Опыты с лимоном в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Тема: "Лимон-волшебник"
Цель: способствовать расширению представлений детей о растении - лимон и его свойствах.
Задачи:
1. Обучающие: способствовать развитию знаний детей о лимоне и его свойствах. Способствовать формированию умения рассуждать, делать выводы.
2. Развивающие: способствовать развитию познавательной активности детей в процессе формирования представлений о предметах и явлениях и их свойствах в исследовательской экспериментальной деятельности.
3. Воспитательные: содействовать воспитанию дружеских отношений у детей в процессе совместной деятельности.
Предварительная работа: разучивание стихов о лимоне, знакомство с понятием "лаборатория", "грамм" в сюжетно-ролевой игре "Магазин", игра "Чудесный мешочек".
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, халаты на каждого ребенка, лимоны (очищенный, порезанный на дольки, в кожуре, лимонный сок, влажные салфетки, мешочек, емкость с водой, весы, одноразовые стаканчики, чай, ложечки, чашки.

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и представимся.
"Мы веселые ребята!
Мы ребята- дошколята!
Скоро в школу мы пойдем,
Будем знать мы обо всем!"
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесет нам новые знания и радость общения. Но у нас сегодня не простое занятие, сегодня мы отправимся в лабораторию.
- Давайте вспомним, что такое лаборатория? (ответы детей)
- Правильно, это место, где узнают что-то новое, интересное и делают опыты с различными предметами.
А как называют людей, которые работают в лаборатории (ученые)
- Вы помните, как должны быть одеты сотрудники лаборатории?
(всегда одевают халаты)
Почему? Как вы думаете. (Потому что в лаборатории должна соблюдаться чистота и чтобы не пачкать свою одежду)
- Сегодня мы с вами тоже будем учеными и отправимся в лабораторию,
где будем проводить опыты, а вот с каким предметом вы сейчас узнаете.
Поможет нам в этом чудесный мешочек.
- Сначала определим на ощупь что это за предмет. Вам нужно опустить руку в "Чудесный мешочек" и определить, что это за предмет (по очереди обследуют предмет). Как вы думаете что это? Какой он? (он шершавый, твердый, овальный)
Но чтобы вам точно определить что там, я предлагаю вам понюхать как пахнет этот предмет, и определить, есть запах у этого предмета или нет.
- Возьмите все по стаканчику и понюхайте. Есть запах или нет?
Молодцы, правильно это лимон. А кто знает, имеет ли лимон вкус? Какой он?
(он кислый)
- Итак, ребята, сегодня мы будем работать с лимоном. Узнаем, какие свойства имеет лимон.
- Давайте повторим, какой лимон по форме?, А какого он цвета?
- Что вы можете сказать про лимон? (Он желтого цвета, овальной формы, кислый, имеет запах).

- Молодцы, вот как много свойств имеет лимон
- Сегодня мы узнаем еще некоторые свойства этого фрукта.
- Ребята, а вы знаете, где растет лимон (ответы детей).
(Слайд 3)
- Лимон – это фрукт, который растет на лимонном дереве.
- Это дерево растет на юге нашей страны. Как вы думаете, почему (ответы детей)
- Правильно, потому что оно боится морозов. Оно растет только там, где тепло.
- А вы знаете, какие родственные фрукты есть у лимона (ответы детей?
(Слайд 4)
- Посмотрите на экран. Лимон относится к цитрусовым растениям.
А сейчас мы с вами превратимся в ученых для этого мы наденем белые халаты и шапочки.
Пойдемте к столу. Я предлагаю вам провести опыт.
Опыт №1.
Для этого нам понадобятся: весы, емкости с водой и парочка лимонов (1-очищенный, 1 – в кожуре).
- Возьмите в руки очищенный и неочищенный лимон, попробуйте определить какой лимон тяжелее (по очереди определяют какой лимон тяжелее и высказывают свое мнение)
Посмотрите что у нас на столе? Для чего нужны весы?
- Весы нужны для того, чтобы измерить вес лимона.
- Положим лимоны на весы и отметим какой лимон тяжелее.
- А теперь положим очищенный лимон в емкость с водой.
- Что произошло? (лимон утонул)
- Что же будет, если в воду положить неочищенный лимон? (Мнения детей)
- Проверим.
- Что произошло?
- В чем же секрет? (секрет в кожуре)
- Рассмотрим лимон внимательнее с помощью лупы. Что вы видите? (в кожуре ямочки)
- Правильно, кожура лимона заполнена воздухом. Именно воздух держит лимон на плаву.
- Ребята, я вам предлагаю немного отдохнуть.
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
- Ребята, когда мы с вами занимаемся рисованием, то иногда вы можете испачкать свою одежду краской или фломастерами. Что же делать? Сейчас я вам покажу как можно легко с помощью лимона удалить пятно с одежды.
ОПЫТ №2
Цель: Узнать, как лимонный сок ведет себя при контакте с красителями.
Нам понадобилось: салфетки, акварельные краски и кисть, свежевыжатый лимонный сок.
На салфетку накапали акварельной краской, затем сверху на эти пятна налили лимонный сок, пятно стало светлеть и почти исчезло.
ВЫВОД: Сок лимона может служить безопасным пятновыводителем.
Вот мы с вами научились, как можно удалить пятно с одежды, а вечером вы расскажите об этом своим мамам.
- Ребята скажите , а вы любите лимонад? Хотите узнать, как он готовится?
ОПЫТ №4
Цель: Узнать, что произойдет, если соединить соду, лимонный сок и воду.
Нам понадобилось: Стакан воды, пищевая сода, лимонный сок (выжитый).
В стакан с водой добавили немного лимонного сока, после этого всыпали туда пищевой соды. При соединении этих ингредиентов произошла "шипучая реакция". Но вы знаете,что лимонад готовится на специальных заводах, где используют специальное оборудование.
ВЫВОД: При взаимодействии соды и лимонного сока, создается реакция, с помощью которой при добавлении воды можно готовить лимонад.
- Еще одно свойство лимона – это незаменимый продукт на кухне.
- А какие блюда можно приготовить с лимоном?
Слайд (салаты, чай, торт, варенье, лимонад). Его используют при приготовлении множества блюд или просто кладут в чай.
- Ребята, мы с вами сегодня хорошо поработали, узнали новые свойства лимона провели опыты, а сейчас я вас приглашаю на чаепитие, но сначала мы снимем халаты.
-А как вы, думаете, в горячий чай или теплый нужно класть лимон? Почему?
- Лимон нужно класть в теплый чай, для того, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре (если чай горячий) все полезные вещества разрушаются.
- А что происходит, когда лимон добавляют в чай? (чай осветляется)
- А это мы сейчас проверим. Для начала нам нужно протереть руки влажными салфетками (раздаю влажные салфетки, разливаю чай готовый из чайника, на тарелочке порезанные дольки лимона.
-Возьмите каждый по чашкеи положите туда дольку лимона. Что произошло? (чай начал светлеть). Пробуйте чай.
-Правильно, это происходит из-за лимонной кислоты, которая, попадая в чай, делает чай кислым, в результате чего чай и становится светлым.
ВЫВОД: В чае содержатся красители, которые окрашивают горячую воду, а лимонная кислота ее осветляет.
- Итак, что нового мы узнали про лимон?
- Что можно сказать про вкус и запах? (кислый, с запахом)
- Что можно сказать о форме и цвете лимона? (овальный, желтый)

Приготовлены две емкости и два лимона (один в кожуре, второй очищен).

Исследование: опустили лимон в кожуре в воду. Но он не утонул, хотя дети пытались его опустить на дно. Зато лимон без кожуры сразу упал на дно. Рассмотрев лимон в кожуре увидели, что в ней много дырочек. В этих дырочках есть воздух, который держит лимон на воде. У очищенного лимона таких дырочек нет, поэтому он сразу тонет.

Вывод: выяснили, что в лимонной кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают лимон на поверхность воды. Без кожуры лимон тонет, потому что он тяжелее воды, которую вытесняет.

Исследование: для приготовления сока следует использовать плоды спелые, здоровые без признаков порчи. Очистили лимон от кожуры и разделили на дольки. Завернули дольки в марлю и стали отжимать сок ручным прессом.

Вывод: чтобы получить натуральный сок, нужно лимон очистить и воспользоваться ручным прессом или соковыжималкой.

Исследование: делим яблоко на 2 части. Выдавливаем сок лимона на 1 часть яблока, оставляем на время, вторая половинка остается без сока лимона. Наблюдаем за изменениями. Половинка, не обработанная соком лимона, стала коричневой. Обработанная половинка останется такой же свежей.

Вывод: под воздействием воздуха повреждённые клетки яблока приобретают коричневый цвет. Витамин С, содержащийся в лимоне, замедляет этот процесс.

Материалы и оборудование: 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.

Ход проведения: наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой. Что происходит? Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Вывод: при взаимодействии соды и кислоты лимона, образуется газ, который может надуть шар.

Материалы и оборудование: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.

Вывод: лимонный сок при нагревании приобретает желтый оттенок на бумаге.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

Цель: с пособствовать развитию у детей познавательных представлений через опытно-экспериментальную деятельность.

- пополнить знания детей о лимоне;

- побуждать детей к практическому применению знаний о лимоне в

- упражнять в словарном описании характерных признаков лимона,

расширять словарный запас.

р азвивающие:

- формировать умения получать сведения о свойствах лимона

- развивать навыки восприятия, словесно-логической памяти, мышления,

- развивать в процессе экспериментирования познавательную

- развивать умение делать правильные выводы, суждения.

воспитательные:

- воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;

- воспитывать любовь к природе, эмоциональную отзывчивость.

оздоровительные:

повышать работоспособность детей путем проведения пальчиковой

учить детей сохранять правильную осанку.

интерактивная доска; компьютер; музыкальная колонка; мольберт;

для каждого ребенка: колокольчики; лимоны; ёмкости с водой; пипетки с йодом; разовые тарелки; ватные диски; карточки с изображением модели лимонного дерева; косточки лимона; цветочные горшки с почвой; деревянные палочки с метками; памятки на шпажках; наклейки-лимоны.

Ход занятия:

Приветствие.

Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом напротив интерактивной доски. Колокольчики стоят под стульчиками.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я хочу познакомиться с вами поближе.

Пусть колокольчик зазвонит у того, кто любит рисовать. Здорово! Сколько будущих художников!

Сейчас колокольчик зазвонит у того, кто любит петь! Замечательно!

Колокольчик зазвонит у того, кто занимается в спортивной секции. Будущие рекордсмены!

А сейчас зазвонит мой колокольчик. Я хочу рассказать о своем увлечении. Я люблю выращивать комнатные растения, люблю ухаживать за ними и любоваться их красотой.

А вот и первое задание.

Как вы думаете, что в ней что-то лежит? ( Ответы детей)

Попробуйте отгадать, просунув руку вовнутрь. Что там? ( Ответы детей)

Отгадайте загадку, и тогда вы точно узнаете, что лежит в коробке. Итак:

Этот фрукт, ну очень кислый,

Глаз прищурив, зубки стиснув,

Проглотить хотим скорее,

Но, зато с ним чай вкуснее.

Ну а если заболели,

То проверим мы на деле,

Слопав дольку непременно,

Мы поправимся мгновенно.

Витаминка в нем живет,

Буквой "Ц" себя зовет.

Что это? Конечно, это же лимон!

Лимон сладкий – кислый;

лимон квадратный – овальный;

лимон мягкий – упругий;

лимон красный – желтый;

лимон несъедобный – съедобный;

лимон вредный – полезный;

лимон раздавленный – целый;

лимон недозрелый – спелый;

лимон тусклый – блестящий;

лимон горячий – холодный;

лимон шероховатый – гладкий.

Но для начала вспомним правила поведения в лаборатории. Вот они на экране, назовите их.

СЛАЙД 1 . На экране слайд с Правилами поведения в лаборатории.

Не трогать без разрешения.

Не пробовать на вкус.

Работать только на своем месте.

На стульчиках лежат нарукавники и кепочки.

Воспитатель: Работать в лаборатории нужно в специальной одежде, поэтому мы с вами надеваем нарукавники и шапочки.

Надевают спецодежду и проходят к столам.

Воспитатель: Пройдите к столам. Ребята, что лежит перед вами?

На разовой тарелке лежит ватный диск, рядом пипетка с йодом,

на блюдце кусочек лимона.

Капните йод на ватный диск. Затем возьмите кусочек лимона, и выжмите несколько капель лимонного сока на йодное пятно. Что происходит? (Ответы детей)

Воспитатель: Это свойство нам знакомо из повседневной жизни. Добавив дольку лимона в крепкозаваренный чёрный чай, мы можем наблюдать, что чай посветлел. Чем лимон кислее, тем лучше он проявляет свои свойства. Какой вывод можно сделать?

Дети: Лимонная кислота обесцвечивает некоторые вещества.

Воспитатель: Вытрите руки влажными салфетками. Переходим к следующему столу.

Воспитатель: Продолжаем раскрывать секреты лимона.

На тарелке два лимона: один - без кожуры, другой – с кожурой.

Дети: Лимон утонул, упал на дно.

Воспитатель: Теперь опустим в чашу лимон с кожурой. Что мы наблюдаем? Что случилось с лимоном в кожуре?

Дети: Лимон в кожуре всплыл, оказался на поверхности воды, плавает.

Воспитатель: Как вы думаете, почему всплыл лимон с кожурой?

Воспитатель: А мне лимон в кожуре напомнил одно спасательное средство на воде. Не догадываетесь какое? Посмотрите на экран.

СЛАЙД 2. На экране слайд, на котором спасательный круг.

Кожуру лимона можно сравнить со спасательным кругом. А что находится внутри спасательного круга и помогает оставаться ему на поверхности воды?

Дети : Воздух.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В кожуре лимона есть воздух. Он всегда легче воды, поэтому держит лимон на поверхности .

Воспитатель: Молодцы! А теперь поиграем с пальчиками.

Жёлтый-жёлтый наш лимон ,

Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.

Кислым соком брызжет он .

Пальцы резко разводим в стороны.

В чай его положим

Вместе с жёлтой кожей.

Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –

Воспитатель: Ребята, вспомните, когда мы знакомились с вами, я сказала, что люблю выращивать комнатные растения? Моя гордость - одно деревце, которое я просто не смогла принести к вам, так как оно уже большое. Но вы сможете назвать его, сложив картинку из карточек.

На столах разрезанные карточки с изображением модели лимонного дерева.

Назовите получившееся растение. Правильно! Сравните, вот на экране фотография моего лимонного дерева. Похоже?

СЛАЙД 3 . На экране интерактивной доски фотография лимонного дерева.

А какие части лимонного дерева вы можете назвать. Кто знает, тот руку поднимает.

Дети: корень, ствол, ветви, листья, плод.

Воспитатель: Молодцы! У вас получилась модель лимонного дерева! А как называется плод лимонного дерева? (Ответы детей).

Изучение косточек лимона.

Воспитатель: Ребята, следующее задание, узнать, что находится внутри лимона. Для этого я разрезала его. Что мы видим?

Дети : Мякоть и косточки.

Воспитатель: Посмотрите на экран.

СЛАЙД 4. На экране изображение лимона в разрезе.

Воспитатель: А что находится внутри косточки?

Дети: Семечко.

Воспитатель: Как можно вырастить лимонное дерево? Из чего? Я предлагаю вам посадить из косточек лимонные деревца. Пройдемте к столу.

Посадка лимонного дерева.

На столе цветочные горшки с почвой, косточки лимона, лейки, памятки ухаживания за растениями на шпажках для каждого ребенка.

Воспитатель: Что стоит перед вами? А теперь приступим к посадке. Возьмите палочки. Красная отметка покажет вам, какую глубину ямки нужно сделать. С тарелочки берем лимонную косточку, опускаем в ямку, и с помощью палочки, засыпаем землей и поливаем.

Воспитатель: А что необходимо растению, чтобы оно росло крепким и здоровым? Кто знает, тот руку подымает. Называйте!

Дети: Тепло, свет, вода, солнце, почва.

Воспитатель: Ухаживать за лимонным деревом совсем несложно. Для этого я приготовила картинки-памятки. Расскажите, как же нужно ухаживать за вашими посадками?

СЛАЙД 5 . На экране памятка ухода за лимоном.

Воспитатель : Здорово! Теперь готовые памятки можно воткнуть в горшочки, и они будут напоминать, как правильно ухаживать за лимонными деревцами.

Воспитатель : А теперь я предлагаю поставить горшочки на поднос. Вечером вы заберете их домой, будете ухаживать за растением. И у вас вырастут лимонные деревца. Мы закончили работу в лаборатории. Можно снять защитную одежду и сложить в контейнер.

Воспитатель : Ой, ребята, мне от вас требуется небольшая помощь. Посмотрите, мое дерево осталось без лимончиков. Тот, кто сегодня узнал много нового, прикрепит большой лимон на дерево. А кто сделал небольшое открытие, прикрепит небольшой лимон.

Дети прикрепляют лимоны-наклейки.

Воспитатель: Молодцы! Очень красиво!

опыты с лимоном

Оказывается лимон, к которому мы привыкли с детства является кладезью химических веществ, среди которых нас интересуют лимонен и лимонная кислота. С их помощью мы и проведем опыты с лимоном.

Как с помощью лимона надуть воздушный шарик

Для того чтобы надуть воздушный шарик с помощью лимона нам понадобится следующее:

  • уксус — 3 столовых ложки, — 1 чайная ложка,
  • лимонный сок,
  • воронка,
  • стеклянная бутылка,
  • стеклянный стакан,
  • изолента,
  • воздушный шарик.

Растворяем в стакане воды соду и переливаем в бутылку. Смешиваем лимонный сок и уксус и добавляем в бутылку. Затем быстро натягиваем на горлышко воздушный шарик и обматываем изолентой для плотности.

Реакция лимонного сока, уксуса и соды происходит с образованием достаточного объема углекислого газа достаточного для того чтобы надуть шарик.

Кстати, можно не только надуть, но и лопнуть воздушный шарик с помощью лимона.

как надуть шарик с помощью лимона

Как с помощью лимона запустить ракету

Основными действующими веществами в этом химическом опыте являются лимонная кислота и сода. Также нам понадобятся:

  • стеклянная бутылка,
  • винная пробка,
  • цветная и туалетная бумага.

Принцип опыта тот же что и у предыдущего. Ракету выталкивает углекислый газ, выделившийся в результате реакции лимонной кислоты и соды.

опыты с лимоном

Вулкан из лимона

Для создания вулкана из лимона нам понадобятся:

  • лимон,
  • сода,
  • пластиковый поддон или широкая плоская тарелка.

вулкан из лимона

Невидимые чернила из лимона

До этого мы проводили похожие опыты с лимоном, сейчас же мы сделаем настоящие невидимые чернила! Для этого возьмем половину лимона, ватную палочку и чашку с водой. Смешаем в чашке лимонный сок и воду в пропорции 1:1. Обмакнем ватную палочку в полученный раствор и напишем на бумаге какое-то секретное послание. После того как жидкость высохнет, следов надписи будет совсем не видно. Теперь чтобы прочитать невидимый текст достаточно будет немного нагреть бумагу, например, подержав над лампой накаливания. На бумаге отчетливо проявятся написанные слова!

невидимые чернила из лимона

Батарейка из лимона

Лимон способен вырабатывать химический ток! Сейчас мы проведем еще один очень познавательный эксперимент. Для него нам понадобятся:

  • лимон,
  • стальной гвоздик или скрепка,
  • медная монетка или кусок медной проволоки,
  • два проводка,
  • светодиод.

Предварительно зачистив контакты, вставляем их в лимон на расстоянии не менее трёх сантиметров друг от друга. Медный контакт будет плюсом, стальной — минусом. Чем длиннее будут контакты, тем выше будет вырабатываемое напряжение. Теперь соединяем проводками контакты в лимоне с ножками светодиода. Тут важно соблюдать полярность, т.к. светодиод проводит ток только в одну сторону. Обычно ножки делают разной длины: короткая минус, длинная плюс. Т.е. провод от стального контакта соединяем с короткой ножкой, от медного — с длинной. Если вдруг светодиод не загорелся, поменяйте проводки местами.

батарейка из лимона

Лимон — пятновыводитель

Свойство лимона обесцвечивать различные вещества можно изучить на следующих очень простых примерах. Капните йод на ватный диск. Затем выжмите несколько капель лимонного сока на йодное пятно. Пятно исчезло! Это свойство нам знакомо из повседневной жизни. Добавив дольку лимона в крепкозаваренный чёрный чай, мы можем наблюдать, что чай посветлел. Чем лимон кислее, тем лучше он проявляет свои обесцвечивающие свойства.

Кстати, у нас есть хороший опыт с йодом и крахмалом, наглядно демонстрирующий обесцвечивание веществ с помощью кислоты.

чай с лимоном

Как мы увидели, лимон является, пожалуй, самым научным фруктом, а опыты с лимоном отличаются большим разнообразием. Экспериментируйте вместе с нами и обязательно повторите это дома!

Читайте также: