Образ сказочницы в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Хранителями русской старины, носителями исторической памяти народа были русские сказители (исполнители былин) и сказочники. Они доносили до слушателей своеобразие народной поэзии, были душой, источником светлых, бодрых настроений слушающего их человека. Каждый из них имел свою исполнительскую манеру. Каждый из них обладал своими индивидуальными особенностями. Среди сказителей встречаются богато одаренные поэтические натуры с огромной творческой изобразительностью. Некоторые народные сказители были склонны к фантастическим образам, другие – к бытовым образам, третьи – к шутке и балагурству. Приводим краткие сведения об отдельных исполнителях устного народного творчества. Часто в русских народных сказках - Сказочница - это добрая бабушка. Она в ярком сарафане, живёт в красивом тереме. Вечерами Сказочница садится перед своим окошком, а вокруг собирается ребятня. И неспешно бабушка ведёт свои сказки: "В одном царстве-государстве жил-был. "

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Встреча с бабушкой Сказочницей

Цель : Создание условий для эмоционального развития детей в процессе театрализованной деятельности.

Задачи: Дать детям представление об обитателях природных зон нашей местности; учить имитированию; вспомнить знакомые сказки;

Развивать интерес к театрализованной деятельности, к сказкам, познавательно-речевую активность, мыслительные процессы, внимание, эмоции детей; закреплять звукопроизношение – ш, з, цвет.

Воспитывать любовь к природе, к родному краю, доброжелательное отношение к героям сказки.

Оборудование и материалы: Костюм бабушки Сказочницы, сундучок, иллюстрации к сказкам, ширма, игрушки: Степнячёк, колобок, зайчик, суслик, мышонок, лягушка; цветы для игры, магнитола, запись весёлой музыки.

Предварительная работа: Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы о природных зонах нашего края.

Ход развлечения:

Сказочница: - Здравствуйте, ребята. Вот мы и встретились опять. Вы узнали меня? Да, я бабушка Сказочница и пришла к вам поговорить о сказках. Посмотрите на небо, какое доброе солнышко светит. Оно согревает всю землю своим теплом, и вся природа оживает под его лучами.

Сказочница: -Давайте покажем, как просыпаются деревья и качают своими ветками. Подул ветерок, дерево зашелестело листочками: - ш-ш-ш. А вот проснулись цветы, тянутся к солнышку, раскрывают свои бутоны. Это они здороваются с солнышком. Колышется травка от лёгкого ветерка. Она тоже проснулась от солнышка. А кто это там выглядывает из болота, зелёная такая и глаза на выкате? Это лягушка. Она скачет и квакает: - ква-ква. Тоже рада солнышку. Вот комарик прилетел, песню звонкую запел: - з-з-з-з-з.

К ночи солнышко зайдёт и природа вновь уснёт.

Дети садятся на места.

Сказочница: - Ребята, а я пришла е вам не одна. У меня есть очень хороший помощник. Его зовут Степнячёк. А почему его так зовут, как вы думаете? Вы, наверное, знаете Лесовичка? Его так зовут потому, что он живёт в лесу, он хозяин леса, а Степнячёк живёт … в степи. Он хозяин степи. Давайте все вместе позовём его:- Степнячёк! Не появляется. Я забыла сказать волшебные слова:

- Сундучок мой, распахнись,

Степнячёк мой, появись!

Дети хором повторяют. Из сундучка появляется Степнячёк.

Степнячёк – Здравствуйте. Вы звали меня?

Сказочница – Да, ребята хотят с тобой познакомиться.

Степнячёк – Ну, тогда я представлюсь:

Я дедушка Степнячёк,

А это – сказочный сундучок.

Так мне дорог край степной,

Край просторный и большой.

Там, в степи, хозяин я,

Суслики – мои друзья.

А в сундучке я путешествую вместе со Сказочницей, бабушкой Аришей.

Сказочница – Да, сказывать сказки я мастерица. Ребята, а вы много сказок знаете? Давайте проверим.

Сказочница показывает иллюстрации к сказкам, дети называют сказку.

Сказочница: - Ой, ребятки, молодцы,

Без всякой подсказки

Угадали все сказки.

Степнячёк: - Сказочница Ариша, а какую сказку мы расскажем сегодня ребятам?

Сказочница: - Эта сказка находится в волшебном сундучке.

Степнячёк: - Ну, тогда открывай его.

Сказочница: - Не так всё просто. Сундучок откроется тогда, когда ребята отгадают мои сказочные загадки.

Степнячёк: - Ребята, отгадайте быстрее, хочется вам новую сказку рассказать.

1.Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Всё ж попался…

2. Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко…

(Кот, петух и лиса)

3. Отворили дверь козлята

И исчезли все куда-то…

(Волк и козлята)

4. Кто-то по лесу идёт,

Короб на спине несёт,

Вкусно пахнет пирогами,

Что за сказка перед вами?

(Маша и медведь)

5. Курочка яйцо снесла,

Деду с бабкой отдала.

(Курочка ряба)

6. Кто-то жил в избушке ледяной,

А кто-то жил в избушке лубяной,

Весною выгнала она его,

Скажите быстро, сказка про кого?

(Лиса и заяц)

Степнячёк: - Молодцы у нас ребятки,

Отгадали все загадки.

Теперь можно и сказку послушать.

Сказочница: - Но сначала погуляем, цветы пособираем.

Сказочница: -Ну что, ребята, загадки отгадали, цветы пособирали, попробуем открыть наш сундучок.

Сказка уж давно пришла,

Малых деток ждёт она.

Где ты, сказка, отзовись,

Нам скорее покажись!

Сундучок открылся, а сказка не выходит. Надо отгадать, какая сказка в сундучке. Слушайте:

Круглый да удаленький,

Но росточком маленький,

Он попался на зубок,

Что за сказка?

На ширме появляется Колобок.

Колобок: - Я – весёлый Колобок,

Колобок – румяный бок,

К детям в детский сад бегу,

Витаминки им несу.

Сказочница: - Покатился Колобок,

Колобок – румяный бок,

По посадкам, по кустам,

Видит – зайка скачет там.

На ширме появляется Зайчик.

Заяц: - Ах, какой ты, Колобок,

У тебя румяный бок,

Пахнешь сдобой очень вкусно,

Лучше, чем листок капустный.

Колобок, я тебя съем.

Колобок: -Не ешь меня, Зайка, я тебе песенку спою! (поёт)

Я – весёлый Колобок,

Колобок – румяный бок,

К детям в детский сад бегу,

Витаминки им несу.

И тебя, Зайчишка, витаминкой тоже угощу.

Зайчик: - Спасибо, дальше, Колобок, беги,

Счастливого тебе пути!

Сказочница: - Бежит Колобок дальше,

Видит – суслик впереди.

На ширме появляется Суслик.

Суслик: - Ах, какой ты Колобок,

У тебя румяный бок,

Пахнешь, словно в поле рожь,

Ты на зёрнышко похож.

Зиму я не ел совсем,

Вот тебя сейчас я съем!

Колобок: - Не ешь меня, Суслик, я тебе песенку спою! (поёт)

Я – весёлый Колобок,

Колобок – румяный бок,

К детям в детский сад бегу,

Витаминки им несу.

И тебя, Суслик, витаминкой угощу.

Суслик: - Вот спасибо, как я рад!

Беги дальше в детский сад!

Сказочница: - Через поле Колобок идёт,

А в поле Мышонок живёт.

Вылез Мышонок из норки,

Всё он съел до последней корки,

Видит – мчится Колобок,

По дорожке скок-поскок.

На ширме появляется Мышонок.

Мышонок: - Ах, какой ты, Колобок,

У тебя румяный бок,

Пахнешь, словно колосок,

Видно, хлебный Колобок.

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: - Не ешь меня, Мышонок, я тебе песенку спою! (поёт)

Я – весёлый Колобок,

Колобок – румяный бок,

К детям в детский сад бегу,

Витаминки им несу,

И тебя, Мышонок, витаминкой угощу.

Мышонок: - Спасибо, дальше, Колобок, беги,

Чтоб не было преград у тебя на пути!

Сказочница: - В детский сад Колобок спешит,

У пруда лягушка сидит.

На ширме появляется Лягушка

Лягушка: - Ах, какой ты Колобок,

У тебя румяный бок,

Пахнешь вкусно очень-очень,

Съесть тебя Лягушка хочет.

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: - Не ешь меня, Лягушка, я тебе песенку спою! (поёт)

Я – весёлый Колобок,

Колобок – румяный бок,

К детям в детский сад бегу,

Витаминки им несу,

И тебя, Лягушка, витаминкой угощу.

Лягушка: - Спасибо, Колобок, ступай,

И меня не забывай.

Колобок: - Я –весёлый Колобок,

Колобок – Румяный бок,

К детям в гости я пришёл,

Детский сад едва нашёл,

Встретил Зайца и Лягушку,

Встретил Суслика степного

И Мышонка полевого,

И про вас я не забыл.

Витаминки бабушка прислала

Для хороших малышей,

Чтобы были все здоровы

И чтоб было веселей.

Колобок отдаёт Сказочнице витамины, прощается и уходит.

Сказочница: - Спасибо тебе, Колобок.

Степнячёк: - Ребята, понравилась вам сказка? Тогда давайте поблагодарим Сказочницу Аришу за её сказку и на прощанье, давайте вместе потанцуем.

Оценить 214 0

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы

Цель Формировать навыки связной речи на примере русских народных сказок.

Организованно – побудительный этап (звучит в записи звучание балалайки)

Воспитатель (в русском народном костюме):

«Здравствуйте, добры молодцы.

Да красны девицы!

У нас на Руси сказки очень хороши!

Я на вас погляжу,

Сказки вам расскажу.

Вы на ус все намотайте,

Я подготовила для вас много сказок, но сначала хочу узнать:

Воспитатель: Знаете ли вы сказки?

Любите ли вы сказки? (ответы детей)

А вот мы сейчас и узнаем.

Курочка – яичко – мышка – баба-дед.

Усложнение для старшего дошкольного возраста

Царь ---- три сына ---- стрела ----- лягушка

Царь ---- три сына ---- серый волк --- царевна

Мачеха --- две дочери --- Морозко --- пес

Кот --- петух --- лиса --- избушка --- гусли

Усложнение для старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Ребята, вы должны назвать сказку, вспомнить как зовут сказочных героев и что чаще всего они говорили.

Воспитатель: Почему сказки, о которых мы сейчас говорим, называют русскими народными? Как они появились? (ответы детей)

Ариша подросла и стала своим деткам мамины и бабушкиными сказки рассказывать.

Воспитатель: Засиделись добры молодцы, подустали красны девицы. Русский народ любит не только сказки сказывать, но и веселиться умеет, хороводы водить любит:

«У нас росла березка, -

Вот такая, Хоровод двигается по кругу,

Вот такая на последнем слове – останавливается.

Вот глубок, Нагибаются, стараясь

Вот так высоки, Поднимают руки вверх,

Вот так широки, Хоровод расходится, расширяясь.

Рефлексивно – корригирующий этап.

А какую русскую народную сказку ты любишь больше всего?

Как обычно заканчиваются русские народные сказки?

Сундучок мой пора закрывать, а в нем еще что- то есть. (Достает книгу сказок, дарит ее детям и закрывает сундучок).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети заходят в группу под музыку, их встречает сказочница в русском сарафане, кокошнике.

Сказочница: Здравствуйте, ребята, добро пожаловать ко мне в гости. Я - бабушка - сказочница, я знаю много интересных сказок, загадок, песен. Посмотрите дети, какой у меня красивый сарафан, фартук, бусы, лапти. (Дать детям возможность рассмотреть, потрогать). Сегодня со мной произошла необычная история. По дороге в детский сад мне повстречался один из героев русской народной сказки. Герой поведал мне, что потерялся и теперь не может найти свою сказку. Давайте с вами угадаем, что это за герой и познакомимся с ним поближе.

Заревели бабка с дедом:

- Как теперь нам быть с обедом?

Мышка по столу бежала

И яичко вдруг упало.

Все вернуть в свои начала.

Воспитатель одевает на руку куклу Курочка Ряба, и общается с детьми от лица персонажа.

Вы, ребята, не стесняйтесь,
Побыстрей располагайтесь.
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Приготовьте ушки, глазки,
Мы сейчас расскажем сказку!

Сказочница: Как называется эта сказка?

Сказочница: Я буду начинать, а вы продолжайте. Жили-были…

Дети: Дед да баба.

Сказочница: И была у них…

Дети: Курочка Ряба… и т.д.

По ходу рассказа (по мере того как ребенок заканчивает фразу) воспитатель ставит на стол соответствующую фигурку настольного театра. Затем еще раз рассказывается сказка детьми при минимальной помощи воспитателя.

Сказочница: Вы знаете, ребята, а у бабы с дедом вместе с курочкой живет и петушок. Они хотят с вами поиграть. А вы хотите?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что – то загрустила наша курочка Ряба. Как вы думаете, почему? ( ответы детей). Наверное, она загрустила по своему дому. Отпустим мы ее домой? ( ответы детей).Вот только, чтобы она помнила нас, мы ей своими руками приготовим сюрприз. Мы слепим ей из пластилина много простых яичек, пусть курочка порадуется и порадует деда с бабой! Предлагается детям сесть за столы и каждому слепить яичко.

Воспитатель: Возьмите кусочек пластилина, погрейте его в своих ладошках. Далее положите его между ладошек и круговыми движениями катайте пластилин. Получился шарик. Теперь сплющьте его пальчиками посередине. Вот и получилось яичко.

Дети лепят яички.

Воспитатель: А сейчас посмотрите на свои красивые яички и скажите: 1.Разобьют ли ваши яички баба с дедом? (ответы детей) Докажите( Дети с небольшой высоты бросают яичко на дощечку).

2.Смогут ли скушать ваши яички баба с дедом? (ответы детей). Докажите ( Пластилин нельзя кушать)

А теперь положите свои яички в лукошко, мы подарим их курочке, а она отнесет их деду с бабкой, расскажет, где была и подарит такие замечательные сувениры, чтобы они не плакали.

Читайте также: