Обращение 4 класс школа россии технологическая карта

Обновлено: 16.07.2024

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (понятия о обращении, знаки препинания при обращении).

– формировать представление о обращении;

– находить обращение в предложении;

– ставить знаки препинания в предложения с обращением;

– составлять предложения с обращением;

– выразительно читать предложения с обращением.

– развиваем речь (умение оформлять свои мысли в устной форме ), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

– развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции

– развиваем умение планировать свою деятельность, соотносить выполненную работу на уроке с раннее составленным планом, оценивать результаты деятельности;

– развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

– формируем умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения;

- воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе, воспитание культуры общения.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: рабочие тетради, репродукции картин русских художников к сказкам А.С. Пушкина, рисунки детей по сказкам А.С. Пушкина, выставка произведений А.С. Пушкина, проектор, компьютер, раздаточный материал.

Создать условия для ознакомления со способом отличия винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения; совершенствовать умение различать именительный и винительный падежи; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся со способом отличия винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения; научатся различать именительный и винительный падежи; изменять имена существительные по падежам; разбирать предложение по членам; выполнять морфологический разбор слова; определять склонение и падеж выделенных имен существительных

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться

к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения

Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для знакомства актуализации знаний о диалоге и обращении; повторить правило употребления знаков препинания в предложениях с обращениями; формировать умение составлять диалоги с обращениями.

Развивающая: развивать умение видеть обращение в предложении; научить выразительно читать диалоги.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся умения грамотно вести диалог с употреблением в нём вежливых слов; прививать любовь к русскому языку.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

Регулятивные: постановка учебной задачи; формирование у учащихся способности к рефлексии и коррекции своей деятельности.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме;закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов.

Коммуникативные: формулирование вопросов и своих затруднений; построение монологических и диалогических высказываний.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Мотивационный.

Хотела бы начать свой урок с высказывания И.С. Тургенева (Слайд 1):

- Как вы понимаете это высказывание?

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Л: воспринимать речь, обращенную к учащимся

Актуализация знаний.

Словесный, репродуктивное задание.

Давайте вспомним, какие предложения бывают по цели высказывания?

У вас на столах лежат карточки. Поработайте в парах и расставьте знаки препинания.

Чудесный сон.

Интересный мой рассказ.

Захожу я утром в класс.

Вижу- слон сидит за партой.

Лев стоит у стенда с картой.

С умным видом смотрит в книжку.

Не соврал вам ни на грош,

Просто очень сон хорош.

Занимаются словарной работой

Р: принимать и сохранять уч. задачу

2.Постановка учебной задачи

-Мы посмотрели и прослушали небольшой разговор.

-Сколько лиц участвовало в разговоре?

- Какова была тема этого разговора?

Как называются слова, которые называют того, к кому обращаются?

— Вы помните, как называется разговор двух и более лиц?

- Совершенно верно. Вы догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока?

. (Вспомнить, что такое обращение, какой частью речи оно обычно бывает выражено, повторить правила выделения обращений на письме, научиться правильно, оформлять предложения с обращениями.)

(Двое: Лунтик и Кузя)

(Подарок для близкого человека)

Называют тему урока

формулирование темы урока

Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

3.Решение учебной задачи.

Работа по учебнику

Упр. 20 (с. 17). (4 предложения)

— Сделайте вывод: как выделяется обращение на письме? (

— Как обращения выделяются в устной речи?

— Назовите все обращения в предложениях. Словами какой части речи они выражены?

Работа в тетради.

(Они произносятся более высоким тоном и после них или перед ними делается пауза.)

(Именами существительными.)

П: Запоминание необходимой информации

К: Участвовать в диалоге

Физ.минутка

Вижу, вы немного устали, давайте разомнемся. Поднимайтесь из-за парт.

Р:Контролировать свои действия

4.Закрепление.

Практический, самостоятельная работа.

Работа по учебнику

Упр. 22 (с. 18). — Прочитайте.

— Что такое диалог?

— Как оформляется диалог в письменной речи?

— Прочитайте диалог выразительно в парах.

— Какие слова вы выделили интонацией? Почему?

— Объясните употребление знаков препинания в предложениях.

— В каких предложениях допущены ошибки?

— Определите вид предложений по цели высказывания.

Дополнительное задание: вспомнить и записать отрывки из литературных произведений, в которых встречаются обращения

(Разговор двух лиц.)

(Слова каждого участника разговора пишутся с новой строки, а перед ними ставится тире.)

(Это обращения.)

П: Свободно ориентироваться в полученной информации

П: Запоминание необходимой информации

5.Рефлексия.

Словесный, репродуктивное задание.

Работа по карточкам

— объведите в кружок предложение с обращением

Вариант 1

1) О чём ты, заинька, плачешь?

2) Вокруг ёлочки скакали зайцы, белки.

Вариант 2

1) Как мне не плакать, петух?

2) В избушке жили петух, заяц.

— Оцените свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

Достигли цели урока?

Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

— Что такое обращение?

— Какой частью речи оно бывает выражено?

— Как обращение выделяется на письме, в устной речи?

Отвечать на вопросы.

К.: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Нажмите, чтобы узнать подробности

- учить выделять обращения на письме в начале, середине и конце предложения.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 им. А.В. Мокроусова


РУССКИЙ ЯЗЫК

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ТЕМЕ:


Подготовила и провела

учитель начальных классов

Пятенок Алла Ивановна

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

Тип урока: повторение изученного материала

- развивать умение выразительно читать предложения с обращениями,

- развивать умение находить в предложении обращение;

- формировать умение составлять предложения с обращением;

- учить выделять обращения на письме в начале, середине и конце предложения.

- дополнительные:

Оборудование урока:

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентационный материал урока.

Наглядный материал и раздаточный материал (карточки для работы),

словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, карточки для самооценки.

Межпредметные связи

чтение (работа над выразительным чтением)

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные

Овладение основными ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

•находить обращения в предложении;

• составлять предложения с обращением;

• выделять обращение на письме.

Регулятивные – умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию,

- определять, формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- планировать своё действие с поставленной задачей, - вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные – умение извлекать информацию из учебника, энциклопедий, словарей, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.

Коммуникативные – умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,

- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою,

- договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

- проявлять уважительное отношение к окружающим при обращении;

- развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорной ситуации;

- формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению.

Технологическая карта урока

Содержание этапа

Основная форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Настраивает учащихся на урок, проверяет готовность к уроку.

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Самооценка готовности к уроку.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Предлагает прослушать стихотворение, определить тему, учебную задачу, предположить, на какие вопросы можно будет получить ответы на уроке.

- Ребята, как попросить человека из целой группы людей что-то сделать, чтобы он точно понял, что просьба адресована именно ему?

Приводит примеры обезличенной ситуации и ситуации, где просьба содержит обращение.

Слушают чтение учителя.

Анализируют предложенные ситуации. Делают вывод.

Учитель побуждает учеников к самоанализу деятельности, самооценке, самоконтролю.

Организация взаимопомощи. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга.

- Кто должен откликнуться на эти просьбы?

Школьники, будьте дисциплинированными всегда и во всем!

Не давайте в обиду пернатых друзей, юные натуралисты!

Объясняют, как догадались.

Актуализируют знания о том, что такое обращение.

Первичное усвоение новых знаний.

-А теперь прочитайте определение в учебнике.

Определение, которое дано в учебнике (четкое, краткое, понятное).

Первичная проверка понимания

Лисица от собак бежала, бежала, да под пенек в норку и ушла. Залезла в нору, отдышалась и начала спрашивать:

- Глазки глазоньки что вы делали?

- Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.

- Ушки ушки что вы делали?

- Мы слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.

- Ножки ноженьки а вы что делали?

- Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не догнали.

- А ты хвостище что делал?

- Я по пням, по кустам цеплял да тебе бежать мешал.

Рассердилась лиса на хвост и высунула его из норы.

- Нате собаки ешьте мой хвост!

Собаки ухватили лису за хвост и вытащили её из норы.

-Каковы по цели высказывания предложения с обращениями?

- Как выделить эти обращения на письме?

Находят обращения, выделяют их интонацией.

Делают вывод о выделении обращений запятыми на письме.

Записывают предложения с обращениями, расставляя знаки препинания.

Составляют схемы предложений с обращениями.

Проверяют в парах.

Проверка в парах.

- Прочитайте, найдите обращения. Как они выделяются на письме? Спишите, подчеркивая обращение, расставляя знаки препинания.

Здравствуйте Иван Федорович! Мамочка доброе утро. Добрый день тетя Дуся! Спасибо Коля за марки. Папа разреши мне сегодня пойти в кино.

Работают в тетрадях.

Первое предложение коллективно, затем в парах.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выучить правило на стр. 25, списать предложения, выделить обращение

Записывают д.з. в дневник

Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Проанализируйте свою работу на уроке и сделайте выводы о том, чему научился на уроке конкретно каждый из вас, какие открытия сделал для себя об обращении?

- Что вам теперь пригодится в жизни из того, что вы узнали и чему научились на уроке?

- Ребята, какую роль обращения играют в нашей жизни?

-Что выражают обращения?

-Представьте, если бы обращения исчезли из нашей жизни. Что изменилось бы.

Читайте также: