Окно югры выставка в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Авторский коллектив:
Веселкова Анастасия Николаевна, инструктор по физической культуре, высшая квалификационная категория;
Ларионова Ольга Юрьевна, педагог-психолог, высшая квалификационная категория;
Нечипоренко Инна Васильевна, воспитатель, высшая квалификационная категория.

Виртуальная выставка "МИР ПРИРОДЫ ЮГРЫ"

Краткая аннотация

​Возрастная группа: Дети дошкольного возраста (3-7 лет)

Цель: Формирование ценностного отношения к природе родного края.

Дидактическая задача:

Обогащение средств формирования экологической культуры через:

  • расширение экологического кругозора;
  • развитие эмоционального восприятия объектов живой природы;
  • развитие познавательного интереса.

Виды познавательной деятельности:

  • Информационно-познавательная;
  • Поисково-исследовательская;
  • Продуктивная;
  • Игровая (интерактивные игры);
  • Закрепление знаний, самоконтроль

Воспитательная компонента: Приобщение к миру общечеловеческих ценностей и экологической этики.

ССЫЛКА

Правила и управление игрой

Передвигаться по главной странице сайта нужно вниз с помощью колесика мышки. Стрелка в нижнем правом углу поможет вернуться в начало главной страницы. Информацию читать с помощью взрослого или слушать, самостоятельно нажимая на синий квадрат с голубым треугольником.

2. Виртуальная выставка:

Для просмотра дополнительной информации об экспонате (области текстового ввода, фото, видео, звуковые эффекты) необходимо нажимать на белый круг с буквой i.


При помощи колесика на мышке можно приближать и отдалять экспонаты виртуальной выставки.


3. Виртуальная коллекция:

В открывшейся вкладке можно рассмотреть 9 экспонатов выставки со всех сторон с помощью видео, посмотреть видеофильм о представителе флоры или фауны (как выглядят на самом деле).


Картинка кисточки направит на сайт для раскрашивания онлайн-раскраски с изображением животного или растения.

Желтый квадрат со стрелочкой влево вернет на главную страницу.

4. Занимательный интерактив.


Игры содержат подробную инструкцию и легки в управлении.


Последовательность работы:

- рассмотреть экспонаты выставки;

- почитать онлайн книги;

- посмотреть иллюстрации Красной книги Югры;

- нарисовать животных или растения;

- посмотреть видео о природных явлениях;

- послушать голоса птиц;

- прочитать или прослушать стихотворение об экспонате;

- перейти на страницу экспоната;

- прочитать или прослушать информацию об экспонате;

- посмотреть видео об экспонате;

- посмотреть видео о представителе флоры или фауны;

  • Выполнить задания в играх занимательного интерактива.

Образовательный эффект:

1. Повышение уровня сформированности экологических представлений дошкольников (о природе ХМАО-Югры, представителях флоры и фауны, представителях Красной книги Югры); ценностного отношения к природе родного края; понятия о необходимости охраны природы.

2. Повышение уровня экологической культуры, расширение экологического кругозора.

3. Повышение уровня развития познавательного интереса к природным объектам; уровня развития познавательных психических процессов (мышления, внимания, памяти, воображения); уровня развития творческих способностей (в продуктивной деятельности.

Ресурсы:

с использованием ИКТ (для воспитанников 6-7 лет)

ЦЕЛЬ:Формирование основ экологической культуры у дошкольников на основе использования информационно-коммуникационных технологий с элементами музейной педагогики.

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомитьдошкольников спредставителями флоры и фауны,встречающихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа, а также с экземплярами, занесёнными в Красную книгу Югры;
  2. Формировать представленияо необходимости охраны природы и роли человека в этом процессе.
  1. Развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление, наблюдательность,зрительное и слуховое внимание, двигательную активность;
  2. Развивать эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки у детей;
  3. Развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
  4. Развивать интерес к изучению родного края;
  5. Обогащать словарный запас и связную речь детей.
  1. Воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; прививать навыки правильного поведения в природной среде;
  2. Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу;
  3. Способствовать осмыслению детьми различных аспектов взаимодействия человека с природой.

Интеграция образовательных областей:

Предварительная работа:

Материал и оборудование:

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Ход мероприятия:

Лесовичок: Югорский край - заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Как добрый друг, хозяин той земли,

Я вам в пути поддержку обещаю,

И в край югорский всех вас приглашаю.

Лесовичок: Я вот думаю, как нам попасть в этот чудесный край? Может, песня поможет? Лейся лесная песня!(Звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей).

Лесовичок: И привела нас, ребята, песня в наш лесной край, а попали мы туда с помощью нашей виртуальной выставки. Мы не можем в настоящий момент быть на ней, но нам поможет наш компьютер! На выставке можно узнать много интересного, не только увидеть, но и услышать, поиграть, порисовать!

1.Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой… (Медведь)

(Педагог нажимает на значок "i" на виртуальной выставке, дети рассматривают экспонат при увеличении)

2.В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка. (Дятел).

(Педагог нажимает на значок "i" на виртуальной выставке, дети рассматривают экспонат при увеличении)

3.Он без дела не сидит, сеть для мушек мастерит.

Этот милый старичок ловкий чёрный… (Паучок)

Лесовичок: А знаете ли вы, почему паук плетет паутину? Для этого на нашей выставке просмотрите видеофильм про паука, и вы найдете ответ на мой сложный и интересный вопрос (Дети самостоятельно просматривают видео фильм о пауке и отвечают на вопрос).

Лесовичок: С этим заданием вы справились хорошо.Ответили на все мои сложные вопросы. Молодцы!

Лесовичок: Ребята, слышите, какая музыка звучит в лесу? Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами. Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть. Скажите мне, кто-нибудь из вас слышал, как кричит сова? Тогда, вам следующее задание: чтоб прослушать голос птицы нужно найти на выставкеоколо экспоната кнопку "i" с голосом птицы совы, нажать на неё и прослушать. (Ребенок самостоятельно ищет кнопочку записи пения птицы для прослушивания).

Лесовичок:Молодцы, ребята! Вы прослушали как, поёт птица сова.

Лесовичок: А сейчас предлагаю поговорить о рекордсменах Югорского края. И в этом мне поможет волшебный мольберт. Найдите на выставке мольберт?(Ребенок самостоятельно ищет мольберт). Я буду называть вам интересные факты про обитателей Югорской земли, а вы должны внимательно прослушать их все, запомнить и потом, используя кнопку "i", которая находится рядом с мольбертом, нарисовать, то, что тебя больше всего заинтересовало? (Ребенок самостоятельно ищет кнопочку для перехода на сайт, чтоб нарисовать).

Интересные факты про обитателей Югорской земли:

  1. Птицажуравльвыше всех.
  2. Птица сокол сапсан быстрее всех.
  3. Птица орёл вьёт самое большое гнездо.
  4. У беркута самые сильные и длинные крылья.

(Один ребенок рисует на сайте, остальные – за столами с помощью цветных карандашей)

Лесовичок: Ох-ох, что-то я устал. Ребята, предлагаю немного отдохнуть. Представим, что мы с вами в лесу и дышим свежим лесных воздухом.

Мы в лесу, друзья, (шагаем)

И все мы - дружная семья (шагаем, обнимаем себя)

Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)

И каждый встрече с нами рад (киваем головой)

Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)

А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)

Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)

Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).

Лесовичок: Молодцы ребята! Итак, продолжим наше путешествие. Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашего края. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться! И если мы не будем его беречь, многие виды животных и растений исчезнут с нашей земли.

Лесовичок: Вот мы с вами и совершили путешествие по Югорскому краю. Надеюсь, вы полюбите землю, на которой живёте, ещё сильнее. Вы справились с такими трудными заданиями, что стали настоящими защитниками природы. Ведь природа Югры – наш общий Дом. Будем его беречь! Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!

(В самостоятельной деятельности дошкольники могут поиграть в дидактические интерактивные игры).

Лесовичок: А я с вами прощаюсь, до новых встреч.

1,2,3 МЕСТО в выставке - конкурсе определяет жюри. (12 конкурсантов)

16 победителей будут торжественно награждены 23 июня в Большом зале заседаний Тюменской областной Думы.

Лауреаты I, II и III степеней награждаются дипломами, ценными подарками и благодарственными письмами заместителя председателя Тюменской областной Думы.
Каждый участник получает сертификат, подтверждающий участие в региональном мероприятии.

Пригласите своих друзей и знакомых поддержать участников конкурса! Вы можете поставить в ленту новостей призыв к голосованию за Ваш детский сад, создать группу поддержки.

Оставляйте содержательные комментарии, их количество подсчитываться не будет.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик. Другой славен своими красивыми зданиями, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге. Большая сила заключена в том, что нас окружает с детства. Даже, когда, уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края. Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди- все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны знать педагоги.

Мы живем в Ханты- Мансийском Автономном округе, коренные жители которого ханты и манси. На общее развитие этих народностей, их национальный характер, особенности быта, накладывается глубокий отпечаток, как географическая среда, так и социальный строй. В условиях Крайнего Севера с его суровой природой и специфическими условиями быта и формами культуры местных народов роль народной педагогики в воспитании подрастающего поколения особенно велика.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них черты характера, которые помогут им стать достойным гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Любовь к родному краю, умение видеть и чувствовать его красоту- это начало патриотического чувства, чувства любви к Родине. Родная природа - снежные просторы, тайга, земля в цвету открывают богатейшие возможности для воспитания у детей этого чувства.

В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера. Знакомя детей с природой и культурой родного края, педагог должен не только сообщать им конкретные сведения о том или ином объекте, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. Важным элементом такой среды является музей. Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество

Чтобы дети могли понять, в каком крае они живут, кто является коренными жителями, необходимо воссоздать атмосферу национального быта. Для этого необходимо, чтобы окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувства красоты, любознательности, имели определенный национальный колорит. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка, поэтому воспитанников должны окружать предметы, характерные для быта народов ханты и манси, что позволит детям в полной мере ощутить себя частью данного народа.

Для решения задач нравственно- патриотического воспитания в нашем детском саду создан музей " Моя Югра", где собраны предметы быта хантов и манси. В музее дети могут познакомиться не только с культурой и бытом северных народов, но и увидеть, в каких жилищах они живут, каковы основные промыслы этих народов.

При знакомстве с предметами быта, их названиями, назначением, со способами действий с ними, подчеркивается историческая преемственность с современными аналогами. Дети с удивлением узнают, что все предметы имеют духовную направленность, т.к. узоры, выполненные на каком- либо предмете, имеют свое обоснование.

Например, узор "Глухарка" наносился на колыбель, чтобы охранять душу ребенка, пока он спит, на игольницы и покрышки берестяных коробочек наносили орнамент, изображающий солнце, т.к. солнце воспринималось как божество, надежный источник тепла и света Хати ангки- мать Солнце. Также дети с удовольствием рассматривают игрушки- куклы Акань и Пакы и им было интересно узнать об истории происхождения кукол.

Таким образом, рассматривая экспонаты в мини- музее "Моя Югра", дети не только знакомятся с бытом северных народов, но и переносятся в прошлое этих удивительных людей.

Здесь можно познакомиться с жилищем ханты и манси – чумом, с нартами, с народным костюмом, хантыйскими узорами, фольклором и произведениями наших местных писателей. Знакомство с хантыйскими сказками и легендами побудило детей к творчеству.

В создании музея активно участвовали и родители воспитанников. Чтобы у дошкольников сформировать знания о родном крае, необходимо приобщать детей к истокам народной культуры. Учить осознавать разнообразие связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.

Огромный воспитательный потенциал заложен и в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности.

Таким образом, узнавая свой край, приобщаясь к народной культуре, ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир людей. Все это происходит в обществе, которое является для ребенка традиционной воспитательной средой и которое несет в себе социальный опыт, накопленный поколениями.

Следует отметить, что практический результат нашего творческого опыта по созданию музея и осуществлению образовательной деятельности в нем, подтверждает, что если систематически, последовательно, планомерно осуществлять знакомство с родным краем, то можно достичь положительной динамики в развитии детей. Эта динамика прослеживается в формировании представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера и тем самым прививает интерес к познанию и уважение к истории любой национальности, близкой пониманию ребенка.

Хочется отметить, что в обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира. Музейная педагогика служит комплексному развитию, воспитанию гражданственности и духовности дошкольников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитатель: О.К. Кирпиченкова,

Подготовительная к школе группа

Срок реализации: сентябрь-май

Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры. Наш проект направлен на ознакомление детей с Югрой, с родным краем, с малой Родиной. Он включает в себя материалы для мероприятий с детьми, консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю нашего края, города Нефтеюганска, других городов Югры, познакомятся с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты и манси.

Формирование у детей подготовительной к школе группы знаний о родном городе Нефтеюганске и крае – ХМАО-Югре.

Задачи проекта:

Воспитывать любовь к своему родному городу и краю, гордость за свой край.

Ожидаемые результаты.

Сформировано представление о городе и крае - Югре, о культуре местного населения ханты и манси, их традициях и обычаях, быте и праздниках.

Знают и называют памятные места города, профессии взрослых (жителей Югры).

Повысился интерес к окружающему миру своего края.

Расширился и обогатился активный и пассивный словарь детей.

Повысился уровень навыков диалогической и монологической речи.

Составляют творческие рассказы по теме, сочиняют сказки.

Научились отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.

Читают детям художественную литературу;

Ведут диалог с детьми;

Учат детей разгадывать загадки;

Разучивают малые фольклорные формы (пальчиковые гимнастики, физ./минутки, считалки).

Развивают познавательную активность;

Создают предметно-развивающую среду в группе (макеты, развивающие игры).

Обогащают и активизируют словарь по теме.

Этапы проекта

1- Подготовительный

Цель: Определение целей и задач работы (подбор материала). Организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

Создание учебно-методической базы:

Перспективный план мероприятий по проекту

Фонотека музыкальных произведений

Библиотека художественных произведений разных жанров о ХМАО-Югре

Картотека подвижных игр коренных народов Севера

Консультации для родителей

2 Этап - Организационно - практический

Цель : Организация комплексной работы по реализации задач проекта.

3 Этап - заключительный

Цель: Создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе.

Результат проекта:

Активизация самостоятельной познавательной деятельности детей. Активизация словаря по данной теме.

Развитие творческих способностей детей.

Систематизация работы по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с родным городом Нефтеюганском и краем – Югрой.

Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Конспекты НОД, картотеки совместных видов деятельности с детьми.

Выставки детского творчества.

Особенности проекта:

Характер проекта : практико - ориентированный, творческий; групповой;

Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь-май);

Профиль знаний : межпредметный;

Уровень контактов и организации – на уровне образовательного учреждения

Форма работы с детьми

Форма работы с родителями

Познавательное развитие

Дидактические игры :

Настольно-печатные игры :

Логические игры:

Опытно-исследовательская деятельность :

Поиграем-угадаем (отгадывание хантыйских загадок)

Участие в подборе фотоматериала

Семейные экскурсии по городу.

Беседы с родителями.

Анкетирование по теме.

Составление описательных загадок о животных тайги (по плану или с опорой на схему)

Словесные игры:

Заучивание пословиц о родном крае.

Чтение сказок народов Севера.

Чтение стихотворений народов ханты и манси Чтение художественной литературы югорских писателей

Экскурсии: по микрорайону, городскую библиотеку .

Упражнения в домашних условиях (пальчиковые игры, считалки.)

Чтение сказок, стихотворений

Распечатывание текстов стихотворений, считалок, пальчиковых игр, загадок.

Отгадывание загадок с детьми в домашних условиях.

Составление рассказов о городе.

Сопровождение во время экскурсий по микрорайону

Социальнокоммуникативное развитие

Подбор игрового материала для сюжетно-ролевой игры.

Изготовление фигурок персонажей для театра.

Физическое развитие

Подвижные игры:

Психологические этюды - превращение в животных (передача движений и эмоций – злой волк, трусливый заяц…)

Разучивание текстов игр.

Атрибутов к подвижным играм.

Художественно-эстетическое развитие

Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.

В.А.Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Родина – считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П.Арнаутова и др.), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт) и т.д.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно просветительском, но и в эмоциональном плане (И.А.Колесникова и др.). Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры.

Данные исследования и определили подход в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале. Наш проект направлен на ознакомление детей с Югрой, с родным краем, с малой Родиной.

Проект включает в себя материалы для мероприятий с детьми, консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю нашего края, поселка Чеускино, городов Югры, познакомятся с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном поселке Чеускино и крае – ХМАО - Югра.

2. Сформировать у детей первоначальные знания о природных и культурных особенностях жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Юргы.

3. Развивать у детей нравственные качества личности, через ознакомление с родным поселком, краем.

4. Воспитывать интерес к природе и желание заботиться о животных и растениях нашего края.

5. Стимулировать стремление слушать сказки и другие фольклорные жанры.

6. С помощью других видов деятельности развивать логическое мышление, внимание, память, двигательную активность.

7. Развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры.

У каждого ребёнка сформируется интерес к жизни родного поселка, народов крайнего севера и природе Югорского края. Он получит знания о природных и культурных особенностях жизни Югры.

Основное содержание проекта.

Срок реализации проекта: сентябрь-ноябрь

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта:

Работа с детьми перед началом проекта:

Цель: Выявить знания детей о том, где они живут: В каком поселке? Крае? Стране? Домашний адрес? Какие улицы поселка вы знаете? Как зовут родителей? Какие звери, птицы живут в нашей тайге? Растения? Коренное население?

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта

  • Беседы с детьми.
  • Организация с детьми подвижных игр коренных народов Севера.
  • Организация дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с родным поселком.
  • Слушание музыкальных и литературных произведений.
  • Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе.

Схема реализации проекта

План реализации проекта

Перспективный план мероприятий по проекту

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Отгадывание загадок народов Севера

Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения

Разучивание подвижных игр

Изготовление атрибутов к подвижным играм

Участие родителей в подборке фотографий поселка.

Семейные экскурсии по любимым местам Чеускино.

Разучивание подвижных игр

Изготовление атрибутов к подвижным играм

Встреча в музыкальной гостиной

Разучивание подвижных игр

Изготовление атрибутов к подвижным играм

Анкета для родителей

Временные – осень, время в режиме дня детского сада и в домашних условиях (самостоятельная работа воспитанников с родителями).

Информационные – литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет-ресурсы.

Человеческие (кадровые) – воспитатели, музыкальный руководитель.

Материально-технические – аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией об Югре.

- художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.

- фонотека музыкальных произведений;

- подборка произведений детских писателей, стихи, пословицы, поговорки о сезонных явлениях природы, о животном и растительном мире Югры, родном крае.

Партнеры проекта: воспитатели групп старшего дошкольного возраста, дети, родители, музыкальный руководитель.

Целевая аудитория – проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Некоторые элементы проекта можно использовать в начальной школе. Данный проект может быть использован в практике любым воспитателем дошкольного учреждения.

Особенности проекта: по характеру создаваемого продукта – практико-ориентированный, творческий; по количеству создателей проекта – групповой; по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой; по продолжительности – долгосрочный (сентябрь-ноябрь); по профилю знаний – межпредметный; по уровню контактов и уровню организации – на уровне образовательного учреждения.

Результат деятельности детей:

Продукты деятельности детей:

Результат деятельности педагогов:

  • Систематизация работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с родным поселком и краем – Югрой.
  • Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Продукты деятельности педагогов и родителей:

Работа по проекту направлена на формирование интереса к родному краю, развитие уважительного отношения к коренному населению ХМАО-Югры, их традициям и обычаям. Предложенный педагогический опыт дает ребенку возможность коллективного общения во время разных видов деятельности со сверстниками и взрослыми, приобретения коммуникативных навыков, необходимых для успешной адаптации к школе. Сотрудничество с библиотекой поселка, организация совместных выставок с Чеускинской СОШ позволит повысить социальную активность детей и их родителей.

Проект даёт возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта:

  • музыкальному руководителю поможет повысить свою компетентность в подборе музыкального материала для совместных мероприятий с родителями и детьми;
  • воспитателям – развивать творческую фантазию при оформлении созданного своими руками продукта, повысить свою компетентность в выборе форм организации взаимодействия с родителями и подборе методического материала.

Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей, педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Мониторинг реализации проекта.

1. Работа по ознакомлению детей с родным краем сведена лишь к формированию у ребят поверхностных знаний.

2. У детей не сформированы: интерес к истории и достопримечательностям родного поселка и края; представления о быте и традициях коренного населения Югры.

3. В группе недостаточная развивающая среда, которая смогла бы способствовать формированию у детей дошкольного возраста интереса к познанию родного края.

4. Необходимо усилить работу, направленную на приобщение родителей и их детей на ознакомление с родным краем.

Результаты внедрения проекта в сентябре - ноябре учебного года выявили повышение у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном поселке и крае – ХМАО-Югре на 15 %.

Критерии и показатели сформированности знаний о родном

поселке Чеускино и крае – ХМАО - Югре

Цель: Определить уровень знаний о родном поселке, крае (знать название своего поселка, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности поселка, названия улиц)

Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название поселка, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности поселка, где они расположены. Называет 3 - 4 улицы.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности поселка. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.

Предварительная работа: Беседы, занятия.

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть альбомы.

Высокий уровень (3 балла)

Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего края Югра; о историко-географическом расположении родного поселка.

Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки.

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении поселка, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем поселке? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в поселке?

- Что интересного о родном поселке ты запомнил, посещая музея СОШ?

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Уровни сформированности знаний о родном городе у детей 5-6 лет.

Фамилия имя ребёнка

Символика родного города

История народной культуры и традиций

Историко-географический и природный компоненты родного края

Личностное отношение к родному городу

Высокий уровень (13-15 баллов)

Знает название поселка, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, 3 - 4 улицы; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.

Знает название поселка, свой домашний адрес, затрудняется назвать достопримечательности, названия улиц (делает это после пояснений взрослого) ; затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень (5-7 баллов)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия поселка. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Работа над реализацией проекта длилась с сентября по ноябрь учебного года. Представленный проект технологичен, так, как в нем прослеживается целенаправленная, систематическая работа с детьми в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по проекту, представить свой опыт педагогическому сообществу, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приемов в работе с воспитанниками.

Читайте также: