Окружающий мир 3 класс школа 2100 содержание
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кировского района Санкт-Петербурга
зам. директора по УВР
директор ГБОУ СОШ № 654
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
начальных классов
по окружающему миру
учитель: Морозова Елена Алексеевна
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
В авторскую программу изменения не внесены.
Цели и задачи,
решаемые при реализации рабочей программы.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени - сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука - это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Нормативные правовые документы
на основании которых разработана рабочая программа.
Место и роль учебного курса
Количество учебных часов
В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ № 654 рабочая программа для 3 класса рассчитана на 68 часов; 2 часа в неделю.
Технология обучения.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
В рамках историко-обществоведческого курса осуществить деятельностный подход оказывается наиболее трудно, так как этому подходу во многом противоречит традиция преподавания истории в школе. Зачастую дискуссионные с точки зрения науки вопросы либо избегались, либо однозначно трактовались. Попытки поставить эти вопросы как проблемы неизбежно наталкивались на то, что у учеников для их решения катастрофически не хватало знаний школьного курса. В результате изучение истории сводилось к описанию событий и явлений, дополняемым указанием жёсткой причинно-следственной связи, которая предполагала в ходе обсуждения только однозначное решение вопроса (в соответствии с версией, господствующей на тот момент в науке). Все эти обстоятельства крайне затрудняют формирование умения использовать исторический опыт в современной жизни. А ведь именно этого требует реализация деятельностно-ориентированных принципов.
В данном курсе предлагается не избегать вопросов-проблем по российской истории и современности. Эти вопросы нельзя окончательно разрешить , в рамках школы вообще и тем более в 3–4-х классах. Человек, постоянно расширяя свой кругозор в течение жизни, сам приходит к решению этих проблем. Задача курса – поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний! Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался над проблемными вопросами, чтобы по мере становления его личности он постоянно возвращался к попыткам их разрешения.
Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир , т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Основные цели реализации программы:
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
∙ развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
∙ освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
∙ воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Общая характеристика учебного предмета.
- Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира
- Познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для достижения мира и упорядочивания своего опыта .
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае ребенок может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.
Часть 1. Обитатели Земли
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. Моё Отечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Личностные и метапредметные результаты освоения предмета
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор , какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать , какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать , приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Содержание учебного предмета.
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.
Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?
Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Живые участники круговорота веществ (10 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
На сайте Учебник-скачать-бесплатно.ком ученик найдет электронные учебники ФГОС и рабочие тетради в формате pdf (пдф). Данные книги можно бесплатно скачать для ознакомления, а также читать онлайн с компьютера или планшета (смартфона, телефона).
Учебник Окружающий мир 3 класс Вахрушев Данилов Бурский Раутиан часть 1 - 2014-2015-2016-2017 год: Читать онлайн (cкачать в формате PDF) - Щелкни!
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа - СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа - СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения - просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника Окружающий мир за 3 класс — Вахрушев Данилов Бурский Раутиан часть 1 2. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.
Номер № страницы:
Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!
Тела естественные и искусственные. Вещество — то, из чего состоят в се предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы -ме льчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния в ещества: твердые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц.
Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло — твердое. Из чего со стоят молекулы. Почему лед легче воды.
Энергия — источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода — явления, обуслов ленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч)
Воздушная, водная и каменная оболочка Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли — биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей — порядок окружающего мира. Стабильность условий — следствие круговорота веществ в природе. Жизнь — участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения — производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные — потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии — разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питатель ные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощенных веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (11 ч)
Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Нико лай II . Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства — строительство справедливого обще ства. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и коммунис тической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фа шизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достиже ния науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (8 ч)
Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ -Россия. Современная Россия — наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция - основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законо дательной и исполнительной. Президент — глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума — собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия — общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация — государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне — все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры — библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача — сохранение и преумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхожде ние и традиции празднования).
Общеучебные умения учащихся к концу 3-го класса
Должнызнать:
— что такое тело;
— что такое вещество; свойства твердых, жидких и газообразных ве ществ;
— что такое энергия;
— элементарные сведения о круговороте веществ;
— значение кислорода для дыхания живых организмов и человека;
— роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле;
— основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);
— об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специ фике;
— что такое почва и какова ее роль в плодородии:
— основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (на секомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери),
грибы и бактерии.
Учащиеся должны уметь:
— применять законы и правила к природным процессам и предсказы вать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;
— различать твердые тела, жидкости и газы;
— приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой при родой;
— выделять звенья круговорота веществ;
— определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам;
— уметь проводить наблюдения за растениями и животными;
— объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
К концу 3-го класса учащиеся должны знать:
(иметь первичные представления о понятиях и явлениях):
— Родина, общество, государство, закон;
— история, времена Древней Руси, Московского государства, Рос сийской империи, Советской России и СССР, Современная Россия;
— демократия (конституция, гражданин, выборы, президент, Государственная дума);
— государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
— узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
— отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
— объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
— по году определять век, место события в прошлом;
— отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского госу дарства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу;
— объяснять свое отношение к родным и близким людям, к прошло му и настоящему родной страны.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
· ориентирования на местности с помощью компаса;
· определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
· установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
· ухода за растениями (животными);
· выполнения и изучения правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
· оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участие в её охране;
· удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Нормы оценок по окружающему миру
Читайте также: