Обязательные фигуры в фигурном катании школа

Обновлено: 04.07.2024

Продолжаем изучать самый красивый вид зимнего спорта. Мы уже знаем главные турниры и на что, в фигурном катании, не стоит распыляться. Теперь учим матчасть - элементы. Знание даже половины из них произведет неизгладимое впечатление на Вашу девушку и добавить Вам плюсов в её глазах.

А

Аксель (axel jump) — один из шести стандартных прыжков фигурного катания; рёберный прыжок, единственный, выполняемый при движении вперёд. Назван в честь норвежского фигуриста Акселя Паульсена.

Арабеск (arabesque) — то же, что ласточка.

Б

Бабочка (англ. butterfly) — 1. Невращательный прыжок, в котором туловище находится параллельно льду, а ноги совершают высокую дугу. 2. Ошибка, при которой вместо многооборотного прыжка получается одинарный прыжок.

Бауэр, Ина Бауэр (англ. Ina Bauer) — скольжение, при котором коньки расположены параллельно: один направлен вперёд, второй назад. Назван в честь немецкой фигуристки Ины Бауэр.

Бедуинский прыжок — то же, что бабочка.

Бильман (англ. Biellmann spin) — поза фигуриста (и вращение в этой позе), когда свободная нога поднята выше головы и удерживается руками за конёк. Выполняется большинством женщин, из мужчин доступно мало кому. Названо в честь швейцарской фигуристки Денизе Бильманн.


Борт — ограждение катка.

В

Вальсовая позиция (также закрытая позиция) — в парном катании расположение партнёров лицом друг к другу, один катится вперёд, другой назад.

Взрослые любители — фигуристы возрастом 16 лет и более, не участвующие в ледовых шоу и рейтинговых соревнованиях. Соревнования взрослых любителей делают акцент на точности исполнения и красоте скольжения, а не на сложных элементах; оборотность прыжков ограничивается. Одиночники/пары выполняют одну укороченную программу, танцоры — два танца (обязательный и произвольный).

Винт (upright spin, scratch spin) — вращение стоя.



Выброс (throw) — в парном катании элемент, когда партнёр выталкивает партнёршу, она вращается в воздухе и самостоятельно приземляется на лёд.

Д

Двойной прыжок (double jump) — прыжок с вращением в два оборота (2,5 для акселя).

Дорожка шагов (step sequence) — комбинация из шагов и поворотов, выполняемая в такт музыке.

Дуга (lobe) — скольжение на ребре одного конька. В отличие от спирали — продолжительного скольжения на одном коньке в красивой позе — дуга не является самостоятельным элементом.

Ж


И

ИСУ — то же, что Международный союз конькобежцев.

З

Заклон (layback spin) — элемент, приспособленный под женскую пластику; вращение с выгнутым туловищем и запрокинутой назад головой.


Закрытая позиция — 1) Позиция, в которой свободная нога впереди по движению. В элементах открытость/закрытость определяется по позиции на выходе. 2) В парном катании — то же, что вальсовая позиция.

Зубцовые прыжки — прыжки, исполняемые со свободной ноги. Чтобы оттолкнуться, фигурист упирается зубцом свободного конька в лёд. Из стандартных — тулуп, флип, лутц.

К


Каскад (jump combination) — несколько прыжков, следующих друг за другом, без промежуточных шагов или перегруппировок.

Кауфман — выброс акселем.

Командные соревнования — соревнования, призванные определить, чья школа сильнее. Исполняются по две программы в четырёх основных дисциплинах (мужчины, женщины, пары, танцоры). Место в каждой из восьми программ переводится в очки; выигрывает та команда, у которой очков больше.

Комбинация вращений, комбинированное вращение (combination spin) — вращение со сменой позы (стоя/сидя/либела) и опорной ноги.

Комбинация прыжков (jump sequence) — несколько прыжков, разделённые связующими элементами (не шагами). Также в качестве исключения комбинацией считается аксель после любого стандартного, например, тулуп-аксель. Считается одним прыжковым элементом, засчитываются два лучших прыжка с коэффициентом 0,8.

Кораблик (spread eagle) — скольжение на двух коньках, поставленных пятками друг к другу.

Короткая программа — первая из двух дисциплин одиночного и парного (спортивного) катания; длится до 2:50 и требует выполнения определённых обязательных элементов.

Короткий танец — первая из двух дисциплин танцевального катания; длится 2:50 и совмещает обязательную танцевальную серию с творческой интерпретацией. С сезона 2010—2011 заменил обязательный и оригинальный танцы.

Кроссролл (crossroll) — танцевальный шаг, когда фигурист, едущий на внешнем ребре, заносит свободную ногу накрест с опорной и едет на внешнем ребре другой ноги. Заодно — упражнение на езду на внешнем ребре.

Л


Ласточка (arabesque) — спираль, в которой туловище расположено горизонтально, а свободная нога отведена назад.


Лутц (Lutz jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внешнего ребра левого конька. Назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца.

М

Международный союз конькобежцев — международная организация, управляющая конькобежным спортом, шорт-треком и фигурным катанием.

Н

Недокрут (cheat, underrotation) — ошибка при выполнении многооборотных прыжков, когда спортсмен не делает в воздухе нужное число оборотов, доворачиваясь уже после приземления. Недокрут до 90° считается нормой и не штрафуется; до 180° — даёт 70 % стоимости прыжка, больший — оценивается как прыжок ступенью меньше.

Новая судейская система — система оценок выступлений в фигурном катании на коньках, появившаяся в 2004 году. Выступление оценивается как сумма баллов за выполнение элементов, плюс оценки за общее впечатление от программы, плюс призовые/штрафные баллы.

О

Одинарный прыжок (single jump) — прыжок с вращением в один оборот (1,5 оборота для акселя).

Одиночное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой спортсмен выступает в одиночку. Бывает мужским и женским.

Ойлер (half loop, Euler jump) — нестандартный прыжок; однооборотный прыжок с заходом как у риттбергера и приземлением на маховую ногу. Применяется как промежуточный между каким-либо стандартным и сальховым/флипом. Сразу после введения новой судейской системы каскады с ойлером считались комбинациями, что привело к снижению популярности этого элемента. С 2010 года связка "прыжок-ойлер-сальхов/флип" считается каскадом, что возродило этот прыжок. В каскадах ойлер получает стоимость одинарного риттбергера.

Открытая позиция — 1) Позиция, в которой свободная нога позади по движению. В элементах открытость/закрытость определяется позицией на выходе. 2) В парном катании — то же, что фокстротная позиция.

П

Параллельное вращение — то же, что синхронное вращение.

Параллельный прыжок — приём парного катания, когда оба партнёра одновременно совершают один и тот же прыжок.

Парное вращение — приём парного катания, когда оба партнёра вращаются как единое целое.


Парное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой участвуют пары из мужчины и женщины.

Перекидной (waltz jump) — простой, но красивый прыжок, аксель в половину оборота. Применяется как связующий элемент.

Перебежка: 1) Бег простейшими шагами от одного элемента к другому. 2) Простонародное название подсечки.

Пистолетик (duck) — позиция в приседе на одной ноге, вторая вытянута.


Поддержка (lift) — приём парного катания, когда партнёр поднимает партнёршу, удерживает в этом положении и ставит на лёд. Какие-либо акробатические трюки в поддержке запрещены. В спортивном катании поддержка должна быть выше плеч, в танцевальном — наоборот, поддержки выше плеч запрещены.



Подкрутка (twist lift) — приём парного катания, когда партнёр подбрасывает партнёршу в воздух и ловит.



Произвольная программа — вторая часть соревнований в одиночном и парном (спортивном) катании; длится 4:30 у мужчин и пар, 4:00 у женщин. В отличие от короткой программы, количество исполняемых элементов только ограничено сверху.


Произвольный танец — последняя из двух дисциплин танцевального катания. Правила требуют от фигуристов лишь выполнить некоторый набор элементов — ритм, музыка и программа остаются на их усмотрение. Длится 4 минуты у взрослых, 3:30 у юниоров.

Профессионал — фигурист, получающий деньги из запрещённых ИСУ источников. Не может участвовать в соревнованиях ИСУ.


Прыжковый элемент — прыжок, каскад или комбинация прыжков.

Ребро (edge) — одна из двух заострённых кромок конька. Одно ребро называют внутренним, второе — наружным.

Рёберность — в некоторых элементах соблюдение (или несоблюдение) требования, на каком ребре конька скользить. См. также Спираль, Тодес, Флутц, Лип.

Риттбергер (loop jump) — один из шести стандартных прыжков; рёберный прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внешнего ребра правого конька. Вращение достигается за счёт поворота туловищем и маха левой ногой вверх-назад. Пригоден на роль второго прыжка в каскаде. Назван в честь немецкого фигуриста Вернера Риттбергера.

С

Сальто — прыжок с вращением через голову. В соревновательном катании запрещён. По-английски: somersault для переднего сальто, backflip для заднего.

Сальхов (Salchow jump) — один из шести стандартных прыжков; рёберный прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внутреннего ребра левого конька. Вращение достигается за счёт маха правой ногой вперёд-вниз. Назван в честь шведского фигуриста Ульриха Сальхова.

Синхронное вращение — в парном катании вращение обоих партнёров синхронно и независимо друг от друга.


Синхронное фигурное катание — разновидность фигурного катания; на льду выступает команда из 8—20 человек.

Скобка (bracket turn) — относительно сложный разворот на одной ноге со сменой ребра. Называется так потому, что прочерченный коньком след напоминает фигурную скобку.

Совместное вращение — то же, что парное вращение.

Спираль — продолжительная езда на одном коньке на чётко выраженном ребре, в то время как вторая нога поднята. Обязательный элемент женского и парного катания, мужчинами исполняется нечасто.

Спортивная пара — пара в дисциплине парного катания, в противоположность танцевальной паре.


Судейская система ИСУ — то же, что Новая судейская система.

Судейский борт — длинный борт катка, около которого располагаются судьи. Программы (особенно парные) компонуют с учётом расположения судей, чтобы показать сильные стороны фигуриста/пары и скрыть слабые.

Т


Твизл (twizzle) — вращение в движении.


Технический специалист — член судейской бригады, фиксирующий название и сложность элемента.


Тройной прыжок (triple jump) — прыжок с вращением в три оборота (3,5 для акселя).

Тулуп (toe loop jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (при вращении влево) с внешнего ребра правого конька. Часто применяется как второй прыжок в каскаде.

У

Уголок слёз и поцелуев (Kiss and cry) — место, где фигурист ожидает оценки судей.

Уровень сложности элемента — по особым критериям техническая бригада относит элемент к уровню B (базовому), 1, 2, 3 или 4 и по таблице определяется базовая оценка (SOV). Например: дорожка шагов 4 уровня должна содержать разнообразные шаги и повороты, исполняемые в разных направлениях и сочетающиеся с поворотами туловища, и быстрые смены направления вращения.

Ф

Флип (flip jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внутреннего ребра левого конька.

Фокстротная позиция (также открытая позиция) — в парном катании позиция, когда партнёры находятся бок о бок и скользят одним и тем же фронтом.

Ц

Ч

Чемпионат четырёх континентов — объединённый чемпионат Азии, Африки, Америки и Океании (всего остального мира, кроме Европы).

Четверной прыжок (quadruple jump) — прыжок с вращением в четыре оборота (4,5 оборота для акселя).

Чистое исполнение — исполнение элемента или программы без ошибок, которые могли бы привести к вычитанию очков (недокрут, приземление на две ноги, задевание рукой льда, неуместное пользование зубцом конька, падение…).



Чоктау (choctaw turn) — шаг со сменой ноги, ребра и направления. Из-за сложности применяется преимущественно в танцах.

Ш

Шаг — любое движение, приводящее к смене опорной ноги, опорного ребра и/или фронта движения.

Шестибалльная система — система оценивания выступлений фигуристов, в которой каждый из судей выставляет оценки от 0,0 до 6,0 баллов. Применялась с 1901 до 2004 года.

Молодца! Ну, на сегодня вроде всё главное осилили. Осталось только подписаться на блог.

П еред фигуристом, готовящимся к достижению высоких спортивных результатов, стоит ряд задач, которые в первом приближении могут быть разделены на две группы: овладение обязательными фигурами и овладение мастерством выполнения произвольных программ.

Как эти задачи связаны между собой и каково место обязательных фигур в общем комплексе подготовки фигуриста?

И это, пожалуй, не удивительно — ведь два разных раздела фигурного катания ставят перед исполнителем различные двигательные задачи. Они различаются прежде всего целью: в обязательных фигурах цель фигуриста— точное начертание фигуры; в произвольном катании— максимальное эстетическое воздействие на зрителя. Отсюда и разница в скоростном режиме скольжения, амплитуде движений звеньев тела, проявлениях силы, выносливости, гибкости, быстроты и т. д.

Согласно правилам соревнований, по местам, занятым участниками в обязательных упражнениях, формируются группы для определения стартовых номеров в следующем разделе соревнований — так называемой короткой программе произвольного катания. Другими словами, лучшие по обязательным фигурам попадают в сильнейшую группу и стартуют после участников, занявших более низкие места в обязательных упражнениях.

Фигурное катание на коньках является весьма традиционным видом спорта. Судейство здесь в большой степени определяется субъективным мнением судей, поэтому необходимо еще раз подчеркнуть, что завоевание лидирующих позиций уже после обязательных упражнений имеет большое значение.

До настоящего времени история фигурного катания не знает случая, когда чемпионом Европы, мира или олимпийских игр становился спортсмен слабо или даже средне владеющий обязательными фигурами!

Задачей настоящей работы явилась попытка дать теоретическое обоснование некоторым положениям техники. Переход от эмпирического пути познания обязательных фигур к теоретическим обобщениям особенностей техники потребовал прежде всего анализа движений тела фигуриста с позиций механики. Вместе с тем своеобразие организма фигуриста как живой системы потребовало учета биологических и, в первую очередь, анатомических особенностей человека. Сопоставление данных практической тренерской работы с теоретическим анализом ряда движений позволило выявить некоторые закономерности исполнения обязательных фигур, систематизировать разнообразие технических приемов, уточнить подход к методике обучения и тренировки.

Основные понятия и терминология

Известно, что главной задачей при выполнении обязательных упражнений является начертание на льду фигур заданной формы.

Существуют фигуры в форме кругов, восьмерки и параграфа (рис. 1).

Рис. 1. Форма обязательных фигур: (круги, восьмерки, параграфы)

При выполнении кругов фигурист чертит две касающиеся окружности. Одну окружность описывает на правой ноге, другую — на левой. В восьмерках обе окружности выполняют непрерывно на одной ноге, потом на другой. В параграфах на каждой ноге описывают полторы окружности, в результате рисунок представляет собой три касающиеся друг друга окружности. Каждую обязательную фигуру можно условно разделить на отдельные части, или элементы.

Таких элементов в современном фигурном катании семь: дуга, перетяжка, тройка, скобка, петля, крюк и выкрюк (рис. 2). Для получения и поддержания хода используются толчки. Толчок в начале фигуры называют стартовым, а толчки в процессе выполнения фигуры — переходными.

При начертании обязательных фигур к исполнителю предъявляется ряд требований.

Геометрическая правильность рисунка. Для оценки геометрической правильности рисунка применяется система воображаемых линий: продольная ось, поперечные оси и линии коридоров (рис. 3). Точность начертания дуг и окружностей определяется путем сравнения их с воображаемой или начерченной циркулем эталонной окружностью или ее частью.

Геометрическая правильность рисунка, или просто геометрия рисунка, соблюдена, если все круги фигуры спортсмен выполнит равными, одинаковыми по величине, а их центры расположит на одной прямой — продольной оси фигуры. Элементы фигуры — перетяжки, петли, скобки, крюки и выкрюки также должны быть расположены на этой же продольной оси. Тройки могут лежать как на этой оси, так и в точках, делящих круг на три равные части (в фигурах с двукратными тройками). Все элементы также должны быть геометрически правильными: одинаковыми по величине и симметричными. Все детали фигуры, включая рисунки толчков, должны полностью соответствовать утвержденному правилами образцовому рисунку. В фигурах с петлями длина петли составляет треть диаметра круга. Соотношение длины петли к ширине 3 : 2.

Рис. 2. Элементы обязательных фигур

Рис. 3. Разметка фигур

Реберность выполнения. Под этим термином подразумевается соблюдение предписанных правил скольжения на ребрах конька при выполнении того или иного элемента. Так, дугу, крюк, выкрюк и петлю выполняют постоянно на одном ребре конька. В тройках и скобках происходит смена ребра, осуществляемая в одной точке. Следы не должны содержать утолщений, скребков, углублений. Эти дефекты также относятся к нарушению реберности. Важно, чтобы следы были тонкими, но уверенно начерченными, без искривлений и волнистости.

Покрытие следа. Выполняя фигуру, спортсмен должен стремиться к полному подобию движений — каждый новый след располагать кай можно ближе к предыдущему. Чем меньше расстояние между отдельными следами, тем лучшим считается покрытие.

Осанка. Выполняя обязательные фигуры, спортсмен должен следить за своей осанкой. Оценка может быть снижена, если фигурист, например, сильно опускает голову, излишне высоко поднимает руки, задирает носок свободной ноги и т. п. Правильная осанка не только улучшает внешний вид и впечатление от катания, но, что в итоге является самым главным, позволяет улучшить форму кругов, покрытие следа, чистоту и форму поворотов.

Размер фигуры. Величина кругов в больших фигурах должна составлять три-четыре роста фигуриста, а в фигурах с петлями диаметр круга приблизительно равняется длине пяти коньков.

Для упрощения описания движений фигуриста при выполнении обязательных фигур используют традиционные условные выражения и термины.

Опорная нога — нога, на которой скользит фигурист.

Свободная нога — нога, в данный момент не касающаяся льда.

Смена направления — переход от скольжения вправо к скольжению влево или наоборот.

Смена фронта — изменение хода с переднего на задний или наоборот.

Положение головы, свободной ноги и рук спереди или сзади рассматривается по отношению к телу фигуриста, а не к направлению движения по льду (если это не оговаривается особо).

Скручивание туловища — поворот верхней части тела относительно нижней вокруг продольной оси.

Положительным направлением скручивания туловища считается направление в сторону закривления дуги.

Отрицательным направлением скручивания туловища считается направление, противоположное направлению закривления дуги.

Перевод — поворот плечевого пояса или головы вокруг продольной оси тела, а также связанное с этим изменение положения свободной ноги и рук.

Узел фигуры — часть рисунка, включающая толчки, начальные и конечные участки следов. Фигуры в форме кругов и восьмерок имеют один узел. Фигуры в форме параграфа — два.

Взаимное положение звеньев тела фигуриста при выполнении обязательных фигур бесконечно разнообразно. Однако все многообразие положений может быть систематизировано по отдельным признакам.

Признак, который Н. А. Панин положил в основу своей систематизации, заключается во взаимном расположении фронтальных (поперечных) осей плечевого пояса и таза.

Рис. 4. Нескрученное и скрученное положения тела

Рис. 5. Четыре позиции фигуриста

Рис. 6. Четыре позиции при скольжении вперед и назад на наружном и внутреннем ребрах конька

Согласно этому признаку могут существовать две группы положений (рис. 4):

в одной — ось плечевого пояса и ось таза лежат приблизительно в одной вертикальной плоскости;

в другой — ось плечевого пояса и ось таза скрещены, то есть повернуты от среднего положения в противоположные стороны.

Эти группы положений рассматриваются отвлеченно, в пространстве, без опоры.

При рассмотрении положений тела фигуриста в условиях опоры возникает необходимость различать опорную и свободную ноги. Признак взаимного расположения фронтальных осей плечевого пояса и таза дополняется признаком расположения свободной ноги относительно опорной. С учетом этого признака положения тела при выполнении обязательных фигур могут быть приближенно сведены к четырем (рис. 5).

I позиция — плечевой пояс и таз повернуты относительно среднего положения в одну сторону, свободная нога сзади опорной.

II позиция — плечевой пояс и таз повернуты относительно среднего положения в противоположные стороны, свободная нога сзади.

III позиция — плечевой пояс и таз повернуты относительно среднего положения в одну сторону, свободная нога впереди опорной.

IV плечевой пояс и таз повернуты относительно среднего положения в противоположные стороны, свободная нога впереди опорной.

Приведенные позиции существуют независимо от ребра и фронта скольжения. На рис. 6 приведены четыре основные позиции в случаях движения вперед и назад на наружном и внутреннем ребрах конька.

Рис. 7. Разделение движений в повороте на периоды и фазы

Для более четкого описания положения свободной ноги относительно опорной будем пользоваться выражениями: впереди и сзади, а также сомкнута и разомкнута. Например: свободная нога впереди сомкнута или свободная нога сзади разомкнута.

При описании поворотов принята следующая схема разделения движений на периоды и фазы (рис. 7): 1—2—период подготовки к повороту, 2—4 — период разрешения поворота: 2—3 — фаза въезда, 3—4 — фаза выезда, 4—6 — период завершения поворота:' 4—5 — фаза фиксации позы, 5—6 — фаза перемены позиции.

Не все из современных болельщиков помнят время, когда участники одиночных соревнований показывали не просто короткую и произвольную программу, а еще и "обязательные фигуры" ("школу"). О том, что собой представляла эта самая "школа", и пойдет речь в этой статье.

Обязательные фигуры (изначально сам термин непосредственно соотносился с самим понятием "фигурного" катания) считались неотъемлемой частью соревновательной программы для спортсменов - не-парников вплоть до лета 1990 года . Также они именовались "школой" либо "школьными фигурами", потому что "не сдать" экзамен этой школы считалось практически провалом в самих соревнованиях: оценки, полученные фигуристом за эту часть турнира, исключительно сильно влияли на итоговый результат выступления в целом.

Судьи наблюдают, как Габриэле Зейферт выполняет фигуру, 1964 г. Источник фото: Bundesarchiv Bild 183-C0110-0014-00

Судьи наблюдают, как Габриэле Зейферт выполняет фигуру, 1964 г. Источник фото: Bundesarchiv Bild 183-C0110-0014-00

Однако постепенно "школа" теряла свой вес, и в итоге ушла насовсем. Почему? Ответ довольно прост: ее зрительная ценность для широких масс болельщиков равнялась практически нулю , и когда телезрители начали выказывать слишком большое "фи" столь скучному виду катания, а руководители телевизионных компаний поняли, что тратить на него эфирное время попросту невыгодно, "обязательные фигуры" стали историей , уступив место более востребованным вещам.

Несмотря на это, я уверена, что многим любителям фигурного катания будет интересно узнать немного об "обязательных фигурах" - из чего они состояли, как исполнялись и оценивались.

Итак, прежде чем я начну перечислять сами фигуры, пара слов о деталях : для "обязательных фигур" существовали специальные коньки с другими - не столь жесткими - ботинками. Чтобы оценить качество выполнения "школы", судьям приходилось выходить на лед и изучать оставленный участником след буквально до миллиметра. Большую роль играло соблюдение симметрии и специальных осей. В целом, все решала геометрия: так оценивался навык фигуриста в балансировке на льду и его умение владеть собственным телом и коньком.

Всего в системе ISU существует обязательных 17 фигур . Это: круг, параграф, тройка, двукратная тройка, петля, скобка, крюк, выкрюк, восьмерка, параграф с тройками, параграф с двукратными тройками, параграф с петлями, параграф со скобками, восьмерка с тройкой, восьмерка с двукратной тройкой, восьмерка с петлями, восьмерка со скобкой.

Фигуры имеют три воображаемых оси, которые должны помогать спортсмену сориентироваться и "нарисовать" ту или иную деталь в соответствии с правилами. После выполнения фигур судьи тщательно изучали оставленный участником след, анализируя допущенные неточности и выставляя оценку в соответствии с их наличием либо отсутствием. Однако совершенное, на "отлично", исполнение обязательных упражнений, особенно повышенной сложности (как сказали бы сегодня, "ультра-си"), было практически невозможным. Каким бы великим мастером своего дела ни был фигурист, идеально исполнить "школу" удавалось очень малому проценту участников.

Ну вот, я немного рассеяла туман над темой "обязательных фигур". В дальнейшем я расскажу о них больше , тем более, что это - канувший в историю вид фигурного катания, и сегодня часто встречаются как те, кто еще застал его и при случае упоминает; так и те, кто хоть раз о нем слышал, но не видел.

Фото 1

Базовые элементы фигурного катания — фигуры и трюки, выполняемые фигуристами на льду.

Их можно разбить на 4 группы: шаги, вращения, спирали, прыжки; в парном катании добавляются компоненты, не имеющие аналогов в одиночном катании: тодесы и поддержки.

Каждому техническому элементу, который оценивается судьями во время соревнований, приписывается своя ценность, в соответствии с его сложностью.

Названия основных элементов фигурного катания

В фигурном катании существует множество основных элементов, которые должен уметь исполнять каждый спортсмен.

Фото 2

Это комбинации толчков и базовых элементов катания. Служат для соединения компонентов программы (connecting steps), для набора скорости перед прыжком или для украшения программы.

Комбинации различных шагов и поворотов корпуса объединяются в дорожку шагов (steps sequence), относящуюся к обязательным элементам программы.

Шаги должны исполняться четко, но плавно и согласовываться с музыкой и ритмом. Они раскрывают как техническое, так и артистическое мастерство фигуриста.

Существует три уровня сложности шагов: простейшие, простые и сложные, которые, в свою очередь, исполняются со сменой или без смены ноги, ребра или направления движения.

Справка. В танцах на льду главными критериями технической оценки спортсменов являются шаги и повороты, выполняемые синхронно.

К шагам относятся:

  • Дуги — скольжение на одной ноге (в учебных целях на обеих конечностях) вперед и назад на внутреннем или наружном ребре конька. Дуга относится к простейшим фигурам с самым низким коэффициентом сложности и разучивается на первоначальном этапе подготовки. Дуга может быть короткой (30—40 см) или длинной, при этом спортсмену необходимо продемонстрировать правильность положения тела (прямая спина, положение рук, угол выпрямления ноги и разворот носка), красоту и изящество.

Фото 3

Фото 1. Выполнение дуги в фигурном катании: спортсменка движется на одной ноге, вторая поднята, руки разведены в стороны.

Спирали

Фото 4

Обязательные элементы длительного скольжения на опорной ноге на четком ребре одного конька, при котором свободная конечность поднята и колено находится выше бедра.

Спирали различаются по стороне скольжения, ребру, направлению движения и позиции свободной ноги. При исполнении спиралей ценится плавность, точность позы и реберность, то есть четкость и устойчивость позиции ребра во время скольжения.

Спирали являются обязательным элементом одиночного женского и парного катания. Название закрепилось в начале XX века, благодаря следу на льду, похожему на спираль.

Внимание! Для того чтобы спираль была засчитана, фигурист должен находиться в позиции не менее 7 секунд. В зависимости от оценок судей, спортсмены могут получить от 0,5 до 4,1 очков за исполнение элемента.

  • Кораблик — скольжение на двух конечностях на наружных или внутренних ребрах в выворотной позиции (пятки обращены друг к другу). Используется как связующий элемент.
  • Ласточка (или арабеск) — максимальный подъем свободной ноги до образования прямого угла или выше. Угол подъема определяется растяжкой фигуриста. В зависимости от ребра конька выделяют наружные, внутренние, передние и задние ласточки.
  • Уголок — разновидность задней или передней подсечки. Опорная нога присогнута, корпус опущен, свободная нога выносится наружу.

Вращения

Это пируэты на одной ноге; основной компонент фигурного катания. Вращения имеют 4 категории сложности. Различают универсальные вращения: стоя, сидя, комбинированные (и исключительно женские): заклон и бильман.

Фото 5

Фото 2. Выполнение вращения на льду из приседа: фигуриста кружится на одной ноге, вторую держит перед собой параллельно полу.

Справка. Самое быстрое вращение характерно для винта, скорость может превышать 2 оборота в секунду.

Читайте также: