Опыты с глиной в школе

Обновлено: 05.07.2024

Форма урока: учебно-исследовательский проект.

  • Формирование у школьников представления о характерных свойствах песка и глины и их значении в жизни человека.
  • Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей ребёнка.
  • Формирование умений учебного сотрудничества: умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Оборудование: учебник, образцы песка и глины, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, тарелочки, стеклянные стаканчики, воронки, вата, мерные стаканчики.

  1. Актуализация знаний.
  • Что такое горные породы? Приведите примеры.
  • Люди какой профессии занимаются изучением горных пород?
  • Геологи не только в экспедициях разведывают залежи горных пород, но и проводят исследования в лабораториях. Мы сегодня выступим в роли учёных-геологов, проведём исследования с целью изучения свойств горных пород.
  1. Определение предмета исследования.

- Какие горные породы мы будем изучать на занятии, узнаем, отгадав, что находится в чёрном ящике. Внимание! Чёрный ящик!

Дети отгадывают загадки.

Если встретишь на дороге-
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобиться сразу. (Глина)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

- Итак, сегодня на занятии мы будем изучать свойства песка и глины. Для чего нам это нужно? Всё ли мы знаем о песке и глине? На все ли вопросы можем найти ответ? Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время?

  • Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду – песок или глина. Один утверждал, что песок, другой – что глина. Кто из них прав?
  • Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой дом более прочный?
  • Какая связь между песком и стеклянным стаканом?

Выдвижение гипотез детьми.

- Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, мы с вами выполним учебный исследовательский проект по изучению свойств песка глины. Наша задача: по результатам проведённых исследований создать сводную таблицу. Какие из методов можем использовать?

Дети предлагают возможные варианты, составляют схему.

- Каждая группа получает задание, проводит опыты, делает выводы. На основе выводов каждой группы составляется сводная таблица свойств песка и глины.

  • 1 группа. " Наблюдатели".
  • 2 группа. " Экспериментаторы".
  • 3 группа. " Испытатели".

Ученики работают в группах самостоятельно. Читают задание, выполняют все описанные опыты, записывают результаты опытов, оформляют свои выводы. По результатам проведённой работы выступают представители от каждой группы, заносят свои выводы в сводную таблицу.

Каждая группа получает задание. (Приложение 1)

1 группа. " Наблюдатели".

  • Опыт 1. Рассматривают песок и глину. Определяют их цвет и состояние. Высыпают песок и глину из стакана на лист бумаги. Трут песком и глиной по стеклу. Записывают результаты наблюдений. Делают выводы.
  • Опыт 2. Рассматривают песок и глину через лупу. Отмечают, что песок состоит из отдельных мелких песчинок. Они имеют разную окраску. Одни песчинки непрозрачные, другие почти прозрачные, похожи на кусочки мутного стекла. Частички глины непрозрачные, неблестящие, разного цвета: жёлтые, серые, коричневые, белые.

2 группа. "Экспериментаторы".

  • Опыт 1. В два стеклянных стакана вставляют стеклянные воронки. В воронки помещают фильтр из комочков ваты. На фильтр одной воронки кладут влажный песок, а на фильтр второй – размельчённую смоченную глину. С помощью мерных стаканов ученики отмеряют одинаковое количество воды и наливают эту воду одновременно в обе воронки. Они видят, что песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо. Глина дольше удерживает воду. Выводы записывают.
  • Опыт 2. Для эксперимента используются образцы сухой глины и вода. Чтобы установить, как глина впитывает воду, ученики смачивают её водой и наблюдают, что происходит: мокрое пятно на поверхности образца очень быстро исчезает. Делается вывод: глина хорошо впитывает в себя воду.
  • Опыт 3. Устанавливает свойства глины в том случае, если она обильно смочена водой. Для этого в блюдце с водой кладут небольшой кусок глины: вода вскоре исчезает с блюдца, понемногу подливая воду, глину разминают до тех пор, пока она не станет мягкой и вязкой. Глина стала пластичной. Выводы записывают.

3 группа. " Испытатели".

  • Задание 1. Ученики придают сырому песку и мокрой глине форму шарика. Ждут, пока немного подсохнет. Определяют, что лучше сохраняет форму: песок или глина? Делают выводы. Сырой глине можно придать форму, это мягкий материал. Глина легко мнётся, продавливается. После высыхания хорошо сохраняет форму. Песок плохо сохраняет форму, при надавливании шарик из песка рассыпается.
  • Задание 2. Ученики из влажной глины лепят чашку и наливают в неё воды. Проверяют, пропускает ли эта чашка воду. Делают вывод: изделия из глины не пропускают воду.
  1. Представление результатов. Формулирование выводов.

Представители от группы зачитывают свои записи классу, делают выводы, заполняют сводную таблицу.

- Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем более точно ответить на вопросы, поставленные в начале урока, подтвердив или опровергнув наши предположения. Основываясь на ваших выводах, дайте ответ на вопросы:

  • Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время?
  • Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду – песок или глина. Один утверждал, что песок, другой – что глина. Кто из них прав?
  • Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой дом более прочный?

- О чём идёт речь?

  • Вязкая горная порода, которая очень осложняет передвижение после дождя.
  • Сыпучая, рыхлая горная порода, хорошо пропускает воду.

-Выдели свойства, общие для песка и глины.

-Где и как люди могут использовать песок и глину, учитывая свойства этих полезных ископаемых?

Задание: опираясь на таблицу и используя текст учебника, определить, где могут использоваться песок и глина. Дети работают с учебником и таблицей, делают вывод.

Глина нашла применение в хозяйственной деятельности человека благодаря своей пластичности. Из неё делают разнообразную посуду, игрушки, кирпичи и другие изделия. При прокаливании глина приобретает твёрдость и прочность. Песок сыпучий, хорошо пропускает воду, благодаря этому его используют в строительстве дорог. Кварцевый песок используют при производстве стекла.

Представители от групп выходят к доске и дополняют таблицу предложенными предметными картинками, иллюстрирующими использование песка и глины в деятельности человека.


Основным источником глинистых пластов служат полевые шпаты, при разрушении которых под воздействием атмосферных агентов образуются силикаты группы глинистых минералов. Некоторые глины образуются в процессе местного накопления этих минералов, но большинство из них представляют собой наносы водных потоков, скапливающиеся на дне озёр и морей.

На нашей планете существует огромное мно­жество глин. Все они отличаются своим составом, свойствами и, соответственно, цветом. Цвет глины обычно определяется ее химическим составом, в зависимости от входящих в ее состав минеральных примесей и солей металла.

Всего различают глины семи цветов: белого, голубого, зеленого, желтого, красного, серого и коричневого. Редко встречается черная. Цвет глине придают окись алюминия, окись железа и окись титана.

Лепка из глины


Белая глина носит название каолин. Она содержит много кремнезема, цинка и магния.

В зеленой глине преобладают медь, железо и некоторые микроэлементы.

Желтая глина отличается богатым содержанием железа и калия, красная — только примесями железа.

Если оксиды железа и титана в составе по совокупности не превышают 1%, то глина имеет белый цвет даже после обжига, если более 1%, то глина после обжига имеет красный цвет, несмотря на то, что в сыром виде была голубой или зеленой.

При обжиге большинство глина резко меняет свой цвет и незначительное изменение состава глиняной массы может повлиять на окраску.

По характеру глины делятся на "жирные" и "тощие". Глины с высокой пластичностью называются "жирными", так как в замоченном состоянии дают осязательное ощущение жирного вещества. "Жирная" глина блестяща и скользка на ощупь (если такую глину взять на зубы, то она скользит), содержит мало примесей. Тесто", приготовленное из нее, нежное.

Кирпич из такой глины при сушке и обжиге дает трещины, и во избежание этого к замесу прибавляют так называемые "отощающие" вещества: песок, "тощую" глину, жженый кирпич, гончарный бой, древесные опилки и проч. Глины малопластичные или непластичные называются "тощими".

На ощупь они шероховатые, с матовой поверхностью, и при трении пальцем легко крошатся, отделяя землистые пылинки. "Тощие" глины содержат много примеси (хрустят на зубах), при разрезании ножом не дают стружек. Кирпич из "тощей" глины непрочен и рассыпчат.

Существует огромное количество разновидностей глин, но в промышленности применяют

  • каолин – глина белого цвета, состоящая из минерала каолинит. Используется как сырье для изготовления бумажной и фарфоро-фаянсовой промышленности;
  • огнеупорные глины белого или серо-белого цветов, иногда с желтоватым оттенком, состоят из каолинита и гидрослюды. Бывают разной степени пластичности. Их используют для изготовления огнеупорной и фарфорофаянсовой посуды;
  • кислотоупорные глины являются разновидностью огнеупорных глин, в них содержится небольшое количество железа, кальция, магния и серы. Применяют для изготовления химических фарфорофаянсовых изделий;
  • формовочные глины также являются разновидностью огнеупорных глин. Они обладают повышенной пластичностью и связующей способностью. Чаще всего используются как связующий материал при изготовлении форм для металлургического литья;
  • цементные глины имеют разный минеральный состав и бывают различных цветов. Их применяют при изготовлении цемента;
  • кирпичные глины относятся к легкоплавким, в них содержится довольно много кварцевого песка, бывают разного цвета. Их используют для изготовления кирпича;
  • бентонитовыеглины содержат монтмориллонит, разные по цвету, сильно набухают в воде. Их применяют для очистки смазочных и растительных масел, нефтепродуктов, при бурении скважин.


Глины широко применяются в промышленности (в производстве керамической плитки, огнеупоров, тонкой керамики, фарфоро-фаянсовых и сантехнических предметов торговли), строительстве (производство кирпича, керамзита и др. стойматериалов), для бытовых нужд, в косметике и как материал для художественных работ (лепка).

Производимый из керамзитовых глинпутём отжига со вспучиванием керамзитовый гравий и песок широко используются при производстве строительных материалов (керамзитобетон, керамзитобетонные блоки, стеновые панели и др.) и как тепло- и звукоизоляционный материал. Самым крупным производителем керамзита является Россия.

Также глину широко применяют в медицине и косметологии. С помощью белой глины лечат заболевания кишечника, ожирение, выпадение волос, укрепляют ногти.

Красную глину используют при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, гипотонии, варикозном расширении вен, нервных и эндокринных заболеваниях.

Желтая глина применяется при инсульте, заболеваниях желудка и кишечника, мигрени, головной боли, остеохондрозе.

Черная глина используется для снижения температуры, при различных видах сердцебиения, воспалениях кожи и внутренних органов, способствует омоложению организма.

Голубая глина хорошо лечит ожирение, гипофункцию щитовидной железы, снимает мышечную слабость и обеспечивает подвижность суставов. В медицине и косметологии глину применяют как наружно – в виде примочек, аппликаций, компрессов, - так и принимают внутрь.

Для керамики более всего подходит гончарная, или горшечная, глина, которая очень пластична и в смеси с водой образует тягучую массу. Цвет ее бывает разным, обычно очень интенсивным, при обжиге она сохраняет свою окраску, почти всегда содержит железо и известь.

Обыкновенная гончарная глина встречается буквально всюду, кроме того, в одной и той же местности можно обнаружить несколько ее разновидностей. В сухом виде она представляет собой твердую, плотную и шероховатую массу, которая в смеси с водой становится липкой, пластичной, с характерным запахом.

В этом виде глины всегда содержится кварцевый песок, наилучший вариант для лепки – это та глина, в которой содержится 5 % кварцевого песка. Может быть полезно наличие небольшого количества окиси железа и углекислой извести, так как благодаря им изделия обжигают при более низких температурах.

1.2. Свойства глины, опыты


Разнообразие в составе глин очень важно с технической точки зрения, так как оно влияет на основные свойства материала, делая его пригодным для различных технических целей. Самыми важными свойствами глины являются:

  • способность соединяться с водой, образуя тонкие взвеси и вязкое тесто;
  • способность набухать в воде;
  • способность в сыром виде принимать и сохранять форму после высыхания, т. е. пластичность материала;
  • клейкость;
  • связывающая способность;
  • способность не пропускать влагу после насыщения определенным количеством воды.

Проведем ряд опытов для более подробного знакомства с некоторыми свойствами глины.
Опыт № 1

Цель: познакомиться с таким свойством глины, как хрупкость.
Оборудование: сухая глина, деревянная доска, молоток.
Ход: положили глину на доску. Разбили глину молотком на кусочки,попробовали руками разломить кусочки расколотой глины на еще более мелкие кусочки.
Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.

Опыт № 2

Цель: увидеть отличие сырой глины от сухой.
Оборудование: сухая глина, сосуд с водой.
Ход: один из кусков глины положил и в сосуд с водой. Сравнили сухую глину и глину, находящуюся в воде.
Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т.к. ее частички связаны друг с другом), цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.

Цель: познакомиться с особым свойством глины - не пропускать воду.
Оборудование: влажная глина, сосуд с водой.
Ход: слепили из глины миску. Затем налили в получившуюся глиняную посуду воду. Вода держится в сосуде.
Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.

Опыт № 4

Цель: познакомиться со способностью глины выдерживать высокую температуру – огнеупорностью.
Оборудование: кусок глины или изделие, муфельная печь.
Ход: поместили глиняное изделие в печь. Изделие стало твердым и слегка уменьшилось в размерах. При очень высокой температуре глина плавится.
Вывод: при обжиге глина приобретает новые свойства — прочность, жесткость и полную неспособность присоединять влагу

Опыт № 5

Цель: показать, что на обожженной (или высушенной) глине можно рисовать.
Оборудование: глиняная фигурка, краски, кисточки, стаканы с водой.
Ход: расписали фигурку из глины красками. Обратили внимание на то, что краска хорошо ложится на обожженную глину.
Вывод: обожженную глину можно расписать красками, чтобы глиняное изделие выглядело более красиво.

Итак, можно сделать вывод, что сухая глина хорошо поглощает воду, но намокнув, становится водонепроницаемой. После переминания и перемешивания она приобретает свойство принимать различные формы и сохранять их после высыхания. Такое свойство называется пластичностью. Это свойство и позволяет нам лепить из глины.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью.

Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Можно ли в песках проложить постоянную дорогу.

Вывод: Песок – сыпучий материал.

Опыт 2. Из чего состоят песок и глина?

Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

- Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

- Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.

- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

Опыт № 3. Проходит ли вода через песок и глину?

В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?

Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.

Опыт № 4. Какими бывают камни.

Определить цвет камня (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.) .

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные

Опыт №5 Определение размера.

Одинакового размера ли ваши камни?

Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт № 6 Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Опыт № 7 Сравнить плотность камня и пластилина.

Воспитатель предлагает каждому взять в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему?

Опыт № 8. Рассматривание камней через лупу.

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята?

(Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.) .

Опыт № 8. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Опыт № 9 Определение температуры.

Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Опыт № 10. Тонут ли камни в воде?

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Опыт № 11 Сравнить камни с деревом.

Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) А теперь опустить в воду камушек. Что с ним случилось? (Камень тонет.) Почему? (Он тяжелее воды.) А почему плавает дерево? (Оно легче воды.)

Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.

Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

Материал: Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.

Проверьте, что будет, если выдавить на камень сок лимона. Поместите камешек в жужжащий стаканчик, послушайте. Расскажите о результате.

Вывод: Некоторые камни “шипят” (мел — известняк) .

Научный опыт “Выращивание сталактитов”

- уточнить знания с опорой на опыты.

-вызвать радость открытий полученных из опытов. (сода, горячая вода, пищевой краситель, две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка) .

Прежде всего готовим перенасыщенный содовый раствор. Итак, у нас в двух одинаковых банках приготовлен раствор. Мы ставим банки в тихое тёплое место, потому что для выращивания сталактитов и сталагмитов нужны тишина и покой. Банки раздвигаем, и между ними ставим тарелку. В банки отпускаем концы шерстяной нитки так, чтобы нитка провисла над тарелкой. Концы нитки должны опускаться до середины банок. Получится такой подвесной мостик из шерстяной нитки, дорога из банки в банку. Сначала ничего интересного происходить не будет. Нитка должна пропитаться водой. Но через несколько дней с нитки на тарелку постепенно начнёт капать раствор. Капля за каплей, неторопливо, так же, как это происходит в таинственных пещерах. Сначала появится маленький бугорок. Он вырастет в маленькую сосульку, потом сосулька будет становиться всё больше и больше. А внизу, на тарелке появится бугорок, который будет расти вверх. Если вы когда – ни будь строили замки из песка, то поймёте, как это происходит. Сталактиты будут расти сверху вниз, а сталагмиты – снизу вверх.

Опыт № 12. Могут ли камни менять цвет?

Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)

Вывод: Мокрый камень темнее.

Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом еще добавить второй, третий, четвертый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка, и записать результаты. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют.

Вывод: От большого камня круги шире, чем от маленького.

Воздух и его свойства

Воздух, ребята, это газ. Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (игрушки, столы, и т.д.) А ещё в комнате много воздуха, на его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (он пуст) . Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим изего воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха) . Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза)

Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха.

Возьмем резиновую игрушку и сожмем её. Что вы услышите? (Cвист) . Это воздух выходит из игрушки. Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает?

Делаем вывод: воздух, находящийся в игрушке мешает её сжать.

Посмотрите, что произойдет, когда я буду опускать стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода не вливается в стакан) . Теперь я осторожно наклоню стакан. Что произошло? (Вода влилась в стакан) . Воздух из стакана вышел, и вода наполнила стакан. Делаем вывод: воздух занимает место.

Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (Идут пузырьки) , да это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась) . Что в это время происходит с легкими? (Они наполняются воздухом) . А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (Она опускается) . А что происходит с нашими легкими? (Из них выходит воздух) .

Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? Без дыхания нет жизни.

Детям предлагается перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (видны пузырьки воздуха) . Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: воздух прозрачный, невидимый.

Попробуем взвесить воздух. Возьмём палку длиной около 60 ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжем два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же как и надутые.

Опыт №17. Воздух всегда в движении

Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.

Оборудование:

Полоски легкой бумаги (1, 0 х 10, 0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.

Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами) .

Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется — ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций) , но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций) . Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается) . А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.

Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.

Вода и ее свойства

Накрыть стакан кусочком марли, закрепив её резиночкой по краям. Положить на марлю кусочек сосульки. Поставить посуду со льдом в тёплое место. Сосулька уменьшается, вода в стакане прибавляется. После того, как сосулька растает полностью, подчеркнуть, что вода была в твёрдом состоянии, а перешла в жидкое.

Наберем в тарелку немного воды, отмерим маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Она превращается в водяной пар – испаряется.

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар — это тоже вода. Поместить над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды) .

Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.

Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую — оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки) , куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух) . Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда) .

Воспитатель: Ребята, возьмем стакан насыпаем в него песок. Что произошло? Можно ли пить такую воду?

Дети: Нет. Она грязная и неприятная на вид.

Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: Её нужно очистить от грязи.

Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.

Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами при помощи марли. Посмотрите, как я это сделаю (показываю, как сделать фильтр, затем, как его установить в баночку) . А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить грязную воду в стакан с фильтром.

Идет самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

Воспитатель: Куда же делось масло?

Дети: Все масло осталось на фильтре.

Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но даже после фильтрации воду сразу пить нельзя, её нужно прокипятить

Опыт №23. Круговорот воды в природе.

Цель: Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры.

Оборудование:

Лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой.

Холодильник (в детском саду можно договориться с кухней или медицинским кабинетом о помещении опытной кастрюльки в морозильник на некоторое время) .

Опыт 1: Принесем с улицы домой твердый лед и снег, положим их в кастрюльку. Если оставить их на некоторое время в теплом помещении, то вскоре они растают и получится вода. Какие были снег и лед? Снег и лед твердые, очень холодные. Какая вода? Она жидкая. Почему растаяли твердые лед и снег и превратились в жидкую воду? Потому что они согрелись в комнате.

Вывод: При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду.

Опыт 2: Поставим кастрюльку получившейся водой на электроплитку и вскипятим. Вода кипит, над ней поднимается пар, воды становится все меньше, почему? Куда она исчезает? Она превращается в пар. Пар – это газообразное состояние воды. Какая была вода? Жидкая! Какая стала? Газообразная! Почему? Мы снова увеличили температуру, нагрели воду!

Вывод: При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар.

Опыт 3: Продолжаем кипятить воду, накрываем кастрюльку крышкой, кладем на крышку сверху немного льда и через несколько секунд показываем, что крышка снизу покрылась каплями воды. Какой был пар? Газообразный! Какая получилась вода? Жидкая! Почему? Горячий пар, касаясь холодной крышки, охлаждается и превращается снова в жидкие капли воды.

Вывод: При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду.

Опыт 4: Охладим немного нашу кастрюльку, а затем поставим в морозильную камеру. Что же с ней случится? Она снова превратится в лед. Какой была вода? Жидкая! Какой она стала, замерзнув в холодильнике? Твердой! Почему? Мы ее заморозили, то есть уменьшили температуру.

Вывод: При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердые снег и лед.

Общий вывод:

Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать – песок или глину? Песок. Поэтому и говорят песок – сыпучий. Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Первый вывод: песок – рыхлый, в отличие от глины.

Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаза или нос. Чтобы избежать этого, можно проводить опыты в трехлитровых стеклянных банках. Положите банку на бок, насыпьте тонким слоем глину или песок, закройте полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделайте отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать в банку воздух. Один конец трубки находиться в банке, в другой вставьте обычную резиновую грушу.

Создайте в банке сильный поток воздуха – игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро , легко как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Подобные опыты можно провести и с увлажненными песком и глиной.

Наблюдения на прогулке

2. Предложите детям пройти сначала по влажному песку, а затем по сырой глине. Где остаются более четкие следы? Что происходит со следами, когда земля высыхает?

3. После дождя дети часто приносят на обуви грязь. Откуда она берется? Предложите детям пройти в резиновых сапогах по песчаной дорожке и по глинистой. Какую грязь легче отмыть? Почему? После проведения опытов дети мыли руки. Что быстрее отмывалось – песок или глина? (опыт №2)

4. Внимательно исследуйте участки, на которых после дождя скапливается вода и подолгу стоят лужи. Где чаще появляются лужи – на песке или на глинистой почве? Проверьте предположение на участке. (опыт №5).

5. В ветреную погоду понаблюдайте за песком – уносит ли его ветер? (опыт №3).

6. Во время игры в песочнице аккуратно ссыпьте с совочка сначала мокрый, затем сухой песок. Какой песок более сыпучий? (опыт №1).

Предварительный просмотр:

• Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
• На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?
Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.
Задача педагога — подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке: желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь дома и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки- символы.
Опыт 4
Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.
Оборудование и материалы. две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой: в одной — чистая вода, в другой — грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).
Проведение опыта. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но чистой: она сможет напоить дерево, травинку . А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и появились мыльные пузыри, Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв
после полива.
Задайте детям следующие вопросы.

Предварительный просмотр:

Опыты с воздухом.

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? ( В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (предлагает детям поиграть с шарами).

После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды.

Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Для его проведения нужны две свечи. Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней - наружу). Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе.

А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз!), поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату - сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи "наклоняется" тёплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу холодным (он ползёт навстречу с нами).

Вывод: Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт "другой", холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.

Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске - своё море - Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.

Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны.

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).

А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).

Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.

Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.

Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

Читайте также: