Опера садко мариинский театр краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Считается, что во всем русском эпосе существует всего две подлинные записанные былины, сохранившие старинную форму повествования. Одна из них, и самая известная – это былина о Садко.

ИСТОРИЯ

И лишь благодаря частной опере Саввы Мамонтова она впервые была представлена слушателям - и буквально с первых же показов "Садко" завоевала всеобщее признание как образец русского музыкального эпоса. Пришедших в Московскую частную оперу в канун Рождества, 26 декабря (7 января по новому стилю) 1897 года на премьеру было очень много. Примечательно, что партию Варяжского гостя исполнил Федор Шаляпин. Дирижировал итальянец Эспозито.

САРАТОВ

Одной из особенностей творческого почерка композитора является использование полярных, противоположных образов — и в саратовской редакции оперы эта полярность отражена крайне точно. Гибкая, прихотливая мелодика и необычные гармонии противопоставляются широкому и свободному дыханию народной песни, запад противопоставляется востоку, человеческие пороки — людским добротелям.

МНЕНИЯ

В отличие от постановок, которые за последние годы были в Мариинском и Большом театрах, а это были возобновления старых спектаклей с декорациями прекрасных художников начала 20-го века, мы сделали абсолютно новую сценографию, которая выполнена художником Юрием Хариковым.
лаур. Гос. премии РФ, нар. арт. России Юрий Кочнев

Белое пространство сцены, черные силуэты деревьев на заднике и нависающий над новгородской толпой лик Николы Чудотворца в варежках и с красным носом - то ли святой, то ли Дед Мороз. Подводное царство вообще оказалось где-то за Полярным кругом - мерцающие звезды на черном небе и бесконечные белые просторы. Сцену оживляют три белых медведя, они же помогают перемещать декорацию. Режиссерская концепция Вадима Милкова перенесла народные гуляния в первом действии с городской площади в респектабельную баню, а девушки, развлекающие заморских гостей во втором действии, устраивают модное дефиле, вышагивая походкой моделей в коротких тулупчиках и валенках, похожих на модные сегодня сапожки “угги”. В антракте публика шепталась: “Это Морская царевна или Снегурочка?”, “Почему в Новгороде медведи белые?”. И все же элегантность и красота, а еще легкое озорство решения столь привычно сказочно-оперной постановки, взяли верх. Большинство зрителей с новой концепцией согласились.
Радио Свобода. Ольга Бакуткина.

Декорации восстановлены по эскизам Константина Коровина,
сделанным к постановке 1920 года
Режиссер-постановщик – Алексей Степанюк
Художник – Вячеслав Окунев
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Балетмейстер – Олег Игнатьев

Краткое содержание

Действие третье
Картина пятая
Двенадцать лет плавал Садко по морям, двенадцать лет гулял по разным странам, двенадцать лет торговал беспошлинно. Накопил Садко без счета злата, серебра, драгоценных каменьев.
Один за другим плывут по морю корабли Садко – богатого купца. Среди них корабль, на котором плывет сам Садко с дружиной. Вдруг корабль его останавливается, повисают паруса. Видно, держит корабль таинственная морская сила. То разгневался Царь морской: не платил ему дани Садко двенадцать лет. Метнула дружина жребий, кому опускаться на дно морское, и выпал тот жребий Садко. Прощается Садко с дружиной, берет свои гусли и отправляется в Подводное царство.

О спектакле

Мировая премьера: 26 декабря 1897 года, Мамонтовская опера на сцене театра Солодовникова, Москва
Премьера в Мариинском театре: 26 января 1901 года
Премьера постановки: 5 марта 1993 года

Продолжительность спектакля 3 часа 55 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Садко закидывает сети. Новгородский люд жадно следит за ним. Но не обманула гусляра Волхова: в сетях у Садко бьются три золотые рыбки, которые тут же превращаются в блистающие слитки золота. Теперь богат гусляр, и поет ему славу народ. Садко собирает дружину, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать про далекие края, чтобы знать ему, куда плыть. Варяжский гость рассказывает про свою родину – туманный северный край. Чудеса и дивные богатства далекой Индии восхваляет гость Индийский. Город звонких песен, торговый город Веденец, что средь моря встал, воспевает Веденецкий гость. Благодарит Садко заморских гостей. Прощается с неутешной женой, новгородским людом и, запевая удалую песню, отплывает с дружиной в далекие края.

Действие третье
Картина пятая
Двенадцать лет плавал Садко по морям, двенадцать лет гулял по разным странам, двенадцать лет торговал беспошлинно. Накопил Садко без счета злата, серебра, драгоценных каменьев.
Один за другим плывут по морю корабли Садко – богатого купца. Среди них корабль, на котором плывет сам Садко с дружиной. Вдруг корабль его останавливается, повисают паруса. Видно держит корабль таинственная морская сила. То разгневался Царь Морской: не платил ему дани Садко двенадцать лет. Метнула дружина жребий, кому опускаться на дно морское, и выпал тот жребий Садко. Прощается Садко с дружиной, берет свои гусли и отправляется в Подводное царство.

Авторы и постановщики:
Музыка Николая Римского-Корсакова
Либретто по мотивам былин создано композитором совместно с Владимиром Бельским
Декорации восстановлены по эскизам Константина Коровина постановки 1920 года
Режиссер-постановщик – Алексей Степанюк
Художник – Вячеслав Окунев
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Балетмейстер – Олег Игнатьев

Продолжительность спектакля 3 часа 55 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Opera-bylina in seven scenes
Age category 6+

Performed in Russian (the performance will have synchronised English and Russian supertitles)

Synopsis

Tableau I
The merchants of Novgorod are sitting down to a feast, rejoicing in their prosperity. Nezhata, a singer and gusli player from Kiev, sings on the heroic days of his city´s past. The merchants would like one of their own countrymen to sing about their town and the minstrel Sadko, who enters at that moment, is asked to oblige. But his song disturbs them: Novgorod is on a lake, he sings, with no access to the ocean. If only their ships could reach the sea they would bring back fortunes from all over the world. The merchants laugh at him and send him on his way, and the feast continues with singing and dancing.

Tableau II
On the shore of Lake Ilmen Sadko sings of his sadness and disillusionment: "Oh, yon dark forest". Sadko´s song is heard by some young maidens. Amongst them is Volkhova, daughter of the King of the Sea. He sings for them again and they dance. Volkhova tells him that he has won her love. As dawn breaks, they part, but Volkhova tells Sadko that he will catch three golden fish in the lake, that he will make a journey to a foreign land, and that she will faithfully await his return. She returns to the deep and the kingdom of her father. The sun rises.

Tableau III
Sadko´s wife Lyubava is lamenting her husband´s absence. Has he gone to seek adventure far away? It was only yesterday that he assured her of his love. Sadko enters and she rejoices, but is broken-hearted when he soon leaves her again, crying out "Farewell!"

Tableau IV
The port of Novgorod on Lake Ilmen. Ships lie peacefully at anchor and the townspeople crowd around the rich foreign merchants who have arrived from every land known to man. Soothsayers ply their trade, Nezhata sings to the accompaniment of his gusli, buffoons sing and dance, and a pilgrim´s chant can be heard. Sadko appears and is greeted with laughter, which increases when he tells them that he has learned a secret: there are golden fish in the lake. He bets his head against the wealth of all assembled at the port that he can prove the truth of his words. A net is set and the song of Volkhova, the Sea Princess, is heard. Sure enough, when the net is pulled in it contains three golden fish. Sadko invites all the adventurous men of the port to join him on his forthcoming journey and they go off to make their preparations.
Nezhata sings of the nightingale which became a great merchant. Sadko returns and announces that he will restore to the merchants their wealth but he intends to keep their ships. He asks three merchants, a Viking, a Venetian and an Indian, to sing of their native lands so that he may decide which he should visit. The Viking sings first: his country´s shores are rugged, the sea rough, and his countrymen fierce warriors. This slow, pleasant aria is one of the most famous in the Russian bass repertoire. Next comes the Indian merchant. His music and his story are of a much more exotic cast. India is a land of gems and mystery, he sings the stuff of which dreams are made.
The last of the merchants is the Venetian, a baritone, who sings a gondolier´s song or barcarole. Sadko decides that Venice is for him and sets sail, asking the people of Novgorod to take care of his wife.

Tableau V
Sadko is returning home, his ships laden with treasure. But they are becalmed, and Sadko decides that this is because in all the twelve years they have been away, they have never once made a sacrifice to the King of the Sea. The sailors pour treasure over the side into the water, but still there is no wind. At Sadko´s command, the sailors next throw logs overboard: Sadko´s sinks and he descends a ladder to the water´s edge, stepping onto a plank which has been thrown into the water. A breeze picks up immediately and the ship sails away, leaving Sadko abandoned. A mist settles.

Tableau VI
When the mist clears we find ourselves at the bottom of the sea, at the court of the King of the Sea. The king and queen are seated on their thrones while Volkhova, their daughter, sits spinning seaweed. Sadko sings for the king and queen and is promised Volkhova´s hand in marriage. The wedding guests arrive – every denizen of the deep seems to have been invited – and the marriage is celebrated in a fitting manner. There are dances and Sadko sings again, arousing such enthusiasm that the listeners join in the dance. As their movements become faster and faster, the waves lash into a fury and ships sink down into the deep. An apparition then warns them that the reign of the King of the Sea is at an end and seagulls draw Sadko and Volkhova away in a shell.

Tableau VII
Morning. Sadko is asleep on the shore of Lake Ilmen, watched over by Princess Volkhova, who sings a lullaby. She bids a last farewell to the still-sleeping minstrel and then vanishes in the mist, turning into the great River Volkhov, which flows from Lake Ilmen to sea.
Lyubava is distractedly searching for her husband. When she sees him asleep on the shore of the lake she is filled with delight. Sadko awakes. He thinks he has been asleep since he last parted with her, that his voyage was only a dream. But the sight of his fleet sailing up the new river from the sea tells him that it was all real, and that he is now the richest man in Novgorod. He is welcomed by the citizens of the town, among them the three merchants who sang for him before he set out on his long journey.

Credits:
Music by Nikolai Rimsky-Korsakov
Libretto by the composer and Vladimir Belsky
Set designs revived from the original designs by Konstantin Korovin for the 1920 production
Stage Director: Alexei Stepanyuk
Set Revival Designer: Vyacheslav Okunev
Lighting Designer: Vladimir Lukasevich
Principal Chorus Master: Andrei Petrenko
Musical Preparation: Irina Soboleva
Ballet Master: Oleg Ignatiev

Running time: 3 hours 55 minutes
The performance has two intervals

Содержание

Действующие лица

  • Фома Назарыч и Лука Зиновьич, старшина и воевода новгородские — бас и тенор;
  • Садко, гусляр, певец, купец — тенор;
  • Любава Буслаевна, его жена — меццо-сопрано;
  • Нежата, молодой гусляр — контральто;
  • Дуда и Сопель, скоморохи — бас и тенор;
  • Варяжский гость — бас;
  • Индийский гость — тенор;
  • Веденецкий (венецианский) гость — баритон;
  • Царь Морской — бас;
  • Волхова́ [2] , царевна, его дочь — сопрано;
  • Старчище, могуч-богатырь в образе калики перехожего — баритон

Новгородский люд, торговые гости, дружина Садко, скоморохи, калики перехожие, девицы — белые лебеди и чуда морские.

Место действия — Новгород и море-океан. Время действия — полусказочное, полуисторическое.

Содержание

Действие первое

Действие второе

Картина первая. Жаркая ночь на берегу Ильмень-озера. Садко, сидя на камне, поет печальную песню. На поверхности озера появляется стая белых лебедей, которые тут же оборачиваются красными девицами. Среди них и Волхова, дочь Морского царя и царицы Водяницы, с сёстрами. Они водят хоровод под музыку Садко. Гусляр поражён красотой царевны и, когда прочие красные девицы скрываются в глубине леса, он обращается к ней со словами любви и восторга. Царевна отвечает ему признанием, что любит его за чудные песни. Она открывает ему своё происхождение, и на прощание дарит трёх золотых рыбок, которые попадут в его сети, как только он закинет их в Ильмень. Эти рыбки принесут Садко счастье и, когда он пойдёт с ними в дальние моря, то сделается богатым. Царевна же обещает ему терпеливо ждать его возвращения. Близится утро, из озера слышен голос Царя Морского, он зовёт своих дочерей домой в пучину вод. Девушки вновь оборачиваются белыми лебедями и уплывают вдаль.

Действие третье

Действие четвёртое

Картина вторая. Там он оказался в лазоревом подводном тереме перед царем Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню, и так ему понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять себе в жены царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых веселыми танцами. Вот и сам Садко взялся за гусли, и все царство пустилось в неистовую пляску. На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Царство подводное погрузилось в морские глубины и пропало, а Садко с Волховой в раковине, запряженной касатками, устремился на волю, к Новгороду.

Действие пятое

Луг вблизи Ильмень-озера. Садко спит на берегу, около него стоит Морская Царевна и убаюкивает его песней. Занимается заря. При виде рассвета Царевна прощается с Садко, говоря, что пришла пора её обернуться быстрой речкой и лечь в крутые берега рядом с её милым другом. Она рассеивается утренним туманом по лугу. Слышен голос Любавы, тоскующей о своём муже. Увидев Садко, она с криком радости бросается к нему. Садко, пробудившись, озирается кругом, недоумевая, где он находится, наяву ли с ним произошло всё предыдущее или же во сне. Радостно обнимает он жену и говорит ей, что вернулся навсегда и теперь они заживут счастливо и безмятежно. Оглянувшись, они видят, что на месте, покрытом раньше туманом, образовалась широкая река, впадающая в Ильмень, а по реке плывут корабли Садко, спеша пристать к берегу. Садко объясняет своей жене, что Царь Морской, пленённый его песнями, отдал ему свою дочь, которая превратилась теперь в реку Волхову. В это время корабли пристают к берегу, с них сходит дружина. Со всех сторон сбегается народ. Все удивляются чуду — появлению на этом месте реки и возвращению Садко, и восторженно его приветствуют. Садко повторяет перед народом рассказ о своём чудесном пребывании на дне морском и просит всех помолиться за могучего богатыря, который усмирил Царя Морского и повелел его дочери пролиться Волховой-рекой у Новгорода. Общее торжество.

Постановки

Дискография

Исполнители: Садко — Никандр Ханаев, Волхова — Валерия Барсова, Любава — Елена Грибова, Нежата — Бронислава Златогорова, Варяжский гость — Марк Рейзен, Индийский гость — Павел Чекин, Веденецкий гость — Давид Гамрекели, Морской царь — Иван Петров, Дуда — Иван Скобцов, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижер — Василий Небольсин, 1946—1947 гг.

Исполнители: Садко — Георгий Нэлепп, Волхова — Елизавета Шумская, Океан — Сергей Красовский, Любава — Вера Давыдова, Нежата — Елизавета Антонова, Варяжский гость — Марк Рейзен, Индийский гость — Иван Козловский, Веденецкий гость — Павел Лисициан, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижер — Николай Голованов, 1949 год.

Исполнители: Садко — Владимир Петров, Любава — Лариса Авдеева, Окиан-море — Алексей Гелева, Волхова — Вера Фирсова, Варяжский гость — Александр Ведерников, Индийский гость — Алексей Масленников, Веденецкий гость — Юрий Мазурок, Нежата — Валентина Левко, Дуда — Виктор Горбунов, хор и оркестр Большого театра, СССР, дирижер — Евгений Светланов, 1964 год.

Исполнители: Садко — Владимир Атлантов, Волхова — Тамара Милашкина, Любава — Ирина Архипова, Нежата — Нина Григорьева, Варяжский гость — Александр Огнивцев, Веденецкий гость — Александр Ворошило, Индийский гость — Лев Кузнецов, Морской царь — Борис Морозов, Видение — Юрий Григорьев, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижер — Юрий Симонов, 1980 год.

Исполнители: Садко — Владимир Галузин, Волхова — Валентина Цыдыпова, Океан — Сергей Алексашкин, Любава — Марианна Тарасова, Нежата — Лариса Дядькова, Варяжский гость — Булат Минжилкиев, Индийский гость — Гегам Григорян, Веденецкий гость — Александр Гергалов, хор и оркестр Мариинского театра, дирижер — Валерий Гергиев, 1994 год.

Читайте также: