Облако рай краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

Сюжет

Маленький провинциальный городок, воскресенье, раннее утро. Слоняющийся от безделья Коля надоедает прохожим бестолковыми разговорами. Не найдя собеседников на улице, он заходит к своему другу Фёдору. Встречают его утомлённо и равнодушно. Желая привлечь внимание, Коля говорит, что собирается уезжать, якобы, к другу — на Дальний Восток. Это его решение находит всеобщую поддержку, Коля становится местным героем, все соседи участвуют в его сборах и проводах. Предприимчивые соседи скупают Колину мебель, под диктовку Фёдора он пишет заявление об увольнении.

За сильное решение оставить скучную однообразную жизнь Коля получает уважение и даже добрую зависть знакомых. А когда он сообщает, что история с отъездом — просто выдумка, ему уже никто не верит. Колю сажают в автобус и он покидает родной город и людей, ставших ему за этот день самыми близкими.

Съёмки фильма

Место съёмок

Фильм снимался в Карелии — в Петрозаводске (посёлок Соломенное). Снят пятиэтажный жилой дом на улице Фрунзе, сараи на улице Пионеров, а также лесопильно-мебельный комбинат [3]

В ролях

    КоляФедяВаля, жена ФедиНаталья, Колина девушкаТатьяна Ивановна, мама НатальиФиломеевФилипп Макарович, Колин сосед по квартире
  • Юрий Колобков — Василичскупщица Колиной мебелиспутник Филомеева
  • Евгений Титов — спутник Филомеевабабушка на лавочке
  • М. Никитская — бабушка на лавочкестарший техник Саратов, въехавший в Колину комнату
  • Игорь и Дмитрий Дмитриевы — носильщики
  • Юра Попов — соседский мальчик

Съёмочная группа

  • Режиссёр-постановщик: Николай Досталь
  • Автор сценария: Георгий Николаев
  • Художник: Алексей Аксенов
  • Операторы: Юрий Невский, Пётр Серебряков
  • Продюсер: Александр Михайлов
  • Композитор: Александр Гольдштейн, Андрей Жигалов
  • Директора картины: Фёдор Попов, Алексей Голодницкий.

Музыка

Облако-рай кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Николай Досталь (II)

Георгий Николаев

Юрий Невский , Петр Серебряков

Александр Гольдштейн

Алексей Аксёнов

Александр Михайлов (V)

Андрей Жигалов , Сергей Баталов , Ирина Розанова , Алла Клюка , Анна Овсянникова , Владимир Толоконников , Лев Борисов

Трагикомедия о простых, бесхитростных людях, которых пробуждает от повседневной рутины необычный поступок молодого, любящего слегка приврать, но, по сути, доброго парня.

последнее обновление информации: 15.06.17

Гран-при II MFEC (Франция);
Специальный приз жюри актерскому составу (А.Жигалов, С.Баталов, И.Розанова, А.Клюка, Вл.Толоконников) КФ молодых актеров в Женеве-91;

По опросу кинокритиков и журналистов (призы кинопрессы за 1991 год) лучший фильм года, лучшая мужская роль (А.Жигалов).

критика

На первый взгляд, "Облако-рай" - ретрофильм времен 70-х. Трагикомическая история о пареньке с рабочей окраины провинциального городка, который от скуки, от неожиданного осознания своей ненужности объявляет о немедленном отъезде на Дальний Восток и. сразу же становится героем дня: на его проводы сбегается вся округа.
Однако на двери неказистого жилища героя висит календарь с отчетливыми цифрами 1991 года, да и иные временные детали фильма нарочито перемешаны. "Облако-рай" явно не укладывается в строгие временные рамки. Картина грустная и смешная одновременно, с превосходными актерскими работами и талантливой режиссурой, создает емкий образ нашей жизни со всеми ее горестями-печалями, редкими счастливыми мгновениями и томительной ностальгией.

Александр Федоров

Коля. Ох, уж этот Коля. Своеобразный персонаж, с которым никто не хотел общаться, кроме одного человека Феди. И то, его жена постоянно закатывала глаза, если Коля приходил к ним в гости. А почему? Ну неинтересный он человек. Такой же скучный, как и жизнь в этом городке. С первых минут фильма мы видим, как герой пытается общаться с людьми на самые избитые темы: "А по радио дождь обещали". В этих словах прослеживается вся серость и обыденность провинциального городка. Каждый друг другу неинтересен и живет от выходных до выходных.

Тогда Коля решает как-то разнообразить разговор между соседями и ляпает фразу, после которой его жизнь круто поменяется. Глупец ли он? Здесь у меня возникло двоякое чувство. С одной стороны, да. Потому что "прочь из города" не стоит того, чтобы просто поддержать разговор с людьми, которые тебя не хотят видеть. Ему пришлось ради этого даже бросить свою девушку, которая была уже беременна. С другой, он молодец! Так как Коля единственный человек, который смог выйти из зоны комфорта. Пусть даже таким путем.

Пока смотрел фильм, всё время удивлялся. Насколько же их жизнь скучна, что отъезд человека из города чуть ли не событие века? Где-то в глубине души Коля знал, что если скажет правду, то с ним больше никто не заговорит. И тем более не пустят на порог дома. Поэтому его "громкое заявление" превращается в снежный ком, который разрастается с неимоверной скоростью. Вот уже и мебель продана, и комната сдана, и человек другой заселяется. У всех сразу нашлись деньги, чтобы собрать на стол. А за свои слова надо отвечать! Поэтому Коле действительно придется уехать и бросить всё. Ведь ради него закатили такой движ. Причем со всей искренностью.

Иногда даже казалось, что они провожали его не потому, что он смог выбраться из замкнутого круга, а просто потому что он всем надоел своей пустой болтовней. Все радовались, что на выходных к ним больше никто не будет приходить и докапываться, спрашивая о погоде или денежном долге. Или курить чужие сигареты. Вспомните, даже Валя не доставала рыбу до тех пор, пока Коля не ляпнул про отъезд. А тут сразу и пиво, и рыбка по блату.

Теперь в глазах всего городка, Коля не просто местный дурачок, которому заняться нечем, а смелый парень, решившийся на перемены. Думаю, что этот фильм прекрасный гид о том, как иногда полезно поменять что-то в своей жизни и найти свое облако-рай. Конечно, для этого нужно взвесить все за и против. Отвечать за свои действия и произнесенные слова. Фильм-актуалочка и мотиватор.

Что касается игры актеров. То тут даже спору нет. Все были великолепны. Одна сцена с Розановой, которая поправляет коврик в коридоре чего стоит!


кино с глубоким смыслом про российскую жизнь, берущее за душу

Данный фильм смотрел раза 4 в разные периоды своей жизни и в разном возрасте: первый раз его увидел, наверно, когда было лет 10, если не меньше))) С годами картина не теряет своей актуальности, становясь, как хорошее вино, все лучше. Хотя, казалось бы, снято с минимумом средств и без спецэффектов.

Фильм о небольшом провинциальном российском городке, которых в России десятки, если не сотни (кстати, снималось кино в Петрозаводске, но догадаться об этом, не прочитав заранее, невозможно).

Молодой парень Коля мается от безделья:


Он пристает к сидящим во дворе бабушкам, знакомым прохожим и т.д. Делать нечего - небольшой город, воскресенье: тоска и серость:


Андрей Жигалов просто перевоплотился в образ Коли - это удивительно! Ему удалось сыграть такого простачка, и даже мимика соответствует образу.

В конце концов, Коля приходит к своему другу и его жене домой (по их облику и лицам тоже можно сразу понять, что делать им нечего):



Тут нужно сказать пару слов о диалогах - они тут просто сказка! По сути, вся изюминка фильма и заключается в диалогах. Ну, например:

Коля: А хорошая сегодня погода, да? А по радио дождь обещали. Циклон, говорят, пришёл. Слыхали?
Федя: Слыхали.
Коля: А дождь будет, хотя с виду-то и нипочём не скажешь. Как думаешь, Федь?
Федя: Может, будет. А может, и нет. Ты, Коль, не обижайся, но мне это как-то всё равно: что будет, а что не будет. Разница-то какая?
Коля: Да большая разница-то.
Валя: Для тебя, может, большая, а для нас — никакой.
Федя: Ну если только принципиальная. А по существу, ведь, это не важно. Что будет, что не будет. Что так, а что эдак.
Валя: Ты что, зонтик купил?
Коля: Да нет…
Валя: Да уж конечно, если б ты зонтик купил, мы бы уже давно знали.

Диалогов и крылатых фраз море:

Без чемодана человек как дерево — всю жизнь на одном месте.

Так выпьем за то, что я сказал. За масштаб!

Есть у Коли и девушка, но отношения с ней не особо ладятся:


Исчерпав все темы для разговоров, Коля возьми и ляпни, что уезжает на Дальний Восток, мол, его друг позвал работать. Ситуация мгновенно меняется: накрывают стол, приходят все знакомые, которые будто даже и рады видеть Колю. Меньше чем за сутки все меняется: Коля пишет заявление об увольнении, ему находят чемодан, мебель из его комнаты продают, а саму комнату сдают новому жильцу. И все его знакомые радостно ведут Колю к автобусу, радуясь тому, что хоть что-то случилось в их серой однообразной жизни. Только вот ехать на самом деле Коле некуда.


В 2005 году Николай Досталь снял продолжение фильма, но оно оказалось уже не таким хорошим, на мой взгляд.

Теперь о смысле. Тут, как минимум, два смысловых пласта:

  1. Смысл поверхностный. О нем, по сути, я сказал выше: серая жизнь, провинциальный город, тоска и желание хоть что-то изменить. Не подумав, Коля ляпнул, что уезжает, а знакомые радостно подхватили его слова и тут же спровадили. И осталось после Коли пустая комната и ничего более. Он бы и рад не уезжать и цепляется по ходу развития событий за любую соломинку, но ничего уже изменить нельзя.
  2. Смысл глубинный. Тут нужно понимать, что кино снято в 1990 году - на рубеже эпох: рушилась одна страна, ей на смену приходила другая. На двери, кстати, болтается календарь с 1991 годом, который постоянно об этом напоминает. Коля тут - олицетворение России, целой страны. Она находится на перепутье, не знает, что будет дальше: также, как Колю отправили на автобусе в неизвестность , так и Россия в 1991 году вступила в новый период своего развития, когда никто не представлял, что теперь будет.

Кино потрясающее. Удивительно, что по ТВ я его никогда не видел. Хотя, чего уж тут удивительного: такие фильмы, заставляющие думать и "грузящие", не нужны массовому зрителю.

О других фильмах и сериалах, что я смотрел давно и не очень, можно почитать тут.

Читайте также: