Опера проданная невеста краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Самые известные оперы мира: Проданная Невеста (Prodana nevesta), Б. Сметана

Самые известные оперы мира. Оригинальное название, автор и краткое описание.

Проданная Невеста (Prodana nevesta), Б. Сметана

Комическая опера в трех действиях; либретто К. Сабины.
Первая постановка: Прага, 30 мая 1866 года.

Действующие лица:
Крушина, крестьянин (баритон), Людмила, его жена (сопрано), Маженка, их дочь (сопрано), Миха, богатый крестьянин (бас), Гата, его жена (меццо-сопрано), Вашек, их сын (тенор), Еник, сын Михи от первого брака (тенор), Кецал, деревенский сват (бас), Директор цирка (тенор), Эсмеральда, комедиантка (сопрано), Индеец, комедиант (тенор).
Крестьяне, деревенская молодёжь, артисты бродячего цирка.

Действие происходит в Чехии в XIX веке.

Небольшая чешская деревушка. Крестьяне заканчивают сбор хмеля. Далеко разносятся мелодии их задорных, жизнерадостных песен. Лишь Маженка не разделяет общего веселья. Девушку сватают за сына богатого крестьянина Михи — глупого Вашека, а она любит батрака Еника. Увидев девушку, Еник заботливо расспрашивает ее и, узнав о случившемся, задумывается. Маженка разочарована. Она ждала, что Еник возмутится, скажет, что никому ее не отдаст, а он лишь грустно покачал головой. Уж не разлюбил ли ее Еник? Ведь она так мало о нем знает. Откуда он пришел в их деревню? Кто его родители? В ответ Еник рассказывает, что он сын богатого крестьянина, но из-за мачехи должен был уйти из дома и батрачить в чужих селах. Еник успокаивает девушку, уверяя, что любит ее как прежде. Между тем, к родителям Маженки — Крушине и Людмиле — приходит сват. Он напоминает старикам о договоре, согласно которому Маженка должна выйти замуж за Вашека. Крушина заверяет свата, что сдержит свое слово. Но его жена не хочет торопиться со свадьбой. К тому же надо спросить и Маженку, хочет ли она пойти за Вашека. Сват расхваливает жениха, намекая на богатство будущего тестя. Но появившаяся Маженка решительно отказывается выйти за сына Михи. Тогда Крушина признается, что при свидетелях подписал договор с Михой. Девушка в отчаянии. А в это время на деревенской площади молодежь лихо отплясывает бойкую польку. Крестьяне весело празднуют окончание полевых работ.

В корчме собрались парни. Они пьют вино, похваливая хмельной напиток. Еник говорит, что любовь сильнее вина. В разговор вмешивается сват Кецал. По его мнению, любовь — ерунда, самое важное в жизни деньги. Нет, любовь нельзя продать, отвечает Еник. На площади появляется расфранченный Вашек; он глуповат, к тому же близорук и заикается. Вашек в восторге от того, что женится на Маженке. Но он еще никогда не видел свою невесту. Пользуясь этим, Маженка издевается над ним. Разве ему не известно, что невеста уродлива, сварлива и поклялась извести его? А между тем есть в деревне девушка, которая уже давно его любит. При этом Маженка показывает на себя. Радости Вашека нет предела. Он готов жениться на этой красивой девушке. Но что скажет мать? Окончательно сбитый с толку Вашек дает слово отказаться от просватанной невесты. А сват Кецал уговаривает Еника забыть Маженку. Ведь Еник — бедняк, ему нужна богатая невеста. Есть у свата на примете такая девушка. А за то, что Еник откажется от Маженки, Кецал даст ему отступного. Эти слова заставляют Еника насторожиться. Он придумал, как провести свата, и, поломавшись для вида, соглашается отказаться от Маженки за триста дукатов. При этом Еник ставит одно условие: он требует указать в договоре, что Маженка должна выйти замуж только за сына Михи. Довольный сват зовет свидетелей и подписывает договор. Все возмущены поступком Еника: шутка ли, он продал свою невесту?

В деревню приходит труппа комедиантов. На площади собирается народ, начинается представление. Вашеку приглянулась цыганка Эсмеральда, он пытается с ней заговорить. Неожиданно обнаруживается, что актер, который должен был выступать в роли медведя, пьян. Директору театра удается с помощью Эсмеральды уговорить Вашека выступить вместо него. На Вашека надевают медвежью шкуру. Родители приходят в ужас, увидев Вашека в роли дрессированного медведя. Вашек объявляет им, что не хочет жениться на Маженке. Миха и Кецал подозревают, что это Еник успел испортить все дело. Надо поскорее вручить ему деньги. Но и Маженка узнает, что Еник продал ее. Девушка оскорблена. Еник тщетно пытается успокоить возлюбленную. Появляется Миха с женой. Увидев Еника, он признает в нем своего старшего сына, который давно ушел из родительского дома. Теперь по условию Еник должен жениться на Маженке, к тому же у него есть и деньги для свадьбы. Крестьяне смеются над одураченным сватом и радостно поздравляют счастливых молодых.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.

МУЗЫКА.

Увертюра захватывает стремительностью, буйным весельем. Движение ширится, растет, и на гребне музыкального потока возникает жизнерадостная танцевальная мелодия, близкая польке — этому наиболее распространенному чешскому национальному танцу.

Небольшая чешская деревушка. Крестьяне заканчивают сбор хмеля. Далеко разносятся мелодии их задорных, жизнерадостных песен. Лишь Маженка не разделяет общего веселья.

Девушку сватают за сына богатого крестьянина Михи – глупого Вашека, а она любит батрака Еника. Увидев девушку, Еник заботливо расспрашивает ее и, узнав о случившемся, задумывается. Маженка разочарована.

Она ждала, что Еник возмутится,

скажет, что никому ее не отдаст, а он лишь грустно покачал головой. Уж не разлюбил ли ее Еник? Ведь она так мало о нем знает.

Откуда он пришел в их деревню? Кто его родители? В ответ Еник рассказывает, что он сын богатого крестьянина, но из-за мачехи должен был уйти из дома и батрачить в чужих селах.

Еник успокаивает девушку, уверяя, что любит ее как прежде. Между тем, к родителям Маженки – Крушине и Людмиле – приходит сват. Он напоминает старикам о договоре, согласно которому Маженка должна выйти замуж за Вашека. Крушина заверяет свата, что сдержит свое слово.

Но его жена не хочет торопиться со свадьбой. К тому же надо спросить и Маженку, хочет ли она пойти за Вашека. Сват расхваливает жениха, намекая на богатство будущего тестя. Но появившаяся Маженка решительно отказывается выйти за сына Михи.

Тогда Крушина признается, что при свидетелях подписал договор с Михой. Девушка в отчаянии. А в это время на деревенской площади молодежь лихо отплясывает бойкую польку.

Крестьяне весело празднуют окончание полевых работ.

В корчме собрались парни. Они пьют вино, похваливая хмельной напиток. Еник говорит, что любовь сильнее вина. В разговор вмешивается сват Кецал.

По его мнению, любовь – ерунда, самое важное в жизни деньги. Нет, любовь нельзя продать, отвечает Еник. На площади появляется расфранченный Вашек; он глуповат, к тому же близорук и заикается.

Вашек в восторге от того, что женится на Маженке. Но он еще никогда не видел свою невесту. Пользуясь этим, Маженка издевается над ним.

Разве ему не известно, что невеста уродлива, сварлива и поклялась извести его? А между тем есть в деревне девушка, которая уже давно его любит. При этом Маженка показывает на себя.

Радости Вашека нет предела. Он готов жениться на этой красивой девушке. Но что скажет мать? Окончательно сбитый с толку Вашек дает слово отказаться от просватанной невесты.

А сват Кецал уговаривает Еника забыть Маженку. Ведь Еник – бедняк, ему нужна богатая невеста. Есть у свата на примете такая девушка. А за то, что Еник откажется от Маженки, Кецал даст ему отступного.

Эти слова заставляют Еника насторожиться. Он придумал, как провести свата, и, поломавшись для вида, соглашается отказаться от Маженки за триста дукатов. При этом Еник ставит одно условие: он требует указать в договоре, что Маженка должна выйти замуж только за сына Михи. Довольный сват зовет свидетелей и подписывает договор.

Все возмущены поступком Еника: шутка ли, он продал свою невесту?

В деревню приходит труппа комедиантов. На площади собирается народ, начинается представление. Вашеку приглянулась цыганка Эсмеральда, он пытается с ней заговорить. Неожиданно обнаруживается, что актер, который должен был выступать в роли медведя, пьян.

Директору театра удается с помощью Эсмеральды уговорить Вашека выступить вместо него. На Вашека надевают медвежью шкуру. Родители приходят в ужас, увидев Вашека в роли дрессированного медведя.

Вашек объявляет им, что не хочет жениться на Маженке. Миха и Кецал подозревают, что это Еник успел испортить все дело. Надо поскорее вручить ему деньги.

Но и Маженка узнает, что Еник продал ее. Девушка оскорблена. Еник тщетно пытается успокоить возлюбленную. Появляется Миха с женой.

Увидев Еника, он признает в нем своего старшего сына, который давно ушел из родительского дома. Теперь по условию Еник должен жениться на Маженке, к тому же у него есть и деньги для свадьбы. Крестьяне смеются над одураченным сватом и радостно поздравляют счастливых молодых.

Двое влюбленных Мария и Ганс находятся в печали. Мария обеспокоена тем, что ее хотят выдать за неизвестного человека замуж и то, что она совсем не знает о прошлом своего возлюбленного Ганса. Ганс успокаивает Марию и говорит ей, что девушке нужно престать переживать и хранить ему верность. Также он говорит Марии, что происходит из богатого рода, но мачеха не любила ему и он покинул дом. В этот момент появляются родители Марии — Крушина и Катинка, а также сват Кецал. Они сообщают, что Мария должна выйти замуж за сына богача Михи. Мать советует Марии подумать насчет этого брака. Марии не нравится такая перспектива и она выражает несогласие на такой брак.

На сцене появляется Венцель — сын богатого Михи. Поскольку Венцель никогда не видел Марию, а Мария его видела, девушка начинает убеждать Винцеля отказаться от брака рассказывая как он будет несчастен с Марией. В итоге Винцель клянется не брать Марию замуж. В это время сват Кецал уговаривает Ганса не жениться на Марии. Кецал описывает как несчастен будет Ганс в браке и что ему нужно уступить сыну Михи

Выясняется, что Ганс также является сыном Михи от первого брака, чего Кецал не подозревает. Ганс готовится заключить договор, по которому он получить деньги за то, что Мария женится только на сыне Михи. Многие шокированы, что Ганс готов отступиться от любви и “продать” Марию. Но только Ганс знает про свое родство с Михой и поэтому готовит план.

Венцаль видит труппу циркачей, которые выступают на деревенской площади. Юноша тут же влюбляется в канатоходку Эсмеральду. Появляется один из циркачей и говорит, что срочно нужна замена для человека в костюме медведя. Поскольку лишь Венцаль подходит габаритами, актеры уговаривают его присоединиться.

Появляются родители Венцаля и сват Кецал. Они просят юношу подписать договор о браке с Марией, но он отказывается. Затем родители начинают убеждать Марию заключить брак. Они показывают договор, который подписал ее возлюбленный Ганс. Мария в печали. Она просит дать ей время подумать.

Несмотря на предательство Ганса Мария отказывается подписать договор. Но Ганс понимает, что подпись сможет помочь им быть вместе, но не успевает объяснить свой план Марии. Кецал предлагает Гансу деньги по договору и он их берет. Все уверены, что Мария станет женой Венцаля. Появляются родители Венцаля и видят Ганса. Они признают его как сына и раскрывается план Ганса. Все понимают, что по договору Мария может выйти замуж за любого из сыновей Михи и она выбирает Ганса.

Появляется медведь и местные жители пугаются. Но потом все узнают, что под маской был Венцаль. Миха благословляет молодых, и опера завершается общим радостным хоровым пением.

Комическая опера в 3 действиях. Либретто написано К. Сабиной.
Первое представление состоялось 30 мая 1866 года в Праге.

Действующие лица:
Крушина, крестьянин, баритон
Людмила, его жена, меццо-сопрано
Маженка, их дочь, сопрано
Миха, богатый крестьянин, бас
Гата, его жена, меццо-сопрано
Вашек, их сын, тенор
Еник, батрак, тенор
Кецал, сват, бас
Директор цирка, тенор
Эсмеральда, актриса цирка, сопрано
Индеец, баритон

Второе действие. В деревне праздник, поэтому в трактире людно и весело. Сюда же заходит и приехавший издалека Вашек. Это добрый, глуповатый увалень-заика. Он не на шутку озабочен напутствием матери: Вашек уже в таком возрасте, когда пора обзавестись семьей. Он и прибыл сюда, чтобы познакомиться с Маженкой, которую прочат ему в жены. Вашек опасается: если женитьба расстроится, сверстники жестоко осмеют его, и ему придется со стыда топиться. Вашек настолько озабочен своими размышлениями, что не замечает, как остается в трактире один. Тут-то и находит его Маженка. Пользуясь тем, что парень не знает ее в лицо, смышленая девушка пускается на хитрость. Она уверяет Вашека, что его ожидает ужасная участь, если он женится на Маженке: такая жена мигом сживет мужа со свету. Ловкой девушке без труда удается заставить перепуганного Вашека поклясться, что на Маженке он не женится. А Кецал тем временем старается убедить Еника, что глупо вступать в брак, не имея ни гроша за душой. Сват не только найдет Енику богатую невесту, если тот откажется от Маженки, но и хорошо заплатит. Неожиданно для Кецала Еник довольно легко соглашается продать ему свою невесту за триста дукатов. При этом он ставит лишь одно условие, вполне устраивающее свата: Маженка должна выйти замуж только за сына Михи.

Опера в трех действиях Берджиха Сметаны на либретто (по-чешски) Карела Сабины.

Действующие лица:

КРУШИНА, крестьянин (баритон)
КАТИНКА, его жена (сопрано или меццо-сопрано)
МАРИЯ, их дочь (сопрано)
МИХА, богатый крестьянин (бас)
АГНЕСА, его жена (меццо-сопрано)
ВЕНЦЕЛЬ, их сын (тенор)
ГАНС, сын Михи от первого брака (тенор)
КЕЦАЛ, деревенский сват (бас)
ШПРИНГЕР, директор цирка (тенор)
ЭСМЕРАЛЬДА, танцовщица (сопрано)
МУФФ, клоун (тенор)

Время действия: XIX век.
Место действия: маленькая богемская деревня.
Первое исполнение: Прага, 30 мая 1866 года.

Бедржих Сметана / Bedřich Smetana

УВЕРТЮРА

ДЕЙСТВИЕ I

На главной площади небольшой богемской деревни хор поселян задает тон всей опере, исполняя веселую песню во славу весны и юной любви с добавлением предостережений по поводу опасностей брака. Лишь двое молодых влюбленных, Мария и Ганс, грустят, и, когда поселяне расходятся, мотивы этой грусти становятся ясны из их дуэта. Мария обеспокоена двумя причинами. Во-первых, она знает, что родители готовятся выдать ее замуж, за кого — она не знает. Во-вторых, она ничего не знает о прежней жизни Ганса, недавно приехавшего в их деревню. Ганс по своей природе сангвиник. Он убеждает Марию в том, что ей надлежит оставаться верной ему, и чтобы никакой неизвестный поклонник не увел ее. Что касается второго пункта, он говорит ей, что происходит из богатой семьи, но мачеха невзлюбила его, и потому он ушел из дома искать счастья. Очень трогательно двое влюбленных клянутся в вечной верности друг другу, но их прерывает появление на сцене трех более старших персонажей. Это родители Марии — Крушина и Катинка — и комичный сват по имени Кецал. Из их разговора становится ясно, что родители почти готовы отдать Марию за сына богача по имени Миха. Только у матери есть некоторые оговорки. Она считает, что Мария должна подумать.

Когда Мария слышит об этих планах, она топает ногой, объявляя, что уже пообещала выйти замуж за Ганса. Старшие в замешательстве от такого скандала, и папаша Крушина отправляется обсуждать создавшуюся проблему с Михой, а Кецал решает переубедить Ганса.

На сцене вновь собираются поселяне, и действие завершается очень веселой полькой.

ДЕЙСТВИЕ II

Второе действие начинается с застольной песни в местной корчме, что расположена неподалеку от площади. Слышны реплики свата Кецала во славу Бога и молодого любовника, Ганса, поднимающего тост, конечно же, за любовь. Затем все пускаются в пляс. И вот теперь, впервые, мы встречаем Венцеля, патетичного молодого человека — сына богатого Михи и претендента на руку Марии. Бедняга заикается и ужасно смущается. Он никогда не встречал Марию, но Мария его знает. Итак, — в Дуэте — она пытается убедить его отказаться от неизвестной ему Марии. Эта молодая женщина, говорит она, совершенно не нужна Венцелю, она не питает к нему никакого уважения, она сделает его жизнь несчастной, и, более того, в деревне есть одна очаровательная девушка, которая пылает любовью к нему. В конце концов она заставляет Венцеля поклясться, что он никогда даже близко не подойдет к Марии. За этим номером следует еще один длинный дуэт, очень комичный. В нем Кецал пытается убедить Ганса отказаться от Марии. Ганс, говорит он, слишком неопытен, чтобы знать, сколько денег требуется на свадьбу. Он не знает также, как ужасны становятся женщины, как только они заполучают своих мужчин. Гораздо лучше оставаться одному! И затем, с полным отсутствием логики, он предлагает Гансу девушку, у которой есть все на свете. Он перечисляет каждый пункт, а Ганс повторяет каждую деталь вслед за ним. Более того, Кецал предлагает 100. 200. нет — 300 гульденов за то, чтобы он отказался о Марии. Отдать ее — но кому? — спрашивает Ганс. Ну, конечно сыну Михи.

ДЕЙСТВИЕ III

Прежде чем он уходит с ними, являются его родители. Агнеса, Миха и сват Кецал пытаются убедить его подписать свадебный контракт с Марией. Но на сей раз юноша думает своей головой: он решительно отказывается и убегает. Теперь очередь убеждать Марию согласиться на брак. Даже ее собственные родители принимают участие в этом, и, когда они показывают ей бумагу, которую подписал ее возлюбленный Ганс, ее сердце оказывается разбитым. Она жалобно просит несколько минут на обдумывание. В прелестном секстете старики соглашаются дать ей несколько минут и удаляются, но вскоре они возвращаются.

Мария поет очень печальную арию, она не верит, что Ганс продал ее за 300 гульденов. Но, даже несмотря на явную измену возлюбленного, она не соглашается стать женой Венцеля. Ганс, конечно, знает, что все обернется хорошо, но у него нет времени объяснить это девушке. Когда Кецал предлагает ему его деньги (согласно контракту), он с готовностью соглашается на них, и все в деревне уверены, что Мария составит пару Венцелю. В этот момент входят родители Венцеля, они впервые видят Ганса и приветствуют его как давно потерянного старшего сына Михи. Так для влюбленных все проясняется, поскольку контракт заставляет Марию выйти замуж за сына Михи, но он не уточняет, за какого именно сына. Мария выбирает Ганса, и все потешаются над Кецалом.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

История создания

Музыка

Увертюра захватывает стремительностью, буйным весельем. Движение ширится, растет, и на гребне музыкального потока возникает жизнерадостная танцевальная мелодия, близкая польке — этому наиболее распространенному чешскому национальному танцу.

Народность сюжета и музыки определила неувядаемую свежесть и жизненность оперы. Нежная, но глубоко чувствующая Марженка; батрак Еник, наделенный незаурядным умом и здоровой сметкой, несмотря на свою молодость уже немало увидавший в своих странствиях по стране; чванливый, по-крестьянски упрямый сват Кецал; недалекий и наивный Вашек, баловень зажиточной семьи Михи — все это типы, выхваченные из жизни. Они выступают как плоть от плоти той деревенской среды, на фоне которой развивается действие оперы. Вот почему такое место уделено в ней народным сценам. Они излучают душевное тепло, бодрость и веселье.

Хор, открывающий 1 акт, дает зарисовку жизни села. Вначале будто наигрывает пастуший рожок (солирует кларнет), сопровождаемый аккордами волынки (у струнных),— возникает картина мирного деревенского пейзажа. Крестьяне запевают жизнерадостную песню в характере польки:


Внезапно тень омрачила светлую идиллию — набежали заботы и грустные думы. Но снова выглянуло солнце, и опять зазвучали веселые песни. В передаче такой светотени Сметана использует смену G-dur одноименным минором. В основе данной сцены, обрамленной свирельным наигрышем, три больших тематических раздела в тональностях G-dur, C-dur и g-moll. Минор звучит дважды: первый раз в хоре, второй — во время диалога Еника и Марженки. Так образуется рондальная последовательность эпизодов G-dur, C-dur, g-moll, G-dur (реприза хора), g-moll (диалог влюбленных; тематически связан с предшествующим хоровым минорным разделом), G-dur (реприза всей сцены).


Близка данной теме и напористо-динамичная полька, которой замыкается I акт. Наконец, начальный хор, но в более сжатом и несколько измененном изложении (G-dur — C-dur — G-dur) заключает оперу.

Народные танцы представлены и в III акте; бродячие комедианты исполняют головокружительную скочну, а дуэт танцовщицы Эсмеральды и директора цирка выдержан в духе польки. В последних же двух сценах вновь активно участвует хор.

С народными сценами тесно связаны и органически из них вырастают музыкальные характеристики главных действующих лиц; оперы.


Комическими штрихами охарактеризован и Вашек. Этот буффонный персонаж, нелепый, заикающийся, над которым все подсмеиваются: два ариозо Вашека (II акт, 2-я сцена и III акт, 1-я сцена) и особенно его дуэт с Марженкой (II акт, 3-я сцена) выразительны и напевны.

Но, естественно, главное внимание уделяется обрисовке основных героев оперы — Еника и Марженки. Их дуэт из I акта дает ключ к пониманию идейного содержания оперы. Завершающая дуэт тема любви обаятельна в своей простоте: спокойная и уравновешенная, с постоянным возвращением к тонике и чередованием Т — D — Т в гармонии, она символизирует ясность и прочность чувств простых чешских людей:


Эта тема приобретает далее лейтмотивное значение: она возникает в оркестре в минуты тягостных раздумий Марженки — во время ее бесед с родителями (II акт, 3-я сцена и II акт, 5-я сцена).


Дискография: CD — Suprafon. Дир. Кошлер, Маженка (Бенячкова), Еник (Дворский), Вашек (Копп), Кецал (Новак), Крушина (Индрак), Миха (Хорачек).

Читайте также: