Обыкновенный фашизм краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Борис Стругацкий так вспоминает этот фильм:

Вадим Зайдман вспоминает:

Главная трудность фильма проявляется в его собственной идеологизированности. Буквально первая фотография, где солдат стреляет в женщину с ребёнком стала мемом о том как не стоит фотошопить фотки. Догматичная позиция автора, классического советского интеллигента, носителя ценностей шестидесятых, в меру либерала, в меру космополита… Интересно, признал бы сам Михаил Ромм эту идеологическую ангажированность, манипуляцию пафосом темы и вниманием зрителя? Ведь однобокий взгляд на идеологию сам начинает работать как элемент пропаганды — с её законом исключенного второго (правильно только наше, первое мнение).

Невозможность критически мыслить внутри тоталитарной идеологии и невозможность критически мыслить саму эту идеологию объективно равноценны.

Неуничтожимое идеологическое содержание любой философской системы (а идеология —это неустранимый параметр всякого социального бытия) совершенно закономерно ведет философа

Проще всего локализовать нацизм в известном промежутке истории и в известном месте — например, в немецком концлагере. Но ситуация здесь похожа на другие идеологические

прятки – на скромное исчезновение главного автора истории ХХ века — крупного капитала ( подпись в стоимостью в 2 миллиарда, как говорит закадровый голос Ромма, привела Гитлера к власти) — со страниц учебников истории.

Вредное, внушенное доминирующей идеологией заблуждение — это представление о том, что индивидуальный или коллективный модус человеческого бытия ведет и к политическому

выбору между либерализмом или этатизмом, демократией или фашизмом.

Сам этот мифический выбор между интересами личности или общества существует

Но эти сюжеты равно манипулятивны и однобоки. Сам предмет спора фактически отсутствует или идеологически гипертрофирован — ведь жизнь в обществе предполагает коллективные

действия, и настоящий коллектив не подавляет, а развивает в человеке личность. Подлинный выбор — это выбор не между персоной и обществом, но между настоящей личностью и эгоистическим индивидом (как это формулировали французские персоналисты: личности надлежит неуклонно избавляться, от засевшего в её порах индивида) —с одной стороны. А с другой — это еще и выбор между безликой массой толпой и расширяющим наше бытие коллективом (свободной дружеской творческой общностью людей).

Капитала по обе стороны баррикады. А влияние крупного капитализма — по-прежнему ключевой

признак фашистской идеологии.

Ромм нашел актера Бориса Щукина, который уже играл роль Ленина на театральной сцене. Щукин был согласен с подходом режиссера, утверждая: «Я монумент из себя изображать не

В первом же эпизоде. Сталин стоит, слегка опершись рукой на стол, небрежный, спокойный, холодновеличественный. Позади него кто-то из маршалов. И Сталин, не оборачиваясь, говорит с

Однако, можно сказать, что более поздние фильмы эпохи культа личности Сталина не

прерывают традицию, созданную Роммом, а развивают ее. Сравнивая своего Ленина со

Сталиным Петрова, Ромм не упоминает тот факт, что сам он тоже показывал Сталина в

который был охарактеризован как самый близкий соратник Ленина. Например, в фильме Ленин, вернувшись в Петроград из-за границы, сразу встречается со Сталиным, и их совещание длится четыре часа. Это была чистейшая выдумка, имевшая своей целью усиление исторической роли Сталина в событии Октябрьской революции9.

Неожиданно для мыслителя эпохи социализма, он видит причины победы нацизма в преобладании коллективного начала над индивидуальным рациональным человеком, а культ Гитлера воспринимает как выражение этого слепого коллективизма. Здесь трудно не увидеть параллель с советским строем, особенно в его сталинском варианте; однако, в данном случае

особое значение имеет проблема рациональности.

В этом фрагменте Муссолини так похож на Жириновского)) все эти его ужимки, мимики, губы))) ох лол это так смешно)))

Замысел сценария, предложенный Майей Туровской и Юрием Ханютиным был интересен и своеобразен. Над сценарием мы работали втроем .

Месяца через три я начал, однако, чувствовать, что образ нашего сценария отодвигается .

Не то чтобы материал Белых Столбов был плох, – совсем наоборот! – но в огромной массе лучшая его часть не укладывалась в сценарий, а тащила куда-то совсем не туда . Для важнейших же частей сценария оставались крохи.

Постараюсь перечислить важнейшие из сценарных намерений, которые оказались неосуществимыми.

Ну прежде всего это внедрение в сценарий старых немецких художественных фильмов. Они должны были завязывать повествование, создавать сюжетные ходы, дополнять и даже заменять документальный материал.

Но, просмотревши десятка полтора картин, я понял, что это решительно невозможно. Мимика, грим, декорации – все разоблачало фальшивое и старомодное искусство. Драматическое казалось смешным.

Но это был только первый удар. За ним последовал второй.

Нашим героем был немецкий обыватель. Сначала он колебался, не знал, к какому берегу его прибьет, – его прибивало в конце концов к фашистскому лагерю, а мы продолжали следить за тем, как он превращается в навоз для третьего рейха.

Но нашего героя не оказалось. Его никто не снимал!

Третий удар: предыстория прихода Гитлера к власти занимала у нас 7 глав из 20. Но она оказалась предельно скудной по материалу.

Четвертый удар: следующая треть сценария, ее центральная часть, была посвящена будням третьего рейха . Сложное содержание должно было возникнуть в результате прямого столкновения парадного, лакированного фасада империи с подлинной действительностью. Но ее не было Не было ни скромных, ни богатых квартир, не было уличных сцен, кафе, газетных киосков, витрин, не было заводских цехов и рабочих кварталов, не было служащих и функционеров, не было школьников, студентов, домохозяев, рынков, торговцев, не было даже трамваев и пешеходов.

В конце концов, было принято такое решение: смотреть все подряд, перебрать – пласт за пластом – всю немецкую часть фильмохранилища.

Тотальная пахота киноархивной целины стала постепенно давать результаты: раза два, а то и три в месяц попадалась коробка, явно никем доселе не виданная.

Кулишу как оператору и вместе с тем будущему режиссеру было дано особое задание: он должен был снимать скрытой камерой студентов, школьников, просто прохожих, любые занятные группы молодежи или примечательные пары, например влюбленных.

Мы решили широко пользоваться фотоматериалом, опираться на него наравне с кинематографическим. Мы убедились, что фотография на экране приобретает особую выразительность, она кинематографична, как кинокадр. Выхваченность мгновения, его остановленность дает ей особую силу – она будит мысль и заставляет работать воображение.

Снимать скрытой камерой, не имея возможности скрыться, – это все равно что пытаться вилкой поймать живую рыбу. Савва все-таки поймал. Никакого укрытия у него не было, просто он поставил длиннофокусный объектив и снимал очень издалека, через улицу.

Люди вели себя наедине с собой с такой открытой простотой, с такой живой правдивостью мысли и чувства, каких немыслимо добиться от самых лучших актеров.

Лавров снял детей, которые были мне необходимы до зарезу.

К этому времени подоспели и детские рисунки. Тема детей стала сквозной.

Почти два года мы старательно выискивали и отбирали все, что выходило из ряда. Это было нашим рабочим принципом. Но приходилось, конечно, брать и самый обычный материал – без него не обойдешься. Однако по мере накопления этого тривиального материала стало обнаруживаться его свойство: чем больше его собиралось, тем неожиданно интереснее он делался.

Итак, я приступил к монтажу. Вот теперь-то и началось подлинное мучение. Я собирал эпизоды и разбирал их обратно на куски, переставлял их десятки раз .

Было решено начисто отказаться от исторической, временной последовательности чтобы зритель следил не за ходом событий, а только за сложным развитием мысли.

Одновременно необходимо было решить вопрос об эмоциональном ходе, о ритме картины. Здесь я пришел к необходимости сталкивать кадры и эпизоды так контрастно, так противоречиво, как только можно .

Третье: собирать эпизоды в большие плотные блоки, чтобы каждый эпизод был эмоциональным ударом и сгустком мысли.

Документальный фильм "Обыкновенный фашизм" рассказывает о всём пути становления фашизма в Германии, начиная от небольших собраний и заканчивая разгромом фашизма советскими войсками и разделением Германии на ФРГ и ГДР.

Режиссёр фильма Михаил Ромм в самом начале рассказывает о процессе прихода Гитлера к власти, о том, что немецким обывателям всё больше и больше импонировали идеи нацистов, их свастика, форма, задор и неукоснительный порядок. В 1933 г Генденбург - президент немецкой республики получил письмо, подписанное 2 миллиардами марок от крупнейших монополистов с требованием передать все полномочия Гитлеру. С этой поры началась новая Германия, где все сферы жизни, все, что делает обычный человек каждый день было пропитано нацистской пропагандой и требованием полнейшего подчинения фюреру. Устраивались многочисленные и массовые парады, огненные шествия и многое другое.
Через некоторое время немецкие войска вторглись в Европу, а 22 июня 1941г они вторгались без на территорию СССР предупреждения войны. Все изуверства, нечеловеческие жестокости. массовое убийство народов не арийского происхождения в нацистской Германии преподносились как меры, необходимые для процветания Германии, народа и фюрера.
Фильм даёт очень общее представление о фашизме, он содержит множество "кричащих" фото, показывающих фашизм таким какой он есть.



Исходные позиции. Российские и западные официальные лица провели интенсивные переговоры на более


США и их колонии в ЕС уже несколько месяцев предсказывают российскую интервенцию. Этого


Россия – уникальная исторически сложившаяся за тысячелетие цивилизация. Наши история и


Оценивать информационные операции правительства КНР против военных союзов с участием США необходимо


Сразу успокою: впереди нас ждёт как минимум неделя без войны. Да и, откровенно говоря, этой самой

Добавить новость в:

Обыкновенный Фашизм

День начала Великой Отечественной войны, 22 июня, навсегда стал для России Днём памяти и скорби. В 2016 году исполняется 75 лет с момента начала войны, в которой СССР победил фашизм.

К несчастью, уничтожить фашизм до конца тогда не удалось, и сегодня повсюду в мире фашизм поднимает голову. Об этом красноречиво говорят эсэсовские марши на Украине, преступление в одесском Доме профсоюзов, снос памятников советским солдатам в Прибалтике и Польше, возрождение культа Гитлера и гитлеровских коллаборационистов…

Сегодня, в преддверии 22 июня, ИА REGNUM напоминает, что фашизм еще жив и не уйдёт просто так. Он живёт за стенами институций и сект, шовинизма, расизма и этнического национализма ‑ и всё чаще и всё настойчивее пробивает себе путь наверх.

Сам жанр не предполагает исследования, серьёзного вглядывания. Он предполагает демонстрацию своего отвращения. Иначе этот фильм просто не мог быть сделан. И дело не в том, что Ромм и его команда работали в условиях несвободы, в жёстких рамках цензуры. Вот сняли бы цензурный надзор, и они бы создали то же самое — выбрали тот же стиль фельетона.

Искусство Третьего Рейха

Искусство Третьего Рейха

Они слишком мало знали о фашизме и не особо хотели знать больше. Вглядывание в фашизм, в его метафизику, неизбежно бы пробудило в создателях фильма чувство, что они стоят без штанов. Они бы ощутили стыд и беспомощность, поскольку противопоставить метафизике фашизма можно только метафизику коммунизма. А о какой метафизике коммунизма может идти речь в случае с Ромом и его сценаристами?

Михаил Ромм — это талантливый режиссёр периода стагнации коммунистической философии. Он работал в заданных рамках, работал блистательно, но никакой метафизической страстью обременён не был.

Этот приём удобен во всех отношениях. Он не предполагает никакой глубины. Он не грозит обнаружить невежество. И он позволяет встать в позу.

В данном случае это поза талантливого пропагандиста, создающего фильм понятный широким массам. А договаривая до конца — фильм для лохов.

Братство

Картина Ромма просто виртуозно обходит вопросы о сущности фашизма, его корнях, его покровителях. Авторы приближаются к этим темам и тут же от них отпрыгивают. Они уходят в формотворчество. Они выводят на первый план драматургию.

PS. Одним из обличий фашизма является современный либерализм. Может, ещё и поэтому в него кто-то не пожелал вглядываться?

Обыкновенный фашизм кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Обыкновенный фашизм (1965): смотреть онлайн

информация о фильме

Михаил Ромм

Михаил Ромм , Майя Туровская , Юрий Ханютин

Герман Лавров

Алемдар Караманов

Михаил Ромм

последнее обновление информации: 15.10.21

Специальный приз жюри на кинофестивале в Лейпциге (1965).
Специальная премия II-го Всесоюзного кинофестиваля - режиссер М.Ромм (Киев, 1966 год).

критика

Фильм "Обыкновенный фашизм" был тем максимумом искренности, которую мог выдержать советский экран 60-х годов. Сегодня можно сказать гораздо больше, добраться до самых основ болезни, которая принимает разные формы: красную, коричневую, черную (клерикальную; фундаментализм может быть не менее злокачественным, чем социализм и национализм).

Г.Померанц

кадры из фильма >>

Обыкновенный фашизм (1965) фотографии

Обыкновенный фашизм (1965) фотографии

дополнительная информация >>

обсуждение >>

Автор - " А вот и Марика Рёкк . Надо было чем то заменять масло . Кстати , это нравилось . Это нравится до сих пор . Боюсь , что это долго будет нравится " . В момент выхода фильма ей было 52. читать далее>>

Фильм - чистой воды пропаганда. Как образец пропаганды 1960-х гг., он интересен. По нему можно изучать как работает пропаганда. 1. Заметьте, немцы ничего в этом фильме не говорят. Мы не слышим немецкой. читать далее>>

Ромм безусловно многое делал по заказу, фильмы о Ленине, " Обыкновенный Фашизм" , автор не показал в данном творении униженную Версальским договором и непомерными контрибуциями Германию, именно. читать далее>>

Когда художник , творец , заменяет ИССЛЕДОВАНИЕ предмета , ПРОКУРОРСКО-ОБВИНИТЕЛЬСКОЙ функцией , это уже не художник . Это обычный агитатор-пропагандист . Ни малейшего намёка на попытку РАЗОБРАТЬСЯ в. читать далее>>

Дополнение: Высказывание М.А. Шолохова см. в книге: М.М. Шолохов "Об отце. Воспоминания-размышления разных лет" - Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2005. Стр. 141-142. читать далее>>

Читайте также: