Нумерация участников эксперимента относится к школе

Обновлено: 08.07.2024

Выборка в дипломной работе по психологии – это испытуемые или респонденты, которые приняли участие в эмпирическом исследовании.

Если говорить более строго, научно, то выборка – это какая-то часть некоторой большой группы (генеральной совокупности), которая отражает ее свойства. В этом случае говорят, что выборка репрезентативна. И поэтому полученные на выборке результаты распространяют на всю генеральную совокупность.

Например, психолог-исследователь намерен выяснить взаимосвязи ощущения счастья и уровня личностной автономии у современных российских студентов. Строго говоря, для решения этой задачи нужно провести исследование на всех студентах – генеральной совокупности. Это практически не выполнимо, поэтому из всех студентов делают выборку, скажем, человек 50, - представителей какого-то конкретного ВУЗа. Формируют выборку так, чтобы она была подобна генеральной совокупности – репрезентативна. То есть, чтобы в ней было такое же соотношение юношей и девушек, жителей больших и малых городов и пр. Далее проводят в этой выборке исследование и, например, выявляют положительную корреляцию между ощущением счастья и уровнем личностной автономии. И, так как выборка была репрезентативна, то делают вывод: для всех российских студентов справедлива закономерность, согласно которой чем выше уровень автономии, тем выше уровень счастья. Конечно, с учетом 5-ти процентной вероятности ошибиться ( уровень статистической значимости при расчете корреляций).

Существуют разнообразные процедуры формирования репрезентативной выборки: простой случайный отбор, стратифицированный случайный отбор и др. Они описываются в книгах по экспериментальной психологии и математической статистике. Выполнение этих процедур важно при проведении серьезных психологических исследований. В практике написания курсовых, дипломных и магистерских работ в современных российских ВУЗзах репрезентативность выборки, как правило, не оговаривается и специальные процедуры не применяются. При этом по умолчанию предполагается, что выборка репрезентативна.

Очень часто именно выборкой определяется тема исследования. Преподаватели часто расспрашивают студента-психолога об обстоятельствах его жизни (где работает и т.п.). На основании этой информации и делается вывод, на какой выборке удобнее провести исследование.

Например, если вы – педагог, то в качестве выборки могут выступить учащиеся. Сотруднику организации научный руководитель может предложить взять в качестве испытуемых его коллег-сотрудников. Домохозяйка может выбрать в качестве респондентов своих знакомых женщин. Часто студенты берут в качестве выборки тоже студентов и проводят эмпирическое исследование на своих сокурсниках.

В связи с формированием экспериментальной выборки при написании выпускной работы по психологии у студентов могут возникнуть следующие вопросы:

  1. Чем определяется численность выборки в психологическом исследовании?
  2. Как увеличить объем экспериментальной выборки?
  3. На какие характеристики выборки нужно обращать внимание?
  4. Как формируются экспериментальная и контрольная группы?

Объем (численность) выборки

Численность экспериментальной выборки в психологическом исследовании определяется особенностями статистических расчетов. Например, минимальная численность испытуемых, при которой можно рассчитать коэффициент ранговой корреляции Спирмена при уровне значимости 0,01, равна 7. Но, как правило, при анализе взаимосвязей выборка не должна быть меньше 10 человек. Столько же человек должно быть минимум и при расчете достоверных различий с помощью U-критерия Манна-Уитни или t-критерия Стъюдента .

Иногда преподаватели уверенно говорят студентам, что результаты их исследования будут недостоверны, если объем выборки будет меньше 30, 50, 70, 100 человек и т.д. Строго говоря, это не корректное утверждение. В данном случае важно понимать, что во всех статистических расчетах действует такое правило: чем меньше объем выборки, тем жестче критерии, при которых результат статистического расчёта считается достоверным.

Например, вы проводите анализ взаимосвязей показателей агрессивности и тревожности младших школьников в группе из 30 человек. Если принять достаточным уровень статистической значимости в 0,05 (5%), то значимыми будут коэффициенты корреляции больше либо равные 0,36. А ваш коллега – студент-психолог – проводит анализ взаимосвязей карьерных ориентаций и стажа сотрудников организации в группе из 10 человек. В его случае значимыми будут считаться коэффициенты ранговой корреляции не ниже 0,64 при том же уровне значимости.

Итак, статистически достоверные результаты эмпирического исследования можно получить на любой выборке (от 10 человек). При этом чем меньше экспериментальная выборка, тем жестче критерии статистической достоверности полученных на ней результатов.

Однако, чем меньше выборка, тем в меньшей степени она отражает генеральную совокупность, тем заметнее в ней влияние отдельных результатов на общий показатель. То есть, формально можно брать выборку в 10 человек, но практически в эмпирическом исследовании этого недостаточно.

Строгих правил по численности выборки для получения статистически достоверных результатов психологического исследования нет, но есть следующие рекомендации:

  • При разработке тестов объем выборки должен быть от 200 до 2000 человек.
  • При сравнении двух групп (например, с помощью U-критерия Манна-Уитни или t-критерия Стъюдента ) их численность должна быть примерно 30-50 человек. Группы могут быть не равны по численности, но различия должны быть не очень существенны.
  • При исследовании взаимосвязей показателей в группе, например, с помощью коэффициента ранговых корреляций , ее численность должна быть не меньше 30 человек.

Но эти правила не строгие, и на практике, как правило, для курсовых и дипломов объем выборки колеблется от 15 до 40 человек. В магистерской диссертации может потребоваться более объемная группа испытуемых - до 80-100 человек. Здесь многое решают требования конкретного ВУЗа и предпочтения руководителя.

Есть одна вполне невинная хитрость, позволяющая увеличить численность экспериментальной выборки. Например, если в ВУЗе требуют большие выборки (80-100 человек), а набрать столько испытуемых проблематично, можно сделать следующее. Реальное эмпирическое исследование провести на небольшой выборке, например, 20 человек. А далее увеличить объем выборки в кратное количество раз (2, 3, 4 и т.д.), то есть получить выборку в 40, 60, 80 человек и т.д. Такая процедура существенно не повлияет на результат. В этом случае станут более мягкими критерии значимости статистических критериев (см. выше правило соотношения объема выборки и жесткости критериев статистической значимости результатов).

Берете данные по этим 15 испытуемым в сводной таблице результатов и копируете 4 раза. Получается выборка из 60 человек. Главное, что взаимосвязи, которые вы выявите на этой увеличенной выборке, будут отражать реальные корреляции ощущения одиночества и субъективного благополучия в исходной выборке из 15 человек. Изменения будут незначительны – станут значимыми некоторые корреляции, которые в выборке из 15 женщин были не значимы.

Характеристики выборки

При описании выборки в дипломной работе по психологии указываются социально-демографические характеристики испытуемых: пол, возраст, образование, семейный статус, профессия и пр.

Существует множество характеристик, которые можно указать при описании выборки. Какие включить в описание, а какие – нет?

Строго говоря, нужно указывать характеристики выборки, которые имеют отношение к сути исследования. Например, если сравниваем женщин-руководителей и простых сотрудниц, то важно при описании выборки указать профессиональный статус.

При описании выборки всегда указывают пол, возраст и образование (для взрослых испытуемых). Остальные характеристики указывают по необходимости, если они важны. Например, при исследовании корпоративной культуры сотрудников организации вряд ли необходимо указывать их семейный статус, так как он имеет очень отдаленное отношение к теме исследования.

Некоторые научные руководители требуют описывать выборку с указанием максимального количества характеристик.

Контрольная и экспериментальная группы

В каких случаях в дипломной работе по психологии возникает необходимость введения экспериментальной и контрольной групп? Если тема ВКР связана с выявлением индивидуально-психологических различий испытуемых, имеющих какую-то особенность и не имеющих ее. Например, в качестве таких особенностей могут быть:

  • заболевание (экспериментальная группа – лица, страдающие заболеванием…; контрольная – лица, не страдающие заболеванием…);
  • семейный статус (экспериментальная группа – лица, состоящие в браке; контрольная – лица, не состоящие в браке);
  • профессия (экспериментальная группа – лица, чья профессиональная деятельность связана с повышенными стрессовыми нагрузками (например, сотрудники МЧС; контрольная – лица, чья профессиональная деятельность не связана с повышенными стрессовыми нагрузками).

Смысл эмпирического исследования с экспериментальной и контрольной группой состоит в том, что различия психологических показателей, выявленные между этими группами, укажут на влияние критерия разделения на личность человека. Например, если лица с заболеванием окажутся более тревожны, чем без заболевания, то можно будет сделать вывод о том, что данная болезнь ведет к росту тревожности или что повышенная тревожность выступает одной из причин данной болезни. Или если окажется, что у семейных выше осмысленность жизни, то вывод будет в том, что семья повышает осмысленность жизни. И, наконец, если выяснится, что у пожарных выше выраженность психологического стресса, то сделаем вывод о том, что работа в МЧС создает предпосылки развития стресса.

Так вот, чтобы выводы о влиянии критерия разделения на группы на выраженность тех или иных психологических показателей были обоснованы, между экспериментальной и контрольной группами не должно быть никаких других различий, кроме того, которое выбрано. Например, состоящие и не состоящие в браке испытуемые не должны различаться ни по каким другим характеристикам. То есть, у них должны быть примерно одинаковые возраст, социальный статус и пр. Только в этом случае можно будет сказать, что выявленный более высокий уровень осмысленности жизни у семейных по сравнению с не состоящими в браке связан именно с тем, что у представителей экспериментальной группы есть семья.

Если экспериментальная и контрольная группа не выровнены по другим социально-демографическим показателям, то, возможно, на осмысленность жизни повлиял какой-то другой фактор. Например, если состоящие в браке работают дизайнерами, а не состоящие в браке – безработные, то различия в уровне осмысленности жизни могут быть связаны не с наличием супруга, а с наличием интересной работы.

Естественно, невозможно выровнять экспериментальную и контрольную группу по всем социально-демографическим показателям. Нужно ограничиться некоторыми ключевыми: возраст, образование, социальный и семейный статус.

Существует устойчивый миф, что для корректной статистической обработки результатов численность выборки в контрольной и экспериментальной группе должна быть одинаковой. В моей практике были случаи, когда научные руководители требовали выравнивать численность испытуемых в контрольной и экспериментальной группе, когда исследование было уже проведено. Такие требования указывают на непонимание сущности статистических расчётов, которые имеют дело с усредненными величинами. А среднее значение величины в группе (среднее арифметическое) не зависит от численности группы, так как при его расчете сумма показателей всех участников группы делится на число человек.

Пример описания экспериментальной и контрольной групп:

Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 50 подростков, разделенных на две группы:

Надеюсь, эта статья поможет вам самостоятельно написать диплом по психологии. Если возникнет необходимость, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

3. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Подготовительная работа: Перед собранием с учащимися и родителями проводилось анкетирование. Учитель встречался с психологом. Для родителей оформляются памятки по проблеме.

Со 2 четверти наши дети начнут получать оценки. Сегодня мне хочется вместе с вами поговорить о том, что стоит за отметками учеников. Всегда ли должны радовать “5” и огорчать “3”? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших маленьких детей?

Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учились они неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает одни “5”,то к этому нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчеркивать его особых заслуг и способностей.

А вот если ребенок, преодолев определенные трудности, наверстал то, что было упущено, но еще не добился самых лучших отметок? Как отнестись к его успехам? Я ставлю ему “3”, больше поставить не могу, так как его работа выполнена хуже, чем у других, детей, а ведь они смотрят в тетради друг у друга, сравнивают… Так вот, часто, эта скромная “3”- свидетельство большого трудолюбия и упорства малыша, заслуживает похвалы.

Некоторые родители “выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное “усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка в тетради были одни “5”.

Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только “5”.

Несколько слов хочу сказать о детях, у которых устает рука при письме, им надо больше рисовать, вырезать, мастерить. А вместо этого дома заставляют переписывать одну и ту же работу по 5-6 раз. Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неудачные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут всю работу.

Помните, что наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым.

Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.

Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: "Как дела в школе? Что получил?", мы тем самым показываем, что нас интересуют прежде всего оценки. Зато вопросы "Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?" дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение.

Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.

Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: "Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?".

Если ребенок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя слово "зато", то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: "Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получилось очень красивые цифры"

а). Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответственные.

б). Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём всегда - невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности, например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.

в). Помнить о том, что отличная оценка - не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.

Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности нужно нам с вами:

1.Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.

Подготовка. С учащимися и родителями проводится анкетирование, результаты которого анализируются. Для родителей оформляются памятки по проблеме.

Упражнение 1. Родители по очереди отвечают на вопрос, что значит для них школьная отметка ребенка. Наиболее часто повторяющиеся ответы записываются на доске. Затем эти мнения обсуждаются совместно.

Упражнение 2. Родителям предлагается по очереди обсудить свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками, и осмыслить их со своей теперешней, родительской, позиции.

Психолог предлагает родителям распределиться на команды (с помощью разноцветных жетонов) и обсудить типичные ситуации, связанные со школьной отметкой, после чего вырабатывается коллективная стратегия поведения взрослых в предложенной ситуации.

Ситуация 1. Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы.

Экспериментальная группа – это группа, непосредственно подвергающаяся экспериментальному воздействию в процессе исследования. Экспериментальная группа состоит из лиц, которые будут подвергнуты воздействию независимой переменной, или стимула.

Контрольная группа определяется как группа испытуемых, аналогичная экспериментальной группе, которая помещается в те же условия, что и экспериментальная, за исключением того, что испытуемые в ней не подвергаются экспериментальному воздействию (независимой переменной).

Экспериментальная и контрольная группы должны быть практически идентичными. Идентичность экспериментальной и контрольной групп достигается тремя способами.

Первый способ - попарное выравнивание объектов по значимым переменным, установленным до проведения экспериментальных операций. Для каждого выбранного испытуемого в состав контрольной группы подбирается другой испытуемый, имеющий то же самое сочетание релевантных характеристик. В результате возникает две группы, тождественные с точки зрения характеристик, которые могли бы повлиять на их реакцию в эксперименте.

Второй, более доступный, метод выравнивания групп основан на выравнивании частотныхраспределений, а не каждой пары в отдельности. Испытуемые распределяются по группам таким образом, чтобы было гарантировано наличие в каждой группе одних и тех же средних характеристик и одинаковое распределение каждой характеристики. Например, экспериментатор обеспечивает 30-процентную долю испытуемых с высшим образованием и в той, и в другой группе. Аналогичные выравнивания осуществляются и по другим признакам, а отдельные испытуемые уже не контролируются. Разумеется, в данном случае не достигается высокого сходства между группами, но комплектование групп намного облегчается.

Третий метод формирования групп более гибок по сравнению с точным подбором соответствий. Это метод рандомизации. Испытуемый, выбранный из списка всех подходящих испытуемых, включается в группу посредством некоторого случайного процесса, например с помощью таблицы случайных чисел. Рандомизация имеет большое преимущество, создавая у нас чувство уверенности, что все наши группы сходны между собой во всех отношениях, а не только с точки зрения переменных, которые мы считаем релевантными для эксперимента, поскольку при отборе большого числа испытуемых случайное распределение по группам гарантирует нейтрализацию различий между испытуемыми.

Выбранная экспериментальная группа предназначается для установления достоверных статистических зависимостей между изучаемыми переменными, а контрольные группы - для того, чтобы, сравнивая получаемые в них результаты с теми, которые установлены на экспериментальной группе, отклонять альтернативные причинно-следственному объяснения выявленной статистической зависимости. В простейшем случае реализации этой схемы берутся одна экспериментальная и одна контрольная группы.

В экспериментальной группе выделяется и целенаправленно изменяется переменная, которая рассматривается как вероятная причина объясняемого явления, а в контрольной группе ничего этого не происходит. По завершении эксперимента оцениваются и сравниваются между собой изменения, которые в экспериментальной и контрольной группах произошли с другой переменной - зависимой, и если окажется, что в экспериментальной группе эти изменения больше, чем в контрольной, то делается вывод о том, что подлинной их причиной является именно действие независимой переменной, которое имели место в экспериментальной группе.

Дополнительно:

Значение зависимой переменной в каждой группе измеряется до начала воздействия стимула в ходе так называемого предварительного тестирования (pretest) и затем еще раз после того, как экспериментальная группа подверглась воздействию стимула, в ходе контрольного тестирования (posttest). Вывод о влиянии стимула (независимой переменной) делается на основании сравнения оценок предварительного теста и контрольного теста для каждой группы. Чем больше различие в значениях между предварительным тестом и контрольным тестом в каждой группе, тем большее влияние приписывается независимой переменной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Укажите неправильный ответ. Содержание начального курса математики построено на следующих принципах:

связи теории и практики;

на органичном соединении арифметики, алгебры и геометрии.

3. Укажите номер неверного ответа.

Выделите функции дидактической игры в процессе обучения математике:

обоснование теоретической основы вычислительного приема;

воспитание интереса к математике.

4. Основной формой обучения математике в начальных классах является:

домашняя работа учащихся;

внеурочная работа по математике;

5. К систематическим видам внеурочной работы по математике относится:

кружковая работа и факультативные занятия;

выпуск математической газеты.

7. Укажите неверный ответ. Домашняя работа по математике в начальной школе:

является формой самостоятельной работы учащихся;

подлежит обязательной проверке учителем или самопроверке;

содержит задания только занимательного характера;

направлена на тренировку учащихся в известных способах действий.

8. Первые представления о форме, размерах и взаимном расположении предметов в пространстве дети получают:

в дошкольный период развития математических представлений;

с первых дней обучения ребенка в школе;

на внеурочных занятиях;

в ходе проектной деятельности;

9. Каким геометрическим понятиям даются определения в курсе математики начальной школы:

круг и окружность;

прямоугольник и квадрат;

угол и многоугольник;

длина и площадь

10. Формируя представления об отрезке, учитель добивается осознания того, что отрезок это:

прямая линия, ограниченная с двух сторон;

часть прямой линии, ограниченная двумя точками;

линия соединяющая две данные точки;

часть прямой линии.

11. Выражение а – в ∙ с можно прочитать:

число а уменьшить на произведение чисел в и с;

а минус в умножить на с;

из числа а вычесть число в и умножить на число с;

разность чисел а и в умножить на с;

12. Назовите систему счисления, которая лежит в основе нумерации чисел в начальной школе?

13.Определите какое количество цифр необходимо использовать для записи разряда?

14. Определите какое количество цифр необходимо использовать для записи класса?

15. Сколько цифр используется для записи чисел в десятичной системе?

С) Бесчисленное множество.

А) Нельзя, т.к. не соответствует программе

В). Можно, с целью подготовительных упражнений с понятиями умножения и деления.

С) Можно, но только 1.

D) Можно, с целью закрепления сложения.

А) Это простая задача на увеличение уменьшение в несколько раз.

В) Это простая задача на увеличение в несколько раз, задания в косвенной форме.

С) Это простая задача на уменьшение в несколько раз, заданная в неявной форме.

D) Это составная задача.

18. Сколько концентров выделяется в методике изучения нумерации целых неотрицательных чисел в начальном курсе математики

к простым задачам, при решении которых учащиеся усваивают связь между компонентами и результатами арифметических действий

к простым задачам, при решении которых раскрываются понятия разности и кратного отношения

к простым задачам, при решении которых учащиеся усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий

к задачам повышенной трудности

22. С чего начинается методика изучения алгебраического материала в начальных классах

С изучения числовых равенств и неравенств

С ознакомления с буквенной символикой

С изучения математических выражений

С ознакомлением с переменной

23.Определите наиболее эффективные приёмы изучения геометрического материала

24. С какой геометрической фигурой учащиеся знакомятся с первых шагов обучения в 1 классе

С прямой линией

учение о системе обучения

учение об искусстве, мастерстве

учение о системе производства

учение о запоминании

системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия

содержательное обобщение, вбирающее в себя смысл всех определений различных источников

описание процесса достижения планируемых результатов обучения

содержательная техника реализации учебного процесса

30. Назовите ключевые признаки пед.технологии

диагностичность описания цели, воспроизводимость педагогического процесса, воспроизводимость педагогических результатов

диагностичность описания цели

воспроизводимость педагогического процесса

воспроизводимость педагогических результатов

31. Какими признаками характеризуется метод обучения:

обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения

обозначает цель обучения

обозначает способ усвоения

обозначает характер взаимодействия субъектов обучения

32. Что называется интерактивными методами

методы, которые требуют взаимодействия между учащимися, а также между учащимися и учителем

взаимодействие учителя и учащихся

взаимодействие учащихся между собой

нет правильного ответа

совместного, самостоятельного обучения

развития воображения, творчества

формирования понятийного мышления

нет правильного ответа

совместного, самостоятельного обучения

формирования понятийного мышления

развития воображения, творчества

нет правильного ответа

специфический набор процедур, рассчитанный на группу лиц для выработки идей и решения проблем

нет правильного ответа

37. Что предполагает проведение техники ЗХУ

способ представления мыслей

способ представления и связывания мыслей

способ связывания мыслей

шесть разных способов запоминания

шесть разных способов обучения

шесть разных способов мышления

анализ и синтез при рассмотрении двух аспектов

на 6 различных видах анализа

на 6 различных подсказках для активизации мышления

на 6 различных аналогиях

на 6 различных играх

интерактивный метод для эффективного чтения

интерактивная система пометок на полях для эффективного чтения

интерактивный метод для понимания читаемой информации

индивидуальное чтение с использованием пометок

совместного, самостоятельного обучения

развития фантазии, творческого воображения

формирования понятийного мышления

нет правильного ответа

45. На какие виды делятся интерактивные методы по цели обучения?

Для совместного, самостоятельного обучения; для развития фантазии, образного воображения; для формирования понятийного мышления

Для совместного, самостоятельного обучения

Для развития фантазии, образного воображения

Для формирования понятийного мышления

46. Когда можно применять интерактивные методы на уроке?

В зависимости от содержания учебного материала

В зависимости от темы урока

В зависимости от цели урока

В зависимости от активности учащихся

47. Основной задачей учителя на уроках обучения грамоте является выработка

48. Основатель современного звукового аналитико-синтетического метода –

49. К упражнениям, направленным на развитие коммуникативно – творческих умений не относятся:

50. Укажите частно-методические принципы изучения синтаксиса:

51. Какой вид диктанта не применяется при закреплении изучаемой темы?

52. Сочинение по картине относится к категории работ:

По развитию речи;

По обобщению материала при изучении конкретной темы;

По культуре речи;

По формированию новых знаний

53. Укажите формы работы по развитию речи

Сочинение по картине

54. Что входит в состав лингвистической компетенции?

Фонологическая компетенция, грамматическая компетенция, лексическая компетенция;

грамматическая компетенция, лексическая компетенция;

55. К аналитическим упражнения не относятся

56. С основными источниками пополнения словарного запаса учащихся знакомит:

Методика преподавания синтаксиса

Методика преподавания фонетики;

Методика преподавания грамматики;

Методика преподавания лексики

Компетенция по русскому языку

A) лингвистическая, прагматическая, социокультурные

B) речевая, культуроведческая, прагматическая

C) лингвистическая, прагматическая

D) Лингвистическая, речевая

Орфография тесно связана со следующими разделами

A) словообразование, морфология

B) фонетика, словообразование

C) фонетика, словообразование, морфология

D) морфология, синтаксис

Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий….

Слово как часть речи

Звуки речи, ударение, слог

Самостоятельные части речи

Словарный состав языка

60. Укажите основные единицы синтаксиса?

A) Словосочетания, предложения

B) Запятая, точка

C) Звуки и буквы

61. Задачу эстетического воспитания учащихся на уроках русского языка решает

B) обучающего изложения

C) контрольного диктанта

D) урок написания сочинения по картине

62. Формирование, развитие и совершенствование умений и навыков в разных видах речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо – это…

Все ответы верны.

63. Элементарные навыки самопроверки при обучении письму - это:

A) Умение записать текст со слуха

B) Проговаривание трудных слов и их запись

C)Сличение написанного с текстом образца, проговаривание его

D) Умение записать и проверить написанное

64. Коммуникативная компетентность – это…

B) речевое общение

D) речь и речевые общение

65. Культуроведческая компетентность – это..

A) язык и культура

C) только культура

D) речевой этикет

66. К какому роду литературы относятся былины?

68. Построение художественного произведения, расположение его составных частей.

69. Последовательность событий в художественном произведений- …

Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления – это..

В ней либо рисуются яркие признаки предмета, по которым его можно узнать, либо предмет сравнивается с другим, похожим на него.

Это краткий иносказательный нравоучительный рассказ или стихотворение.

73. Укажите название узбекской народной сказки.

74. В какой строке указаны слова – названия, характерные для узбекских народных сказок?

А) Король, замок, волшебник, рыцарь, граф, Златовласка

B). БабаЯга, боярин, печь, терем, Змей Горыныч, Алёнушка.

C). Дехканин, шах, джигит, пери, дивы, Фархад, Акбиляк.

D) Дехканин, джигит, волшебник, рыцарь, шах, граф

76. Двухстрочное стихотворение, в котором отрабатывается произнесение повторяющегося звука – это …

Умение проводить анализ звуковой формы слов

Слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании

Слышание отдельных звуков в слове

Внутреннее проговаривание звуков

78. Какое из методических требований является важным в работе над художественным произведением

целостное восприятие произведения

выделение образов в художественном произведении

выразительное чтение текста

вступительная беседа перед чтением художественного произведения

80. Когда при чтении художественного произведения проводится работа над планом

после анализа произведения

после первичного восприятия

после пересказа прочитанного

после обобщающей беседы

81. Что называется эпическим стихотворением

стихотворение, в котором выражены переживания автора

стихотворение, в котором выражены размышления автора

стихотворение повествовательного характера

стихотворения о природе

83. Что выражено в пословице

народная мудрость, накопленная вековым опытом

84. На каком этапе урока чтения проводится словарная работа

Не выделяется специального этапа

На этапе подготовки к восприятию произведения

После анализа произведения

85. Определите приёмы раскрытия значения слов

Рассматривание предмета на картине или рисунке, с помощью синонима, с помощью краткого его описания

Рассматривание предмета на рисунке

С помощью синонима

С помощью краткого его описания

86. В чём состоит цель внеклассного чтения

сформировать у учащихся безусловный интерес к детским книгам

сформировать желание и привычку читать книги по заданию учителя

сформировать желание и привычку читать книги по личной инициативе

нет правильного ответа

87. Кто является центральной фигурой, организующей всю работу по внеклассному чтению в начальном образовании:

учитель начальных классов

нет правильного ответа

88. Каким требованиям должна удовлетворять устная и письменная речь учащихся начальных классов:

речь должна быть выразительной, ясной

речь должна быть осознанной, правильной

речь должна быть содержательной, логичной, ясной, точной

речь должна быть понятной и небыстрой

89. Перечислите источники обогащения словаря учащихся

художественные произведения, тексты в учебниках, речь учителя, внеклассное чтение учащихся

художественные произведения, тексты в учебниках, речь учителя

тексты в учебниках, внеклассное чтение учащихся

речь учителя, внеклассное чтение учащихся

Поэтический оборот, слова или выражения, употреблённые в переносном значении

Переносное значение слов

Слова в прямом значении

Богатство русского языка

91. Перечислите типы текста, изучаемые в начальных классах

описание, повествование, рассуждение

92. Что относится к средствам обучения природоведению?

А макеты, модели, рисунки, учебники, дневники наблюдений

В) учебная книга, рабочая тетрадь, дневники наблюдения, рисунок учителя на доске модели.
С) учебники, модели, макеты, рисунки на доске.
D) учебники, дневники наблюдений, наглядные пособия, экранные пособия, модели рисунок учителя на доске.


93. Что такое природоведческое представление?

А) это понимание закономерностей окружающего мира, опирающийся на чувственный опыт младшего школьника.

B) продукт деятельности, органов чувств, памяти, воображения.

C) первичные наблюдения за предметами окружающего мира.

D) процесс усвоения закономерностей, сущности объекта или явления окружающей действительности на имеющейся у школьников чувственной основе.

94. Какова характеристика природоведческих понятий?

A) для понятий характерно содержание, объём, связи и отношения с другими понятиями.

B) характерна связь с представлениями.

C) характерна связь с окружающим миром.

D) взаимосвязь с мышлением, памятью.

95. Какие средства графики являются основными

линия, тон, штрих

полутон, штрих, линия

черчу, пишу, рисую

рисую по образцу

Определите способы рисования:

рисование по восприятию

рисование по представлению

рисование по восприятию, рисование по представлению

рисование по требованию

рисование по восприятию

рисование по представлению

рисование по требованию

рисование по шаблону

Назовите основные принципы рисования

от общего к частному, от частного к общему

от общего к частному

от частного к общему, по анализу

по анализу, от общего к частному

Какие учебные задачи решаются на уроках ИзО

техника рисования, композиция рисунка, последовательность рисования, изображение предмета, изображение пространства

техника рисования, композиция рисунка

последовательность рисования, изображение предмета, изображение пространства

последовательность рисования, изображение пространства, изображение предмета

Читайте также: