Опыты с деньгами в детском саду
Обновлено: 07.07.2024
Автор: Яркина Елена Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ детский сад № 7 "Сказочная полянка" общеразвивающего вида города Заринска Алтайского края.
Конспект мастер-класса для педагогов детского сада о том, как провести встречу с родителями дошкольников по формированию их финансовой грамотности.
Ведущий 1: Скажите, пожалуйста, что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)
Ведущий 2: Делать это ни в чужом, ни тем паче в своем доме не стоит, деньги выжить можно? (свистеть)
Ведущий 1: Что сколачивают из денег? (капитал)
Ведущий 2: Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)
6 Ведущий 2: Как дети могут научиться обращению с деньгами?
1. Участие в планировании бюджета. Хорошая школа – наблюдение или участие в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты покажите ребёнку заработанные деньги, постарайтесь посчитать их, попробуйте составить план на месяц.
2. Походы в магазин. Для дошкольников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки: самостоятельность; самоконтроль; внимательность; навыки счета.
3. Постановка целей. Уметь ставить цель – значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Цель – накопить на определенную вещь, воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет в глазах человека большую ценность, чем получение просто так.
4. Личный пример родителей. Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека. Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов,- неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношения к деньгам.
5. Чтение сказок, просмотр мультфильмов.
Цель: учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой.
Цель: учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой.
Ход занятия
Воспитатель: Металлические деньги называют монетами. А бумажные деньги называются купюры. А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?
Дети: Высказывают своё мнение.
Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А может, мы это проверим?
У меня для вас открыта лаборатория. Мы же с вами исследователи. Правило – вести себя спокойно. Пройдемте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что удобнее монеты или купюры.
И как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карты. И на доске у нас карта. (карта на мольберте).
Дети записывают значком на карте, что хорошо и что плохо.
Воспитатель: Как вы думаете, что будут символизировать бумага?
Дети: Бумага – купюры.
1. Эксперимент: - бумага мнётся, рвется; монета нет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.
Воспитатель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2. Следующий эксперимент.
Дети: Намочим бумагу.
Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Дети: Она намокает.
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Дети: Она развалится.
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Саша отметь в нашей карте. ВЫВОД
А теперь разбейтесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.
3 эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?
Может, подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? ВЫВОД Что выигрывает? Ставим плюсик.
4 эксперимент: Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети: Проверяют. ВЫВОД.
Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?
Воспитатель: А что значит ничья?
Дети: Одинаковое количество плюсиков.
Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры.
Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке?
А вы делали покупки самостоятельно?
Воспитатель: А что нельзя купить за деньги?
Дети: Ответы. (Дружбу, любовь, жизнь)
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?
Опытно – экспериментальная деятельность с монетами.
Оборудование:
- Стеклянная банка с крышкой емкостью 1 литр
- Водопроводная вода
- Монетка
- Помощник
Подготовка
Разложи всё необходимое на столе.
Начинаем научное волшебство!
Советы учёному волшебнику
Результат
Когда ты ставишь на монетку банку с водой, кажется, что монетки исчезла. Твой помощник ее не увидит.
Объяснение
Когда свет переходит из менее плотной среды (например, воздуха), в более плотную (например, воду), на границе этих двух веществ происходит рефракция, или изменение направления лучей света. Переходя из воздуха в воду, свет отклоняется к нормали, линии, проходящей под прямым углом к поверхности. Переходя из воды в воздух, свет отклоняется в противоположном направлении, от нормали. Этот фокус удается из-за того, что при определенном угле падения света, когда он переходит из более плотной среды (воды) в менее плотную (воздух), происходит не рефракция, а отражение. Отражение —это отбрасывание света от поверхности обратно. Когда видимый образ монетки попадает на стенку банки под слишком большим углом, вместо рефракции возникает отражение, и монетка становится не видна снаружи.
Опыты для детей с бумажными деньгами и монетами
Деньги начинают интересовать детей весьма рано, как и другие атрибуты взрослой жизни. Пользуясь таким неподдельным интересом, вы можете провести серию опытов с бумажными деньгами и монетами, и тем самым познакомить ребенка с законами физики и химии. Мы предлагаем вам:
- сделать водные шапочки на монетках;
- почистить и окислить монеты, содержащие медь;
- продемонстрировать инерцию, выбивая монетки из столбика или выдергивая лист бумаги из-под них;
- понаблюдать за центробежной силой в воздушном шаре;
- провести опыт с поджиганием бумажных денег.
Водные шапочки на монетах
Оборудование: пипетка, вода, монеты.
Чистим и окисляем монеты
Оборудование: ¼ стакана уксуса, 1 чайная ложка соли, миска (не металлическая), бумажные полотенца, желтые монеты (медьсодержащие).
Монеты лучше выбирать не блестящие, а потемневшие, тогда эффект от чистки будет более выражен. Итак, в миске смешиваем уксус, соль, кладем несколько монет и пластиковой ложкой перемешиваем. Ожидаем несколько минут. Монеты достаем, промываем под проточной водой и вытираем насухо. А теперь сравниваем с другими, неочищенными. На фото верхний ряд — очищенные, а нижний ряд — неочищенные. Наши монетки стали блестящими и светлыми, хоть на фото это и не сильно заметно.
Почему так произошло? Уксус с солью удаляют оксид меди с поверхности монет, благодаря чему те приобретают первоначальный блеск.
А теперь опустим монетки в раствор уксуса на 10 секунд. Не промывая, и не вытирая, переложим монетки на бумажное полотенце и дадим им подсохнуть. Поверхность монет окислится и приобретет малахитовый оттенок.
Опыт с инерцией
Оборудование: линейка, лист бумаги, монеты.
Монетки сложите столбиком, а теперь резко проведите линейкой по поверхности стола и ударьте у основания монет. В результате нижняя монета вылетит, а весь столбик опустится невредимым на стол. Вы можете повторять опыт неоднократно.
Почему так происходит? Почему все монеты не рассыпались по столу? Дело в том, что все монеты находятся в состоянии покоя, пока одну из них мы не ускорим с помощью ножа/линейки. Она-то и вылетает. А оставшиеся монеты продолжают сохранять покой, или по-другому состояние инерции.
Еще один опыт, который построен на этом принципе: на гладкий стол кладем лист бумаги и сверху несколько монет. Теперь лист бумаги резко выдергиваем и наблюдаем, как монеты остались лежать на том же месте, сохраняя состояние инерции.
Опыт с воздушным шаром
В воздушный шар засовываем монетку и надуваем его. Теперь начинаем вращать шарик так, чтобы монетка скользила по стенкам шара, и внезапно прекращаем вращательные движения. Вы с ребенком увидите, как монета еще долго будет скользить по стенкам неподвижного шара.
При вращении вы сообщаете монете центробежную силу, и даже когда вы перестаете вращать шар, монета продолжает еще некоторое время скользить. Чтобы ребенку было понятнее, можно провести аналогию с каруселью.
Мы проводили опыт с двумя монетками – более тяжелой и легкой. Тяжелая монетка вращается дольше и скользит плашмя в отличие от легкой, которая часто скользит ребром и быстрее останавливается.
Как достать монету из воды, не намочив рук?
Старый добрый фокус с утонувшей монетой демонстрирует сразу несколько интересных физических явлений. Однако главное в нем вовсе не познавательная ценность, а предельная простота и захватывающее зрелище.
Дано: в тарелке с водой утонула монета. Как достать ее, не намочив пальцы? Хотя уровень воды и небольшой (0,5−1 см), но без небольшой хитрости осушить тарелку вряд ли получится.
Решение: соорудите из пробки небольшой плот и воткните в него спички. Не жалейте горючего: чем больше спичек вы поставите, тем надежнее и зрелищнее пройдет эксперимент.
Зажгите спички. Если вы поставили их близко друг к другу, достаточно будет поднести зажигалку к одной головке, все остальные вспыхнут сами по цепочке.
Что же произошло в стакане? Пять-десять горящих спичек хорошенько разогрели воздух вокруг плота. Этот горячий воздух мы заперли в стакане. Для горения необходим кислород. Под стаканом он кончился почти мгновенно, поэтому спички быстро погасли. Разгоряченный воздух стал остывать и, соответственно, уменьшаться в объеме: ведь объем газов в очень значительной мере зависит от температуры. Давление внутри стакана стало стремительно падать, и вода из тарелки заполнила пустующее место. Можно сказать и другими словами: давление в стакане упало ниже атмосферного, поэтому атмосферное давление за пределами стакана заставило воду переместиться внутрь.
В школьной математике полно задач на синусы и интегралы. А вот таким простым вещам, как расчет процентов по кредиту в банке, наших детей почти не учат. Неудивительно, что конторы по микрозаймам процветают.
Вместе с Евгенией Блискавкой, автором книги “Дети и деньги”, мы подобрали четыре несложных эксперимента, которые помогут научить ребенка обращаться с деньгами. Многим взрослым такие эксперименты тоже будут полезны.
ВОПРОС-РЕБРОМ
Когда начинать говорить про деньги?
- В пять-шесть лет у ребенка закладывается отношение к деньгам, - говорит Евгения Блискавка. - Тут надо рассказать, что такое деньги, объяснить, что они не берутся из ниоткуда, что родители их зарабатывают.
Кстати, именно это поможет избавиться от истерик по поводу не купленной игрушки в магазине. Так что не надо бояться разговоров о деньгах — к шести годам дети и так понимают, что рубли растут не на елках. Но разговоры должны быть подкреплены практикой. Пусть ребенок купит очередной киндер-сюрприз сам, а не получит его в подарок.
Эксперимент №1
Сравните с ребенком, кто сколько зарабатывает. Откройте сайт поиска вакансий, и посмотрите, сколько в месяц получает врач или рабочий. Пусть ребенок 5-6 лет сам выберет себе профессию на день — например, лечить плюшевых зверей или ремонтировать машинки. И конечно, получит за это зарплату.
В этом же возрасте родителям пора вписать в бюджет еще одну статью расходов — карманные деньги для ребенка. Надо просто сесть и подумать, сколько вы сможете давать ему ежемесячно. Сумма должна быть фиксированная — никаких штрафов за двойки и немытую посуду.
- Карманные расходы — это не средство для поощрения или наказания, - считает эксперт. - Так может сформироваться нездоровое отношение к деньгам. Нельзя лишать денег за двойку, ребенок может плюнуть на всё и вообще перестать учиться.
А вот за поцарапанную машину соседа можно предложить заплатить частично из детских денег. Все как во взрослой жизни: не осторожен или нарушаешь правила — плати штраф!
- Тут важно дать ребенку свободу, на что тратить, - продолжает Евгения Блискавка. - Пусть он сам решит, купить ли булочку в буфете, оплатить новый уровень в игре на планшете. И если он спустит все на ерунду, ничего страшного — вы сможете сесть и вместе это обсудить. Потом умнее будет!
Пусть лучше ребенок будет получать меньшую сумму, но регулярно. Зато тут могут быть другие источники дохода — например, денежные подарки на дни рождения. И подработки.
- Платить надо не за то, что ребенок выполняет свои домашние обязанности, а за дополнительную работу, - уточняет эксперт. - Например, моя дочка достаточно подросла, чтобы гулять с собакой. Обычно в семье этим занимается папа. Но иногда мы просим сделать это дочку, и даем ей какую-то сумму — потому что для нее это труд, ей надо изменить свое расписание и потратить дополнительное время. Иногда она за деньги гуляет с соседской собакой — потому что у ее хозяев мало времени, а им хочется, чтобы с псом побегали и поиграли подольше.
Эксперимент №2
Возьмите малыша с собой в магазин. Заранее составьте список продуктов и подсчитайте, сколько вы планируете потратить. Пусть ребенок поможет выбрать продукты со скидкой или по акциям. Посмотрит, как разложены продукты в магазине: на верхних полках подешевле, на уровне глаз - подороже. И пусть все деньги, которые ребенок поможет вам сэкономить, пойдут ему в копилку! А вы что хотели — консультации платные.
Кстати о копилках. Когда ребенок станет чуть постарше, хорошо бы объяснить ему, что совсем не обязательно спускать все деньги на куклы и конфеты.
- Школа — это отличная среда для того, чтобы у ребенка сформировался навык сберегательства, - комментирует эксперт. - У ребенка расширяются потребности, появляются новые расходы — на журналы, на подарки ко дням рождения одноклассников. И тут надо научить ребенка ставить долгосрочные цели.
Научить — очень просто. Хочешь игрушку — копи! Ради этого можно и отказаться от вредных шоколадок. А можно сэкономить на журналах, скинувшись на него с остальными ребятами из класса.
- Детям шести-семи лет не интересно откладывать деньги на что-то подолгу, - предупреждает Евгения Блискавка. - Им нужны небольшие цели, на которые можно накопить за месяц. А вот в 11 лет можно начать копить и по полгода.
Но принцип "накопили и забыли" здесь не подходит. У ребенка должны появляться все новые и новые цели, и они тоже должны расти. Например, после кукол начать откладывать деньги на велосипед или игровую приставку.
Эксперимент №3
Поиграйте в банк. Накопил нужную сумму ко дню Х? Получи прибавку в 15-20 процентов!
Также можно составить с ребенком схему его расходов. Ребята постарше могут использовать приложение для смартфона, малышам хватит и тетрадки. Кропотливо записывать все траты из месяца в месяц не надо — с этим-то и взрослые не справляются. А вот разово сесть и составить список расходов за один месяц может быть полезно. Сразу станет понятно, на чем можно сэкономить. Если экономить не на чем — сумму пора поднимать!
Кстати, школа — это место, где ребенок впервые сталкивается с безналичными расходами. Сейчас в большинстве столовых дети расплачиваются за обед специальной карточкой, так что родителям не надо ежедневно выдавать деньги на еду. Это хороший повод рассказать ребенку о том, откуда берутся деньги на карточке, показать интернет-покупки и познакомить c онлайн-услугами. А заодно можно рассказать о том, как можно преумножить его доходы, вместе сходить в банк и выбрать депозит, сравнить проценты.
- Детям лет с 11 и подросткам это уже становится интересно, - считает эксперт. - Пора рассказывать про инвестиции! Можно купить одну акцию какой-нибудь компании и следить за ее курсом. Тут надо объяснить, что влияет на рост и падение акций.
Да что там — многим взрослым и самим не помешает в этом разобраться. Вот и сделайте это вместе с ребенком.
Эксперимент №4
Подросток может уже брать на себя часть расходов по подготовке к школе. Нужны модные кроссовки? Составьте вместе таблицу характеристик и сравните эту "хотелку" с другими вариантами. Какие кроссовки более удобные, а какие - более красивые? Сколько что стоит? Какое качество? Пусть школьник учится делать осознанный выбор.
А что же тогда остается школам? Чему учителя смогут научить детей без практики? Теоретизировать про инвестиции и фондовые рынки в пятом классе — это будет похлеще колыбельной.
- Немногое, что в школах действительно смогут делать — это рассказывать о финансовой безопасности, - уверена Евгения Блискавка. - Вот о мошенниках и махинациях дети действительно будут слушать с интересом. Но я не думаю, что этому должен быть посвящен отдельный факультатив, и что на это надо выделять дополнительные часы в неделю.
Про то, что не надо оставлять где попало пин-код от карточки и про безопасность покупок в интернете, могли бы рассказывать и в рамках других уроков. Например, обществознания и ОБЖ. В конце концов, с банками и кредитками мы имеем дело куда чаще, чем с землетрясениями.
КСТАТИ
По международным меркам, российские школьники вполне неплохо подкованы по части финансов. В международном исследовании финансовой грамотности PISA наши дети занимают 4 место, уступая Китаю, Бельгии и Канаде.
Полностью неграмотными в денежных вопросах оказались лишь 11 процентов 15-летних школьников в России. Для сравнения, в Китае финансовых "двоечников" лишь немногим меньше — 9 процентов. А вот в Бразилии дела совсем плохи. Там финансово неграмотными оказались больше половины учеников.
Возрастная категория сайта 18 +
Читайте также: