Образовательное пространство детского сада для игр творчества и детских исследований

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 5352 0

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

______________________________________________________________________________________________________

Составила ст. воспитатель: Н.П. Терехова

К созданию Проекта наш коллектив побудил поиск путей решения задач индивидуализации, социализации образовательного процесса, т.е. повышения качества в образовании дошкольников и повышение значимости дошкольного образования в целом.

Проект «Игровое образовательное пространство в ДОУ «предполагает повышение качества образовательного процесса у дошкольников посредством организации игрового образовательного пространства.

Основными направлениями деятельности при реализации проекта являются: организация обучающих мероприятий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ: повышения инициатив, творческого подхода в педагогической деятельности педагогов; создание совершенно другого игрового образовательного пространства – среды в ДОУ; тесное сотрудничество всех сторон образовательного процесса (педагог-дети-родители, педагог-педагог).

Концептуальные основы

Для формирования интегративных качеств ребенка, которые определяют успешность личностной актуализации и позволяют ребенку самостоятельно решать задачи, адекватные возрасту, необходимо опосредовать развитие высшего уровня сфер развития ребенка – произвольности (физической активности, социально-эмоциональных процессов, познавательно-речевой деятельности, художественно-творческих процессов) через проектирование игрового пространства как социокультурной развивающей среды.

Следующей концептуальной основой создания новой педагогической формы, способа образования - игрового образовательного пространства в ДОУ является определение позитивных стратегических ориентиров в развитии системы дошкольного образования:

 Желание сделать жизнь детей в детском саду более осмысленной и интересной;

 Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;

 Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка;

 Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы детей своей группы.

Игровое образовательное пространство рассматривается как комплекс образовательных, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, познавательную и бытовую среду в детском саду.

Главная идея проекта – обеспечить реализацию модели игрового образовательного пространства, обеспечивающего условия для самореализации ребенка, повышения качества образования дошкольника в соответствии с современными требованиями дошкольного образования…

Во-первых, отказ от копирования школьных форм организации обучения. Это будет образовательная деятельность, устойчивый интерес ребенка к освоению среды, стимулирующей познавательную активность детей, требующую от ребенка самостоятельности в принятии решений и оптимальном выборе способов самообразования, где и с кем.

Это позиция повышения качества образовательного процесса за счет создания игрового пространства с учетом образовательных задач, предоставляющего ребенку возможность выбора вида деятельности, игр, игрушек и творческого партнера-взрослого. Осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей дошкольного возраста, в форме игры. Ребенку нужно не услышать информацию, а прожить, т.е. поиграть во что-то в сюжетно-ролевой игре, театрализованной игре, где ребенок образно участвует, перевоплощается в кого-то. Ребенку нужно решать какие-то задачи, поставленные перед ним в дидактической, развивающей игре, в игре с правилами.

Новизна проекта - это построение новой педагогической формы образовательного процесса, вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми игр, материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей. Это определение компонентов и принципов проектирования игрового образовательного пространства, педагогической поддержки индивидуальной траектории образования, обеспечение личностной и социальной успешности каждого ребенка.

- Освоение пространства, среды.

Проектирование моделей образовательных пространств внутри учреждения ориентированы на принципы сохранения жизни и здоровья ребенка и активной позиции ребенка. Содержательная насыщенность, трансформируемость, динамичность среды образовательного пространства будет приспособлена к удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя полноправным владельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых. Среда обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх, соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Это игровое пространство, в котором будет осуществляться освоение ребенком предметного мира и мира отношений между людьми через игры и разнонаправленной деятельностью.

- Индивидуализация образовательного процесса

Это обеспечение возможности изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. Игровое образовательное пространство организуется на основе принципов учета половых, возрастных различий, доступности, активности, самостоятельности. Ребенку предоставляется возможность самому выбирать то пространство, ту комнату, где будет играть, заниматься любимой деятельностью. Выбор обеспечивает возможность ребенку в проектировании собственной образовательной траектории. Идет поддержка его индивидуальности и инициативы. Ребенок вместе со взрослым будут творцами своего предметного окружения. Это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

- Социальная практика ребенка

Игра и любая деятельность является для ребенка социальной практикой, которая выполняет образовательную функцию. Среда будет интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Ребенок, пребывая в разных игровых комнатах, в разных ситуациях получает социальный опыт. Это встречи, общения, игры с детьми разного возраста, общение со взрослыми в разных формах и открытие дополнительных возможностей.

- Разновозрастное детское сообщество

Это межвозрастное взаимодействие детей, которое способствует организации взаимообучения между ними. Взаимодействие и общение в совместной игре оказывает положительное влияние на развитие, как младших, так и старших дошкольников. Преимущества взаимообучения состоят в том, что младший ребенок реально видит, чем овладел его старший партнер и чему он может научиться в ближайшем будущем. Старший ребенок может показать младшему образец действий, объяснить словесно способы выполнения игрового задания, проконтролировать правильность выполнения, оказать ему помощь. Этим старшие лучше осознают их сами.

- Субъективация личности

Личность ребенка в игровом образовательном пространстве, в котором создаются условия, обеспечивающие реализацию его способностей, может влиять на процесс игры, деятельности. Субъективация личности ребенка происходит за счет расширения его прав, в частности, права выбора игры, вида деятельности, взрослого, т.е. воспитателя, с которым ему интересно творить, исследовать, познавать. Субъективация личности ребенка и его позиции в этом образовательном пространстве есть основание для самореализации.

Модель организации образовательного процесса в игровом пространстве

Условия: содержательное наполнение групп их цветовое различие; информационные экраны с кармашками и карточками в группах; образовательный ценз и профессионализм педагогов.

1. Мотивация детей, выбор по желанию цветных карточек

2. Перемещение детей внутри игрового пространства:

 подготовка игрового пространства по интересам детей или согласно тематике

 встреча детей, наблюдение за ребенком: интересы, игры, деятельность, какие задачи решает при этом, как использует дидактический материал, какие способы подбирает.

 совместные события, досуги, стимулирующие творческое развитие детей, расцвет их способностей, расширение диапазона интересов.

 после окончания отведенного времени на свободную игру, деятельность дети с карточками возвращаются в свои группы.

3. В документации педагог фиксирует наблюдение, отмечает, с кем отработана какая определенная задача.

4. Рефлексия в группе: ребенок рассказывает, где был, чем занимался, что понравилось, куда желает завтра пойти. Вывешивает на экран свою карточку.

5. Рефлексия педагогов: количественная и качественная оценка работы конкретного игрового пространства, заполнение индивидуальных дневников (карт ребенка).

6. Индивидуальная работа с ребенком, индивидуальные исследовательские проекты детей, индивидуальный образовательный маршрут.

7. Преемственность с семьей и со школой

Объект исследования: игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования:система работы по организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза: результативность развития детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность будет выше при системной организации работы.

Цель проекта

Разработка и внедрение игрового образовательного пространства в ДОУ, обеспечивающего самореализацию ребенка.

1. Изучить методологические и теоретические аспекты проблемы образования детей дошкольного возраста посредством игрового пространства.

2. Разработать нормативно-правовое обеспечение функционирования проекта.

3. Подготовить кадры к эффективному использованию игровой среды в образовании детей, к внедрению в практику деятельности ДОУ инновационные подходы организации игрового образовательного пространства.

4. Создать условия для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста, развития индивидуальности каждого ребенка, удовлетворения потребностей в субъектном развитии, его социализации на фоне их эмоционального благополучия, положительного отношения к миру, себе и другим людям;

1. Создать банк дидактических и методических материалов, разработок по использованию игр, игровых технологий в образовательном процессе ДОУ.

Ожидаемые результаты

 высокое качество образовательного процесса, доступность, открытость и привлекательность образования для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;

 целостность педагогического процесса и создания пространства для образования детей, удовлетворяющего актуального ближайшего и творческого развития каждого ребенка;

 охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.

Для воспитанников:

 развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;

 индивидуальный образовательный маршрут ребенка

 обеспечение взаимодействия с детьми разного возраста и взрослых, направленного на эмоциональное и когнитивное развитие;

Для педагогов:

 выдвижение инициатив, творческого подхода к проектированию образовательного процесса, соответствующего современным целям и задачам развития дошкольного образования

 проекты по моделированию игровой образовательной среды групп, залов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей детей, задач ООП ДО.

Поэтапный план реализации проекта (дорожная карта)

Планируемые результаты

Информационно-аналитическая работа сентябрь 2014 - декабрь 2015г

документов по созданию

собой систему условий образования,

социализации детей в

соответствии с ФГОС

Внедрение в практику инновационных

подходов к организации игровой образовательной среды,

интегративных качеств личности

ценза и уровня квалификации в

подхода в организации игр

А Анализ материально-технического обеспечения ДОУ

с позиции требований ФГОС

Соответствие развивающей образовательной среды ФГОС

Наличие у участников проекта

четкого представления о

изменений в организацию и

Мониторинг психологической комфортности всех

развития у детей интегративных

Повышение уровня развития у воспитанников

по проблеме проектирования

современного дизайна игрового пространства.

квалификации педагогов по проектированию современного дизайна игровой среды

для подготовки детей к освоению грамоты, формирования интереса к книге, как источнику знаний, обогащения активного и пассивного лексического запаса

для развития крупной моторики, навыков грамотного использования спортивного оборудования, формирование осознанного отношения к здоровью

подиумы вместо стационарных кроватей в спальном помещении позволяют использовать пространство группы в целях развития детей

для поддержки игровой инициативы, освоения общественных норм и социальных ролей, развития эмоционального интеллекта

для формирования умений планирования и самостоятельной реализации замысла, публичной защиты проекта, развития воображения, креативности, нестандартного подхода к решению задач

для развития познавательной активности, формирования научной картины мира и обогащения представлений о причинно-следственных связях

для развития мышления, памяти, внимания, формирования алгоритмического мышления, владения навыками элементарного программирования

для повышения самооценки детей, развития творческих способностей, воображения, креативности, эмоционального интеллекта, формирования эстетического отношения к окружающему миру

Основными элементами трансформируемого пространства являются мобильная мебель и полифункциональные подиумы. Вся мебель передвигается с помощью колёс и при ненадобности занимает минимум места за счёт компактной структуры: стулья, столы и тумбы буквально накладываются друг на друга.

Нейтральный цвет мебели

Неброский цвет мебели позволяет создать пространство, наполненное воздухом, и становится фоном для детских работ: именно они станут акцентными элементами в группе. Очень важно, чтобы дети имели возможность демонстрировать все свои работы и поделки, поскольку для дошкольников это является доказательством их состоятельности.

Также нейтральный цвет стен и мебели позволяет организовать образовательную среду с большей гибкостью и трансформируемостью для разных игр. В этом случае за счёт игровых аксессуаров пространство группы может преображаться и каждый раз выглядеть оригинально.

Мы уже упоминали, что практически вся мебель в наших дизайн-проектах мобильная, т. е. её можно передвигать в зависимости от потребностей. Этой способностью также обладают тумбы и небольшие стеллажи для хранения образовательных материалов: они являются частью общего группового пространства, что предоставляет детям больше возможностей для игр и других видов деятельности. Кроме того, тумбы тоже могут встраиваться в детскую игру и превращаться во что угодно — по замыслу детей.

Подобными свойствами обладают и подиумы, размещённые вместо стационарных кроватей. Благодаря им спальня перестаёт быть закрытым помещением, куда дети могут попасть только во время сна, а становится открытой частью группы. Также подиумы предоставляют воспитателям дополнительные возможности для организации образовательной деятельности.


Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре образовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

ФГОС дошкольного образования выдвигает следующие требования к развивающей предметно — развивающей среде ДОУ: развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

  1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
  2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
  3. Полифункциональность материалов предполагает:

− возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

− наличие в ДОУ или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)

− наличие в ДОУ или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

− периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

− доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

− свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

− исправность и сохранность материалов и оборудования.

  1. Безопасность развивающей предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.

Для обеспечения возможности ребенку осваивать окружающий мир и развивать свою индивидуальность, в ДОУ необходим переход от линейного и полностью регламентированного устройства к пространственной организации образовательно-развивающей среды.

Пространственная организация детского сада в целом и каждой группы в отдельности реализуется через совокупность образовательных пространств, в которых ребенок свободно действует, создает и поддерживает вместе с другими нормы и правила этих пространств.

В широком смысле развивающая среда представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.

Основными пространствами детского сада являются:

− пространство физической культуры;

− пространство познания окружающего мира;

− пространство личностно-социального развития.

Так как игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, игровое пространство является самым приоритетным и наиболее интегрированным во все остальные пространства.

Поскольку именно в игре ребенок осваивает окружающий мир и накапливает представления о самом себе, в детском саду необходимо создавать условия для разворачивания игровой деятельности самых разных видов: свободной игры, ролевых игр, игр с разной степенью жесткости заданных правил и различной предметностью (например, математических).

Модульные игровые зоны в группах целесообразно устраивать таким образом, чтобы в них была возможность творческого приспособления пространства к задачам игры, разворачиваемой ребенком (или несколькими детьми) в данный момент.

Предметно-игровая среда в современных ДОУ должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей.

При организации игрового пространства в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

При формировании игрового пространства необходимо:

− избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;

− исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

Для зонирования пространства целесообразно использовать невысокие двусторонние стеллажи на колесиках, легкие переносные ширмы. Вместо традиционных больших ковров удобнее и правильнее использовать небольшие коврики, которые при необходимости можно совместить в единое игровое пространство, либо разъединить на несколько тематических зон (поляна, озеро, дом и т. д.).

Все большую популярность в последнее время приобретает трансформируемая мебель, позволяющая расширить игровое пространство в соответствии с выполняемыми задачами.

Предметно-пространственная среда группового помещения — неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, развивающая предметно-пространственная среда, игровое пространство, ребенок, дошкольное образование, дошкольный возраст, окружающий мир, предметная среда, предметно-игровая среда, развивающая среда.

Автор: Терехова Наталия Петровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Медведевский детский сад № 4 "Ромашка"
Населённый пункт: г. Йошкар – ола
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игровое образовательное пространство в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

______________________________________________________________________________________________________

образовательное

пространство

Составила ст. воспитатель: Н.П. Терехова

индивидуализации, социализации образовательного процесса, т.е. повышения качества в

образовании дошкольников и повышение значимости дошкольного образования в целом.

качества образовательного процесса у дошкольников посредством организации игрового

образовательного процесса (педагог-дети-родители, педагог-педагог).

Концептуальные основы

Cоциально значимые свойства личности и качества ее индивидуальности определяются

которые бы согласовывались с идеями гуманизации, диалогичности, природосообразности

и культуросообразности психолого-педагогического процесса.

Для формирования интегративных качеств ребенка, которые определяют успешность

личностной актуализации и позволяют ребенку самостоятельно решать задачи, адекватные

возрасту, необходимо опосредовать развитие высшего уровня сфер развития ребенка –

проектирование игрового пространства как социокультурной развивающей среды.

Исходя из определения среды как условия развития и становления личности

является одним из важных условий, стимулирующих ребенка к активным действиям,

миром. Игра является

В.Т.Кудрявцев, А.Н.Леонтьев, Т.И.Осокина, Д.Б.Эльконин и др.).

Игровое пространство мы понимаем как совокупность игровой деятельности, которое, по

музыкальной, трудовой и двигательной деятельности детей. Значит, игровое пространство

должно развивать мышление детей, их способность к моделированию действительности в

незнакомыми предметами, материалами, играми, которые наполняют игровое, жизненное,

образовательное пространство ребенка в соответствии с требованиями Программы.

позитивных стратегических ориентиров в развитии системы дошкольного образования:

Желание сделать жизнь детей в детском саду более осмысленной и интересной;

Oтказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;

Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка;

Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития,

интересы детей своей группы.

Значит, проблема создания игрового образовательного пространства актуальна и

отвечает современным целям и задачам развития дошкольного образования. В связи с этим

и возникает необходимость создания проекта «Игровое образовательное пространство в

специально спроектированного образовательного пространства в ДOУ через игры для

физкультурно-оздоровительных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое

благополучие, комфортную, познавательную и бытовую среду в детском саду.

Главная идея проекта – обеспечить реализацию модели игрового образовательного

самообразования, где и с кем.

Во-вторых, это игровая деятельность детей по интересам, желанию и выбору

умственных и речевых навыков, развивать творческие способности ребенка, так как она

собственный образовательный маршрут.

Это позиция повышения качества образовательного процесса за счет создания

возможность выбора вида деятельности, игр, игрушек и творческого партнера-взрослого.

прожить, т.е. поиграть во что-то в сюжетно-ролевой игре, театрализованной игре, где

ребенок образно участвует, перевоплощается в кого-то. Ребенку нужно решать какие-то

задачи, поставленные перед ним в дидактической, развивающей игре, в игре с правилами.

Новизна проекта - это построение новой педагогической формы образовательного

процесса, вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность

свободного выбора детьми игр, материалов, видов активности, участников совместной

деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также

свободу в выражении своих чувств и мыслей. Это определение компонентов и принципов

успешности каждого ребенка.

Компоненты игрового образовательного пространства МДOБУ «Медведевский детский

- Oсвоение пространства, среды.

ориентированы на принципы сохранения жизни и здоровья ребенка и активной позиции

образовательного пространства будет приспособлена к удовлетворению потребностей и

интересов самого ребенка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя

полноправным владельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получать

удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых. Cреда обеспечит игровую,

познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с

материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,

освоение ребенком предметного мира и мира отношений между людьми через игры и

- Индивидуализация образовательного процесса

Это обеспечение возможности изменений в зависимости от образовательной ситуации, в

пространство организуется на основе принципов учета половых, возрастных различий,

самому выбирать то пространство, ту комнату, где будет играть, заниматься любимой

деятельностью. Выбор обеспечивает возможность ребенку в проектировании собственной

каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания

своего образования, становится субъектом образования.

- Cоциальная практика ребенка

волевых качеств, эмоций, чувств. Ребенок, пребывая в разных игровых комнатах, в разных

ситуациях получает социальный опыт. Это встречи, общения, игры с детьми разного

- Разновозрастное детское сообщество

взаимообучения между ними. Взаимодействие и общение в совместной игре оказывает

Преимущества взаимообучения состоят в том, что младший ребенок реально видит, чем

овладел его старший партнер и чему он может научиться в ближайшем будущем. Старший

выполнения игрового задания, проконтролировать правильность выполнения, оказать ему

помощь. Этим старшие лучше осознают их сами.

- Субъективация личности

Личность ребенка в игровом образовательном пространстве, в котором создаются условия,

деятельности. Субъективация личности ребенка происходит за счет расширения его прав, в

частности, права выбора игры, вида деятельности, взрослого, т.е. воспитателя, с которым

ему интересно творить, исследовать, познавать. Субъективация личности ребенка и его

позиции в этом образовательном пространстве есть основание для самореализации.

Модель организации образовательного процесса в игровом пространстве

Условия: содержательное наполнение групп их цветовое различие; информационные

экраны с кармашками и карточками в группах; образовательный ценз и профессионализм

1. Мотивация детей, выбор по желанию цветных карточек

2. Перемещение детей внутри игрового пространства:

подготовка игрового пространства по интересам детей или согласно тематике

встреча детей, наблюдение за ребенком: интересы, игры, деятельность, какие задачи

решает при этом, как использует дидактический материал, какие способы подбирает.

доброжелательную поддержку детской деятельности.

совместные события, досуги, стимулирующие творческое развитие детей, расцвет их

способностей, расширение диапазона интересов.

карточками возвращаются в свои группы.

3 . B документации педагог фиксирует наблюдение, отмечает, с кем отработана какая

4. Рефлексия в группе: ребенок рассказывает, где был, чем занимался, что понравилось,

куда желает завтра пойти. Bывешивает на экран свою карточку.

игрового пространства, заполнение индивидуальных дневников (карт ребенка).

6. Индивидуальная работа с ребенком, индивидуальные исследовательские проекты детей,

индивидуальный образовательный маршрут.

7. Преемственность с семьей и со школой

Oбъект исследования: игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: система работы по организации игровой деятельности детей

старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза: результативность развития детей старшего дошкольного возраста через

игровую деятельность будет выше при системной организации работы.

Цель проекта

Разработка и внедрение игрового образовательного пространства в ДОУ, обеспечивающего

дошкольного возраста посредством игрового пространства.

2. Разработать нормативно-правовое обеспечение функционирования проекта.

3. Подготовить кадры к эффективному использованию игровой среды в образовании детей,

игрового образовательного пространства.

развития индивидуальности каждого ребенка, удовлетворения потребностей в субъектном

развитии, его социализации на фоне их эмоционального благополучия, положительного

отношения к миру, себе и другим людям;

1. Cоздать банк дидактических и методических материалов, разработок по использованию

игр, игровых технологий в образовательном процессе ДOУ.

Ожидаемые результаты

привлекательность образования для детей и их родителей (законных представителей) и

целостность педагогического процесса и создания пространства для образования детей,

удовлетворяющего актуального ближайшего и творческого развития каждого ребенка;

охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.

Для воспитанников:

качеств ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;

индивидуальный образовательный маршрут ребенка

обеспечение взаимодействия с детьми разного возраста и взрослых, направленного на

эмоциональное и когнитивное развитие;

Читайте также: