Опыт с мандарином и водой в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
Цель мастер-класса: продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с различными материалами.
Задачи:
- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
- Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
На мольберте написано -
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)
1. Вступление
Здравствуйте, дорогие родители. Сегодня не простое родительское собрание, а в форме мастер-класса. Вы спросите,почему наш мастер-класс посвящён именно экспериментированию? Я вам отвечу «В этом учебном году, кроме обычных занятий будут проходить занятия поисково-познавательной деятельности, протекающие в форме опытно-экспериментальных действий. В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.
2. Практическая часть. Опыты и эксперименты
Опыт 1: Вулканическая лава
Понадобится: вода, растительное масло, краситель, соль, шипучая таблетка.
Налить в стакан воды, потом растительное масло, добавить краситель и перемешать. Т. к. масло легче воды, оно будет находиться вверху и не смешиваться с водой. Затем сверху насыпать соль (ложку). Соль тяжелее масла и поэтому будет опускаться вниз в воду, захватывая масло. Когда соль растворится, масло снова будет подниматься вверх. В ходе этого опыта мы можем наблюдать реакцию похожую на вулканическую лаву. Можно добавить шипучую таблетку для наглядности.
Опыт 2: Самонадувающийся шарик
Понадобится: воздушный шарик, сода, бутылка, уксус, лист бумаги.
В шарик насыпьте соды (2-3 ч. л., а в бутылку залейте уксус (1/2 стакана). Наденьте шарик на горлышко бутылки, а потом переверните так, чтобы содержимое шарика высыпалось в уксус, и наблюдайте.
Объяснение: дело в том, что при добавлении соды в уксус (гашение соды) выделяется углекислый газ, который надувает воздушный шарик.
Опыт 3: Удивительные мандарины
Понадобится: два мандарина, миска с водой.
Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистите второй мандарин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Мандарин утонул. Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает?
Объяснение: В мандариновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Опыт 4: Подводная лодка из изюма
Понадобится: стакан с газированной водой, изюм.
Бросьте в воду несколько изюминок. Они чуть тяжелее воды и опустятся на дно. Но на них тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что изюминки всплывут. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая изюминка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Опыт 5: Цветы лотоса
Понадобится: цветная бумага, ножницы, карандаш, тарелка с водой.
Может ли бумажный цветок ожить? Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Вы увидите, как он вздохнет, помедлит — а потом начнет раскрывать свои лепестки, словно настоящий цветок, распускаться.
Объяснение: Это не фокус. Это красивый опыт, придуманный наблюдательным человеком. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт 6: Почему вода не переливается?
Понадобится: картон, стакан с водой.
Накройте стакан с водой (необязательно полный) картоном. Затем, придерживая картон рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картон останется на месте, и вода из стакана не выливается.
3. Заключение
Для опыта нам понадобиться три прозрачных стакана, вода и мандарины.
1. Берем один мандарин и бросаем его в воду, как вы думаете утонет он или нет? (ответы детей). Давайте проверим. (он не тонет держится на поверхности воды. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Вывод: Значит мандарины умеет плавать.
2. Возьмем второй мандарин и почистим его.
Проверим утонет ли мандарин без кожуры (ответы детей). Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает?
Секрет в кожуре : Оказывается в кожуре мандарина много пор и пустот которые наполнены воздухом, а он как известно легче воды, именно корка выполняет роль воздушной подушке удерживающий мандарин на водной поверхности. Оставшиеся без кожуры утонет, потому что тяжелее воды. Вывод: Значит можно утверждать, что воздух легче воды.
Опыт № 2
Понадобится: сок мандарин, пищевая сода, воздушный шарик,у меня в данном случае перчатка
Эксперимент: для опыта выдавили сок мандарина.
Перчатка стала надуваться.
Вывод: Лимон сок содержит лимонную кислоту, которая при смешивании с пищевой содой реагирует с образованием газа, который вызывает шипение и превращает жидкость в пузыри. Лимонная кислота является распространенной пищевой добавкой, используется в напитках, например при изготовлении лимонада.
На разовой тарелке лежит ватный диск, рядом пипетка с йодом (красителем,на блюдце кусочек лимона.
Капните йод на ватный диск. Затем возьмите кусочек лимона, и выжмите несколько капель лимонного сока на йодное пятно. Что происходит? Лимонная кислота обесцвечивает некоторые вещества. Это свойство нам знакомо из повседневной жизни. Добавив дольку лимона в крепко заваренный чёрный чай, мы можем наблюдать, что чай посветлел. Чем лимон кислее, тем лучше он проявляет свои свойства
День опыта и эксперимента с оранжевым чудом прошёл интересно и увлекательно. Дети испытали радость открытий, развили любознательность, пытливость ума и познавательный интерес.
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.
Тонет — не тонет: опыт с мандаринами
Реквизит: 2 мытых мандарина, емкость с водой.
Один мандарин очищаем от кожуры, а второй нет. Опускаем в емкость с водой неочищенный мандарин — он плавает. Попробуем его утопить — не получается. Кладем в воду очищенный от кожуры мандарин — сразу пошел ко дну. Мистика!
Секрет фокуса.
Почему один мандарин плавает, а второй тонет? Дело в том, что в кожуре много пузырьков воздуха, они выталкивают фрукт из воды. Очищенные мандарины тонут, потому, что нет кожуры — нет и пузырьков воздуха.
Сколько долек у апельсина
Как определить, сколько долек у апельсина, не чистя его? Нужно обладать рентгеновским зрением или… знать СЕКРЕТ.
Секрет фокуса.
Если аккуратно отделить хвостик (место, где крепилась веточка), то обнаружим ямочку с маленькими, еле заметными точечками-перегородками. Сколько точек, столько и долек у апельсина Таким образом, для того, чтобы посчитать количество долек апельсина вовсе необязательно его чистить.
Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:
2. Сначала опустили одну мандаринку (не очищенную) в воду и смотрели, что происходит – мандаринка не утонула, она плавала на поверхности воды. ну здесь, мы остановились немного и попробовали несколько раз и младшая (почти 2 годика) и старший (7 лет). Было интересно.
3. Затем взяли второй мандарин, очистили его от кожуры и тоже опустили в банку.
Очищенный мандарин опустился на дно – утонул.
А оказывается, что кожура мандарина содержит много пустот с воздухом (как спасательный жилет или надувной круг), поэтому неочищенная мандаринка не тонет.
Читайте также: