Они учились в ленинграде краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В статье описываются будни школьников, находящихся в блокадном Ленинграде в 1941-1944 г.: особенности учебного процесса, распорядок дня, изменения школьной повседневности с началом блокады города.

Начало Великой Отечественной войны стало потрясением для всей страны, однако блокада Ленинграда окончательно перевернула жизнь в городе с ног на голову. В начале сентября 1941 года дети так и не смогли начать учебный год: многие школы были отданы для создания в них эвакопунктов и госпиталей, а большая часть учителей и учеников старшей и средней школы была занята помощью в тылу и оборонных работах. 8 сентября 1941 года была объявлена блокада города, через пару недель горожане начали ощущать нехватку провизии и сильный голод. Ленинград бомбили, артобстрелы стали частым явлением.

Несмотря на ужасные условия военного времени, Бюро Ленинградского Горкома партии постановило: учеба не должна прекращаться. С 25 октября 1941 года в родные школы вернулось 60 тысяч учеников младших и средних классов, а уже к 3 ноября обучение возобновили 30 тысяч старшеклассников. Не все смогли продолжить учебу: заполняемость школ составляла около 30%, преимущественно из-за того, что многие ребята были заняты на тыловых работах, заменяя ушедших на фронт взрослых [1, с.361-364].

Обычные школьные будни теперь выглядели совсем иначе, нежели до войны. Уроки проходили не только в классах, но и в бомбоубежищах, куда детям приходилось часто спускаться во время бомбардировок. Потому у каждого педагога всегда было два плана проведения урока: один в обычных условиях в классе и запасной – если придется спускаться в убежище [4].

Первая суровая блокадная зима с трудом далась ленинградским школьникам. Холод и голод ежедневно уносили жизни десятков учеников. Несмотря на то, что это послужило причиной закрытия большинства школ, в 39 ленинградских школах было принято героическое решение не прерывать занятия [6, с.38]. Во время уроков ребята не делали записи – чтобы не мерзли руки, а учителя старались как можно быстрее и проще подать материал [16]. Каждый день после конца занятий школьникам и преподавательскому составу приходилось идти на разборку какого-нибудь разрушенного здания, выламывать доски, чтобы заготовить побольше дров для школьных печурок. Вокруг этих печурок дети собирались на следующий день во время уроков, пытаясь согреться.

Но не только школьные занятия и тяжелая работа составляли будни блокадных школьников. Душащий голод – вот что было повседневным испытанием ребят. На переменах разговоры школьников были преимущественно о еде, что только раззадоривало и мучило голодных учеников. Для этого некоторые учителя в шутку припугивали штрафами – не денежными, а хлебными, чтобы хоть как-то табуировать тему еды в детских разговорах.

В январе 1942 года в школах Ленинграда были объявлены зимние каникулы, во время которых прошли новогодние елки [1, с.240]. Праздник удалось создать даже в напряженное блокадное время: дети ставили пьесы, устраивали концерты, а в конце дня получали небольшие подарки и праздничный обед. Из дневников восьмиклассницы Валя Петерсон, в честь Нового года их угостили тарелкой супа, лапшой, 150 граммами хлеба и 50 граммами желе, что было просто сказочно для обстановки блокадного Ленинграда [14, с.226].

Дети продолжили обучение после каникул. Уроки начинались в 11 утра, и все также не превышали 25 минут. К двум часам дня школьный день обычно уже заканчивался [16]. Учителя старались поддерживать привычный школьный быт: проводили опросы, контрольные, спрашивали уроки наизусть, ставили оценки [13]. К весне 1942 года, несмотря на улучшение обстановки с провизией, в школах осталась всего треть от тех учеников, что сели за парты в ноябре.

По воспоминаниям учителей, из школьных будней детей исчезло понятие шпаргалок, и никто уже давно не хулиганил - школьную дисциплину уже никто не нарушал. Весной учиться стало приятнее: иногда уроки проводились на свежем воздухе в скверах при школах [16]. В конце мая – начале июня ребята сдавали экзамены. Даже война не смогла отвлечь их от серьезной подготовки. В июне в школах прошли блокадные выпускные вечера с праздничным обедом [16].

Во время летних каникул школьники помогали восстанавливать школы: сооружать новые печи, вставлять стекла в окна, убирать классы, заготавливать топливо на предстоящий холодный сезон, готовить школы к новому учебному году. Кроме помощи школе, ребята продолжали вносить свой вклад в защиту родного города: дежурили на крышах, помогали в госпиталях, работали в пожарных группах, вставали к станкам на заводах, выращивали овощи на небольших грядках городских огородиков, становились связными и посыльными [4].

Последующие годы обучения в блокадном Ленинграде прошли легче и стабильнее. Дети начинали учебный год в привычное время, школьные будни становились все больше похожими на те, что были повседневностью школьников до блокады. Продовольствие стало налаживаться [3]. Однако в 1942-1943 годы учеба детей была все также сопряжена с необходимостью частых спусков в убежища: ребята продолжали учиться в условиях бомбежек и артобстрелов.

После прорыва кольца блокады в январе 1943 года в школах заметно увеличилось количество учеников, однако уровень подготовки вернувшихся в школы ребят заметно отличался от тех детей, которые не прервали обучение в первые годы блокады. Такое положение дел усложняло работу педагогам, в классах было установлено шефство более сильных ребят над новенькими [6].

В 1943 г. на территории всего СССР было введено раздельное обучение для мальчиков и девочек, связанное, прежде всего, с необходимостью введения серьезной военно-физической подготовки, что, безусловно, затронуло и школы блокадного Ленинграда [5, c.5-6].

На протяжении блокады важным и праздничным элементом школьных будней ленинградцев была неотмененная система поощрения за примерную учебу. Ребятам, как и в довоенное время, выдавались похвальные грамоты за примерное поведение и отличные успехи в учебе. Отличившихся учащихся награждали серебряными и золотыми медалями, что дополнительно стимулировало детей не бросать обучение [16].

Во время блокады Ленинграда в 1941 году из-за голода умирают горожане. Особенно тяжело старикам. Девушки и парни из комсомольского общежития организуют бригады для помощи больным. Некоторые жертвуют своей жизнью.

За минуту

Блокадный Ленинград конца 1941 года. Немцы в 7 км от города. Пока по Ладоге строят дорогу для доставки провизии и оружия, ленинградцы умирают от голода.

Комсомольцы Маша, Наташа, Леля, Леня, Петя и Вася живут вместе. Наташин муж-моряк ушел на фронт. Из-за ранений возвращается Никита, ее давний знакомый. Вместе они организуют бригады для помощи старикам и тем, кто ослабел без еды.

Девушки ходят по квартирам, убирают грязь, получают хлеб по талонам, носят воду и дрова или просто ободряют немощных. Маша ухаживает за бывшим учителем Никиты, профессором Сосновским. Однажды он подозревает ее в краже 10 грамм хлеба, однако тут же извиняется и делится с ней пайком.

Из-за поломки останавливается хлебозавод. Никита собирает всех, кто на ногах, и они на себе носят воду для замеса хлеба. Никита умирает от дистрофии. Маша, полюбившая его, называет себя вдовой без мужа. Молодежь обещает, что выживет ради тех, кто погиб.

Они учились в Ленинграде

В основе книги лежит дневник автора, который она вела в 1941–1944 годах.

События, рассказанные в книге, подлинные, но большинство имен учеников и педагогов изменено.

К. В. Ползикова-Рубец умерла в 1949 году. Ее правдивая книга говорит о любви к Родине, о героическом труде школьников и учителей в дни обороны Ленинграда.

Третий час белой ленинградской ночи. Теплый ветер подул в окно. Хорошо сейчас на взморье, куда уехали сегодня наши выпускники. Они хотели кататься на лодках до восхода солнца.

Ясно представляю себе залив. От Морского клуба, почти против Стрелки Кировских островов, отходят красавицы-яхты, распустив белые паруса. Море отражает еще не погасший закат, а на востоке уже розовеют облака.

Сегодня на заливе будет шумно: звонкая песня, веселый смех и всплески весел не затихнут до утра!

Они учились в Ленинграде скачать fb2, epub бесплатно

Они учились в Ленинграде

В основе книги лежит дневник автора, который она вела в 1941–1944 годах.

События, рассказанные в книге, подлинные, но большинство имен учеников и педагогов изменено.

К. В. Ползикова-Рубец умерла в 1949 году. Ее правдивая книга говорит о любви к Родине, о героическом труде школьников и учителей в дни обороны Ленинграда.

Не самая страшная катастрофа

Hе самая стpашная катастpофа

В пpихожей тpебовательно зазвонил телефон. Ленька эти звyки пpоигноpиpовал:

злые "фиолетовые" на экpане как pаз подбиpались к одной из его космических баз.

Мама на кyхне, ей ближе идти.

- Леня, это тебя! - позвали за двеpью. Ленька неохотно поставил пpиставкy на паyзy и побежал в пpихожyю.

- Шкипеp, выpyчай, гоpю! - голос Вовки из соседнего подъезда, казалось, сpывался на плач! Шкипеpом Леонида пpозвали в классе за постоянные pазговоpы о межзвездных экспедициях и за изготавливаемые им в больших количествах модели pакет, котоpые они вместе запyскали с Вовкиного балкона, pадyя соседей напpотив пеpспективой пpямого попадания pакеты в фоpточкy.

Детская зона

Сколько их тaких ходят по улицaм: милые тaкие, улыбчивые, с мaмой зa ручку. Мaриночкa не отличaлaсь от остaльных. Hе отличaлaсь и в детском сaдике. Только волосы у неё были густые, длинные, волнистые. Чем, собственно, онa и зaвоевaлa любовь воспитaтелей. Hо не её друзей-одногруппников. Мaльчики не сходили по ней с умa. Детсaдовскaя жизнь - своеобрaзный мир со своими зaконaми и прaвилaми. Именно тaм мы нaчинaем осознaвaть своё место в жизни, знaчение в обществе. И много потеряли те дети, которым не довелось побывaть тaм, в этом мирке, создaнном взрослыми для детей.

Тысяча и один день лета

Только не нужны никакие волшебные

страны, если ты - один.

"Летчик для Особых Поручений"

Мы строгали из дерева кортики,

Гнули луки тугие из веток.

Капитаны в футболках и шортиках,

Открыватели белого света.

"Синий город на Садовой"

Видели ли вы когда-нибудь, как скользит по земле тень от облака? Обычно увидеть это можно с высоких холмов или гор, когда стоишь на самой вершине, а вокруг до самого горизонта бескрайний простор. Зеленые поля под ослепительным летним солнцем, голубое, до самой-самой глубины лазоревое небо. И видно, как плывут по этой зеленой земле тени, на мгновение скрывая кусочек луга от ослепительного светила. Потом тень доходит и до тебя, и накрывает с головой, оставляет на некоторое время без солнца. И тогда видно еще одно чудо - как в прорывы между пухлыми белыми облаками яркими конусами падают на землю лучи.

Самый лучший подарок

Самый лучший подарок

Вечереет. Hетерпеливый свет фонарей прорывается сквозь ветки деревьев, растущих во дворе. По вязкой грязюке хлюпают Катя с Сашей. Девушка зябко поеживается, кутаясь в широченный шарф, и плотнее прижимается к локтю спутника. Они идут в гости. Сашка днем на улице встретил старую подругу Hинку, обещал заглянуть.

Шурик уже давно собирался к ним наведаться, а тут такое дело у Hины позавчера день рождения был. Махнули на все дела, купили подарок, тортик, и плутают по вертким загогулинам улиц.

Похищение Ануки

Сейчас я вас познакомлю. Ее звали Анука. Имя?то ее было Аня, но ее так никто не звал, а Анукой - всегда, сначала мама и бабушка, а потом подруги и те молодые люди, что за ней ухаживали. Они перенимали это из телефонных фраз, с которыми к ней обращались домашние:

- Анука, иди, тебя просят, - слышали они в трубку и тоже поскорее хотели ее так назвать.

Она была вот какой: она подбирала гостям чайную чашку под цвет их платья (сама же в темном могла пить и из белой).

Сказки Южного Побережья (5 шт)

СКАЗКИ ЮЖHОГО ПОБЕРЕЖЬЯ

Эти истории необычны тем, что написаны в соавторстве с моим сыном, которому тогда было шесть лет. Все сказки посвящены необычным существам, душесам. Душес ( ударение на первом слоге ) - это некоторое страшное чудище, придуманное сыном. В его представлении душесы делились на пять основных видов - сухопутные, летающие, подземные, подводные и, наконец, домашние. Один раз, пять лет назад, ребенок начал регулярно отказываться от дневного сна. Он соглашался спать только в том случае, если я расскажу ему сказку. И сказка эта непременно должна быть о душесах. Другие сюжеты игнорировались. Так и возникли эти истории. Причем тут южное побережье, спросите Вы. Hичего особенного. Просто, когда я рассказывал, из окна было видно море. А одна из сказок целиком придумана моим соавтором позже, в возрасте десяти лет. Мне оставалось только записать.

Когда 8 сентября вокруг города замкнулось кольцо блокады, в городе оказались заперты больше двухсот тысяч школьников. И несмотря на то, что жителям не хватало еды, воды, не было света, дров, теплой одежды, в конце октября в Ленинграде открылось 39 школ.

Когда 8 сентября вокруг города замкнулось кольцо блокады, в городе оказались заперты больше двухсот тысяч школьников. И несмотря на то, что жителям не хватало еды, воды, не было света, дров, теплой одежды, в конце октября в Ленинграде открылось 39 школ.

Начало учебного года - октябрь1941

Первый учебный день начался линейками. Ксения Владимировна долго думала, с каких слов начать занятия и произнесла перед учениками такую речь:

«Мы начинаем занятия в необыкновенной обстановке: страна наша ведет тяжелую, упорную войну с сильным врагом; город наш окружен со всех сторон огромным числом фашистских дивизий; он стал фронтом. В такой обстановке не приходилось учиться ни одному поколению русских школьников.

В самом факте, что вы сегодня начинаете учиться, смелый вызов врагу.

Занятия проходили в экстремальной обстановке и постоянно прерывались воем сирены. Ученики вместе с учителями спускались в бомбоубежища и продолжали уроки там.

С наступлением холодов учиться стало совсем тяжело:

«Все дети сидят в пальто, перчатках или рукавицах. У счастливцев на ногах валенки.

— Позвольте отнести суп домой! — просит меня Надя. — Мне, правда, довольно одной тарелки, а дома у меня мама и сестренка.

— Нельзя, девочка, суп вам дают, чтобы поддержать силы и помочь вашему ученью.

Память детей слабеет

«В школе теперь тихо. Кажется, что ученикам и нам говорить трудно. Нет сил.

Память детей слабеет. Хорошая ученица во время рассказа об итальянском Возрождении вдруг запнулась, подняла на меня большие серые глаза и как-то скорбно сказала:

— Я помню биографию замечательного художника и ученого, но я забыла его имя. — А потом дрогнувшим голосом: — Я… я даю вам честное слово, что я урок учила.

Я говорю спокойно:

К весне численность учеников в школах снизилась почти в три раза: кого-то эвакуировали, кто-то перестал ходить, многие погибли. Но несмотря на чудовищные условия блокады, дети, которые посещали школу, занимались даже усердней, чем в мирное время:

В такой обстановке не приходилось учиться ни одному поколению русских школьников. Но дети учились вопреки всему. Дневник Ксении Владимировны Ползиковой-Рубец - потрясающий документ, полный добра, любви к людям и веры в хорошее. Мы очень советуем прочитать его полную версию каждому.

Читайте также: