Опыты и эксперименты в начальной школе 1 2 классы дорохина

Обновлено: 05.07.2024

экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе

Министерство образования и науки Российской Федерации

Средняя общеобразовательная школа № 140

Рабочая программа

метапредметного курса

Автор работы:

Лукина Светлана Владимировна

учитель начальных классов

Пермь , 2018

Пояснительная записка

В настоящее время опыт как исследовательский, практический метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.

Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям

Новизна и актуальность программы заключается в том, что содержание составлено таким образом, чтобы обеспечить единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью.

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

3. Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения.

4. Программы развития и формирования универсальных учебных действий.

Использование опытов, экспериментов является эффективным средством формирования особенно познавательных УУД, так как в эксперименте используется система основных приемов мыслительной деятельности.

· анализ и синтез;

· определение и объяснение понятия;

· обобщение и систематизация;

· объяснение результатов опыта .

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.

Цели и задачи программы

Цель - способствование формированию интереса к естественнонаучным знаниям и ответственного отношения к природе.

· расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

· знакомить детей с тем как человек использует различные свойства веществ.

развивающие:

· создать условия для развития наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать,

· устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы, отстаивать свое мнение.

воспитательные:

· воспитывать соблюдение правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

· развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

· воспитывать культуру общения между участниками эксперимента.

Ожидаемый результат :

1. Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.

2. Предлагает возможные решения данной проблемы.

3. Исходя из полученных данных, делает выводы.

4. Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия :

познавательные:

· проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимости объектов между собой;

· использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;

· формулировать выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта;

· устанавливать основания для сравнения;

· использовать знаково-символьные средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

· осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира ( в рамках изученного);

регулятивные:

· учиться высказывать своё предположение;

· адекватно воспринимать предложения учителей, учащихся, родителей по исправлению допущенных ошибок;

· учиться отличать правильно выполненное задание от неверного;

коммуникативные:

· слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

· организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, предлагать помощь и сотрудничество ).

Программа основывается на принципах:

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя с другими, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения . В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми.

Принцип системно - деятельностной организации воспитания . Воспитание, направленное на духовно- нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию внеурочной, общественно значимой деятельности младших школьников.

Результатом обучения и развития детей по данной программе является формирование у детей интереса к естественнонаучным знаниям и ответственного отношения к природе.

Методические рекомендации по реализации программы

В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

· физический : учится управлять своим телом и отдельными органами;

· природоведческий : знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

· социальный : запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;

· познавательный : тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

· лингвистический : занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;

· личностный : узнает свои личные возможности;

· волевой : запоминает, как он сам может влиять на других людей;

· поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях

Цели экспериментальной деятельности:

1. Создать условия для развития познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования;

2. Создать условия для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами элементарного экспериментирования;

3. Создать условия для развития интеллектуальных умений.

Эксперимент должен отвечать следующим условиям:

· максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними,

· безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,

· показ только существенных сторон явления или процесса,

· отчетливая видимость изучаемого явления,

· возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Основные требования к постановке опытов:

· ясная постановка цели;

· чёткая инструкция по технике выполнения с показом технических приемов выполнения и с указаниями на те моменты, за которыми надо наблюдать;

· проверка усвоения детьми хода предстоящей работы путем пересказа ими данной инструкции;

· своевременная раздача на столы принадлежностей для опыта;

· контроль со стороны учителя за самостоятельной работой учащихся;

· уборка рабочего места;

· отчет в форме связного рассказа о том, как собирали прибор, какие наблюдали по ходу опыта явления, установления причинно-следственных связей, выводы и обобщения;

· повторение и закрепление выполненных опытов в тетради. Опыты позволяют реализовать принцип наглядности обучения.

Логический рассказ об опыте - одно из совершенных средств развития речи учащихся начальной школы. Фиксация полученных результатов может быть в виде схемы, таблицы, зарисовки результатов опыта. Процесс зарисовки - это одновременно и повторение содержания опыта, воспроизведение картины наблюдения. Главное состоит в том, что рисунок подчеркивает сущность явления. Правда, не всякий опыт подлежит зарисовке.

Место курса в системе работы в школе: курс рассматривается как самостоятельная дисциплина во внеурочной деятельности.

Общая характеристика курса, место курса в учебном плане: данный курс является метапредметным, программа разработана для учащихся 4 классов, рассчитан на 34 часа (1 занятие в неделю).

1. Что такое исследование (1ч)

2. Что такое эксперимент? (1ч)

Главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)

3. Вода, вода, я тебя знаю! (1ч)

Вода не имеет запаха, вкуса, бесцветна, принимает форму предмета, в котором находится.

4. Вода – растворитель. (1ч)

Есть вещества, которые растворяются в воде. Растворы – прозрачны. Есть вещества, которые не могут раствориться в воде - вода мутная, может образоваться осадок. Грязную воду можно отфильтровать

5. Почему вода течет . (1ч)

Вода обладает свойством текучести. Вода может течь и переливаться, когда появляется наклон.

6. Куда может проникнуть вода ? (1ч)

Вода может впитываться через маленькие отверстия, подниматься вверх.

7. Теплая-холодная. (1ч)

Вода может быть разной температуры. Температура воды меняется, в зависимости от окружающей среды.

8. И жидкая, и твердая, и газообразная. (1ч)

Жидкая вода на морозе меняет свое состояние – превращается в твердый лед. Твердый лед занимает места больше, чем вода. Лед легче, чем вода. Лед в тепле превращается в воду.

Вода может превращаться в пар, в невидимый газ. Испарение ускоряет высокая температура, ветер, площадь испарения.

Вода из газообразного состояния может превратиться опять в воду. Для этого нужно снизить температуру воздуха, охладить поверхность. Это можно наблюдать в природе (роса, туман, иней).

9. Эта необычная соленая вода. (1ч)

10. Удивительное свойство воды . (1ч)

Вода с помощью поверхностного натяжения может удерживать легкие предметы.

11. Вода - увеличительное стекло . (1ч)

Вода может увеличивать предметы, которые находятся внутри воды или под ней.

12. Парадоксы Воды. (1ч)

Почему это происходит? – открытый вопрос.

13. Свойства воздуха . (1ч)

14. Как победить огонь ? (1ч)

15. Развитие растения из семени. (1ч)

Наблюдать развитие из семян растений фасоли и гороха.

16. Когда растениям дышится легче? (1ч)

Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить.

17. Обыкновенное чудо — соль. (1ч)

Вода, находясь в жидком состоянии, оставляет свободное место между своими молекулами, куда в итоге и помещаются молекулы соли.

18. Растворение соли. (1ч)

Через фильтр проходит вода и становится очень прозрачной, на фильтре остаются частички песка и мела.

19. Сила магнита. (1ч)

У Ярика было 2 разных по размеру магнита. Он поднял магнит над столом, примагнитил к нему 1 скрепку, затем примагнитил к ней вторую скрепку, и повторил это действие несколько раз, пока новые скрепки не перестали примагничиваться. Те же действия он повторил с другим магнитом. Он был уверен, что каждый магнит прицепит одинаковую по длине цепочку скрепок. Выскажите и запишите свои предположения.

Катя положила на стол 5-копеечную монету и притянула её магнитом сверху. Ярик положил на монетку листочек бумаги и попробовал примагнитить монету. Они повторили опыт с листом картона и магнитом другой силы… Выскажите и запишите свои предположения.

21. Летающие хлопья. (1ч)

Ярик натёр воздушный шарик о шерстяную варежку и поднёс его к тарелке с овсяными хлопьями… Выскажите и запишите свои предположения.

23. Аплодисменты. (1ч)

Ярик заинтересовался , отличается ли звук, если хлопать в ладоши под водой. Он делал хлопки в воздухе и в ведёрке с водой… Выскажите и запишите свои предположения.

24. Тянем-потянем. (1ч)

Ярик взял целлофановый файл и вдоль его длины нарезал полоски шириной 1, 2 и 3 см. Затем каждую полоску стал медленно растягивать. Ярик был уверен, что все нарезанные полоски вытянутся на одинаковую длину. Выскажите и запишите свои предположения.

25. Течёт, течёт, не вытечет. (1ч)

Ярик налил треть стакана воды, намочил ситцевый платок, сложил его в четыре слоя, накрыл им стакан и сверху закрепил платок канцелярской резинкой. Затем резко перевернул стакан… Выскажите и запишите свои предположения.

26. Преграда из бумаги. (1ч)

Катя налила полный стакан воды, положила сверху листочек бумаги, плотно прижала его рукой и резко перевернула стакан так, чтобы оказалась внизу. Результат был интересным. Выскажите и запишите свои предположения.

27. Бумага в трубочку. (1ч)

Ребята вырезали из одинаковой бумаги несколько кругов, разложили их на столе и смочили края каждого круга мокрой кисточкой… Выскажите и запишите свои предположения.

28. Мокрая радуга. (1ч)

Катя отрезала полоску в 7 см от бумажного полотенца и затем на её узком крае фломастерами нарисовала 7 жирных точек по цветам радуги. На дно стакана Катя налила воду, опустила в неё край полоски с точками и наблюдала… Выскажите и запишите свои предположения.

29. Весёлый виноград. (1ч)

Катя знала, что виноград тонет в воде. Она налила одинаковое количество обычной и сильно-газированной воды в стаканы. Затем опустила по одной виноградинке в каждый стакан… Выскажите и запишите свои предположения.

30. Плавающее яблоко. (1ч)

Катя читала, что в морях, где очень солёная вода, плавать легче. Она налила одинаковое количество обычной и солёной воды в стаканы. Затем опустила яблоко поочерёдно в каждый стакан и фломастером отметила уровень воды в стакане… Выскажите и запишите свои предположения.

31. Музыкальное стекло. (1ч)

Катя взяла 3 одинаковых стеклянных стакана, налила в 2 из них разное количество воды (половину стакана и полный стакан) и карандашом, как волшебной палочкой, постучала по каждому из трёх… Выскажите и запишите свои предположения.

32. Нитка в парафине. (1ч)

Ребята узнали, что парафин меняет поведение материалов в воде. Они взяли 2 нитки, длиной по 7-10 см каждая. От свечки для тортов они отломили кусочек парафина, растёрли его тёплыми пальцами в ладошке и несколько раз протянули через размякший парафин одну из ниток. Потом обе нитки опустили в стакан с водой и начали топить их карандашом… Выскажите и запишите свои предположения.

33. Дорога сквозь открытку. (1ч)

Ярик удивил ребят. Он показал им, что человек может пройти через обыкновенную открытку. Он разрезал поверхность открытки так, что она превратилась в замкнутый контур. В итоге смог пройти сквозь полученный контур. Выскажите и запишите свои предположения.

Дорохина, Паршина - Опыты и эксперименты в начальной школе. 1-2 классы обложка книги

35 %

Аннотация к книге "Опыты и эксперименты в начальной школе. 1-2 классы"

Пособие содержит практико-ориентированные задания, дополняет курс окружающего мира в начальной школе, готовит к изучению курсов биологии, географии, физики и химии в средней и старшей школе и помогает формировать интерес к этим предметам Пособие является подготовительной основой для успешного написания заданий международного исследования качества образования.
Пособие ориентировано на формирование основ естественно-научной функциональной грамотности младших школьников. В результате работы с пособием учащиеся будут учиться научно объяснять различные явления, понимать особенности исследования, фор-мулировать выводы, полученные в ходе опытов и экспериментов.
Все необходимые для проведения опытов инструменты и материалы соответствуют материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Пособие "Опыты и эксперименты в начальной школе" предназначено для учащихся общеобразовательных организаций и может использоваться на.

Пособие содержит практико-ориентированные задания, дополняет курс окружающего мира в начальной школе, готовит к изучению курсов биологии, географии, физики и химии в средней и старшей школе и помогает формировать интерес к этим предметам Пособие является подготовительной основой для успешного написания заданий международного исследования качества образования.
Пособие ориентировано на формирование основ естественно-научной функциональной грамотности младших школьников. В результате работы с пособием учащиеся будут учиться научно объяснять различные явления, понимать особенности исследования, фор-мулировать выводы, полученные в ходе опытов и экспериментов.
Все необходимые для проведения опытов инструменты и материалы соответствуют материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Пособие "Опыты и эксперименты в начальной школе" предназначено для учащихся общеобразовательных организаций и может использоваться на уроках и для организации внеурочной деятельности.

Сборник опытов и эксперементов! Для реализации научно-исследовательской деятельности в рамках предмета "окружающий мир".

ВложениеРазмер
Опыты и эксперименты 45.78 КБ

Предварительный просмотр:

Понадобится : полиэтиленовый пакет, вода, наточенные карандаши.

Ход опыта: наливаем воду в пакет до половины и протыкаем насквозь карандашами в том месте, где он наполнен водой. Вода почти не вытекает.

если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей

вода, подкрашенная голубым красителем, 2 пластиковые бутылки, переходник (2 склеенные пробки с отверстием 1 см). Бутылки соединяются друг с другом с помощью пробок-переходников. Одна бутылка наполняется водой.

переворачиваем бутылки так, чтобы пустая оказалась внизу, и с силой вращаем против часовой стрелки. Получается водоворот. Вода, вращаясь, переливается в пустую бутылку, образуя торнадо.

при вращении получается эффект центрифуги. Жидкость, прижимаясь к стенке, образует воронку, через которую поступает воздух в верхнюю бутылку и тем самым ускоряет процесс слива. Так же в природе образуется торнадо. Это канал доставки воздуха, только имеющий огромные размеры.

Понадобится: вода, электрический чайник, лёд, пластиковая бутылка, воздушный шарик, конфетти.

доводим до кипения воду. Надеваем воздушный шарик на горлышко пластиковой бутылки. Помещаем бутылку в сосуд с кипящей водой. Шарик надувается. Переносим бутылку из кипятка в лёд. Шарик сдувается и втягивается внутрь бутылки. Внутрь шарика насыпаем конфетти и снова помещаем в кипящую воду.

Результат: шарик вновь надувается с салютом из конфетти.

Опыт иллюстрирует, как воздух меняет объем при охлаждении и нагреве. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. Мы знаем, что при нагревании вещества увеличиваются в объеме, а при охлаждении – уменьшаются. При нагревании молекулы воздуха в бутылке становятся более подвижными и начинают отдаляться друг от друга. Расстояние больше – объем больше, поэтому шарик надувается, так как воздуху необходимо больше объёма. При охлаждении, соответственно, наоборот. Мы использовали это свойство воздуха и получили отличную хлопушку без пороха.

Понадобится : 3 швейные стальные иглы, свеча, плоская ёмкость для воды, вода, магнит.

Ход опыта: иглы втыкаем в свечу, они должны полностью покрыться парафином. Наливаем в ёмкость воду. Бросаем в неё иглы. Они опускаются на дно. Достаем их и вновь опускаем в ёмкость, но уже аккуратно кладем на поверхность воды. Они плавают на поверхности. К стенкам ёмкости подносим магнит, они перемещаются за ним.

Вывод: опыт демонстрирует силу поверхностного натяжения воды. Пленка на поверхности воды способна удерживать предмет, имеющий большую плотность, чем вода.

4 стакана, пищевой краситель 4-х цветов, вода, 4 белых цветка (гвоздики или хризантемы)

на дно каждого стакана налить 100г воды и добавить 1ч. Ложку красителя. Поставить цветы в стаканы. Оставить на три дня.

подкрашенная вода впитывается стеблем растения и

поднимается до цветка. Сначала новый оттенок появился

лишь на кончиках лепестков. Через три дня почти все цветы

Цветы с короткими стеблями окрашиваются

быстрее, чем с длинным.

острый карандаш, змейка, вырезанная из бумаги, лампа настольная.

Ход опыта: на хвосте змеи в самой серединке сделано карандашом углубление. Надеваем хвост на острие карандаша и легонько дуем на змею снизу, она вращается. Затем помещаем змею над лампой, наблюдая вращение змеи.

вращение змеи происходит за счет воздушных потоков. В первом случае змея вращается из-за того, что Илья на нее дует. Во втором случае нагретый воздух расширяется и поднимается вверх, его место занимает холодный и змея сама начинает вращаться. Чем горячее воздух над лампой, тем быстрее вертится змея.

магниты, стекло, лист бумаги, булавки, железные стружки, две пластмассовые игрушки, скотч.

Насыпаем на лист бумаги железные стружки, снизу прикладываем магнит, стружки притягиваются и образуют рисунок магнитного поля.

Результат: магнитное поле можно увидеть.

Подносим к магниту булавку, затем к этой булавке еще одну – булавка притянется к булавке.

Результат: магнитные свойства можно передать другому предмету.

Прикрепляем магниты к двум пластиковым игрушкам, подносим их друг к другу. В одном случае игрушки притягиваются, в другом отскакивают друг от друга.

Результат: магниты имеют два полюса: северный и южный; одноименными полюсами они отталкиваются, а разноименными – притягиваются.

1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.

1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.

3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.

Вывод: Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

воздушный шарик, апельсин.

1. Надуйте воздушный шарик.

2. Почистите апельсин, но апельсиновую шкурку (цедру) не выбрасывайте.

3. Выжмите апельсиновую цедру над шариком, после чего он лопнет.

цедра апельсина содержит вещество лимонен. Он способен растворять резину, что и происходит с шариком.

Понадобится : половинка лимона, ватная палочка, чашка воды, лист бумаги, настольная лампа.

Ход опыта: Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды. Обмакнем спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включенной настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.

грязная вода (растворим почву в воде), бутылка пластиковая, лейка, активированный уголь, вата, чистая вода (для сравнения результата).

наливаем в стакан воду и растворяем немножко почвы (делаем воду грязной). В узкое горлышко лейки наталкиваем вату, сверху насыпаем активированный уголь, на уголь кладем ещё один слой ваты. Наливаем в лейку грязную воду, и через фильтр вода протекает в бутылку.

через самодельный фильтр из ваты и активированного угля вода полностью очищается от грязи

немного молока, пищевые красители разных цветов, кусочек мыла, ватная палочка и столовая тарелка.

налить в тарелку немного молока. Добавить по капле пищевые красители различных цветов в центр тарелки. Не смешивайте цвета! На один конец ватной палочки капнуть немного жидкого мыла. Поместить намыленный конец палочки в центр тарелки и подержать 10-15 секунд.

фонарик, ёмкость для воды, плоское зеркало, белый картон и вода.

1.Наполнили лоток водой.

2.Положили зеркало в воду.

3.Направили свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала.

4.Чтобы поймать отражённые (или преломлённые) лучи, поставили картон перед зеркалом.

Вывод: пучок света, отражённый зеркалом на выходе из воды, преломляется. Цвета, составляющие белый цвет, имеют разные углы преломления, поэтому они падают в разные точки и становятся видимыми.

Понадобится: вода, подсолнечное масло, стеклянный сосуд, пищевые красители разных цветов.

Ход опыта: наливаем в стакан воду примерно на 2/3. Доливаем в стакан подсолнечное масло. Из-за разной плотности жидкости не смешиваются. Далее аккуратно добавляем пищевые красители.

Результат: красители проходят через масло и растворяются только в воде. При попадании в воду красителей разных цветов создается эффект красивого салюта.

Понадобится: 2 апельсина, широкая миска с водой.

Ход опыта : берём 2 апельсина, тщательно их промываем. Один апельсин кладём в миску с водой – он будет плавать, и никакая сила не заставит опуститься его на дно. Второй апельсин очищаем и тоже кладём его в миску с водой. Апельсин тонет!

Вывод: пористая апельсиновая корка содержит много воздуха и как спасательный жилет держит апельсин на плаву!

Понадобится: пустая пластиковая бутылка, холодная и горячая вода, воздушный шарик.

охладить открытую пластиковую бутылку, полив её холодной водой, а затем, надеть на горлышко воздушный шарик и поставить бутылку в ёмкость с горячей водой.

Результат: шарик сам начинает надуваться.

Если бутылку полить снова холодной водой, шарик спуститься.

Частицы, из которых состоит воздух, движутся, сталкиваются. При нагревании они начинают двигаться быстрее и при сталкивании отскакивают друг от друга на большее расстояние, и воздух расширяется. При охлаждении, наоборот, скорость движения частиц воздуха и расстояние, на

которое они отскакивают друг от друга, уменьшается, воздух сжимается.

Понадобится: лист бумаги, ножницы, ёмкость с водой.

Ход опыта : из бумаги вырезаем цветок, загибаем лепестки к центру цветка. Кладём цветок в ёмкость с водой.

Результат: цветок постепенно раскрывается. Вода проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются и цветок распускается.

Вывод: вода может подниматься вверх.

Понадобится: пластиковые стаканчики с водой, обрезанная бутылка, бечевка, фломастеры, ножницы, бумажная салфетка.

Ход опыта: берем салфетку и отрезаем полоску шириной 2 см., затем отступаем несколько сантиметров от низа и ставим фломастерами точки всеми цветами, тоже самое делаем и с бечёвкой. Затем продеваем бечевку иголкой и опускаем в стакан, так же пускаем и салфетку в стакан с водой и ждём некоторое время.

Результат: этот опыт иллюстрирует, как проходит процесс впитывания жидкости твердым телом. Из опыта видно, что салфетка и бечевка впитывают жидкость одинаково.

Понадобится: стаканы, вода, сахар, пищевые красители, ложка, одноразовый шприц.

Ход опыта: В один из стаканов добавляем 1 столовую ложку сахара, во второй - две, в третий-3. Затем в каждый из стаканов вливается равное количество воды. Получившийся раствор размешивается и с помощью красителей окрашивается в разные цвета.

Начинаем набирать получившийся раствор поочередно шприцом и очень медленно вливать в пустую ёмкость слоями (начиная с самого концентрированного).Получаем радугу в стакане.

Результат: В чем же секрет?

Концентрация сахара в каждой окрашенной

жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане.

Понадобится: сода, моющее средство, лимонная кислота, пластмассовый стаканчик без дна.

Ход опыта: разделим пластилин на 2 части. Одну половину расплющим (это будет основание), а из другой слепим полый конус размером со стакан с отверстием вверху (склоны и жерло вулкана). Соединим обе части, тщательно скрепляя стыки, чтобы наш вулкан получился герметичным. Переносим "вулкан" на тарелку, которую помещаем на большой поднос. Теперь приготовим "лаву". Насыпаем внутрь вулкана столовую ложку питьевой соды, немного красного пищевого красителя (сойдет и свекольный сок), вливаем чайную ложку жидкости для мытья посуды. Последний штрих: насыпаем в "жерло" четверть стакана лимонной кислоты. Вулкан тут же просыпается, раздается шипение, из "жерла" начинает валить ярко окрашенная пена. Эффектное и незабываемое зрелище!

стакан без граней, вода, лист бумаги, фломастер

На листе бумаги рисовать стрелку, направленную вправо, перед листом поставить стакан и наливать в него воду. Когда вода поднимется выше уровня рисунка, стрелка повернется влево.

Почему так произошло?

В данном эксперименте свет проходит сквозь воздух, стекло, воду, снова через стекло, а затем обратно. И всякий раз, когда свет проходит из одной среды в другую, он преломляется. Конечно, это не объясняет, почему нарисованные стрелки изменяют свое направление, но представьте, что стакан воды здесь работает как линза. Когда луч света проходит сквозь линзу, он искривляется в сторону центра. Точка, в которой лучи сходятся вместе, называется фокусом, но за его пределами изображение переворачивается, потому что лучи меняют направление.

Понадобится: предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги; магнит.

В ходе эксперимента надо разделить все предметы на две группы: металлические и не металлические. Поднеся магнит по очереди к предметам первой и второй группы, мы определяем, что не металлические предметы не притягиваются к магниту , но и некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые не испытывают его притяжения.

Вывод: магнит хорошо притягивает стальные предметы: кнопки, скрепки, шурупы, гвозди и др. И совсем не притягивает предметы из алюминия и меди: линейку, монеты и др. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

Понадобится : вода, подсолнечное масло, стеклянный сосуд, пищевой краситель, шипучая таблетка.

Ход опыта: наливаем в стакан воду примерно на 1/3.Далее аккуратно добавляем пищевые красители, чтобы было лучше видно результат эксперимента. Доливаем в стакан подсолнечное масло. Из-за разной плотности жидкости не смешиваются. В конце добавляем ¼ шипучей таблетки.

Результат: вступая в реакцию с водой, таблетка выделяет газ, который перемешивается с молекулами подкрашенной воды и поднимается вверх. В слое масла образуются цветные воздушные пузыри.

Понадобится: картон, ножницы, карандаш, вода, жидкое мыло, поднос.

Ход опыта: из картона вырежьте пластинку по форме рыбки размер должен быть примерно (7*3), размер выреза 0,3 см. и опустите ее на поверхность воды, налитой в большой пластмассовый поднос. В центре выреза картона на воду капните жидкое мыло. Рыбка приходит в движение.

Объяснение: дело в том, что жидкое мыло уменьшает поверхностное натяжение воды у картона с одной стороны. Пластинка приходит в движение в сторону большего поверхностного натяжения.

Понадобится: шерстяная перчатка, жидкость для мыльных пузырей.

Ход опыта: надеть шерстяную перчатку. Выдуть шарик и постараться опустить его на руку. Осторожно попробуйте заставить шарик подпрыгивать.

БАТАРЕЙКА ИЗ ЛИМОНА

Понадобится: лимоны, медная проволока, гвоздь, светодиод.

Ход опыта: в лимон втыкаем гвоздь и медную проволоку. Соединяем последовательно три лимона для того, чтобы зажечь светодиод.

Результат: появилось напряжение, загорается светодиод.

Поговорим? В лимонной батарейке сок выступает в качестве электролита, медная проволока -положительный заряд (электрод), а гвоздь - отрицательный. При присоединении электропотребителя замыкается цепь. Внутри лимона происходит химическая реакция. Электроны внутри атомов лимонного сока собираются на отрицательном электроде и начинают течь по цепи к положительному электроду. Таким образом, возникает электрический ток, текущий по электрической цепи

Понадобится: чаша с водой, гиря, весы (кантер)

Ход опыта : в чашу наливаем воду, на весы вешаем гирю и опускаем её в воду.

Результат: при опускании гири в воду, она теряет вес (это видно на весах).

Поговорим? По закону Архимеда каждое тело, погружённое в жидкость, становится легче: оно теряет в своём весе столько, сколько весит вода, вытесненная им.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ВОКРУГ НАС

Понадобится: воздушный шарик, шерстяная ткань, мелкие клочки бумаги.

Ход опыта: насыпаем часть клочков бумаги внутрь воздушного шарика, остальные клочки кладём на стол. Надуем шарик, завяжем горловину и легонько потрём о шерстяную ткань. Теперь поднесём шарик к бумажкам, лежащим на столе

Бумажки притянулись к шарику. Часть бумажек висит, касаясь кончика шарика, остальные падают обратно на стол. А те, что насыпали внутрь шара, так и лежат на дне.

Потерев шарик о ткань, мы придали ему отрицательный заряд. Вокруг шара возникло электрическое поле, способное притягивать предметы. Каждый предмет от природы имеет положительный и отрицательный заряды. Обычно заряды равномерно распределены по предмету, но стоит попасть в электрическое поле, заряды разделяются.

РИСУЕМ ЛАКОМ НА ВОДЕ

Лак для ногтей (разных цветов), емкость с водой, стеклянный сосуд.

Ход опыта: Наливаем холодную воду в сосуд с большой площадью поверхности.

2. Капаем лак для ногтей на поверхность воды.

3. Капаем лак другого цвета, далее другого и так далее.

4. Зубочисткой рисуем рисунок.

5. Опускаем в воду предмет, которые хотим покрасить.

Итог: капаем в воду одну каплю лака для ногтей (она растекается по поверхности воды). Лак другого цвета капаем в центр предыдущей капли и так далее: чем больше цветов и циклов тем красочнее. После завершения циклов зубочисткой рисуем узоры из получившихся кругов. Делать все нужно быстро, пока не высох лак. Потом в эту узорную пленочку опускаем все, что хотим покрасить. Рисунок отпечатался!

Опыты и эксперименты в начальной школе. 1-2 классы

Пособие содержит практико-ориентированные задания, дополняет курс окружающего мира в начальной школе, готовит к изучению курсов биологии, географии, физики и химии в средней и старшей школе и помогает формировать интерес к этим предметам Пособие является подготовительной основой для успешного написания заданий международного исследования качества образования. Пособие ориентировано на формирование основ естественно-научной функциональной грамотности младших школьников. В результате работы с пособием учащиеся будут учиться научно объяснять различные явления, понимать особенности исследования, фор-мулировать выводы, полученные в ходе опытов и экспериментов. Все необходимые для проведения опытов инструменты и материалы соответствуют материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Пособие "Опыты и эксперименты в начальной школе" предназначено для учащихся общеобразовательных организаций и может использоваться на уроках и для организации внеурочной деятельности.

Читайте также: