Образ матери в детской литературе для начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

Расширяет кругозор, воспитывает уважительное отношение к родному человеку маме, желание ей помогать.

Обогащает словарь и развивает связную речь.

Б. Емельянов

Такой это был несчастный, нехороший день!

С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.

Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка и никакого сладу с ней нет.

— Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? — и положила Маше на лоб свою руку.

Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые.

На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.

— Фу, — сказала она. — Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.

— Ну вот, — удивилась мама. — Столько лет жили-дружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?

— Жёсткие, — ответила Маша. — Царапаются.

Мама посмотрела на свои руки, Маше показалось, грустно.

— Руки обыкновенные, — сказала мама. — Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.

Встала и ушла в ванную мыться и заперлась на крючок.

Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, бабушка не пустила.

— Сиди! — сказала бабушка грозно. — Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано — на десять таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место — дай тебе бог такой быть, обидчица!

— Я её обидеть не хотела, — сказала Маша плача.

— Не хотела, да обидела, — сказала бабушка. — Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое. Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих. Надрала бы уши.

Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась, в чём дело.

— Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, — сказала она. — Сердце у бабки отходчивое. Я бы на её месте.

— Знаю, знаю! — закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. — Знаю.

— Ничего ты не знаешь, — сказала мама. — А если знаешь, говори.

— Знаю, — сказала Маша. — Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я твои руки обидела.

— Ну и надеру, — сказала мама. — Чтоб не обижала.

— Бабушка говорила, — сказала Маша из угла, — что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём — вы обе не можете.

Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.

И. Токмакова

Почитай мне, мама!

Когда мне книжечку читает мама,

Совсем не то, что сам себе читаю.

Хотя я буквы все прекрасно знаю

Но если мама с книжкой сядет рядом,

Как эту книжку слушать интересно!

Как будто в рубке капитан отважный,

Который не боится злых пиратов,

Как раз и есть — я сам!

Или хожу в дозор я на границе,

Или в ракете направляюсь к солнцу,

И космонавт бесстрашный — тоже я,

Прошу тебя, ты почитай мне, мама.

Сегодня я как будто стану птицей

И бедную Дюймовочку спасу!

Е. Пермяк

Как Миша хотел маму перехитрить

Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:

— Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?

— Оно, мама, само отломалось.

— А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?

— Она, мамочка, сама разорвалась.

— А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?

— Он, мама, сам куда-то потерялся.

Тогда Мишина мама сказала:

— Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!

— А как? — спросил Миша.

— Очень просто, — ответила мама. — Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они это все сделают.

Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.

Автор: Мезенцева Татьяна Витальевна
Должность: преподаватель профессионального цикла
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "Киренский профессионально-педагогический колледж"
Населённый пункт: г.Киренск
Наименование материала: Ознакомление дошкольников с художественной литературой
Тема: Образ матери в детской литературе
Раздел: дошкольное образование

(Образ матери в детской литературе)

Преподаватель Мезенцева Т. В.

монологическую речь; 3 Воспитывать любовь, уважение к матери.

Эпиграфы: Мама – это окно в большой мир!

Мама – это чудо мира!

«Ты одна мне помощь и отрада,

Подготовка к уроку: учащиеся самостоятельно подбирали прозаические и поэтические

произведения о маме; выставка книг; аудиозапись детских песен.

Слово учителя.

подарила ему жизнь. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живёт

в человеке до конца его жизни.

У каждого из нас возникает чувство защищённости и покоя, когда рядом с нами мать. Но

всегда ли мы сознаём, какой ценой оплачены наши покой и счастье.

Маленькая, кроткая моя,

Просто - мать, каких не счесть на свете.

Не сравню родную с солнцем я, -

Тихим огоньком она мне светит,

Но когда внезапно на лету

Горе тучей солнце заслоняет –

Огонёк чуть видный заслоняет.

Маленькая, кроткая моя,

Просто – мать, каких не счесть на свете.

С горстку солнца вся-то жизнь твоя,

А душе и днём, и ночью светит.

- Стихи восточного поэта перекликаются со строчками русского поэта (обращаемся к

С горем и радостью идём мы к матери и находим понимание. Она желает нам только

написано немало прекрасных поэтических и прозаических строк. Большое впечатление

Легенда «Корабль

- В чём, по мнению автора, сила матери?

- Почему материнская любовь делает человека сильнее, мужественнее?

Обратимся к фольклору: как в нём представлен образ матери? (Вспомним о

колыбельные песни, пестушки, потешки и др. Пословицы, поговорки – мудрость народа.

Как говорится в них о маме?)

все лишения, трудности, помогает в лихое время. (Приведите примеры, подтверждающие

3. В детской литературе о маме можно выделить несколько тем:

Выражение детской любви, привязанности к маме, самому близкому

и дорогому человеку.

Мама! Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в

самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже

мамины руки. Мама… Ты, маленький, ещё не умел говорить, она понимала тебя без

слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Мама учила тебя говорить,

ходить… Мама прочла тебе первую книгу. От неё ты узнал, как зовут птиц:

воробей, ласточка, синица…Первую снежинку помогла тебе увидеть мама…

оказывается простым и естественным – с любви к матери.

Книга открывается словами З. Воскресенской (зачитать)

- Какова главная мысль?

Стихи о вынужденном расставании с мамой, о разлуке, обиде, которая

разделяет маму и ребёнка.

Я маму мою обидел,

Из дома вместе не выйдем,

Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,

И я ей не помашу.

Она ничего не расскажет,

И я ей не расскажу.

Возьму я мешок за плечи,

Я хлеба кусок найду,

Найду я палку покрепче,

Уйду я, уйду в тайгу!

Я буду ходить по следу,

Я буду искать руду

И через бурную реку

Строить мосты пойду!

И буду я главный начальник,

И буду я с бородой,

И буду всегда печальный

И молчаливый такой…

И вот будет вечер зимний,

И вот пройдёт много лет,

И вот в самолёт реактивный

Мама возьмёт билет.

И в день моего рожденья

Тот самолёт прилетит,

И выйдет оттуда мама,

И мама меня простит.

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

испытывает и почему?

- Какие мысли рождает в ребёнке осознание ссоры с мамой?

ассоциируется у всех с мамой. Это – мамин день. ( выразительное

чтение стихотворений студентами)

День весенний и мимозный - это мамин день!

День взволнованный и нежный - это мамин день!

День подарочный, сюрпризный - это мамин день!

Праздник мам

Восьмое марта, праздник мам,

Тук-тук! – стучится в двери к нам.

Он только в тот приходит в дом,

Где помогают маме.

Мы пол для мамы подметём,

На стол накроем сами.

Мы сварим для неё обед,

Мы с ней споём, станцуем.

Мы красками её портрет

В подарок нарисуем.

- Их не узнать! Вот это да!-

Тут мама скажет людям.

Всегда такими будем!

Поздравительная песенка

У нашей мамы праздник, Чтоб наша мама весело

И мы её поздравим . и счастливо жила

Хорошие отметки И чтобы всех других она

Немедленно предъявим, Прекраснее была!

Посуду сами вымоем, Хотим, чтоб улыбалось

И в доме приберём, Ей счастье в каждом деле,

И маме поздравленье Чтоб папа помогал ей,

Весёлое споём. А дети поумнели.

А мы уж постараемся

И будем лишь четвёрки

И пятёрки получать.

Если был бы я девчонкой

Если был бы я девчонкой, я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал, я б рубашки постирал,

Я бы вымыл в кухне пол, я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего я не девчонка,

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

ВАЛЬС ДЛЯ МАМЫ

Нет никого моей мамы дороже,

Нет никого справедливей и строже,

Нет никого моей мамы добрей,

Ласковой мамочки милой моей.

Как я люблю её тёплые руки,

Тихого голоса нежные звуки.

С мамой и солнце нам светит сильней,

Холодно в мире без мамы моей.

Кто пожалеет и кто обогреет,

Ночи не спит, когда мы болеем?

Нет никого в целом мире родней

Мамы единственной милой моей.

- Мы проводим наш урок в преддверии праздника. Пусть он напомнит вам, как любят вас

ваши мамы, заботятся, переживают. Напишите им, позвоните (если они далеко), обнимите

покрепче, поцелуйте. Цените каждое мгновенье, проведённое с мамой.

Ты вечно помнить должен мать,

Мать отдала тебе любовь

И поделилась всем с тобой:

Собой. Здоровьем. Добротой.

И жизнью. И своей мечтой.

Хоть ты оставил ей в залог –

На долгий срок сыновий долг –

Её надежда без обид

Звезду твоей судьбы хранит…

Ты мать не просто вспоминать,

Ты должен вечно помнить Мать!

- Какие мысли и чувства вызывает у вас тема сегодняшнего занятия?

- Какое литературное произведение понравилось вам больше всего и почему?

- Как, по-вашему, необходимо воспитывать чувство любви и уважение к матери у младших

Психологи и специалисты по детскому чтению проанализировали, как и почему меняется образ матери в современной детской литературе


Текст и фото: Дарья Доцук

На фото: Татьяна Губина с обсуждаемой книгой в руках



Книга Татьяны Губиной - о том, как образуются семьи, как люди становятся матерями и отцами, ведь любовь к ребенку не обязательно приходит сразу, она формируется постепенно.

Екатерина Асонова добавила, что каждый ребенок - это принятие нового, гибкость, понимание, что этот опыт не будет совпадать с прошлым опытом материнства женщины. Поэтому и не может быть универсальных рецептов.

Анна Куусма

Читателям нравятся и мамы в книгах Астрид Линдгрен. Например, мама Малыша в истории про Карлсона уезжает на месяц в деревню отдохнуть от переутомления, поэтому семья и нанимает Фрекен Бок. И это нормально.

Татьяна Рудишина

Мамы любят спать в субботу,

И лепить слонов из снега,

И прогуливать работу,

И зимой без шапки бегать.

Екатерина Асонова сказала, что скандинавская литература - кладезь самых разных мам. Они могут устать, заболеть (в том числе раком или депрессией), могут даже умереть. Русскоязычная литература пока очень осторожна по части образа матери.

Только мы пришли к выводу, что нужно принимать разные материнские чувства и поступки, как возник вопрос: все ли мы готовы принять? В какой момент мы переходим к осуждению?

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока и презентацию по внеклассному чтению на тему: "Произведения о маме". Надеюсь, они помогут вам.

ВложениеРазмер
prezentaciya_mamochka_milayamama_moya.rar 2.76 МБ
mama.docx 23.29 КБ

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Тема . Внеклассное чтение. Произведения о маме.

Цель: ознакомить со стихами и рассказами о маме; развивать мышление, навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к маме, желание ей помочь.

- Станьте ровно. Сейчас у нас урок внеклассного чтения. Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.

- Сядьте тихо и правильно.

II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА:

1) Эмоциональный настрой на урок:

- Каждый час, каждую минуту человек произносит много разных слов: весёлых и грустных, нежных и ласковых. Вспомните самое тёплое с и нежное слово, которое согревает душу и сердце каждого человека, не важно, мал он или стар. Запишите его на карточке. А теперь прослушайте внимательно стихотворение Н.Бромлей.

Какое самое первое слово?

Какое самое светлое слово?

Какое самое главное слово?

Его никогда не напишут с ошибкой,

На первой странице оно в букваре,

Его произносят повсюду с улыбкой,

И каждый малыш говорит во дворе…

Шепни его тихо, скажи его громко.

Главное слово любого ребёнка – МАМА

- Проверьте, вы такое же записали слово?

- Кто такая мама для каждого из вас?

- Как вы относитесь к своей маме?

- За что вы любите её? Как проявляется ваша любовь к самому дорогому человеку на Земле?

- Сегодня к уроку внеклассного чтения вы подготовили произведения о самой светлой женщине на Земле - той, что подарила вам жизнь, той, что с трепетной заботой оберегает ваше детство и юность, той, что тревожится за вас, когда вы становитесь взрослыми. На уроке мы все вместе будем читать МУДРУЮ И ДОБРУЮ КНИГУ О МАМЕ. На каждой страничке этой увлекательной книги вас ждут интересные задания и встречи.

IV. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА:

1) СЛОВАРНАЯ СТРАНИЧКА

а) Речевая и мимическая разминка:

- Произнесите это слово с улыбкой, задумчиво, шепните, скажите его звонко, протяните его нежно.

б) Словарная работа:

- А как вы думаете, какое это слово – МАМА?

ТЁПЛОЕ, НЕЖНОЕ, ЛАСКОВОЕ, МИЛОЕ, ДОБРОЕ, НАДЁЖНОЕ, ЛЮБИМОЕ, МОДНОЕ, ДОРОГОЕ, КРАСИВОЕ, РАДОСТНОЕ, ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ…

- Как ещё мы обращаемся к своему самому близкому и дорогому человеку на свете?

МАМОЧКА, МАМУЛЯ, МАМУЛЕЧКА, МАТУШКА

2) СТРАНИЧКА НАРОДНОЙ МУДРОСТИ

Работа в парах над пословицами о маме:

- В народе живёт много хороших, ласковых слов о матери, ставших пословицами и поговорками. Мы не знаем, кем они были сказаны впервые, но они верны и часто повторяются в жизни и переходят из уст в уста, от поколения к поколению. Готовясь к уроку, вы подбирали пословицы и поговорки о маме, материнской любви и верности. Сейчас мы проверим, какие из них вы запомнили.

- На столах у вас лежат конверты с пословицами. Но вот беда: слова в них рассыпались. Попробуйте собрать слова так, чтобы восстановить народную мудрость:

НЕТ, БЛИЖЕ, ДРУГА, МАТЕРИ

(Ближе матери друга нет .)

МАТУШКА, НЕТ, ДРУЖКА, ЛУЧШЕ, РОДНАЯ, ЧЕМ

( Нет лучше дружка, чем родная матушка. )

СОЛНЫШКЕ, ПРИ, МАТЕРИ, ПРИ, ДОБРО, ТЕПЛО

( При солнышке тепло, а при матери добро)

МАТЕРИНСКИЙ, ЧТО, СНЕГ, ГНЕВ, ВЕСЕННИЙ

(Материнский гнев, что весенний снег)

- Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете? Почему так говорят?

3) СТРАНИЧКА ВНИМАТЕЛЬНОГО СЛУШАТЕЛЯ

а) слушание рассказа в исполнении учителя и релаксация в музыкальном сопровождении:

-Садитесь поудобнее, прикройте глаза, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, медленно и плавно выдохните, расслабьтесь.

Мама… Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже, когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Мама… Ты, маленький, ещё не умел говорить, она понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Мама учила тебя говорить, ходить… Мама прочла тебе первую книгу. От неё ты узнал, как зовут птиц, узнал, что у каждого цветка есть имя. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама. Каждый день детства связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным.

До сих пор слышу мамин негромкий голос, неторопливые шаги, ощущаю бережное прикосновение её рук, шершавое тепло платья на её плече.

И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. Чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

б ) анализ содержания прослушанного произведения:

- Как автор описывает мамин голос? Какие у мамы руки? В каком возрасте человеку нужна мама? Почему? Что вы всегда будете помнить, даже став взрослыми?

4) СТРАНИЧКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Выразительное чтение стихотворений о маме, подготовленных детьми к уроку

- За что мы любим свою маму? Кто нас всегда поймёт и простит? Кому мы доверяем все свои тайны?

- На что похож голос мамы? Какой у мамы взгляд? Какой смех у мамы? Почему каждый ребёнок считает, что его мама лучше всех?

- За что мы всегда будем благодарны своей маме? Почему мы называем маму самым лучшим другом?

- Как мама заботится о нас? Отчего мама иногда плачет из-за своих детей? Что нужно делать нам, чтобы мамочка никогда не огорчалась из-за нас?

5) СТРАНИЧКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

( читают учащиеся Iгруппы)

«Мальчик и отец не заметили, как мама уснула.

- Смотри, папа, - сказал мальчик чуть слышно, - у мамы около брови морщинка. Откуда она взялась?

- А помнишь, как ты обидел маленькую девочку? – спросил папа.

- Так вот. На следующий день у мамы появилась морщинка.

- А около губ морщинка тоже моя?

Папа задумался. Потом посмотрел на маму и сказал:

-Вот и на лбу морщинка появилась.

Мальчику стало грустно. Папа сказал:

- Мы с тобой оба виноваты. Давай не огорчать маму.

- И морщинок совсем не будет? – спросил мальчик.

- Совсем, - ответил папа.

-Что заметил мальчик на лице у мамы? Кому он сказал об этом? Почему появилась морщинка на мамином лице? Кто был виноват в появлении этой морщинки? Какое настроение было у мальчика? Почему мальчику стало так грустно? Что папа предложил мальчику?

-Как надо относиться к маме? Почему?

6) СТРАНИЧКА ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

- Вспомните, кого считают Покровительницей всех мам на Земле? К кому обращается мама за помощью в своих молитвах в трудные минуты, кого молит она о сохранении жизни и здоровья своих детей?

Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица.
Но она не уснет, продолжая нас ждать.
Я сегодня хочу до земли поклониться
Нашей женщине русской, по имени МАТЬ.
Той, которая жизнь подарила нам в муках,
Той, что с нами, порой, не спала по ночам.
Прижимали к груди ее теплые руки.
И молилась за нас всем Святым Образам.

Нет, наверное, среди нас ни одного, кто ни разу не видел иконы Божией Матери с Богомладенцем Иисусом Христом на руках. Маленький Спаситель прижимается головкой к щеке Пречистой Девы, которая обнимает рукой своего Сына, смотрит на нас с иконы, скорбя и молясь о каждом из нас. Столько любви, тепла, света в её взгляде, с такой трепетной заботой смотрит она на каждого из нас. Она – великая и милосердная заступница за всех нас. Впустив Её святой лик в свои сердца, вы почувствуете Её бесконечную материнскую любовь к вам .

- Берегите матерей, потому что в каждой из них есть частица образа Пресвятой Богородицы, Матери человеческой…

7) СТРАНИЧКА БИБЛИОТЕЧНАЯ

- Мамина любовь и нежность, материнская вера и надежда вдохновили почти каждого писателя, поэта, художника, композитора рассказать о Матери словом, цветом, звуками. И на одном уроке просто невозможно прочитать и рассказать, показать и услышать все эти произведения, поэтому, сегодня очень хочется предложить вам серию книг для детского чтения, посвящённых нашим самым любимым и дорогим мамочкам.

( краткое знакомство с выставкой книг)

IV. ОБОБЩЕНИЕ ПО УРОКУ

- Кому был посвящен сегодняшний урок?

- Какие добрые и ласковые слова, обращенные к маме, вы запомнили?

- За что каждый человек, живущий на Земле, так любит и уважает маму?

- Как нужно относиться к маме?

- В чем может проявляться забота?

- Чем отплатить маме за её любовь, пронесённую, словно горящая свеча, через все годы её жизни? Чем отплатить маме за бессонные ночи, проведенные около нашей кроватки? Кто из нас может в полной мере по достоинству оценить ежедневный кропотливый, продолжающийся из года в год, а вместе с тем столь незаметный труд мамы по дому? И всё ради нас, чтобы дети были сыты, чисты и опрятны, чтобы детство осталось самой счастливой порой жизни. Воздать маме мы сможем только благодарностью, явленной в словах и делах.

Вот почему необходимо сейчас, с сегодняшнего дня учиться любить маму так, чтобы эта любовь согрела ее и наше сердце, связала нас такими тесными узами, которые окажутся сильнее самой смерти. Любите своих мам, говорите им каждый день самые нужные и ласковые слова.

Читайте также: