Общеобразовательная направленность в школе

Обновлено: 21.07.2024

Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики.

Модернизация – это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций.

Два центральных направления модернизации образования – кардинальное обновление содержания образования и экономики образования.

Без решения этих задач образование не сможет выполнить свою историческую миссию – стать двигателем поступательного развития страны, генератором роста ее человеческого капитала.

Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляется как ведомственный проект. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что модернизация образования затрагивает практически каждую российскую семью.

Образование в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности наций.

Ее составляющими станут пять направлений.

Анализируя деятельность в минувшем учебном году, посмотрим как образовательная политика нашей школы, изложенная в Программе развития, вписывается в общую образовательную стратегию государства.

В основу этой программы заложен принцип признания индивидуальных особенностей учащегося и готовность школы создать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех детей без исключения. Иными словами, мы приступили к обеспечению безбарьерности образовательного учреждения.

Реализуя задачу обеспечения права каждого учащегося на получение образования в соответствии с его потребностями и возможностями, педагогический коллектив видел цель цель своей работы в создании образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик, вне зависимости от своих психологических способностей и учебных возможностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения. Для этого приоритетным в деятельности педагог является ресурсный подход, при котором знания и способы деятельности, усваиваемые ребенком, становились средством развития личности.

В школе реализовывались как общеобразовательные программы, так и программы, модифицированные на преподавание в классах компенсирующего обучения; программы, адаптированные на повышенный уровень обученности; программы предпрофильной подготовки и профильного обучения. Четверым обучающимся по медицинским показаниям было организовано индивидуальное обучение на дому.

Обращаясь к школьникам 1 сентября Президент Российской Федерации Д.А. Медведев сказал :

«Именно образование сегодня становится главной основной для успешной карьеры и нормальной, достойной во всех смыслах жизни.

Урок по-прежнему остается основной классической формой получения образования. Именно в процессе урочных занятий закладывается фундамент глубоких и прочных знаний, приобретаются ключевые компетенции в той или иной области.

Школа - в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Именно такими мы хотим видеть наших выпускников.

Истоки гражданственности детей в любви к Родине, в чувстве гордости за ее успехи и искреннем стремлении разделить все ее заботы и беды, сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа.

Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Нет ничего важнее для ребенка, чем признание его заслуг сверстниками. Особенно важно это в период становления и формирования самосознания и осознания своей роли и места в окружающем мире.

Одна из причин, вызывающих рост асоциального поведения подростков и молодежи, нерациональная организация досуговой деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого становится детская безнадзорность.

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Современный прогресс, повышая требования к школе и усложняя задачи воспитания, привел к значительному увеличению объема внеклассной и внешкольной работы. Это нашло свое отражение в постоянном росте официально и неофициально закрепленных обязанностей, справляться с которыми учителю становится все труднее.

В школе работает профессиональный, дружный коллектив единомышленников.

«Сам облик школ, как по форме так и по содержанию, должен значительно измениться.

Учитывая, что сохранение здоровья в процессе обучения – одна из главных задач школы, образовательный процесс строился гармонично, не нарушая хрупкого равновесия детского организма, не за счет резервов здоровья.

Большое значение придавалось таким факторам, влияющим на сохранение физического здоровья, как режим работы, расписание занятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм. Учебные планы были составлены на основе базисного учебного плана и сохраняли в необходимом объеме содержание, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. В учебных планах соблюдалась сбалансированность между федеральным, региональным и школьным компонентами; между циклами предметов; преемственность между ступенями и классами.

Организация безопасных условий жизнедеятельности школы – насущная потребность сегодняшнего времени.

Время настоятельно требует от всех нас учиться непрерывно, совершенствовать свои профессиональные навыки, повышать уровень исполнения родительских обязанностей. Сегодня образование превращается в один из главных ресурсов экономики.

Его успешное развитие – основа достойной жизни каждой вашей семьи, а значит, и всего города в целом.

Хотелось бы от всего сердца пожелать тем, кто учит, высокой убежденности в благородстве и общественной значимости своего труда. А тем, кто учится – никогда не утратить интереса к новым знаниям.

Профильные классы в школах

С сентября 2020 года российские школы работают по новому образовательному стандарту (ФГОС). Он предусматривает учебу в профильных классах на третьей, завершающей, ступени среднего образования – в 10 и 11 классах.


Что такое профильный класс

В профильных классах ученики углубленно изучают предметы, соответствующие заявленному профилю обучения. С остальными обязательными для среднего общего образования дисциплинами – знакомятся на базовом уровне, достаточном для итоговой аттестации. Учеба в профильном классе – это не профессиональная подготовка, это, скорее, профориентация, которая помогает выбрать будущую профессию и определиться с тем, в какой вуз и на какую специальность поступать после школы.

Направления профильных классов

Приказ Минобрнауки № 413, утверждающий новый ФГОС, предполагает 4 направления учебы в профильных классах:

  • естественные и математические науки;
  • гуманитарные науки;
  • технологии;
  • социально-экономические науки.

Для старшеклассников, не определившихся с предпочтениями, есть пятый – универсальный профиль.



У школ есть полномочия в рамках четырех основных профилей открывать более узконаправленные классы. Сейчас уже есть примерно полтора десятка таких довольно стандартных и редких специализаций:

  • физика и математика;
  • филология;
  • лингвистика;
  • литературоведение;
  • медицина;
  • ИТ;
  • инженерия;
  • экономика;
  • химия и биология;
  • иностранные языки;
  • архитектура;
  • право;
  • театральное искусство;
  • журналистика;
  • педагогика;
  • культурология.

Особая разновидность узконаправленного обучения в старшей школе – профильные классы при вузах (предуниверсарии). Их открывают университеты, они сами отбирают кандидатов, чтобы два года готовить их не только к поступлению, но и к учебе по программам высшего образования выбранному направлению. Например, химический факультет МГУ открыл профильный класс в московской школе № 171, МИФИ – физико-математический в лицеях № 1511, 1523, НИУ ВШЭ – экономический в школе № 1535.


Предметы

Учебные планы для профильных классов школы составляют самостоятельно, учитывая то, что в программе должно быть 7 обязательных предметных областей:

  1. Русский язык и литература.
  2. Родной язык и литература.
  3. Иностранные языки.
  4. Общественные науки.
  5. Математика и информатика.
  6. Естественные науки.
  7. Физкультура, экология, ОБЖ.

Какие именно предметы из каждой области и на каком уровне изучения – базовом или углубленном – профильном включать в учебный план, решает школа. К примеру, из общественных наук в качестве обязательных, скажем, для математического класса, одна школа может выбрать географию, другая – право, третья – историю, четвертая – экономику, пятая – обществознание.

В программе класса профильного уровня есть:

  • базовые предметы – обязательны для любого профиля;
  • профилирующие – обязательны для конкретного профиля;
  • элективные курсы – набор дополнительных курсов, обязательных для изучения на определенном профиле; какой именно предмет из этого набора выбрать, решает ученик.


Какой профиль открыть и углубленному изучению каких предметов отдать предпочтение, устанавливает учебное заведение, исходя из своей материально-технической базы и наличия учителей в штате.

Поступление

Правила набора в профильный 10 класс разрабатывают региональные министерства образования. Обычно отбор проходит с учетом результатов ОГЭ по профилирующим предметам – именно их надо выбрать в дополнение к обязательным русскому и математике, записываясь в 9 классе на выпускной экзамен.

ФИПИ рекомендовал (не в ультимативном порядке) уровень проходных баллов для зачисления в профильные 10 классы. В целом школы придерживаются уровня этих отметок.

Главная > Консультации > Омбудсмен > Какие профили предусмотрены для обучающихся на уровне среднего общего образования?

Выбор профессии важный шаг в жизни каждого человека. Многие родители и дети рассматривают множество вариантов прежде чем окончательно определиться с будущей профессией. Система образования на сегодняшний день подготавливает детей к выбору профессии еще на уровне основного общего образования, а окончательный выбор дети делают уже в старшей школе. Профильное обучение позволяет обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями. Профильное образование позволяет на сегодняшний день сократить разрыв между профессиональным образованием и образованием, которое ученик получает в школе. Углубленное обучение по профильным дисциплинам становится средством профессионального самоопределения ребенка. Это происходит за счет индивидуализации образования, создания возможностей для построения гибких индивидуальных образовательной траекторий, учитывая запросы работодателей, способности и наклонности ребенка. Одной из основных задач, которые решает профильное обучение, является получение обучающимся углубленных знаний в той области и по тем дисциплинам, которые ребенок сможет реализовать в рамках последующего обучения или трудовой деятельности.

В соответствии с ч.2 ст.87 Закона право выбора между предметами остается за родителями /законными представителями обучающихся. Родители/законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п.1 ч.3 ст. 44 Закона). Помимо профильного обучения в учебном плане школьника предусмотрено:

  • изучение обязательных учебных предметов для всех профилей;
  • изучение учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей;
  • учебные предметы для изучения на углубленном уровне;
  • курсы по выбору, элективные курсы.

Таким образом, модель современной школы включает в себя базовые общеобразовательные курсы, профильные курсы и элективные курсы.

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

  1. Естественно-научный. Профильные предметы — математика и начала математического анализа, геометрия, химия, биология.
  2. Гуманитарный. Профильные предметы- русский язык и литература, иностранный язык, обществознание, история, право.
  3. Социально-экономический. Профильные предметы — математика и начала математического анализа, экономика, право, география, геометрия.
  4. Технологический профиль. Профильные предметы — алгебра и начала математического анализа, геометрия, физика, информатика.
  5. Универсальный. Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.

Также учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾ учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

Отличие элективных курсов от факультативных

П.5 ч.1 ст.34 Закона закрепляет за обучающимися академическое право на выбор факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.

Обучающийся вправе выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).

При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.

Как осуществляется прием в профильные классы?

Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе. Образовательная организация разрабатывает локальный акт, который регламентирует особенности поступления в профильные классы. Прием обучающихся в профильные классы осуществляется приемной комиссией общеобразовательной организации. Для решения вопроса о зачислении в профильный класс выпускники 9-х классов или их родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приеме на имя директора общеобразовательного учреждения, аттестат об основном общем образовании.

Документы, представленные выпускниками 9-х классов или их родителями (законными представителями), регистрируются. После регистрации заявления заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления; перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в 10-й профильный класс; контактные телефоны для получения информации.

Все представленные документы рассматриваются на заседании приемной комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания комиссии.

Организация профильного обучения через индивидуальный учебный план.

Популярным на сегодняшний день становится вариант кооперации общеобразовательной организации с организациями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащемуся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, учреждения профессионального образования, предприятиями, др.).

Средний общий уровень образования готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности.

Какие бывают профили обучения?

Профильные классы в школе формируются, как правило, в последние два года учебы. На данный момент профильное обучение в старших классах доступно в каждой московской школе. Профильные классы подразумевают под собой углубленное изучение отдельных предметов. Например, в химико-биологическом классе это будут химия и биология, в информационно-технологическом — информатика и математика, в экономическом — математика и обществознание.

Самые распространенные профили обучения:

  • физико-математический;
  • химико-биологический;
  • информационно-технологический;
  • социально-экономический;
  • гуманитарный;
  • лингвистический;
  • художественно-эстетический.

Отдельно стоит отметить такую форму профильного обучения, как базовый класс при вузе. В эти классы университеты сами отбирают себе абитуриентов и готовят их к поступлению и дальнейшей учебе. Так, в школе № 171 действует химический класс при химфаке МГУ, в школе № 54 — математический класс при мехмате МГУ, в школе № 1535 — экономический класс при НИУ ВШЭ.

Реформа среднего образования в виде объединения нескольких школ в большие образовательные комплексы была задумана в том числе для того, чтобы ребята в старшей школе могли выбрать исходя из своих склонностей практически любой профиль обучения. Подразумевается, что образовательный комплекс может предложить своим ученикам восемь-десять специализаций, в то время как школа сама по себе — не более двух-трех.

Интересы и склонности

Большинство школьников в 9 классе впервые сталкиваются с тем, что должны выразить свои предпочтения по приоритетным дисциплинам, и фактически подходят к первому этапу выбора профессии. Конечно, в 9 классе выбор может быть не таким сознательным, как хотелось бы, и все же к этому возрасту школьник уже вполне способен решить, что именно ему интересно.

С расчетом на ЕГЭ

Если вы уже определились с направлением обучения в вузе и знаете, какие будете сдавать ЕГЭ, специализация в старших классах должна быть соответствующая. Например, вы хотите поступать на инженерно-технические направления и планируете сдавать на ЕГЭ физику и математику. Занимаясь два года в физико-математическом классе, вы получите до четырех дополнительных часов в неделю по этим предметам по сравнению с классами других профилей — и это только в рамках основного расписания. За счет факультативов и дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ вы сможете все свое внимание уделять профильным предметам. Кроме того, программа обучения в профильных классах включает участие в основных олимпиадах. Учеба в таком классе увеличит шансы на хорошую сдачу ЕГЭ и поступление в выбранный вуз, по крайней мере, из-за приоритетного распределения учебного времени.

Результаты ОГЭ

Не стоит забывать, что распределение по профильным классам проводится в том числе с учетом результатов ОГЭ. Если в конце 9 класса результаты сданных экзаменов ниже требуемого для профильного класса минимума, вас туда, скорее всего, не примут. И это еще одна причина готовиться к ОГЭ и стараться получить хорошие оценки, несмотря на то, что этот экзамен, казалось бы, ни на что не влияет.

Менять ли школу?

Этот вопрос волнует многих девятиклассников, которые не могут определиться с выбором профиля обучения или просто не знают, где учиться дальше. Если желаемого направления в вашей родной школе нет, стоит задуматься о смене учебного заведения, поскольку профильное обучение повысит ваши шансы на успешное поступление. Нередко также возникает ситуация, когда профильный класс все-таки набирается, но школьнику хочется учиться в школе более высокого уровня.

Не секрет, что по каждому направлению в Москве можно выделить несколько ведущих школ. Учеба там дает возможность изучать профильные предметы на углубленном уровне, заниматься в компании отобранных на экзаменах мотивированных ребят, готовиться к участию в профильных олимпиадах. Ведь за большинством успешных олимпиадников, прежде всего, стоят хорошие школы. Там можно получить образование совсем другого уровня, нежели в районных школах. К тому же большинство этих учебных заведений являются базовыми для ведущих вузов. Это дает ученикам возможность познакомиться с выбранным учебным заведением изнутри и попасть на его абитуриентские мероприятия еще в старших классах.

Индивидуальный учебный план

Для тех школьников, чьи интересы не укладываются в рамки определенного профиля, идеальным будет выбор класса или школы, где действует система индивидуальных учебных планов. Например, вы еще не определились с направлением обучения в вузе, но вам интересны биология и иностранные языки. Стандартные профильные классы в этом случае вам не подходят, поскольку биология входит в список предметов химико-биологического профиля, а иностранные языки — лингвистического. Система индивидуальных планов позволяет изучать любые школьные предметы углубленно. Ученики сами выбирают между базовым и профильным уровнем обучения по каждому предмету, формируя собственный учебный план.

Что такое профильное образование

Ваше чадо мечтает о карьере юриста или врача. Сможет ли ему помочь поступить в желаемое высшее учебное заведение профильное образование? Какой профиль ему выбрать, если он сам еще не знает, кем хочет стать? И что делать, если профильное образование будет выбрано неправильно?

Вопрос о профильном обучении в школах на сегодня является одним из ключевых в системе образования. Это спорная тема для учеников, учителей и родителей. Как помочь школьникам определиться с направлением? Как донести до них материал, если предмет не является профильным, а количество часов минимальное? Среди учителей такое новшество приобрело сторонников и противников.

Для чего необходимо профильное образование?

Выбрать для себя дальнейшее направление учебы волнует лишь учеников старших классов. Большинство школ занимается делением с 10 класса, некоторые – с восьмого. Считается, что в этом возрасте ребенок уже имеет определенные интересы и определился с профессией. Профильное образование лишь поможет ему усовершенствовать знания, чтобы поступить в нужный ВУЗ. Система профильного образования решает следующие задачи:

    Совершенствует знания по профильной дисциплине.

Когда у выпускника нет достаточных знаний по предметам, которые сдаются при поступлении в институт, они вынуждены воспользоваться услугами репетитора или записаться на подготовительные курсы. Стоит это недешево, да и гарантий нет. В этот момент и поможет профильное образование. Количество часов, отведенных нужной дисциплине, увеличивается, и ребенок полностью освоит нужный материал.

Переходя в класс с углубленным изучением конкретного предмета, школьник не только больше узнает о выбранной профессии, но и примет окончательное решение. Например, ребенок решил изучать естественные науки. Он не только будет углубленно изучать химию, биологию, но и познакомится с профессиями этой направленности.

Школьник любит один предмет, а остальные не любит? При выборе профиля он отдаст предпочтение тем дисциплинам, которые ему нравятся, и с которыми он свяжет жизнь в дальнейшем. Уделяя больше времени конкретному предмету, у него разовьется самостоятельность и возрастет стремление к учебе. Цель профильного обучения – помочь каждому выпускнику найти то, что ему по душе.

Ребенок хочет связать жизнь с финансами и поступает на факультет экономики? Или он хочет стать врачом и идет в медицинский институт? Хорошие высшие учебные заведения требуют от поступающих высокого уровня подготовки. Обычные общеобразовательные программы не дают достаточных знаний. На помощь придет профильная система: усовершенствует знания, уделит больше внимания нужному предмету, облегчит поступление в ВУЗ.

Типы профильного обучения

Профильное обучение набирает популярность: из года в год оно практикуется в большинстве учебных заведений. Но не нужно забывать, что типы обучения отличаются. Современные школы предлагают следующие группы:

Более продуктивная – первая система, поскольку среднее учебное заведение сотрудничает с высшим. Это не только усовершенствует знания детей, но и повысит шансы поступления на бюджет.

Профильные классы

Преимущества и недостатки профильного обучения

Система обучения в школах по профилю неоднозначна и вызывает споры, ведь подойдет она не каждому. Например, дети, которые с детства определились с будущей профессией, освоят нужные дисциплины в полном объеме. А тем школьникам, которые сомневаются и никак не определятся с профессией, такое обучение покажется неудачным.

Преимущества профильной системы обучения:

  • Улучшенная подготовка по профильному предмету.

Что приведет к раннему освоению дальнейшей профессии. Если ученик с раннего детства мечтает о профессии ветеринара, то углубленное изучение биологии поможет получить необходимые знания и навыки для работы в этой сфере. Будущие юристы, адвокаты усовершенствуют знания по истории, праву и пр.

Что может больше доставить удовольствия, чем обучение в компании единомышленников? В такой системе дух соперничества будет выше, а это послужит для выпускников дополнительной мотивацией. Также ребенок будет подготовлен к возможным профессиональным трудностям.

Когда количество любимых предметов преобладает над нелюбимыми, ребенок будет учиться с большим удовольствием. Например, будущий программист будет с желанием посещать школу, если информатики будет больше. Ученики, выбирая профиль, заинтересованы в успехе.

Профильное образование, в котором читают лекции, проводят практические занятия, схоже с системой преподавания в высших учебных заведениях. Школьникам, обучающимся по профилю, учеба в институте не покажется другой, и адаптация у них пройдет быстрее и легче.

Недостатки:

Часто для поступления в такие классы от учеников требуют сдачи вступительных экзаменов, что посильно не каждому. Требования могут быть и другими, важно быть морально к ним подготовленными.

Выбрав одно направление, ученик будет отдален от других. Если он в процессе обучения сменит решение, сдать экзамены для поступления в ВУЗ будет сложнее. Придется нанимать репетитора.

Полностью погрузившись в изучение профильного предмета ученик недополучает базовых знаний по другим дисциплинам, изучаемым в школах. Тяжелым это окажется для тех, кто любит изучать предметы разной направленности, к примеру, художественную литературу и химию.

Как практикуется профильное обучение заграницей

Многие развитые страны уже давно внедрили профильное образование. В Соединенных Штатах, Германии, Франции и пр. такое обучение считается действенным, благодаря чему количество учеников в этой системе увеличивается с каждым годом. Заграницей на профили делят за несколько лет до окончания среднего учебного заведения, то есть, в старших классах. Организация самого обучения может отличаться. Во Франции и Германии школьникам преподают предметы по утвержденной программе. В США, Великобритании ученики самостоятельно выбирают предметы, которые они хотят углубленно изучать. Однако, есть и дисциплины, которые обязательны к посещению. Одна из них – физическая культура.

Профильное обучение за рубежом

На каких принципах строится профильное обучение

На профили делят с учетом особенностей дисциплин и направления будущей профессии. Отличается лишь количество часов, отведенных под профильные предметы. Но в некоторых программах школьникам предлагают изучать дополнительные дисциплины. Вначале существовало 4 базовых профиля: естественнонаучный, гуманитарный, математический и социально-экономический.

Например, ребенок увлекается информатикой и математикой – предпочтение стоит отдать математическому профилю с соответствующим количеством уроков, если иностранными языками и историей – то гуманитарному. В настоящее время количество направлений увеличилось. Ребенок хочет стать стоматологом – необходимо поступать в класс медицинского уклона, переводчиком – в лингвистический класс.

Выбор профильного класса в школе

Как быть, если ребенок до сих пор не определился со специальностью? Как ему помочь сделать выбор, чтобы не ошибиться? Немало есть таких школьников, которые не знают, с какой профессией связать жизнь. Много учеников, которым сегодня интересна одна специальность, завтра – другая, а послезавтра – третья. За период обучения в школе интересы детей меняются по несколько раз, поэтому выбрать профильный класс им нелегко.

Еще одна проблема, волнующая старшеклассников – сложность выбора одного из нескольких интересующих направлений. Как быть, когда ученик изъявляет желание углубленно изучать сразу биологию и литературу, или географию и информатику? По направленности предметы разные, в один профиль их не объединишь, поэтому приходится выбирать один из них.

Как не ошибиться с выбором направления?

При выборе подходящего направления обучения необходимо учитывать талант, желание и ожидания школьника. Чтобы помочь старшекласснику выбрать один из профилей, в учебном заведении можно провести одно из мероприятий:

    Тест по психологии.

Проведение тестирований, анкетирований поможет определить, к какому направлению у школьника имеются большие наклонности, и какое из них необходимо развивать. Отличный вариант – проведение теста на профориентацию.

Встречи с психологами, педагогами и работниками различных сфер покажут, к чему у школьника есть способность, и к чему ему нужно стремиться. В ходе бесед удастся отделить непригодные варианты и набросать многообещающие пути развития.

Один из способов определения подходящего профиля – составление портфолио. В нем отмечаются имеющиеся грамоты, заслуги, интересы ученика, его участие во внешкольной деятельности и в дополнительном образовании. Собрав всю информацию, будет проще определить направление, к которому у старшеклассника имеются способности. Ученик стал призером шахматного турнира или дома занимается сборкой компьютеров – предпочтение нужно отдать математическому профилю. Школьник любит выращивать цветы на подоконнике или ухаживать за питомцами – выбор стоит остановить на естественнонаучном профиле.

Мероприятия, посвященные выбору профессии, помогут понять, какое направление больше подходит школьнику. На стенде размещается необходимая информация о каждой профессии, а приглашенные профессионалы дадут ответы на интересующие вопросы.

Упростить выбор специальности поможет экскурсия на работу, куда выпускник хочет трудоустроиться после окончания высшего учебного заведения. С ребенком можно сходить в больницу, учреждения государственного типа, офисы и пр. Школьник собственными глазами увидит, как люди работают в каждой сфере. Это поможет ему найти себя. Может быть, кто-либо из детей, побывав в музее, осознает, что ему нравится история, и нужно развиваться в этом направлении. Другие, увидев работу рекламного агента, поймут, что им это нравится.

Какие бывают профильные классы

Стоит учесть, что для поступления в класс с углубленным изучением отдельных предметов придется сдавать сложные экзамены.

Подводные камни профильного образования

Профильная система не так проста, как кажется. Организация обучения по такой системе часто вызывает трудности, разногласия. Большая их часть была рассмотрена выше. Родители хотят, чтобы их ребенок не покидал стен любимой школы, но и не чувствовал себя некомфортно. Впадать в отчаяние в такой ситуации не нужно – любая проблема имеет свое решение. И мы поможем в этом. Рассмотрим основные проблемы, с которыми могут столкнуться старшеклассники:

    Не удается набрать профильный класс.

К школам часто выдвигают следующее требование: для открытия профильного класса необходимо набрать конкретное количество учеников, выбравших это направление. Приведем пример: ваш ребенок решил связать жизнь с фармацевтикой, а ее одноклассники и ученики из параллельных классов остановили свой выбор на ВУЗах технической или экономической направленности. Что делать, если естественнонаучное направление выбрали мало учеников? Некоторые родители решают проблему тем, что переводят ребенка в другую школу с подходящим профилем. Необходимо помнить, что подобные переводы могут послужить причиной дополнительных стрессов – новая школа, незнакомые люди, необходимо заново вливаться в коллектив. В этом случае лучшим вариантом станет посещение индивидуальных занятий или приход репетитора на дом, открытие элективных курсов для всех желающих.

Ваш ребенок планирует поступать учиться на психолога. Для освоения этой профессии требуется углубленно изучать биологию и обществознание. В то же время усиленно биологию изучают те школьники, которые выбрали естественнонаучный профиль. Обществознание входит в гуманитарный и социально-экономический профиль. В такой ситуации отдать предпочтение необходимо тому направлению, в котором у ученика меньше знаний, и которое дается ему сложнее. Освоение второй дисциплины можно оставить на самостоятельное изучение, в качестве самообразования. Актуальными в профильном образовании остаются услуги репетитора.

Часто бывает, что в последний год обучения выпускник меняет свое мнение по поводу профессии, с которой хотел связать свою жизнь. Он выбирает другую специальность – не ту, которой отдал предпочтение в самом начале обучения. Например, выпускник учился в классе с углубленным изучением физики и математики, но в 11 классе решил, что станет экономистом. Перевестись в выпускном классе в класс с другим профилем не всегда возможно. Проблема решается просто – необходимо ввести в среднем учебном заведении дополнительные занятия для школьников-непрофильников. К примеру, ввести такую дисциплину, как обществознание в классе с уклоном на математику и естественные науки.

При нехватке в школе квалифицированных учителей, которые смогут дать ученикам глубокие знания по профильному предмету, выход один – пригласить педагогов из высших учебных заведений. Например, в классе с углубленным изучением гуманитарных наук основной упор делается на русский язык, английский и литературу. В то время как остальные предметы изучаются второстепенно. Пригласив педагогов из ВУЗов или записавшись на специализированные курсы, удастся полностью устранить проблему.

Обучение в профильный классах

Профильное образование – новаторская модель обучения, позволяющая решить множество вопросов, волнующих учеников выпускных классов. Главное его преимущество в том, что оно дает возможность школьникам сосредоточиться на предметах, которые необходимы им в будущем в первую очередь. При этом ученики получают достаточный объем знаний для поступления в ВУЗ. Профильное образование направлено на развитие у детей самостоятельности и на стимуляцию желания учиться. Разделение в школах на профили становится актуальным и популярным не только в Российской Федерации, но и в зарубежных странах.

Читайте также: