Обобщение опыта по математике в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

1.2. Необходимость развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.

1.3. Развитие логического мышления в условиях введения ФГОС НОО

2. Развитие логического мышления младших школьников

2.1. Приемы развития логического мышления

4. Список использованной литературы.

1.1. Логика как наука.

Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем? Основоположником логики как науки является древнегреческий философ и ученый Аристотель. Он впервые разработал теорию логического вывода.

1.2 Необходимость развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.)

Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному.

Значительное место вопросу развития у младших школьников логического мышления уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путем выявлял особенности мышления детей. О работе в этом направлении он так пишет в своей книге "Сердце отдаю детям": "В окружающем мире - тысячи задач. Их придумал народ, они живут в народном творчестве как рассказы-загадки".

Сухомлинский наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, "что прежде всего надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними… Изучая мышление тугодумов, я все больше убеждался, что неумение осмыслить, например, задачу - следствие неумения абстрагироваться, отвлекаться от конкретного. Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями".

1.3 Развитие логического мышления в условиях введения ФГОС НОО

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи. Следует, уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать.

Развивая своё логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.

На сегодняшний день общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. Неудивительно, что в обществах, ориентированных на прогрессивный сценарий развития, государственные вложения в сферу образования весьма значительны. Ибо уже и сейчас ясно, что выигрывают, и будут выигрывать в экономическом и культурном плане те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую экстенсивное и интенсивное развитие интеллектуальных способностей подрастающего поколения.

Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня задачи общеобразовательной школы иные. Обучение в школе не столько вооружает знаниями, умениями, навыками. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

К логическим универсальным действиям относятся:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

2. Развитие логического мышления младших школьников

2.1. Приемы развития логического мышления

изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме поиска форм и методов развития логического мышления младших школьников на уроках математики

определить сущность понятий логическое мышление, формы и методы развития логического мышления

выявить формы и методы развития логического мышления

разработать методику развития логического мышления младших школьников на уроках математики

Практической значимостью работы является то, что материалы могут быть использованы в практике учителей начальных классов, заинтересованных в интеллектуальном развитии своих учеников, и, в первую очередь, молодых специалистов.

Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.

Начиная с 1 класса, я ввожу специальные задания и задачи направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Использую дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, требующие применения знаний в новых условиях.

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Моя задача – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике. Однако конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, нет. В результате работа над развитием логического мышления идет без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности формирования.

Ученье – процесс двусторонний: работают дети, работает учитель; он ведет за собой учащихся, руководит их умственной деятельностью, организует и направляет.

Линия на развитие познавательных интересов учащихся достаточно четко прослеживается в учебниках математики (И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская) и в тетрадях по математике (авторы Е.П. Бененсон, Л.С. Итина). В них есть упражнения, направленные.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Формирование вычислительных навыков – было и остаётся одной из важнейших и трудоемких задач обучения младших школьников математике, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Исключительно важное создание у учащихся правильных и устойчивых навыков письменных вычислений, возможно лишь на базе хороших навыков устных вычислений. Поэтому используемая мной система упражнений и заданий по формированию прочных вычислительных навыков актуальна и перспективна.

Оценить 325 0

Формирование вычислительных навыков

на уроках математики в 1-4 классах.

Обобщение опыта.

Актуальность и перспективность опыта.

Формирование вычислительных навыков – было и остаётся одной из важнейших и трудоемких задач обучения младших школьников математике, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Исключительно важное создание у учащихся правильных и устойчивых навыков письменных вычислений, возможно лишь на базе хороших навыков устных вычислений. Поэтому используемая мной система упражнений и заданий по формированию прочных вычислительных навыков актуальна и перспективна.

Теоретическая база опыта.

По мнению М.А.Бантовой вычислительный навык - это высокая степень овладения вычислительными приемами. Приобрести вычислительные навыки – значит для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.

Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом и прочностью.

ПРАВИЛЬНОСТЬ - ученик правильно находит результат арифметического действия, т.е. правильно выбирает и выполняет операции, составляющие прием.

ОСОЗНАННОСТЬ - ученик осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Осознанность проявляется в том, что ученик может объяснить, как он решал пример и почему можно так решать. В процессе овладения навыком объяснение постепенно свертывается.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный прием, т.е. выбирает те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия. Это качество навыка может проявляться тогда, когда для данного случая существуют различные приемы нахождения результата и используя различные знания, можно сконструировать несколько приемов и выбрать более рациональный. ОБОБЩЕННОСТЬ - ученик может применить прием вычисления к большему числу случаев, т.е. он способен перенести прием вычисления на новые случаи. Обобщенность и рациональность непосредственно связаны с осознанностью навыка.

АВТОМАТИЗМ - (СВЕРНУТОСТЬ) - ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций.

ПРОЧНОСТЬ - ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время. Формирование математических навыков состоит из следующих этапов:

1. Первый этап формирования навыка - овладение умением.

2. Второй этап - этап автоматизации умения.

Несмотря на то, что всё чаще слышно негативное отношение к традиционной программе. Но именно она полно и подробно реализует методическую систему по формированию вычислительных навыков у учащихся начальной школы. В настоящее время программа претерпела некоторые изменения, и соответствует требованиям внедряемым ФГОС.

Используемая мною система заданий и упражнений основывается также на технологию поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П.Я.), игровые технологии и компьютерные технологии.

Новизна опыта.

Новизна опыта проявляется в системности и технологичности формирования вычислительных навыков. Совершенствование вычислительных навыков не останавливается на периоде изучения темы, а сопровождает ученика на протяжении всего курса математики.

Применение технологий мультимедиа для формирования, закрепления и контроля вычислительных навыков в начальных классах в виде обучающих игр, тестов, контрольных заданий в программе MS Excel .

Ведущая педагогическая идея.

Создание благоприятных условий для формирования осознанного, рационального, прочного и автоматизированного вычислительного навыка у учащихся 1-4 классов, через использование учебно-дидактических игр, тренировочных, тестовых и контрольных заданий на уроках математики. А также систематический контроль уровня сформированности вычислительного навыка и его коррекция.

Технология опыта.

Всем известно, что основа для формирования прочного вычисли-

тельного навыка закладывается ещё в дошкольном возрасте. Получая дошкольное образование, дети осваивают навыки количественного и порядкового счёта. В моей ситуации на учебный процесс в 1 классе влияют два фактора: контингент учащихся и отсутствие у них дошкольного обучения. Результат входного тестирования показывает, что очень мало детей владеющих навыком количественного счета от 1 до 10, до 20. И наоборот, очень высокий процент детей едва считающих от 1 до 10, считающих от 10 до 1 ещё меньше, а порядковым счётом в основной массе дети не владеют.

Поэтому уже на занятиях предшкольной подготовки по математике я уделяю большое внимание формированию навыков количественного и порядкового счёта. Для формирования прочных вычислительных навыков я применяю:

фрагменты детских обучающих игр;

презентации с динамическими и статическими изображениями в программе MS PowerPoint ;

тесты в программе MS PowerPoint ;

контрольные задания в программе MS Excel ;

тренировочные и контрольные упражнения (из опыта работы педагогов О.В. Узоровой и Е.А. Нефёдовой);

задачи в стихах;

схемы (зрительные опоры);

различные карточки и занимательные задания (на бумажной основе)

для индивидуальной работы;

Данные виды работ выборочно использую на этапах знакомства с вычислительным приёмом, закрепления навыка и на этапе контроля.

Использование технологий мультимедиа позволяет максимально продуктивно использовать то небольшое количество времени, которое отведено на занятия по предшкольной подготовке, повысить познавательную активность учащихся: дети внимательнее воспринимают информацию и лучше запоминают учебный материал. На данном этапе я использую обучающие дидактические игровые задания в виде презентаций или задания из обучающих игр на дисках. И, конечно же, сразу хочу сказать, что данные упражнения должны быть не длительными по времени, чтобы они не доминировали над другими не менее важными видами учебной деятельности, не теряли эффекта новизны, и чтобы занятие по математике не стало занятием компьютерными играми.

Просматривая данную презентацию, дети не являются пассивными зрителями, они с интересом считают животных и с большим желанием стараются сначала запомнить название чисел, потом повторить, а далее: быстрее всех остальных учащихся назвать число самостоятельно. Занимательные стихотворения и детское звуковое сопровождение в презентации располагают к комфортной эмоциональной атмосфере и способствуют успешному восприятию и закреплению навыка количественного счёта.

Анимационный сюжет: по звонку колокольчика у смешного 10-голового дракона в разном количестве просыпаются головы, ребёнок должен посчитать: сколько голов проснулось, и показать соответствующую цифру. Далее он слышит звуковое одобрение или предложение посчитать ещё раз. Это задание можно выполнять, считая объекты и находя числа по очереди или группой.

Просматривая данную презентацию, дети считают объекты индивидуально, по очереди или группой. После выбора ответа, звучит звуковое одобрение ответа или предложение ещё раз подумать и выбрать ответ.

Учащимся очень нравится по очереди считать, находить соответствующие числа, положительные эмоции также способствуют активному запоминанию и закреплению количественного счёта.

Цель задания: упражнения в быстром количественном счете и расположении чисел в порядке возрастания. Содержание сюжета: неупорядоченные пронумерованные мыльные пузыри поднимаются вверх, цель поймать- лопнуть все пузыри, начиная с пузыря с наименьшей цифрой в возрастаю-

Вместе с детьми мы выполняем задания из тетради: Соедини каждую цифру со своим множеством. Какой цифры не хватает? Сосчитай сколько пальчиков у тебя на одной руке? На другой? Задания выполняются индивидуально, с последующей, коллективной проверкой. Задание: Покажи столько пальчиков, сколько тебе лет. Сколько пальчиков ты показал? (фронтально).

Следующей ступенью в формировании вычислительных навыков является понимание арифметических действий: сложение и вычитание. Для уроков математики в 1 классе, для более понятного прочного освоения этих

понятий мною сделаны обучающие презентации, которые я использую на различных этапах урока: объяснение нового материала, закрепление и контроль знаний.

Слайд №1 Слайд №2

Следующий шаг в формировании прочного вычислительного навыка - это понимание и знание состава чисел в пределах от 1 до 10. На этом этапе нагрузка на абстрактное логическое мышление возрастает. Первокласснику с его наглядно-образным и наглядно-действенным мышлением зачастую

трудно активизировать своё начинающее развиваться абстрактное логическое мышление и не всегда у него возникает желание развивать и тренировать этот вид мышления. Для облегчения понимания и запоминания состава чисел от 1 до 10, я сделала такую обучающую презентацию. Для активизации мышления учащихся, я опять использовала анимационные (динамические) картинки.

Слайд № 1 Слайд № 2

- Сколько тигрят?

- Покажите цифру 3.

Слайд № 3 Слайд № 4

- Что произошло?

- 3 - это сколько и сколько?

Слайд № 5 Слайд № 6

- А теперь что произошло?

- 3 - это сколько и сколько?

В упражнениях на закрепление состава чисел на слайдах показываются

уже не обе части иллюстрации, а только - верхняя. Сколько объектов в нижней части учащемуся нужно самому догадаться и потом помнить, сколько внизу объектов. На случай если ребёнок забыл, сколько объектов в нижней части, продуман вариант зрительной подсказки – проверки.

Слайд № 1 Слайд № 2

- Сколько лиц ? - Что произошло?

- 4 – это 3 и ещё….?

- Покажите на веере цифр.

Слайд № 3 Слайд № 5

- Проверим себя. – 4 – это 2 и ещё ….?

Для коррекции и планирования дальнейших работы по теме состав чисел, очень важен этап контроля знаний по данной теме. Учащимся очень нравятся, придуманные и сделанные мной контрольные задания в программе MS Excel .

Рис. 10. Фрагмент контрольного задания в программе MS Excel

Рис. 11. Фрагмент контрольного задания в программе MS Excel

Рис. 12. Фрагмент контрольного задания в программе MS Excel

Рис. 13. Фрагмент контрольного задания в программе MS Excel

Рис. 14. Фрагмент контрольного задания в программе MS Excel

Рис. 15. Фрагмент контрольного задания в программе MS Excel

Рис. 16. Фрагменты контрольного теста по теме ««Трудные случаи

О тдельного внимания заслуживает ещё один вид работы, это работа по тренировочным и контрольным упражнениям, которые я заимствовала из опыта работы педагогов О.В. Узоровой и Е.А. Нефёдовой.

(О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова).

Для активизации мышления и интереса к вычислительным упражнениям, создания эффекта новизны я использую дидактические игры.

П омоги зайке приземлиться на нужный пенёк.

При проведении устного счёта я так же использую задачи в стихотворной форме. Эти упражнения оживляют работу класса, вносят элементы занимательности.Рифмованные задачи помогают усваивать таблицы сложения и вычитания, умножения и деления.

Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два - под березой,
Один - у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?

Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошко
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стала?

При упражнениях в устном счёте я стараюсь давать заданияразной сложности с учетом индивидуальных особенностей. Например, учащиеся среднего уровня выполняют (задание) вычисления вида:

А более сильный ученик работает с ребусом:

× 2*6 или 11***3 или выполни вычисления 180:90+99=

25 92 4* и продолжи: 270:90+89=

П ри формировании умения выполнять новый вычислительный приём я стремлюсь развивать у учащихся способность создавать зрительные опоры и умение ими пользоваться.

При изучении сложения и вычитания без перехода через 10 использую дуги (соединяю десятки с десятками, единицы с единицами)

За несколько уроков до изучения новой темы я включаю в устный счёт задания, подготавливающие к восприятию неизвестного материала. Так за 8 - 10 уроков до изучения темы "Умножение двузначного числа на однозначное во время устного счёта предлагаю задание вида:
1). Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых:

2 ) Представьте числа в виде разрядных слагаемых и умножьте каждое слагаемое на 2, 3 , 4

При изучении темы сложение, вычитание и умножение трёзхначных чисел использую зрительные опоры:

Важно, чтобы упражнения были разнообразными как по числовым данным, так и по форме и в достаточном количестве. Для определения уровня вычислительных умений и навыков учащихся, я использую самостоятельные работы, тестовые задания, письменные проверочные работы, математические диктанты, которые помогают узнать над чем нужно работать. Немало важно, чтобы работа над вычислительным навыком проводилась в различной форме. Знакомство с вычислительным приёмом я чаще провожу в виде фронтальной работы, а групповая и индивидуальная форма боле уместны на этапе тренировки и контроля. Дидактические игры, в конву которых вплетены вычисления, создают эффект новизны задания, помогают не терять внимание и интерес детей к учебному процессу.

Результативность.

Всероссийские проверочные работы в выпускном 4 классе были выполнены с результатом качества обучения - 100%.

Результаты проверок администрации школы по адаптации выпускников начального звена в среднем звене (в 5 классе) показывают, что в классах выпущенных мною в среднее звено качество обучения начинает снижаться только начиная с 7 класса: при обучении в 5 классе, в 6 классе качество обучения не падает.

Таким образом, если данную технологию применять в системе, то у учащихся повышается скорость вычислительного навыка, уровень автоматизма выполнения вычислений, количество ошибок в вычислениях значительно уменьшается.

Адресная направленность.

Данные методы и приёмы по формированию прочного вычислительного навыка, опробированные мною могут быть полезны коллегам и родителям заинтересованным в успешном обучении своих детей и желающих помогать в этом своим детям.

Трудоемкость.

Для того, чтобы данный систему заданий возможно было применять в работе, необходимо иметь:

Учебники Моро М.И. Математика. 1, 2, 3, 4 класс.

Программное обеспечение: MS Windows , MS Excel , MS PowerPoint ;

Контрольные задания для проверки прочности вычислительных навыков ( MS Excel );

Обучающие презентации ( MS PowerPoint );

Набор для дидактических игр;

В данной работе рассмотрены примеры проблемных ситуаций на уроках математик в 1 классе. Сделаны выводы о формировании системы математических знаний, умений и навыков, развивитии у школьников творческой активности благодаря использованию проблемно - диалогического обучения.

Содержимое разработки

Рубцова Людмила Сергеевна

Приветствие. Представление. Проведение интеллектуальной разминки.

Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если у каждого человека есть по одной идее, и они обменяются ими, … (то у каждого будет уже по две идеи) (Б.Шоу).

- Я надеюсь, что сегодня каждый из нас уйдёт, обогащённый множеством идей.

Использование проблемных ситуаций на уроке

как средство формирования УУД.

Современное образование требует преимущественно такого обучения, при котором ученик выступает как субъект познания и под руководством учителя принимает участие в решении новых познавательных и практических проблем. Одним из способов достижения такого результата является проблемное обучение, в ходе которого учителем создаются такие проблемные ситуации, которые принимаются учащимися как личностно-значимые. Такая проблемная ситуация преобразуется в учебную задачу, решая которую ученик овладевает универсальными учебными действиями.

Сегодня я хочу представить несколько приемов создания проблемной ситуации в учебной деятельности на уроках математики в 1 классе.

1. Создание проблемной ситуации на основе домашних заданий.

Такие задания позволяют поставить учебные проблемы на уроке, к которым учащиеся подошли самостоятельно. По характеру эти задания могут быть различны: предварительное домашнее задание, выполнение практических действий, наблюдений.

Для примера возьмем урок математики в 1 классе.

Тема урока: Составная задача.

За день до урока учащиеся получили задание:

На стоянке было 9 красных машин, а синих – на 4 меньше. Сколько синих машин было на стоянке?

На стоянке было 9 красных машин, а синих – на 4 меньше. Сколько всего машин был на стоянке?

Решение первой задачи будет осуществляться в одно действие, и при записи ответа не возникнет трудностей, а вот во второй задаче возникает проблема - как записать решение.

Проблемная ситуация принимается учащимися, возникшее затруднение требует своего разрешения – это уже учебная проблема. Учащиеся высказывают свои гипотезы. В дальнейшем учитель умело управляет поиском учащихся, сообщает новые факты, направленные на обоснование выдвинутой гипотезы.

2. Создание проблемной ситуации на основе постановки предварительных заданий на уроке к материалу учебника.

Такие задания ставятся перед учащимися до изучения нового материала или в начале объяснения нового материала.

Для примера возьмём урок математики в 1 классе.

Тема урока: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток

Изучение новой темы начинается с постановки вопроса:

На доске записаны примеры:

3+3 9+2 6+4 7+1 8+3 7+4

- Ребята, внимательно посмотрите, на какие две группы можно разделить эти примеры? Попросить записать их в два столбика:

- почему вы пришли к такому разделению?

- сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Сегодня мы будем учиться записывать и вычислять примеры на сложение чисел с переходом через десяток.

Такая работа требует логического анализа материала, активизирует внимание и мыслительную деятельность, делает восприятие материала более целенаправленным, что необходимо на уроках в начальной школе.

3. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.

Здесь происходит сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.

Школьникам предлагается выполнить такое задание, для выполнения которого у них недостаточно знаний, нужно ещё что-то новое узнать, изучить. Такие задания стимулируют познавательную деятельность, дети понимают, что выполнить его можно только после определённой теоретической подготовки. Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной деятельности.

Для примера возьмём урок математики в 1 классе.

Тема урока: Дециметр.

У ребят на партах 2 отрезка 1 см и 1 дм, им предлагается измерить длину парты или учебника с помощью, уже изученной мерки 1 см, они пробуют, и сталкиваются с затруднениями. В итоге дети понимают, что данный способ не очень удобный и предлагают взять более длинную мерку, равную 1дм.

Таким образом, создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. Ситуация затруднения школьника в решении заданий приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.

2 2 Цель: воспитать каждого ученика успешным Задачи: Обеспечить глубокое усвоение учебного материала Развивать познавательную активность учащихся Создать благоприятный психологический климат в классе

5 Работа в парах Формы и методы работы Конкурсы знатоков Задания для развития логического мышления Математические ребусы Групповая работа Устный счет с использованием задач в стихах Поиск занимательного материала Выпуск стенгазеты Игры: сюжетно- ролевые и дидактические Тестовые задания Разноуровневые задания 5

6 Активизация познавательной деятельности Формирование положительного отношения школьников к учебной деятельности Развитие стремления к глубокому познанию изучаемых предметов Развитие познавательной активности учащихся 6

7 Гимнастика для ума 1. Какие цифры спрятались ? Магический квадрат 3. Исключи лишнюю фигуру 4. Лабиринт 7

8 Туристы совершили восхождение на гору. В первый день они поднялись на 750 км. Во второй день – на 30 км меньше. На какую высоту поднялись туристы во второй день? А) - = ? Б) ( - ) = ? = ? Измени вопрос задачи так, чтобы она решалась в два действия В) Измени вопрос так, чтобы задача решалась другим действием. Разноуровневые задания 8

9 Тема: Письменное сложение трехзначных чисел =( )+10= =( )+(60+10)=570 Кто прав? Проблемная ситуация 9

10 План 1. Сравни модели. 2. В чем отличие? 3. Внимание на запись! 4. Составь алгоритм. Исследуем! 10

13 Динамика развития вычислительных навыков 13

14 Динамика развития умений в решении задач узнавать задачу 2-решать задачу 3-составлять задачу 4-решать задачи повышенной трудности 1 класс 4 класс 14

В данной работе рассмотрены примеры проблемных ситуаций на уроках математик в 1 классе. Сделаны выводы о формировании системы математических знаний, умений и навыков, развивитии у школьников творческой активности благодаря использованию проблемно - диалогического обучения.

Содержимое разработки

Рубцова Людмила Сергеевна

Приветствие. Представление. Проведение интеллектуальной разминки.

Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если у каждого человека есть по одной идее, и они обменяются ими, … (то у каждого будет уже по две идеи) (Б.Шоу).

- Я надеюсь, что сегодня каждый из нас уйдёт, обогащённый множеством идей.

Использование проблемных ситуаций на уроке

как средство формирования УУД.

Современное образование требует преимущественно такого обучения, при котором ученик выступает как субъект познания и под руководством учителя принимает участие в решении новых познавательных и практических проблем. Одним из способов достижения такого результата является проблемное обучение, в ходе которого учителем создаются такие проблемные ситуации, которые принимаются учащимися как личностно-значимые. Такая проблемная ситуация преобразуется в учебную задачу, решая которую ученик овладевает универсальными учебными действиями.

Сегодня я хочу представить несколько приемов создания проблемной ситуации в учебной деятельности на уроках математики в 1 классе.

1. Создание проблемной ситуации на основе домашних заданий.

Такие задания позволяют поставить учебные проблемы на уроке, к которым учащиеся подошли самостоятельно. По характеру эти задания могут быть различны: предварительное домашнее задание, выполнение практических действий, наблюдений.

Для примера возьмем урок математики в 1 классе.

Тема урока: Составная задача.

За день до урока учащиеся получили задание:

На стоянке было 9 красных машин, а синих – на 4 меньше. Сколько синих машин было на стоянке?

На стоянке было 9 красных машин, а синих – на 4 меньше. Сколько всего машин был на стоянке?

Решение первой задачи будет осуществляться в одно действие, и при записи ответа не возникнет трудностей, а вот во второй задаче возникает проблема - как записать решение.

Проблемная ситуация принимается учащимися, возникшее затруднение требует своего разрешения – это уже учебная проблема. Учащиеся высказывают свои гипотезы. В дальнейшем учитель умело управляет поиском учащихся, сообщает новые факты, направленные на обоснование выдвинутой гипотезы.

2. Создание проблемной ситуации на основе постановки предварительных заданий на уроке к материалу учебника.

Такие задания ставятся перед учащимися до изучения нового материала или в начале объяснения нового материала.

Для примера возьмём урок математики в 1 классе.

Тема урока: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток

Изучение новой темы начинается с постановки вопроса:

На доске записаны примеры:

3+3 9+2 6+4 7+1 8+3 7+4

- Ребята, внимательно посмотрите, на какие две группы можно разделить эти примеры? Попросить записать их в два столбика:

- почему вы пришли к такому разделению?

- сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Сегодня мы будем учиться записывать и вычислять примеры на сложение чисел с переходом через десяток.

Такая работа требует логического анализа материала, активизирует внимание и мыслительную деятельность, делает восприятие материала более целенаправленным, что необходимо на уроках в начальной школе.

3. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.

Здесь происходит сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.

Школьникам предлагается выполнить такое задание, для выполнения которого у них недостаточно знаний, нужно ещё что-то новое узнать, изучить. Такие задания стимулируют познавательную деятельность, дети понимают, что выполнить его можно только после определённой теоретической подготовки. Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной деятельности.

Для примера возьмём урок математики в 1 классе.

Тема урока: Дециметр.

У ребят на партах 2 отрезка 1 см и 1 дм, им предлагается измерить длину парты или учебника с помощью, уже изученной мерки 1 см, они пробуют, и сталкиваются с затруднениями. В итоге дети понимают, что данный способ не очень удобный и предлагают взять более длинную мерку, равную 1дм.

Таким образом, создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. Ситуация затруднения школьника в решении заданий приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.

Читайте также: