице. Чем же полезно молоко? В нем тоже есть полезные элементы. Они называются кальций. Он служит для укрепления наших зубов и мы сейчас снова поставим длительный эксперимент. Перед вами два яйца. Потрогайте, какое яйцо. Что вы про него можете сказать. В скорлупке яйца очень много кальция. Поэтому оно твердое. Но кислота, которая находится в нашем организме, может разрушить кальций, и зубы и кости будут болеть и ломаться. Давайте посмотрим, что же будет, если мы на зуб капнем кислотой. Сейчас мне поможет тот, кто дома не чистит зубы два раза в день. (На пенопластовые зубы капнуть уксусную кислоту. Зубы растворяться). Сейчас мне будут помогать те, кто чистит дома зубы Он намажет одно яйцо зубной пастой, а второе оставим как есть. Теперь положим наши яйца в чашу с кислотой, которую мама использует дома, когда варит борщ, маринует помидоры, огурцы. Можно трогать ее без разрешения взрослых. Почему? Кладем. Пока наши яйца думают как же им вести себя в уксусе, я предлагаю вам теперь очень полезный полдник, который подарили нам наши друзья, полезные микробы: кефир и булочка. Опыт требует длительного времени. Поэтому лучше одно яйцо подготовить заранее, продержав его дня два в уксусе. Или, как отсроченный результат, проверить его на следующий день.
Вывод: То яйцо, которое не было обработано зубной пастой, стало мягкое. А яйцо, которое было намазано пастой осталось твердое. Для того чтобы наши зубы были крепкие. Что мы с вами должны делать? Чистить.
Вот и подошло к концу наше познавательное экспериментирование. Не забудь о гигиене!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Исследовательский проект
кратковременный – срок 1 неделя
старший дошкольный возраст
Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Актуальность : В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Поэтому наша главная задача – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения через всевозможные виды детской деятельности.
1. Сформировать знания ребёнка о свойствах микробов, какой вред и пользу они приносят для человека.
2. Доказать в процессе экспериментов опасность для здоровья - наличие микробов в организме человека.
3. Развивать наблюдательность, умение заключать выводы и умозаключения.
4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Задачи для детей:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Провести экспериментальную работу.
3. Сделать соответствующие выводы.
4. Познакомить детей группы с проделанными опытами.
Участники: дети старшего дошкольного возраста
Согласно целям и задачам мною была выдвинута гипотеза: используя метод исследования и специальную литературу, ребёнок – дошкольник, может научиться, бережно относиться к своему здоровью, так как нас окружает множество различных микроорганизмов.
Из детской энциклопедии мы узнали, что микробы – это микроорганизмы, которые нельзя увидеть, потому что они очень, очень маленькие меньше самых маленьких насекомых. Мы рассмотрели картинки с изображением разных микробов. У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутики вращаются, как пропеллер самолета, и микроб движется. Но у большинства микробов таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают – как мячик, который мы бьем ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер). На Земле их бессчетное количество. В течение дня мы беремся руками за множество предметов, поселяя микробы, находящиеся на них, на свои руки. Например, были микробы на яблоке. Они прилипли к рукам, и человек своими руками перенес их в рот. Или еще один пример: были микробы в земле, ребенок играл на улице и микробы прилипли к пальцам. Потом он пошел домой и начал
есть грязными руками. Микробы с пальцев прилипли к хлебу, яйцу, груше и вместе с ними попали в желудок. Вот так они и передвигаются.
Для того чтобы расти микробам нужно питание, есть они могут все: хлеб, фрукты, овощи, землю, опавшие с деревьев листья и т. п.
Цель: проследить динамику размножения микроорганизмов.
Материалы: пластилин, доски для лепки.
Вывод: из одного микроба очень скоро получится много новых, таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Потому что там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. В зависимости от того, в каком органе поселились микробы, возникает та или иная болезнь.
Например, если микроб поселился в горле, бывает ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – кариес.
Цель: учить ребенка пользоваться микроскопом.
Материал: микроскоп, пипетка и вода из водоема.
Ход эксперимента: Рассматривание капельки воды под микроскопом.
Вывод: даже в маленькой капельке воды, живет много микробов, поэтому воду из водоема пить нельзя.
Можно микробы увидеть и без микроскопа. Для этого мы провели опыт с хлебом.
Цель: с помощью кусочка хлеба получить плесень.
Материалы: два кусочка хлеба, полиэтиленовый пакет, тарелка.
Ход эксперимента: кусок хлеба поместили в полиэтиленовый пакет. Через пять дней он покрылся плесенью. Плесень – это один из видов микробов. Есть такой продукт нельзя – он испорчен.
Вывод. Микроорганизмы вызывают порчу продуктов. Плесень очень страшна. Она заразила весь хлеб.
Цель: увидеть, как микробы передаются от человека к человеку.
Материалы: мука, мыло.
Вывод: для профилактики различных заболеваний необходимо соблюдать чистоту рук, тщательно мыть руки мылом.
Опыт №5
Цель: наглядно увидеть распространение микробов.
Материалы: пульверизатор, вода.
Стоит микробам попасть в организм человека, они начинают размножаться внутри. Человеку становится плохо, он заболевает. Микробы от больного человека, через кашель или чихание, могут попасть к здоровому. Но от вредных микробов можно защититься.
Мы провели опыт
Цель: наглядно увидеть распространение микробов и как от них защититься.
Материалы: зеркало, ватно – марлевая повязка.
Вывод: повязка защищает от микробов. В помещении, где находятся люди, скапливается много микробов, поэтому нужно проветривать помещение, как можно больше времени проводить на свежем воздухе.
В процессе исследований выяснили, что микробы опасны, но человек научился с ними бороться. Самое главное – быть крепким, здоровым, закаленным, приучать себя к жаре и к холоду, заниматься спортом. Тогда никакие микробы не страшны, даже если вокруг их будет очень много. Организм всегда справится с ними, если его научить, как это делать.
Я поделилась своими знаниями о микробах с ребятами из моей старшей группы.
Список литературы
Читайте также: