Опыт песок и глина в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

ОПЫТЫ С ПЕСКОМ, ПОЧВОЙ и ГЛИНОЙ картотека по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Опыты с воздухом.

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? ( В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное — не перестараться. (предлагает детям поиграть с шарами).

После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом — обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Вывод: Воздух легче воды.

Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Для его проведения нужны две свечи. Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней — наружу). Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе.

Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске — своё море — Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети — это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.

Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны.

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер — это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).

А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).

Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.

Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

Цель: познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни.

Материалы и оборудование: баночки с песком и глиной, лейка с водой, воронки, ложечки, лупы. Все это можно разместить на небольшом подносе. Необходимо подготовить песок и глину. Песок не должен быть слишком мелким и глинистым. Хорошо подходит крупнозернистый речной (озерный). Глину лучше взять природную. Как определить, что у вас в руках именно глина, а не суглинок? Возьмите немного земли и попытайтесь скатать между ладонями продолговатую колбаску. Если получится тонкая колбаска с заостренными кончиками, которая легко сгибается в кольцо, — глина настоящая.

Опыт №3. Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червячков. Затем попробуем создать таких же червячков и шарики из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску-червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Если шарики все-таки получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте высыхать. Что произойдет с шариками, когда они высохнут? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими. А что можно сделать из влажного песка? Напомните ребятам, как они играют с песком и формочками, делают куличи. Из какого песка получается кулич — из сухого или мокрого? Предложить детям слепить из глины различные фигурки.

— песок сыпучий, рыхлый,

— глина твёрдая, прочная, лепится, сохраняет свою форму

— песок пропускает воду, а глина не пропускает.

Разновидности карьерного горного песка


Довольно непростой задачей является добыча песка. Его необходимо не только доставить на поверхность, но и ещё и обработать. На сегодняшний день известно несколько разновидностей горного карьерного песка, среди них:

Намывной песок добывается с использованием гидромеханических приспособлений. Технология промывания позволяет избавить материал от компонентов и посторонних примесей. Песок получается чистым. Во время добычи с помощью специального оборудования песок подвергается нескольким этапам очистки. Из него вымывают глину и частицы пыли.

Эта разновидность песка является незаменимой при изготовлении стройматериалов. Она широко используется для строительства автодорог и железобетонных блоков. Рассматривая виды песка и особенности применения, нельзя не обратить внимания на сеяную карьерную разновидность материала. Порода обрабатывается специальным оборудованием. Ее просеивают, избавляя от посторонних примесей. Этот материал пригоден для приготовления растворов. На ощупь он почти невесомый и очень мягкий.

Если вы задались вопросом о том, из чего состоит песок, то можно обратить внимание еще и на грунтовую его разновидность, которая имеет посторонние частицы в объеме до 40%. Цена такого материала не слишком высока, а используется он для черновых работ, например, при выравнивании поверхностей и засыпке траншей

Состав глины и ее характеристика

- развивать умение сравнивать, наблюдать, делать выводы.

- воспитывать умение работать в коллективе, проявлять интерес к новой информации и исследованию.

Новые слова: лаборатория, ученый, песчаная буря.

Материалы и оборудование: кукла-маркер Экознайка, пакетик с песком, глиняная игрушка, песок, по 2 камушка на каждого ребенка, глина, вода, 8 контейнеров без крышки, 8 стаканчиков с песком, 2 круглых, прозрачных контейнера с отверстиями в крышке и шлангом (или трубочкой, 8 луп, 8 шапочек ученых, 8 пар печаток, 8 медалей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Ход занятия:

1. Вводная часть. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла хозяйка нашего мини-музея Экознайка. Она пришла не просто так, а что-то принесла с собой. Давайте посмотрим, что же это (дети смотрят вместе с педагогом) (в одной руке у нее пакетик с песком, а в другой – глиняная игрушка)

- Чтобы это могло значить? Как вы думаете? (ответы детей)

- Экознайка говорит, что играла в песок и нашла в нем глину. Сделала из песка замок, а из глины игрушку. Через какое-то время замок из песка рассыпался, а игрушка из глины стала наоборот очень твердой. Экознайка просит нас разобраться в этом и объяснить ей, что же произошло с песком и глиной. Почему замок рассыпался, а глиняная игрушка затвердела?

- Вы знаете, кто такие ученые и что они делают? (ответы детей) Правильно, ученые проводят исследования, изучают все новое, неизведанное.

- Кто знает, что такое лаборатория? ( ответы детей: это место, где ученые проводят свои опыты, исследования и ставят эксперименты)

- Итак, я приглашаю вас в лабораторию. Для того, чтобы туда попасть, нам нужно надеть шапочки, перчатки и превратиться в ученых.

2. Основная часть. Опытно – экспериментальная деятельность.

Воспитатель: Для начала вспомним правила поведения в лаборатории (воспитатель показывает картинки с правилами см. Приложение № 1)

(дети, глядя на картинки, рассказывают правила: нельзя ничего пробовать на вкус, шуметь, нельзя бегать, толкаться и работать только в перчатках)

- Молодцы, вижу, что вы знаете все правила и будите их соблюдать в процессе нашей работы в лаборатории.

(на столе по два камушка на каждого ребенка и лупа)

Воспитатель: Как вы думаете, откуда берется песок? Ведь его так много повсюду (ответы детей) Мы можем это проверить. Нужно взять два камня и потереть их друг об друга.

- Как вы думаете, что это сыплется? (песок) Верно. Возьмите лупы и рассмотрите песчинки.

- Песок на самом деле в природе появляется из камней. Ветер и вода разрушают камни, в результате чего образуется песок.

(дети подходят ко второму столу).

(на столе стаканчики с песком и с глиной, прозрачный контейнер на каждого ребенка)

Воспитатель: Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка в прозрачный контейнер. Легко ли сыплется песок? (ответы детей – легко)

- А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать песок или глину? ( ответы детей: песок)

(В прозрачные пластиковые круглые контейнеры (или стеклянные банки) насыпаем песок и глину. В крышках сверху делается небольшое отверстие и вставляется трубка или шланг. Когда дуешь в шланг, создастся в контейнере сильный поток воздуха – песчаная буря)

Воспитатель: Кто знает, что такое песчаная буря? ( ответы детей: это, когда поднимается сильный ветер и дует на песок)

- Сейчас я подую в трубку, и вы увидите, что произойдет в банке с песком (дети смотрят)

Воспитатель: Что происходит с песчинками? ( ответы детей: они легко двигаются, сдуваются)

Воспитатель: А сейчас я подую так же на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки? ( дети: нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются)

Воспитатель: Дети, а давайте мы с вами поиграем в песчинки и частицы глины. Песчинки как будут себя вести, если подует ветер? Они легко будут двигаться, перемещаться. А с частичками глины, что будет происходить? Они будут стоять на месте, сцепившись друг с другом за руки, или все вместе будут тихо передвигаться.

Воспитатель: Ребята, вы здорово превращались в глину и песчинки, но нам нужно провести еще несколько исследований.

- Как вы думаете, из чего состоит песок? (ответы детей)

(на столе контейнеры с песком и с глиной, лупа на каждого ребенка)

Воспитатель: С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего же состоит песок ( ответы детей: из зернышек – песчинок)

- Как выглядят песчинки? (маленькие круглые полупрозрачные белые)

- Похожи ли песчинки друг на друга? Чем они похожи и чем отличаются? ( дети: да, нет – (разубеждать не надо)

- А сейчас таким же образом рассмотрим глину. Видны ли такие же частички в глине? Так же частички видны отдельно друг от друга, или они прилипают друг к другу, т. е. они слипшиеся?

- Как вы думаете, из чего лучше лепить: из песка или из глины? (ответы детей различные)

- Сейчас мы проверим!

(на столе стаканчики с песком и с глиной на каждого ребенка, вода, палочка)

Воспитатель: Налейте немного воды в стаканчик с песком и потрогайте его. Каким он стал? ( ответы детей: мокрым)

- Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Можно сказать, что она забралась в песок и уютно устроилась в нем между песчинками.

- А теперь, давайте нальем воды в стаканчик с глиной. Как впитывается вода, быстрее или медленнее? ( ответы детей: медленнее)

- Вода в глину впитывается очень медленно. Часть воды остается на поверхности.

- А теперь, давайте, слепим шарики из песка и из глины. Как вы думаете, что с ними произойдет при высыхании? (ответы детей)

- Песчаные шарики распадутся, а глиняные – станут твердыми.

Воспитатель: Итак, ребята, скажите мы сможем теперь рассказать Экознайке почему у нее рассыпался замок, а глиняная игрушка стала твердой? (ответы детей)

- Правильно, песок – сыпучий, а глина – вязкая, липкая и когда высыхает, становится твердой. Экознайка говорит нам огромное спасибо за то, что мы ей помогли разобраться с песком и глиной.

3. Заключительная часть занятия.

Воспитатель: А нам теперь пора превращаться из ученых в ребят детского сада (дети снимают шапочки и перчатки)

- Ребята, скажите, кем мы сегодня с вами были? (учеными)

- А где работают ученые? (в лаборатории)

- Что вам больше всего понравилось делать в лаборатории? (исследовать)

- На прощание, я бы хотела вам подарить медали, как самым лучшим исследователям! (воспитатель дарит детям медали)

Цель . Дать детям представление о глине; помочь определить её качества и свойства( мягкая, пластичная, мнётся, бьётся и размокает). Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику; активизировать словарь детей( глина, твердеет, мнётся, мягкая). Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Оборудование. Глина, дощечки для лепки, слепленные фигурки из глины, шарики из влажной и сухой глины, баночки с водой, кусочки глины,

Игровые действия с кусочками глины: «Получится ли у вас отщипнуть маленькие кусочки? (Да). Получится ли скатать шарики, колбаски? Почему? (Глина мягкая, пластичная).
Воспитатель предлагает отложить слепленные изделия на полочку.

Оборудование. Сухой песок, лопатки, песочные часы, воронки большая и маленькая, пластиковые бутылки с красным и желтым кружками.

Вопросы: «Одинаково ли сыпется песок в бутылках? (Нет). Как сыпется песок в бутылке с красным кружком? (Быстро). Как сыпется песок в бутылке с желтым кружком? (Медленно). Как вы думаете, почему в бутылках песок сыпется по - разному? (Потому что воронки имеют разные отверстия). С какой воронкой песок сыпется быстрее? (У которой большое отверстие). Какая бутылка быстрее заполнится песком? (С красным кружком). Какая медленнее? (С желтым кружком). Что сделать с бутылкой, чтобы она снова стала пустой? (Высыпать из неё песок).

Цель. Познакомить детей со способом изготовления цветного песка ( с добавлением гуаши). Развивать координацию движений, умение обозначать действие словом, делать красивые куличики; закреплять основные цвета. Содействовать доброжелательное отношение к игровому персонажу.

Оборудование. Ёмкости с прозрачной и цветной водой, палочки для размешивания песка, мерные ложечки, баночки с песком, мелкие формочки.

Цель . На основе сравнения выявить отличительные свойства влажного песка и влажной глины. Развивать умение устанавливать логическую связь, обозначать действие словом. Поддерживать интерес к опытнической деятельности.

Оборудование. Ёмкости с влажным песком и влажной глиной, дощечки, лупа, вода.

Цель. На основе сравнения выявить отличительные свойства сухого песка и сухой глины. Развивать умение устанавливать логическую связь, обозначать действие словом. Поддерживать интерес к опытнической деятельности.

Оборудование. Шарики из пластилина, песка и глины, ёмкости с сухим песком и сухой глиной, сито, тёрка.

-сформировать у учащихся представление о свойствах песка и глины.

Базовые учебные действия .

Личностные УД:

-проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта;

-проявление внимания, желания больше узнать;

-сравнение разных точек зрения;

- умение считаться с мнением другого человека;

-проявление терпения и доброжелательности.

Регулятивные УД:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией ;

- следовать инструкции при выполнении задания.

Познавательные УД:

- различать изученные явления и их свойства;

-обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные УД:

- слушать и понимать речь других;

- вступать в диалог;

-уметь строить монологическое высказывание;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Формы и методы обучения.

Проблемный, игровой, наглядный, практический методы.

Фронтальная , индивидуальная работа.

Технологическая карта урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Базовые учебные действия

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Цель: эмоциональная,

мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям, улыбнемся мне и с хорошим настроением начнем урок.

Дежурный сдает рапорт. Время года, день недели, число, месяц.

Дети выполняют задание.

Слушать и понимать речь других(КУД).

Повторение пройденного материала.

Цель: проверка знаний учащихся.

Мы с вами сейчас повторим материал прошлого урока. Взяли слова синего цвета, разложили на парте.

1.Верхний слой суши-сложите слово.

2. Распределите на картинке слои почвы.

К каждому слою по картинке распределяют слова: перегной, песок, камни, глина.

Активно участвовать в деятельности(РУД).

Выделять некоторые существенные и отличительные свойства хорошо знакомых предметов(ПУД).

Введение в тему урока.

Цель: о беспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

У нас сегодня не просто урок, а урок исследование.

Мы сегодня будем учеными, будем проводить опыты. Распределимся на пары.

Чтобы узнать тему нашего урока, вы должны отгадать загадки:

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

2) Если встретишь на дороге -
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина)

- Правильно. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о слоях почвы. Это песок и глина.

Мы познакомимся с свойствами песка и глины, узнаем о применении песка и глины в хозяйственной деятельности человека, о способах их добычи.

Какая тема нашего урока?

Так как у нас сегодня с вами урок исследование-я ставлю перед вами проблемный вопрос:

Почему после дождя на песке не образуются лужи, а на глинистых поверхностях они держатся долгое время?

Раз есть проблема, то её нужно решить.

Какие цели поставим перед собой?

Формируют тему урока и ставят цели.

Учащиеся разгадывают загадку.

Дети высказывают предположения.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Высказывают свои предположения, выражают свои мысли(КУД).

Совместно с учителем обнаруживают и формируют учебную задачу (РУД).

Ориентируются в своей системе знаний (ПУД).

Освоение нового материала:

Цель: актуализация знаний учащихся.

И так тема обозначена, цели поставлены.

Посмотрите презентацию о песке и глине.

В детстве все любят играть с песком. Разное состояние песка позволяет по-разному с ним обращаться. Если сухой песок интересно пересыпать и раскидывать, то мокрый дает возможность для того, чтобы что-то из него строить.

Песок - это мельчайшие частицы горной породы, которую за долгие годы источили вода, ветер и температура, то есть горные породы прошедшие сквозь многоступенчатую систему выветривания

Смотрят презентацию, слушают рассказ учителя.

Понимать инструкции и следовать им в своей практической работе(РУД).

Физкультминутка.

Направлена на снятие и предупреждение физической и эмоциональной усталости.

Обучающиеся выполняют упражнения, при этом обсуждая , мешает воздух передвигаться или нет.

Практическая работа под руководством учителя.

Цель: с помощью опытов уметь делать умозаключения

Опыт 1. Изучение внешнего вида песка и глины

Рассмотрите песок и глину через лупу на листе белой бумаги (у каждого на столе – образцы), сделайте вывод, из чего состоят песок и глина, определите цвет, наличие запаха

Вывод: песок состоит из песчинок разной величины: одни крупнее, другие - помельче , а глина из более мелких частичек; песок по цвету бывает жёлтым или белым, может включать красноватые песчинки, а глина – коричневая, жёлтая, белая и серая; в сухом виде запаха не имеют, но мокрая глина имеет специфический запах.

Высыпьте песок и глину из стакана на лист бумаги. Легко ли это было сделать? Сделайте вывод о сыпучести песка и глины.

Вывод : песок легче пересыпается струйкой; песок сыпучий.

Глина струйку не образует, она не обладает сыпучестью.

Придайте сырому песку форму шарика. Определите, сохраняет ли форму песок? А мокрая глина? Сделайте вывод о вязкости и пластичности песка и глины.

Вывод: песок не обладает вязкостью, его частицы плохо прилипают друг к другу, а глина вязкая и пластичная, легко скатывается в шарик.

В 2 стакана вставьте стеклянные воронки. В них поместите фильтры из комочков ваты. На один фильтр насыпьте песок, на другой - глину. Налейте в воронки по одинаковому количеству воды. Посмотрите, из какой воронки вода вытечет быстрее.

Вывод: песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо.

Читайте также: