Описание музейной комнаты в школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Образовательная: сформировать у учащихся представление об интерьере и его видах, научиться описанию помещения на примере школьного музея. Познакомиться с лексикой по темам: “Интерьер”, “Музей”.
  • Развивающая: развитие навыков работы со словарем, умения сравнивать, делать самостоятельные выводы.
  • Воспитательная: способствовать развитию чувства патриотизма, пробуждение интереса к музейной деятельности.

ХОД УРОКА

1).Организационный момент: приветствие.

2).Вводное слово учителя.

Сегодня у нас с вами необычный урок русского языка. Мы проведем его не в классе, а в школьном музее. Итак, перед вами тема урока. (Слайд 1) Как вы думаете, что мы должны сегодня сделать? И почему сегодняшний урок пройдет в школьном музее? (Предполагаемые ответы детей: мы узнаем, что такое интерьер, какие виды его бывают, и подробнее поговорим об интерьере музея).

- Давайте посмотрим, совпадает ли ваша постановка цели с моей, и если совпадает, продолжим работу. (Слайд 2)

  1. Происхождение и значение слова “интерьер”
  2. Виды интерьера.
  3. Описание интерьера помещения.

Интерьер(энциклопедический словарь) – от франц. “внутренний”, в архитектуре – внутреннее пространство здания, обстановка, оформление помещения. (Слайд 4)

- Предложение посмотреть на фотографии (Слайд 5).

  • Чем отличается интерьер этих двух помещений? (Функцией, назначением).
  • В чем назначение каждого из этих помещений? (Одно предназначено для жилья, другое выполняет социальные функции). (Слайды 6,7)
  • Как же правильно описать интерьер помещения?

Составляется план описания.

2. Общий вид помещения. Для чего служит?

3. Особенности обстановки.

4. Мои впечатления от посещения музея (что особенно запомнилось, поразило, удивило, запало в душу).

Давайте осмотрим помещение музея.

4). Ученик-экскурсовод проводит небольшую экскурсию по школьному музею. Задании: по ходу экскурсии записать незнакомые слова.

Мы находимся в музее Боевой Славы 19-й гвардейской стрелковой дивизии. Это одно из воинских соединений, которые были сформированы в Томске в годы Великой Отечественной войны.

Как видите, наш музей занимает две классные комнаты. В той, что мы сейчас находимся, размещена экспозиция, посвященная боевому пути дивизии. Окна в музее полностью закрыты от света, так как солнечные лучи могут повредить экспонатам. На потолке размещены лампы искусственного освещения. Экспозиция музея построена по хронологическому принципу. Она рассказывает о боевом пути дивизии.

Вот стенд “Любанская наступательная операция”. Это первая боевая операция, в которой приняла участие наша дивизия. Она проходила в районе деревни Мясной Бор Новгородской области. Целью ее было снятие блокады с города Ленинграда. Эта боевая операция стала самой трагической в истории нашей дивизии, а для многих солдат – последней. Дивизии пришлось сражаться в окружении, и она потеряла большую часть своего личного состава. Вот фотография первого командира дивизии Буланова Семена Ивановича. Он погиб, выводя из окружения своих солдат. На витрине под стендом вы видите солдатский “смертный медальон”. Такие были у каждого солдата советской армии. В нем хранилась бумажная ленточка с информацией о его владельце. Справа выставлена ее копия. В левом верхнем углу стенда мы можем прочесть строки приказа от 17 марта 1942 года: “За героизм и мужество…присвоить дивизии звание гвардейской”.

С той поры дивизия была переименована в 19-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

Одной из самых интересных частей экспозиции является диорама “ Бой у деревни Мясной Бор”.

Следующие стенды расскажут нам о других этапах боевого пути дивизии. С каждым из них связаны реликвии, которые вы видите в витринах: коллекции остатков оружия, осколков, личные вещи ветеранов, фронтовые солдатские письма, свернутые треугольниками. Все это собрано ребятами- учениками нашей школы во время походов по местам боев, а также подарено участниками войны – ветеранами дивизии. Вот здесь, у стены, бюст последнего командира дивизии Бибикова Павла Никоновича.

В центре музея на специальной подставке стоит пулемет “Максим”. Ученики нашей школы привезли его из похода по местам боев в Смоленской области. Здесь же вы можете увидеть пулемет Дегтярева, пистолет-пулемет Шпагина, ручную гранату, солдатский котелок и фляжку, а также многие другие экспонаты.

Много интересного хранит наш музей. Мы вернемся сюда еще и еще, чтобы встретиться с историей.

Беседа после экскурсии.

- Возьмите листочки со специальным словарем музейной терминологии. Всё ли понятно? Постарайтесь использовать эти слова и понятия в своей работе.

Направления программы -формирование у обучающихся способности рефлексивно адаптироваться к требованиям общества, формирование и развитие у обучающихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

ВложениеРазмер
programma_shkolnyy_muzey_vosstanovlen.docx 171.13 КБ

Предварительный просмотр:

Заместитель директора по ВР

Программа школьной музейной комнаты

Тип программы : адаптированная

«Чтобы уничтожить страну,

необязательно завоевывать ее.

Силой оружия, надо лишить народ
исторической памяти, и

Гордиться славою своих предков

Не только можно, но и должно;

Не уважать оной есть

Направления программы - формирование у обучающихся способности рефлексивно адаптироваться к требованиям общества, формирование и развитие у обучающихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Целевые установки программы :

-сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа;

-воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны;

-развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;

- превращение школы-интерната из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной, эстетической культуры;

-создание оптимальных условий для педагогов и обучающихся в использовании краеведческого материала при обучении и воспитании;

-формирование у учащихся исследовательских навыков, научного мышления;

-развитее умения собирать краеведческий материал, анализировать и выделять главное;

-развитие навыков работать в группе, выступать на публике, оценивать результаты своей работы;

-укрепление нравственных позиций обучающихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, свой край, за свою Отчизну.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

  • сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;
  • способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
  • организовать поисково-исследовательскую деятельность обучающихся;
  • проводить экскурсионно-просветительскую работу с детьми и взрослыми;
  • проводить оформление собранного материала;
  • изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;
  • проводить научно-лекционные занятия по различной тематике;
  • приглашать людей, связанных с историей Козельского края;
  • проводить краеведческие исследования;
  • обучать актив музейной комнаты, прививать у обучающихся заинтересованность в работе музейной школьной комнаты.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Музейная комната обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Свою работу музейная комната осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой в школе. Участие обучающихся в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, обучающиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у обучающихся формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.Но в последнее время возникает проблема как сделать краеведческую, исследовательско- поисковую работу в музее более интересной и привлекательной для современных детей. В связи, с чем становится актуальным использование современных инновационных технологий в данном направлении.

Программа переработана с упором на систему личностно-ориентированного обучения (В. Сериков) с использованием трех базовых методик:

  • технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить);
  • - технологии диалога (при работе над содержательной стороной необходимо представить материал в форме конфликтно-проблемных вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить обучающихся, а обогатить педагога и ребенка);
  • - технологии имитационной деловой игры (используется при организации деятельности музея, при распределении обязанностей).

Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами.

Основные принципы построения программы.

  • принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;
  • принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;
  • принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
  • принцип системности;
  • принцип самовыражения участников образовательного процесса.

Школьная музейная комната обладает рядом существенных функций :

Интеграция всех этих функций из хранилища ценностей истории и культуры превращает нашу музейную комнату в центр духовной жизни школы-интерната.

Новизна программы проявляется в том, что она предлагает более интересные, интерактивные формы работы, исследовательское краеведение, что позволяет выстроить отношения учитель – ученик построенных на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Технологическую основу программы образуем система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у них к истории и традициям родного края.

Музейная комната организует свою работу на основе самоуправления. Музейный актив формируется из учащихся школы 7-11 классов по принципу добровольности и интереса. Работой музея руководит актив музейной комнаты.Постоянный актив музея:

- пополняет фонды музея путем организации походов и экскурсий, налаживает переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает по мере необходимости связи с другими музеями;

- проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;

- изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;

- осуществляет создание экспозиций, выставок;

- проводит экскурсии для школьников, родителей, участников ДОУ, преподавателей и др.- оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебно-воспитательном процессе.

  • фондовая группа - (обучающиеся ведут учёт экспонатов, учатся описывать их, составляют акты приёма на экспонаты, поступившие в музейную комнату на постоянное и временное хранение);
  • поисковая группа –( обучающиеся учатся брать интервью, составлять вопросники, проводят определённую поисковую работу; краеведческое исследование);
  • экскурсионно-лекторская группа –обучающиеся этой группы принимают активное участие в проведении экскурсионно-лекторской работы и сами пытаютсяподбирать материал для экскурсий, пробуют составлять маршрутные листы).

Возглавляет и руководит активом музейной комнаты Совет музейной комнаты (4 человека), который выполняет следующие функции:

  • разрабатывает, утверждает и определяет сроки реализации основных мероприятий по выполнению программы;
  • анализирует и координирует реализацию основных мероприятий программы;
  • рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы, тематико-экспозиционные планы, заслушивает отчеты поисковых групп, обсуждает основные вопросы деятельности актива;
  • организует подготовку экскурсоводов, лекторов, учебу актива.
  • придумывают и составляют поисковые задания, участвуют в краеведческом исследовании.

Консультационный Совет музейной комнаты : школьный психолог, руководитель школьной музейной комнаты, о, члены актива музея, руководитель МО воспитателей, Консультационный совет музея выполняет консультационную и методическую функцию.

Совет музейной комнаты разрабатывает планы работы; организует встречи школьников с ветеранами войны и труда, деятелями науки, культуры, искусства; готовит экскурсоводов и другую учебу актива

Программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа на селе является не только образовательным, но и духовным и культурным центром, воспитывающим подрастающее поколение на традициях и наследии наших предков.

Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое нравственное и духовное становление. А для этого человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.

Система патриотического воспитания является составной частью воспитательной работы МБОУ ООШ № 25 и предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебно- воспитательном процессе.

Направленность школьного музея - изучение истории родного края, жителей, традиций, природы, что формирует в детях высокое чувство патриотизма и ответственности за своё село. Основной формой деятельности школьного музея является исследование, сбор и оформление материала, а также проведение экскурсий и музейных уроков.

Пропаганда школьного музейного материала среди школьников развивает любовь и уважение к своему краю, к самому себе.

История прошлого- это память народов. История хранит в себе опыт поколений , великие имена, подвиги народов.

Как совершенно справедливо писал известный писатель Ч. Айтматов:

Традиция – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, отношения, ритуалы. Каждое поколение, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.

В настоящее время проблема нравственно-патриотического воспитания злободневна, поэтому патриотическое воспитание должно быть плановым, системным и приоритетным в воспитательной работе.

Музейная комната, созданная в МБОУ ООШ №25 г-к Анапа является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса.

Руководители проекта: Прохорова Е.И., Сидоренко И.В.

Участники проекта: учащиеся 1-9 классов, кл. руководители, родители, администрация школы.

Обоснование необходимости проекта

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

• Развитие историко-краеведческого музея школы;
• способствовать развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся;
• повысить уровень информированности учащихся, учителей и гостей о жизнедеятельности школы, об истории родного края, о героях войны и труда.

Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:

• активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся;

• развивать их творческие способности;

• приобщать школьников к культуре предков, к традициям и обычаям Кубани, прививать чувства любви к родному краю;

• воспитывать у обучающихся гражданственности и патриотизма;

• привлечь внимание школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;

• формировать и пополнять музейные коллек­ции, обеспечить сохранность экспонатов, вести учет фондов музея;

обучать учащихся школы методу проектов;

Этапы реализации проекта

Первый этап( февраль):

Разработка проекта, определение мероприятий

Виды деятельности:

знакомство с видами работы над проектом

работа с экспонатами, документами

составление плана работы

овладение умениями оформления результатов деятельности


Второй этап( март):

Виды деятельности:

Формы проведения мероприятий:

беседы с жителями хутора Разнокол, поисковая работа, исследовательская работа, экскурсии, викторины, музейные уроки, походы.

Третий этап(апрель):

Виды деятельности:

пополнение фондов школьного музея

написание исследовательских работ

Необходимые ресурсы:

помещение ( комната) для выставки экспонатов школьного музея

помощь жителей хутора

готовность к сотрудничеству учителей МБОУ ООШ №25

Предполагаемый результат:

Создание школьного музея

Активное участие школьников в образовании и деятельности школьного музея, в пополнении музейного фонда

Комплектование материалов, связанных с научно-исследовательской деятельностью школьников, творческие работы.

Развитие творческой личности, воспитанной в духе патриотизма

Критерии успешности проекта

Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного хутора, истории школы повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению учащихся и учителей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании патриотизма, укрепляет дружбу между учащимися разных возрастов.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Проблема, на решение которой направлен проект

В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Значительные исторические события, рассматриваемые через призму конкретной личности, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение. Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного города играет музейный уголок. Школьный музейный уголок - эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность.

Методический ресурс.

Подборка литературных источников (монографии, журнальные статьи, художественные альбомы).

Нормативно-правовой ресурс.

Материально-технический ресурс.

Наличие кабинета для размещения музейных экспонатов и оформления интерьеров.

Кадровое обеспечение проекта.

Прохорова Е.И. руководитель проекта, соц. педагог, обеспечивает общее руководство реализацией проекта, отслеживает эффективность проводимых мероприятий в рамках реализации проекта.

Сидоренко И.В. учитель начальных классов, , обеспечивает руководство реализацией проекта в младшем звене (1-4 класс), оказывает необходимую помощь по организации связей с общественностью.

Прохорова Д.В. – старшая вожатая, обеспечивает помощь по оформительской деятельности.

План-график мероприятий

Сентябрь 2016 – август 2017

Наименование мероприятия

Ответственные

Организационный этап

Организация творческой группы (педагоги + учащиеся) по разработке идеи и Проекта музейного уголка

Представление и обсуждение Проекта педагогическим сообществом, учащимися, родителями.

Оформление нормативно-правовой базы (приказы по школе, Положения).

Начало реализации Проекта. Ремонт и оборудование школьного помещения для музейного уголка.

Октябрь –ноябрь 2016

Ревизия (изучение, анализ, систематизация) имеющегося краеведческого материала

в течение всего периода

Оформление музейных экспозиций, витрин, интерьеров.

в течение всего периода

Начало исследовательской краеведческой деятельности. Выбор и определение тем, составление планов, решение организационных вопросов.

в течение всего периода

Сентябрь 2017 – август 2018

Продолжение работы по пополнению музейного уголка экспонатами.

Сентябрь 2017- май 2018г

Выполнение учебных проектов и исследований на базе музейного уголка по краеведческой тематике.

в течение всего периода

Проведение на базе музейного уголка общешкольных мероприятий гражданско-патриотической направленности

в течение всего периода

Публикация материалов информационных материалов и творческих работ учащихся.

в течение всего периода.

Размещение материалов на школьном сайте.

в течение всего периода.

Эффект проекта в долгосрочной перспективе.

- Круглогодичная досуговая занятость школьников, особенно подростков.

- Возрождение народных обычаев, упор на духовно-нравственное воспитание.

Устойчивость проекта

Деятельность по данному проекту будет продолжена в целях расширения содержания проекта.

Материалы данного проекта могут быть использованы учителями начальных классов, классными руководителями.

Музейная комната Осиновской школы насчитывает 211 экспонатов , объединённых четырьмя тематическими разделами, каждый их которых представлен действующими экспозициями :

В этом разделе представлены материалы, отражающие историю возникновения и развития села Осиновка . История села – это его жители, значимые поселенческие события. Материалы экспозиции отражают историю малой родины, становление села, формирование его уклада и традиций.

В данном разделе собран материал об участниках военных действий, тружениках тыла, блокадниках Ленинграда, вдовах, детях войны.

В данном разделе собран материал о выдающихся жителях нашего села.

В этом разделе собран уникальный материал по истории школы. Яркими сюжетами данной экспозиции являются биографические данные о первых директорах и педагогах, воспоминания выпускников разных лет о самых ярких школьных событиях. Через фотоальбомы и иллюстрированные альбомы легко проследить за школьной и спортивной жизнью образовательного учреждения с момента его основания.




В музейной комнате ведется поисковая и исследовательская работа, создаются интересные экспозиций, проводится сбор экспонатов.

Формы работы:

Благоустройство памятника, погибшим воинам в годы Великой Отечественной войне.

Цель деятельности музейной комнаты: формирование гармонически развитой творческой личности, патриота своей страны, своего края

Направления деятельности музея:

выявление, отбор и приобретение предметов музейного значения

поисковая и научно-исследовательная работа

Детский музейный актив

1. Демидович Татьяна

Члены актива

Экскурсоводы

Форма проведения

Ответственный

Принять участие в районной научно-исследовательской конференции

Просмотр видеофильмов о Великой Отечественной войне.

Благоустройство территории вокруг памятника

Провести линейку, посвящённую памяти жертвам на Чернобыльской АЭС

Митинг, посвящённый Дню Победы

Конкурс интерактивных работ

Митинг, посвящённый началу II Мировой войны

Общешкольная линейка, посвящённая дню Музея

Краткая характеристика работы музейной комнаты за 2015-2016 год.

Одним из видов просветительской деятельности музейной комнаты является создание временных и передвижных выставок, на базе которых проводятся занятия.

Традиционными стали ежегодные встречи с Детьми войны, тружениками тыла.

Проводя интервью со специалистами различных служб и Советом ветеранов, активисты школьной музейной комнаты выяснили, что созданный волонтерский отряд сможет возродить лучшие традиции добровольческой деятельности на благо нашего села.

Активисты музейной комнаты ведут поисковую и исследовательскую деятельность, представляя результаты своей работы на муниципальных, областных краеведческих конференциях.

Смотр песни и строя 23 февраля 2016 год

Читайте также: