Обозначение букв цветом в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Обучение детей грамоте – это неизбежный процесс и в какой-то мере проблема, которая встает перед каждым родителем. При этом нет единого мнения касаемо того, когда именно следует начинать это обучение. Если по различным рекомендациям, касающимся дошкольной педагогики, разброс составляет недели или месяцы, то в вопросе освоения грамоты нет такого единства мнений.

Одни считают, что начинать нужно как можно раньше. Другие уверены в том, что освоение грамоты следует отложить до самой школы.

Кто-то считает, что обучение надо начинать тогда, когда ребенок сам проявил интерес к буквам. Другие полагают, что начинать нужно после того, как ребенок научился выговаривать все звуки. А кто-то вообще думает, что этот вопрос лучше доверить профессионалам.


Знакомство со звуковым анализом слова

Грамота – это достаточно сложный в освоении предмет для дошкольников. В обучении важно понимать, что в чтении и письме есть как бы 2 стороны – теоретическая и практическая.

Задачей школы является введение в теорию чтения и письма, чтобы ребенок мог освоить основные законы письменной речи и употреблять осознанно. Что же касается практического освоения письма и чтения, то это несколько иная задача, решать которую лучше всего до периода школьного обучения.

При обучении письму и чтению базовым процессом является звуковой анализ устной речи, который предполагает определение звуков в слове по порядку и их характеристики (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый), установление их количества и последовательности в слове.

Обучение звуковому анализу слова предполагает:

  • определение количества звуков в слове;
  • фонетическую характеристику звуков (умение разделять звуки на мягкие и твердые, глухие и звонкие, гласные и согласные);
  • определение места звука в слове.

В старшей группе детского сада уже можно начинать знакомство со звуковым анализом слова. Этот процесс важен еще и потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах (к примеру, дом – том). Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их написать, т.е. эти процессы взаимосвязаны.


Основные задачи ознакомления детей со звуковой стороной слова

В дошкольный период времени происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он постепенно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.

Основная цель педагогов в этот период – знакомство дошкольников со словом, его смысловой (слово обозначает определенное явление, предмет) и фонетической или звуковой стороной.

Детям, у которых диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи, очень трудно дается звуковое различие слова на слух. Обследование звукового состава для них сложно потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения этих детей большое значение придается соблюдению основных дидактических принципов (доступность материала, его наглядность, индивидуальный подход к каждому ребенку и т.д.).

Освоение звукового анализа и синтеза для детей дошкольного возраста – это достаточно длительный процесс. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.

Основная задача – сделать слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, объектом особого внимания, наблюдения и изучения.

Карточки с буквами

В старшей группе детского сада или в первом классе школы учителя или воспитатели часто просят родителей подготовить карточки с буквами. Гласные буквы обычно должны быть красного цвета, согласные - синего.

В старшей группе детского сада или в первом классе школы учителя или воспитатели часто просят родителей подготовить карточки с буквами.

Гласные буквы обычно должны быть красного цвета, согласные - синего.

В магазине найти такие карточки достаточно проблематично, да и недешево.

Мы подготовили для вас такие карточки. Вы можете их скачать абсолютно бесплатно.

Из одного стандартного листа бумаги получается 4 карточки. Размер вполне подходящий для работы.

Все буквы представлены в двух вариантах - закрашенном и черно-белом. Если у вас принтер цветной, сразу получаете нужный результат. При распечатке на черно-белом принтере, придется самостоятельно раскрасить буквы по образцу.

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Какие буквы обозначаются (в задании по рус яз) синими и зелеными квадратами (знаю, что красный это гласная буква)?


Комментарии

да
Смотрите на гласную за согласной буквой. смягчают согласный гласные буквы И Е Ю Я Ё, оставляют звук твёрдым буквы А О У Э Ы

НАПРИМЕР ВОЛК — ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ТВЁРДЫЕ
ВЕНИК — В, Н — мягкие (их смягчили гласные за ними), К — твёрдый

вот такая вот штука только в форме таблицы и задание раскрасить буквы ну понятно, что гласные все красным, а с согласными-то как быть?

аоуыэ нмлрйбвгджз ъ

яёюие пфктшсхцчщ ь

вообще это лента букв называется. Буквы (Ж Ц Ш) ВСЕГДА обозначают твёрдые звуки, их раскрасить синим. Буквы (Ч Й Щ) ВСЕГДА обозначают мягкие — зелёным. Остальные серым (чёрным). Твёрдый и мягкий знаки звуков вообще не обозначают- их не раскрашивать.
Кстати, вверху все согласные звонкие, а внизу глухие. (цветом это не показывается никак)

Красный — гласный звук, синий — твердый в звучании согласный( например — ра, ро), зеленый -мягкий в звучании согласный звук ( пример — ри, ре).

учите и сына учите мы уже выучили с ним а то он не понял а вообще со школы не то что не помнила у них по другой программе все не как у вас синие зеленые, а кружочки серые синие красные, вот я выучила ему объяснила теперь от зубов отскакивает

лента букв и звуков для начальной школы

В каждом кабинете начальной школы можно увидеть ленту букв и звуков. С ней ребята начинают знакомиться уже в 1 классе. Но, даже в 4 классе, она может послужить хорошим помощником при выполнении звуко-буквенного (фонетического) анализа.

Но для того, чтобы уметь пользоваться лентой букв и звуков, необходимо хорошо понимать её устройство.

Немного теории…

В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв.

Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.

На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название. Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки

При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом.

В русском языке 6 гласных звуков:

[а] [о] [и] [ы] [у] [э]

и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки:

а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я

а о у ы э – обозначают твёрдость, предшествующего согласного звука

я ё ю и е — обозначают мягкость, предшествующего согласного звука

Согласные звуки

При произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.

н м л р й’ — непарные звонкие согласные

х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные

б в г д ж з – парные звонкие согласные

п ф к т ш с — парные глухие согласные

ч’ щ’ й’ — всегда мягкие шипящие согласные

ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные

ь – показатель мягкости согласных.

Лента букв и звуков

Рассмотрим как устроена лента букв и звуков.

лента букв и звуков для начальной

Основные правила:

Необходимо понимать и знать:

  • Буквы А Я обозначают звук [ а ]. Звука я не существует!
  • Буквы О Ё обозначают звук [ о ]. Звука ё не существует!
  • Буквы У Ю обозначают звук [ у ]. Звука ю не существует!
  • Буквы Э Е обозначают звук [ э ]. Звука е не существует!

Поэтому гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков только 6!

Далее на ленте букв располагаются согласные буквы.

2. В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:

н м л р й’- непарные (в нижней строке под ними пустые окошечки) и

б в г д ж з – парные звонкие согласные (в нижней строке пара по глухости — звонкости).

В нижней строке находятся буквы, обозначающие глухие согласные звуки:

х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные (в верхней строке отсутствует пара) и

п ф к т ш с — парные глухие согласные (есть парная согласная в верхней строке).

3. Также согласные звуки бывают твердыми и мягкими . На ленте букв всегда мягкие согласные звуки подкрашены зеленым цветом , а твердые — синим. Если же согласный звук может быть и твердым, и мягким, то ячейка раскрашена по диагонали и зеленым, и синим цветами.

а о у ы э – обозначают твёрдость, впереди стоящего согласного звука.

я ё ю и е — обозначают мягкость, впереди стоящего согласного звука.

4. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают.

Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены. Но нужно знать, что

ь — показатель мягкости впереди стоящего согласного звука.

ъ — показатель твердости впереди стоящего согласного звука.

5. Также необходимо знать еще одно правило.

Йотированные гласные звуки

Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.

Это гласные Е, Ё, Ю, Я

Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука только если стоят:

  • в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
  • после гласной (новая, знаю)
  • после ь, ъ (вьюга, подъезд)

Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).

В 1 классе дети делают звуко-буквенный разбор, закрашивая в красный, зеленый и синий цвета ячейки, обозначающие звуки. Таким образом в 1 классе составляются звуковые модели или звуковые схемы слов.

Условные обозначения:

 звукобуквенный разбор

Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе

В 1 классе работать со звуковыми схемами удобно в тетрадке в клеточку. Дети печатают слово (дополнительно ставят ударение и делят на слоги), а далее прорисовывают звуковую модель. Как правило, первоклассники с удовольствием выполняют такое задание.

 звукобуквенный разбор

По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным обозначается прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный. Суть от этого не меняется.

 звукобуквенный разбор

Первоклассникам можно давать задания, связанные со звуковыми схемами. Например, такие:

  • Составь звуковую модель слова
  • Подбери к каждому слову правильную звуковую схему
  • Исправь ошибки и т.д.

Советую купить или сделать самим (это несложно) ленту букв и звуков, чтобы эта полезная шпаргалка-помогалка была с ребенком не только в школе, но и дома.

Читайте также: