Общественная мысль публицистика литература пресса краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Общественная мысль, публицистика, литература, пресса Задания выпо.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: Общественная мысль, публицистика, литература, пресса Задания выпо.

Тема урока: Общественная мысль, публицистика, литература, пресса Задания выполняются по ходу урока (самостоятельная работа с учебником на оценку) Творческих успехов, 8 класс!

Открываем новые знания Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние на общественну.

Открываем новые знания Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние на общественную мысль России Начало эпохи Просвещения было положено научной революцией, начавшейся в Европе в конце XVII века. Открытия, сделанные Б.Паскалем, Р.Гуком, Г.Галилеем, И.Ньютоном, изменили картину мира. Они показали, что мир развивается по собственным законам. Б.Паскаль Р.Гук Г.Галилей И.Ньютон

Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние на общественную мысль России Философы.

Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние на общественную мысль России Философы и представители других наук обратили свой взор на изучение современного им общества. Это был критический взгляд, отвергавший традиционные представления о религии и церкви на общественные порядки. Т. Гоббс, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, И.Кант, Д.Дидро в своих трудах заговорили о естественном праве человека и даже об изменении существующих общественных порядков в своих странах. Т. Гоббс Вольтер Ж.-Ж. Руссо И.Кант

Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние на общественную мысль России Екатерин.

Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние на общественную мысль России Екатерина II вела оживленную переписку с Вольтером и Дидро, считая при этом, что сами высказанные идеи хороши, когда они абстрактны. Но для России они неприемлемы. Екатерина II Вольтер Д.Дидро

Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние на общественную мысль России После пу.

Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние на общественную мысль России После пугачевского восстания, а затем и французской революции о идеях, просвещение предпочитали не вспоминать. Тем не менее идеи просветителей были популярны среди российских писателей, литераторов, издателей.

Прочитайте пункт 2 на с.73 и тезисно запишите особенности развития отечествен.

Работам с учебником Заполните пропуски (стр.73-74) (записываем полностью) ___.

Работам с учебником Заполните пропуски (стр.73-74) (записываем полностью) ____ - основоположник новой системы стихосложения в русской поэзии. ____ - автор первых трагедий и комедий, директор Российского театра в Петербурге. ____ - первые авторы, которые посвятили свои работы социальным и политическим проблемам. ____ - родоначальник течения сентиментализма в русской литературе. ____ - первым в русской литературе заявил необходимости ликвидировать самодержавие и крепостничество в произведении ____.

В ____ был обнародован указ, разрешающий создавать вольные, т.е. частные, тип.

В ____ был обнародован указ, разрешающий создавать вольные, т.е. частные, типографии. Новые типографии открываются в 17 губерниях: Астрахань, Воронеж, Калуга, Кострома, Смоленск и т.д. За время правления Екатерины II в свет вышло 7500 книг. Пресса

При Петре I вышло в свет 600 книг, а за последнюю четверть XVIII века - уже 7.

При Петре I вышло в свет 600 книг, а за последнюю четверть XVIII века - уже 7500. Вывод по теме: _____________ Анимация поставлена на щелчок. Происходит выцветание задания и появление таблицы Кнопка – ссылка на скрытый слайд. Задание максимального уровня.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В поэме порочные цари, злоупотреблявшие властью, попадают в ад. Там они вынуждены постоянно смотреться в зеркало, в котором отражается их истинная сущность в виде чудовищных псов.


Подробнее о политической литературе, публицистике и общественной мысли в России в XVIII веке вы узнаете далее.

Вопросы занятия: влияние идей Просвещения на общественную мысль России; особенности развития отечественной художественной культуры; развитие русской художественной литературы; произведения политической литературы и публицистики; роль прессы в политической борьбе.

Эпоха Просвещения стала логичным продолжением научной революции, начавшейся в Европе в конце XVII века. Впервые человечество задумалось о том, что достижения науки можно использовать в интересах общественного развития.

Учёные нового типа стремились распространять знание среди широких масс. Просветители считали, что оно должно быть доступно всем, а не только привилегированному сословию, и иметь практическую пользу.


Это время великих мыслителей. Не зря эпоху Просвещения называют ещё и их именами: во Франции – веком Вольтера, в Германии – веком Канта, в России – веком Ломоносова и Радищева.

Открытия, сделанные в естественных науках, заставляли переосмысливать существующую картину мира. Они показали, что мир развивается не по Божественным законам. Поэтому в эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания. Разум стал единственным критерием познания человека.

Философы и учёные начали изучать современное им общество. Они не принимали традиционные взгляды церкви на общественные порядки. Томас Гоббс, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант, Дени Дидро в своих трудах заговорили о правах человека, которые даны ему природой. Они были уверены, что необходимо менять существующие общественные порядки в своих странах.

Джон Локк полагал, что человек обладает естественным правом на полную свободу и равенство, которые ему должно гарантировать государство. Он был сторонником конституционной монархии и разработал концепцию трёх ветвей власти – законодательной, исполнительной и федеративной. Однако в представлениях Локка монарх не должен был посягать на естественное право личности.

Нашли свой отклик идеи Просвещения и среди представителей власти. Абсолютные монархи Пруссии и Швеции, Дании и Австрии, Испании и России состояли в переписке с мыслителями Просвещения.

В российском обществе возрос интерес к художественной культуре: чтение литературных произведений стало популярным среди учителей, чиновников и самих литераторов; в просвещённом российском обществе периодически стали проводиться музыкальные вечера и постановки различных спектаклей; признаком хорошего тона считалось коллекционирование книг, картин, фарфора.

Художественное творчество в России в XVIII веке развивалось в двух стилистических направлениях: барокко (1740–1750-е годы) и классицизм (вторая половина XVIII века).

В стиле классицизма начинает своё развитие новая русская литература, в которой воплощаются идеи Просвещения. Литературные произведения XVIII века были представлены различными жанрами: ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.

Развитие классицизма в русской литературе имело свои особенности. Писатели обращались к античным сюжетам, но имели большой интерес к отечественной истории и народному творчеству. Во многих произведениях была поставлена проблема крепостного права.

Родоначальником сатирического направления в русском классицизме стал Антиох Дмитриевич Кантемир. Он написал первые произведения светской российской поэзии.

Одним из выдающихся деятелей всей русской культуры XVIII века и родоначальником новой литературы был Михаил Васильевич Ломоносов.

Ломоносовым совместно с Василием Кирилловичем Тредиаковским были сформированы основы новой системы стихосложения. Как поэт Ломоносов выступил в различных жанрах. Однако особой популярностью при дворе Елизаветы Петровны пользовались его оды.


В завершение эпохи Просвещения на смену классицизму в литературе приходит сентиментализм. В таких произведениях сохраняются просветительские идеи, но на первый план в них выходит не разум, а чувство. Главными героями здесь становятся не цари и дворяне, а простые люди.

Ярким представителем сентиментализма в русской литературе является Николай Михайлович Карамзин. Вслед за Ломоносовым он выступил реформатором русского языка.

Наряду с художественными произведениями популярными в XVIII веке были политическая литература и публицистика.

Записка Василия Никитича Татищева, которую он подал Сенату в 1730 году, считается одним из первых памятников политической литературы. В записке Татищев обосновывал монархическое управление в России, но при этом предлагал учредить парламент, чтобы помочь императрице.


Новым явлением в российской публицистике XVIII века стало издание мемуаров политиков, духовенства, дипломатов, философов.

Мемуары – это литературное произведение в форме записок о прошлых событиях, современником или участником которых был автор.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Общественная мысль,
публицистика, литература, пресса

Цель: называть и характеризовать особенности развития отечественной художественной культуры в XVIII в.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять и применять понятия: классицизм, сентиментализм', описывать литературные произведения; объяснять причины обмирщения культуры; анализировать художественное произведение с исторической точки зрения; устанавливать факторы, способствующие развитию художественной культуры; метапредметные УУД:

коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, планирования и регуляции своей деятельности; работая в группе, аргументировать свою точку зрения, выступать публично; 2) регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; выстраивать алгоритм действий; представлять результаты своей деятельности; 3) познавательные: на основе текстового и графического материала характеризовать художественную культуру XVIII в.; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; опираясь на текст исторического документа, анализировать духовные ценности наших предков; личностные УУД: выражать личностное отношение к духовному, нравственному опыту наших предков, проявлять уважение к культурному наследию страны.

Оборудование: учебник; слайды с портретами писателей и публицистов XVIII в., самостоятельно подготовленные учителем в программе PowerPoint; дополнительный материал.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вопросы к классу

Какие проблемы поднимались и обсуждались в российском обществе XVIII в.?

В чем была их новизна?

Какие достижения западноевропейской общественной мысли XVIII в. вы можете назвать?

Как они могли влиять на развитие русской культуры? (Ответы учеников.)

Мотивационно- целевой этап

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Какие вопросы (круг вопросов) мы должны обсудить? (Ученики высказывают свои предположения и формулируют

цель и задачи урока.)

План урока

Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние на общественную мысль России.

Особенности развития отечественной художественной культуры.

Общественная мысль, политическая литература, публицистика.

Проблемный вопрос: Можно ли утверждать, что достижения русской культуры XVIII в. были не менее значимы для развития страны, чем реформы и военные победы?

Работа по теме урока

1. Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние на общественную мысль России

На формирование идеологии Просвещения оказала большое влияние научная революция конца XVIII в. Развитие точных наук породило веру в способности человеческого разума и привело к распространению идей рационализма. Все, что не может быть признано разумным, причислялось к суевериям. Просветители считали, что безграничное познание изменит судьбу человечества. В их трудах человек — это свободный, обладающей врожденной моралью индивид, а все его пороки лишь следствие заблуждений и предрассудков. Главным средством улучшения общества многие просветители считали образование и воспитание в соответствии с природными склонностями ребенка.

Эпоха Просвещения — это время формирования современных представлений о государстве как объединении людей на основе взаимных обязательств (теория общественного договора), где все граждане имеют равные права (теория естественного права) и должны обладать демократическими свободами (свобода совести и т. д.).

Человеком, способным осуществить преобразования, направленные на установление политического единства нации, по мнению многих идеологов этой эпохи, должен стать просвещенный монарх. Однако некоторые просветители (например, Жан-Жак Руссо) отстаивали идею народного суверенитета и демократической республики.


Особенности развития отечественной художественной культуры

— Работая с п. 2 § 26, выделите основные особенности развития отечественной художественной культуры и графически их отобразите.

(В ходе выполнения задания ученики составляют схему (см. с. 240).)

(В ходе рассказа учителя ученики заполняют таблицу.)

Наиболее известное произведение

Антиох Дмитриевич Кантемир

Василий Кириллович Тредиаковский

Оды, элегии, басни

Александр Петрович Сумароков

Михаил Васильевич Ломоносов

Денис Иванович Фонвизин

Гавриил Романович Державин

Николай Михайлович Карамзин

Ястреб, павлин и сова

Говорят, что некогда птичий воевода

Убит быв, на его чин из воздушна рода

Трое у царя орла милости просили,

Ястреб, сова и павлин, и все приносили,

Чтобы правость просьбы явить, правильны доводы.

Ястреб храбрость представлял и многие годы,

В которых службы на ся военной нес бремя;

Сова сулила не спать век в ночное время;

Павлин хвастал перьями и хвостом пригожим.

Кто, мнишь, казался царю в воеводск чин гожим? —

Сова; ястребу отказ, отказ и павлину.

Орел, своего суда изъяснив причину,

Сказал, что ястреб, хоть храбр, хоть и многи леты

В военной службе служил, достойно приметы

Ничего не учинил, почему уж мало

И впредь плода ожидать: в ком бо славы жало

С младых лет не действует — седина бесплодна;

Что павлину перья так, как и гордость, сродна;

А сова нравом тиха, ссор она напрасно

Не ищет, знает себя защищать согласно

Своим силам, когда кто вредить ей желает;

Недремно та бодрствует, пока унывает

Прочее племя во сне. Таков воевода

Годен к безопасности целого народа.

А.Д. Кантемир (1731 г.) ***

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,

Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!

Препровождаешь жизнь меж мягкою травою

И наслаждаешься медвяною росою.

Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,

Но в самой истине ты перед нами царь;

Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!

Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,

Что видишь, все твое; везде в своем дому,

Не просишь ни о чем, не должен никому.

М.В. Ломоносов

Общественная мысль, политическая литература, публицистика

(В ходе рассказа учителя ученики заполняют таблицу.)

Самодержавное правление — естественный способ управления для России

Записка, поданная Сенату в 1730 г.

Право дворян участвовать в управлении государством

Александр Николаевич Радищев

Осуждение самодержавия и крепостного права

Обвинен в призывах к свержению самодержавия и сослан в Сибирь (1790 г.). При Павле I возвращен из Сибири, отбывал ссылку в своем имении

Николай Иванович Новиков

Издание произведений, обличающих коррупцию, злоупотребления помещиков и другие социальные язвы

Арестован и без суда заключен в Шлиссель- бургскую крепость (1792 г.). Освобожден Павлом I

(Рассказ учителя с привлечением дополнительного материала.)

Отрывок из записок Екатерины II

Она вынула из своего кармана коробочку с мушками и выбрала из них одну средней величины, которую прилепила мне на лицо. Оставив ее, я вскоре вернулась в галерею, где показала мушку самым близким, а также фавориткам императрицы, и так как мне было очень весело, то в этот вечер я танцевала больше обыкновенного. Не помню, чтобы когда-либо в жизни я получала столько от всех похвал, как в тот день. Говорили, что я прекрасна, как день, и поразительно хороша; правду сказать, я никогда не считала себя чрезвычайно красивой, но я нравилась, и полагаю, что в этом и была моя сила. Я вернулась домой очень довольная тем, что придумала такую простоту, в то время как остальные наряды были редкой изысканности. В таких развлечениях окончился 1750 год.

Отрывок из записок Е.Р. Дашковой

Примите историю моей жизни, грустную историю, из которой легко было бы составить увлекательный роман. Я писала ее без приготовления, так, как я. говорю, и с полной откровенностью, устоявшей против всех горьких уроков опыта. Правда, я обошла молчанием или только слегка коснулась тех душевных потрясений, которые были следствием неблагодарности людей, обманувших мое безграничное доверие им. Это единственные факты, обойденные мной; одно воспоминание о них еще доселе приводит меня в трепет.

Когда мне было уже шестьдесят лет, когда я вынесла много несчастий, болезней, жестокое изгнание и в уединении посвятила себя благу своих крестьян, мой взор в первый раз обратился к прошедшему; и я увидела всю ложь и пристрастные обвинения, распространенные некоторыми французскими писателями против Катерины большой [Екатерины II], но вместе с тем они не пощадили по дороге своего злословия и ее друга; Катерину маленькую [Е.Р. Дашкову]. В этих памфлетах ваша Дашкова очернена всеми пороками, совершенно чуждыми ее характеру; у одних она является женщиной самого преступного честолюбия, у других — грубой развратницей.

Первичный контроль и закрепление знаний

Общественная мысль, публицистика, литература, пресса

Общественная мысль, публицистика, литература, пресса

Общественная мысль, публицистика, литература, пресса

1. Почему Екатерина II, несмотря на оживлённую переписку с Вольтером, Д. Дидро и другими просветителями, не считала, что их главные идеи полезны для России?
2. Чем различались стили, которые были популярны в литературе XVIII в.?

Основным направлением в литературе XVIII в. стал классицизм (от лат. classicus – образцовый). Этот стиль развился в результате творческого освоения форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи Возрождения.

Художник, по мысли основоположников классицизма, постигает действительность, чтобы затем отобразить в своем творчестве не конкретного человека с его страстями, а тип человека, миф, словом, вечное во временном, идеальное в реальном.

Если это герой – то без недостатков, если персонаж сатирический – то до конца низменный. Классицизм не допускал смешения “высокого” и “низкого, а потому между жанрами (например, трагедией и комедией) устанавливались границы, которые не нарушались.

С 70-х годов XVIII в. в литературе возникает новое направление – сентиментализм. С ним появляются новые жанры: путешествие и чувствительная повесть. В литературу вторгался новый взгляд на жизнь, возникала новая структура повествования: писатель внимательнее всматривался в действительность, изображал ее более правдиво.

Давая характеристику писателю или поэту, нельзя ограничиться лишь механическим причислением их творчества к тому или иному направлению. У каждого художника – своя уникальная судьба.

3. В чём проявлялось западноевропейское влияние в русской литературе XVIII в.? Каковы были причины этого?

Влияние идей европейского просвещения привнесло в культуру России стремление к возвышенным героическим и нравственным идеалам, свободомыслию. Идеи просветителей были популярны и у высших властей, и в среде деятелей культуры.

4. Какие новые литературные жанры появились в русской литературе в XVIII в.?

Русский классицизм придавал особое значение “высоким” жанрам: эпической поэме, трагедии, торжественной оде. Создателем жанра оды в русской литературе стал М. В. Ломоносов, трагедии – А. П. Сумароков.

В одах соединялись лирика и публицистика, позволявшая не только восхвалять царей, но и как бы “учить” их. Русские трагедии, как правило, писались не на античном материале – их героями были деятели отечественной истории.

Особая заслуга в развитии жанра русского сентиментализма принадлежит Н. М. Карамзину (повесть “Бедная Лиза”, “Письма русского путешественника”).

5. Какое значение для исторической науки имеют мемуары? Можно ли считать их документами эпохи? Объясните свое мнение.

Мемуарная литература, мемуары (от фр. mémoires — воспоминания) — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев, и о людях, с которыми автор мемуаров был знаком.

Важная особенность мемуаров заключается в претензии на достоверность воссоздаваемого прошлого и, соответственно, на документальный характер текста, хотя в действительности не все мемуары являются правдивыми и точными.

Мемуары не тождественны автобиографии и хронике событий, хотя в обиходе эти понятия могут использоваться как синонимы. Мемуарист пытается осмыслить исторический контекст собственной жизни, описывает свои действия как часть общего исторического процесса.

Многие мемуары написаны лицами, игравшими видную роль в истории (Екатерина II, Е.Р.Дашкова). Они могут охватывать значительный период времени, иногда всю жизнь автора, соединяя важные события с мелкими подробностями повседневной жизни.

В этом отношении мемуары служат историческим источником первостепенной важности. Однако мемуаристы, не всегда осознанно, стараются представить себя перед потомками в выгодном свете, оправдать свои неудачи, что неизбежно ставит перед историком вопрос о достоверности изложенного.

6. Интересы каких слоёв населения отражала русская публицистика XVIII в.?

Начав как правительственный орган, способствующий работе царя, она разрослась и стала независимым рычагом общественной жизни. С возникновением частных изданий возникли и угрозы конфликтов крепостнического государства с передовой общественной мыслью, во главе которой стояли самые активные деятели. В чем же специфика публицистики екатерининской эпохи, что определяло ее развитие?

Можно отметить заинтересованность издателей и читателей в иностранной литературе, без переводов зарубежных книг не обходилось ни одно издание.

Но в первую очередь, сильней всего на журналистику этого периода повлияло крепостное право, тормозившее экономическое развитие, вызывавшее бесконечные восстания и недовольства правительством и, в конце концов, являющееся отсталой варварской системой, ничем не отличающейся от рабовладения.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Сравните мировоззрение виднейших европейских мыслителей и представителей общественной жизни России. Что волновало последних?

Большая часть российских мыслителей ориентировалось именно на попытках высказаться за безмолвное и не имеющее никаких прав крестьянство. Критика безнаказанности дворянства перетекало в критику крепостничества и даже иногда в антимонархические взгляды.

Эта оппозиционность являлась следствием того, что издания не существовали долго и, либо закрывались под натиском государства, либо, если они не освещали этой актуальной темы, разорялись из-за отсутствия спроса.

2. Используя дополнительные материалы, напишите (в тетради) эссе о В.К. Тредиаковском.

Тредиаковский Василий Кириллович (1703 – 1768), поэт, прозаик, теоретик. Родился 22 февраля (5 марта н.с.) в Астрахани в семье священника. По настоянию отца учился в школе католических монахов-капуцинов, затем служил в церкви.

В начале 1720-х, оставив службу в церкви, бежал в Москву, где в 1723 – 26 учился в Славяно-греко-латинской академии. В 1726 отправляется в Голландию, живет в Гааге у русского посла, затем, пешком добравшись до Парижа, в 1727 – 30 учится в Сорбонне.

В 1730 вернулся в Россию, где начал активную литературную деятельность: напечатал перевод романа П. Тальмана “Езда в остров Любви” с приложением своих любовных стихов. Написанные самым “простым” слогом, они создали Тредиаковскому популярность.

С 1732 он становится переводчиком при Академии наук. В 1735 выступил в Академии с речью о необходимости реформы в русском стихосложении; позднее написал на эту тему трактат “Новый и краткий способ к сложению российских стихов”.

В нем была изложена новая система стиха – силлабо-тоническая, основанная на регулярном чередовании ударных и неударных слогов, – система поэтических жанров классицизма, приведены образцы сонета, рондо, мадригала, оды. Эта реформа определила дальнейшее развитие русской поэзии. В 1745 стал академиком.

Вскоре опубликовал первый в русской науке опыт изучения фонетического строя русской речи – “Разговор об ортографии” (1748).

В 1752 выходит двухтомный сборник “Сочинения и переводы как стихами, так и прозою”, где изложил свои взгляды на теорию поэтического перевода.

В это время положение Тредиаковского в литературе и Академии становится все более трудным (в литературных спорах с Ломоносовым и Сумароковым взгляды Тредиаковского на стихосложение и структуру литературного языка не получили признания и поддержки у новых поколений литераторов).

Из-за осуждения со стороны Синода за “сумнительность” наиболее значительные поэтические произведения – философская поэма “Феоптия” и полное стихотворное переложение “Псалтыри” – остались в рукописи. Нападки на Тредиаковского усилились после выхода его исследования “О древнем, среднем и новом стихотворении российском”, в котором отдавалось предпочтение силлабической поэзии перед новейшей.

В 1759 был уволен из Академии, но продолжал литературную работу: завершил переводы исторических трудов. Справедливая оценка деятельности Тредиаковского была дана только позже Радищевым, Пушкиным. Умер в Петербурге 6 августа (17 н.с.) 1768 г.

3. Докажите, что в XVIII в. периодическая печать стала играть заметную роль в жизни общества.

Начав как правительственный орган, способствующий работе царя, она разрослась и стала независимым рычагом общественной жизни. С возникновением частных изданий возникли и угрозы конфликтов крепостнического государства с передовой общественной мыслью, во главе которой стояли самые активные деятели.

В чем же специфика публицистики екатерининской эпохи, что определяло ее развитие? Можно отметить заинтересованность издателей и читателей в иностранной литературе, без переводов зарубежных книг не обходилось ни одно издание.

Но в первую очередь, сильней всего на журналистику этого периода повлияло крепостное право, тормозившее экономическое развитие, вызывавшее бесконечные восстания и недовольства правительством и, в конце концов, являющееся отсталой варварской системой, ничем не отличающейся от рабовладения.

Читайте также: