Опера сания краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Сания́ (тат. Сания ) — первая опера на татарском языке, написанная совместно композиторами Султаном Габяши, Газизом Альмухаметовым, при участии Василия Виноградова в 1925 году в Казани.

Действующие лица

Партия Голос Исполнитель
Сания, крестьянская девушка Сопрано Разия Садыкова, Зюгра Байрашева , Сара Садыкова (1920-1930-е годы)
Зия, джигит Тенор Газиз Альмухаметов, Ситдик Айдаров, (1920-1930-е годы), Усман Альмеев (1991 год)
Зариф, отец Сании Тенор

Содержание

В основе сюжета оперы история любви крестьянской девушки Сании и джигита Зии и её противопоставление эгоистической корысти отца девушки, Зарифа.

Первое действие занимает повествование Сании о любви к Зие и грубом и разрушительном вмешательстве отца (первая ария Сании, её сцена с Гульбикой и заключительная ария I действия).

Наиболее насыщено действенными сценическими ситуациями III ­действие: за сценой Сании, передающей прислуге записку для Зии, следует сцена Зарифа и матери Сании, предвкушающих выгоду от заключённой свадебной сделки, а после сцен Зарифа с караульщиками и появления Зии, заставляющего их трусливо бежать, даётся новая лирическая сцена Сании и Зии, после которой следует развязка – побег влюблённых и смерть Зарифа [1] .

Музыка

Первая ария Сании

Таков лейтмотив Сании. Призванный подчеркнуть драматизм её переживаний, он впервые появляется в её первой арии-жалобе.

Ария Сании

Тема Зарифа

В большем соответствии с драматическими задачами находится музыка лирических сцен. В сольных и ансамблевых номерах героев, несомненно, лучших в опере, верно схвачен тонус их эмоционально-психологических состояний, выразительно и искренне передаются чувства тоски, тревоги и любовных порывов.

История создания

В 1922 году Газиз Альмухаметов, будучи одним из самых популярных певцов и музыкантов у мусульманской публики начала XX века, приезжает в Казань, чтобы найти единомышленника по созданию первой оперы на татарском языке. При этом, артист сам начал готовить либретто для будущей оперы, написав поэму о любви простой крестьянской девушки Сании и джигита Зии, живущей в их сердцах, несмотря на запреты, социальное неравенство и предрассудки. Затем он поделил её на сюжетные части, подобрав для каждой из них определённый народный напев.

С идеей создания первой татарской оперы Газиз Альмухаметов обратился к Султану Габяши — известному татарскому композитору начала 1920-х годов [3] .

В то время Султан Габяши работал преподавателем в Казанском восточном музыкальном техникуме. В этом же учебном заведении работал и Василий Виноградов, русский композитор и скрипач, имевший опыт создания музыкальных произведений, основанных на татарском и башкирском фольклоре — ещё один из будущих создателей оперы [4] .

Первоначально Султан Габяши скептически отнесся к идее написания оперы на основе 10—15 народных мелодий, полагая, что необходимо выстроить особую композицию, сделать оркестровую партитуру. Тем не менее, при следующем приезде Альмухаметова в Казань в 1923 году, Габяши уже был готов к тесному творческому сотрудничеству.

Работа авторов началась с разделения оперы на действия и написания увертюры. Оперу решили создавать на основе фольклорного материала с вплетением авторской музыки. На этом этапе большую помощь оказал писатель Фатих Амирхан. В его квартире на Большой Красной улице проходили многочасовые обсуждения будущей оперы, прослушивались музыкальные и вокальные эпизоды, корректировался текст либретто [3] .

Для гармонизации и оркестровки произведения по обоюдному согласию пригласили Василия Виноградова.

Работа велась следующим образом: мы приносили ему [b] черновой вариант, он делал гармонизацию и клавир для двух роялей. Если это одобрялось, приступал к оркестровке, а потом мы втроём обсуждали написанное. Если считали удачным — оставляли в том же виде, если нет — переделывали и давали “добро” на окончательную оркестровку. Виноградову не разрешалось исправлять написанные нами мелодии, только инструментальные фрагменты. Например, в связках между вокальными номерами или местах активного сценического действия он с нашего согласия мог добавлять свою музыку [3]


В постановке оперы значительную роль сыграли коллективы Казанского восточного музыкального техникума и Татарского академического театра. Музыкальное руководство постановкой осуществлял директор и дирижёр симфонического оркестра музыкального техникума, известный музыкант России Александр Литвинов, в постановке оперы также участвовали режиссёр Г. Айдарский, художник П. Т. Сперанский, балетмейстер Ю. А. Муко.

Роль главной героини изначально предполагалось отдать студентке Московской консерватории Саре Садыковой. Следует особо отметить, что все арии Сании Султаном Габяши писались прежде всего с учётом вокальных данных Сары Садыковой. Но, по семейным обстоятельствам певица не смогла принять участие в премьерном показе оперы. Её заменила младшая сестра Разия - также одарённая исполнительница [3] .

Постановщиком-режиссёром второй редакции оперы стал Газиз Айдарский. Роль Сании исполнила Сара Садыкова.

На забвение музыки оперы в период с 1930-х годов по настоящее время повлияла трагическая судьба их создателей и некоторых исполнителей. Другой причиной возможно стала грубая критика, звучавшая в том числе в биографии Василия Виноградова, написанной в 1940-м году [4] .

В мае этого года как-то незаметно прошло 130-летие со дня рождения одного из первых татарских композиторов. Его звали Султан Габяши (1891-1942). Он прожил всего 50 лет, но успел за это время заложить основы профессиональной татарской и башкирской музыки. Автор первых национальных опер, учитель многих известных музыкантов и композиторов. Например, в их числе Латиф Хамиди, Загид Хабибуллин, Сара Садыкова и другие. Но о самом Султане Габяши сегодня, наверное, вспоминают только редкие знатоки.

Из семьи муллы в музыканты?

Он родился в необычной семье, в татарской деревне Малый Сулабаш Казанского уезда той же губернии (совр. Высокогорский район РТ). С одной стороны, отец Хасан-Гата Габяши - мулла, религиозный деятель, впоследствии даже казый (судья) Оренбургского магометанского духовного собрания. С другой, он же - автор "Подробной истории тюркских народов". Наверное, лишь прогрессивными взглядами Хасан-Гаты казыя можно объяснить то, почему он все же разрешил своему сыну заниматься музыкой .

Поэтому Султан Габяши получил традиционное мусульманское образование сначала в различных медресе - казанской "Мухаммадии", уфимской "Усмании" и "Галие", а потом и более практичное - в Уфимском реальном училище.

Кстати, в те годы некоторые татарские родители отдавали своих сыновей вместо медресе именно в реальные и коммерческие училища. Они мечтали, что их дети легко преодолеют все вызовы новой эпохи научно-технического прогресса.

Юрист-композитор

Султан Габяши в 1915 году стал студентом юридического факультета Казанского университета. Однако тяга к музыке никуда не делась, как бы не наставлял его строгий родитель. Султан Габяши принимал активное участие в музыкальной и театральной жизни сначала Уфы, потом Казани, без него не проходили татарские литературно-музыкальные вечера. Там же звучали его песни, инструментальные композиции, сына муллы уже начали признавать как татарского композитора. Например, детский хор "Восточного клуба" исполняла его песню "Рокыя-гөлкәем" (кстати, музыкальное посвящение Рукие Кинзикеевой из Уфы), а солировала еще маленькая Сара Садыкова.

Совместно с ученым и литератором Гали Рахимом Султан Габяши создал самое известное музыкальное произведение начала ХХ века - романс "Кукушка" ("Кәкүк"). Первой исполнительницей стала Гайша Апанаева, собственно именно ей и были посвящены слова песни.

К сожалению, из-за репрессивных гонений стихи Гали Рахима были признаны неблагонадежными, и в 1930-е годы у мелодии "Кукушка" появились новые слова, уже авторства Ахмета Ерикея (кстати, родом из Башкортостана). Именно в этом варианте "Кукушка" известна широкому слушателю.

Конечно, революционная эпоха для Султана Габяши не была связана лишь с музыкальным творчеством. Время было военным, армия нуждалась в солдатах и офицерах. Бывший студент юридического факультета тоже успел побывать в рядах царской армии в качестве прапорщика, а после создания национальных военных подразделений в Казани стал первым руководителем военного оркестра частей "Милли Шуро".

Первая татарская опера "Сания"

Первые годы советской власти и создание Татарской АССР для Султана Габяши открыли новые возможности для развития музыкального таланта. Он мог заниматься любимым делом: преподавал в Восточном музыкальном техникуме, руководил многоголосным хором. В числе учеников Султана Габяши были Сара Садыкова, Галия Кайбицкая, Мансур Музафаров, Латиф Хамиди , Загид Хабибуллин и многие другие.

Конечно, продолжал он работать как композитор. А в 1925 году в Казани была представлена первая татарская опера "Сания" (либретто Фатиха Амирхана). Премьеру приурочили к 5-летию Татреспублики. Это было грандиозное событие для национальной жизни. Партер был занят татарскими нэпманами и их нарядными супругами: ведь давали самую настоящую татарскую оперу!

Опера была плодом коллективного музыкального творчества - Султан Габяши, Газиз Альмухаметов , Василий Виноградов днями и ночами корпели над ариями и нотными листами будущей "Сании". И, конечно, автора слов Фатиха Амирхана. Ведь именно в его квартире на Большой Красной улице проходили многочасовые обсуждения будущей оперы, прослушивались музыкальные и вокальные эпизоды, корректировался текст либретто. А последний акт оперы дописывали вовсе в деревне Малый Сулабаш - на малой родине Султана Габяши.

Справа налево сидят в первому ряду: Султан Габяши, Газиз Альмухаметов, Василий Виноградов, Александр Литвинов (руководитель оркестра), Газиз Айдарский (режиссер).

Справа налево сидят в первому ряду: Султан Габяши, Газиз Альмухаметов, Василий Виноградов, Александр Литвинов (руководитель оркестра), Газиз Айдарский (режиссер).

Возвращение в Уфу и судьбоносная встреча

Кстати, между собой создатели опер решили, что "Сания" будет первой татарской оперой, а "Эшче" - первой башкирской. В те годы и в Татреспублике, и Башреспублике шло активное становление советской национальной культуры и не было особой разницы, кем этнически являлись её создатели. С 1931 года Газиз Альмухаметов окончательно перебрался в Уфу. В соседней республике крайне нуждались в национальных кадрах в сфере музыки. Поэтому вскоре Альмухаметов пригласил в БашАССР и композитора Габяши. Тем более, над сыном муллы в Казани уже сгущались тучи, в 1932 году арестовали его отца Хасан-Гату Габяши и отправили в Архангельскую область. Конечно, в такой ситуации страдали и дети репрессированных.

В Уфе в это время работал Башкирский техникум искусств, в 1930-е годы из него отделилось Уфимское музыкальное училище. Султан Габяши сразу окунулся в музыкальную жизнь соседней республики, занимался он и научной деятельностью - собирал музыкальный фольклор: башкирские и татарские песни. Кроме того, Султан Габяши стоял у стоял у истоков местного Союза композиторов.

Столица Башреспублики - Уфа была для него не чужим городом, ведь здесь прошло его дореволюционное отрочество и юность. Конечно, никак не ожидал Султан эфенде, что именно в Уфе встретит свою судьбу - будущую жену Фахрию.

Эта романтическая история началась еще до революции, в далеком Лаишевском уезде Казанской губернии, в деревне Кирби. С дочерью муллы из деревни Шапкино Тетюшского уезда (совр. Камско-Устьинский район) Фахрией сын казыя Султан познакомился у общих родственников в Кирби. Дело шло к свадьбе, но не было благословения родителей. Поэтому пути их разошлись. Однако они пронесли свою любовь сквозь долгие годы и неожиданная встреча в Уфе дала любящим сердцам Султана и Фахрие второй шанс. Дочь бывшего муллы была уже учительницей немецкого языка, однако политическая неблагонадежность из-за "неправильного" происхождения тоже преследовала её. Поэтому в те годы такие дети пытались "потеряться" в городах подальше от родных мест. Уже в зрелом возрасте Султан Габяши и Фахрие создали в Уфе семью, в 1941 году у них родился сын Рустем.

Жизнь вроде бы налаживалась. Но маховик репрессий давно уже гулял и по городу на Белой реке. Газиза Альмухаметова расстреляли в 1938 году. В том же году арестовали еще одного друга - композитора Антона Эйхенвальда. После освобождения Антон Александрович уже работал скромным научным работником и занимался музыкальным фольклором. Конечно, ни А.Эйхенвальд, ни С. Габяши не вспоминали о своей грандиозной идее середины 1930-х годов - балете "Сыңрау торна" на либретто Мухаметши Бурангулова.

По официальной версии первый башкирский балет с аналогичным названием был создан в 1941 г. (автор музыки Загир Исмагилов и Лев Степанов, либретто - Файзи Гаскарова). Однако в семейном архиве татарского композитора сохранились нотные наброски первого варианта этого балета, записанные его рукой. С припиской "Сыңрау торна".

Учитель музыки в Бураевском районе

Премьера балета "Сынрау торна" состоялась в Уфе в 1944 году. К тому времени Султана Габяши уже не было в живых. Шла Великая Отечественная война, но борьба с "внутренними врагами" тоже продолжалась. Поэтому еще в 1941 году сына бывшего религиозного деятеля сослали на северо-запад Башреспублики, в татарскую деревню Чалкак (Челкаково) Бураевского района. Он там должен был работать учителем музыки. Однако жизнь в Челкаково оказалась недолгой, 8 января 1942 года композитор Султан Габяши умер от инфаркта. Похоронили его в той же деревне. В Чалкаке бережно хранят память о Султане Габяши, есть улица его имени.

Послесловие

Вдова композитора Фахрие вернулась с маленьким сыном Рустемом в Казань. После 1953 года тщетно пыталась она вернуть доброе имя супруга, а самое главное музыкальное наследие Султана Габяши. Именно она хранила его многочисленные нотные записи. Но бюрократы от музыки продолжали по инерции игнорировать имя композитора Габяши. На этом фоне Фахрие заболела и после тяжелой болезни скончалась в 1956 году. Оставшегося без средств к существованию, осиротевшего подростка Рустема поддержал первое время композитор Мансур Музафаров, ученик Султана Габяши. Впоследствии, Рустем Габяшев стал известным ученым-археологом.

В Казани именем Султана Габяши названа одна из неприметных улиц в Приволжском районе города. А об опере "Сания" и других музыкальных произведениях первого татарского композитора незаслуженно забыли. Такое часто бывает, особенно у татар.

Восемьдесят лет назад, 25 июня 1925 года, в культурной жизни Казани произошло невиданное событие, получившее широкий резонанс далеко за пределами молодой советской страны. Торжественные мероприятия, посвященные пятилетию образования Татреспублики, увенчались масштабной премьерой первой татарской оперы “Сания”. Предстоящий спектакль воспринимался общественностью как безусловный триумф государственности Татарстана, выдающийся успех дореволюционной национальной интеллигенции, вышедшей из стен джадидских медресе и мечтавшей о скорейшем приобщении своего народа к европейской цивилизации.

А началось все со смелой идеи молодого певца и музыканта Газиза Альмухаметова, много гастролировавшего по Кавказу и принимавшего участие в постановке азербайджанских музыкально-драматических произведений. Этот необычайно талантливый человек, выросший в бедной башкирской семье, был одним из самых популярных исполнителей мусульманской публики начала ХХ века. В то же время он являлся страстным просветителем и педагогом, поэтом и подающим большие надежды композитором. Играя в Бакинской опере, Газиз недоумевал, почему же до сих пор этот замечательный жанр отсутствует в передовой для всего тюркского мира татаро-башкирской культуре.

Впрочем, не мучаясь сомнениями и не откладывая дело в долгий ящик, артист сам начал готовить текстовой материал для будущей оперы, написав поэму о великой силе любви простой крестьянской девушки Сании и джигита Зии, живущей в их сердцах, несмотря на запреты, социальное неравенство и предрассудки. Затем он поделил ее на сюжетные части, подобрав для каждой из них определенный народный напев. Понимая, что его знаний и опыта явно недостаточно для создания масштабного произведения, Газиз в 1922 году решает приехать в Казань, с тем чтобы найти единомышленника, способного приступить к этой сложной работе.

Так получилось, что в данный период в столице Татарстана его мог выслушать и чем-то помочь только один человек - первый татарский композитор Султан Габаши. Сын видного религиозного и общественного деятеля, блестяще образованный, широко мыслящий представитель молодой татарской интеллигенции, он по праву считался корифеем национальной профессиональной музыки. За плечами бывшего студента казанского университета, прапорщика царской армии, первого руководителя военного оркестра частей “Милли Шуро” было создание популярных песен, романсов, инструментальных произведений, музыкальное оформление спектакля по пьесе Г.Исхаки “Зулейха” в постановке Г.Кариева. В первой половине двадцатых годов Султан Габаши являлся единственным композитором татарского театра, написавшим около десятка музыкальных комедий и драм. Кроме этого, он уже несколько лет преподавал в Восточном музыкальном техникуме, руководил многоголосным хором и, следовательно, хорошо знал всех ведущих исполнителей.

Однако первый разговор Альмухаметова с Габаши не получился. Султан Хасанович скептически отнесся к мысли о написании оперы на основе 10-15 мелодий, справедливо заметив, что необходимо еще выстроить особую композицию, сделать оркестровую партитуру. А такого опыта не было даже у него. Но Газиз Альмухаметов добился главного - Габаши, несмотря на свой отказ, тоже начал жить этой невероятной идеей. Поэтому, когда певец вновь оказался в Казани в 1923 году, композитор уже был готов к тесному творческому сотрудничеству.

В короткий срок авторы разделили “Санию” на действия и написали увертюру. Оперу решили создавать на основе фольклорного материала, с органичным вплетением авторской музыки. На этом этапе большую помощь оказал знаменитый писатель Фатих Амирхан - признанный мастер художественного слова, обладавший безупречным эстетическим вкусом. В его квартире на Большой Красной проходили многочасовые обсуждения будущей оперы, прослушивались музыкальные и вокальные эпизоды, корректировался текст либретто.

Для гармонизации и оркестровки произведения по обоюдному согласию пригласили видного русского композитора Василия Ивановича Виноградова, уже имевшего опыт сочинения симфонических композиций на национальные темы. Как впоследствии писал сам С.Габаши: “Работа велась следующим образом: мы приносили ему (т.е. В.И.Виноградову - прим. Р.С.) черновой вариант, он делал гармонизацию и клавир для двух роялей. Если это одобрялось, приступал к оркестровке, а потом мы втроем обсуждали написанное. Если считали удачным - оставляли в том же виде, если нет - переделывали и давали “добро” на окончательную оркестровку. Виноградову не разрешалось исправлять написанные нами мелодии, только инструментальные фрагменты. Например, в связках между вокальными номерами или местах активного сценического действия он с нашего согласия мог добавлять свою музыку”.

То есть практически весь мелодический материал оперы сочинялся Габаши и Альмухаметовым. Творческий процесс осложнялся болезнью В.И.Виноградова, но несмотря на это, плод сотрудничества трех музыкантов был очень положительно воспринят специалистами и публикой. Номера из первой части оперы, показанные на различных концертах, имели большой успех у слушателей и положительную прессу. Тем не менее после некоторых раздумий авторы, сочтя первый акт слишком большим, разделили его на два акта.

К началу 1925 года, когда начали вырисовываться контуры будущего произведения, правительство республики стало просить композиторов завершить работу к пятилетию Татарстана. Близкие дружеские отношения Султана Габаши с председателем Совнаркома Хаджи Габидуллиным, как правило, шедшим навстречу всем просьбам и пожеланиям авторского коллектива, обязывали в короткий срок представить оперу в законченном виде. Для этого Газиз и Султан уехали в Малый Сулабаш (ныне Высокогорский район РТ) - родное село Габаши, где завершили третий акт “Сании”.

В апреле-мае 1925 года проходила подготовка к постановке спектакля - под руководством балетмейстера Юлия Адольфовича Муко ставились балетные номера, музыкальный руководитель оперы А.А.Литвинов репетировал с оркестром, Габаши разучивал хоровые партии, Виноградов совершенствовал оркестровку.

Роль главной героини изначально предполагалось отдать студентке Московской консерватории Саре Садыковой. Она была любимой ученицей Султана Габаши. Как он сам ее называл, “источником вдохновения”. Именно благодаря протекции своего педагога и при личной поддержке Хаджи Габидуллина юная мусульманка из Старотатарской слободы получила республиканскую стипендию и целевое направление на учебу в это престижное учебное заведение страны. Следует особо отметить, что все арии Сании Султаном писались прежде всего с учетом вокальных данных Сары Садыковой. К сожалению, по семейным обстоятельствам певица не смогла принять участие в премьерном показе оперы. Ее заменила младшая сестра Разия - также одаренная исполнительница. Кстати, муж С.Садыковой - известный театральный деятель Газиз Айдарский стал одним из первых режиссеров оперы.

Премьера оперы “Сания”, перед началом которой взволнованно выступил писатель Галимзян Ибрагимов, прошла в переполненном зале, в присутствии гостей и представителей зарубежных делегаций, приехавших на первый юбилей Татарской республики.

Безусловная удача и всеобщее признание вдохновили Габаши, Альмухаметова и Виноградова на создание второй национальной оперы. Уже в 1926 году они планировали начать работу над новым монументальным произведением на либретто Гали Рахима “Буз Джигит”, написанным по мотивам древней восточной легенды. Однако руководитель Академцентра Г.Ибрагимов, крайне обеспокоенный стремлением музыкантов писать оперу на политически неблагонадежную тематику, убедил их обратиться к поэме “Эшче” (“Рабочий”) татаро-башкирского классика Мажита Гафури, в которой поднимались актуальные проблемы классовой борьбы национального пролетариата. Премьера оперы “Эшче” состоялась в конце февраля 1930 года.

Триумфальное шествие первых татарских опер на сцене казанских театров неожиданно прекратилось в 1932 году, когда, не выдержав безосновательных обвинений в контрреволюционности, пантюркизме и “султангалеевщине”, город и республику навсегда покинул Султан Габаши. Несколько ранее в Уфу перебрался Газиз Альмухаметов. В 1938 году этот любимый певец двух народов, бессменный исполнитель партии Зии в “Сание”, педагог и публицист, был арестован и расстрелян, а на его творчество было наложено негласное табу. Все это позволило некоторым молодым музыкальным деятелям, выросшим в обстановке политической демагогии и страха, обвинить первые татарские оперы в художественной незрелости и попытаться навсегда вычеркнуть их из истории татарской культуры. Однако память о них еще долгие годы жила в сердцах людей. Не случайно в конце тридцатых годов ХХ века власти Татарстана, встревоженные крайне низкой посещаемостью оперного театра, отсутствием интереса к произведениям композиторов нового поколения, начали переговоры с С.Габаши, проживавшим в Уфе, о возвращении его в республику и новой постановке оперы “Сания” в Казани. По поручению Председателя Президиума Верховного Совета ТАССР Г.А.Динмухамедова их вел известный композитор А.С.Ключарев. Лишь начавшаяся вскоре война и скоропостижная смерть Султана Габаши 8 января 1942 года не позволили этим планам осуществиться.

Сегодня, по прошествии восьмидесяти лет, назрела необходимость в возрождении и постановке, если не всей оперы “Сания”, то лучших ее номеров на сцене татарского театра. Этот замечательный памятник национального музыкального искусства, незаслуженно преданный забвению, несомненно, будет интересен современному слушателю своим удивительным мелодизмом, поэтичностью, искренней верностью народным традициям.

Казанская опера: от представлений гимназистов до академического театра

Фото: Максим Платонов

От спектаклей в гимназии до итальянских певцов

С оперным искусством казанцы познакомились более двух столетий назад — в 1791 году. Это было связано с началом общедоступных театральных представлений — в первой мужской гимназии. Вскоре в ней учреждается должность капельмейстера, что было обусловлено постановкой как драматических, так и оперных спектаклей.

Второй этап знакомства казанцев с оперой относится к началу XIX века и связан с работой труппы помещика Павла Есипова в собственном деревянном здании Казанского театра. Помимо драматических произведений в репертуаре труппы были комические бытовые оперы русских, а также работавших в России иностранных композиторов. Тогда театральные труппы еще не имели четкого деления на драматический и оперный составы.

В 1851 году в Казань приехала группа оперных певцов из Италии во главе с Амалией Корбари. Широкая казанская публика впервые увидела профессиональных оперных артистов. Гастроли европейцев состоялись в только что выстроенном в центре Казани каменном здании театра и произвели фурор. В городе появились настоящие меломаны.

Необходимо отметить, что государственных оперных театров с постоянной труппой в стране в то время было два: Мариинский в Петербурге и Большой в Москве. К 70-м годам XIX века постоянные оперные сезоны были только в Киеве и Одессе. В 1885 году начала работу Московская частная опера C. И. Мамонтова, в 1904 году — опера С. И. Зимина (Москва). Казань стала третьим, из провинции, городом с собственной оперной труппой, выступавшей весь театральный сезон.

Медведев руководит оперным делом в Казани вплоть до 1883 года. Это был период по-настоящему насыщенной и богатой музыкальной жизни города: зрители увидели 38 опер по произведениям Д. Верди, Д. Мейербера, Д. Обера, Д. Россини, П. Чайковского, А. Даргомыжского, А. Серова и других, 13 оперетт Ж. Оффенбаха, Ш. Лекока, Ф. Зуппе.

В 1893 году дело Медведева продолжил антрепренер Михаил Бородай, в 1901-м — Николай Соболыциков-Самарин. Казанский зритель увидел как новые произведения, так и известных певцов — отечественных и зарубежных. Здесь выступали А.П. Боначич, И.В. Тартаков, А.М. Давыдов, М.К. Максаков, Н.Н. Фигнер, Ю.Ф. Закржевский, Э.Ф. Боброва-Пфейфер, А.П. Ухтомская-Баронелли, Е.П. Кадмина. Дирижировали У.И. Авранек, В.И. Сук, И.О. Палицын, которые затем работали в Большом и Мариинском театрах.

В начале прошлого столетия Казань, наряду с Тифлисом, Одессой, Киевом, Харьковом, Нижним Новгородом, Саратовом и Баку, входит в число российских провинциальных оперных центров с постоянно действующей труппой. Казанский оперный театр по уровню своих постановок и культуре исполнения не только не уступал московским театрам, но, по мнению современников, иногда даже превосходил их. Некоторые оперы здесь были поставлены раньше других, в том числе императорских, театров. В Казани стало развиваться музыкальное образование, появились специальные школы, училища.

Наконец в 1934 году совнарком ТАССР постановил создать в Казани Татарский государственный оперный театр. В том же году для подготовки исполнительских, композиторских кадров для театра было решено организовать Татарскую оперную студию при Московской консерватории. Республика выделила на эти цели один миллион рублей.

Учебу в московской студии тогда прошли лучшие творческие силы Татарстана. Среди них композиторы С. Сайдашев, Н. Жиганов, М. Музафаров, Дж. Файзи, Ф. Яруллин, певцы С. Садыкова, Г. Кайбицкая, Х. Забирова, З. Байрашева, А. Измайлова, М. Алеев, Ф. Насретдинов, музыковеды и драматурги. Занятия в татарской студии вели известные профессора и педагоги Московской консерватории — Г. Литинский, Б. Шехтер, А. Александров, М. Владимирова и другие. Студия проработала до конца 1938 года, после чего началась подготовка к открытию театра.

В это же время было принято решение о строительстве здания для оперного театра, оно началось в 1936 году по проекту московского архитектора Николая Скворцова. Позднее Исмагил Гайнутдинов, казанский архитектор, корректировал проект.

Шаляпинский и Нуриевский

Еще одна веха — февраль 1982 года, когда в столице республики был основан оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина, который теперь проводится здесь ежегодно. Тогда это был первый музыкальный фестиваль на просторах СССР.

Еще через пять лет учрежден Фестиваль классического балета, который с 1993 года носит имя выдающегося танцовщика Рудольфа Нуриева. Он посетил Казань в 1992 году по приглашению директора театра Рауфаля Мухаметзянова и позволил театру присвоить балетному фестивалю свое имя. В 1988 году театр стал академическим.


Рауфаль Мухаметзянов ввел контрактную систему, что дало возможность привлекать к работе над спектаклями наиболее талантливых режиссеров, балетмейстеров, художников и исполнителей. Фото Максима Платонова

Начало девяностых годов для оперного театра стало переломным. Изменилась художественно-административная модель театра. Рауфаль Мухаметзянов, его директор, ввел контрактную систему, что дало возможность привлекать к работе над спектаклями наиболее талантливых режиссеров, балетмейстеров, художников и исполнителей. Все это вывело казанский оперный в число лидеров среди музыкальных театров.

Постановки театра стали конкурентоспособными на европейском рынке, и, начиная с 1994 года, театр ведет активную гастрольную деятельность оперной и балетной трупп в странах Европы (Австрия, Голландия, Германия, Великобритания, Дания, Португалия, Франция, Швеция, Швейцария и другие) — за рубежом ежегодно дается до 120 спектаклей.

К 1000-летию Казани прошла капитальная реконструкция здания театра по лучшим мировым стандартам, что позволяет создавать спектакли со сложными сценографией и световыми эффектами.

На сцене Большого театра и европейских телеэкранах

Татьяна Мамаева, по информации пресс-службы Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля

Читайте также: