Опера тоска краткое содержание на русском языке

Обновлено: 05.07.2024

Основные персонажи оперы

  • Флория Тоска, знаменитая певица (сопрано).
  • Марио Каварадосси, художник (тенор).
  • Барон Скарпиа, шеф полиции Рима (баритон).
  • Чезаре Анджелотти, бывший консул Римской республики (бас).
  • Ризничий (баритон).
  • Сполетта, полицейский агент (тенор).
  • Шарроне, другой агент (бас).
  • Тюремщик (бас).
  • Пастух (альт).
  • Кардинал, судья, Роберти (палач), писарь, офицер, сержант, солдаты, стражники, полицейские, кавалеры, дамы, народ.

Сюжет оперы разворачивается в Риме в самом начале XIX века. В центре водоворота событий – любовь певицы Флоры Тоски и художника Марио Каварадосси.

Пытаясь спасти от преследования своего друга, когда-то римского консула Чезаре Анджелотти, художник Каварадосси прячет его в колодце своего загородного дома. Начальник полиции Скарпиа догадывается, где прячется преступник. Чтобы схватить его, он следит за возлюбленной Марио Флорой Тоской, которая и приводит его к укрытию мятежника. Но вместо заключенного, в тюрьму попадает художник.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Церковь Сант Андреа в Риме. В одну из боковых дверей входит Анджелотти, бывший консул Римской Республики, бежавший из заключения в крепости. Сестра его, маркиза Аттаванти, спрятала под статую Мадонны ключ от семейной капеллы, находящейся в церкви. Анджелотти ищет ключ, наконец, найдя его, отпирает дверь капеллы и спешит укрыться в ней.

Едва он скрывается, входит старый ризничий, принесший еду и рабочие принадлежности для Каварадосси. Вскоре появляется и сам художник.

Когда старик уходит, дверь капеллы открывается и входит Анджелотти. Он думает, что церковь пуста, и с ужасом смотрит на художника. Испуг, однако, сменяется радостью: Каварадосси – его давний друг и соратник. И теперь художник не оставляет друга в беде. Разговор их прерывает стук в дверь: это Тоска.

Художник сует в руки Анджелотти корзину с едой и толкает его в капеллу. Вошедшая певица недоверчиво слушает объяснение Каварадосси. Она слышала голоса и думает, что здесь была прекрасная белокурая незнакомка, черты которой изображены на картине Каварадосси. В конце концов, художнику удается успокоить свою возлюбленную. Она уходит.

Каварадосси быстро принимает решение, он передает Анджелотти ключ от своего загородного дома и сам провожает друга, чтоб обеспечить безопасность побега. Священники готовятся к торжественному богослужению по случаю поражения Наполеона. Ризничий созывает народ в церковь.

В церковь входит всемогущий начальник римской полиции, барон Скарпиа: сюда, в церковь, ведут нити поисков, по-видимому, беглец Анджелотти нашел прибежище именно здесь. Расследование еще продолжается, когда в церковь возвращается Тоска. Она с удивлением обнаруживает, что художника уже нет в церкви. В ней вспыхивает ревность. А Скарпиа еще разжигает ее подозрения, ведь ему давно приглянулась красивая певица.

Церковь заполняется прихожанами. Начинается торжественная служба. Во время церемонии Скарпиа отдает признание следить за Тоской, ибо шаги ее, вероятно, приведут к Каварадосси, а затем – к Анджелотти. Скарпиа принял решение – он казнит революционеров и добудет для себя Флорию Тоску.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Скарпиа отсылает арестованного в камеру пыток, затем начинает допрашивать Тоску. Певица молчит, но из камеры пыток все громче доносятся стоны Каварадосси, и она не выдерживает. Влюбленная женщина выдает местонахождение Анджелотти.

Цель достигнута. Начальник полиции отдает приказание прекратить пытки. Вводят измученного, окровавленного художника, которому сразу становится ясно, что Тоска добилась его освобождения ужасной ценой: она предала Анджелотти. Гневно отталкивает он любимую женщину. Скарпиа приказывает отвести художника в тюрьму и на рассвете расстрелять.

Тоска в отчаянии, она хочет сохранить жизнь своего возлюбленного. Она умоляет начальника полиции, но тот непреклонен. В конце концов он предлагает: за любовь Тоски он вернет свободу Каварадосси.

После трагической внутренней борьбы Тоска принимает предложение. Но начальник полиции не намеривается выполнить уговор. Вместо того, чтобы отпустить художника, он обещает Тоске, что во время завтрашней казни солдаты будут стрелять холостыми патронами, дело Каварадосси – лишь разыграть комедию казни.

Пока он пишет пропуск, Тоска незаметно прячет у себя нож, приготовленный на столе для ужина. Когда Скарпиа с готовым пропуском в руках приближается к Тоске, стремясь ее обнять, она ударом ножа убивает злодея.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Площадка на башни крепости.

Светает. Сквозь пелену тумана вдали вырисовываются очертания города. Откуда-то слышен звон колоколов Рима. Каварадосси выводят из тюрьмы. Его последняя просьба: он хочет написать несколько слов своей любимой. Художник отдает свой перстень тюремщику и тот кивает: пусть пишет.

Неожиданно появляется Тоска и, вся светясь от радости, сообщает любимому, что казнь будет лишь видимостью. Она наставляет художника: когда раздается залп, он должен упасть на землю, — после того, как палачи удаляться, пропуск, выданный Скарпиа, откроет им путь к свободе. Проходит конвой.

Тоска прячется за одну из колонн, следя оттуда за трагической сценой. Раздается залп – Каварадосси падает. Едва солдаты уходят, Тоска тихо окликает его и с ужасом видит, что любимый мертв. Рыдая, она падает на его труп.

Слышится шум и голоса: обнаружен труп Скарпиа, ищут убийцу. Тоска, не дожидаясь преследователей, с высоты крепостной башни бросается вниз.

Это интересно! По свидетельствам биографов Пуччини, согласие В. Сарду на использование его сочинения для основы либретто он получил благодаря музыке – композитор исполнил для драматурга фрагменты своих опер, и музыка его покорила.

Заключение:

Жестокость и похотливость Скарпьи, чудовищно порочного и при этом искреннего, светского человека и служителя власти; нежность Тоски, единственной женщины в опере, капризной и ревнивой, но прежде всего любящей, отважной; сочетание сладострастия и пыток, жажды жизни и угнетения – всё возвышается как некий надгробный монумент. Перед лицом смерти красота и любовь торжествуют победу, добытую муками.

Тоска

Действующие лица

Голос

Описание

опера Тоска

Сюжет оперы разворачивается в Риме в самом начале XIX века. В центре водоворота событий – любовь певицы Флоры Тоски и художника Марио Каварадосси.


Фото:

Пуччини Тоска
опера Тоска краткое содержание



Интересные факты

  • Тоска – опера с одной из самых необычных премьерных историй. Первый показ спектакля наделал много шума. Началось все с того, что театральный зал заполонила полиция. Кто-то сообщил о том, что в зале заложена бомба. После ее безуспешных поисков, спектакль все-таки начался. Едва грянули первые аккорды оркестрового вступления, как в зале послышались крики. Их причиной стала не угроза взрыва, а нарушение римской театральной традиции: в городе было принято начинать спектакли с опозданием. Публика собиралась как раз с этим расчетом, а на этот раз дирижер начал оперу вовремя. Только что пришедшие зрители возмутились и потребовали начать спектакль сначала. Дирижеру и солистам пришлось пойти на уступки. Ну что еще тут поделаешь!
  • В одном спектакле, в сцене падения Тоски с крепостной стены, матрасы и подушки были заменены батутом, и до того как занавес закрылся, певица успела несколько раз взлететь над стеной.
  • Австрийская певица Леони Ризанек пела молитву Тоски на животе. Так же она не верила в то, что Тоска может заранее спрятать нож, и в версиях спектакля с этой певицой разбивался бокал с вином, а в шею Скарпиа вонзался осколок.
  • Монсеррат Кабалье попала в книгу рекордов Гиннеса, как единственная певица, которая исполняет четыре последние ноты молитвы Vissi d’Arte на одном дыхании.

Монсеррат Кабалье в роли Тоски

колокола собора Святого Петра

Джакомо Пуччини

Непосредственно работать над оперой Пуччини начал только в 1896 году. В это время он уже был хорошо известен, его оперные творения " Богема " и " Манон Леско " уже имели немалый успех. Сейчас композитор уже достаточно высоко оценивал свои шансы на благосклонность Сарду. И действительно, ему удалось провести с ним несколько плодотворных встреч. Написанием либретто занимались Л. Иллика и Дж. Джакоза, не упускал возможности поработать над сюжетом и сам композитор. Он провел активные переговоры с автором и настоял на некоторых изменениях в сюжете - так, он ускорил действие, сократил некоторые второстепенные сюжетные линии и внес изменения в судьбу главной героини. Опера была закончена осенью 1899 года.

Первые постановки


Эта опера Пуччини , пожалуй, самая чувственная и искренняя из всех им написанных. Многие считают ее настоящей мелодрамой, наилучшим образцом жанра.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Основные персонажи оперы

  • Флория Тоска, знаменитая певица (сопрано).
  • Марио Каварадосси, художник (тенор).
  • Барон Скарпиа, шеф полиции Рима (баритон).
  • Чезаре Анджелотти, бывший консул Римской республики (бас).
  • Ризничий (баритон).
  • Сполетта, полицейский агент (тенор).
  • Шарроне, другой агент (бас).
  • Тюремщик (бас).
  • Пастух (альт).
  • Кардинал, судья, Роберти (палач), писарь, офицер, сержант, солдаты, стражники, полицейские, кавалеры, дамы, народ.

Сюжет оперы разворачивается в Риме в самом начале XIX века. В центре водоворота событий – любовь певицы Флоры Тоски и художника Марио Каварадосси.

Пытаясь спасти от преследования своего друга, когда-то римского консула Чезаре Анджелотти, художник Каварадосси прячет его в колодце своего загородного дома. Начальник полиции Скарпиа догадывается, где прячется преступник. Чтобы схватить его, он следит за возлюбленной Марио Флорой Тоской, которая и приводит его к укрытию мятежника. Но вместо заключенного, в тюрьму попадает художник.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Церковь Сант Андреа в Риме. В одну из боковых дверей входит Анджелотти, бывший консул Римской Республики, бежавший из заключения в крепости. Сестра его, маркиза Аттаванти, спрятала под статую Мадонны ключ от семейной капеллы, находящейся в церкви. Анджелотти ищет ключ, наконец, найдя его, отпирает дверь капеллы и спешит укрыться в ней.

Едва он скрывается, входит старый ризничий, принесший еду и рабочие принадлежности для Каварадосси. Вскоре появляется и сам художник.

Когда старик уходит, дверь капеллы открывается и входит Анджелотти. Он думает, что церковь пуста, и с ужасом смотрит на художника. Испуг, однако, сменяется радостью: Каварадосси – его давний друг и соратник. И теперь художник не оставляет друга в беде. Разговор их прерывает стук в дверь: это Тоска.

Художник сует в руки Анджелотти корзину с едой и толкает его в капеллу. Вошедшая певица недоверчиво слушает объяснение Каварадосси. Она слышала голоса и думает, что здесь была прекрасная белокурая незнакомка, черты которой изображены на картине Каварадосси. В конце концов, художнику удается успокоить свою возлюбленную. Она уходит.

Каварадосси быстро принимает решение, он передает Анджелотти ключ от своего загородного дома и сам провожает друга, чтоб обеспечить безопасность побега. Священники готовятся к торжественному богослужению по случаю поражения Наполеона. Ризничий созывает народ в церковь.

В церковь входит всемогущий начальник римской полиции, барон Скарпиа: сюда, в церковь, ведут нити поисков, по-видимому, беглец Анджелотти нашел прибежище именно здесь. Расследование еще продолжается, когда в церковь возвращается Тоска. Она с удивлением обнаруживает, что художника уже нет в церкви. В ней вспыхивает ревность. А Скарпиа еще разжигает ее подозрения, ведь ему давно приглянулась красивая певица.

Церковь заполняется прихожанами. Начинается торжественная служба. Во время церемонии Скарпиа отдает признание следить за Тоской, ибо шаги ее, вероятно, приведут к Каварадосси, а затем – к Анджелотти. Скарпиа принял решение – он казнит революционеров и добудет для себя Флорию Тоску.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Скарпиа отсылает арестованного в камеру пыток, затем начинает допрашивать Тоску. Певица молчит, но из камеры пыток все громче доносятся стоны Каварадосси, и она не выдерживает. Влюбленная женщина выдает местонахождение Анджелотти.

Цель достигнута. Начальник полиции отдает приказание прекратить пытки. Вводят измученного, окровавленного художника, которому сразу становится ясно, что Тоска добилась его освобождения ужасной ценой: она предала Анджелотти. Гневно отталкивает он любимую женщину. Скарпиа приказывает отвести художника в тюрьму и на рассвете расстрелять.

Тоска в отчаянии, она хочет сохранить жизнь своего возлюбленного. Она умоляет начальника полиции, но тот непреклонен. В конце концов он предлагает: за любовь Тоски он вернет свободу Каварадосси.

После трагической внутренней борьбы Тоска принимает предложение. Но начальник полиции не намеривается выполнить уговор. Вместо того, чтобы отпустить художника, он обещает Тоске, что во время завтрашней казни солдаты будут стрелять холостыми патронами, дело Каварадосси – лишь разыграть комедию казни.

Пока он пишет пропуск, Тоска незаметно прячет у себя нож, приготовленный на столе для ужина. Когда Скарпиа с готовым пропуском в руках приближается к Тоске, стремясь ее обнять, она ударом ножа убивает злодея.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Площадка на башни крепости.

Светает. Сквозь пелену тумана вдали вырисовываются очертания города. Откуда-то слышен звон колоколов Рима. Каварадосси выводят из тюрьмы. Его последняя просьба: он хочет написать несколько слов своей любимой. Художник отдает свой перстень тюремщику и тот кивает: пусть пишет.

Неожиданно появляется Тоска и, вся светясь от радости, сообщает любимому, что казнь будет лишь видимостью. Она наставляет художника: когда раздается залп, он должен упасть на землю, — после того, как палачи удаляться, пропуск, выданный Скарпиа, откроет им путь к свободе. Проходит конвой.

Тоска прячется за одну из колонн, следя оттуда за трагической сценой. Раздается залп – Каварадосси падает. Едва солдаты уходят, Тоска тихо окликает его и с ужасом видит, что любимый мертв. Рыдая, она падает на его труп.

Слышится шум и голоса: обнаружен труп Скарпиа, ищут убийцу. Тоска, не дожидаясь преследователей, с высоты крепостной башни бросается вниз.

Это интересно! По свидетельствам биографов Пуччини, согласие В. Сарду на использование его сочинения для основы либретто он получил благодаря музыке – композитор исполнил для драматурга фрагменты своих опер, и музыка его покорила.

Заключение:

Жестокость и похотливость Скарпьи, чудовищно порочного и при этом искреннего, светского человека и служителя власти; нежность Тоски, единственной женщины в опере, капризной и ревнивой, но прежде всего любящей, отважной; сочетание сладострастия и пыток, жажды жизни и угнетения – всё возвышается как некий надгробный монумент. Перед лицом смерти красота и любовь торжествуют победу, добытую муками.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

В церковь Сант-Андреа-делла-Валле пробирается бежавший из тюрьмы политический заключенный Чезаре Анджелотти, бывший консул Римской республики. Его сестра, маркиза Аттаванти, приготовила ему женскую одежду, чтобы он мог неузнанным покинуть Рим.

Появляется Ризничий, недовольный своей работой и художником Марио Каварадосси, расписывающим церковь. Приходит и сам художник. В изображенной им Марии Магдалине Ризничий узнает красивую прихожанку, а Каварадосси размышляет о том, как разнообразна бывает красота. Не переставая ворчать, Ризничий уходит. Анджелотти привлекает внимание Каварадосси. Художник готов помочь беглецу, но в церковь пришла Флория Тоска, знаменитая певица, и Анджелотти снова скрывается, забрав с собой корзинку с приготовленным для Каварадосси обедом.

Тоска пришла условиться со своим возлюбленным Марио о вечернем свидании. Донесшийся до нее шепот вызвал ревнивые подозрения. Но Каварадосси удается успокоить любимую. Вечером, после спектакля, в котором выступает Тоска, они встретятся и проведут ночь в уединенном домике. Тоска собирается уходить, когда внезапно узнает в образе Марии Магдалины маркизу Аттаванти. Ее ревность вспыхивает с новой силой, но любовь Каварадосси побеждает, и она уходит, умиротворенная.

Анджелотти сообщает, что сестра приготовила для него в капелле женское платье, и вечером, переодевшись, он покинет церковь. Каварадосси предлагает ему убежище на своей вилле – в случае опасности там можно спрятаться в потайной нише колодца. Раздается пушечный выстрел, возвещающий о побеге узника из крепости, и Каварадосси, полный решимости сражаться за жизнь беглеца, уходит из церкви вместе с ним.

Церковь наполняется народом: в честь победы над Наполеоном готовится торжественный молебен. Певчие ликуют. В церкви появляются начальник полиции барон Скарпиа и сыщики. Они обнаруживают в капелле Аттаванти корзинку из-под еды и веер с гербом маркизы, а рядом – ее портрет в облике Марии Магдалины. Скарпиа уверен, что Каварадосси помог беглецу. В церковь возвращается огорченная Тоска: из-за торжественного приема по случаю победы свидание придется отложить. Скарпиа очень любезен, и он искусно разжигает ревность Тоски, рассчитывая, что она наведет его сыщиков на след Каварадосси и Анджелотти. Тоска в отчаянии уходит, начинается молебен. Скарпиа предвкушает двойную победу. Одна – над Каварадосси и Анджелотти, другая – над Тоской, к которой он давно пылает страстью.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Палаццо Фарнезе. Скарпиа ждет Тоску. Она должна прийти сразу же после того, как споет на балу торжественную кантату в честь победы над Наполеоном в битве при Маренго. В кабинет входит посланный следить за Тоской Сполетта. Он сообщает, что Тоска недолго была в доме Каварадосси, преступник Анджелотти там не найден, но арестован художник.

Допрос Каварадосси не дает результатов, и Скарпиа отдает приказ его пытать. Появляется Тоска. Стоны Каварадосси заставляют её выдать тайну, доверенную ей художником. Она рассказывает Скарпиа, что Анджелотти прячется в колодце в саду Каварадосси. Скарпиа посылает Сполетту за Анджелотти. Шарроне сообщает, что битву при Маренго выиграл Наполеон. Каварадосси не скрывает радости. Скарпиа отдает приказ казнить художника.

Тоска умоляет барона освободить Каварадосси. Скарпиа, наслаждаясь ее горем, обещает помиловать художника, если Тоска станет его любовницей. Ни гнев, ни горе не могут смягчить его решение, и Тоска вынуждена согласиться.

Скарпиа приказывает расстрелять Каварадосси холостыми патронами — когда солдаты уйдут, Тоска и Каварадосси смогут бежать. Скарпиа дает Тоске пропуск, который поможет им беспрепятственно покинуть Рим. Но когда Скарпиа, открыв объятия, идет к Тоске, она вонзает нож в его грудь.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Замок святого Ангела.

До казни Каварадосси остается час. Он просит тюремщика передать Тоске его прощальное письмо и погружается в воспоминания. Появляется Тоска. Она показывает Каварадосси пропуск, полученный от Скарпиа, и заново переживает совершенное убийство. Каварадосси утешает ее и воспевает ее смелость.

Тоска рассказывает, что казнь будет не настоящей: услышав выстрелы, он должен упасть, а после ухода солдат они смогут уехать. Каварадосси старается в это поверить и успокоить измученную пережитым возлюбленную.

За художником приходит тюремщик. Гремит залп, и Каварадосси падает. Уходят солдаты. Тоска бросается к Каварадосси, но он не откликается на ее зов. Он мертв.

Появляются Шарроне, Сполетта и полицейские. Убийство Скарпиа обнаружено, но Тоска не даст себя схватить: она бросается вниз.

Читайте также: