Объем обязательной ежедневной двигательной активности учащихся школ

Обновлено: 05.07.2024

В работе представлен опыт по организации двигательной активности в школе. С поступлением в школу. один из первых неприятных сюрпри­зов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы, — это запрет на движение. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответить у доски и многое другое. Всё это важно знать учителям.

ВложениеРазмер
organizatsiya_dvigatelnoy_aktivnosti_uchashchihsya_v_shkole.doc 66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация двигательной активности учащихся

(из опыта работы Белоножко В.А.).

- Как так мы учим наших детей, что наши ученики выходят из школы неполноценными членами общества?

- Почему лишь малый процент выпускников школ можно считать действительно здоровыми?

- Как сохранить здоровье обучающихся и не отнимать надежду на полноценную жизнь?

С каждым годом, по данным многочисленных исследований, наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения. Выявляются всё больше детей с умственными и физическими отклонениями. Об этом свидетельствуют данные, приведённые в докладе Министерства здравоохранения РФ « О состоянии здоровья детей в Российской федерации.

Учёными доказан отрицательный факт влияния на физическое развитие молодого организма ограничения двигательной активности. Один из первых неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы, — это запрет на движение. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает на 45-50%. До 80 % дневного времени большинство учащихся младших классов находятся в статическом положении внутри помещения.

При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответить у доски и многое другое.

Учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. Для предупреждения утомления, улучшения общего состояния, восстановления работоспособности у обучающихся, повышения эффективности урока, снятия напряжения с кистей рук и для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, провожу различные виды физкультминуток.

Особенно любимы учащимися на уроках следующие минутки расслабления:

При составлении комплексов большое внимание уделяю последовательности выполнения физкультминутки:

  • упражнения на потягивание ;
  • упражнения для ног;
  • наклоны и повороты туловища;
  • упражнения для глаз

Время, необходимое для вхождения в урок, зависит от пола. Девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, а мальчики врабатываются долго. Когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки начинают уставать. Поэтому время проведения физминуток на уроке для мальчиков и девочек абсолютно разное. Я на уроках русского языка и математики провожу поочерёдно физминутки для девочек и мальчиков. Иногда для девочек провожу на уроке дополнительную физминутку (мальчики выполняют в это время физминутку по желанию).

- организация обучения в режиме динамических поз: чередование сидения, стояния и передвижений по классу. Например, смена позы, направления взгляда, когда во время объяснения материала нахожусь не только перед доской, но и обращаюсь к пособиям, иллюстрациям, расположенным на задней или боковых стенках класса. На каждой 10 или 15-й минуте меняю своё расположение, например, к окну, затем, через 2 – 3 минуты к своему столу и так несколько раз. На 25-й минуте – пройду вдоль рядов к задней стене и т.д.

Следя за учителем, читая записи на доске и пособиях, обучающиеся класса вынуждены поворачивать голову и верхнюю часть туловища то в одну, то в другую сторону, что очень важно для работы мышц.

Каждую неделю обучающиеся пересаживаются колонками. А 1 раз в месяц меняем положение парт. Смена взглядов в меняющееся пространство крайне полезны не только для глаз, но и для работы мозга.

В режиме поиска использую сенсорно – координаторные планшеты. Обучающиеся класса по указанию находят нужный ответ и фиксируют взгляд на данном изображении. При этом они совершают синхронные движения глазами, головой и туловищем. В данном режиме я использую подвески, которые применяю как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. В данном режиме использую держатели, подвески, стены и простенки. Режим снятия напряжения направлен на профилактику утомления зрения. Для этого я использую зрительные лабиринты.

Очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников, и на их работоспособность оказывает структура урока. Поэтому весьма важное значение имеет правильное построение урока.

С целью снятия напряжения с глаз используются в работе:

- тренировочные упражнения для глаз.

Для детей характерна во время статического положения на уроке согнутая спина и чересчур согнутые ноги, что приводит к нарушению осанки, сколиозу и плоскостопию. Поэтому я большое внимание уделяю вопросам профилактики этих нарушений. С целью профилактики выполняю специальные упражнения с предметами, есть уголок с многофункциональными цветными ладошками, используем мешочки, с которыми дети выполняют различные движения, держа их на голове, держим ровную позу, стоя у стены.

Без оптимальной двигательной активности не может быть здоровья. Двигательная деятельность вызывает положительные эмоции, бодрость у детей, создаёт хорошее настроение.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах

При 6-дневной неделе, не более

При 5-дневной неделе, не более

Организация профильного обучения в 10 - 11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры

- для обучающихся 2-4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6 дневной учебной неделе

- для обучающихся 5-6-х классов - не более 6 уроков

- для обучающихся 7-11-х классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке 2 - 4-х классов - 2 - 3-м уроках для обучающихся 5 - 11-х классов на 2 - 4-м уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором продолжительность регламентируется настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60- 80%.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену

- использование ступенчатого режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый)

- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.

При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице

Наполняемость классов-комплектов

Классы, объединяемые в класс-комплект

Количество обучающихся в классе-комплекте

В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков не должна превышать 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающегося каждого возраста.

Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно быть более 5 в начальных классах (кроме первого класса) и более 6 уроков - в 5 - 11-х классах.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности организуют облегченный учебный день - четверг или пятница.

Для облегчения и сокращения периода адаптации к образовательному процессу обучающихся компенсирующих классов следует обеспечить медико-психологической помощью, осуществляемой педагогами-психологами, врачами-педиатрами, учителями-логопедами, другими специально подготовленными педагогическими работниками, а также с применением информационно-коммуникационных технологий, наглядных пособий.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут, в 5 - 11 классах - 10 - 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов и не менее 30 - 45 см - у обучающихся 5 - 11 классов.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз , а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.

Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

- физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений

- организованных подвижных игр на переменах

- спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня

- внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья,

- самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам .

В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походов обучающихся допускают с разрешения медицинского работника. Его присутствие на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.

На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.

При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2 дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа, необходима организация питания обучающихся.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй - для приготовления домашних заданий.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

от 28 апреля 2003 года N 13-51-86/13

Об увеличении двигательной активности обучающихся
общеобразовательных учреждений

Согласно заключению специалистов объем физкультурно-оздоровительной двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений должен составлять не менее 6 часов в неделю. При таком объеме двигательной активности у обучающихся наблюдаются наиболее высокие показатели умственной работоспособности, более высокая ее устойчивость в течение дня, повышение успеваемости и адаптации к физическим нагрузкам, сопротивляемости простудным заболеваниям.

С началом обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается примерно в два раза, большую часть дневного времени учащиеся находятся в статическом положении. Уроки физической культуры лишь частично пополняют недостаток движений учащегося.

Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях является организация двигательной активности школьников, обеспечивающей им активный отдых и удовлетворяющей их естественную потребность в движениях.

Организация двигательной активности учащихся общеобразовательных учреждений требует научно-обоснованного подхода, учитывающего возрастные особенности учащихся, состояние их физического здоровья, возможности общеобразовательного учреждения для проведения оздоровительно-спортивных мероприятий, распределение интенсивности и продолжительности двигательной нагрузки в течение дня и недели.

Интенсивность и продолжительность двигательной нагрузки школьников в течение учебных занятий определяется с учетом закономерных изменений умственной работоспособности школьников, которые отражают функциональное состояние центральной нервной системы, тесно связаны с суточным ритмом их физиологических функций и зависят от длительности и особенностей школьных предметов. В первой половине дня работоспособность школьников достигает наиболее высоких показателей к 10-11 часам. В целях подготовки школьников к учебной деятельности перед занятиями рекомендуется проведение гимнастики (комплекс из 4-6 общеразвивающих упражнений) продолжительностью 6-7 минут. Упражнения должны воздействовать на все основные группы мышц. При выборе содержания и формы двигательной активности должны учитываться возрастные особенности физиологических и психофизиологических функций детей. Один раз в 2-3 недели комплексы гимнастики целесообразно заменить новыми.

Гимнастику до занятий лучше всего проводить на открытом воздухе при температуре не ниже +10 градусов Цельсия. Если условия не позволяют проводить гимнастику на открытом воздухе, то она проводится в хорошо проветриваемых коридорах и других помещениях школы.

Эффективным активным отдыхом является проведение физкультурных минут на общеобразовательных уроках. Применение кратковременных физических упражнений способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности учащихся. Исследования показывают, что для младших школьников наиболее целесообразно их проведение между 15-й и 20-й, а с учащимися 5-9-х классов - между 20-й и 25-й минутами.

Комплексы упражнений, подобранные для этой цели, должны включать двигательные действия, отличающиеся по своей структуре от положения тела и движений, выполняемых при учебной работе, что должно усилить двигательную активность организма и вовлечь в работу группу мышц, несущих статическую нагрузку.

В комплексы физкультурных минут могут включаться 4-5 упражнений. Продолжительность выполнения комплекса - 1,5-2 минуты. Смену комплексов физкультурных минут следует проводить не реже одного раза в две недели.

Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах проводятся в качестве активного отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности. Этот вид активного отдыха проводится на большой перемене.

Для успешного проведения физических упражнений и игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Игры и физические упражнения на переменах следует проводить на открытом воздухе. Для учащихся младших классов игры подбираются наиболее простые или ранее известные, средней и малой интенсивности, где допускается перемена состава, быстро появляются результаты.

Для учащихся 5-9-х классов рекомендуется использовать командные игры, подводящие к спортивным, например, настольный теннис, бадминтон, пионербол, волейбол, соревнования на точность броска мяча в кольцо. Заканчиваются игры за 5 минут до начала очередного урока.

Учащиеся 10-11-х классов в достаточной степени владеют навыками спортивных игр, знакомы с их правилами. В качестве основного содержания при проведении физических упражнений и игр на перемене с этой категорией учащихся используются в основном упражнения из спортивных игр.

Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня дает возможность увеличить продолжительность двигательной активности учащихся как минимум на 1,5 часа в неделю.

Суммарная двигательная активность, полученная школьниками на уроках физической культуры и в ходе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, недостаточна для покрытия биологической потребности в движении каждым учащимся, и поэтому необходимо создать условия для работы кружков и секций спортивной направленности во второй половине дня. Участие учащихся в работе кружков и секций может добавить им еще не менее 2 часов двигательной активности в неделю.

Во многих общеобразовательных учреждениях накоплен опыт проведения различных внеклассных оздоровительно-спортивных мероприятий: школьных спартакиад, дней здоровья и спорта, туристических походов и др. Конкретные сроки проведения внеклассных мероприятий определяются каждым общеобразовательным учреждением в зависимости от местных условий - климатических, наличия спортивной базы, традиций и др. Дни здоровья и спорта можно организовывать одновременно для всех классов или отдельно для учащихся первой, второй или третьей ступени школы.

Продолжительность таких мероприятий, как правило, для учащихся 1-4-х классов составляет 3 часа, для 5-9-х классов - 4 часа, для 10-11-х классов - 5 часов. В содержание дней здоровья и спорта могут входить подвижные и спортивные игры на местности, туристические походы, спортивные соревнования, различные развлечения. Для участия в этих мероприятиях необходимо привлекать всех учащихся школы, имеющих разрешение врача.

Руководитель Департамента
общего образования, член коллегии
А.В.Баранников

Текст документа сверен по:
"Официальные документы в
образовании", N 19, 2003 год

Недостаточная двигательная активность чревата массой неприятностей со здоровьем. Особенно важен двигательный режим для школьников, у которых большую часть суток задействована лишь небольшая часть мышц.

Немного цифр

Рекомендуемый объем двигательной активности школьника в сутки

Многочисленные исследования неопровержимо доказали - уже с первого класса уровень суточной двигательной активности ребенка снижается вдвое. Этот показатель продолжает уменьшаться по мере перехода из класса в класс, находясь в обратно пропорциональной зависимости от количества уроков и объема домашних заданий. Например в 9 классе он значительно меньше, чем в 6-ом, у 80% старшеклассников отмечается гипокинезия. Более 85% дневного времени школьники находятся в статическом положении (сидя) - и в классе, и дома. Двигательная активность от ходьбы или игр падает до 16%, и лишь ничтожные 11% от ее необходимого объема в неделю (или 40% в день) дают уроки физкультуры.

Чем грозит дефицит двигательной активности

Гипокинезия и длительное нахождение в сидячем положении способны привести к серьезным изменениям в организме:

  • отразиться на состоянии сердечно-сосудистой системы;
  • вызвать застой крови в нижних конечностях;
  • снизить уровень обмена веществ и иммунной защиты;
  • нарушить функционирование дыхательной системы - при отсутствии активности и длительном нахождении в состоянии сидя дыхание становится поверхностным.

Эти изменения неизбежно ведут к ослаблению памяти и внимания школьника, нарушению координации движения и ухудшению работоспособности всего организма в целом.

Объем двигательной активности

Всемирная организация здравоохранения рекомендует школьникам не менее 60 минут в сутки активного движения - от среднего до активного уровня. Это может быть, например, бег, баскетбол, езда на велосипеде в течение часа. Такую нагрузку могут заменить 2 часа активной ходьбы, уборки в квартире, подвижных игр или выполнения спортивных упражнений. Обратите внимание, рекомендуемые 60 минут - это минимум, а не средний показатель. Благотворное влияние физической активности красноречиво проявится бодростью, отличным настроением, повышением работоспособности и активизацией умственной деятельности.

Читайте также: