Опера чайковского воевода краткое содержание

Обновлено: 09.07.2024

Лирическая музыкальная драма

Премьера оперы состоялась 30 января 1869 года в Большом театре в Москве, в бенефис певицы Александры Меньшиковой, певшей партию Марьи Власьевны; в главных партиях были также заняты Людвиг Финокки (Нечай Шалыгин), Платон Радонежский (Влас Дюжой), Анна Анненская (Настасья), Зинаида Кроненберг-Лихачева (Прасковья Власьевна) и др., дирижировал Э. Н. Мертен. Владимир Одоевский отметил в своём дневнике:

Русская тональность господствует, — но даровитый Чайковский также не устоял против желания угодить публике разными итальянизмами. Эта опера — задаток огромной будущности для Чайковского. Представление удалось — Чайковского несколько раз вызывали, и Меньшикову также, хотя она фальшивила по обыкновению несколько раз [1] .

Затем Чайковский, недовольный оперой, уничтожил значительную часть партитуры, а кое-какой музыкальный материал использовал в других произведениях. Попытки восстановить оперу по сохранившимся наброскам и фрагментам были предприняты в 1930-40-е годы П. А. Ламмом (при участии Виссариона Шебалина и Бориса Асафьева) и Ю. В. Кочуровым (частично опиравшимся на опыт Ламма; редакция либретто С. Д. Спасского). Редакция Кочурова была поставлена 28 сентября 1949 в ленинградском Малом оперном театре, дирижировал Э. П. Грикуров. Единственная полная запись оперы была осуществелна под руководством Владимира Кожухаря.

Действующие лица:

  • Нечай Шалыгин, воевода, бас
  • Влас Дюжой, бас
  • Настасья, жена его, меццо-сопрано
  • Дочери его: Марья Власьевна, сопрано, Прасковья Власьевна, сопрано
  • Степан Бастрюков, тенор
  • Дубровин, беглый посадский
  • Олена, жена его, меццо-сопрано
  • Резвый, бас
  • Шут, тенор
  • Недвига, нянька, меццо-сопрано
  • Новый Воевода, баритон

Первое действие

Пётр Ильич Чайковский

Вторая половина XVII века. Торговый приволжский город. Сад при доме богатого купца Дюжого. Младшая дочь купца Марья полюбила боярского сына, удалого Бастрюкова. Ей тесно и душно в отцовском тереме: про любовь Марья слышит только в сказках да в тоскливых песнях. Сильная, прямодушная, она не выносит неволи домостроевского быта и, верно, убежала бы со своим дружком, но боится вполне ему довериться. А мирно выйти за него замуж никак нельзя: грозный Воевода Шалыгин, жених ее старшей сестры, злобится на строптивый род Бастрюковых, а расчетливый Дюжой против воли Воеводы не пойдет. Роковой случай кладет конец колебаниям девушки. Невзначай попавшись на глаза Шалыгину, красавица-Марья понравилась ему. Не нужна, постыла Воеводе прежняя невеста, подавай ему Марью. Но для нее лучше смерть, чем такое замужество. Пробравшийся в сад Дюжого со своими слугами Бастрюков пытается выручить Марью. Неудачно — Воевода перехватывает свою новую невесту. Самому Бастрюкову удается уйти от врага. Марью же Воевода приказывает отвести в свой дом и накрепко там запереть.

Второе действие

Первая картина. Сени в доме Бастрюкова. Молодой хозяин приуныл — не мила ему жизнь после того, как он потерял Марью. Как одолеть Воеводу? Не одного Бастрюкова обидел Шалыгин. Весь город стонет от его самоуправства. Находится у Бастрюкова сильный союзник — атаман волжской вольницы — Роман Дубровин. Воевода разорил его дотла, отнял у него любимую жену Олену, и теперь, после двухлетнего отсутствия, Дубровин вернулся, чтобы расплатиться с обидчиком. Вдвоем с Бастрюковым они освободят своих подруг, пока Воевода будет на богомолье за городом.

Вторая картина. Томится и тоскует Марья под замком в тереме Воеводы. Не радуют ее песни и пляски прислужниц. Словно окаменев от горя, ждет Марья неминучей беды. Неожиданно через Олену доходит до нее таинственный наказ: сегодня ночью выйти в сад. Сторожа не помешают — их напоят допьяна, не помешает и Воевода — он далеко.

Третье действие

Непроглядная ночь. Двор и сад у терема Воеводы. Бастрюков и Дубровин тайно пробрались сюда и в мучительном нетерпении ожидают выхода Марьи и Олены. Наступает миг свиданья. Ревнивые опасения тревожат Дубровина. Но чиста перед ним Олена, не поддавшаяся ни насилию, ни соблазну. Счастливы и Марья с Бастрюковым. Внезапно появляется грозный Воевода, не во-время вернувшийся домой. Дубровин кидается на него с ножом, но тут же схвачен, обезоружен и связан подоспевшей челядью Воеводы. Связан и Бастрюков. Лютая казнь ждет Марью — Воевода защекочет ее досмерти, как когда-то защекотал изменившую жену. В последнее мгновенье Марья вырывается из рук своего мучителя и лицом к лицу сталкивается с ворвавшимися во двор стрельцами и посадскими людьми во главе с новым Воеводой. Шалыгин за самоуправство отрешен от воеводства. Спасены и Марья, и Олена, и удалой Бастрюков, и беззаветно смелый Дубровин.

Народ славит счастливый исход дела и свершившийся над Воеводой правый суд.

Опера Чайковского Воевода

Премьера прошла 11 февраля 1869 года в Большом театре в Москве. Сюжет основан на пьесе "Воевода" ("Сон на Волге"). Действие разворачивается в большом городе на Волге в середине XVII века. Старик-воевода должен жениться на Прасковье Васильевне. Но, впервые увидев ее сестру, Марью Васильевну, решает заменить одну невесту на другую. Он забирает Марью, возлюбленную Бастрюкова, и увозит ее к себе в терем. Со временем к Бастрюкову приезжает Дубровин - его невесту тоже забрал воевода. Тогда они решают выкрасть любимых. Воевода застает их врасплох и лишь чудо помогает избежать им смерти: приезжает посол с новым воеводой из Москвы. Старика отдают под суд, молодые благодарят Бога и славят царя.

Пётр Ильич Чайковский трудился над произведением с марта 1867 года по июль 1868 года. В некоторых материалах упоминается, что первая постановка оперы прошла в феврале 1868 года на благотворительном концерте в Москве, дирижировал композитор. По официальным данным публичная премьера оперы состоялась через год на бенефисе Александры Меньшиковой, исполнившей партию Марьи Васильевны. Дирижировал Эдуард Мертен. В 1870-х композитор уничтожил рукопись. При жизни Петра Ильича были опубликованы только увертюра, антракт и пляски горничных. И хотя сам композитор остался недоволен произведением, критики отмечали, что русская тональность возымела верх над модными "итальянизмами" и Чайковского ждёт большое будущее.

В 1930-х-40х годах начались работы по восстановлению оперы. Павел Александрович Ламм собрал воедино сохранившиеся наброски и фрагменты партитуры, а Юрий Владимирович Кочуров завершил редакцию. Новое либретто написал Сергей Дмитриевич Спасский. Восстановленную оперу представили публике 28 сентября 1949 года, дирижировал Эдуард Петрович Грикуров.

Сохранилась полная запись восстановленной оперы в исполнении солистов Академическогой Большого хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР 1979 года;

Одноимённая симфоническая баллада не имеет отношения к опере: она основана на поэме Адамы Мицкевича в переводе Александра Сергеевича Пушкина;

Действующие лица:

  • Нечай Шалыгин, воевода, бас
  • Влас Дюжой, бас
  • Настасья, жена его, меццо-сопрано
  • Дочери его: Марья Власьевна, сопрано, Прасковья Власьевна, сопрано
  • Степан Бастрюков, тенор
  • Дубровин, беглый посадский
  • Олена, жена его, меццо-сопрано
  • Резвый, бас
  • Шут, тенор
  • Недвига, нянька, меццо-сопрано
  • Новый Воевода, баритон

Первое действие

Вторая половина XVII века. Торговый приволжский город. Сад при доме богатого купца Дюжого. Младшая дочь купца Марья полюбила боярского сына, удалого Бастрюкова. Ей тесно и душно в отцовском тереме: про любовь Марья слышит только в сказках да в тоскливых песнях. Сильная, прямодушная, она не выносит неволи домостроевского быта и, верно, убежала бы со своим дружком, но боится вполне ему довериться. А мирно выйти за него замуж никак нельзя: грозный Воевода Шалыгин, жених ее старшей сестры, злобится на строптивый род Бастрюковых, а расчетливый Дюжой против воли Воеводы не пойдет. Роковой случай кладет конец колебаниям девушки. Невзначай попавшись на глаза Шалыгину, красавица-Марья понравилась ему. Не нужна, постыла Воеводе прежняя невеста, подавай ему Марью. Но для нее лучше смерть, чем такое замужество. Пробравшийся в сад Дюжого со своими слугами Бастрюков пытается выручить Марью. Неудачно — Воевода перехватывает свою новую невесту. Самому Бастрюкову удается уйти от врага. Марью же Воевода приказывает отвести в свой дом и накрепко там запереть.

Второе действие

Первая картина. Сени в доме Бастрюкова. Молодой хозяин приуныл — не мила ему жизнь после того, как он потерял Марью. Как одолеть Воеводу? Не одного Бастрюкова обидел Шалыгин. Весь город стонет от его самоуправства. Находится у Бастрюкова сильный союзник — атаман волжской вольницы — Роман Дубровин. Воевода разорил его дотла, отнял у него любимую жену Олену, и теперь, после двухлетнего отсутствия, Дубровин вернулся, чтобы расплатиться с обидчиком. Вдвоем с Бастрюковым они освободят своих подруг, пока Воевода будет на богомолье за городом.

Вторая картина. Томится и тоскует Марья под замком в тереме Воеводы. Не радуют ее песни и пляски прислужниц. Словно окаменев от горя, ждет Марья неминучей беды. Неожиданно через Олену доходит до нее таинственный наказ: сегодня ночью выйти в сад. Сторожа не помешают — их напоят допьяна, не помешает и Воевода — он далеко.

Третье действие

Непроглядная ночь. Двор и сад у терема Воеводы. Бастрюков и Дубровин тайно пробрались сюда и в мучительном нетерпении ожидают выхода Марьи и Олены. Наступает миг свиданья. Ревнивые опасения тревожат Дубровина. Но чиста перед ним Олена, не поддавшаяся ни насилию, ни соблазну. Счастливы и Марья с Бастрюковым. Внезапно появляется грозный Воевода, не во-время вернувшийся домой. Дубровин кидается на него с ножом, но тут же схвачен, обезоружен и связан подоспевшей челядью Воеводы. Связан и Бастрюков. Лютая казнь ждет Марью — Воевода защекочет ее досмерти, как когда-то защекотал изменившую жену. В последнее мгновенье Марья вырывается из рук своего мучителя и лицом к лицу сталкивается с ворвавшимися во двор стрельцами и посадскими людьми во главе с новым Воеводой. Шалыгин за самоуправство отрешен от воеводства. Спасены и Марья, и Олена, и удалой Бастрюков, и беззаветно смелый Дубровин.

Сюжет оперы, вероятно, был предложен самим драматургом А.Н.Островским. Чайковского привлекли возможность обрисовать некоторые характерные стороны старого русского быта, использовать русские песни, воплотить лирические образы. Стимулировало Ч. и то, что Островский сам взялся за составление либретто. Однако он написал лишь 1-е д. и начало 2-го, остальное составлял сам композитор. Затем текст фрагментов, написанных Островским Ч. утратил, и, хотя по просьбе композитора, этот текст драматург восстановил, дальнейшее Ч. вынужден был дописывать сам. Поначалу работа шла довольно успешно, но затем застопорилась. Лишь просьба певицы Меньшиковой закончить оперу к ее бенефису подвигла Ч. продолжить работу и поторопиться с ее окончанием.

В 1930-х гг. предпринималась попытка восстановить оперу по эскизам, сохранившимся фрагментам. Этот вариант восстановленной партитуры не сохранился. Позже были созданы еще 2 варианта. Первый сделан П.Ламмом при участии Б.В.Асафьева и В.Я.Шебалина. 2-й вариант выполнен композитором Ю.В.Кочуровым на основе версии Ламма (часть сцен пересочинена) и поставлен в 1949 в Малом оперном театре в Ленинграде (редакция либретто С.Д.Спасского; режиссер Б.А.Покровский, художник А.М.Мазанов).

Читайте также: