Опыты по окружающему миру 2 класс школа россии

Обновлено: 08.07.2024

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей.

Продуктивные задания. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.

Наблюдения, опыты, эксперименты, логические и творческие задачи в начальной школе - обязательные структурные элементы урока окружающего мира. Это дает возможность учителю организовать познавательную деятельность на высоком уровне самостоятельности, инициативы и творчества.

В настоящее время опыт как исследовательский, практический метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.

Использование опытов, экспериментов является эффективным средством формирования особенно познавательных УУД, так как в эксперименте используется система основных приемов мыслительной деятельности. Это:

  • выделение главного;
  • анализ и синтез;
  • сравнение;
  • конкретизация;
  • определение и объяснение понятия;
  • обобщение и систематизация;
  • моделирование;
  • доказательство;
  • объяснение результатов опыта.

Различают опыты по специфике проведения: демонстрационные, лабораторные (работа детей); по поисковой направленности: традиционные (цель ставитcя учителем) и проблемные (эксперименты, в ходе которых детьми выдвигается гипотеза, намечаются пути выполнения, подбираются материалы).

Есть ряд методических рекомендаций, которые необходимо учитывать при постановке учащимися опытов:

  • задача исследования должна предусматривать конкретные выводы, которые должны быть подтверждены опытами;
  • необходимо параллельно ставить два похожих опыта, различающихся лишь одной задачей, которую необходимо решить;
  • приёмы проведения опытов должны соответствовать запасу знаний учащихся.

Эксперимент или опыт (Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. ОПЫТ, эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений, применяют в тех случаях, когда изучить объект или явление в обычных условиях не представляется возможным, а требуется искусственное создание специальных условий. Или в тех случаях, когда в естественный процесс привносится некоторый искусственный элемент. Например, визуально нельзя обнаружить в почве воздух, чтобы его увидеть, необходимо почву опустить в воду. Наблюдая выделение из почвы пузырьков воздуха, учащиеся убеждаются в том, что почва содержит воздух. Затем, решается вопрос о том, какое значение имеет наличие воздуха в почве, как можно увеличить его содержание.

Опыт является более сложной формой изучения природы, так как он предполагает:

  • активное воздействие на изучаемое явление или предмет;
  • умение соотнести наблюдаемые в опыте явления и процессы с тем, что происходит в природе и сделать выводы; специально подготовленные условия проведения.

Опыт достигает эффективности при соблюдении определенных условий:

  • тщательный анализ экспериментируемого факта;
  • правильная постановка вопросов для исследования;
  • опыт применяется только в тех случаях, когда экспериментатор в состоянии подчинить себе явление;
  • наличие предварительного наблюдения.

Опыт может быть использован на различных этапах урока. При изучении нового материала он выступает как основной источник знаний. При закреплении показывает связь теории и практики. При опросе позволяет определить осознанность усвоенного материала. В некоторых случаях опыт можно использовать для перехода от опроса к теме урока, для того, чтобы выявить представления учащихся по изучаемому вопросу. Опыт ставится тогда, когда в результате беседы о фактах окружающей действительности, известных детям, возникает потребность осознать скрытые причины интересующего явления. По ходу опыта внимание учащихся сосредотачивается на главных моментах явлений с помощью постановки вопросов в определенной последовательности.

При подготовке опытов учителю необходимо учитывать следующее:

  • соблюдать меру вещества;
  • вещества должны быть доброкачественные;
  • прибор не должен иметь дефектов;
  • всё оборудование готовится заблаговременно;
  • необходим комплект нужного оборудования.

Основные требования к постановке опытов:

  • ясная постановка цели;
  • чёткая инструкция по технике выполнения с показом технических приемов выполнения и с указаниями на те моменты, за которыми надо наблюдать;
  • проверка усвоения детьми хода предстоящей работы путем пересказа ими данной инструкции;
  • своевременная раздача на столы принадлежностей для опыта;
  • контроль со стороны учителя за самостоятельной работой учащихся;
  • уборка рабочего места;
  • отчет в форме связного рассказа о том, как собирали прибор, какие наблюдали по ходу опыта явления, установления причинно-следственных связей, выводы и обобщения;
  • повторение и закрепление выполненных опытов в тетради. Опыты позволяют реализовать принцип наглядности обучения.

Особенно большое образовательное и воспитательное значение имеют опыты при изучении неживой природы. Они являются фундаментом всех последующих знаний о явлениях природы и технике, а также логического мышления учащихся.

Опыты активизируют познавательную деятельность учащихся, если они:

  • сочетаются с проблемными ситуациями и вопросами, подводящим детей к мысли об опыте;
  • отражают жизненные ситуации;
  • включаются в изложение нового материала;
  • проводятся детьми по творческим заданиям.

Таким образом, опыты помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинную связь этих явлений. Опыты дают возможность познакомить детей в доступной форме с законами природы.

Таким образом, познавательный процесс проходит несколько стадий:

  • наблюдения явления;
  • предположение о причине явления;
  • проверка предположения при помощи опыта;
  • анализ результатов, выводы.

Опыт, как средство обучения, чаще всего осуществляется на лабораторных занятиях. Учащиеся не только смотрят и слушают, но и работают руками с конкретными объектами, то есть создают условия для совместной деятельности различных анализаторов.

В методике окружающего мира можно встретить различные подходы к классификации опытов как метода обучения.

Иллюстративные опыты используются для подтверждения учебного материала или для проверки усвоения знаний, например, расширение тел при нагревании, водопроницаемость горных пород. При проведении исследовательских опытов учащиеся получают тему и цель, после наблюдения результатов делают выводы и устанавливают причинно-следственные связи, например, опыты по изучению состава почвы, свойств воды и т.д.

Если нет возможности обеспечить всех учащихся оборудованием или. если учащиеся по технике безопасности не имеют права выполнять опыты сами, учитель показывает демонстрационные опыты. Проведение демонстрационных опытов предполагает следующие действия:

  • Учитель готовит все необходимое для проведения опыта оборудование, проверяет его.
  • Учитель до урока проделывает опыт, каким он простым бы ни казался. Многие опыты имеют определенные тонкости, без знания которых он просто не получится. Например, простой опыт, который должен доказать, что песок и глина пропускают воду по-разному, может не получиться, если глина будет сухой.
  • Опыт проделывается на демонстрационном столике, чтобы все действия учителя учащиеся с любого места могли одинаково хорошо наблюдать и иметь результаты опытов. В некоторых случаях, если прибор мал, учитель может показать его учащимся, проходя между партами (исключение зажженная спиртовка). Следует так же использовать и классную доску, изображая на ней схему демонстрируемого прибора.
  • При демонстрации опыта все свои действия учитель сопровождает объяснением, так как очень часто учащиеся в процессе опыта замечают не самое существенное. С этой целью учащимся дается задание перед началом демонстрации опыта (повторной) провести дополнительные наблюдения.
  • После проведенных наблюдений идет беседа, после чего делаются выводы.

Школьники должны научиться делать выводы на основании своих наблюдений и, проверяя опыты в природных условиях, делать обобщения. В этом сопоставлении опытов с действительностью (природными явлениями и трудовой деятельностью населения) осуществлять связь обучения с жизнью.


Учитель: Что изменилось? Подумайте! (Обращается внимание на то, что сосуды разные.)

Ученик: изменилась форма воды.


С помощью учителя дети приходят к выводу, что вода принимает форму того сосуда, в который её наливают. В выводе указывается, что вода, как и всякая жидкость, легко меняет свою форму в отличие от твёрдых тел.


Учащиеся с помощью пипетки переносят по три капли воды на предметное стекло и наклоняют его. Так открывается свойство воды - текучесть.

Опыты по изменению воды под действием разных температур более сложные, поэтому я предлагаю их демонстрацию учителем с одновременным выполнением учащимися, либо только демонстрацию с привлечением некоторых учеников.


Для получения более полных и отчетливых представлений о воде и её свойствах целесообразно использовать методические приемы, позволяющие задействовать различные органы чувств ребенка для обнаружения вкуса, цвета, запаха, а также проблемные вопросы, познавательные задачи. Вначале детям предлагается вспомнить, какие органы чувств есть у человека и какие свойства окружающих предметов можно воспринимать с их помощью. С помощью опыта можно показать, что вода в жидком состоянии, может принимать любую форму и может двигать турбины. Одним из доказательств свойств воды является то, что она, как и всякое иное тело бывает в жидком, твёрдом и газообразном состоянии.

Оборудование к опытам достаточно простое: чашки с водой, воронки, стаканчики; стаканы с водой, кусочки угля, комочки почв.

Результаты опытов зарисовываются в тетради и записываются в выводах.

Для закрепления и осознания материала о свойствах воды школьникам даётся задание подумать, моделью каких природных явлений выступают проведённые опыты.

Учащимся сообщается, что ещё не все свойства воды изучены, на следующем уроке они будут учеными-исследователями ещё одного замечательного свойства воды и будут работать более самостоятельно. На дом они получают задание пронаблюдать отношение к воде соли и сахара и рассказать о своих наблюдениях.

На следующем уроке обсуждаются результаты домашних опытов по растворению соли и сахара. Класс превращается в лабораторию. На столах у учащихся лежит набор оборудования: стаканы с водой, шпатели (взяты от использованных лекарств), стеклянные палочки, спичечные коробки с различными веществами (коробки снабжены этикетками): мел, зубной порошок, крахмал, марганцовокислый калий, песок, глина, металлическая стружка, сода, лимонная кислота. В пузырьках спирт, йод, чайная заварка. Причём, каждая пара учеников получает по три разных вещества.

Обсуждаются результаты домашнего опыта, определяется, что сахар и соль при смешивании с водой не исчезают, они присутствуют в воде, но только в другом состоянии, определить их присутствие можно, попробовав воду на вкус.

Учащиеся работают самостоятельно по инструкции:

Делается вывод о свойстве воды как растворителя и заполняется схема на доске и в тетрадях:


Для опыта нужен тонкостенный химический стакан объемом 250-300 куб. см., стекло, треножник или штатив, спиртовка, частая металлическая сетка, выпаривательная чашка.

На дно стакана насыпается толстый (около 3 см) слой песка, который хорошо смачивается водой. На поверхности песка устраивается ландшафт-долина (кустики изо мха или туи, небольшое озерцо из кусочка целлофана.) Сверху стакан покрывается стеклом (имитация небесного свода), на которое ставится тарелка или выпаривательная чашка, где находится смесь из 2/3 частей снега и 1/3 части соли.

Снизу стакан подогревается, не очень сильно, чтобы вода не вскипала. Стакан наполняется густым белым дымом (модель тумана), скрывающим ландшафт. Происходит явление испарения тогда, когда земля нагревается. Детям указывается, что нам приходится имитировать нагревание земли солнечными лучами снизу (спиртовкой), а в природе нагрев происходит сверху. Через минуту стенки стакана, нагреваясь снизу, согревают и воздух, водяные пары делаются невидимыми (модель пара) и туман постепенно рассеивается.

Такая логическая последовательность изучения свойств почвы позволяет составить при закреплении материала схему следующего содержания.


Данная схема сравнивается с более простой и определяется, какая полнее отражает суть изученного вопроса.

Большой познавательный интерес у детей вызывали опыты исследова­тельского характера. Например, мы поставили опыты по размножению традесканции:

1. Взяли три банки, пронумеровали их, налили в них одинаковое количество воды. В первую банку добавили чайную ложку жидких удобрений, во вторую - две ложки, в третью удобрения не закладывали.

2. Поместили в банки черенки традесканции одинаковой длины.

3. Наблюдали за ростом черенков в течение двух-трех недель и сделали выводы о воздействии удобрений на развитие растений. Составили схему опыта. Постарались объяснить результаты опыта, используя имеющиеся у нас знания.

Наблюдать развитие из семян растений фасоли и гороха. (За 10 дней до урока надо замачивать семена через каждые два дня).

Сравнить сроки появления всходов и их характеристики при трех разных условиях — семена предварительно замачиваются, семена замачиваются в питательном растворе, семена высеваются сухими. Оно дается за месяц до урока.

Для выполнения второго опыта необходимо выдвинуть предположение (гипотезу) о том, при каком условии растение будет развиваться лучше, записать все гипотезы в таблицу наблюдения и заполнять таблицу в ходе эксперимента.

Дата
появления всходов

Дата
появления
3-4 листа

Дата
появления цветочного

Нажмите, чтобы узнать подробности

осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

бережно относиться к воде.

Оборудование:

Листы для исследовательской работы

Полоски цветной бумаги (синяя, зеленая, красная, желтая) - у учителя и каждого ученика;

Лабораторное оборудование: колба, стакан, ложка.

Мел, сахар, воронка, ватный диск

1. Мотивация и целеполагание.

-Какое оборудование стоит на партах? Стаканчик, колба, ложка.

-Кто пользуется таким оборудованием? Учёные

-Что мы организуем сегодня в классе? Научную лабораторию

- Что такое наука? Область, система знаний о развитии и закономерностях природы, общества.

-Какие науки вы знаете? Ботаника, биология, анатомия

-Сегодня мы организовали в классе научную лабораторию.

-Чем возникает перед учёными? Проблема

Проблема - сложный вопрос, требующий изучения.

-Что ещё делают учёные? Ищут ответы на вопрос. – Изучают теорию.

Наблюдают, ставят опыты. - Проводят практическую работу.

Подводят итоги и делают выводы.

- Мы проведём такую работу, а вы будете маленькими учёными.

-Чтобы узнать над какой темой будем работать, скажите, что объединяет слова?

Море, океан, река, озеро, пруд, водохранилище, болото (водоёмы, вода)

Водоём- место скопления и хранения воды.

-Тема урока. Вода.

-На какие вопросы должны ответить?

Много ли воды на Земле?

Зависит жизнь на Земле от воды?

Какими свойствами обладает вода?

-У вас на партах лежат (маршрутные) листы, в которые вы будете вносить результаты своих наблюдений, исследовательской работы. В конце урока вы мне их сдадите, я их проверю и выставлю оценки.

2. Актуализация знаний и умений.

-Как вы думаете, много ли воды на Земле?

-Посмотрим на нашу планету из космоса. Какого цвета больше всего?

-Что обозначают этим цветом? Воду.

-Воды на планете Земля очень много. Суша занимает только одну треть ее поверхности, а остальную часть - вода.

-Что такое вода? Вода- это жидкое вещество.

- Прочитайте текст в учебнике.

-Заполните на листах теоретическую часть. Что узнали?

3.Физминутка под музыку.

4. Освоение нового содержания и его применение.

-Проведем опыты и определим свойства воды

-Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: чистая вода прозрачна. Прозрачность воды важна подводным растениям, нуждающимся в солнечном свете, а также живущим в воде животным.

– Ребята, у вас у каждого на парте лежат цветные полоски. Поднесите полоски по очереди к стакану с водой. Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зеленая? Желтая? Красная? Белая? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок).

-Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Скажите, имеет ли вода цвет?

Вывод: вода бесцветна .

-Понюхайте воду. Имеет ли чистая вода запах?

Вывод: Чистая вода не имеет запаха.

-Перелейте воду из стакана в колбу, затем из колбы в стакан. (Что делала вода? текла) Какое свойство воды? Текучесть.

-Имеет вода форму? Вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают

-Где мы используем данные свойства? Можем транспортировать воду

Основное свойство воды в жидком состоянии – текучесть.

- На столах есть коробки с сахаром

-Насыпьте содержимое коробка в стакан с водой. Помешайте. Что произошло с сахаром? Он растворился

- Помешайте. Что произошло? Не растворился

- Вывод. Вода одни вещества растворяет, а другие не растворяет.

Вывод. Вода в стаканах, куда бросали соль и сахар, осталась прозрачной. Вода с мелом — мутная, часть мела осела на дно.

- Где в быту используем это свойство?

Пьём чай с сахаром, солим суп, кашу, когда умываемся и моем посуду, стираем одежду, готовим пищу, моемся т.д.

- Люди, зная это свойство воды. Научились делать растворы, лекарства

– А можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины? Что для этого нужно? Фильтр.

-Этот опыт проведу я (демонстрирует учитель).

Стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку,

Вольём в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность. Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием.

Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

Опыт 7.(демонстрирует учитель)

- Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Что мы видим?

– Вода в трубке поднимается.

- Почему? Оказывается, вода при нагревании расширяется.

Опыт 8.(демонстрирует учитель)

- Ту же колбу поставим на тарелку со льдом. Что видим?

Вода в трубке опускается.

- Почему? Вода охлаждается. Частицы начинают двигаться медленнее. Промежутки между ними уменьшаются. Вода сжимается.

Вода при охлаждении сжимается.

5. Контроль и оценка достижений.

1.Какими свойствами обладает вода?

2.Что использовали, чтобы очистить загрязнённую воду?

3. Нужно ли беречь воду? Да Нет

Воду – наше главное богатство, надо беречь!

Вода – это уникальное вещество природы, которое необходимо беречь!

Планета будет жить до тех пор, пока на ней есть удивительное вещество – вода. Сохранить воду чистой - значит сохранить свою жизнь.


Даже очень лёгкие предметы, например лист бумаги или воздушный шарик, не могут парить в воздухе и не падать. Но если лёгкому предмету немного помочь, то он сумеет долгое время летать не падая.

ОПЫТ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "Упрямая воронка"


У каждой вещи есть назначение. Если предмет перестаёт выполнять свои функции, то его считают сломанным. Кухонная воронка нужна для того, чтобы наливать жидкость в бутылки с узким горлышком. Но обычная воронка может заупрямиться и не пропускать воду, оставаясь при этом целой.

ОПЫТ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "Бумажный мост"


Если поставить на бумажный мост что-то тяжёлое, то он провалится. Но можно сделать и так, чтобы обычная бумага выдержала даже тяжёлый предмет.

ОПЫТ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "Тренировка для монеты"


У некоторых людей во время катания на карусели начинает кружиться голова. Но если чаще кататься, то этого не происходит. Так можно потренировать и обычную монету.

ОПЫТ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "Рис учится прыгать"


Очень хороший учитель может передать свои знания любому человеку. Но только великие волшебники способны обучать не только людей, но и предметы. Начинать всегда нужно с простого. Попробуем научить воздушный рис прыгать.

ОПЫТ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "Без чего не будет огня?"


Чтобы разгорелся огонь, нужны топливо и источник пламени. Огонь нельзя оставлять без присмотра, чтобы не случился пожар. Пламя напоминает живое существо. Это сходство ещё больше усиливается, когда узнаёшь, что огонь тоже дышит кислородом.

ОПЫТ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "Летающий магнит"


Какие предметы могут летать? Без помощи специальных двигателей летают только очень лёгкие предметы. Подняться в воздух способен также большой плоский воздушный змей. Тяжёлый небольшой предмет не сможет летать. Такое под силу только магниту!

ОПЫТ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "Лишняя вода"


Все растения любят воду. Но слишком большое количество влаги может им навредить. Каждое растение научилось избавляться от лишней жидкости. Такую жидкость можно увидеть и даже собрать!

ОПЫТ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "Что нужно растениям?"


В различных условиях растут разные растения. Кактусы приспособились к жизни в пустыне, где привычные нам виды не выживают. Есть, напротив, очень капризные растения, которые растут только в самых благоприятных условиях. Давай проверим, что нужно любому растению.

ОПЫТ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "Разделяющийся луч"


Каждый поток света состоит из множества маленьких лучиков. Используя привычные предметы, можно разделить любой световой поток. Попробуй из одной полосы света в тёмной комнате получить несколько разных лучей.

ОПЫТ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "Солнечное затмение"


У многих планет есть спутники. Это небесные тела меньшего размера, которые постоянно вращаются вокруг планеты. У Земли один спутник – Луна. Иногда Луна проходит между Землёй и Солнцем. В такие моменты ты можешь видеть не всё Солнце, а только его часть.

ОПЫТ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "Ледяная рыбалка"


Чтобы поймать рыбку, нужно знать, что она любит. Одних можно поймать на хлеб или кашу, других – только на мясо. А если нужно поймать лёд? Оказывается, для него тоже можно подобрать наживку! Читай об этом в нашем опыте и проводи эксперимент самостоятельно или с друзьями.

ОПЫТ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "Как достать клад"


Глубина морей и океанов всегда скрывает в себе тайны. На дне могут храниться клады и сокровища. Но даже с небольшой глубины нельзя извлечь предмет, не замочив рук. Попробуй достать из тарелки с водой монету так, чтобы пальцы остались сухими. Как это сделать – читай в нашем опыте.

ОПЫТ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "Мягкие кости"


С раннего детства все знают о пользе кальция. Он необходим для нормального развития, роста костей, укрепления зубов. Больше всего кальция содержится в молочных продуктах. Давай узнаем, какими становятся кости без кальция.

ОПЫТ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "Говорящая верёвка"


ОПЫТ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "Ледяные цветы"


Если на улице пасмурно и тепло, то может пойти дождь. Когда на дворе зима, то идёт снег. Маленькие снежинки очень красивые – они похожи на чудесные цветы. Такие ледяные цветы в морозный день ты сумеешь получить сам.

ОПЫТ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "Солнечная духовка"


В центре Солнца температура достигает 16 миллионов градусов! До Земли тепла доходит намного меньше. Но несмотря на это, солнечной энергии, попавшей на Землю, может хватить, чтобы приготовить еду в солнечной духовке.

ОПЫТ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "Непотопляемая бумага"


Многие вещи проявляют необычные свойства в самых разных ситуациях. Например, может ли воздух защитить бумагу от воды? Давай проверим!

ОПЫТ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "Детективная история"


Нет ничего более захватывающего, чем разгадка запутанной истории. Детективы должны многое знать, чтобы раскрыть преступление. Один из наиболее популярных способов поиска улик – работа с отпечатками пальцев, ведь у каждого человека они неповторимы.

ОПЫТ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "Как выгнать воду"


Если в дне банки есть отверстие, то вода обязательно должна выливаться из него, верно? Давай попробуем заставить воду остаться в банке с отверстием в дне, а потом выгоним её.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия: создать условия для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей; учить проводить эксперимент самостоятельно; расширять кругозор учащихся путём введения новых понятий.

Формирование УУД:

Личностные: формировать положительное отношение к занятиям исследовательской деятельностью; позитивную самооценку;

стремление к успешности в исследовательской деятельности

Метапредметные:

Регулятивные: учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий; формулировать цель учебной задачи и с помощью учителя дифференцировать известное и неизвестное в процессе наблюдений, определять этапы эксперимента, формулировать итоговый результат.

Познавательные: уметь анализировать ситуацию с точки зрения наблюдения, устанавливать пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, планировать ход проведения эксперимента.

Коммуникативные:

формировать умение уважать мнение собеседников; задавать вопросы и отвечать на них; входить в коммуникативную игровую ситуацию.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, одежда лаборантов, всё необходимое для экспериментов.

I. Организационный момент.

А теперь усложним наше упражнение: если я передаю импульс вправо то, получающий его говорит Эх!. А если влево - Ох!. Но возможно будет передача импульса и вправо и влево. На ком эти импульсы встречаются, тот говорит Ха-ха!. Как настроение? Мы поделились каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.

II. Актуализация знаний. Мы снова становимся настоящими исследователями.

- А кто такой исследователь? (ответы детей)

-Что значит исследовать? (Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то).

- Какие методы есть у исследователя, давайте вспомним?(Слайды -последний Эксперимент)

- Что же такое эксперимент? (Ответы детей)

- С какой целью проводится эксперимент, для чего?

- Для того, чтобы доказать или опровергнуть, выявить уровень чего-либо и т.д.

- Цель нашего занятия – научиться проводить эксперименты самостоятельно.

III. Практическая работа.

На доске картинки с экспериментами, дети выбирают себе картинку и выдвигают гипотезы, затем изучают ход эксперимента и выполняют эксперимент.

1)Берём полоску из салфетки и кусочек бечёвки.

2) Наносим фломастером разноцветные точки в один ряд на салфетке и на бечёвке на расстоянии друг от друга несколько отметок фломастерами разных цветов.



3) Наливаем воду в два стакана опускаем полоску из салфетки и бечёвку в стаканы, чтобы они слегка касались воды.


4) Смотрим на результат.



Ребята, почему это происходит?

Салфетка имеет пористую структуру и состоит преимущественно из целлюлозы, которая, в свою очередь, имеет волокнистое строение. Таким образом, воде не составляет труда найти себе пути-капилляры для движения вверх.

В бечевке процессы протекают аналогичным образом, с той лишь разницей, что в ней не нарушаются механические свойства, так как состоит она из цельных нитей.


Ребята, обращаю ваше внимание, что не только материалы, но и живые существа могут впитывать другое вещество. В среду мы свами провели эксперимент по окрашиванию цветов, давайте посмотрим что у нас получилось и сделаем выводы.

Объекты изучения: Кожица лука

- Мы знаем, что все предметы, которые нас окружают, ученые называют телами.

- Предлагаю рассмотреть тело, небольшой кусочек репчатого лука.

Я отделила от разрезанной луковицы тонкую пленочку. На предметное стекло капнула воды, положила на нее пленочку, иглой расправила. Нам предстоит с вами капнуть на эту плёночку раствор йода. (Если использовать фиолетовую луковицу, то йод не нужен) и рассмотреть препарат при увеличении.

- Что вы видите? (клеточки, кирпичики)

Эти кирпичики ученые назвали КЛЕТКОЙ.

- Более подробно вы будете рассматривать строение клетки в старших классах.

- Какой можно сделать вывод: Лук состоит из клеток.

- Что такое лук? (тело, живой организм)

- Следовательно можно предположить, что всё живое состоит из клеток.

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.



1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.

2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.



3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Для проведения опыта вам понадобятся: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.

Поспорь с приятелем, что с помощью нитки ты вытащишь кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.

1. Опустим лёд в воду.

2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.



3. Насыпем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут.

4. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.


Наливаем в трёхлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.).

Кладём на противень несколько кубиков льда и ставим его на банку

Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплого воздуха.

V. Итог занятия. Рефлексия.

- Вот и подошла к концу наша экскурсия по экспериментальной лаборатории

- Интересно ли прошло наше путешествие и что особенно запомнилось?

- Какого цвета ваше настроение? Вы видите колбочки, выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению и прикрепите на доску.

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

А теперь встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. Как вы думаете, у нас всё получилось? Мы были сегодня командой?

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ОПЫТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от целенаправленных видов действий, которые формируются, применяются и сохраняются в результате активных действий самих учащихся. Именно активные действия самих учащихся должны быть направлены на развитие мотивации обучения, удовлетворение познавательных интересов и возможностей школьников, а также на развитие у них умения учиться в самом широком смысле. Познавательные интересы непосредственно связаны с исследовательским отношением к окружающему миру. Познавательные интересы становятся первой ступенькой для осуществления детьми больших и малых исследований, позволяющих им не только узнать много нового об окружающем мире, но и приобрести универсальные способы его познания – исследовательские умения.

Применение таких методов преподавания позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и тайнами. Эти методы обеспечивают высокий уровень самостоятельности ребенка в процессе поиска верного ответа, а также предполагают не только индивидуальные, но и групповые формы исследовательской работы учащихся. Такая организация процесса обучения помогает развитию коммуникативной сферы у младших школьников, их способностей к сотрудничеству. Формируются мыслительные и исследовательские умения и навыки, умение учиться, и не только в школе, но и в течение всей жизни.

Дидактическое значение этих методов изучения окружающего мира состоит в том, что учащимся предоставляется возможность воспроизвести доступные для понимания процессы, происходящие в природе, наглядно представить свойства различных объектов, их взаимосвязь, подготовиться к познанию в будущем законов, открытых определенной наукой (биологией, физикой, химией, географией, астрономией). При этом обеспечивается не только прочность усвоения приобретаемых знаний, но и осознанность научных методов познания, развитие интереса к исследовательской работе.

Читайте также: