Определите и исправьте речевые ошибки обусловленные нарушением лексических норм жизнь школы

Обновлено: 07.07.2024

2. Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности.

3. Лексические нормы в аспекте выразительности.

4. Лексические нормы с точки зрения развития языка.

5. Лексические нормы и особенности работы со словарями. Основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм.

II Практические задания для самостоятельной работы.

Понятие о лексических нормах, их аспектах.

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово правильно выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность.

Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности.

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения своих мыслей.

Употребление слова в речи всегда определяется, в первую очередь, особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста – его окружения.

Лексические нормы, регулирующие аспект точности, предписывают избегать речевых ошибок – нарушений лексических норм. Рассмотрим кратко, каковы эти основные речевые недочёты.

1. Нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать лексическое значение слов, а также традиции соединения слов в словосочетании возникает лексическая несочетаемость.

Во-первых, это употребление слова в несвойственном ему значении, например: Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Ясно, что слово благодаря в данном предложении следует заменить на другой предлог — из-за, вследствие или в результате.

Во-вторых, это неверный выбор слов-понятий с различными основаниями деления (конкретная и отвлеченная лексика), например: Дворянство числом в двести человек вышло ему навстречу. Дворянство — это социальный класс, слой общества, а выйти навстречу могли только представители этого общества, т. е. дворяне.

Например, есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый хлеб, черствый человек, но не черствый торт или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость, но не можем говорить глубокий день или глубокая юность. В некоторых других случаях мы невнимательны к лексическому значению слов, которые мы соединяем в словосочетание. Например, беседа прочитана (это же устный жанр!), беседа может быть проведена, а прочитана книга или лекция.

2. Смешивание паронимов. Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический).

Человек ведет праздничную жизнь и У меня сегодня праздное настроение. Толковый словарь объясняет значение этих слов так: праздничный - связанный с праздником; праздный — ничем не занятый, без дела, без полезных занятий. Следовательно, для устранения данного нарушения лексических норм необходимо в указанных предложениях поменять выделенные слова местами (Человек ведет праздную жизнь).

Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в логическом и смысловом плане, что может стать причиной их смешения в речи. Но паронимы не могут заменять друг друга (иллюстрированный и иллюстративный. Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный материал).

3. Неточность словоупотребления. Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова, либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую).

4. Многословие — распространенный недочет речи. Выделяют четыре вида многословия:

Плеоназмы – слова, близкие по смыслу и поэтому логически лишние (Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм).

Тавтология – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, изобразить образ).

В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация (вариант исправления: В конце шестидесятых годов сложилась непростая ситуация).

Расщепление сказуемого — это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием (бороться — вести борьбу): Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора (вариант исправления: Ученики решили убрать школьный двор).

Использование в речи слов-паразитов. Слова-паразиты — это разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания.

5. Употребление слов, имеющих ограниченную сферу употребления.

Диалектные, просторечные и разговорные, а также жаргонные слова имеют строго ограниченную сферу применения и не должны использоваться в книжной (официально-деловой и научной) речи. В обиходно-бытовом общении такие единицы языка также следует использовать с большой осторожностью, поскольку они затрудняют восприятие и осложняют процесс общения.

6. Речевая недостаточность – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания (В кабинете висели русские писатели).

Фильм состоится вместо просмотр фильма состоится, порывы ветра достигали 15-20 метров в секунду вместо достигали скорости.

Наряду с краткостью предложения, высказывания необходимо добиваться и рациональной сжатости изложения содержательной стороны лекции, беседы.

Все эти речевые нарушения лексической языковой нормы появляются не только в результате плохого знания языка, но и в результате небрежного отношения к слову, невнимательности.

7. Штампы, канцеляризмы и языковые клише.

Штампами называют выражения с потускневшим от частого использования лексическим значением и стертой эмоциональностью. Разновидностью речевых штампов являются так называемые слова-спутники (гневный протест, глухая полночь, лютая стужа).

Канцеляризмы — это слова и речевые обороты из деловых бумаг, из документов.

Языковые клише — это готовые речевые обороты, которыми мы пользуемся в стандартных ситуациях общения или в документах (кто последний? требуется доказать. ; наш специальный корреспондент сообщает)

В отличие от канцеляризмов и штампов, клише — это конструктивные единицы речи. Они сохраняют свое значение, несмотря на частое употребление.

Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните предпосылки речевых ошибок. 1. Он обучался в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в собственной доле он предчувствовал заблаговременно. 4. Эрмитаж ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы скоро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Великолепный внутренний интерьер замка запомнится навечно. 7. Пожар содействует ожогам. 8. Исполняется исцеление вирусов, вызывающих рак. 9. Вы сможете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все вырастающую тревогу.

  • Диана Скидинова
  • Русский язык
  • 2019-07-22 10:16:05
  • 0
  • 1

Речевые ошибки: семантический плеоназм и употребление слова в нехарактерном ему значении). Верным будет:
1. Он обучался в консерватории (консерватория - это музыкальное высшее учебное заведение).
2. Состоялся обмен опытом (опыт - это те навыки и познания, которые мы имеем).
3. Этот поворот в своей доле он предчувствовал (предчувствовать - это чувствовать заблаговременно).
4. Эрмитаж сокровищница культуры (сокровищница - это место для хранения ценных вещей).
5. Мы кинулись бегать вниз по эскалатору (ринуться бегать - это побежать быстро).
6. Великолепный интерьер замка запомнится надолго (интерьер - это художественно оформленное внутреннее место).
7. При пожаре вероятны ожоги (содействовать - это оказывать помощь, содействие).
8. Осуществляется исцеление против вирусов, вызывающих рак (вирусы - мелкие возбудители инфекционных хворей, их не врачуют).
9. Вы можете задать вопросы (вопрос - это с ловесное воззвание, требующее ответа на интересующую вас тему ).
10. Загрязнение окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу (чистота в данном случае не может вызывать тревогу).

Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.



© Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?


Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

типы ошибок

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Фразеологические ошибки

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

Морфологические ошибки

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

Орфографические ошибки

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный материал.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Отзывы и комментарии

А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.

Читайте также: