Описание исторической картины в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1 Общие правила методики работы с картиной. …………………… 2-5 стр.

2. Основные этапы работы над картиной……………………………..5 стр.

3.Организация самостоятельной работы учащихся по картине……..5-11 стр.

4.Памятки по работе с иллюстрацией. 11-12 стр.

Список использованной литературы…………………………….….. 15 стр.

Дидактические:

- охарактеризовать основные формы работы с исторической картиной как источником информации, подчеркнуть межпредметные связи истории и изобразительного искусства, продемонстрировать приёмы активизации мыслительной деятельности и развития творчества обучающихся - умение методически грамотно использовать приемы обучения истории;

Развивающие:

- показать приемы формирования у школьников умения самостоятельно работать с историческими источниками, публично защищать результаты своего труда , излагать свою точку зрения и аргументировать её; методы формирования способности учащихся понимать разнообразие взглядов участников исторического конфликта; умения обнаруживать в исторической картине авторскую позицию;

Воспитывающие:

-выявить приемы и методы воспитания эстетического вкуса; развитие чувства уважения учащихся к истории и культуре своего народа и других народов; умение постигать эмоциональное состояние другого человека в форме сопереживания и сочувствия; формирование у учащихся гражданской позиции, нравственного стержня личности.

Актуальность использования учебных картин на уроках истории заключается в том, что произведения живописи дают возможность активизировать различные виды учебно-познавательной деятельности учащихся. В этом случае процесс усвоения знаний происходит в атмосфере интеллектуальных, моральных и эстетических переживаний, творчества учителя и обучающихся, а также в форме самостоятельных работ. Процесс познания затрагивает душу ребёнка, подводит к личным выстраданным открытиям. Произведения изобразительного искусства на уроках истории, благодаря эмоциональному влиянию, обеспечивают путь усвоения содержания учебного материала через переживания. А это способствует формированию духовности подрастающего поколения.

Среди средств изобразительной наглядности в преподавании истории большое

Обязательное требование в работе с иллюстрациями – соотнесение их с текстом учебника. Учитель может предложить учащимся задание: определить, что изображено на иллюстрации, найти описание в тексте и сравнить с изображением; найти, что новое можно узнать из иллюстрации.

Иллюстрации учебника органически входят в его содержание, создавая конкретный зрительный образ исторических фактов. Рассматривая учебник как источник знаний, учащимся необходимо учитывать информацию, которую содержат иллюстрации. Учитель должен продумать задания с применением иллюстраций при работе школьников с учебником на уроке и дома. В обучении должно быть обеспечено правильное соотношение наглядного и абстрактного, конкретного и обобщенного. . На уроках

картины используются для решения различных учебных задач: они могут быть источником новых знаний, материалом для обобщения, иллюстрацией рассказа, средством

Общие правила методики работы с картиной

Учебная картина, иллюстрация как средство обучения известна с XIX века. В учебно-воспитательном процессе (на уроке и во внеклассной работе) применяется в виде настенных демонстрационных картин большого формата; в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в лентах иллюстраций (открыток, вырезок) к эпидиаскопу; в виде рисунков в учебниках. Картины могут быть специально созданы к отдельным темам учебной программы, репродукции художественных полотен известных мастеров также могут служить полезным учебным пособием Принято выделять четыре группы исторических картин :

Исторические картины- портреты (помогают воссоздать образы исторических личностей, специфический метод - характеристика с элементами рассказа о жизни и деятельности исторического деятеля)

Некоторые картины попадают сразу в несколько категорий; так, народное собрание в Афинах можно использовать и как типологическую, и событийную. Метод работы с картиной определяется в основном и прежде всего его содержанием. Так, используя произведения живописи, учитель должен отметить, что картина не документ, а отображение истории в искусстве; должен проанализировать (сам или ученик) реальное историческое содержание этой картины, дать краткую характеристику картины как произведения искусства, сообщить необходимые данные об авторе, его идейных взглядах

Культурно-исторические картины знакомят с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, скульптуры разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы.

Возрастными особенностями учащихся в значительной мере определяется характер наглядных пособий, являющихся средствами изобразительной наглядности. Если в 5 – 6 классах наибольшую познавательную ценность и наибольший интерес для школьника представляют пособия, дающие целостную картину исторического явления, где все элементы отобраны и объединены применительно к учебной школьной программе и уровню детского понимания – учебная картина, учебный макет, модель, реконструкция – то в старших классах на уроках истории предпочтительными являются изображения документального характера.

Каково место картины на уроке истории и ее роль в учебном процессе?

1) учитель может использовать картину в ходе рассказа как зрительную основу для своего повествования или описания;

2) картина может быть привлечена после рассказа учителя для закрепления изложенного материала;

3) картина может стать для учащихся источником новых исторических знаний, приобретаемых в ходе ее рассмотрения под руководством учителя или методом беседы.

Решение этой проблемы требует четкого ее расчленения на два вопроса:

какова роль картины в преподавании истории;

какое место она может занимать в ходе урока.

При любом способе использования картины и на любом этапе урока одна из важнейших задач учителя состоит в том, чтобы сделать картину источником активного извлечения знаний самими учащимися.Само использование картины, как и любого средства наглядности, разумеется активизирует восприятие и мышление учащихся даже в том случае, если рассказ по картине ведет учитель. Но рассказ по картине может стать средством развязывания исключительной познавательной деятельности учащихся, во-первых, путем попутной постановки вопросов по картине в ходе рассказа; во-вторых, путем организации работы над выводами по картине; в-третьих, путем постановки проблемно-познавательных задач перед рассказом по картине.

Характер такой беседы значительно меняется с возрастом. В младших классах она строится на самых простых вопросах, выводы формулируются при непосредственной помощи учителя. Иной характер носит беседа в старших классах: вопросы учитель готовит более сложные, выводы учащиеся формулируют самостоятельно.

Но картина может быть использована в самом начале урока не только в том случае, когда она является исходным источником активного извлечения знаний по основным узлам содержания урока. Картина может служить наглядным средством мобилизации знаний, необходимым для усвоения нового материала. Работа по картине в этом случае является подготовкой к восприятию содержания урока.

Картина на уроках истории выступает и как средство, необычайно усиливающее эмоциональное воздействие рассказа учителя, эмоциональное и нравственное значение изучаемого материала. В младших классах этой цели с успехом служит хорошая учебная картина. Для старших школьников учебная картина, как мы знаем, далеко не так убедительна и потому не может вызвать у них соответствующих эмоций. Зато в старших классах эмоционально-нравственное значение приобретает привлечение произведений большого искусства, репродукцией с картин великих художников.

Но, разумеется, картина, как и любое наглядное пособие, помогает закреплению излагаемого материала уже в процессе его изложения. Кроме того, по картине организуется специальная работа по первичному закреплению материала в конце урока. Помимо текущего повторения, картина широко используется на повторительно-обобщающих уроках. В старших классах картина может быть использована как наглядный материал для итоговой беседы по узловым вопросам содержания урока.

Практика школьной работы показывает, что картина, привлекаемая после изложения учебного материала на уроке, в ряде случаев открывает возможность для организации активной работы учащихся по применению их знаний к анализу картины.

Основные этапы работы над картиной.

В работе над учебной картиной выделяют несколько этапов, которые помогут наиболее активно и плодотворно провести работу по изучаемому материалу:

3. Осмысление отдельных деталей картины, их анализ.

4.Обогащенное понимание целостной картины: обобщение на основе установленных связей между отдельными частями и выводы из анализа деталей.

Последовательность работы по картине на уроке.
Работа по картине должна проводиться последовательно, чтобы усвоение материала было более результативным.
1) учитель открывает или вывешивает картину в тот момент, когда по ходу объяснения подходит к описанию изображенного на ней;

2) дает учащимся некоторое время для восприятия в целом только что появившегося перед ними изображения;

3) начиная рассказ указывает место и время действия;

4) дав общее описание обстановки, фона, на котором развернулось действие, останавливается на главном;

5) выявляет детали и частности;

6) в заключение делает общий вывод, указывает существенные признаки явления. Возможен также чисто искусствоведческий анализ произведения художника:

1. Имя автора и время создания произведения.

2. Содержание произведения: его сюжет, кто изображен, что изображено (передний план, центр, задний план, обстановка, в которой изображены люди, — интерьер помещения, пейзаж).

3. Средства выражения: объемность, пропорциональность, перспективность, цвет.

Организация самостоятельной работы учащихся по картине.

Организуя самостоятельную работу с картиной, необходимо научить школьника:

hello_html_m7c73eb83.jpg

В настоящее время полотно находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Стрелецкий бунт – это важная страничка российский истории, которая повлекла за собой много событий. Стрелецкие бунты происходили дважды: в 1682 и 1698 годах.

Причины для Стрелецкого бунта назревали еще при правлении Федора III Алексеевича. При нем стрельцы утратили свое привилегированное положение, в котором оказались новосозданные ''полки иноземного строя''. Имели место невыплаты или задержки жалования. Ситуации накалилась со смертью Федора Алексеевича. Претендентами на престол были два брата царя от разных жен Алексея Михайловича, Иван и Петр, поддерживаемые родственниками своих матерей, Милославскими и Нарышкиными. В связи с тем, что царевич Иван был болен и неспособен к управлению государством, его второй брат, Петр Алексеевич, был объявлен царем.

Поводом к началу бунта стали слухи, распространяемые Милославскими, поддерживаемые царевной Софьей., намекали на ухудшение положения стрельцов, а также на возможную смерть царевича Ивана от рук Нарышкиных.

Начало бунта относится к маю 1682 года. Во время бунта стрельцы казнили нескольких бояр, в числе которых были два брата вдовствующей царицы Нарышкиной. Стрельцы потребовали выплату всей задолженности по жалованью, которую пришлось собирать по всему государству. По настоянию стрельцов на царство были венчаны оба брата Иван и Петр, под именами Ивана V и Петра I. Ошибкой царевны Софьи стало назначение главой стрельцов Ивана Хованского, который стал действовать в своих интересах. Царевне с братьями пришлось бежать в село Коломенское, однако предателя Хованского вскоре казнили. Царевна Софья простила восставших стрельцов, а в течение последующих семи лет была регентшей при своих братьях, в Кремле прочно утвердился род Милославских.

Во время этого бунта , большая часть родственников Петра I (Нарышкины) была убита или сослана, а фактическим правителем стала царевна-регентша Софья — к власти пришёл клан Милославских. В 1689 году часть стрельцов выступила на стороне Софьи против Петра, но дело закончилось победой последнего и заключением царевны в Новодевичий монастырь. Широких репрессий против стрельцов тогда, однако, не последовало. Князь Фёдор Ромодановский, которого Пётр на время своего отсутствия фактически поставил во главе государства, отправил против стрельцов Семёновский полк. С его помощью мятежные стрельцы вынуждены были покинуть Москву. Это, однако, привело к объединению за пределами столицы всех бунтующих полков и смещению их полковников.

Вопросы на определение типа исторической картины

Эту картину можно назвать событийной, так как она дает представление о конкретном событии бунте стрельцов ,которое тем не менее повлияло на развитие истории России

Вопросы на атрибуцию исторического источника

1.К правлению какого императора относится картина? Назовите даты правления этого императора .2.Кто и когда написал картину 3. Что вы знаете об этом художнике?

Вопросы на описание содержания картины

1.Какое явление изображено на картине? 2.Кто изображён на первом плане на картинах? 3. Кто изображён на среднем плане?4. Чем заняты отдельные фигуры? 5. Что изображено на заднем плане? 6. В каком положении находятся фигуры на картине – в статичном или в движении? 7.Чем именно занимаются эти люди? 8.Знаете ли Вы названия мест, где происходят изображённые события? 9. Как художник передал настроение картины? 10.Какое время года изображено? 11.Какую погоду изобразил художник? Какое ощущение от изображённых фигур у Вас, как у зрителей, сложилось?

Вопросы на аксиологический анализ изображения как текста

1. В чём ценность информации, которую несет в себе это произведение живописи? Или эта информация отсутствует? 2.Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи Петра Первого? 3.Чем примечательно время создания картины “Парад при Павле I”? 4.Попытайтесь объяснить необходимость применения жестких мер к бунтовщикам с позиции императора Петра Первого. Почему художник изобразил казнь стрельцов не в ясный, солнечный, летний, день, а в сырую, промозглую погоду ?

Вопросы на критический анализ изображения.

1.Был ли В.И. Суриков современником происходящих событий?2. Достаточно ли объективно изображено утро стрелецкой казни? 3.Используя фрагменты документов , дополните свое предположение об отношении автора к событию.

Вопросы на праксеологический анализ репродукции как текста.

1.Что нового вы узнали об исторической эпохе, которой посвящена картина?2. Что нового Вы узнали об атмосфере общественной жизни, в которой находилась Россия при Петре Первом ? 3.Что Вы узнали об отношении Петра I к бунтовщикам? 4.Можно ли считать, что эта картина является историческим источником?

В качестве раздаточного материала можно предложить фрагменты документов к картине

4 Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. — М.: Голос; Колокол-Пресс, 1993-1998.


Вариант пояснительного текста к репродукции картины.

Картина посвящена историческому событию — казни стрельцов, которые устроили бунт в 1698 году. Художник обратился к эпохе царствования Петра I, когда царевна Софья возглавила так называемый Стрелецкий бунт. Бунт был подавлен, а бунтовщики казнены. На своей картине Суриков не стал изображать сам момент казни, однако момент прощания с жизнью и родными выглядит не менее волнительно. Приговорённых стрельцов привезли на место казни, и Суриков попытался передать, что чувствует каждый из них в последний момент своей жизни. На полотне нет насилия, кровавых сцен; трагизм передан им через выражение лиц, безысходность в глазах, скорбные позы, заламывание рук. Картина получилась очень эмоциональной и наполненной острым трагизмом.

На картине представлено два главных героя. Эти герои легко читаются, так как являются двумя противоположными центрами. Со стороны власти здесь представлен сам Пётр I на коне, который смотрит на приговорённых непримиримым взглядом. Он рассержен и полон уверенности в правоте своего решения. Второй главный персонаж находится в левой части картины — мужчина с гневным взглядом и со свечой в руках. Он смотрит в сторону Петра I озлобленным взглядом. Несмотря на то, что участь его решена, он закован и находится в полной власти своих пленителей, он не сдался и не смирился со своей участью. Со своей стороны он также уверен в правоте своих поступков и полон ненависти к царю и власти.

hello_html_75bec137.jpg
hello_html_m2db6bd12.jpg

Вместе с тем, живописец мастерски изобразил противостояние народа и государства. Взгляните на полотно: за толпой народа – разноцветные нарядные купола собора Василия Блаженного; за спиной Петра – монументальные стены Кремля. Слева – мятущаяся толпа, справа – шеренги солдат. Сама история смотрит на нас с картины, и мы понимаем, что не личности делают историю, а она сама несет людей, подобно тому как бурный поток двигает огромные валуны.

Не менее эмоционально показаны и другие персонажи картины. Стрелец с чёрной бородой мрачно озирается вокруг; седой стрелец рядом прощается со своими детьми; позади стоит ещё один бунтовщик, склонив голову, тем самым показывая, что участь его предрешена; солдаты ведут на виселицу очередного приговорённого; молодая стрелецкая жена кричит в отчаянии; мать одного из стрельцов обессиленно опустилась на землю; на земле лежит одежда, которая уже не нужна и которую некому больше носить; тлеет огонёк упавшей свечи, которая является символом души человека, чья жизнь вот-вот потухнет.

hello_html_m407ab86c.jpg
hello_html_m239912fe.jpg

Помимо душераздирающего зрелища, картина интересна и своими композиционными решениями. Василий Суриков визуально сблизил Храм Василия Блаженного, Кремлёвскую стену и Лобное место. Этот приём помог ему добиться эффекта большой толпы. Для того чтобы картина передавала весь ужас массовой казни, Суриков выбрал для времени изображения раннее утро, когда ещё не до конца рассвело и после дождливой ночи стоит утренний туман. Интересно и месторасположение двух центральных сюжетов. Приговорённые стрельцы изображены Суриковым на фоне храма Василия Блаженного, тем самым подчёркивая свою роль мучеников, а Пётр I, высокопоставленные люди и солдаты изображены на фоне кремлёвской стены и кремлёвских башен над которыми кружат вороны.

Памятки по работе с иллюстрацией

Памятка по работе с иллюстрацией для старшеклассников (Многоуровневый анализ исторической картины)

Наглядность, с которой предстоит работать на уроках по темам компонента обществознания, подразделяется по характеру наглядного материала на 3 вида:

      1. предметная (она представлена макетами, моделями, музейными экспонатами и т.п. материальными объектами);
      2. изобразительная (картины, иллюстрации, рисунки, аппликации, слайды, фильмы и пр.);
      3. условно-графическая (карты, картосхемы, схемы, графики, диаграммы, опорные сигналы, пиктограммы и т. п.).
          • Вспомните, что такое сюжетно-образное повествование и художественное описание.

          В то же время накоплен разнообразный опыт нетрадиционных приемов, который не менее, а иногда и более эффективен. Это и драматизация, и персонификация, и воображаемая экскурсия, и разнообразная тренинговая работа.

              • Вспомните, что характеризует такие приемы, как драматизация и персонификация.

              Перед каждым ребенком в детстве проходит множество разнообразных и красочных картин. Яркие книжки с картинками, детские журналы, комиксы, мультфильмы. Но если попросить ребенка описать картинку, рассказать об увиденном на ней, то, как правило, он не скажет ничего, кроме того, кто или что нарисован(о). Необходима специальная работа по формированию визуальной грамотности, умению анализировать изобразительный ряд, критично воспринимать картины и иллюстрации, извлекать из них информацию.

              Для учителя важно различать типы учебных картин, среди которых можно выделить следующие:

                  1. Событийные картины — дают представление о конкретном единичном событии, воссоздавая какую-то важную его часть. По деталям событийной картины можно с точностью сказать, что это именно то событие, а не какое-либо другое.

                  2. Типологические картины — воспроизводят многократно повторяющиеся исторические события или явления, типичные для изучаемой эпохи.

                  3. Исторические картины — воссоздают облик города, населенного пункта или его части, интерьер жилища, знакомят учащихся с предметами быта, памятниками материальной культуры.

                  4. Портреты — изображения исторических и политических деятелей, представителей науки и культуры.

                  Во многих учебниках представлены портреты А.В. Суворова

                  Е. Пугачева и др., они помогают сформировать у учащихся представления об облике того или иного исторического деятеля.

                  Необходимо заметить, что одно и то же произведение иногда можно отнести к разным типам в зависимости от того, на чем заостряет внимание учитель.

                  Приемы работы с изобразительной наглядностью

                  Главное, чему должен научить учитель школьников, — умению вглядываться в детали, замечать подробности, подчеркивающие исторические реалии, которые проявляются в процессе рассматривания. Это может быть некий инсайт, озарение. Но для того чтобы ребенок сам мог найти, обнаружить детали, учитель несколько раз должен показать ему образец такой работы, а затем помочь провести эту работу посредством специально сформулированных вопросов. Таким образом, важным приемом работы с изобразительной наглядностью можно назвать рассказ учителя.

                      1. Рассказ учителя по учебной картине — объяснение нового материала или закрепление пройденного на основе анализа учебной картины. Не следует путать этот рассказ с обычным рассказом учителя, где картина выступает в качестве иллюстрации. В данном приеме сам рассказ играет вспомогательную роль. Он раскрывает содержание картины. Это рассказ-наблюдение, рассказ-описание. В начальной школе рассказ допускает вопросы учителя (элементы беседы).

                      Рядом со всем этим добром стоят на коленях со связанными руками женщины, мужчины, подростки. Это живая дань. Этих людей уведут в неволю, где они станут рабами. Давайте повнимательнее их рассмотрим. Женщина в синем сарафане на переднем плане низко склонилась, покорно опустив голову. Она смирилась с судьбой. Видимо, она знает, что с непокорными ордынцы обращаются очень жестоко. Она, скорее всего, не замужем, так как у замужних женщин должны быть покрыты голова и плечи. Ее не разлучают с мужем и малыми детьми, но на чужбину идти рабыней — все равно что на смерть. Другой женщине, стоящей рядом с ней, в спадающем на плечи красном платке, невмоготу расставаться со своей семьей, оставлять детей сиротами, но баскаки не спрашивают.

                      Мы слышим плач молодой плененной девушки, но это не трогает помощников баскака, стоящих сзади пленных. Они готовы поднять плети и наказать недовольных. С ненавистью смотрит на плеть чернобородый крестьянин в синей рубахе. Рядом один из сборщиков в цветном халате и войлочной шляпе мнет медвежью шкуру, определяя, годится ли она в качестве дани. В угодливой позе стоит княжеский тиун-переписчик. Он, делая записи о сданной дани, не смеет поднять глаза, боясь татарского гнева. Немного левее тиуна — повозка, в которую сложат собранное, а отданных в неволю погонят вслед. Жители города собрались проводить своих родственников и знакомых. Но несколько конных воинов не подпускают их близко, боясь беспорядков. Одна телега, доверху нагруженная мешками с хлебом, уже готова для отправки. Скоро, скоро тронется поезд из повозок с данью.

                      Преклонив головы, стоят перед баскаком старейшие жители города. Они ничего не могут сделать. Пробовали люди не один раз восставать, но тщетно — ордынцы жестоко подавляли все выступления. Слаба еще Русь. Народ не в силах дать отпор. Остается только покориться татарской воле.

                      (Примеры использования различных приемов по другим картинам — см. приложение 4)

                      2. Другим наиболее распространенным приемом работы с учебной картиной является беседа. Беседа по картине — это организация наблюдения посредством направляющих вопросов учителя.

                      Пример:

                      Что вы видите на картине? (небольшую деревеньку на берегу реки, огороженную забором, ее жителей)

                      Что вы видите рядом с поселком? (реку, лес) Что давало славянам такое соседство? (Река — это и вода для питья, приготовления пищи, купания; по рекам передвигались на далекие расстояния, в реке ловили рыбу. В лесу охотились, собирали ягоды, грибы, коренья, хворост.) На каких животных могли охотиться в то время?

                      А что делает человек на переднем плане? (пашет землю)

                      Посмотрите, какие орудия труда использовались в земледелии? (двузубая соха и борона-суковатка — обрубок суковатой ели). Земледелие у славян было нелегким делом. Надо было сначала вырубить все деревья и кустарники, сжечь их, смешать землю с золой, чтобы она была плодородной, а потом уже можно пахать. (Учитель может показать это посредством аппликаций.) Через несколько лет эта земля переставала быть плодородной, и нужно было расчищать новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой.

                      Что мы видим на переднем плане? (людей с оружием) Кто это? (охотники) Чем они вооружены? (копье, лук, стрелы, топор)

                      Посмотрите, в ворота поселка пастух загоняет животных. О каком занятии древних славян говорит этот факт? (о скотоводстве). Какой скот приручили древние славяне? (овец, коров, коз)

                      Посмотрите, что находится на столбах ворот? (черепа быков) О чем это может свидетельствовать? (о том, что славяне в тот период были по своим религиозным верованиям язычниками)

                      Мы видим на картине женщину с коромыслом. Как вы думаете, чем занимались женщины в поселке? (шили одежду, доили коров, ухаживали за домашней птицей, готовили пищу: в глиняных горшках варили уху, мясо, каши)

                      Давайте внимательно рассмотрим внешний вид древних славян. Как они выглядели? (Мужчины одевались в длинные свободные рубахи, подпоясанные кожаным поясом, и штаны из грубого холста, а женщины — в длинные платья или сарафаны. Голову украшали обручами. В холодное время на голову надевали войлочные или меховые шапки. На ногах у них были лапти, сплетенные из лыка, или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи.)

                      Итак, какие занятия древних славян вы можете назвать?

                      3. Персонификация — монолог от лица одного из изображенных на картине персонажей (предметов). Посредством этого приема предлагается рассказать историю с точки зрения какого-либо героя картины.

                      Пример:

                      Давайте поговорим с одним из учеников. Вот что он поведал нам:

                      4. Драматизация — это воображаемый диалог, который может происходить между героями, изображенными на картине. Персонажи картины становятся как бы действующими лицами маленького спектакля; слова за них могут придумать сами учащиеся с помощью вопросов учителя.

                      Пример:

                      Устало выглядит пахарь на первом плане. Он еле идет, да и лошадь тоже устала. Давайте послушаем, о чем пахарь спрашивает у возвращающихся охотников. (Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?)

                      - Эй! Ну что, охотнички! Много дичи добыли? А то я уже очень устал и в животе пусто!

                      - Да хватит на пару дней! Вон малец-удалец двух зайцев подстрелил, да и мы постарались! Голодными не останемся! А ты совсем уставший. Да и лошадь еле идёт.

                      - Сегодня последний день пахоты. Завтра уже сажать. Смотрите: и рыбаки вернулись. Как-то удался им улов?

                      - Птицы распелись сегодня не на шутку — видно, к жаркому дню.

                      Пример:

                      Давайте представим, что мы можем путешествовать во времени. Мысленно попадаем в далекий VIII в. Заглянем в славянский поселок, который изображен на картине. Место для такого поселка выбирали старшие мужчины. Необходимо, чтобы оно было рядом с рекой, лесом и земля подходила для земледелия. Жилища обнесли высоким забором, чтобы обезопасить всех жителей и от врагов, и от диких зверей. Сейчас на дворе весна. Посмотрите, в поселке каждый занят своим делом.

                      Жители славянского поселка одеваются просто. Мужчины носят просторные штаны и длинные — по колено — рубахи из грубой льняной ткани, подпоясанные кожаными ремнями. Женщины одеты в более длинные, чем у мужчин, льняные рубахи и платья очень простого покроя, которые иногда украшаются незамысловатой вышивкой. В прически женщины любят вплетать серебряные кольца самой разной формы (в каждом племени — особенной). На ногах — обувь из мягкой кожи, а также лапти из лыка или коры деревьев (липы, ивы, вяза, березы, дуба), а иногда из старых веревок, конского волоса и даже из соломы. Лапти служат рабочей обувью.

                      Вечером все дети соберутся у костра, и старики будут рассказывать истории, которые слышали от своих дедов и прадедов.

                      Примечание. Выше приведен пример готовой экскурсии, которую проводит учитель по уже имеющемуся материалу, но возможны варианты воображаемой экскурсии с привлечением учащихся.

                      Нажмите, чтобы узнать подробности

                      Сочинение по картине – одно из наиболее значимых и продуктивных упражнений по развитию речи учащихся. Картина может служить одним из эффективных средств развития речи, внимания и наблюдательности учащихся, активизирует и направляет мысль детей. Зрительные ряды, особенно репродукции с полотен известных художников обогащают знания детей об окружающей действительности, помогают развитию воображения и эстетического вкуса. Рассматривание картин, беседа по их содержанию способствуют развитию у учащихся глубокого восприятия произведений искусства. Дети не только видят, что изображено на полотне, но и, по мнению психолога Б. М. Теплова, стараются понять, что испытывает автор, создавая произведение, почувствовать настроение, которое передает художник, эмоционально переживая его.

                      На уроке русского языка при написании сочинения-описания художественного произведения можно использовать не только учебные картины, а также репродукции художественных произведений и презентации, разработанные по теме. Для более детального рассмотрения картины отдельные ее участки можно увеличить. Это позволит конкретно рассмотреть образ героя, его выражение лица или даже какой инструмент художник использовал – кисть или мастихин. На уроке важным моментом является знакомство детей с профессиональными инструментами художника. Так, мы можем показать кисти и мастихины, палитры, краски, которыми пользуются профессиональные художники. Отдельное внимание уделяется личности художника его биографии и творческой деятельности.

                      Последовательность анализа картины может быть разной и зависит от возраста учащихся, уровня развития у них художественного восприятия, от особенностей самой картины и от поставленных целей. На первых этапах анализа картины иногда используют следующую последовательность: первый план (то, что расположено на картине ближе к зрителю), композиционный центр картины, второй план (то, что расположено далеко от зрителя). Второй вариант требует определённых знаний от учащихся: жанр картины, ее предметное содержание (кто или что изображено на первом и на втором плане), настроение, которое хотел передать художник, изобразительно-выразительные средства, которые он использовал для передачи образа (свет, цвет, композиция и др.). Как правило, чаще всего используется второй вариант, наиболее полно раскрывающий анализ картины.

                      Рассматривая произведения художников, следует обращать внимание детей на реалистическое изображение природы, учитель помогает почувствовать и понять красоту русской природы, безгранично любить ее. Учитывая возрастные особенности младших школьников, при описании картины, педагог должен дать общую характеристику, доступно рассказать о ее содержании и выразительных средствах, которые использовал художник. Отдельное внимание мы уделяем цвету в живописи, ведь через цвет можно передать настроение и вызвать эмоциональное отношение зрителя. Цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, которое отражает материальные свойства предметов, передающее многообразие окружающего мира в его цветовом звучании. Каждый художник использует цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. В картинах, где показано человеческое страдание, горе, чаще всего используются цвета неяркие, приглушенные, более темные. В картинах с радостным, оптимистическим настроением художник выбирает яркие, сочные цвета. В процессе описания картины развивается умение видеть гармоничные цветовые сочетания, колорит, красоту ярких и нежно-блеклых цветов.

                      При подготовке к уроку учителю следует составить план работы, подготовить зрительный ряд.

                      Примерный план работы над сочинением:

                      1. Рассказ о художнике и истории создания картины, технологические особенности, которые использовал художник при написании картины.

                      2. Беседа по картине.

                      3. Словарная работа по теме урока, знакомство с новыми искусствоведческими терминами.

                      4.Составление плана сочинения.

                      5. Составление устного коллективного высказывания по картине.

                      6. Самостоятельное написание сочинения.

                      7. Анализ творческих работ школьников.

                      Одним из самых сложных этапов урока – беседа по картине. Учителю необходимо создать особую атмосферу, благодаря которой дети смогут погрузится в мир художника и прочувствовать картину.

                      Для анализа картины, рекомендовано использовать следующие упражнения, которые определенным образом влияют на развитие речи и формирование коммуникативно-речевых умений у детей младшего школьного возраста:

                      - рассматривание картины под музыкальное сопровождение;

                      - работа с карточками, обозначающих черты характера (для характеристики героев картины).

                      - Что изображено на картине? Выделение главных героев.

                      - Кто из богатырей привлекает ваше внимание больше всего? Как вы считаете, кто из богатырей Илья Муромец? Добрыня Никитич? Алеша Попович? (См. Рис.1)


                      Рис. 1

                      - Давайте обратимся к былинам. После чтения былин учащиеся без труда узнают каждого из богатырей. Пробуем коллективно описать внешний вид богатырей, одежду, вооружение, отдельное внимание уделяется выражению лиц каждого героя. Например, выражение лица Ильи Муромца спокойное и в тоже время взгляд его мужественный, он внимательно всматривается в даль. Не уйдет враг от пристального взгляда богатыря. (См. Рис.2)


                      Рис. 2

                      Отдельное внимание следует уделить композиционному решению картины.

                      - Как изображены богатыри? Богатыри стоят в центре композиции и изображены крупным планом, плечом к плечу – они едины. Художник изображает богатырей так, что зритель смотрит будто снизу вверх на них, подчеркивая тем самым силу, мощь главных героев. (См. Рис. 3)


                      Рис. 3

                      - Что изображено на втором плане картины? За богатырями просторы родной земли, степь широкая, что конца и края ей нет. (См. Рис. 3)

                      - Какие краски использовал художник, чтобы передать второй план? Художник использовал темно-фиолетовые, синие, темно-зеленые цвета. (См. Рис. 3)

                      - Какие чувства и эмоции вызывают у вас эти цвета? Чувство тревоги, настороженности, беспокойства – нет ли врага поблизости.

                      - Как вы думаете, что хотел сказать художник, написав это художественное полотно? Васнецов прославляет защитников Родины. Художник напоминает нам о том, что нужно знать историю своей страны, гордится предками, любить землю, где родились.

                      Учитель подводит итоги по беседе.

                      - Итак, богатыри предстают перед нами яркими, сильными защитниками Родины, за ними как за каменной стеной. Несмотря на то, что богатыри былинные персонажи, зритель воспринимает их как живых людей. Композиционным решением художник передает силу и мощь богатырей. Цвет в картине играет важную роль, художник использует цветовые решения, которые помогают почувствовать настроение художника его замысел. Так, мы чувствует некоторое напряжение, настороженность глядя на полотно, тем самым Васнецов передает нам, о том, что враг не дремлет, он может напасть в любой момент, но есть защитники Родины, которые всегда стоят на страже. Картина заставляет переживать нас самое хорошее чувство – чувство гордости за свою страну, за предков, любовь к родной природе.

                      Сочинение младшего школьника должно содержать три основных части: вступление, основную часть и заключение. Вступление, как правило, содержит одно-два предложения и начинается со слов: "Передо мной картина (художника) (название картины.)". Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?

                      Поскольку у учащихся данного возраста недостаточно сформированы не только коммуникативно-речевые, но и каллиграфические и орфографические умения, то необходима индивидуальная помощь учителя тем ученикам, которые испытывают затруднения. Особое внимание учитель обращает на соответствие содержания темы, структуру текста, на средства связи между предложениями, использование синонимов во избежание повторов.

                      Таким образом, сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.

                      Список использованной литературы

                      1. Воробьева, В.И. Сочинения по картинам в начальных классах / В.И. Воробьева, С.К. Тивикова. – Тула: Родничок: М.: Астрель: АСТ, 2006. – (Библиотека учителя).

                      Методическая разработка

                      Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
                      До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

                      В методической разработке охарактеризованы основные формы работы с исторической картиной как источником информации, подчеркнуты межпредметные связи истории и изобразительного искусства, продемонстрированы приёмы активизации мыслительной деятельности и развития творчества обучающихся - умение методически грамотно использовать приемы обучения истории; В разработке показаны приемы формирования у школьников умения самостоятельно работать с историческими источниками, публично защищать результаты своего труда ,излагать свою точку зрения и аргументировать её; методы формирования способности учащихся понимать разнообразие взглядов участников исторического конфликта; умения обнаруживать в исторической картине авторскую позицию. Методическая разработка снабжена алгоритмами работы учеников с историческими картинами на уроке и во внеучебное время

                      Читайте также: