Опера пан воевода краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Пан Wojewode является опера в четырех действиях по Н. Римского-Корсакова (музыка) с либретто по Ильи Tyumenew . Мировая премьера состоялась 3 октября . / 16 октября 1904 г. гр. проходил в Большом зале Петербургской консерватории ансамблем Новой оперы графа Церетели.

Содержание

действие

Действие разворачивается в 16./17. Век в Польше. Богатая вдова Ядвига любит могущественного воеводы . Однако он заставляет юную Марию выйти замуж и приговаривает к смерти ее любовника Чаплинского, когда тот восстает против своего произвола. Ядвига уговаривает своего поклонника Олесницкого отравить Марию на свадебной церемонии. Однако Олесницкий видит ее настоящие намерения и вместо этого дает яд воеводе. Как его вдова и правопреемница Мария теперь может помиловать Чаплинского.

первый акт

Вырубка открытого леса; небольшая водяная мельница между деревьями; яркий летний день

Вода в мельничном пруду блестит и искрится на солнце. Мельница густо заросла травой; кое-где растут гроздья ореховых деревьев. Слева от авансцены - покрытый мхом пень вырванного с корнем дуба. Сцена пуста. В лесу царит тишина - слышны только пение птиц и тихий плеск воды в мельнице.

Болеслав Чаплински встречается со своей возлюбленной Марией. Пока он их ждет, к поляне подходит группа девушек. Он делает вид, что спит. Когда приходит Мария, девочки поют ему игривую колыбельную. Он просыпается, и девушки уходят собирать ягоды. Чаплински и Мария клянутся в любви друг к другу. Затем они слышат рожки пресловутого охотничьего отряда воеводы. Чаплинский указывает Марии, что он и его друзья безжалостно опустошают поля фермеров и даже не боятся короля. Старый Дзюба как бы готовит место для отдыха компании. Он преграждает путь убегающей паре, но отпускает их до прибытия воевода со своими гостями. Среди них богатая вдова Ядвига Запольская и влюбленный в нее молодой Олесницкий. Ядвига высмеивает своего поклонника и предупреждает его о ревности воеводы. Сам он опаздывает, и в следующем разговоре Джуба ловко пытается достать Ядвигу. Люди весело танцуют ( Краковяк ). Только воевода задумывается. Он говорит, что видел на мельнице девушку или водяного духа, замаскированного под них, красота которой захватила его разум. Ядвига предлагает оставить воеводы наедине со своим волшебным существом и продолжить охоту без него. После того, как остальные ушли, Мария возвращается и бежит к воеводе, который тут же держит ее. Угрожающим жестом Чаплински просит его отпустить невесту. Однако воевода отзывает свое окружение и арестовывает его. Завязывается драка, в которой Чаплински ранен в голову и теряет сознание. Воевода представляет другую Марию как свою невесту и приглашает всех на свадебное торжество на следующую неделю.

Второй акт

Небольшая поляна в зарослях густого леса; Пасека Дороша; сзади справа небольшая хижина фермера

Хижина с низкой дверью и потайными окнами наполовину засыпана. Между деревьями также можно увидеть ульи; перед ними несколько старых пней. Незадолго до заката.

Третий акт

Пан Воеводский свадебный пир; ярко освещенный зал со столиками

Справа на первом плане богато украшенный стол и два стула для молодоженов. В арке на заднем плане сцены через распахнутую дверь можно увидеть освещенный лунным светом сад.

Четвертый акт

Сцена как в третьем действии; Утром; Столы и скамейки перемешаны вместе

Шлаччицы были разгромлены, и двенадцать из них, включая Чаплинского, были заключены в тюрьму. Мария напрасно умоляет воеводы сохранить ему жизнь. Вместо этого ему пригнали священника. Казнь должна произойти на глазах у Марии через час. Поскольку воевода теперь осознала, что она никогда не полюбит его, ей разрешено провести остаток жизни в монастыре после свадьбы. Ядвига еще не сдалась. Когда она узнает, что Олесницкий должен передать кружки жениху и невесте после церемонии, она просит их вылить яд в стакан Марии. После этого он будет его навсегда. После недолгого размышления Олесницкий соглашается и идет в сад. Воевода обращается к Ядвиге и снова просит у нее прощения. Он думает, что больше не может жить без этого. Ядвига видит себя воплощением своих желаний. Двое обнимаются, но за ними наблюдает Олесницкий. На свадебную церемонию прибывают гости и музыканты. Джуба приветствует их и просит жениха и невесту вылить из чашек, принесенных Олесницким. Затем воевода вызывает Чаплинского и объявляет ему смертный приговор. Чаплински спокойно смотрит в конец. Он думает, что рано или поздно воевода тоже умрет и тогда предстанет перед своим божественным судьей. Его вспышка гнева прерывается конвульсиями. Олесницкий подсыпал яд не в Марию, а в свою чашу. Воевода умирает на глазах у всех. Его вдова Мария стала его преемницей. Она заявляет, что суд праведного Бога осуществлен, и позволяет Чаплинскому развязать цепи.

макет

оркестр

Оркестровый состав оперы включает следующие инструменты:

  • Деревянные духовые : флейта пикколо , две флейты (2-я также пикколо), два гобоя (2-й также английский рожок ), два кларнета (2-й также бас-кларнет ), два фагота (2-й также контрафагот )
  • Медь : четыре рожка , две трубы , три тромбона , туба
  • Литавры , барабаны : тарелки , треугольник , тамбурин , большой барабан , глокеншпиль

либретто

Музыка

Хотя Римский-Корсаков в музыкальном плане также следует клише, данным в тексте, и часто полагается на повторы и самоцитирование, композиционная структура отличается. Он назначал воеводе противоречивые предметы. Звуки духовых инструментов и ритм полонеза подчеркивают его национальный характер и высокий статус. Его первая тема характеризуется песенными мелодиями в минорной тональности в сопровождении кларнета, фагота, альтов и виолончелей. Второй крупный и показывает его статус в придворном обществе.

История работы

Премьера спектакля была первоначально присуждена Московскому Императорскому театру руководством Императорского театра. Это произошло не в Москве, а 3 октября . / 16 октября 1904 г. гр. полностью в Большом зале Петербургской консерватории . Ее исполнил ансамбль частной Новой оперы графа Церетели в постановке Вацлава Сука . Александр Петрович Антоновский (Пан Воеводе), О.Н. Асланова (Ядвига Запольская), Варягин (Дзюба), В.М. Добрянская (Олесницкий), Николай Андреевич Больцаков (Болеслав Чаплинский), Романов (Пославский) и Мария Инсарова (Мария Инсарова)

  • Май 1905: Большой театр оперы и балета в Варшаве ; пять спектаклей.
  • Лето 1905 года: Большой ярмарочный театр в Нижнем Новгороде .
  • Сентябрь 1905 г. - Большой театр Москва; Дирижер: Сергей Рахманинов ; с Елисаветой Полосовой (Мария) и Петровым (Пан Воевода); к удовлетворению присутствующих композитора; шесть спектаклей.
  • 1935: Ленинградская консерватория ; Новая продукция на площадке мировой премьеры.
  • 1951: радиоспектакль; Дирижер: Самуил Самоссуд .
  • 1954: Горький.
  • 1954: Новосибирск .
  • 2019: Концертный зал Санкт-Петербурга (концертная версия); Дирижер: Валерий Гергиев ; с Екатериной Латышевой (Мария) и Андреем Серовым (Pan Wojewode).

Концертная сюита из вступления, ноктюрна и танцев включает в себя опус № 59. Римский-Корсаков издал ее еще в 1904 году вместе с Бесселем. По мнению Рихарда Тарускина , эти произведения больше напоминают Михаила Глинки, чем Шопена.

Песню Марии об умирающем лебеде из третьего акта иногда исполняли вне оперы.

Записи

  • 1951 - Самуил Самосуд (дирижер), Государственный симфонический оркестр радио СССР, Государственный радиохор СССР.
    Алексей Королёв (Пан Воеводе), Наталья Рощестенская (Ядвига Запольская), Константин Поляев (Дзюба), Людмила Легостаева (Олесницки), Анатолий Орфьонов (Болеслав Чаплински), Хьюго Геннадий Троицкий (Дорош), Алексей Усманов (Судебный маршал).
    Студийный снимок.
    Melodia M10 48653-8 (3 пластинки).

литература

веб ссылки

  • Пан Воевода (опера) : Ноты и аудиофайлы в проекте International Music Score Library Project
  • Либретто (английский) как полный текст на opera.stanford.edu
  • Дискография Пана Воеводы в Operadis

Индивидуальные доказательства

Псковитянка ( Псковичка , 1873) | Боярыня Вера Щелога (Боярина Вера Щелога, 1898) | Майская ночь (Майская ночь, 1880 г.) | Снегурочка (Снегурочка, 1882 г.) | Млада (1892 г.) | Nötsch pered Roshdestwom (Ночь перед Рождеством, 1895) | Садко (1898 г.) | Моцарт и Сальери (Моцарт и Сальери, 1898 г.) | Царская Невеста (Царская невеста, 1899) | Skaska о Заре Салтане (Сказка о царе Салтане, 1900 | Сервилия (1902) | Кащей Бессмертный ( Кащей Бессмертный, 1902) | Пан воеводы (Pan Wojewode , 1904) | Skasanije о newidimom класса Kitesche я Dewe Fewronii (Легенда о невидимый город Китеш и девы Февронии, 1907 г.) | Solotoi petuschok (Золотой петух, 1909 г.)

    Эта страница последний раз была отредактирована 6 сентября 2020 в 20:48.

Опера в 4 действиях. Либретто написано И. Тюменевым.
Первое представление состоялось 2 октября 1904 года в Большом зале Петербургской консерватории силами Новой оперы Церетели.

Действующие лица:

  • Пан Воевода, бас
  • Ядвига Запольская, богатая вдова, аристократка, сопрано
  • Соседи Воеводы по имению: Дзюба, старик, бас, Олесницкий, юноша, меццо-сопрано
  • Болеслав Чаплицкий, молодой шляхтич, тенор
  • Пославский, шляхтич, его друг, баритон
  • Мария Оскольская, шляхтянка, сирота, сопрано
  • Дорош, старик-пасечник, бас
  • Маршалок Воеводы, тенор

Гости Воеводы — паны и панни, охотники, холопы, шляхтичи

Первое действие

Николай Андреевич Римский-Корсаков / Nikolai Rimsky-Korsakov

На лесной лужайке молодой шляхтич Чаплицкий встретился со своей невестой Марией. Пылкие признания влюбленных прерываются звуками охотничьих рогов. Появляется шумная компания во главе с Воеводой и его возлюбленной — панни Ядвигой. Охотники веселятся, лишь Воевода мрачен — его покой нарушен недавней встречей с Марией. Красивая девушка приглянулась Воеводе, и он не может ее забыть. Каковы же его изумление и радость, когда он в лесу неожиданно видит перед собой Марию. Однако его пылкие объяснения в любви наталкиваются на холодность девушки. Вне себя от страха Мария взывает о помощи. Ее крики услыхал Чаплицкий и поспешил на выручку своей возлюбленной. Между ним и приближенными Воеводы завязывается ожесточенная схватка. В неравном бою Чаплицкий ранен. Воевода приказывает бросить его в лесу, а друзьям своим объявляет, что женится на Марии.

Второе действие

Дремучий лес, пасека старого Дороша, прослывшего в народе колдуном. Сюда приехала Ядвига в сопровождении влюбленного в нее молодого пана Олесницкого. Она оскорблена изменившим ей Воеводой и хочет взять у колдуна яд, чтобы расплатиться со своим обидчиком. Дорош ворожит: Ядвига никогда не будет женой Воеводы. Жажда мести с новой силой разгорается в Ядвиге. Она обещает свою любовь Олесницкому, если тот поможет ей отравить избранницу Воеводы. В лесу собираются молодые шляхтичи. Оправившийся от ран Чаплицкий призывает их напасть на замок Воеводы в день свадьбы и спасти Марию. Шляхтичи не замечают, что Ядвига подслушивает их заговор.

Третье действие

Свадебный пир у Воеводы. Под звуки полонеза гости уходят в сад. В опустевшей зале появляется Ядвига, она хочет незаметно всыпать яд в кубок своей соперницы Марии. Застигнутая врасплох Воеводой, Ядвига сообщает ему о готовящемся заговоре. Слышны выстрелы, в замок врываются шляхтичи во главе с Чаплицким. Завязывается ожесточенный бой.

Четвертое действие

Утро в замке, видны следы недавней борьбы. Чаплицкий взят в плен. Мольбы Марии об освобождении его только разжигают ненависть Воеводы, он решает сегодня же казнить Чаплицкого. Олесницкого, спешащего с кубками поздравить молодых, встречает Ядвига. Она будет принадлежать ему, если он выполнит ее поручение — вольет яд в кубок Марии. Олесницкий соглашается. Воевода просит прощения у Ядвиги, он понял, что только ясновельможная панни достойна его любви. С удовлетворением внимает Ядвига покаянным словам Воеводы. Она готова ему все простить. Слышавший этот разговор Олесницкий убеждается в вероломстве Ядвиги и решает воспользоваться ядом, чтобы отравить Воеводу. Шумная толпа приветствует молодых. Воевода приказывает ввести Чаплицкого — сейчас молодой шляхтич умрет. Но казни не суждено свершиться: осушив смертельный кубок, Воевода падает замертво. Мария приказывает окаменевшим от ужаса слугам освободить Чаплицкого.

Фридерик Шопен (Frédéric Chopin)

«В течение сезона я продолжал обдумывать различные сюжеты для опер. По просьбе моей И. Ф. Тюменев написал самостоятельно либретто — „Пан воевода“, руководствуясь моими требованиями. Я заказал ему пьесу из польского быта драматического содержания без политической окраски. Фантастический элемент долженствовал быть в ограниченном количестве, например, в виде гаданья или колдовства. Желательны были и польские танцы.

Опера была впервые поставлена в Петербурге в театре консерватории оперной труппой антрепренера А. А. Церетели 3 октября 1904 года. Состав исполнителей был следующий: Пан воевода — Антоновский, Ядвига Запольская — Асланова, Дзюба — Варягин, Олесницкий — Добржанская, Чаплинский — Большаков, Пославский — Романов, Мария Оскольская — Инсарова, дирижер — В. И. Сук.

В московском Большом театре опера была впервые поставлена 27 сентября 1905 года со следующим составом исполнителей: Пан воевода — В. Р. Петров, Ядвига Запольская — Н. С. Южина, Дзюба — В. С. Тютюнник, Олесницкий — С. А. Синицына, Чаплинский — С. Д. Барсуков, Пославский — С. А. Борисоглебский, Мария Оскольская — Н. А. Полозова, Дорош — X. В. Толкачев, Маршалок — А. М. Успенский. Дирижер — С. В. Рахманинов, режиссер — Р. В. Василевский.

3 июня 1904 года Н. А. Римский-Корсаков писал В. В. Бесселю: „Рахманинову партитуру высылайте по-актно. Он охотник до моей музыки, она его заинтересует, и постановка моей оперы этим закрепится: разумеется, это в том случае, если на то его желание будет изъявлено“ 7 . 8 июня 1904 года Н. А. Римский-Корсаков снова пишет ему же: „Намеренье поставить „Воеводу“ на Большом театре, очевидно, дело Шаляпина, которому взбрело на ум петь Дзюбу. Теперь ведь оперы ставятся для Шаляпина и для художников Коровина и Головина, — остальное все на придачу“ 8 .

Источник: Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Том 41. Пан воевода. Опера в действиях. Либретто И. Ф. Тюменева. Том подготовлен Д. Д. Шостаковичем. Переложение для пения с фортепиано. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1955. — От редакции. С. 7 — 10.

ПАН ВОЕВОДА
Опера в четырёх действиях.

Исполнители:
Пан Воевода - А. Королев, Ядвига Запольская - Н. Рождественская, Дзюба, старик - К. Поляев, Олесницкий - Л. Легостаева, Болеслав Чаплинский - А. Орфенов, Пославский - Г. Тиц, Мария Сокольская - К. Рачевская, Дорош - Г. Троицкий, Маршалок Воеводы - А. Усманов.


Опера в четырех действиях
Либретто И. Ф. Тюменева.
Впервые поставлена частной оперной труппой в Петербурге 16 октября 1904г.

Действующие лица:
Пан Воевода - бас
Ядвига Запольская, богатая вдова, аристократка - сопрано
Дзюба, старик, Олесницкий, юноша - соседи Воеводы по поместьям
Болеслав Чаплинский, молодой шляхтич - тенор
Пославский, шляхтич, его друг - баритон
Мария Оскольская, шляхтянка, сирота - сопрано
Дорош, старый пасечник - бас
Маршалок Воеводы - тенор

Гости Воеводы — паны и наяны, охотники, холопы, шляхтичи.
Действие происходит в Польше в XVI—XVII столетиях.

Появляется Воевода в сопровождении гостей и охотников. Они располагаются на лужайке. Среди гостей — возлюбленная Воеводы, пани Ядвига. Воевода мрачен и не принимает участия в общем веселье. Он не может забыть красавицу, которую увидел недавно в лесу. Гости расходятся, гуляя по лесу. На лужайку выходит Мария. Пылкие признания Воеводы пугают девушку. Она хочет бежать, но Воевода загораживает ей путь. На зов Марии из леса выбегает Чаплинский. Воевода велит слугам связать Чаплинского и бросить в лесу. Возвращаются гости; Воевода объявляет, что женится на Марии.

Действие второе. Ночной порой на пасеку старого колдуна Дороша приходит Ядвига. Она хочет узнать свою судьбу. Дорош ворожит: женою Воеводы станет Мария. Вне себя от гнева и ревности, Ядвига просит Дороша дать ей яду. Она обещает свою любовь Олесницкому, влюбленному в нее юноше, если он поможет ей рассчитаться с Воеводой. В лесу слышны голоса. Это друзья Чаплинского собрались, чтобы обдумать, как вырвать Марию из рук Воеводы. Чаплинский предлагает в день свадьбы напасть на замок Воеводы и освободить Марию, Ядвига подслушивает их сговор.

Действие третье. Свадебное пиршество у Воеводы. Все веселы, одна лишь Мария бледна и задумчива. Под торжественные звуки полонеза гости выходят в сад. Появляется Ядвига. Пользуясь отсутствием гостей, она хочет незаметно всыпать яд в кубок Марии. Вместе с гостями возвращается в зал Воевода, и застигнутая врасплох Ядвига вынуждена сказать, что пришла предупредить о готовящемся нападении па замок. Ее слова подтверждаются: из сада слышны выстрелы. Толпа вооруженных шляхтичей во главе с Чаплинским врывается в зал. Завязывается ожесточенная схватка.

Читайте также: