Обижали в школе не могу забыть

Обновлено: 07.07.2024

Травля в школе — это страшная среда, где жертва чувствует себя загнанной в угол, и кажется, что ситуацию уже никак не изменить. TeenAge.by расскажет, что делать, чтобы не попасть в позицию жертвы или как из нее вырваться.


Что делать для предотвращения травли?

Попадая в новый класс или коллектив, совсем не хочется оказаться в нем изгоем. Естественное желание — найти себе друзей, хорошо со всеми общаться и учиться без особых проблем. И вот вы ходите в школу, и вдруг со временем начинаете получать от одноклассников шутки в ваш адрес.

Это могут быть “безобидные”, по их мнению, комментарии, оценка вашей внешности и поведения. Это ключевой момент, в это время одноклассники проверяют вас на прочность, смотрят на реакцию.

1. Можно отреагировать безразличием. Игнорирование даст понять, что вас их слова не задели. Тогда одноклассникам станет скучно вас донимать, и они отстанут.

2. Но если все-таки ваш голос дрогнул, вы опустили глаза или ваши руки задрожали, значит вам не все равно. Эмоция обиды, грусти на их слова действует как подкрепление для обидчика. Вероятно, шутки продолжаться и будут становиться все жестче, пока будет идти ответная реакция.

3. Оптимальным вариантом будет юмор. Если вас назвали жирным, ответьте, что вы энергосберегательный. Используйте сарказм, иронию, можно даже отразить язвительный комментарий: “у меня по крайней мере есть грудь”. От характера ответа будут зависеть дальнейшие отношения с людьми. Если вы хотели бы общаться с этим человеком, отшутитесь по-доброму, если нет можно и нахамить в ответ.

Но не у всех людей есть эта ответная агрессия, умение шутить или скрывать эмоции под маской безразличия. Обидные шутки могут действительно ранить, и неприятные чувства будет тяжело сдерживать. Что делать тогда? Не молчать. Тут же ответьте человеку прямо и честно, что вас эти слова задели, то, что он говорит — это обидно и унизительно. Скажите, чтобы он так больше не делал.

Признание может показаться проявлением слабости, особенно в подростковой среде. Но если не пресечь в самом начале эти комментарии, может стать только хуже. Пока не началась реальная травля, у вас есть голос. Используйте его.

Если против вас начали использовать скрытую травлю: распускать слухи, осуждать вас за спиной, постарайтесь найти зачинщика и вызовите его на открытый разговор при свидетелях. Если у вас есть доказательства, например одноклассник, который сможет подтвердить, что именно этот человек вас обговаривал, сплетник не сможет уйти в отрицание. Выскажите, что вас не устраивает, что сплетни не правдивы и что этому человеку нельзя доверять. Это больше повлияет не на самого сплетника, а на людей, которые перестанут верить в его слова и его сплетни потеряют силу. Попросите ваших друзей-одноклассников о защите, пусть и они подключаться и начнут пресекать любую клевету в ваш адрес.

Как избавиться от травли?

Как быть, если вы уже стали заложником ситуации? Находясь в условиях насилия, преследует чувство, что вы беспомощны и одиноки, у вас нет сил для противостояния и кажется, что никто не может помочь. Именно этого добивается агрессор, и необходимо вернуть себе контроль над ситуацией.

1. Для начала осознайте все происходящее. Вы жертва агрессии в школе. Вы не виноваты в том, что с вами происходит. Нет ни одной веской причины вас травить. Вы не должны менять свою внешность или поведение, чтобы понравится обидчику. Нет, травля не рассосется, не исчезнет сама по себе. Выход есть, и вы сможете остановить издевательства.

2. Затем нужно обдумать план действий. Что вы можете сделать, находясь в таком положении?

— по возможности избегайте столкновений с обидчиком. Чем реже вы видитесь, тем меньше возможностей над вами издеваться. Если вас преследуют после школы и на коридорах на перемене, держитесь ваших друзей или мест большого скопления людей. Не оставайтесь одни.

— получите внешнюю поддержку и опору . Задайте себе вопрос, кому вы могли бы довериться. Многие подростки переживают травлю в одиночестве.

Причин молчания очень много: стыд признаться, что у тебя проблемы, страх, что не поддержат, скажут, что сам виноват, и вообще я не стукач, справлюсь сам. Но взбунтоваться в одиночку будет крайне тяжело. Обидчика может припугнуть только тот, кто сильнее его. Ваш родитель, авторитетный учитель, школьный психолог, старший брат. Поделитесь всем, что с вами происходит, и пусть этот человек придет в школу решать вопрос. Если в вашей школе учителя игнорируют или поддерживают травлю, нужно идти к директору.

— собирайте доказательства травли. Записывайте на диктофон оскорбления, угрозы. Отмечайте пропажу вещей. В случае драк, делайте фото, снимайте побои в милиции.

— агрессор должен бояться санкций. Его действия не должны остаться безнаказанными. Возможно, для кого-то подойдет драка с обидчиком, но лучше публичное привлечение к ответственности, если при всех одноклассниках будет поднята на обсуждение проблема травли. А также необходимо весомое наказание, если травля продолжиться: исключение из школы, например.

3. Сменить класс или школу может быть радикальным, но полезным способом.

Вообще, даже если травля прекратилась, отношений к жертве в классе может остаться негативным или безразличным. Мало кто сможет после такого завести себе друзей с бывшими свидетелями издевательств. Учиться в такой обстановке спокойнее, но все еще не уютно. Тогда лучше перевестись в новый коллектив. А если после разбирательств, травля продолжилась, то переход в новую школу является единственным решением.

Что делать с последствиями травли?

Еще вариантом будет поиск жертв травли в интернете или среди друзей. Возможно, в вашем окружении кто-то тоже сталкивался с издевательствами и смог из этого выбраться. Обменивайтесь опытом, поддерживайте друг друга.

Полезные ресурсы

— Если вы находитесь в ситуации буллинга и чувствуете, что вам не к кому обратиться, воспользуйтесь телефоном доверия для подростков. Вот перечень номеров.

— Если вы ищете постоянную помощь и поддержку от специалиста и не знаете, где ее найти, то в Беларуси есть множество Центров дружественных подросткам. Там есть психологи, которые принимают очно и онлайн.

— Если вы хотите помочь борьбе с травлей в школах Беларуси, обратите внимание на проект “Нулевое сентября”.

— Дополнительную информацию о травле, ее механизмах и способах защиты можно почитать на сайте российского проекта “Травли NET”.

Как взрослые переживают свой опыт буллинга, полученный в детстве? И что бы они посоветовали никогда не говорить ребенку, которого обижают ровесники? Рассказываем.

Дети, пережившие травлю в школе, часто забирают последствия этого негативного опыта во взрослую жизнь. Казалось бы, пора забыть прошлое и жить настоящим, но обиды от несправедливости оставляют глубокую душевную рану, которая не заживает годами.

В школе я была изгоем. С третьего по восьмой класс каждый день папа или мама встречали меня после уроков, потому что иначе 10 минут пути между домом и школой превращались в ад: одноклассники шли за мной с криками, угрожали, обзывали, вспоминали мои промахи. А зимой меня закидывали снежками или пытались утопить в снегу.

Находиться в классе было чуть легче: под взором учителей не все решались на меня нападать, поэтому подлости были мелкими и незаметными для окружающих: одноклассники прятали мою шапку, лепили жвачки на верхнюю одежду, портили мои работы для школьных выставок, устраивали мне бойкот, мешали выступать у доски.

Во время учебы и после люди часто говорили мне фразы, которые должны были как-то меня успокоить или объяснить причины этой ситуации.

И все эти варианты были неприятными, болезненными или далекими от истины.

Да и если изгой ударит своих обидчиков, он лишь спровоцирует новый виток насилия. Или лишится своей единственной защиты — учителей, потому что тоже перейдет в разряд хулиганов.

Именно издевательства одноклассников превратили меня в замкнутого, закомплексованного человека.

И я очень долго преодолевала страх осуждения.

На моей памяти невмешательство чужих родителей приводило лишь к тому, что их детей начинали избивать.

Чему меня научил мой опыт? Что надо нападать первой. К восьмому классу я прошла такую школу злословия, что умела без мата оскорбить любого только за то, что на меня криво посмотрели. Это я превентивно показывала зубы.

От этой привычки я отучилась с трудом: она портила мне романтические и рабочие отношения, потому что я преувеличенно реагировала на любую угрозу.

Еще этот опыт научил меня бояться мужчин.

Если парень пытался со мной заговорить, то я считала это слишком подозрительным, чтобы принять за симпатию. Я избегала отношений довольно долго (даже когда преодолела все прочие страхи и комплексы, выращенные одноклассниками). И, конечно, этот опыт привел к тому, что я слишком долго недооценивала себя. Мне постоянно казалось, что мои успехи незаслуженные, что я хуже остальных. И это все не позволило мне к моим годам добиться тех успехов, которых я могла бы достичь со своими исходными данными.

В конце восьмого класса, когда мне вручали очередную грамоту, директор по ошибке дал мне четное количество цветов. Когда я вернулась к классу, одноклассники стали толкать меня в спину и шептать:

Истерика после этого длилась у меня три дня. Родители забрали документы из школы (до этого я сопротивлялась, так как считала, что этот опыт на самом деле меня чему-то учит) и перевели в другую школу, в класс, где уже были две отличницы. Там меня хорошо приняли и никогда не обижали.

Выяснилось, что у меня есть лидерские качества. Но даже этот позитивный опыт (и прекрасные студенческие годы) не смогли вытеснить негативные воспоминания: у меня ушло лет 10 на то, чтобы залечить все душевные раны.

Все началось с начальных классов — меня морально унижали. Учительница провела беседу с одноклассниками, а потом отвела меня в сторону и сказала, что в этом моя вина. Она посоветовала следить за собой и больше стараться. Издевательства не прекращались до пятого класса. Потом обо всем узнала мама, встретилась с родителями одноклассников, и от меня отстали. В оставшиеся 6 лет настоящих друзей я не завела, только немного общалась с одной девушкой. Я стала ко всем относиться настороженно, стараюсь не подпускать близко, потому что боюсь, что опять будут издеваться. Сейчас учусь в мединституте на 1 курсе, но так и не могу найти общий язык с одногруппниками. Проблема усугубляется тем, что я считаю себя уродом. Даже не пытаюсь что-то предпринять, потому что уверена, что ничего не получится.

Школьные годы закончились, но вы продолжаете жить под воздействием старой детской травмы. Раньше у вас не было сил и психологических инструментов, чтобы выйти из изоляции, в которой вы оказались по ряду причин. Сейчас вы окружаете себя недоверием, словно защитной броней. Но эта броня перестала оберегать, она доставляет страдания.

Пока вы только на первом курсе, впереди еще много лет, когда вы можете наслаждаться общением с одногруппниками. У вас есть шанс убедиться, что коллектив может принять и понять вас.

Я не могу принять себя.
Все началось в младших классах, где-то с 3-его меня начали обижать в школе. До сих пор мучают мысли, почему со мной так поступали.

У меня было несколько подруг, а остальные говорили обо мне что-то за спиной, поэтому я к ним обращалась только по острой необходимости. Таких было несколько, как я, вроде как "лузеров". Только мне казалось, что я хуже всех. Хоть других даже больше унижали, меня постоянно в мыслях сопровождало (очень стыдно произносить даже) прозвище "наркоманка".

Я с детства себя не любила. Не ухаживала за собой, а родители были постоянно в работе. А когда и были рядом, то часто помню, за что-то наказывали. Особенно я боялась папу. Еще и старший (на 4 года) брат любил поиздеваться надо мной (я все воспринимала серьезнее, чем нужно было). И до сих мы редко разговариваем, что с папой, что с братом. Мама наоборот постоянно меня жалела (а я этим нередко пользовалась)

Единственная радость для меня был телевизор. Из-за этого унизительного прозвища я боялась себя где-то проявить, чтоб никто не узнал о такой, как я. Я очень стыдилась себя, стыдилась, что не могу постоять за себя, что не нахожу нужных слов, что я не достаточно активная, хотя всегда хотела в чем-то участвовать (выступала только раз на "мисс весна" в 4-м классе, там все удивлялись моим талантам, мне было очень приятно, но после того уже не решалась "высовываться" в школе). И хотя в последние годы учебы в школе я была, как бы своя (иногда мы вместе гуляли. ), я никогда не могла расслабиться полностью. Я не доверяла никому из одноклассников и боялась, что они меня унизят снова.

В общем школа дала мне кроме средних знаний, кучу комплексов.

В прошлом году я закончила школу. Я всегда думала, что с окончанием школы закончатся и все навязчивые мысли о том, какая я ничтожная, как недостойна ничего, как слаба. Но теперь я испытываю сильное внутренне напряжение, когда нахожусь среди людей (так и в школе было часто). Сначала эмоциональное, а потом, когда вынуждена находиться долго на людях, физическое. Я буквально чувствую каждую мышцу лица, я не могу расслабиться и чувствовать себя свободно.

И даже когда я одна в своей комнате мысли все равно посещают о том прозвище и об одной однокласснице (злее человека я не встречала), которой я никак не могла сопротивляться, когда она меня пыталась унизить (если другим я хоть пыталась что-то возразить, ей всегда сдавалась).

Читайте также: