Образ лисы в детском саду
Обновлено: 08.07.2024
Цель: познакомить детей с диким хищным животным – лисой и исследовать ее образ в русских народных сказках.
ОО ПР — формировать познавательный интерес детей к дикому животному - лисе, к ее повадкам, среде обитания; систематизировать и углубить представления детей о лисе как сказочном образе.
ОО РР — продолжать знакомить детей с книжной культурой, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, обогащать активный словарь детей.
ОО ХЭР — развивать восприятие и понимание произведений словесного и изобразительного искусства, мира природы; воспитывать любовь к фольклору; стимулировать творческий потенциал детей.
ОО СКР — развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; помочь в усвоении нравственный ценностей через поведение героев сказок; способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
ОО ФР — продолжать обогащать опыт детей в формировании и развитии координации движений, гибкости, двигательной активности, крупной и мелкой моторики обеих рук, становлении ценностей здорового образа жизни, формировании полезных привычек.
Занятие предполагает предварительную работу с детьми и родителями по данной теме в течение недели. Далее проводится с детьми итоговое занятие, где подводится результат проделанной работы и степень усвоения детьми знаний.
Пятница. Итоговое занятие с целью закрепления знаний о лисе как хищном животном, обитающем в лесу и героине фольклора.
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, практический.
Используемые технологии: ИКТ (подбор художественного материала, слайдов), ТРИЗ (использование мнемокарточек, метода ассоциаций), здоровьесберегающие (создание благоприятной эмоциональной обстановки, пальчиковая гимнастика, физкультминутка).
Хвост пушистый бережет и зверюшек стережет,
Знают рыжую в лесу очень хитрую (лису).
Лесная рыжая плутовка кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка, а зовут ее (лисичка).
Рыжая шубка по лесу плутает, хвостом след заметает.
Лисонька-лиса! Шуба хороша, да повадочка плоха!
Лиса семерых волков проведет!
Спит лиса, а во сне кур щиплет!
Разминаем пальчики, раз, два, три!
Разминаем пальчики-ну-ка, посмотри!
Вот бежит лисичка, раз, два, три!
Хитрая лисичка, ну-ка, посмотри!
Лепим, лепим личико, раз, два, три!
Что же получилось? Ну-ка, посмотри!
Хитрая лисичка — вот она!
Рыжая сестричка хороша!
Вот лисичка злая, ой-ой-ой!
ОТ нее скорее убегу домой!
У лисички нашей грустный вид,
Сидит одна лисичка и грустит.
Улыбнись, лисичка, погляди на нас,
Тебя мы не оставим в трудный час!
- Перед вами лежат листы бумаги с контурами лисы, но они бесцветные, невыразительные, скучные. Нужно их раскрасить, оживить и будет у нас веселая лисья семейка! (Предлагаю взять детям карандаши, уточняювыбор цвета, обращаю внимание, как ребята держат карандаш, как штрихуют силуэт.)
В заключении рассматриваем рисунки детей и совместные работы родителей и детей, выполненные дома.
Цель: обобщение игрового опыта, интереса к театрально-игровой деятельности.
Задачи : воспитывать интерес к русским народным сказкам, эмоциональное восприятие ; развивать творческие способности детей средствами театральной деятельности ; формировать умения передавать характеры сказочных героев (мимика,интонация).
Материал : иллюстрации с изображением лисы,разрезные картинки (Колобок, Теремок) ,жетоны, па злы с изображением сказок, кист., театр би-бо-бо, краски альбомный лист,
Предварительная работа: Просмотр мультфильмов, чтение сказок про лису, разучивание потешек, песенок про лису,театрализация отрывков сказок про лису.
Ход НОД.
Лиса: – Здравствуйте, ребята, узнали меня? (Да, узнали - ты Лиса) А как вы поняли, что я лисичка?
Дети: – Лисичка рыжая, хвост пушистый, хитрая.
Лиса: – А где я живу?
Дети: – Лисичка, ты живешь в лесу.
Лиса: – Я живу не только в лесу, но
еще я живу в русских народных сказках. Авы знаете кто писал народные сказки?
Дети: – Сказки писал народ.
Лиса: – Ребята, а как меня называют в сказках?
Дети: – Лисонька, рыжая плутовка, лиса-кумушка, лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна.
– Послушайте правила. По очереди я буду давать задания каждой команде. Одна команда отвечает, другая – внимательно слушает и может дополнять.
– А вот и первое задание. Назовите сказки, в которых живу я, лисичка- сестричка.
Лиса: – Молодцы, каждой команде по жетону.
5). Да я вас не потесню: сама лягу на лавочку хвостик под лавочку, скалочку – под печку. (Из сказки «Лисичка со скалочкой).
Лиса: – Все команды справились с этим заданием, получают по жетону.
Лиса: – Молодцы и с этим заданием ребята справились, получите жетон.
Ну, а чтобы быть ловкими и быстрыми, как лиса, сделаем лисичкину зарядку:
Физминутка. Раз прыжок, два присядка –
Вот лисичкина зарядка.
А лисята как проснутся,
Любят долго потянуться.
Ну, и хвостиком вильнуть.
Аккуратно спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
А кому зарядки мало –
Начинаем все сначала.
Лиса: – Вот мы размялись, продолжаем играть.
Лиса: – Молодцы, вы настоящие артисты.
Лиса: Молодцы, ребята, всем помогли, всех узнали. Получайте по жетону.
Обещаю, больше никого не обижу.
5. Заключительная часть: Лиса: – без колобка я жить не могу, уж очень я его люблю. Хочу, чтобы вы нарисовали его портрет мне на память. (Рисование колобков).
Лиса: – Ой! Какие хорошенькие колобки получились, такие аппетитные.
– Давайте узнаем, какая команда набрала больше жетонов. (Дети сами считают). У всех поровну.
– А мне пора возвращаться в сказку. До свидания!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
НОД по развитию речи и восприятию художественной литературы и фольклора.
Разработчик: Рощектаева Т.Ю.
НОД по развитию речи и восприятию художественной литературы и фольклора с детьми старшего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативная, познавательная, художественно – эстетическая.
Возрастная группа : подготовительная.
Форма совместной деятельности: развивающая образовательная ситуация.
зрительный ряд – иллюстрации к русским народным сказкам, портрет художника Е. М. Рачёва.
мультимедийные образовательные ресурсы - ноутбук, пректор
раздаточный материал – иллюстрации к русским народным сказкам.
оборудование – шкатулка с куклой би-ба-бо – лисой; маски лисы и журавля; кувшин, тарелка, сундучок – в нём лапти.
Закрепить знания детей о знакомых сказочных произведениях
Формировать у детей умение подбирать слова – синонимы, отвечать на вопросы полными ответами, грамотно выстраивая предложение.
Продолжить знакомство с художником – иллюстратором Е. М. Рачёвым.
Формировать у детей умение передавать характеры сказочных героев.
Развивать монологическую и диалогическую речь, логическое мышление.
Прививать потребность самовыражаться через театральную деятельность.
Воспитывать у детей потребность в желании знакомиться с народным творчеством.
Воспитывать интерес к чтению русских народных сказок.
Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Планируемый результат:
понимают ценность народного творчества
развивается монологическая и диалогическая речь
эмоционально реагируют на содержание сказок
с удовольствием участвуют в театрализованной деятельности
развиваются положительные эмоции
продолжили знакомство с творчеством Е. М. Рачёва.
владеют элементарным самоконтролем
Воспитатель загадывает загадку:
Длинным хвостиком махнёт,
Зубки хищно облизнёт.
Не успеешь оглянуться –
( на экране образ лисы из любой русской народной сказки )
- Для того, чтобы мы могли правильно выражать свои мысли, чётко произносить слова, нужно подготовить наш речевой аппарат.
Проводится артикуляционная гимнастика:
«- Са, са, са – мне встретилась лиса.
- Су, су, су – не боюсь я лису.
- Сы, сы , сы - убегаем от лисы.
- А теперь поиграем пальчиками:
Пальчиковая гимнастика (авторская)
«Шла лиса по мостику (указательным и средним шагать по коленям)
И махала хвостиком. (указательными пальцами одновременно вправо и влево)
Чутки ушки подняла, (соединяются под углом средние и указательные пальцы)
Мордочкою повела (все пальцы на одной и на другой руке соединить вместе и повертеть кистями рук)
(Экран закрывается )
В руках воспитателя появляется из шкатулки кукла – лиса;
Воспитатель от имени лисы беседует с детьми)
- Как в русских народных сказках называют меня - лису? (Плутовка, Хитрая, Лисичка – сестричка, Лизавета Патрикеевна, Лисица – девица)
Воспитатель - лиса делает вывод : Я в русских народных сказках занимаю в большинстве случаев место отрицательного персонажа. И всё же мне часто симпатизируют. Моя внешность, мой ум, сообразительность, обаяние и умение обернуть любую ситуацию в свою пользу порой восхищают людей.
- Спасибо тебе, Лисичка за беседу. ( воспитатель убирает лисичку в шкатулку)
- Сейчас я попрошу вас разделиться на 2 команды. На столах у вас лежат иллюстрации к русским народным сказкам. Участникам команды синего стола нужно будет поочерёдно брать иллюстрацию, и называть, из какой это сказки. Отгаданную иллюстрацию будем приклеплять к магнитной доске. Участникам команды зелёного стола нужно разложить иллюстрации по сюжету сказки и сказать, как называется сказка. (дети выполняют задания).
Физминутка –
(открывается экран)
- Обратите внимание на экран. ( На экране портрет художника иллюстратора Е. М. Рачёва.)
- Вспомните, как зовут этого художника? (ответы детей) Евгений Михайлович владеет чудесным даром превращать обыкновенных зверей в сказочных героев.
(Следующий слайд)
- Перед вами пронумерованные иллюстрации к русским народным сказкам. Вам нужно выбрать те иллюстрации, которые не рисовал художник – иллюстратор Евгений Михайлович Рачёв.
- Вы заметили, в какие наряды одевал лису художник? Как называют людей, которые любят наряжаться? Лису можно назвать модницей?
- Обратите внимание на обувь лисы, кота и других героев на некоторых иллюстрациях. Вы знаете, как она называется? (если дети затрудняются, называю и показываю лапти). Рассказываю: «Очень давно люди на Руси бедные люди, крестьяне, носили такую обувь. Лапти плели из лыка. Лыко – это верхний тонкий слой осиновой коры.
(экран закрывается)
Экспериментирование – попробовать надеть лапти кому – нибудь из детей.
- Кто хочет попробовать быть актёром и исполнить роль рассказчика, лисы, журавля? (дети выбираются по желанию)
- Ребята, наше занятие подходит к концу. Чем мы сегодня занимались? Чем больше всего понравилось заниматься? Что вы узнали нового?
Актуальность проблемы развития речи всегда будет иметь место в воспитании детей дошкольного возраста, так как речь является инструментом общения и познания. Освоение языка, грамматического строя речи даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы. Важной предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация среды.
Одним из направлений в моей работе, является устное народное творчество, народная педагогика, которая на протяжении многих лет создавала и собирала замечательные жемчужины: частушки, потешки, сказки, в котором реальный мир предметов и действий и действий представлен ярко, художественно и, что важно, понятно даже самым маленьким детям.
Не могу не сказать о значимости театрализованной деятельности для речевого развития детей. В ходе работы с детьми использовалась драматизация сказок. Всё это, несомненно, способствует развитию образности речи дошкольника. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй и образность.
- формировать умение детей понимать художественные произведения с их специфическими словесными изобразительными средствами, обращая их внимание на образность и выразительность языка литературных произведений.
- формировать умение оценивать поступки героев, понимать их характер и настроение; формировать интерес к театрализованной деятельности.
- вызвать у детей интерес к русским народным сказкам.
- развивать способность слушать сказки, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета;
- развивать умения использовать образные выражения в разговорной речи
- расширять и активизировать словарный запас детей.
- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
- развивать творческие способности у детей.
- формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство сострадания,
взаимопомощи, положительные черты характера.
- воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в игре.
- Чтение сказок
- Знакомство со сказками
- Рассматривание книг, иллюстраций
- Рисование героев сюжета сказки, изготовление поделок
- Совместная работа с родителями
- Драматизация сказок
I этап нашей работы: чтение художественного произведения (подборка книг, сказок, рассказов)
II этап: знакомство со сказкой (классификация сказки – волшебная, о животных, бытовая)
III этап: объяснение непонятных слов, образных выражений.
Закоулок. Небольшой, глухой переулок (небольшая, обычно узкая улица).
Клочок. То же, что клок – пучок, торчащая прядь; обрывок, лоскут, небольшой кусочек шерсти оторвавшийся кусок чего-нибудь.
Печь. Сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления помещения, приготовления горячей пищи.
1. Подробно опишите внешний вид животного:
Шерсть у лисы рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный и пушистый, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапы стройные, тонкие. Лисья шуба очень красивая: то огненно-рыжая, то алая, то рыжевато-бурая. На кончике хвоста мех у лисы белый. Не только для красоты. Когда вечером, в глухом лесу лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста служит для них ориентиром, не дает потеряться. С наступлением зимних холодов лисий наряд становится пышней и теплей. На лапках вырастает густая шерсть, кажется, что лисичка валенки надела.
2. Познакомьте с образом жизни лисы:
Днем лиса прячется в глубокой норе, которую устраивает в густом лесу. Иногда лиса занимает барсучью норку. Ночью лисица выходит на охоту. Летом корма для нее вдоволь. Лиса ест и жуков, и лягушек, ловит ящериц, разоряет гнезда птиц, свитые на земле. Охотится за зайцами и водяными крысами, ищет гнезда мышей-полевок. Летом и осенью, когда в лесу созревают ягоды, поспевают плоды, лиса с удовольствием лакомится ими.
Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисьим кормом становятся мыши-полевки. У лисы очень тонкий слух и нюх. Бродит она по полю и прислушивается, не пищат ли в своих норах под снегом мыши. Если учует лиса мышь, подкрадется тихо-тихо, а потом высоко подпрыгнет, громко ударяя о снег всеми четырьмя лапами. Мыши, испугавшись шума, выскакивают из норки, а лиса их быстро ловит на снегу. Так лиса мышкует. Зимой лиса может и в деревню наведаться. Если дверь курятника закрыта неплотно, заберется рыжая плутовка и утащит курицу. Весной в лисьей норе появляются маленькие беспомощные лисята. Воспитывают лисят и папа-лис и мама-лисица. Папа зорко охраняет нору, ходит на охоту, добывает пропитание для большого семейства. Мама-лисица ни на минуту не оставляет лисят. Детеныши растут быстро, уже через две недели они открывают глаза, а еще через неделю-другую весело играют на лесной поляне возле норы, возятся, рычат, тявкают, совсем как щенки. Если лисью нору обнаружит человек, лиса переносит лисят в более безопасное место. Первые охотничьи уроки малышам дает лисица.
Опасный враг рыжей лисы – волк. В тех местах, где много волков, лисы почти не водятся.
3. Выучите с ребенком:
Лиса – дикое хищное животное. Спит лиса в норе. У лисицы детеныши лисята. Лисья семья: папа – лис, мама – лисица, детеныши – лисята.
Лиса питается мышами, лягушками, ящерицами. Ловит зайцев, диких уток, ворует кур.
Словарная работа:
1. Опиши внешний вид лисы.
2. Назови лисью семью: лис, лисица, лисята
3. Где спит лиса? – в норе
4. Чем питается лиса? – жуками, лягушками, ящерицами, мышами, зайчатиной, ягодами, курочками, ловит уток в водоемах и т.д.
5. Как готовится лиса к зиме? – Запасы лиса не делает. Окраску лисы не меняют, но с наступлением зимних холодов лисья шуба становится теплей и пышней.
Выучите с ребенком загадку:
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет
Раскрасьте раскраску: Лиса с лисятами
Читайте также: