Обязанности тьютора в коррекционной школе 8 вида

Обновлено: 07.07.2024

Что делает тьютор? Содержание персонального сопровождения детей с ОВЗ

В обязанности тьютора входит:

  • Создание условий, при которых ребенку будет комфортно находиться в школе.
  • Организация рабочего места и места отдыха ребенка в школе. Нужно подготовить или выбрать с учетом физических и психических особенностей ученика его парту и место тьютора, освещение, электронные и бумажные учебные материалы, сенсорные принадлежности, помещение для проведения индивидуальных занятий и отдыха.
  • Организация пространства школы с учетом ОВЗ ребенка, в том числе обеспечение удобной навигации по учебному заведению с помощью указателей, разметки, текстовых табличек и пиктограмм, пандусов.
  • Обеспечение особого школьного режима для ребенка.
  • Взаимодействие с педагогическим коллективом школы, родителями, одноклассниками ученика для создания и поддержания комфортной психологической атмосферы.
  • Обеспечение условий для социализации ребенка. Необходимо помочь подопечному войти в коллектив, установить и поддерживать дружеские отношения с одноклассниками. Также должна проводиться работа со здоровыми детьми, чтобы они приняли ребенка с ОВЗ и подружились с ним.
  • Обеспечение условий для усвоения общеобразовательной программы. Нужно адаптировать программы и учебный материал с учетом физических и психических возможностей ребенка, зоны его ближайшего развития, помогать преодолевать возникающие трудности в учебе. Образовательный маршрут постоянно корректируется в зависимости от достигнутых результатов. Для успешной реализации учебного плана тьютор обеспечивает взаимодействие учителей, дефектолога, психолога, логопеда и других специалистов друг с другом, с родителями.

Частные тьюторы также оказывают родителям детей с ОВЗ помощь в выборе школы и поступлении в нее, в сборе и оформлении необходимых документов.

В чем заключается работа тьютора?

Специалист находится с подопечным на протяжении всего школьного дня. В это время он:

  • помогает ребенку с ОВЗ встраиваться в образовательный процесс;
  • помогает педагогам выстраивать обучение ребенка с ОВЗ таким образом, чтобы оно не оказывало негативного влияния на качество образования других детей;
  • ведет наблюдение за подопечным, и вносит заметки в специальный дневник.

Чем тьютор отличается от ассистента, и кто может работать на этой должности?

Тьютор относится к педагогическим работникам, а ассистент нет. В обязанности тьютора входит помощь ребенку в освоении учебной программы. Ассистент оказывает только техническую помощь, к которой относятся:

  • сопровождение в школу;
  • помощь в ориентации и передвижении по зданию;
  • обучение использованию средств реабилитации;
  • помощь в ведении записей, приведении в порядок рабочего места, соблюдении необходимых санитарно-гигиенических правил и норм.

Тьютор обычно сопровождает только одного ребенка, ассистент же может работать с несколькими детьми. В Минобрнауки РФ дают рекомендации по введению одной ставки ассистента на двух учеников, которым нужна специальная помощь.

Как и кому назначают тьютора?

Где пройти курс на тьютора дистанционно?

Если рекомендаций ПМПК о тьюторском сопровождении или помощи ассистента у ребенка нет, решение о предоставлении помощника может быть вынесено психолого-педагогическим консилиумом школы. Период назначения специалиста может быть разным – на время адаптации ученика, на учебный год, полугодие, четверть, на весь срок обучения. Решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению может быть пересмотрено с учетом динамики развития ребенка и освоения учебной программы.

Как стать тьютором?

Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании способствует выявлению и развитию у детей с ОВЗ образовательных интересов и мотивов. Они включаются в школьную жизнь, адаптируются в социуме, успешно осваивают учебную программу. Потребность в тьюторах с развитием инклюзии будет только расти, поэтому сейчас самое время получить эту перспективную профессию.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

Устинов Валентин Вячеславович

Научные руководители: к.п.н., доцент Е. В. Ушакова

Тьюторство можно рассматривать как новую профессиональную практику в образовании. На сегодняшний день тьюторская система работы является полноценной системой поддержки процесса построения индивидуальной образовательной программы учащимися. Разработаны функциональные обязанности тьюторов начальной, подростковой и старшей школы, подходы к построению тьюторской программы, ориентированной наиндивидуализацию образования, формат тьюторского дневника.

Задача тьютора — построить движение подопечного в поле достижений, где существует идеальное (культурные образцы) и реальное (человеческие желания, интересы). Тьютору необходимо строить пространство опробования. Оно возникнет, если у подопечного есть творчески-продуктивная задача.

Также выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.

Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:

диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;

мотивация и вовлечение обучающихся;

управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;

коррекция деятельности обучающихся;

контроль выполнения заданий;

рефлексия деятельности (своей и обучающихся).

Рассмотрим как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тью­тора по отношению к обучающимся (табл. 1):

Таблица 1. Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся

Организация изучения концепций курса

Организация групповой и индивидуальной работы

Организация обратной связи

Функциональный взгляд на деятельность показывает, что тьютор должен делать в ходе образовательного процесса с обучающимися. Под функциями тьютора, здесь рассмотрим задачи, которые тьютор должен решать с обучающимися.

Ролевой взгляд на деятельность покажет особое поведение тьютора, которое максимально способствует осуществлению функций.

Компетентностный взгляд на деятельность тьютора подчеркивает необходимые знания, умения, навыки, способности и другое, что характеризует тьютора как профессионала.

Карьерный взгляд на деятельность тьютора показывает его развитие. Этот аспект деятельности (по мнению многих авторов) важен для тех, кто мыслит процессами, а не состояниями, кто лучше понимает любое явление, когда видит его в из­менениях.

Психологический взгляд на деятельность тьютора показывает тонкие грани внутренней готовности в ее исполнении.

Но уже в настоящее время тьюторская поддержка требуется не только учащимся с ОВЗ в общеобразовательных школах. Тьюторская помощь оказывается ученикам со сложной структурой дефекта (аутизм, снидром Дауна) в специальных (коррекционных) школах VIII вида.

Я работаю тьютором в государственном бюджетном образовательном учреждении специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида №102. Моя тьюторская деятельность заключается в том, я оказываю помощь и поддержку учащимся, которые нуждаются в индивидуальной работе с учителем. В силу сложности своего дефекта они не всегда справляются с заданиями в условиях пребывания в классе. Поэтому я провожу с ними индивидуальные задания по таким предметам как математика, русский язык, чтение, изобразительное искусство.

Для некоторых учеников составляется индивидуальная программа развития по данным предметам, чтобы достигнуть максимально возможного результата в обучении.

Индивидуальные занятия по предметам позволяют для каждого ребёнка составить свою структуру деятельности в соответствии с его темпом работы и общей работоспособностью. Так же индивидуальные занятия позволяют более широко раскрыть возможности учащихся в различных областях, прибегая к творческим задания.

Тьюторская деятельность реализуется совместно с другими специалистами: учителями-дефектологами, логопедами, педагогами-психологами, врачами. Для более успешного сопровождения в педагогическом пространстве учащихся со сложной структурой дефекта требуется совместная деятельность всех специалистов для комплексной поддержки ребёнка, изучение и анализ документации на учащихся и ведение собственного журнала.

В тьюторское сопровождение также включены такие виды деятельности как наблюдение за учащимися в урочное и внеурочное время, помощь в организации игровой деятельности, в налаживании контакта между сверстниками, создания условий для успешной деятельности в группе.

Как и другими специалистами, тьютором проводятся индивидуальные консультации с родителями по вопросам выполнения тех или иных заданий или рекомендаций по организации обучения и воспитания ребёнка. Родителям рассказывается о развитии и достижениях учащихся, а так же о проблемах, которые ещё совместно с ними нужно будет решить.

Тьютор как и другой педагог участвует в различных собраниях трудового коллектива, совещаниях и педагогических советах, где может выступать по различным вопросам, касающимся организации обучения и воспитания лиц со сложной структурой дефекта. Совместно с администрацией школы и педагогическим коллективом могут приниматься решения о пересмотре структуры занятия или об изменениях каких-либо требований к знаниям умениям и навыкам учащихся.

В связи с тем, что тьютор, как правило, работает с детьми, имеющими осложненную структуру дефекта к нему требования к его компетентности, которые в некоторых областях различаются с требованиями к остальным педагогам:

От тьютора требуется в большей степени управление активностью обучающихся, чем своей.

Тьютор должен изменять свое поведение в зависимости от потребно­стей обучающихся.

У тьютора существуют особые области компетентности, которых нет у традиционного преподавателя (например, осуществление целеполагания вместе с обучающимися и др.).

От тьютора требуется проявление многих высоких личностных ка­честв, что обусловлено, прежде всего, особыми взаи­моотношениями между тьютором и обучающимися.

В заключении следует отметить, что тьюторская деятельность в системе специального образования является новой для российских школ, но очень необходимой для более успешной организации обучения и воспитания учащихся школ VIII вида, имеющие особые проблемы в развитии.

Долгова Л. М. Тьюторство в аспекте результативности образования
// Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика (сборник на диске, 2004 г.)

Ковалева, Т.М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс]/

Попов, А.А. Тьюторство как педагогическая система культурного самоопределения [Тескт]/ А. А. Попов. – Томск, 1996. - C. 49-57.

Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска [Текст]/ Н.В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология. -Томск, 1996. - C. 15-30

Щенников, С.А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. [Текст]/ С.А. Щенников, А.Г.Теслинов, А.Г.Чернявская. – М: Дрофа, - 2005.- 608с.

Encyclopedia Britannica, ALMANAC 2010 in association with TIME. Jacob E. Safra, Jorge Aguilar-Cauz, President.

Прежде чем приступить к анализу сущности профессиональной деятельности тьютора и динамики становления образа профессии тьютор, уточним несколько исходных, принятых в психолого-педагогических исследованиях понятий.

Во-первых, мы рассматриваем тьюторскую деятельность как совместную деятельность тьютора и тьюторанта, направленную на понимание последними возможностей использования ресурсов образовательного и воспитательного пространства образовательного учреждения для построения и реализации собственной индивидуальной образовательной программы. Тьютор выполняет функцию соразработчика образовательных проектов и программ, выступает как консультант в сфере образовательных услуг, совмещает позицию наставника и проектировщика [1]. По нашему мнению, тьюторская деятельность должна быть направлена на максимальное расширение образовательной среды, освоение которой позволит каждому студенту использовать ее ресурсы для построения и реализации собственной индивидуальной образовательной программы.

Во-вторых, осуществлять тьюторскую деятельность возможно только в открытом образовательном пространстве. Т.М. Ковалева выделяет три основных вектора в работе тьютора: социальный вектор – анализ инфраструктуры образовательного учреждения для реализации индивидуальной образовательной программы; предметный вектор – изменение границ предметного знания и корректировка индивидуальной образовательной программы; антропологический вектор – выявление и расширение личностного, антропологического потенциала и перевод данного потенциала в категорию ресурсов [3]. Следовательно, тьютору необходимо осуществлять свою деятельность в трех направлениях: социальном, предметном и антропологическом, что позволит каждому обучающемуся увидеть свое образовательное пространство как открытое и начать эффективно использовать потенциал открытого образования для построения собственной программы.

Любая деятельность, в том числе и тьюторская, осуществляется в силу объективной необходимости, исходящей от потребностей человека и общества.

Учитель-предметник отвечает за предметное обучение. Целью его профессиональной деятельности является обеспечение усвоения, освоения обучающимся основ науки, которую он преподает. Содержание, которое должен освоить обучающийся определяется государственным образовательным стандартом и учебной программой дисциплины. Даже при организации обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся учитель-предметник не может до конца выйти за рамки предмето-центрированной педагогики. Учитель-предметник в первую очередь озабочен освоением стандартов и успешной сдачей выпускниками основной и средней школы соответственно ГИА и ЕГЭ по предмету. Учитель-предметник несет ответственность за обучение.

Предметом профессиональной деятельности психолога в системе образования является психика субъектов образовательной деятельности. Целью профессиональной деятельности психолога является сохранение и укрепление их психического здоровья, создание и поддержание в коллективе образовательного учреждения благоприятного психологического климата, диагностика с целью учета педагогами в практической деятельности психологических особенностей обучающихся. Психолог, прежде всего, отвечает за процесс развития личности, формирования общественно и лично ценных психических свойств и качеств, и за преодоление последствий, за коррекцию негативных психологических девиаций.

Работа классного руководителя направлена на формирование классного коллектива. Его профессиональными целями является обеспечение соблюдения каждым членом классного коллектива принятых в образовательном учреждении правил и норм, на формирование и развитие общественно одобряемых черт характера и на нивелирование по возможности общественно неодобряемых черт характера. Классный руководитель пытается удержать и обеспечить эффективную деятельность ученика в учебном пространстве школы, он следит за успеваемостью и посещаемостью, обеспечивает коммуникацию семьи со школой, школы с семьей. Зона ответственности классного руководителя – классный коллектив, ученик как член коллектива, соблюдение им установленных в коллективе норм.

Целью деятельности социального педагога является успешная социализация каждого ребенка, нахождение каждым ребенком своего места в обществе. Освоение им комфортных и приемлемых для него и для общества социальных ролей. Социальный педагог в российском образовании, как правило, прежде всего, работает с детьми из проблемных, сложных, социально запущенных семей. Его работа тесно связана с работой инспекторов по делам несовершеннолетних, они являются связующим звеном между ребенком и педагогами, отстаивая позицию ребенка. Кроме того, социальные педагоги занимаются вопросами оказания социальной помощи и поддержки семье и ребенку.

В отличие от предыдущих профессий, целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (ИОП). Тьюторы создают среду и условия для освоения нового, работают с непознанным, с неопределенностью, с инновациями.

Тьютор, согласно принципу индивидуализации, призван работать с подопечным, опираясь на его внутренний потенциал, стремиться к тому, чтобы научить человека выбирать, быть более самостоятельным. Но, определяя для себя основные задачи сопровождения ребёнка, тьютору, в первую очередь, необходимо учесть особенности ребёнка (в том числе, особенности интеллектуального развития, особенности здоровья и возраста). В условиях коррекционной школы деятельность тьютора приобретает своеобразный оттенок, отличный от того, что существует в сопровождении старшеклассников, студентов, специалистов. Например, в работе с детьми с сильным нарушением интеллекта (никогда не встречала такой формулировки. ) становится невозможным организация рефлексии, совместная постановка целей, работа с познавательным интересом. Поэтому здесь в большей степени акцент смещается на работу с родителями, педагогами и другими специалистами, совместно с которыми происходит постоянное соотнесение достижений конкретного ребёнка с его имеющимся интересами, выработка основных задач и механизмов – составляющих ИОП.

Основными направлениями работы с родителями могут стать: установление контакта с родителями, объяснение задач, составление плана совместной работы; оказание родителям эмоциональной поддержки; содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка и прогноза его развития; формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи; формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка; проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы. Работа с родителями предусматривает участие психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и других специалистов [4].

Таким образом, среди ключевых направлений работы тьютора, можно отметить работу по созданию и реализации ИОП ребёнка, создание насыщенной образовательной среды и включение в неё подопечных, регулярную работу с родителями и другими специалистами. Также тьютор при необходимости оказывает обучающемуся помощь в самообслуживании. Но важно понимать, что тьютор – это не воспитатель, не нянечка, не учитель. У тьютора есть своя деятельность, которая имеет свои задачи, границы, но которая напрямую связана с умением осуществлять взаимодействие с другими специалистами. – Этот кусок, на мой взгляд, не подходит к данному разделу, т.к. в нем не говорится о специфике. Или его нужно подать в начале с оговоркой примерно так: Рассмотрим общие положение деятельности тьютора, а затем представим их в свете применения к его деятельности в рамках СКШ.

Ниже представлены некоторые должностные обязанности тьютора коррекционной школы, которые, в зависимости от специфики учреждения, могут корректироваться, дополняться, расширяться. В приложении 1. Представлена примерная должностная инструкция тьютора.

Список основной литературы

1. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт // Высшее образование в России. 2011. № 4.

3. Ковалева Т.М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии в современном образовании. Сб. ст. М., 2008.

Список рекомендованной литературы

2. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий //Автореф.дис. на соиск. уч. степ. д-ра пед. Наук. – Тюмень, 2006. – 42с.

6. Куляпин А.С., Шихова Т.Я. Тьюторское сопровождение разработки и реализации индивидуальных образовательных программ // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: разработка профессиональных стандартов тьюторской деятельности: Материалы Третьей международной научно-практической конференции. – М.: МПГУ, 2011. – 265с.

8. Пилипчевская Н.В., Адольф В.А. Тьюторская деятельность: вызовы времени и перспективы развития: монография / Н.В. Пилипчевская, В.А. Адольф; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2011. – 224 с.

11. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: АРКТИ, 2005;

Автор: Кулага Анна Викторовна

Организация: КГКОУ ШИ 5

Населенный пункт: г. Хабаровск

Постановка проблемы. Тьюторство как новая в российском образовании педагогическая деятельность стала уже неотъемлемой частью для конструирования результативной, ориентированной на ребенка системы сопровождения. Тьюторство может способствовать развитию не только более индивидуализированного обучения, но и воспитания, где тьютор содействует максимальному раскрытию личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей. [2, c.7]

Целью статьи является теоретическое подтверждение того, что деятельность тьютора разнообразна, включает в себя различные аспекты работы и очень важна для детей с ОВЗ.

Изложение основного материала исследования. Для объяснения важности работы тьютора в работе с детьми начнем с того, что же такое – социально-педагогическое сопровождение.

Социально-педагогическое сопровождение – это совместная деятельность педагогических работников и обучающихся, направленное на создание условий для получения качественного образования, успешной социализации, самоопределения в жизни и профориентации. Данное сопровождение подразумевает под собой комплексную работу всех специалистов учреждения коррекционной работы и семьи обучающегося. И не всегда легко найти подход не только к родителям, но и к ребенку с ОВЗ. Для этого требуются необходимые навыки и умения специалиста, работающего в этой области. И, тьютор, как раз и является таким специалистом.

В чем же заключается уникальность тьютора. Разберемся!

А в том, что целью работы тьютора является комплексное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий успешного развития, обучения и социализации, обучающихся с ОВЗ, создание условий для реализации права на получение доступного общего образования в соответствии с рекомендованным индивидуальным образовательным маршрутом. Объектом сопровождения является образовательный процесс, предмет сопровождения – ситуация развития ребенка.

Для этого у него есть несколько этапов работы:

Первый этап содержит следующие цели:

1. Постепенное установление контакта;

2. Последовательная работа тьютора и обучающегося по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь школы-интерната

При этих целях он выполняет задачи:

1. Знакомство с родителями;

2. Ознакомление с утвержденным образовательным маршрутом;

3. Получение рекомендаций специалистов службы сопровождения;

4. Знакомство с ребенком;

5. Включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации.

Цель второго этапа является:

1.Обеспечение сопровождения обучающегося, нуждающегося в создании оптимальных условий для получения им доступного образования, совместно с законными представителями и в тесном взаимодействии с педагогами и специалистами школы;

2. Проведение анализа и оценки первых результатов.

И его задачи:

1. Создание условий для успешного образования;

2. Создание условий для социализации;

3. Максимальное развитие потенциала личности;

4. Содействовать проявлению интереса и мотивации к учебной деятельности.

3 этап представляет собой решение поставленных задач в режиме посещения школы и реализации учебных программ и дополнительного образования; а также - обеспечение сопровождения обучающегося, нуждающегося в создании оптимальных условий для получения им доступного образования, совместно с законными представителями и в тесном взаимодействии с педагогами и специалистами школы.

Задачи данного этапа:

1. Помощь в усвоении учебных программ, преодоление затруднений в обучении; при необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

2. Создание условий для социализации;

3. Максимальное развитие потенциала личности;

4. Содействовать проявлению интереса и мотивации к учебной деятельности.

И последний четвертый этап, в котором, тьютор делает анализ итогов работы, правильность методов и технологий, применяемых в своей работе и их результативность. На основе этого анализа тьютор строит свою работу на будущий учебный год. [1]

Выводы. Данное исследование дает мне право утверждать, что тьютор – это специалист широкого профиля, который продолжает работу не только учителя, но и психолога, логопеда, воспитателя, социального педагога и вносит в развитие ребенка неотъемлемую часть. Он является тем, звеном, которого так не хватало и помогает объединить усилия специалистов в работе над развитием и социализацией ребенка с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната.

Аннотация: Статья раскрывает содержания понятия тьюторства в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы-интерната, основные этапы работы тьютора, их цели и задачи в работе с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: Социально-педагогическое сопровождение, Тьютор, ОВЗ, Этапы работы, Цели, Задачи, Анализ.

Annotation: The Article reveals the content of the concept of tutoring in the educational process of special (correctional) boarding school, the main stages of the tutor, their goals and objectives in working with children with disabilities.

Keywords: Socio-pedagogical support, Tutor, OVZ, Stages, Goals, Objectives, Analysis.

Читайте также: