Общие признаки пресмыкающихся среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся 8 класс школа 8 вида

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения пресмыкающихся в связи со средой их обитания и образом жизни.
Задачи:
• Образовательные: ознакомить учащихся с многообразием пресмыкающихся, установить признаки более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными.
• Коррекционные работать над развитием мышления, внимания, развивать речь, обогащать словарный запас
• Воспитательные : поощрять желание расширять знания по предмету, воспитывать бережное отношение к животным.
Средства обучения: презентация, карточки раздаточные.
Тип урока – комбинированный
Методы обучения: словесный, наглядный

План урока
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного материала
III. Изучение новой темы
1. Классификация пресмыкающихся.
2. Общая характеристика пресмыкающихся, особенности внешнего строения, связанного с жизнью на суше.
3. Заполнение таблицы
4. Значение пресмыкающихся в жизни человека и в природе.
III. Закрепление знаний.
IV. Итог урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала
Отгадайте загадку.
Подрастала –
Хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла –
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.
(Лягушка)

1. Перечислите характерные признаки лягушки
А) Из каких отделов состоит тело лягушки?
Б) Чем покрыто тело лягушки?
В) Как дышит лягушка?
Г) Как размножается лягушка?

II. Актуализация знаний учащихся.
Отгадайте еще одну загадку.
Насекомых он гроза,
Смотрят в сторону глаза,
С липким длинным языком,
Очень мало нам знаком.
Кожи цвет меняет он,
То ползёт .

(Хамелеон)

III. Изучение новой темы
Продолжим движение вперед и мы и познакомимся с одним из многочисленных классом животных – Классом Пресмыкающиеся или рептилии
Почему? Класс получил название Пресмыкающиеся?
Несмотря на то что пресмыкающиеся могут пользоваться весьма разнообразными способами передвижения: бегают, лазают, прыгают, плавают, некоторые даже как бы летают, — они вполне заслуживают своё название, так как даже их ходьба и бегание в точном смысле есть не что иное, как пресмыкание. Это первые настоящие наземные позвоночные, характеризующиеся тем, что размножаются на суше яйцами, дышат только лёгкими. Наружным покровом служат чешуи, костяные или роговые щиты, иногда более или менее сросшиеся вместе. Конечностей обыкновенно бывает четыре, за исключением тех форм, у которых вовсе нет их.
В мире насчитывается более 7000 видов пресмыкающихся. Эти виды делятся на четыре отряда: Рис. 1 (Проецируется слайд Классификация пресмыкающихся)
Отряд черепахи: Рис. 2


С экологической точки зрения черепахи делятся на морских и наземных, наземные в свою очередь на сухопутных и пресноводных. Ведут в основном одиночный образ жизни, питаются сухопутные растительной пищей, пресноводные в большинстве хищники, поедают рыб, моллюсков и других позвоночных.
Панцирь – наиболее характерный видимый признак черепахи, отличающий ее от других пресмыкающихся. Панцирь очень прочный, у некоторых видов он выдерживает тяжесть в 200 раз превышающий массу самой черепахи. Строение конечностей черепах обусловлено их образом жизни. У сухопутных черепах задние конечности столбообразные, а передние несколько уплощенные, приспособленные для рытья нор. У пресноводных есть плавательные перепонки между пальцами, у морских конечности преобразованы в ласты.
Самая крупная – кожистая черепаха, длина панциря до 2 метров, масс тела до 900 кг. Самая маленькая капская черепаха около 8 см., вес 140 гр.
Черепахи рекордсмены долголетия, некоторые виды могут прожить до 250 лет.
В отличие от змей черепахи практически не представляют угрозы для людей.
Отряд Клювоголовые Рис. 3



Вараны -самые крупные из чешуйчатых, вес до 365 кг, длина до 3 метров. Четыре взрослых варана за 3 часа могут съесть одного оленя.
Хамелеоны- могут моментально менять цвет кожи под цвет окружающей среды. Глаза у них устроены по особому, и двигаются совершенно независимо друг от друга. Хамелеоны имеют необычно длинный язык. Полностью вытянутый язык, используемый для ловли добычи , может быть длиннее, чем тело хамелеона. Так , 18 сантиметровый хамелеон выбрасывает изо рта язык на 30 см. от себя с прицельной точностью
Подотряд Змеи Рис. 6


Змеи характеризуются длинным червеобразным телом, без конечностей, одетым в чешуйчатую кожу. Голова и хвост слабо отграничены от туловища. Линька происходит периодически в течение всей жизни. Благодаря периодическому обновлению кожи змея стала символом исцеления и медицины.
Отряд Крокодилы. Рис 7


Признаки сравнения Лягушка Ящерица
Отделы тела Голова, туловище, конечности.
Конечности Хорошо развиты 2 передние и
2 задние конечности
Покровы тела Кожа влажная покрыта слизью
Места обитания По берегам водоемов
Дыхание Через легкие, кожу
Размножение Откладывает икру

Региональный компонент.
На территории Хакасии встречается 6 видов пресмыкающихся, из них более многочисленны живородящая и прыткая ящерицы, а также обыкновенная гадюга. Редки уж, узорчатый полоз, щитомордник Паласса, занесенные в Красную книгу республики.
Живородящая Ящерица Рис. 8


–окраска тела живородящей ящерицы, в основном, коричневая. Ящерицы достигают до 16 см. Самец как правило несколько крупнее самцов. Питается живородящая ящерица в основном насекомыми и другими членистоногими. Одна из особенностей живородящей ящерицы, т.е. самка не откладывает яйца, а рождает живых детенышей. (На экран проецируется рисунок)
Прыткая Ящерица: Рис. 9


У прыткой ящерицы светлый низ живота, а на спине есть полосы. Самцы обычно темнее и имеют более яркую окраску. В длину ящерицы достигают 25 см, попадаются особи длиной 35 см. Пищей этой ящерице служат взрослые насекомые, личинки жуков, гусеницы, также могут поедать свое потомство. (На экран проецируется рисунок)
Гадюка Рис. 10


Относительно небольшая змея, чья длина вместе с хвостом обычно не превышает 65 см Питается в основном мышевидными грызунами, земноводными и ящерицами разоряет расположенные на земле птичьи гнёзда. Гадюка относится к живородящим — развитие яиц и вылупление детёнышей происходит в утробе матери. (На экран проецируется рисунок)
Уж Рис 11




Змея небольших размеров, питается грызунами, ящерицами. Укус щитомордника болезненный, но обычно через 5-7 дней полное выздоровление. Змея живородящая. (На экран проецируется рисунок)
Значение пресмыкающихся
-уничтожают насекомых, грызунов
-служат пищей для более крупных животных
-используется человеком яд змеи; кожа крокодила; пластины панцирей черепахи; в пищу: мясо черепахи, змей, яйца

IV. Закрепление
1. Какие отряды объединяет класс пресмыкающиеся?
2. Что представляет собой покров тела пресмыкающихся?
3. Как дышат пресмыкающиеся?
4. Как размножаются?

Итог урока: Класс включает четыре отряда (Чешуйчатые, черепахи, крокодилы, клювоголовые). Внешнее строение животного отражает его приспособленность к среде обитания. Большинство пресмыкающихся подлежит охране.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку биологии 8 класс коррекционной школы VIII вида "Пресмыкающиеся. Внешнее строение, образ жизни".

14.1.17 Пресмыкающиеся. Внешнее строение, образ жизни.

Пресмыкающиеся. Внешнее строение, образ жизни.

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ или РЕПТИЛИИ – наземные позвоночные у которых нет ног или ноги широко расставлены, а тело расположено близко к земле (пресмыкается). В мире известно около 9400 видов, на территории России обитает 77 видов.

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ или РЕПТИЛИИ – наземные позвоночные у которых нет ног или ноги широко расставлены, а тело расположено близко к земле (пресмыкается).

В мире известно около 9400 видов, на территории России обитает 77 видов.

Пресмыкающиеся Черепахи Ящерицы Змеи Крокодилы

Среда обитания: 1. большинство живут на суше (ящерицы, хамелеоны, вараны, змеи и черепахи) 2. вторичноводные (крокодилы, водные змеи и черепахи)

Среда обитания:

1. большинство живут на суше (ящерицы, хамелеоны, вараны, змеи и черепахи)

2. вторичноводные (крокодилы, водные змеи и черепахи)

Отделы тела: голова, шея, туловище, хвост, 2 пары конечностей с когтями (у змей конечностей нет)

Отделы тела:

голова, шея, туловище, хвост, 2 пары конечностей с когтями (у змей конечностей нет)

Кожа: сухая, без желёз, покрыта роговыми чешуями или щитками, защищающими тело от высыхания и повреждений

сухая, без желёз, покрыта роговыми чешуями или щитками, защищающими тело от высыхания и повреждений

Линька Ящерицы сбрасывают старую кожу кусками, змеи -целиком, начиная от головы.

Ящерицы сбрасывают старую кожу кусками, змеи -целиком, начиная от головы.

Органы чувств: Зрение – глаза со слёзными железами, наружными веками и мигательной перепонкой Слух – внутреннее ухо

Органы чувств:

Зрение – глаза со слёзными железами, наружными веками и мигательной перепонкой

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся Составила: уч.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся Составила: уч.

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся Составила: учитель Стрижнева Ю. А.

 К пресмыкающимся относятся ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи.

К пресмыкающимся относятся ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи.

Пресмыкающихся можно встретить в разных местах обитания: на суше и в воде. ПР.

Пресмыкающихся можно встретить в разных местах обитания: на суше и в воде. ПРЫТКАЯ ЯЩЕРИЦА живёт на опушках лесов, в оврагах, на солнечных пригорках. УЖ встречается по берегам болот, прудов и рек. ГАДЮКУ можно встретить в лесу на сухих вырубках в высокой траве.

 Жители тропиков - КРОКОДИЛЫ, большую часть своей жизни проводят в воде.

Жители тропиков - КРОКОДИЛЫ, большую часть своей жизни проводят в воде.


По бокам тела пресмыкающихся расположено по две пары ног. У змей ноги отсутст.

По бокам тела пресмыкающихся расположено по две пары ног. У змей ноги отсутствуют.

Голова пресмыкающихся подвижно соединена с туловищем при помощи подвижной шеи.

Голова пресмыкающихся подвижно соединена с туловищем при помощи подвижной шеи. Поэтому она может поворачиваться в стороны. На голове находятся глаза, ноздри и рот.


Снаружи тело пресмыкающихся покрыто РОГОВОЙ ЧЕШУЁЙ, которая защищает его от п.

Снаружи тело пресмыкающихся покрыто РОГОВОЙ ЧЕШУЁЙ, которая защищает его от потери воды в сухом воздухе. Кожа пресмыкающихся СУХАЯ. Поэтому они могут жить в сухих, жарких местах – в степях и пустынях.

На территории нашей страны широко распространены прыткая ящерица, обыкновенн.

На территории нашей страны широко распространены прыткая ящерица, обыкновенный уж и обыкновенная гадюка.

Прыткая ящерица быстро бегает. На ногах у неё длинные пальцы с острыми когот.

Прыткая ящерица быстро бегает. На ногах у неё длинные пальцы с острыми коготками, она взбирается на камни, пни деревьев. Буровато-серый цвет самки и зеленоватый самца делает ящериц незаметными на почве и среди травы. Питаются ящерицы насекомыми. Ящерица может легко обламывать хвост, если враг схватит её за него. Через некоторое время хвост снова отрастает.

Уж и гадюка – змеи. У них сильно вытянутое тело. Передвигаются они ползанием.

Уж и гадюка – змеи. У них сильно вытянутое тело. Передвигаются они ползанием, изгибая тело в стороны.

УЖ питается лягушками, ящерицами, мышами, иногда рыбой и крупными насекомыми.

УЖ питается лягушками, ящерицами, мышами, иногда рыбой и крупными насекомыми. Добычу проглатывает целиком. Окраска тела тёмная, почти чёрная. По бокам головы у него имеются два оранжево-желтоватых пятна.

Гадюка питается мышами, полёвками, лягушками, птицами. У неё во рту помимо ме.

Гадюка питается мышами, полёвками, лягушками, птицами. У неё во рту помимо мелких зубов имеются крупные загнутые назад зубы. Прежде чем проглотить добычу, гадюка убивает её ядом.

Гадюку от ужа можно отличить по буровато-серой окраске тела с тёмным волнисты.

Гадюку от ужа можно отличить по буровато-серой окраске тела с тёмным волнистым рисунком на спине.

Гадюка может броситься на человека, если он её потревожит. Её укус опасен дл.

Гадюка может броситься на человека, если он её потревожит. Её укус опасен для человека. Пострадавшего нужно быстро доставить к врачу.


 1. К пресмыкающиеся относятся а. черепахи б. лягушки в. змеи г. ящерицы

1. К пресмыкающиеся относятся а. черепахи б. лягушки в. змеи г. ящерицы

 2. Где живут пресмыкающиеся? а. на суше б. в воде в. в воздухе

2. Где живут пресмыкающиеся? а. на суше б. в воде в. в воздухе

3. Чем покрыто тело пресмыкающихся? а. кожей б. чешуёй в. сухой кожей и рого.

3. Чем покрыто тело пресмыкающихся? а. кожей б. чешуёй в. сухой кожей и роговой чешуёй

4. Какие органы находятся на голове пресмыкающихся? а. глаза б. ноздри в. ро.

4. Какие органы находятся на голове пресмыкающихся? а. глаза б. ноздри в. рот г. усики

5. Как передвигаются пресмыкающиеся? а. прыгают б. плавают в. ползают г. лет.

5. Как передвигаются пресмыкающиеся? а. прыгают б. плавают в. ползают г. летают

6. Как ящерица спасается от своих врагов? а. кусает нападающего б. обламывае.

6. Как ящерица спасается от своих врагов? а. кусает нападающего б. обламывает свой хвост в. пугает громким криком

7. Как можно отличить ужа от гадюки? а. по размеру б. по окраске в. по форме.

7. Как можно отличить ужа от гадюки? а. по размеру б. по окраске в. по форме тела

Это интересно Самые крупные ящерецы – вараны с о. Комодо. Длина тела около 3м.

Это интересно Самые крупные ящерецы – вараны с о. Комодо. Длина тела около 3м, а масса – 165кг. Самая крупная змея – анаконда. Длина тела около 11м, а масса – 150кг.

Любите животных!

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 591 354 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.06.2017 2488
  • PPTX 11.2 мбайт
  • 219 скачиваний
  • Рейтинг: 2 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Стрижнева Юлия Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель занятия: познакомить учащихся с представителями класса пресмыкающиеся.

Образовательные: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения представителей класса пресмыкающиеся; познакомить с основными представителями отрядов чешуйчатые, клювоголовые.

Развивающие: развитие умения учащихся самостоятельно работать с рисунками, текстом учебника; развитие монологической речи учащихся, формирование умения учащихся самостоятельно работать с тестовым материалом.

Воспитывающие: знакомство учащихся со значением пресмыкающихся в природе и жизни человека; развитие бережного, природоохранного отношения к данным представителям.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Активизация познавательной деятельности учащихся:

Работа с иллюстративным слайдом.

  • Все ли изображённые животные относятся к земноводным?
  • Остальные представители изображённые на слайде – это пресмыкающиеся.

Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

III. Изучение новой темы.

1. Общая характеристика класса.

Рассказ учителя с элементами поисковой беседы: класс пресмыкающиеся в настоящее время насчитывает более 6 000 видов.

  • За что пресмыкающиеся получили своё название?
  • Используя учебник на стр. 122 дайте второе название этого класса.
  • В какой среде обитания можно встретить представителей данного класса?
  • Какие особенности внешнего строения позволили данным животным выйти на сушу?

2. Вымершие представители класса пресмыкающиеся – динозавры.

Самостоятельная работа учащихся с рис.105 на стр.123 учебника.

3. Классификация представителей класса пресмыкающиеся.

Самостоятельная работа учащихся со схемой.

  • Внимательно рассмотрите предложенную схему. Ответьте на вопросы:
  • Сколько отрядов включает в себя класс пресмыкающиеся?
  • Какой из приведённых в схеме отрядов включает в себя подотряды?
  • Назовите самый малочисленный отряд класса пресмыкающиеся.
  • Сколько видов животных включает в себя класс пресмыкающиеся?

4. Отряд чешуйчатые. Особенности строения, образ жизни.

Самостоятельная работа с рис.106 на стр.124.

Как вы считаете, о каком животном идёт речь:

Рассказ учителя о безногих ящерицах, варанах. Демонстрация видефрагментов: комодский варан, ящурка, круглоголовка.

Фронтальная беседа по вопросам:

  • В каком направлении сжато тело у ящериц?
  • Чем защищены их глаза?
  • Какую функцию выполняет раздвоенный кончик языка?
  • Назовите самую крупную ящерицу?
  • Существуют ли безногие ящерицы?

б). Подотряд змеи

Рассказ учителя о значении змей.

Демонстрация видефрагментов: среднеазиатская кобра, обыкновенная гадюка.

IV. Закрепление изученного материала.

Распределите перечисленные отряды по соответствующим классам:

  1. чешуйчатые
  2. черепахи
  3. хвостатые
  4. безногие
  5. крокодилы
  6. клювоголовые
  7. бесхвостые

Ответы: А: 3, 4, 7; Б: 1, 2, 5, 6.

  1. Тело пресмыкающихся покрыто роговой чешуей или роговыми пластинками.
  2. Все пресмыкающиеся за исключением змей, - четвероногие животные.
  3. К пресмыкающимся относятся различные виды ящериц, змей, крокодилов, черепах.
  4. Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий у них функцию жала.
  5. Самое древнее животное среди современных пресмыкающихся – гаттерия.

Прочитайте § 25. Ответьте на ? № 1,2,5.

Сравните особенности строения пресмыкающихся разных отрядов, заполнив таблицу.

Читайте также: